Занятия с подростками 11–13 лет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятия с подростками 11–13 лет



Антистресс

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть

Упражнение «Имя и качество»

Участники сидят в кругу (желательно, чтобы и все последующие тренинги проводились в кругу) и, передавая друг другу мяч или игрушку, называют свое имя и какое-либо одно свое качество, начинающееся с любой буквы, которая есть в его имени, фамилии или в отчестве. Можно выполнять это упражнение в технике «Снежный ком»: каждый следующий участник повторяет все, что было сказано до него, и прибавляет свое имя и качество. Подводя итоги, ведущий обращает внимание участников на разнообразие качеств друг друга, подчеркивает, что, несмотря на то что все они очень разные, им предстоит совместная работа.

Обсуждение «Нам нужны правила»

Ведущий задает вопрос: что необходимо собравшимся вместе очень разным людям для успешности их совместной работы. Подводя итоги обсуждения, ведущий побуждает участников подумать о необходимости соблюдать определенные правила. На столе (на доске или в центре круга участников) укрепляется лист бумаги с надписью: «Нам нужны правила». Ведущий подчеркивает, что, для того чтобы разработать правила, надо понять, чем предстоит заниматься на психологическом тренинге.

Далее проводится обсуждение в форме ответов на вопросы, при этом ведущий просит участников высказываться по очереди и не перебивать друг друга:

• Зачем ученики ходят на уроки?

• Есть ли правила поведения на уроках и в чем они состоят?

• Чем отличается наше сегодняшнее занятие от урока?

• Будут ли отличаться правила поведения на психотренинге от правил поведения на уроке, почему?

• Какие есть идеи о том, что мы будем делать на психотренинге? (подчеркнуть самые интересные идеи.)

Основная часть

Ведущий сравнивает дискуссию, которая проходила в начале урока в свободной форме, и обсуждение, когда все высказывались по очереди. Предлагая участникам оценить, когда им было удобнее, обращает внимание на удобство второго варианта. Для закрепления убеждения в преимуществах второго варианта можно выполнить упражнение.

Упражнение «Мой адрес»

Все одновременно называют свои домашние адреса, при этом каждый должен стараться, чтобы именно его адрес услышали окружающие; далее ведущий предлагает любому участнику повторить адрес кого-либо, находившегося в отдаленной части помещения.

Заключительная часть

Осмысление полученного опыта. Ведущий предлагает участникам обменяться впечатлениями о первом занятии.

Упражнение «Цвет моего настроения»

Участники в кругу, передавая друг другу мяч или игрушку, сообщают, с каким цветом ассоциируется их настроение. Далее обращается внимание участников на то, что занятие подходит к концу и надо будет прощаться.

Зачем люди прощаются? При обсуждении ведущий побуждает детей соблюдать принятые правила. По ходу высказываний подчеркивает наиболее интересные идеи, предлагает придумать ритуал прощания. После обсуждения можно предложить такой вариант: все, стоя в кругу, берутся за руки и хором произносят «ДО-СВИ-ДА-НИ-МЫ», на последнем слоге, не разнимая рук, поднимают их вверх и делают шаг к середине круга. Повторить несколько раз.

Ведущий обращает внимание, что пока еще не придумано, как здороваться, — это будет домашнее задание. Кроме того, предлагается обсудить с родителями правила поведения на тренинге и подумать: нужно ли что-нибудь к ним добавить.

Ведущему на заметку. В вводной части при обсуждении, которое должно идти в свободной форме, может возникнуть шум в аудитории. Рекомендуется не одергивать участников — они сами почувствуют неудобство, когда все говорят одновременно и не слышат друг друга.

Вадим РОДИОНОВ,
Мария СТУПНИЦКАЯ,
Ксения СТУПНИЦКАЯ,
АНО «Школа «Премьер»

(Продолжение следует)

ЛИТЕРАТУРА

1. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. — СПб., 2002.

2. Джордж М. Искусство релаксации. Снятие напряжения. Преодоление стресса. Самопомощь. — М., 2001.

3. Жорж Ж. Детский стресс и его причины. — М., 2003.

4. Родионов В.А. Я и все-все-все. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5–9-х классов. — Ярославль, 2002.

