Результаты эмпирического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты эмпирического исследования



Обследование письма детей показало следующие результаты.

В письме имеются замены букв, как по графическому сходству, так и по акустическому, перестановки букв, пропуски и вставки лишних, ошибки в употреблении падежных окончаний, пропуски, замены предлогов, неправильное согласование слов в роде и падеже.

Обнаруженные затруднения и ошибки письма указывают на несформированность у детей фонематического анализа и синтеза, недостаточность дифференциации речевых звуков, детям свойственны грамматические неточности и графические ошибки.

Анализ письменных работ показал наличие у детей множественных ошибок, связанных с несформированностью оптико-пространственного восприятия. Дети затруднялись в ориентировке на тетрадном листе, не выделяли красной строки, нарушали порядок букв, слогов. У многих детей наблюдалось колебание наклона и высоты букв, фонетическое письмо, слитное написание слов с предлогами, отделение приставки от корня слова. Некоторые дети смешивали предлоги "перед - после - за", "к - у", "в - на".

Результаты анализа ошибок учащихся представлены в таблице 1.

 В процессе обследования чтения у детей были выявлены многочисленные нарушения не только его технической стороны, но и смысловой, большое количество разнообразных ошибок. Отмечались замены букв и по фонематическому, и по оптическому сходству; нарушения звуко-слоговой структуры: пропуски букв и слогов, добавления букв, перестановки букв; ошибки угадывания. Многие дети допускали повторное считывание, пропуск строки, считывание верхней строки вместо нижней; повторы слогов и слов; грамматические ошибки.

Обследуя знания основных терминов (звук, буква, слог, слово, предложение) у детей были выявлены нарушения в определении звук-буква, количество слогов в слове, слов в предложении.

 


Таблица 1

Характеристика и частота ошибок в письменных работах детей

Типы ошибок Виды ошибок Число детей допускавших ошибки
Ошибки звукового состава
  1. Замены согласных
  2. Замены гласных
  3. Пропуски гласных
  4. Пропуски согласных
  5. Пропуски слогов и частей слова
  6. Перестановки
  7. Добавления
  8. Раздельное написание частей слова
14 6 15 8 5 4 7
Лексико-грамматические ошибки
  1. Замена букв по количеству элементов
  2. Замена букв по пространственному расположению
  3. Зеркальное письмо букв
  4. Общее искажение букв
10   6   4 7
Графические ошибки
  1. Замена букв по количеству элементов
  2. Замена букв по пространственному расположению
  3. Зеркальное письмо букв
  4. Общее искажение букв
9   5   4 4
Ошибки на правила правописания
  1. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу
  2. Большая буква в начале предложения, в именах и кличках животных
  3. Правописание мягких согласных
  4. Правописание безударной гласной в корне слова (двухсложные слова)
8   8     12

 

Помимо письменной речи, исследовано развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза слов, активного словарного запаса, грамматической стороны речи и связной речи.

Исследование фонематического слуха.

При обследовании развития фонематического слуха выявлена способность детей, выделять звук из ряда других звуков, из слоговых рядов, в словах и различать сходные звуки с помощью следующих заданий:

1. Повторение за логопедом серий слогов.

2. Выделение звука в слове.

3. Определение количества слогов в слове, произнесённом логопедом.

4. Называние картинки, скажи, чем отличаются. Максимальное число баллов за серию - 30.

В результате исследования фонематического слуха у детей младшего школьного возраста были выявлены затруднения в анализе услышанного и его воспроизведении, это говорит о том, что у детей наблюдается поверхностное речевое внимание.

Исследование состояния звукового анализа и синтеза слов.

При обследовании состояния звукового анализа и синтеза слов использовались следующие задания:

1. Определение количества звуков в словах (количественный анализ).

2. Выделение первого, последнего гласного (согласного) звука в слове.

3. Последовательное выделение каждого звука в слове.

4. Называние слов, в которых 3,4, 5 звуков. (5 слов).

Максимальное число баллов за серию — 30.

Анализ результатов данных заданий показал, что:

1) Трудности в выделении последовательно каждого звука в слове;

2) Затруднения в нахождении места звука в слове;

3) Преуменьшение количества звуков в слове при подсчёте.

Исследование грамматического строя речи.

