Теоретическая часть модуля № 1 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретическая часть модуля № 1



Логика и структура развития смены в детском оздоровительном лагере

Лагерная смена является основой деятельности детского оздоровительного лагеря, в этом понятии заключен основной педагогический смысл лагерной жизни, вся жизнедеятельность лагеря фокусируется в лагерной смене. Детские впечатления от лагеря – это впечатления от конкретной смены. Нередки случаи, когда дети, отдыхавшие в одном лагере, но в разных сменах, оценивали свое пребывание по-разному.

     
 
Смена в лагере – период работы лагеря, в течение которого осуществляется полноценный оздоровительно-образовательный процесс и реализуется весь комплекс педагогических задач. Ю.Н. Таран  
Лагерная смена – это временной период пребывания детей в оздоровительном учреждении, в рамках которого педагоги, в том числе и отрядный вожатый, организуют их быт, совместную деятельность, направленную на воспитание, оздоровление и отдых детей. Л.В. Воронкова  

 

 

 


В качестве основных характеристик лагерной смены Ю.Н. Таран выделяет следующие ее «слагаемые»»:

Философия смены»

Философия смены – термин условный, так же, как и термины «философия каникул» и «философия лагеря» и трактуется гораздо шире, чем просто перечисление целей и задач, форм деятельности, используемых в ходе смены. Философия смены это – педагогическая позиция коллектива, его взгляды на организацию летнего досуга ребенка, подход к определению основных ценностей лагерной жизни. Философия смены находит свое выражение в выборе «образа жизни» детского и взрослого сообщества в течение всей смены. Таким образом, философия смены включает в себя идею, ведущие цели, принципы организации и иногда сюжет самой смены (тематической смены).

 
Тематическая смена – это смена, содержание которой построено на одной теме, сюжете.  


Например:

· смена, основанная на литературных произведениях («Солнечный город», «Хоббитские игры», «В гостях у дедушки Корнея» и т.д.),

· смена, основанная на изучении проблем личности («Талант – восьмое чудо света», «Звезда по имени «Я» и др.)

· смена, основанная на современных проблемах человечества («Остров мечты», «Праздники Земли» и т. д.),

· смена, основанная на знаменательных датах в истории страны (300-летие Флота, 300-летие Санкт-Петербурга, 200-летие со дня рождения А.С. Пушкина и т.д.).

 

Образ жизни»

Под образом жизни понимают педагогическую стратегию организации жизнедеятельности детей и взрослых во время лагерной смены. В реализации профильных социально-педагогических смен необходимо выделять три образа жизни: дача, клуб и сбор.

  • Дача – по О.С. Газману[11] – «собственно отдых, насыщение прелестями лета». Это система жизнедеятельности лагеря, где главным является отдых, развлечение и досуг. Дети участвуют в программе смены по принципу «хочу – участвую, хочу – нет». А сама программа составляется взрослыми без серьезного учета интересов конкретных детей – участников смены, в расчете на «среднеарифметического ребенка». При этом сами взрослые нередко занимают позицию руководителя, массовика-затейника.
  • Клуб – это такая система жизнедеятельности, ключевыми понятиями которой являются выбор, общение, досуг. В клубе дети – активные субъекты лагерной жизни, каждый из них может выбирать не только событие, акцию, в которой можно принять участие, но и свое отношение к этой акции, свою роль в событии. Взрослые вместе с детьми разрабатывают план смены, реально учитывая пожелания детей. Позиции взрослого определяются как «консультант», «координатор», «организатор». Общение на смене является важнейшим компонентом содержания деятельности, и оно специально организуется в соответствии с выдвинутыми целями. «Ценности» коллектива складываются постепенно, в смене четко прослеживаются структурные периоды. Клуб как образ жизни детей и взрослых на смене предполагает разнообразную деятельность по дополнительному образованию детей и подростков в условиях лагеря.
  • Сбор – это образ жизни на смене, предполагающий высокую динамику и плотность дел и событий, в определении О.С. Газмана[11] – «взрыв, нравственный сдвиг в сознании ребят, активную их позицию». Профильная смена, организованная по принципу сбора, предполагает «жесткую» программу, так как главный выбор участники смены осуществляют в подготовительный период: на смену-сбор едут те, кто полностью разделяет идеи, ценности предстоящей деятельности. На сборе главное – дело. Лейтмотив деятельности детей при этом образе жизни на смене следующий: «Я знаю, куда приехал и что меня ожидает. Мне это интересно, я хочу принять в этом участие и разделить ответственность за результат». Сбор желателен, когда проводятся профильные смены, где доминирует «социальное воспитание», когда смена является закономерным продолжением до лагерной деятельности, к примеру, детского творческого объединения (экологов, туристов и т.д.).

 

Эмоциональный ритм»

Под эмоциональным ритмом понимается определенная организация во времени процесса эмоционального отражения жизнедеятельности конкретного объединения. Результаты ряда исследований свидетельствуют, что эмоциональные процессы и состояние подчиняются определенным закономерностям, учет которых позволяет повысить эффективность педагогического воздействия (А.Н. Лутошкин, Б.Д. Парыгин, К.Д. Радина и др.). Анализ работы многих загородных лагерей показал, что в течение смены у каждого отряда складывается свой индивидуальный ритм эмоциональной жизни. При этом обнаруживается значительное сходство динамики эмоциональных состояний разных отрядов и в разные лагерные смены. Таким образом, можно сделать вывод о наличии в течение одной смены лагеря общего эмоционального ритма, который характеризуется единым циклом с четко просматриваемыми тремя фазами. Каждая фаза соответствует определенному периоду лагерной смены и имеет свои содержательные особенности. Организационный и заключительный периоды характеризуются большей динамичностью эмоциональных состояний. Основному периоду присущи определенная умеренность, относительная равномерность амплитуды колебаний общего настроения.

 

Антураж»

Большое внимание этой стороне лагерной жизни уделяют скауты, создавшие одну из самых интересных и жизнеспособных воспитательных систем летнего отдыха детей и подростков. Для общего успеха смены продуманность, оригинальность антуража очень важны. Так, большую смысловую и эмоциональную нагрузку несет на себе антураж каждой конкретной смены:

    • флаги,
    • эмблемы,
    • талисманы,
    • музыкальное оформление,
    • «фирменные» названия

Следует учитывать:

1. Общую символику смены (графическое и цветовое решение), качество и количество символов. Нецелесообразно создавать на смену флаг, герб, талисман, вымпел и т.д.

2. Оформление территории и проводимых акций в соответствующем стиле.

3. Музыкально-песенное оформление как одно из ключевых в создании эмоциональной атмосферы в лагере.

4. Имидж педагогов.

 

 

Структура смены»

Отличительной особенностью воспитательного процесса в условиях летнего лагеря является его системность и цикличность. В соответствии с основными циклами смену лагеря традиционно подразделяют на три периода:

· организационный (адаптационный),

· основной (рабочий),

· итоговый (заключительный).

Однако современные исследователи добавляют подготовительный (время до заезда в лагерь, предполагающее подготовку вожатых к встрече с детьми) и после лагерный (анализ и подведение итогов пройденной смены) периоды.

Каждый из периодов смены можно проанализировать по нескольким показателям:

· ожидание ребят,

· организация деятельности,

· роль и позиция педагога,

· нравственно-психологическое состояние временного детского коллектива.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.006 с.)