5. Рыбина Л. Сможет ли школа избавиться от стрессов? // Материалы межрегиональной конференции Министерства образования РФ «Воспитываем здоровое поколение», 30–31 мая 2004 г. — М., 2004.

6. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М., 1995.

7. Селье Г. Стресс без дистресса. — М., 1979.

8. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. — М., 1993.

9. Черепанова Е.М. Психологический центр: Помоги себе и ребенку. Книга для школьных психологов, родителей, учителей. — М., 1997.

ЗАНЯТИЕ 2.
СТРЕСС: ЧТО ЭТО ТАКОЕ

Цель. Формирование представлений о стрессе, актуализация стратегии поведения в стрессовых ситуациях, формирование навыков саморегуляции.

Оборудование. Бланки теста «Умеете ли вы справляться со стрессом», ручки по количеству участников.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть

Ведущий спрашивает, придумал ли кто-нибудь ритуал приветствия. Выбирается какой-то вариант. В случае необходимости ведущий может сам предложить такой вариант: все становятся в круг, левую руку поворачивают ладонью вверх, а правую ладонью вниз, каждый соединяет свои руки с руками соседей, хором произносят слово «ЗДРАВ-СТВУЙ-ТЕ». При этом на последнем слоге участники разъединяют руки и хлопают в ладоши.

Далее ведущий спрашивает участников об их самочувствии и предлагает выполнить следующее упражнение.

Ведущий. Сядьте удобней, расслабьтесь. Можно закрыть глаза. Теперь сосредоточьте все свое внимание на пальцах ног, напрягите их, а затем расслабьте. Сделайте то же самое еще два раза. Теперь сосредоточьтесь на лодыжках, напрягите их, а затем расслабьте. Теперь напрягите и расслабьте по очереди все остальные части туловища: ноги, живот, грудь, спину, руки от кистей до локтя, от локтя до плеч, плечи, шею, нижнюю челюсть, щеки, лоб, а теперь потянитесь.

Следует пояснить, что, если правильно выполнять это простое упражнение, оно поможет быстро сбросить напряжение и восстановить силы. Можно также предложить участникам выполнять не всё упражнение, а только его часть. Например, сжать пальцы в кулак, а потом расслабить и повторить так три раза. Ведущий еще раз спрашивает о самочувствии участников, обращая внимание на его улучшение. Дети могут и не отметить улучшения настроения, в этом случае ведущий объясняет, что, хорошо освоив технику данного упражнения, участники научатся самостоятельно регулировать свое самочувствие и настроение.

Основная часть

Ведущий задает участникам следующие вопросы: что такое стресс? когда/из-за чего он возникает? какими ощущениями сопровождается? вреден ли он? Ведущий обобщает высказывания участников. После этого он предлагает им определение стресса: стресс — это такое изменение состояния человека, которое возникает в результате воздействия на него различных факторов (не только отрицательных, но и положительных), побуждающих его приспосабливаться к ним.

Ведущий приводит следующие примеры приспособления организма к изменениям в окружающей среде: замерзнув, человек дрожит, чтобы согреться, в жару человек потеет, чтобы при испарении влаги с поверхности тела снизилась температура. Делается вывод о том, что наш организм обладает способностью к физиологической адаптации.

Обсуждается вопрос, нужна ли человеку психологическая адаптация? Когда она необходима? Обобщая высказывания участников, ведущий подчеркивает, что стресс и является реакцией психологической адаптации человека.

Тест «Умеете ли вы справляться со стрессом?»

Инструкция. В левой части бланка (см. с. 9) предлагаются некоторые утверждения. Необходимо выбрать в правой части бланка наиболее характерные для вас реакции и отметить их.

