Глава III .1. Основы энергетики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава III .1. Основы энергетики



РАЗДЕЛ III

ЭНЕРГЕТИКА

 

Производством, преобразованием, передачей и использованием различных видов энергии занимается энергетика. На каждого жителя России приходится в десять раз больше энергоресурсов, чем в среднем в мире. В топливно-энергетическом комплексе РФ производится четверть ВВП. Энергетика дает половину налоговых поступлений, хотя в ней занято всего 4 % трудовых ресурсов.

Отраслями энергетики являются электроэнергетика, теплоэнергетика, гидроэнергетика и атомная энергетика. К ведущей, включающей в себя все отрасли энергетики, относится электроэнергетика, охватывающая производство, передачу и распределение электрической энергии.

Теплоэнергетика занимается производством, передачей и распределением тепловой энергии.

Гидроэнергетика решает проблемы использования энергии водных ресурсов и преобразования энергии падающей воды в электрическую.

Атомная энергетика занимается преобразованием ядерной энергии в электрическую.

Отдельными отраслями энергетики можно считать автономную энергетику, включающую гелиоэнергетику и занимающуюся получением электрической энергии источниками энергии, не связанными с линиями электропередачи, и альтернативную (нетрадиционную) энергетику. Нетрадиционная энергетика включает в себя ветроэнергетику, решающую задачу преобразования энергии ветра, энергетику горячих источников Земли для теплофикации и получения электрической энергии, энергетику морей и океанов, занимающуюся преобразованием энергии морей и океанов в электрическую и другие виды энергии.

 

Распределение ресурсов

Фактические расходы на приобретение ядерного топлива

Динамика удельных затрат по ВУЗам ПФО

 

Средние удельные затраты на коммунальные услуги

Года

  2002   2003   2004   2005   2006   2007   2008   2009
Из расчета на 1 м2, руб./м2   96   122   151   168   171   202   257   335
- учебно-лабораторные корпуса   92   120   143   157   162   187   227   291
- общежития 109 137 154 181 216 250 306 383
- прочие здания 145 172 1794 206 223 247 315 411
Из расчета на одного учащегося, руб./чел   756   935   1124   1417   1608   1810   1863   2377
- учебно-лабораторные корпуса   522   625   671   834   950   1086   1121   1437
- общежития 151 207 299 382 435 515 577 723
- прочие здания 83 103 154 202 222 215 257 335

 

III.2.4.   Правовое

Требования по установке приборов учёта энергоресурсов в соответствии

С положениями Федерального закона № 261-Ф3 от 23.11.2009 г.

Требование по установке приборов Ответственный Срок

Оснастить здания, строения, сооружения приборами учета воды, тепла, газа, электроэнергии в местах подключения к системам централизованного снабжения соответствующими ресурсами (для многоквартирных домов – приборами поквартирного учета (воды и электричества)

Органы государственной власти, органы местного самоуправления До 1 января 2011 г.
Юридические лица До 1 января 2011 г.
Физические лица До 1 января 2012 г.
Установить приборы учета у «своих» потребителей (юридических лиц, которые их не установили или утратили)  

Организации, осуществляющие снабжение или передачу ресурсов, сети которых непосредственно подключены к сетям потребителей

До 1 января 2012 г.
Установить приборы учета у «своих» потребителей (населения), которые не установили их или утратили До 1 января 2013 г.
Представить предложения по оснащению приборами учета населению, УК, ТСЖ   До 1 июля 2010 г.
Представить информацию об организациях, оснащающих приборами учета населению, УК, ТСЖ До 1 января 2010 г.
Заключить договор по установке приборов учета с рассрочкой на 5 лет при обращении населения   С 1 июля 2010 г.
Обеспечить наличие приборов домового (тепло, газ) и поквартирного (вода, электричество) учета

Застройщики - в отношении вводимых в эксплуатацию зданий

С момента вступления в силу закона
Обеспечить поквартирный учет всех ресурсов. (При капитальном ремонте в отношении учета тепла требование выполняется при наличии технической возможности) С 1 января 2012 г.

