Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Краткий теоретический материал
На начало XX в.приходится так называемый Серебряный век русской культуры — время, когда прежние ценности воспринимались как устаревшие, и интеллигенция, неуверенно пытаясь заглядывать в будущее, искала новые идеи и экспериментировала либо впадала в отчаяние от невозможности что-то изменить. Система образования в России в начале XX в. включала начальную школу (церковно-приходские школы), среднюю школу (гимназии и реальные училища), высшую школу (университеты, институты). По- прежнему близкое к университетскому образование давал Царскосельский (Александровский) лицей. Только за десять лет число начальных школ выросло в три раза — с 32 до 93 тысяч. Доля грамотных увеличилась и достигла 31%. Однако в целом уровень грамотности населения был невысок — около Уз детей школьного возраста не имели возможности учиться. В сравнении с США Россия тратила на народное просвещение в 14 раз меньше. Недоступной для многих оставалась средняя школа, а ведь поступить в университет было возможным только но окончании гимназии. Накануне Первой мировой войны в России действовали 105 высших учебных заведений. В 1908 г. в Москве на средства предпринимателя А.Л. Шанявского был основан первый «народный университет», где могли слушать лекции профессоров и получить среднее и высшее образование рабочие, ремесленники, мелкие служащие. Значительными были успехи в науке и технике. А.А. Кулябко впервые в мире оживил сердце человека через 20 часов после смерти. И.П. Павлов в 1904 г. получил Нобелевскую премию за труды в области физиологии и медицины. В 1908 г. этой высокой награды был удостоен И.И. Мечников за труды по иммунологии. Н.Е. Жуковский построил первую в Европе аэродинамическую трубу. Он же организовал первые в мире соревнования летающих моделей. К.Э. Циолковский обосновал возможность межпланетных сообщений. В 1904 г. начал выходить «Курс русской истории» В.О. Ключевского. Большую роль в развитии исторической науки играло созданное в 1907 г. Русское военно-историческое общество в Петербурге (ныне возрождено). По проекту В.Г. Шухова был построен нефтепровод длиной 835 км — самый большой в мире. И.Г. Бубнов построил первую в России подводную лодку с двигателем внутреннего
сгорания. По инициативе инженера Р.Э. Классона под Москвой была сооружена первая в мире торфяная электростанция. В 1913 г. И.И. Сикорский продемонстрировал в Петербурге первый многомоторный самолет «Русский витязь». Впервые в мире в России был построен 4-моторный бомбардировщик «Илья Муромец». В том же году летчик П.Н. Нестеров выполнил на самолете «мертвую петлю». Развивалось издательское дело: по количеству издаваемых книг Россия была на 3-м месте в мире. Крестьянский сын И.Д. Сытин стал одним из крупнейших издателей. Его типография в Москве выпускала «полезную и доступную для народа книгу* {«Библиотека для самообразования*, собрания сочинений русских классиков и т.д.). В литературе еще в конце XIX в. возникли модернистские течения: символизм, акмеизм, футуризм. К символистам относились поэты Д.С. Мережковский, З.И. Гиппиус, В.Я. Брюсов, К.Д Бальмонт. Особое место среди символистов по праву занимает А.А. Блок («Стихи о Прекрасной Даме*, поэма «Двенадцать*). Поэты-акмеисты — это Н.С. Гумилев, А. А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, С.М. Городецкий. Немало ярких, самобытных поэтов было и среди футуристов — В.В. Маяковский, И. Северянин, Б.Л. Пастернак и др. Реалистических традиций в литературе продолжали придерживаться И.А. Бунин, А.И. Куприн, М. Горький, Л.Н. Толстой. Новые течения возникли в философии. Наиболее значительными ее представителями были Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, П.А. Флоренский, В.С. Соловьев, С.Н. Трубецкой, И.А. Ильин. Русская живопись этого периода испытывает на себе влияние модернизма. Крупнейшим художником- символистом был М.А. Врубель («Демон*, «Царевна-Лебедь»), Элементы символизма прослеживаются в творчестве художника К.С. Петрова-Водкина («Купание красного коня*). Одним из основоположников абстрактного искусства стал В. Кандинский («Импровизация №7*). Наряду с Кандинским русский авангард представляли М.З. Шагал («Автопортрет с семью пальцами», «Над городом»), К.С. Малевич («Черный квадрат»). В начале XX в. продолжали работать художники-передвижники; И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, А.М. Васне- цов и др. Влияние импрессионизма проявилось в творчестве В.А. Серова («Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем», «Петр I», с. 47) и К.А. Коровина (портрет Ф.И. Шаляпина).