Утверждение Часто Редко Никогда
1. Я чувствую себя счастливым 0 1 2
2. Я сам могу сделать себя счастливым 0 1 2
3. Меня охватывает чувство безнадежности 2 1 0
4. Я способен расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая для этого к успокоительным таблеткам или алкоголю 0 1 2
5. Если бы я испытывал очень сильный стресс, я бы обязательно обратился за помощь к специалисту 0 1 2
6. Я склонен к грусти 2 1 0
7. Мне хотелось бы стать кем-нибудь другим 2 1 0
8. Мне хотелось бы оказаться где-нибудь в другом месте 2 1 0
9. Я легко расстраиваюсь 2 1 0

Ключ к тесту

0–3 очка. Вы умеете владеть собой и, вероятно, вполне счастливы

4–7 очков. Ваша способность справляться со стрессом где-то на среднем уровне. Вам полезно взять на вооружение некоторые приемы, помогающие справляться со стрессом.

8 и более очков. Вам пока трудно бороться с жизненными невзгодами. Если вы хотите сохранить свои душевные и физические силы, вам необходимо научиться использовать более эффективные методы борьбы со стрессом.

Ведущему на заметку. Участники выполняют тест и самостоятельно подсчитывают полученные очки. Ведущий, не предлагая участникам называть полученные суммы, зачитывает весь ключ к тесту. Участники, основываясь на полученных суммах очков, выбирают соответствующий результат. Ведущий подчеркивает, что результаты психологических тестов всегда конфиденциальны, каждый сам решает, стоит ли делиться полученной информацией с другими.

После ознакомления с результатами ведущий говорит о том, что сам по себе стресс не вреден, а даже необходим (это приспособительная реакция). Стресс опасен только тогда, когда длится долго. Если человек хочет избежать отрицательных последствий стресса, он может научиться им управлять.

Заключительная часть

Участникам предлагается рассказать о том, как они справляются со стрессом. Желательно собрать как можно больше вариантов. Ведущий подчеркивает такие варианты, как: не паниковать, сосредоточиться на деле, давать себе время на отдых, обращаться за помощью. Важно обсудить и неэффективные способы борьбы со стрессом (если участники назовут их), такие как употребление алкоголя или наркотиков, подчеркнуть их опасные последствия.

Домашнее задание

Ведущий еще раз напоминает, что существуют определенные упражнения, позволяющие контролировать свое состояние и, следовательно, лучше справляться со стрессом. С двумя такими упражнениями участники познакомились на сегодняшнем занятии. Для закрепления навыков релаксации упражнения следует повторять. это и будет домашним заданием.

Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 3.
СТРЕСС И ЭМОЦИИ: РАСПОЗНАВАНИЕ
И ПРИНЯТИЕ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ

Цель. Развитие представлений о негативных эмоциях, возникающих при стрессе, о функциях негативных эмоций. Формирование навыка распознавания и принятия этих эмоций; обучение навыкам конструктивного выражения эмоции злости.

Оборудование. Мяч или мягкая игрушка, бумага А4 (8–10 листов), два ватмана, фломастер или маркер, 4 ручки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть

После ритуала приветствия ведущий спрашивает, делал ли кто-то упражнения, предложенные на прошлом занятии, и какой был эффект, предлагает повторить эти упражнения под руководством одного из участников. Далее проводится упражнение.

Основная часть

Ведущий говорит участникам о том, что стресс, как правило, сопровождается негативными эмоциями, такими как злость, страх, грусть, и негативными состояниями, такими как раздражение, беспомощность, апатия. Можно попросить участников привести примеры из своего опыта. Подводя итог, ведущий подчеркивает, что никому не нравится переживать эти эмоции и состояния, однако в природе нет ничего лишнего. Каждая эмоция выполняет определенную функцию и зачем-то нужна, так же как человеку необходима способность испытывать физическую боль, голод или холод. Обсудить с участниками, зачем природа наделила человека этой способностью (это сигналы об опасности, угрожающей жизни).

Далее участники делятся на четыре группы, каждая из которых получает задание: обсудить, зачем человеку нужна способность испытывать негативные эмоции и состояния. Первая обсуждает злость; вторая — страх; третья — грусть; четвертая — апатию. По ходу обсуждения группы записывают свои выводы. На работу дается 3–5 мин. Далее группы рассказывают о результатах своей работы.

Ведущий подводит итог обсуждения. Выводы записываются на ватман. Примерные варианты выводов:

– злость мобилизует нашу энергию, позволяет защититься;

– страх сигнализирует об опасности;

– грусть побуждает нас задуматься;

– апатия дает «передышку», позволяет отстраниться от ситуации, взглянуть на нее со стороны.

