Нормативная база по безналичным расчетам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативная база по безналичным расчетам



Учет безналичных расчетов

Безналичные расчеты — расчеты, осуществляемые между физическим лицом и юридическим лицом без использования наличных денег, путём перевода средств через банк с расчётного (текущего) счёта плательщика на счёт их получателя.

Такой формат платежей доступен всем – юридическим лицам, предпринимателям и обычным гражданам.

Безналичная оплата – это один из наиболее удобных вариантов ведения расчетов по причине высокой скорости осуществления платежей и практически полном отсутствии нормативных ограничений в осуществлении платежей.

В ходе проведения безналичных расчетов происходит зачисление и списание денежных средств в электронном виде.

По итогам рабочего дня владельцу счета предоставляется выписка по счету, в которой отражается остаток на начало и конец дня, а также все приходно-расходные операции, что позволяет владельцу счета контролировать денежные потоки.

Для хранения безналичных денежных средств и проведения расчетов предприятию открывается расчетный, текущий или иные счета в банке (Положение ЦБ РФ от 19.06.2012 г. № 383 – П) Банку отдается роль посредника в платежах.

Каждое предприятие, организация могут иметь в банке только один основной счет – текущий или расчетный.

Текущие счета в настоящее время открываются организациям и учреждениям, не занимающимся коммерческой деятельностью и не имеющимся статус юридического лица (ЮЛ). Традиционно такие счета открываются общественным организациям и учреждениям, стоящим на федеральном, республиканском или местном бюджете.

Самостоятельность владельца текущего счета ограничена по сравнению с владельцем расчетного счета, на пример:

· может распоряжаться средствами на счете строго в соответствии со сметой, утвержденной вышестоящей организацией;

· перечень операций по текущим счетам регламентирован.

Расчетные счета открываются всем предприятиям независимо от формы собственности, данные предприятия должны:

· работать на принципах коммерческого расчета;

· иметь статус юридического лица;

· иметь самостоятельный баланс;

· самостоятельно отчитываться перед налоговой инспекцией.

Владелец расчетного счета имеет право:

· выступать самостоятельном плательщиком всех причитающихся с него платежей;

· вступать в кредитные взаимоотношения с банком;

· иметь полную экономическую и юридическую независимость;

· совершать любые операции, связанные с производственной и инвестиционной деятельностью, лишь бы данные операции не противоречили законодательству.

Предприятие самостоятельно выбирает для себя отделение банка для обслуживания и открытия расчетного счета, чтобы открыть расчетный счет необходимо предоставить соответствующие документы, требуемые банком при обращении. Открытие расчетного счета в банке сопровождается заключением между предприятием (клиентом) и банком договора о расчетно-кассовом обслуживании.Договор о расчетно-кассовом обслуживании — самостоятельный двусторонний (участники имеют как права, так и обязанности) гражданско-правовой договор. Юридическое оформление и функционирование счетов предприятий в банке предопределяются действующим порядком создания предприятий, их правовым статусом (Гражданский кодекс РФ, ч. 2, гл. 45 «Банковский счет»).

В соответствии с договором банк берет на себя ответственность и обязанности по своевременному, комплексному расчетно-кассовому обслуживанию в соответствии с действующими нормативными документами.

Расчеты аккредитивами относятся к расчетным операциям по специальным счетам в банке. Бухгалтерский учет расчетов аккредитивами осуществляется на счете 55 «Специальные счета в банках» субсчет «аккредитив».

При расчетах внутри страны аккредитив предназначен только для расчетов с одним поставщиком, его срок действия определяется в договоре между плательщиком и поставщиком.

Форма расчетов по инкассо

Расчеты по инкассо - это банковская операция, посредством которой банк по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа.

Расчеты по инкассо производятся на основании платежных требований и инкассовых поручений.

Платежные требования применяются при расчетах за товары (работы, услуги), оно является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.

Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом (согласием на оплату) и без акцепта (согласия) плательщика. Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору (но не менее пяти рабочих дней).

При отсутствии в договоре такого срока сроком для акцепта считаются пять рабочих дней.

Такие расчеты возможны только при наличии у взыскателя (получателя) средств прав на предъявление требований к счету должника (плательщика).

Эти права могут быть предусмотрены законом либо договором, который заключен между держателем счета (должником) и банком.

Инкассо по своей сути носит взыскательный характер.