Своеобразием отмечено творчество М.В. Нестерова, создавшего замечательные образы выдающихся деятелей русской истории; Сергия Радонежского («Видение отроку Варфоломею», с. 24), философов С.Н. Булгакова и П.А. Флоренского. Живописец-баталист Ф.А. Рубо в 1890-х гг. создал первую в России панораму, посвященную боевым действиям русских войск — «Штурм аула Ахульго». В период с 1902 по 1911 г. Рубо обращается к событиям Крымской войны 1853-1856 гг. и Отечественной войны 1812 г. Появляются его наиболее значительные работы — панорама «Оборона Севастополя» и «Бородинская битва» (размер панорамы — 15 м высота и 115 м по окружности). В 1898 г. возникло художественное объединение «Мир искусства». «Мирискусники» (А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, К.А. Сомов) предпочитали изображать театрализованный изящный и яркий мир. Не случайно Л.С. Бакст и другие члены объединения активно участвовали в создании декораций к оперным и балетным постановкам. В «Мир искусства» входил и художник-сказочник И.Я. Билибин. Подъем музыкального искусства в начале XX в. связан с деятельностью композитора, пианиста и дирижера С.В. Рахманинова, композиторов А.Н. Скрябина («Прометей») и И.В. Стравинского (балеты «Петрушка», «Жар-птица», «Весна священная»). Развитие лучших традиций музыкального театра связано с певцами Ф.И. Шаляпиным, Л.В. Собиновым, А.В. Неждановой. Реформатором балетного театра стал балетмейстер М.М. Фокин. Мировую славу обрели выдающиеся представители русской балетной школы А. Павлова, Т. Карсавина, В. Нижинский. «Русские сезоны» в Париже, организованные в 1907—1913 гг. театральным деятелем, меценатом С.П. Дягилевым, знакомили европейскую публику с лучшими достижениями российского оперного и балетного искусства. В архитектуре стиль модерн проявился в творчестве Ф.О. Шехте- ля (здание Ярославского вокзала в Москве, особняк З.Г. Морозовой на Спиридоновке в Москве), В.Ф. Валъкотта (гостиница «Метрополь» в Москве).
Памятником неоклассицизма стал Музей изящных искусств (архитектор Р.И. Клейн). Ныне — это Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Представителем неорусского стиля был А.В. Щусев (здание Казанского вокзала в Москве). Самые известные скульпторы Серебряного века: П.П. Трубецкой (памятник Александру III в Петербурге), С.М. Воянухин (памятник первопечатнику Ивану Федорову в Москве, с. 31), Н.А. Андреев (памятник Н.В. Гоголю в Москве). Появляется новый вид искусства — кинематограф. Старейший кинотеатр в Москве -— «Художественный» — сохранился до наших дней. В 1908 г. вышел первый российский художественный фильм «Стенька Разин и княжна». Выдающимися актерами немого кино были Вера Холодная, Иван Мозжухин, Игорь Ильинский.
НА. Андреев. Памятник Кинотеатр «Художественный» Н.В. Гоголю. 1904-1909 В результате революционных вихрей 1917 г. значительная часть деятелей Серебряного века покинула Россию. Многие из них с этого момента видели главной своей задачей сохранение прежней культуры России, русского языка в инокультурном, инонациональном пространстве.
Домашнее задание: 1. Прочитать параграф 68 (В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. История. Часть 2) 2. Создать презентацию по биографии русского поэта серебряного века на выбор (С. Есенин, В. Маяковский, А. Блок, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, К. Бальмонт, А. Белый, З. Гиппиус, В. Брюсов)
30.03.2020
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.014 с.) |