Далее участникам предлагается обсудить, что они делают, когда испытывают негативные эмоции. Необходимо поговорить о том, стоит ли подавлять негативные эмоции, можно ли осуждать других за испытываемые ими негативные эмоции. Важно показать, что негативные эмоции нуждаются не в подавлении, а в приемлемом их проявлении. Участники обсуждают приемлемые способы проявления негативных эмоций. При необходимости ведущий может привести примеры из книг или кинофильмов.

Для лучшего усвоения полученного опыта следует предложить конструктивные способы выражения злости, например познакомить участников с техникой Я-высказывания.

Ведущий предлагает участникам сравнить два высказывания: «Ты ненадежный друг, потому что не выполняешь своих обещаний» и «Я злюсь, потому что книга, которую ты забыл принести, сейчас мне очень нужна». Ведущий показывает, что Я-высказывание позволяет человеку открыто говорить о своих негативных эмоциях, не создавая конфликта. Важно подчеркнуть, что это высказывание должно относиться именно к поступку, а не к оценке личности человека. Такие высказывания как «Я на тебя злюсь, потому что ты всегда...» или «Я на тебя злюсь, потому что ты такой-то...» могут обидеть человека.

Для тренировки выполняется следующее упражнение. Ведущий передает мяч участникам по очереди, предлагая типичные ситуации. Участники должны отреагировать, используя Я-высказывания:

«Твой друг опоздал на встречу с тобой...»

«Сосед по парте положил свои вещи так, что они тебе мешают...»

«Тебе надо успеть доделать уроки, а твой младший брат тебя отвлекает...»

Заключительная часть

Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 4.
СТРЕСС И ЭМОЦИИ: САМОРЕГУЛЯЦИЯ

Цель. Закрепление представлений о функциях негативных эмоций, возникающих при стрессе. Формирование умения управлять негативными эмоциями, навыков саморегуляции в ситуации стресса.

Оборудование. Ватман, на котором на прошлом занятии было записано, зачем человеку нужны злость, страх, грусть и апатия; листы бумаги А4, цветные карандаши, фломастеры или краски; магнитофон.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть

Упражнение «Пересядьте те, кто...»

Участники получают карточку с одной из эмоций: радость, грусть, злость, страх, таким образом у нескольких участников на карточках будет написана одна и та же эмоция (если участников мало, количество карточек можно сократить; важно, чтобы каждая эмоция была как минимум у трех участников). Водящий встает в центр круга, его стул убирается; он должен, не называя свою эмоцию, каким-то образом ее продемонстрировать — позой, мимикой или фразой, интонацией. Те, кто узнают «свою» эмоцию, должны поменяться местами, при этом задача водящего занять освободивший стул.

Упражнение «Вверх по радуге».

Обсуждение домашнего задания

Ведущий спрашивает участников, удалось ли кому-нибудь использовать Я-высказывание в ситуации, когда он злился. Что при этом произошло, как отреагировал человек, по отношению к которому использовалось Я-высказывание, что чувствовал сам участник. Ведущий подчеркивает преимущества использования Я-высказывания. Если кто-то из участников имел негативный опыт использования Я-высказывания, следует это обсудить и попробовать понять, почему так произошло, предложить какой-то другой способ поведения в этой ситуации. Подчеркнуть, что освоение любого нового психологического приема требует времени и упорства.

Основная часть

Ведущий. Негативные эмоции по-своему полезны (показывает ватман, на котором на прошлом занятии было записано, зачем человеку нужны злость, страх, грусть и апатия). Но несмотря на это бывают случаи, когда эти эмоции мешают человеку действовать адекватно. Например, ты так сильно боишься отвечать у доски, что забываешь, все, что знал; так сильно злишься, что не можешь сдержаться и говоришь человеку что-то обидное; испытывая апатию, не можешь заставить себя выполнять свои обязанности.

Участникам предлагается привести собственные примеры. Делается вывод о том, что нужно уметь контролировать свои эмоции.

Ведущий напоминает участникам, что они уже знакомы с двумя упражнениями, позволяющими регулировать свое состояние. Далее можно предложить одно из известных релаксационных упражнений.