4. Требования к зданиям, строениям, сооружениям.

Должны содержать:

- удельный расход энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении;

- требования к влияющим на энергоэффективность функционально-технологическим, конструктивным и инженерно-техническим решениям;

- требования к отдельным элементам, конструкциям, материалам и технологиям, а также требования к технологиям, включаемым в проектную документацию, позволяющие исключить нерациональный расход энергоресурсов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации;

- требования, которым здания, строения, сооружения должны соответствовать не только в момент ввода в эксплуатацию, но и через 5 лет с момента ввода в эксплуатацию.

Здания, строения, сооружения, вводимые в эксплуатацию после вступления в силу требований, должны быть оснащены приборами учета.

Реконструкция или капитальный ремонт зданий, строений, сооружений должны соответствовать требованиям энергоэффективности.

Проектная документация на здания, строения, сооружения должна соответствовать требованиям энергоэффективности.

Исключения:

- проектная документация утверждена или подана на утверждение в Главгосэкспертизу до вступления в силу требований;

- заключение Главгосэкспертизы не требуется и заявление на строительство подано до вступления в силу требований;

- объекты индивидуального жилищного строительства, дачные, садовые дома, культовые, временные, индивидуальные вспомогательные строения и сооружения, площадью менее 50 м2.

5. Меры по повышению энергоэффективности в жилом фонде.

К требованиям по содержанию общедомового имущества собственниками квартир в многоквартирном доме добавляются обязательные мероприятия по энергосбережению и энергоэффективности. Такие мероприятия утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ на основании принципов, установленных Правительством РФ, и могут включать, например: наличие двойной входной двери в подъезде, имеющей доводчик, наличие устройств, регулирующих освещение в подъезде, наличие уплотнителей на окнах, входных дверях.

Для общего имущества садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан федеральный орган исполнительной власти – Минрегионразвития России устанавливает перечень рекомендуемых мероприятий, который может быть дополнен органами исполнительной власти субъектов РФ.

6. Развитие института энергетических обследований и энергетических сервисов.

В числе конкретных законодательных норм повышения энергоэффективности важнейшее место занимает вопрос организации и проведения обязательных энергетических обследований предприятий и организаций практически всех секторов экономики. Обязаны организовать и провести энергетическое обследование (энергоаудит) до 31.12.2012 г., а последующий энергоаудит – не реже чем 1 раз каждые 5 лет:

- органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;

- организации с участием государства или муниципального образования;

- организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;

- организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;

- организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, мазута, печного топлива, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают 10 млн. руб. за календарный год;

- организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

По результатам энергетического обследования выдается энергетический паспорт (требования к нему устанавливает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти – Минэнерго РФ).

Энергосервисный контракт (энергетический перфоманс-контракт) - это договор, предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком. Исполнителем по этому контракту могут быть как подрядные организации, так и организации - поставщики энергетических ресурсов. Это общепризнанный во всем мире метод работы в сфере повышения энергетической эффективности, основанный на предоставлении специализированной энергосервисной компанией целого комплекса услуг по практическому энергосбережению с возмещением собственных расходов и получением финансовой прибыли из фактически достигаемой экономии энергозатрат.

Данные услуги являются платными, но их стоимость может быть включена в договор поставки или передачи энергетических ресурсов.

Срок окупаемости многих энергосервисных мероприятий - около 2 - 3 лет, поэтому повышение энергетической эффективности предприятий и организаций является выгодным и перспективным для предприятия, хотя это не всегда осознается руководством этих предприятий.

7. Мероприятия повышения энергоэффективности государственного сектора.

Особо жесткие требования будут предъявлены к госсектору и бюджетным учреждениям. Так, с 1 января 2010 г. каждое бюджетное учреждение обязано обеспечить снижение объема потребленных им ресурсов (воды, энергоносителей, электрической энергии) в течение пяти лет не менее чем на 15 % от объема потребления в 2009 г. с ежегодным снижением объема потребления не менее чем на 3 %.