Форма расчетов чеками

Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем - лицо (юридическое или физическое), в пользу которого выдан чек, плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются ГК РФ, а в части, им неурегулированной, другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.

Прежде, чем получить чековую книжку, предприятие вместе с заявлением о выдаче чековой книжки представляет платежное поручение на сумму лимита, и в нижней части поручения делается надпись: «За чековую книжку для расчетов с предприятиями».

Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, для получения платежа считается предъявлением чека к оплате. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате. Чеки действительны в течение 10 дней, не считая дня их выписки.

По окончании срока действия чековые книжки сдаются в банк. Чек должен содержать следующие обязательные реквизиты, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации

Расчеты чеками из чековых книжек совершают:

· юридические лица (предприниматели) либо индивидуальные предприниматели — чекодержатели, являющиеся получателями платежа по чеку из чековой книжки;

· физические лица — чекодатели.

В этом случае происходит списание средств со счета чекодателя на счет чекодержателя или выдачу ему наличных денег.

Расчет по чекам производится только при условии, что у чекодателя есть на счету достаточная сумма денег и после подтверждения личности предъявителя чека и проверки подлинности самого чека.

По денежным чекам.

Денежные чеки являются бланками строгой отчетности и выдаются клиенту в виде чековых книжек. Каждая выдача чековой книжки регистрируется операционным работником банка в регистрационной карточке клиента с указанием даты выдачи и номеров чеков с первого до последнего. Заполненный денежный чек клиент предъявляет операционному работнику. Тот проверяет правильность заполнения чека и сверяет соответствие печати и подписей должностных лиц предприятия с образцами. В бланке чека должны быть указаны сумма, дата выписки чека, наименование получателя, счет, с которого снимаются деньги, и подпись чекодателя. Сумма прописью пишется без абзаца с заглавной буквы. Свободные строки прочеркиваются, а на оборотной стороне денежного чека клиент обязан указать, для какой цели берутся деньги. Сведения о назначении платежа на обороте денежных чеков также заверяются подписями чекодателя.

Проверив правильность заполнения чека, операционный работник записывает сумму чека в кассовый журнал по расходу, отрезает от чека контрольную марку и передает ее получателю денег для предъявления в кассу, а сам чек передает в расходную кассу.

 

Учет безналичных расчетов

Безналичные расчеты — расчеты, осуществляемые между физическим лицом и юридическим лицом без использования наличных денег, путём перевода средств через банк с расчётного (текущего) счёта плательщика на счёт их получателя.

Такой формат платежей доступен всем – юридическим лицам, предпринимателям и обычным гражданам.

Безналичная оплата – это один из наиболее удобных вариантов ведения расчетов по причине высокой скорости осуществления платежей и практически полном отсутствии нормативных ограничений в осуществлении платежей.

В ходе проведения безналичных расчетов происходит зачисление и списание денежных средств в электронном виде.

По итогам рабочего дня владельцу счета предоставляется выписка по счету, в которой отражается остаток на начало и конец дня, а также все приходно-расходные операции, что позволяет владельцу счета контролировать денежные потоки.

Для хранения безналичных денежных средств и проведения расчетов предприятию открывается расчетный, текущий или иные счета в банке (Положение ЦБ РФ от 19.06.2012 г. № 383 – П) Банку отдается роль посредника в платежах.

Каждое предприятие, организация могут иметь в банке только один основной счет – текущий или расчетный.

Текущие счета в настоящее время открываются организациям и учреждениям, не занимающимся коммерческой деятельностью и не имеющимся статус юридического лица (ЮЛ). Традиционно такие счета открываются общественным организациям и учреждениям, стоящим на федеральном, республиканском или местном бюджете.

Самостоятельность владельца текущего счета ограничена по сравнению с владельцем расчетного счета, на пример:

· может распоряжаться средствами на счете строго в соответствии со сметой, утвержденной вышестоящей организацией;

· перечень операций по текущим счетам регламентирован.

Расчетные счета открываются всем предприятиям независимо от формы собственности, данные предприятия должны:

· работать на принципах коммерческого расчета;

· иметь статус юридического лица;

· иметь самостоятельный баланс;

· самостоятельно отчитываться перед налоговой инспекцией.

Владелец расчетного счета имеет право:

· выступать самостоятельном плательщиком всех причитающихся с него платежей;

· вступать в кредитные взаимоотношения с банком;

· иметь полную экономическую и юридическую независимость;

· совершать любые операции, связанные с производственной и инвестиционной деятельностью, лишь бы данные операции не противоречили законодательству.