Упражнение «Место покоя»

Участникам предлагается сесть удобней. Закрыть глаза.

Ведущий. Представьте себе какое-то место, которое вам очень нравится. Это может быть место, где вы когда-то были, а может быть какое-то воображаемое место. В этом месте вы чувствуете себя абсолютно спокойно... Представьте его себе во всех деталях... Посмотрите вокруг, что вы видите... Прислушайтесь, возможно, до вас доносятся какие-то звуки... Возможно, вы чувствуете дуновение ветра... Сейчас у вас есть немного времени для того, чтобы побыть в этом месте... Это ваше место покоя... А теперь еще раз внимательно осмотритесь, сделайте глубокий вдох и открывайте глаза, можете потянуться.

Ведущему на заметку. Приведенный текст рекомендуется читать достаточно медленно, чтобы участники успевали выполнять инструкции. Можно сопровождать упражнение музыкой.

После выполнения упражнения участникам предлагается поделиться впечатлениями. Важно обратить внимание на позитивные изменения самочувствия. Желающие могут рассказать о том, какое место они себе представляли

Далее ведущий говорит о том, что это место называется «местом покоя». Участникам предлагается нарисовать свое «место покоя» или что-то, что напоминало бы им это место. После того как рисунки будут выполнены, желающие могут их показать. Ведущий говорит о том, что это упражнение, как и два предыдущих, позволяет регулировать свое состояние — успокоиться и восстановить силы. Все эти упражнения нуждаются в тренировке.

Ведущему на заметку. В группе могут оказаться участники, которые не отметят положительного эффекта от данного упражнения. В этом случае необходимо еще раз подчеркнуть, что только постоянная тренировка приведет к желаемому результату.

Заключительная часть

Домашнее задание

Выполнять упражнение «Место покоя» каждый день. Попробовать использовать известные участникам упражнения для регулирования своего состояния.

Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 5.
СТРЕСС И УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Цель. Развитие убеждений в преимуществах уверенного поведения перед грубым, понимания, что грубость не является признаком силы; развитие навыков уверенного поведения. Формирование представлений о связи стресса со способами поведения. Формирование умения дифференцировать проявления уверенности, неуверенности, грубости в повседневном поведении людей.

Оборудование. Мяч, три мягкие игрушки (см. текст занятия), листы ватмана, фломастеры, «Сравнительная таблица» (см. текст занятия).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть

После ритуала приветствия обсуждается домашнее задание. Ведущий спрашивает, использовал ли кто-нибудь из участников упражнения «Напряжение-расслабление», «Вверх по радуге» или «Место покоя» для регулирования своего состояния, получилось ли это. Важно еще раз напомнить, что данные упражнения нуждаются в тренировке.

Основная часть

Ведущий представляет участникам трех персонажей (это могут быть мягкие игрушки с нагрудными визитными карточками: «Уверенный», «Неуверенный», «Грубый»). От имени этих персонажей участникам предлагается продемонстрировать поведение в нескольких ситуациях:

1. Тебя вызывают к доске, а ты не выучил урок, тогда ты учителю и говоришь...

2. Ты играешь в увлекательную компьютерную игру, а родители хотят, чтобы ты садился за уроки, тогда ты им говоришь...

3. Твой приятель не вернул вовремя твою вещь, которая тебе очень нужна, и вот ты ему говоришь...

Каждая ситуация обсуждается в такой последовательности: участник берет в руки игрушку (например, персонаж «Грубый») и после описания первой ситуации произносит несколько реплик от лица персонажа. Ведущий высказывается от лица учителя. Затем следующий участник берет в руки другой персонаж и данная ситуация повторяется. Задача ведущего — реакцией своего персонажа подвести участников к пониманию преимуществ уверенного поведения.

После завершения необходимо обсудить, как ведут себя люди грубые, неуверенные и уверенные. После обсуждения ведущий предлагает участникам ознакомиться со «Сравнительной таблицей».

Три участника по очереди зачитывают признаки неуверенного, грубого и уверенного поведения. Далее проводится сравнение «взгляд-поза-жесты-голос-речь» неуверенного, грубого, уверенного человека. Затем участники самостоятельно разыгрывают вторую и третью ситуации, опираясь на таблицу.