При исследовании грамматического строя речи использовались следующие задания:

1. Составление предложений из слов.

2. Образование уменьшительной формы существительного.

3. Добавление предлогов в предложение.

4. Образование прилагательных от существительных.

Максимальное число баллов за серию - 30.

В результате исследования грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста были выявлены затруднения в образовании имён прилагательных от существительных, в образовании уменьшительной формы существительных, добавление предлогов в предложение. Также были затруднения в конструировании предложений.

Исследование активного словарного запаса.

При исследовании активного словарного запаса использовались следующие задания:

1. Подбор синонимов.

2. Подбор антонимов.

3. Умение объяснять переносное значение слов в словосочетаниях и предложениях.

4. Классификация понятий (предметные картинки).

Максимальное число баллов за серию - 30.

В результате исследования активного словарного запаса у детей младшего школьного возраста были выявлены затруднение в подборе определений, синонимов и антонимов. Это свидетельствует о бедном словарном запасе. В речи детей отсутствуют деепричастия и причастия, многие наречия и предлоги. Дети затрудняются в использовании прилагательных "широкий - узкий", "тонкий - толстый", "длинный - короткий". Они заменяют их обозначениями "большой" или "маленький". Затрудняются в объяснение переносного значения слов в словосочетаниях и предложениях.

Исследование связной речи.

При исследовании связной речи использовались следующие задания:

1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок из 4 - 5 картинок.

2. Пересказ прослушанного текста.

Максимальное число баллов за серию - 30.

В результате исследования связной речи у детей младшего школьного возраста были выявлены затруднения в составлении рассказа по серии сюжетных картинок из 4-5 картинок и при пересказе прослушанного текста.

Рассказы детей отличались небольшим объемом, нарушением связности высказываний, многочисленными повторами. Наиболее часто дети пользуются простым двусоставным нераспространенным предложением

Таким образом, все задания методики объединены в шесть серий с одинаковыми максимальными оценками в 30 баллов. Наибольшее количество баллов за всю методику составляет 180. Приняв эту цифру за 100%, можно высчитать процентное выражение успешности выполнения речевых проб, используя процедуру, описанную выше.

В таблице 2 представлены результаты диагностики учащихся младших классов общеобразовательной школы перед проведением коррекционно-развивающей работы.

 

Таблица 2

Результаты диагностики учащихся младших классов перед проведением коррекционно-развивающей работы

Показатели Андрей С. Саша М. Катя В. Люба П. Дима Ж. Сережа С. Таня О. Саша Д. Таня Ч. Наташа Г. Рома П. Миша В. Аня С. Гена П. Кирилл П.
Исследование фонематического слуха 6 7,5 6,5 24 24 20 8,5 22 29 28 25 21,5 23,5 25 22
Групповой балл

352,5

Исследование звукового анализа и синтеза 23 25 22,5 25 24 23 24 23 23 25,5 23,5 22 18 26 20
Групповой балл

347,5

Исследование грамматического строя речи 26,5 27 26,5 19 26 24 20 23 24 22,5 19,5 18 24,5 23,5 18,5
Групповой балл

342,5

Исследование активного словарного запаса 17 23,5 24,5 17 15 19 20 16 19 25 23 17,5 16 15,5 16
Групповой балл

264

Исследование связной речи 21 22,5 27,5 17,5 20 22 17 25 25 23,5 18,5 20 18,5 23,5 18
Групповой балл

320

Исследование письменной речи 23 25 18,5 27 17,5 22 21 24 27 25 18,5 22 27 23 20
групповой балл

340,5

Общий индивидуальный балл за весь тест 136,5 150,5 146 134,5 124 128 130 122,5 147 149,5 128 121 127,5 136,5 120
Общий групповой балл за весь тест

1989,5

 

Индивидуальный процент успешности 78,5 83,5 81,1 74,7 68,8 71,1 80 65,4 81,6 83 71,1 67,2 70,8 75,8 70
Групповой процент успешности

74,5%

 

Обследование высших психических функций.

Следствием недостаточности функционирования мозговых систем может явиться несформированность высших психических функций, обеспечивающих процесс усвоения знаний и умений.