Предприятие самостоятельно выбирает для себя отделение банка для обслуживания и открытия расчетного счета, чтобы открыть расчетный счет необходимо предоставить соответствующие документы, требуемые банком при обращении. Открытие расчетного счета в банке сопровождается заключением между предприятием (клиентом) и банком договора о расчетно-кассовом обслуживании.Договор о расчетно-кассовом обслуживании — самостоятельный двусторонний (участники имеют как права, так и обязанности) гражданско-правовой договор. Юридическое оформление и функционирование счетов предприятий в банке предопределяются действующим порядком создания предприятий, их правовым статусом (Гражданский кодекс РФ, ч. 2, гл. 45 «Банковский счет»).

В соответствии с договором банк берет на себя ответственность и обязанности по своевременному, комплексному расчетно-кассовому обслуживанию в соответствии с действующими нормативными документами.

Нормативная база по безналичным расчетам

Основы регулирования безналичных денежных расчетов между юрлицами сформулированы в гл. 46 ГК РФ. В том числе Гражданским кодексом установлены:

· обязанность юридических лиц (и предпринимателей) вести основные расчеты по коммерческой деятельности в безналичном порядке

(п. 2 ст. 861 ГК);

· порядок проведения безналичных расчетов (п. 3 ст. 861 ГК);

· основные формы безналичных расчетов в РФ: платежное поручение, чек, аккредитив, инкассо, а также свобода выбора формы расчетов юрлицами (ст. 862 ГК).

Дальнейшая организация бухгалтерского учета безналичных расчетов должна вестись исходя из принципов, закрепленных в ГК РФ.

Для целей бухучета и ведения первичной документации применяются дополнительно:

· закон «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее — закон № 402-ФЗ);

· План счетов, утв. приказом Минфина от 21.10.2000 № 94н (далее — План счетов);

· Положение о правилах осуществления перевода денежных средств, утв. приказом Банка России от 19.06.2012 № 383-П (далее — Положение

№ 383-П);

· Указание Банка России «О расчетах наличными» от 07.10.2013 № 3073-У (в части, устанавливающей лимит, сверх которого расчеты должны быть только безналичными, далее — Указание № 3073-У).

Главный регулирующий орган платежной системы — Банк России. Среди трех его основных задач значится обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. На Банк России возложены установление правил, сроков и стандартов осуществления расчетов и применяемых при этом документов, координация, регулирование и лицензирование организации расчетных, в т. ч. клиринговых, систем. В связи с массовостью расчетных операций условия многих из них унифицируются. Банком России установлены и утверждены единые требования к оформлению расчетных документов.

Порядок оформления безналичных расчетов

Как указывается в гл. 46 «Расчеты „Гражданского кодекса РФ“, формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами (далее по тексту — основной договор). В качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты. Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов.

В настоящее время в России применяются следующие формы безналичных расчетов:

· расчеты платежными поручениями;

· расчеты по аккредитиву;

· расчеты чеками;

· расчеты по инкассо.

Банки осуществляют операции по счетам на основании следующих расчетных документов:

· платежные поручения (ф. 0401060);

· аккредитивы (ф. 0401071);

· чеки;

· платежные требования (ф. 0401061);

· инкассовые поручения (ф. 0401071);

· пластиковые карточки.

Расчетные документы на бумажном носителе оформляются на бланках документов, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (класс «Унифицированная система банковской документации»). Форматы расчетных документов приведены в Приложениях к Положению о безналичных расчетах.

Расчетные документы на бумажном носителе заполняются с применением пишущих или электронно-вычислительных машин шрифтом черного цвета, за исключением чеков, которые заполняются ручками с пастой, чернилами черного, синего или фиолетового цвета (допускается заполнение чеков на пишущей машинке шрифтом черного цвета). Подписи на расчетных документах проставляются ручкой с пастой или чернилами черного, синего или фиолетового цвета. Оттиск печати и оттиск штампа банка, проставляемые на расчетных документах, должны быть четкими.

При заполнении расчетных документов не допускается выход текстовых и цифровых значений реквизитов за пределы полей, отведенных для их проставления. Значения реквизитов должны читаться без затруднения.

Подписи, печати и штампы должны проставляться в предназначенных для них полях бланков расчетных документов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.04 с.)