Организационный (адаптационный) период 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационный (адаптационный) период



С момента прибытия в лагерь начинается организационный период. Это короткий по времени, но насыщенный по содержанию, начальный этап лагерной смены, суть которого – адаптация воспитанника.

Длительность периода – 1-4 день лагерной смены (от заезда до открытия смены).

Характеристика организационного периода:

Организационный период представляет собой период адаптации детей к природно-климатическим, новым жизненным условиям, к новому человеческому и предметному окружению, к отсутствию родителей, к самообслуживанию, к режиму дня лагеря, рациону питания, новым требованиям.

В этот период происходит знакомство детей друг с другом, с вожатым, происходит формирование нового детского коллектива – отряда, налаживаются отношения в коллективе, оправдываются или нет ожидания от жизни в лагере.

В первые дни лагерной смены приходится психологический кризис смены, связанный с процессами адаптации, поэтому вожатому с первого дня следует начать работу над созданием в отряде устойчивого климата открытости, доброжелательности, товарищества, взаимной поддержки. С первых же минут нужно пресекать попытки создания «руководящих» группировок, игнорирующих принципы жизни отряда, проявление зазнайства, давления одних детей на других.

 

Основная цель вожатого в организационный период – помочь детям в безболезненной и быстрой адаптации к новым условиям, приучение детей к режиму дня в лагере, к соблюдению санитарно-гигиенических правил.

Задачи педагогической деятельности вожатого:

· познакомить детей друг с другом, с вожатыми, лагерем, его историей и существующими традициями;

· оказать помощь детям в социальной адаптации к новым условиям, приучить к режиму дня в лагере, к соблюдению санитарно-гигиенических правил,

· создать условия для раскрытия способностей детей в творческой, интеллектуальной, физической деятельности;

· провести первичную диагностику интересов, направленности личности, ожиданий детей;

· вовлечь детей в совместную деятельность;

· способствовать формированию доброжелательной атмосферы в отряде и созданию условий для раскрытия способностей детей, индивидуальной адаптации детей;

· формирование органов самоуправления, выявление лидеров;

· выработка основных законов и правил жизнедеятельности лагеря, отряда;

· совместная разработка плана-сетки жизнедеятельности отряда на смену.

Прибыв в лагерь, сделайте следующее:

1. Проверьте по списку детей;

2. Распределите их в корпусе по комнатам (принцип распределения по желанию, по интересам);

3. Дайте им время для раскладывания вещей: операция «Уют»;

4. Проведите первый организационный сбор:

 

· На этом сборе может состояться первоначальное знакомство детей друге другом и вожатыми (проведите игры на знакомство);

· Рассмотрите вопросы, касающиеся жизни детей в лагере (правила внутреннего распорядка, режим дня и т.д.)[1]:

5. Организуйте также экскурсию-знакомство с лагерем (знакомство с расположением и назначением помещений, с педагогическим и обслуживающим персоналом);

6.  Проведите гигиенические процедуры, до проведения ежедневного отрядного вечернего сбора;

7. За 30 минут до отбоя проведите отрядный сбор - «свечку».

Содержание работы вожатого с воспитанниками:

· Операция «Уют» по обустройству отрядного домика (места);

· Составление графика дежурства;

· Выборы актива отряда, выбор названия отряда, девиза, речевки, песни, эмблемы, разработка законов жизни отряда;

· Конкурс эмблем комнат, отряда;

· Оформление отрядного уголка;

· Проведение анкетирования, опроса, обработка результатов;

· Подготовка к Открытию лагерной смены;

· Подготовка творческой визитки вожатского отряда

· Огонек знакомств, игры на знакомство, вечерние костры;

· Составление плана-сетки работы отряда на смену.

· КТД на раскрытие творческих способностей воспитанников;

 

Таким образом, в организационный период смены необходимо создать комфортный для воспитанников психологический климат, ввести детей в новую среду, помочь найти каждому занятие согласно их интересам, выработать и принять общие нормы правил и требований в коллективе, ориентировать временный коллектив на совместную деятельность

Необходимо помнить, что организационный период самый значимый в налаживании взаимоотношений вожатого с воспитанниками и включения их в продуктивную жизнедеятельность лагеря. Чем организованнее и эффективнее пройдет организационный период, тем легче вам будет работать с детьми в течение смены!

Требования к названиям отрядов и девизам[26]

Название отряда и девиз должны [2]:

  • соответствовать возрасту воспитанников;
  • отражать идею смены;
  • быть содержательными;
  • быть удобно произносимыми;
  • не нарушать традиций лагеря, если они есть;
  • отражать общие интересы детей отряда, их общую особенность или их стремления.

Отрядный уголок и его оформление

 

Отрядный уголок – это основной атрибут презентации отряда, где сконцентрирован материал, отражающий жизнь воспитанников в лагере.

Отрядный уголок имеет огромное воспитательное значение:

· оказывает влияние на общественное мнение воспитанников,

· служит средством передачи информации и работы с органами самоуправления в отряде.

 

Следует учитывать, что отрядный уголок имеет основную (базовую) и дополнительную части. В основную часть отрядного уголка входит:

1. Информация об отряде: название, эмблема, девиз, речевка, песня отряда, список отряда, информация о вожатых и воспитателе, режим дня.

2. Информация об органах самоуправления в отряде и их деятельности: законы отряда, поручения, совет отряда, план-сетка, план работы на день, график дежурства, экран соревнования, решения совета отряда.

