Краткий теоретический материал 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткий теоретический материал



На начало XX в.приходится так называемый Серебряный век рус­ской культуры — время, когда прежние ценности воспринимались как устаревшие, и интеллигенция, неуверенно пытаясь заглядывать в бу­дущее, искала новые идеи и экспериментировала либо впадала в отчая­ние от невозможности что-то изменить.

Система образования в России в начале XX в. включала началь­ную школу (церковно-приходские школы), среднюю школу (гимназии и реальные училища), высшую школу (университеты, институты). По- прежнему близкое к университетскому образование давал Царскосель­ский (Александровский) лицей. Только за десять лет число начальных школ выросло в три раза — с 32 до 93 тысяч. Доля грамотных увеличи­лась и достигла 31%. Однако в целом уровень грамотности населения был невысок — около Уз детей школьного возраста не имели возможно­сти учиться. В сравнении с США Россия тратила на народное просве­щение в 14 раз меньше. Недоступной для многих оставалась средняя школа, а ведь поступить в университет было возможным только но окончании гимназии. Накануне Первой мировой войны в России дейст­вовали 105 высших учебных заведений. В 1908 г. в Москве на средства предпринимателя А.Л. Шанявского был основан первый «народный университет», где могли слу­шать лекции профессоров и получить среднее и высшее образование рабочие, ремесленники, мелкие служащие.

Значительными были успехи в науке и тех­нике. А.А. Кулябко впервые в мире оживил сердце человека через 20 часов после смерти.

И.П. Павлов в 1904 г. получил Нобелевскую премию за труды в области физиологии и меди­цины. В 1908 г. этой высокой награды был удо­стоен И.И. Мечников за труды по иммунологии.

Н.Е. Жуковский построил первую в Европе аэро­динамическую трубу. Он же организовал первые в мире соревнования летающих моделей.

К.Э. Циолковский обосновал возможность меж­планетных сообщений.

В 1904 г. начал выходить «Курс русской ис­тории» В.О. Ключевского. Большую роль в раз­витии исторической науки играло созданное в 1907 г. Русское военно-историческое общество в Петербурге (ныне возрождено).

По проекту В.Г. Шухова был построен неф­тепровод длиной 835 км — самый большой в ми­ре. И.Г. Бубнов построил первую в России под­водную лодку с двигателем внутреннего

сгорания. По инициативе инженера Р.Э. Классона под Москвой была сооружена первая в мире торфяная электростанция.

В 1913 г. И.И. Сикорский продемонстрировал в Петербурге пер­вый многомоторный самолет «Русский витязь». Впервые в мире в Рос­сии был построен 4-моторный бом­бардировщик «Илья Муромец».

В том же году летчик П.Н. Не­стеров выполнил на самолете «мерт­вую петлю».

Развивалось издательское дело: по количеству издаваемых книг Рос­сия была на 3-м месте в мире. Кре­стьянский сын И.Д. Сытин стал од­ним из крупнейших издателей. Его типография в Москве выпускала «полез­ную и доступную для народа книгу*

{«Библиотека для самообразования*, со­брания сочинений русских классиков и т.д.).

В литературе еще в конце XIX в. возникли модернистские течения: сим­волизм, акмеизм, футуризм. К символи­стам относились поэты Д.С. Мереж­ковский, З.И. Гиппиус, В.Я. Брюсов,

К.Д Бальмонт. Особое место среди сим­волистов по праву занимает А.А. Блок («Стихи о Прекрасной Даме*, поэма «Двенадцать*).

Поэты-акмеисты — это Н.С. Гумилев, А. А. Ахматова,

О.Э. Мандельштам, С.М. Городецкий.

Немало ярких, самобытных поэтов было и среди футуристов — В.В. Маяковский, И. Северянин, Б.Л. Пастернак и др.

Реалистических традиций в литературе продолжали придержи­ваться И.А. Бунин, А.И. Куприн, М. Горький, Л.Н. Толстой.

Новые течения возникли в философии. Наиболее значитель­ными ее представителями были Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, П.А. Флоренский, В.С. Соловьев,

С.Н. Трубецкой, И.А. Ильин.

Русская живопись этого пе­риода испытывает на себе влияние модернизма.

Крупнейшим художником- символистом был М.А. Врубель («Демон*, «Царевна-Лебедь»),

Элементы символизма про­слеживаются в творчестве худож­ника К.С. Петрова-Водкина («Ку­пание красного коня*). Одним из основоположников абстрактного искусства стал В. Кандинский («Импровизация №7*). Наряду с Кандинским русский авангард представляли М.З. Шагал («Авто­портрет с семью пальцами», «Над городом»), К.С. Малевич («Черный

квадрат»). В начале XX в. продолжали рабо­тать художники-передвижники; И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, А.М. Васне-

цов и др.