Сравнительная таблица

  Неуверенный человек Грубый человек Уверенный человек
Взгляд Отводит глаза, избегает прямого взгляда Взгляд вызывающий, иногда исподлобья или свысока Взгляд прямой, заинтересованный
Поза Плечи опущены, старается занимать меньше места, сидит на краю стула Плечи развернуты, локти оттопырены, колени раздвинуты, занимает много места Поза естественная, ответствующая обстановке
Жесты Жесты мелкие, суетливые или замедленные, как бы незавершенные, может что-то перебирать пальцами Жесты резкие, размашистые, как бы преувеличенные. Жесты спокойные, плавные, нет лишних, неоправданных движений
Голос Голос тихий, интонации «детские» В тесной комнате может что-то разбить или пролить Голос спокойный, интонации доброжелательные
Особенности речи Просит, заискивает, старается разжалобить Голос нарочито громкий, интонации грубые Высказывает серьезные аргументы, приводит факты

По завершении упражнения обсуждается, какая тактика была самой эффективной и почему: грубость вызывает ответную агрессию и чаще всего не приносит успеха, неуверенность ставит человека в полную зависимость от других и тоже часто приводит к поражению, уверенность же вызывает у окружающих доверие и уважение и поэтому является наиболее эффективной поведенческой тактикой. Еще раз делается вывод о преимуществах уверенного поведения.

Участники, сидя в кругу и передавая друг другу мяч, завершают фразу: «Обычно я чувствую неуверенность, когда...» В высказываниях подчеркнуть: незнакомая обстановка, отсутствие поддержки окружающих, неопределенность перспективы развития событий; обсудить ощущения человека, испытывающего неуверенность, способы, которые используют участники, чтобы успокоиться и обрести уверенность, как могут окружающие помочь неуверенному человеку и т.п.

Далее таким же образом участники называют ситуации, когда они чувствуют уверенность, завершая фразу: «Я чувствую себя уверенно, когда...» В высказываниях подчеркнуть: знакомая обстановка, поддержка окружающих, наличие информации о возможном развитии событий, успешного опыта собственных действий в схожих обстоятельствах или возможности получить помощь, необходимую информацию, понимание окружающих т.п.

Необходимо подвести участников к пониманию, что уверенность приобретается с расширением жизненного опыта и знаний, что уверенными чаще всего бывают те, кто сам готов прийти на помощь другим, оказать поддержку тому, кто в ней нуждается.

Заключительная часть

Участники обсуждают, кто чаще переживает стресс, уверенный, неуверенный или грубый человек? Почему? (Неуверенный часто испытывает страх, грубый – злость или гнев).

Ведущий напоминает участникам, что человек может сознательно контролировать свое состояние. Так, если попытаться вести себя уверенно, можно и почувствовать себя уверенно. Ведущий предлагает участникам еще раз посмотреть на ватман, на котором записаны признаки уверенного поведения, или на «Сравнительную таблицу» и попытаться принять позу уверенного человека, пройтись как уверенный человек. Ведущий также может предложить участникам различные ситуации, кидая им по очереди мяч, и попросить их высказаться уверенно.

Ситуации:

– тебе нужно попросить учительницу, чтобы она разрешила переписать контрольную;

– тебе нужно отпроситься с урока;

– в магазине ты хочешь попросить продавца заменить товар;

– ты хочешь попросить старшего брата пустить тебя поиграть в компьютер и др.

Участники могут сами предложить типичные ситуации.

Домашнее задание

Обсудить с родителями: является ли грубость признаком силы и почему. Попробовать сознательно вести себя уверенно в ситуациях, когда уверенности не чувствуешь.

Ритуал прощания.

ЗАНЯТИЕ 6.
CТРЕСС И КОНФЛИКТЫ

Цель. Развитие представлений о житейских конфликтах между людьми, о связи конфликтных ситуаций со стрессовыми переживаниями; формирование навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

Оборудование. Мяч, плакаты с определениями понятий «конфликт» («конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов»), «компромисс» («Компромисс — это соглашение на основе взаимных уступок»), плакат «Беспроигрышный метод решения споров» (см. текст занятия).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть

После ритуала приветствия обсуждается домашнее задание. Ведущий спрашивает, удалось ли кому-то из участников сознательно вызвать у себя чувство уверенности в ситуации, когда они были не уверены в себе.