Обследование проводилось с помощью сокращённого варианта нейропсихологических методик предложенных Л.С. Цветковой, А.В. Семенович. Методика разрабатывалась на основе представлений о психологической структуре процессов письма [35,41,40]. Были использованы следующие тесты:

1. Беседа: оценивается умение ребёнка вступать в контакт, ориентироваться на месте и во времени, эмоциональный фон, организация поведения, общая осведомлённость.

2. Тест Н.И. Озерецкого на реципрокную координацию рук.

3. Проба на динамический праксис "Кулак - ребро - ладонь"

4. Исследование орального праксиса.

5. Пробы Хеда на пространственную организацию движений.

6. Проба на исследование зрительного гнозиса.

7. Пробы на исследование слухо-речевой памяти.

8. Исследование фонематического слуха.

9. Исследование зрительной памяти.

10. Раскладывание геометрических фигур по инструкции исследование произвольной деятельности, её организации, устойчивости, вербальной памяти, переключения устойчивой деятельности.

11. Проба на исследование пространственных представлений.

12. Проба на восприятие и оценку эмоционального содержания картин, ситуаций - исследуется состояние эмоциональных отношений, их развитость, адекватность, неадекватность, негативизм, страхи, состояние глубинных структур мозга, лобных и височных областей левого и правого полушария.

В таблице 3 представлены результаты нейропсихологического обследования учащихся младших классов общеобразовательной школы.

Анализ результатов исследования психической сферы учащихся показал, что у всех обследованных детей отмечается несформированность ряда высших психических функций: эмоционально — волевой сферы, динамической организации движения, слуховой памяти, фонематического слуха, нарушение зрительно - пространственного гнозиса, страдает память.

 

 

Таблица 3

Результаты обследования высших психических функций учащихся младших классов

  Андрей С. Саша М. Катя В. Люба П. Дима Ж. Сережа С. Таня О. Саша Д. Таня Ч. Наташа Г. Рома П. Миша В. Аня С. Гена П. Кирилл П.
Динамический праксис. Проба Н.И. Озерецкого. Тест 2,3. + - + + + + + - + + - - + + +
Оральный праксис. Тест 4. + _ _ + + + - + + + + - - - +
Пространственный праксис. Проба Хеда. Тест 5. _ + + _ + _ +   + - - + - + - +
Зрительный гнозис. Тест 6. _ _ _ + + _ - - - + + - - + +
Слухо-речевая память. Тест 7. + + + + + + - + + + + - + + +
Фонематический слух. Тест 8. _ _ + _ _ _ + + - - + + + + -
Зрительная память. Тест 9. + + + + + + + + + + + + + + +
Произвольная деятельность. Тест 10. + + + + + + + + + + + + + + +
Пространственный гнозис. Тест 11. + + _ + + + + - + + - - + - +
Проба на восприятие и оценку эмоционально-волевой сферы. Тест 12. + + + + + + + + + + + + + + +

"+" - выполненное ребенком задание

"-" - не выполненное ребенком задание

 

Несформированность динамической организации движений проявлялась в отсутствии автоматизации при выполнении серии движений (Дима Ж., Люба П.,Таня О.) и ошибках (Катя В.). Отмечались трудности переключения с одной позы на другую внутри серий движений (Люба П.). Трудности переключения проявлялись также в виде своеобразных пауз, выраженных в растягиваний элемента движения, перед тем, как перейти к следующему элементу серии движений (Дима Ж.). Ошибки самостоятельно корректировались детьми, либо после просьбы взрослого повторить движения ещё раз. В пространственном праксисе имелись ошибки, связанные с неустойчивостью пространственных представлений (отношений "право-лево") (Сережа С.), замедленность выполнения задания (Саша М., Дима Ж., Саша Д.).

При исследовании слухо-речевой памяти отмечались пропуски слов, перестановки слов не только внутри одной серии слов, но и между сериями после первого предъявления, однако после второго предъявления наблюдалось точное воспроизведение слов-стимулов, дети не могли припомнить слова одной группы после воспроизведения другой (все дети).

Незрелость эмоционально-волевой сферы проявлялась в преобладании эмоциональной формы реагирования в процессе обследования (Люба П., Саша М.), несформированности учебной мотивации (Сережа С., Саша М., Саша Д.), некритичности (Люба П.). Эффективным видом помощи здесь может выступить организация вниманий и актуализация мотива деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.029 с.)