Влияние импрессионизма проявилось в творчестве В.А. Серова («Девочка с пер­сиками», «Девушка, освещенная солнцем», «Петр I», с. 47) и К.А. Коровина (портрет Ф.И. Шаляпина).

 

 

Своеобразием отмечено

творчество М.В. Нестерова, создавшего замечатель­ные образы выдающихся деятелей русской истории; Сергия Радонежского («Видение отроку Варфоломею», с. 24), философов

С.Н. Булгакова и П.А. Флоренского.

Живописец-баталист Ф.А. Рубо в 1890-х гг. создал первую в России панора­му, посвященную боевым действиям рус­ских войск — «Штурм аула Ахульго». В пе­риод с 1902 по 1911 г. Рубо обращается к событиям Крымской войны 1853-1856 гг. и Отечественной войны 1812 г. Появляются его наиболее значительные работы — пано­рама «Оборона Севастополя» и «Бородин­ская битва» (размер панорамы — 15 м высота и 115 м по окружности).

     
 

В 1898 г. возникло художественное объединение «Мир искусст­ва». «Мирискусники» (А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, К.А. Сомов) предпо­читали изображать театрализованный изящный и яркий мир. Не слу­чайно Л.С. Бакст и другие члены объединения активно участвовали в создании декораций к оперным и балетным постановкам. В «Мир искус­ства» входил и художник-сказочник И.Я. Билибин.

Подъем музыкального искусства в начале XX в. связан с деятель­ностью композитора, пианиста и дирижера С.В. Рахманинова, компо­зиторов А.Н. Скрябина («Прометей») и И.В. Стравинского (балеты «Петрушка», «Жар-птица», «Весна священная»). Развитие лучших традиций музыкального театра связано с певцами Ф.И. Шаляпиным, Л.В. Собиновым, А.В. Неждановой. Реформатором балетного театра стал балетмейстер М.М. Фокин.

Мировую славу обрели выдающиеся представители русской ба­летной школы А. Павлова, Т. Карсавина, В. Нижинский.

«Русские сезоны» в Париже, организованные в 1907—1913 гг. теат­ральным деятелем, меценатом С.П. Дягилевым, знакомили европейскую публику с лучшими достижениями российского оперного и балетного ис­кусства.

В архитектуре стиль модерн проявился в творчестве Ф.О. Шехте- ля (здание Ярославского вокзала в Москве, особняк З.Г. Морозовой на Спиридоновке в Москве), В.Ф. Валъкотта (гостиница «Метрополь» в Москве).

Ф.О. Шехтелъ. Особняк              Ф.О. Шехтель. Здание Ярославского

З.Г. Морозовой. 1893-1898                        вокзала. 1902-1904


 

В.Ф. Валъкотт. Гостиница                А.В. Щусев. Здание Казанского

«Метрополь». 1899-1905                         вокзала. 1914-1926


 

Памятником неоклассицизма стал Музей изящных искусств (ар­хитектор Р.И. Клейн). Ныне — это Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Представителем неорусского стиля был А.В. Щусев (здание Казанского вокзала в Москве).

Самые известные скульпторы Серебряного века: П.П. Трубецкой (памятник Александру III в Петербурге), С.М. Воянухин (памятник первопечатнику Ивану Федорову в Москве, с. 31), Н.А. Андреев (па­мятник Н.В. Гоголю в Москве).

Появляется новый вид искусства — кинематограф. Старейший кинотеатр в Москве -— «Художественный» — сохранился до наших дней. В 1908 г. вышел первый российский художественный фильм «Стенька Разин и княжна». Выдающимися актерами немого кино были Вера Холодная, Иван Мозжухин, Игорь Ильинский.


 

НА. Андреев. Памятник                     Кинотеатр «Художественный»

Н.В. Гоголю. 1904-1909

В результате революционных вихрей 1917 г. значительная часть деятелей Серебряного века покинула Россию. Многие из них с этого момента видели главной своей задачей сохранение прежней культуры России, русского языка в инокультурном, инонациональном простран­стве.

 

Домашнее задание:

1. Прочитать параграф 68 (В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. История. Часть 2)

2. Создать презентацию по биографии русского поэта серебряного века на выбор (С. Есенин, В. Маяковский, А. Блок, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, К. Бальмонт, А. Белый, З. Гиппиус, В. Брюсов)

 

 

30.03.2020

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.014 с.)