Основная часть

Участники делятся на 5 групп. Каждая группа получает описание житейского конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон.

Конфликтные ситуации

1) В семье двое детей-школьников. Чтобы не опаздывать на первый урок, надо встать в 8 часов утра, в течение получаса умыться, позавтракать, собрать портфель и выйти из дому. У детей постоянно возникают конфликты, кому первым идти в ванную (никто не хочет вставать на 10 минут раньше, чтобы успеть умыться до подъема второго ребенка).

2) На одной из перемен все учащиеся школы бегут в столовую на завтрак, поэтому там часто возникают конфликты из-за того, что не все успевают поесть.

3) Ты любишь слушать громкую музыку, а твой сосед предпочитает тишину в доме, по этому поводу у вас с ним часто возникают конфликты.

4) Каждый день к концу уроков в классе становится довольно грязно. Никто не хочет убрать мусор, так как каждый считает, что если он лично не сорил, то и убирать не обязан. По поводу чистоты в классе постоянно возникают конфликты.

5) Перед сном ты просматриваешь любимые журналы. Это занятие настолько захватывает тебя, что ты не можешь оторваться и лечь, наконец, спать. Из-за этого у тебя происходят конфликты с родителями.

Через 5–7 минут группы представляют свои варианты решения конфликтов. Подводя итоги, ведущий подчеркивает, что большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть таким образом, что каждая сторона идет на частичные уступки для общего удобства. Дается определение понятию «компромисс», которое также помещается на доску или в центр круга: «Компромисс — это соглашение на основе взаимных уступок».

Необходимо особо подчеркнуть, что компромисс возможен, если обе стороны проявляют стремление разрешить конфликт мирным путем, в противном случае конфликт может привести к разрыву отношений, к ссоре.

Следует сказать участникам: для того чтобы конструктивно решать конфликты или не допускать их развития, в серьезных областях взаимодействия людей созданы различные правила. Предложить подумать, какие существуют правила на случай конфликтов между: пешеходами и водителями (правила дорожного движения); покупателями и продавцами (правила торговли); работодателями и работниками (должностные инструкции) и т.п. Еще раз обратить внимание, что существует множество правил и инструкций, регламентирующих решение спорных вопросов, касающихся производственных отношений, отношений собственности, других правовых вопросов.

Подчеркнуть, что правила решения житейских конфликтов между близкими людьми (родственниками или друзьями) тоже существуют.

«Беспроигрышный метод решения споров»

1. Выясните как можно точнее, в чем именно дело, какова причина разногласий.

2. Постарайтесь найти максимальное количество вариантов решения конфликта.

3. Дайте оценку всем вариантам и выберите тот, что максимально соответствует интересам всех сторон конфликта, договоритесь действовать в соответствии с ним.

4. Обязательно следуйте достигнутым договоренностям.

5. Обсудите, что вы предпримете, если дела пойдут не так, как вы хотели.

Эти правила помещаются рядом с определениями конфликта и компромисса.

Заключительная часть

Участникам предлагается привести примеры типичных житейских конфликтов и попробовать решить их на основе предложенного метода. Примеры могут быть такими: ты хочешь поехать к другу, а родители возражают; друг зовет тебя пойти гулять, а ты хочешь посмотреть интересный фильм; сегодня твоя очередь убирать в классе, а ты очень спешишь на занятия в спортивной секции. По завершении обсудить, что было самым трудным и почему. Обобщая высказывания участников, еще раз напомнить, что житейский конфликт не приведет к серьезной ссоре, если будет решаться на основе компромисса.

Домашнее задание

Обсудить с родителями «Беспроигрышный метод решения споров» и опробовать его на практике.

ЗАНЯТИЕ 7.
CТРЕСС И ЦЕЙТНОТ

Цель. Формировать представления о причинно-следственной связи между острой нехваткой времени и стрессовыми переживаниями; развивать навыки рационального планирования собственных нагрузок с целью профилактики стресса при цейтноте.