К дополнительным можно отнести сменные рубрики, такие, как: «Наши достижения», поздравления победителей и именинников, страничка вожатого, «Это интересно!», «почтовый ящик отряда», впечатления воспитанников о прошедших мероприятиях, экран настроения и другие материалы по усмотрению рабочей группы.

Требования к отрядному уголку [25]

Отрядный уголок – это место, где постоянно работает отряд и стенд, отражающий жизнь отряда. Здесь постоянно представлены успехи и победы отряда, их фантазии, изобретательность, мастерство, это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая.

Отрядный уголок призван развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать интерес к жизни своего коллектива.

Отрядный уголок – это творчество Ваше и детей, поэтому он должен:

1. быть «говорящим», т.е. содержание и его рубрики должны меняться;

2. отражать различные стороны жизни отряда (самообслуживание, спорт, участие в лагерной жизни, награды, дни рождения, перспективы).

3. быть продуктом совместного творчества: в оформлении уголка и обновлении содержания рубрик должны принимать участие дети.

Отрядный уголок может быть:

· плоским (нарисован на листе бумаги);

· в виде цельной картины, связанной с тематикой смены или названием отряда;

· состоящим из отдельных частей, объединенных общей темой;

· объемным, в виде какого-нибудь предмета, например, паровоз с вагонами;

· объемно-плоским, соединяющим в себе различные элементы, напри­мер, огород с фруктовыми деревьями и грядками овощей или космичес­кое пространство с планетами, звездами, ракетами и т.п.

Начиная работу над отрядным уголком, нужно определить его структуру и форму.

Форма отрядного уголка может быть оригинальной и выполненной в определенной стилистике (ромашка, корабль, ботинок, радуга и т.п.). Форма отрядного уголка и отдельных рубрик может быть связана с названием отряда, его эмблемой и другой атрибутикой.

Оформление отрядного уголка начинается в последние дни организа­ционного периода и заканчивается в первые 2 дня основного периода (хотя в каждом лагере возможны свои требования).

Рубрики для отрядного уголка:

  • Название отряда, девиз, речевка, эмблема (подходит к тематике смены и возрасту детей), должно быть написано крупными буквами, чтобы сразу бросаться в глаза;
  • Отрядная песня («А мы поем...», «Музыкальный граммофон»). Выбранная и разученная вами и детьми;
  • Календарь
  • График чистоты (по палатам), в нем ежедневно выставляется оценка или символ заменяющий ее. Очень хорошо, если у вас будет помощник, который будет следить за тем, чтобы не один день не был пропущен, в противном случае у ребят пропадет интерес к уборке комнат Поименные графики дежурства должны висеть и на дверях комнат, их тоже необходимо вести ежедневно. В начале смены можно объявить конкурс на самую чистую комнату в течение данной смены, а в конце подвести итоги и наградить победителей грамотами, дипломами или медалями.
  • План-сетка («Дрова для костра – наши дела», «Еще не вечер», «Веселыми тропинками лета», «Наша стратегия», «Завтречко» и т.д.), где по дням смены прописаны все отрядные и общелагерные мероприятия (что бы ребята и вожатые не забывали к какому мероприятию пора готовиться)
  • Сегодняъемный план работы на день) «Сегодня у нашего костра», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «А у нас сегодня...», «Сегоднячко»)., (с конкретной фамилией ответственного за проведение мероприятия) этот план вывешивается ежедневно, потому, что в нем могут быть корректировки в зависимости от погодных условий или т.п.
  • Поздравляем («Гип-гип ура!», «Маэстро, музыка!», «Целуем в щечку!»).
  • Спорт («От старта до финиша», «Точно в кольцо», «Наша стометровка», «Назло рекордам»).
  • Режим дня
  • Списокмальчиков и девочек отряда, актива отряда («Знакомьтесь, это мы!», «Ба, знакомые все лица!»). Списки можно составить по алфавиту или по комнатам проживания, иногда вывешивается дополнительный список именинников смены с датами рождения, куда включены и вожатые с воспитателями.
  • Законы отряда, лагеря
  • Жизнь лагеря («В других отрядах», «За бугром», «За горами, за долами»).
  • Наш адрес («Где нас найти», «Приезжайте в гости к нам»).
  • Наши достиженияили награды («Страна должна знать своих героев»). это необходимо для ребят, они должны видеть свои достижения и успехи своих друзей.
  • Всякая всячина («А вы знаете, что…», «Всяко разно...»).
  • Очень Важная Информация («Новости», «Скоро в отряде», «Что пишут в газетах»).
  • А вы слышали, что...
  • Наше настроение
  • Конверт для сюрпризов. Его можно назвать «Мы поздравляем», «Сюрприз», необходим для поздравлений и приятны сюрпризов име­нинникам, победителям.
  • Книга жалоб и предложений («Бочка жалоб и предложений», «Озеро доверия», «Отрядная почта»).

Временные рубрики отрядного уголка:

В организационный период смены:

· «Это наш лагерь» (краткие данные о лагере);

· поздравление с приездом;

· легенда смены;

· письмо-наказ ребят прошлой смены;

· первые песни;

· план на день.

В основной период смены отражается ежедневная деятельность отряда:

· соревнования;

· подготовка к отрядным и общелагерным делам, праздникам;

· участие в творческих конкурсах, смотрах;

· жизнь отряда;

· поощрение детей.

В заключительный период смены:

· «Как мы жили» с фотографиями или мысли ребят о прожитых днях;

· «А напоследок я скажу...», где дети пишут на прощание друг другу и лагерю пожелания и другие рубрики на усмотрение вожатого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.017 с.)