Оборудование. Бланки «Моя неделя» (лист А4 разделен семью вертикальными линиями на равные части по дням недели и тремя горизонтальными: утро, день, вечер), цветные карандаши или фломастеры красного, желтого и зеленого цвета — по количеству участников.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть

После ритуала приветствия обсуждается домашнее задание: ведущий спрашивает, удалось ли кому-то из участников использовать «Беспроигрышный метод решения споров» на практике и что из этого вышло.

Упражнение «Шестерка»

Участники встают в круг и по очереди считают. Тот, кому достается число 6, число, делящееся на 6, или число, содержащее цифру 6, должен не называть его, а вместо этого хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибется, выбывает из игры.

Ведущий напоминает участникам, что очень часто в жизни школьника возникают такие ситуации, когда одно дело еще не закончено, а необходимо уже браться за другое, когда не успеваешь сделать уроки, выполнить какие-то обязанности по дому, когда времени словно не хватает. Ведущий предлагает участникам вспомнить подобные ситуации, которые происходили с ними. Следует обсудить чувства человека, оказавшегося в цейтноте. Подводя итог обсуждения, ведущий говорит, что, когда человек попадает в цейтнот, он сначала все-таки пытается успеть сделать все (иногда за счет сна и отдыха), а потом наступает момент, когда он чувствует бессилие, наступает апатия, все валится из рук и ничего не хочется делать. О чем говорят такие эмоции и состояния? Исследования показали, что нехватка времени является одной из основных причин стресса у школьников.

Основная часть

Ведущий предлагает участникам подумать, можно ли совершенно исключить из жизни ситуации цейтнота. В высказываниях участников подчеркивается, что невозможно полностью избежать ситуаций цейтнота, однако можно попытаться свести их к минимуму. Необходимо обсудить, какие способы придуманы людьми для этого. Ведущий должен подвести участников к мысли о том, что наличие плана, расписания или графика предстоящей работы помогает предотвратить цейтнот и стресс, с ним связанный. Участникам предлагается подумать, что имеется в школе для того, чтобы избежать цейтнота. В высказываниях подчеркнуть: режим дня, расписание уроков, план работы на четверть (неделю, год), график дежурств и т.п.

Можно обсудить: чем вызвана необходимость режима дня в школе? Как связан режим дня школы с режимом дня каждого участника? Удобно ли иметь расписание уроков на предстоящий день (неделю), почему? Можно ли так же распланировать свои внешкольные дела (предложить высказаться тем, кто посещает какие-либо внешкольные учреждения; выяснить, кто из них выполняет некоторые уроки заранее с учетом своей дополнительной нагрузки, удобно ли это)?

На бланках «Моя рабочая неделя» участники, глядя в свои дневники, закрашивают дни недели и время суток цветными карандашами (фломастерами): красным цветом то время, которое совпадает с большой нагрузкой, желтым — со средней нагрузкой, зеленым — с отдыхом и развлечениями (эта работа начинается на занятии, а завершается дома). Цвет покажет рациональность распределения сил участников в течение недели и каждого дня.

По окончании работы желающие демонстрируют свои бланки. Группа обсуждает, в какое время для данного участника может возникнуть опасность стресса, связанного с цейтнотом (там, где много красного цвета), и предлагает, как можно этого избежать. Ведущий подчеркивает такие варианты:

• планировать предстоящие дела, чтобы ничего не забыть и не столкнуться с внезапной необходимостью что-то срочно доделывать в последний момент;

• делать уроки заранее, чтобы разгрузить те дни, когда есть внешкольные занятия;

• не браться за несколько дел одновременно.

Следует обратить особое внимание, что, планируя свои дела, необходимо учитывать время для отдыха.

Заключительная часть

Ведущий напоминает участникам, что они уже знакомы с некоторыми способами саморегуляции. Существуют также методы быстрого восстановления сил и мобилизации ресурсов, например массаж активных точек. После этого ведущий знакомит участников с некоторыми приемами такого массажа:

— массаж мочек ушей;

— надавливание большим пальцем на точку между нижней губой и подбородком;

— массаж переносицы и области «третьего глаза».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.117 с.)