8. Региональные и муниципальные программы по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

Должны содержать:

- значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы;

- перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующей программы, сроки проведения указанных мероприятий;

- информацию об источниках финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием отдельно бюджетных (при их наличии) и внебюджетных (при их наличии) источников финансирования указанных мероприятий.

9. Мероприятия повышения энергетической эффективности в сфере тарифного регулирования.

Например, законом установлено, что при установлении цен (тарифов) на энергетические ресурсы, цены (тарифы) на которые в соответствии с законодательством РФ подлежат государственному регулированию, потребителям должна быть обеспечена возможность выбора цен (тарифов), которые дифференцированы по времени суток (установленным периодам времени). Также может применяться дифференциация указанных цен (тарифов) по иным критериям, отражающим степень использования энергетических ресурсов.

10. Меры, направленные на повышение энергетической эффективности в частном секторе экономики.

Распоряжением Правительства РФ от 01 декабря 2009 г. утвержден План мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в РФ, направленных на реализацию закона. В соответствии с Планом определены конкретные задачи федеральным органам исполнительной власти, органам власти субъектов РФ и местного самоуправления по разработке нормативно-правовой базы для реализации закона с указанием конкретных жестких сроков исполнения.

В соответствии с требованиями Ф3 № 261 от 23.11.2009 принято Постановление Правительства РФ от 1 июня 2010 г. № 391 «О порядке создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования». Утверждены правила, в соответствии с которыми она создается и функционирует.

Цель государственной информационной системы - предоставлять актуальные сведения о требованиях законодательства в соответствующей сфере и ходе его реализации, объективные данные об энергоемкости российской экономики, о наиболее эффективных проектах и выдающихся достижениях в указанной области.

Оператором информационной системы выступает Минэнерго России. Установлено, какие сведения в нее входят. Федеральные органы исполнительной власти, региональные и муниципальные органы обязаны представлять оператору некоторые данные, состав которых определен. Сведения, входящие в информационную систему, размещаются в Интернете, и обновляются не реже 1 раза в квартал.

Принимаются другие руководящие документы, обеспечивающие выполнение требований Ф3 № 261. Примером могут служить:

- Постановление Правительства РФ от 23 августа 2010 г. № 646 «О принципах формирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме»;

- приказ Министерства экономического развития РФ от 11 мая 2010 г. № 174 «Об утверждении примерных условий энергосервисного договора (контракта), которые могут быть включены в договор купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа)». Зарегистрировано в Минюсте        17 июня 2010 г., № 17573;

- приказ Министерства экономического развития РФ от 4 июня 2010 г. № 229 «О требованиях энергетической эффективности товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений». Зарегистрировано в Минюсте 24 июня 2010 г., № 17626.

В целом структура законодательно-правовой системы, обеспечивающей управление энергоэффективностью и энергосбережением в нашей стране, представлена на рис. III.4.

Инструментами реализации требований этой нормативно-правовой базы являются: система субсидий; налоговые «льготы»; возмещение процентов по кредитам; регулируемые цены (тарифы); энергосервисные соглашения; региональные, муниципальные программы.

Приоритетность задач энергосбережения показана на рис. III.5 как первое из пяти направлений работы Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России (информация о её создании дана в начале параграфа).

 

 

Рис. III.4. Законодательно-правовая база энергоэффективности и энергосбережения

 

  Рис. III.5. Приоритеты и основное содержание направлений модернизации и технологического развития России  

На совместном заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России и Президиума президентского совета по науке, технологиям и образованию 30 сентября 2009 г. обсуждались и были приняты шесть проектов по энергосбережению (табл. III.11).

 

 

Т а б л и ц а III.11

 

Содержание проектов по энергоэффективности,

РАЗДЕЛ III

ЭНЕРГЕТИКА

 

Производством, преобразованием, передачей и использованием различных видов энергии занимается энергетика. На каждого жителя России приходится в десять раз больше энергоресурсов, чем в среднем в мире. В топливно-энергетическом комплексе РФ производится четверть ВВП. Энергетика дает половину налоговых поступлений, хотя в ней занято всего 4 % трудовых ресурсов.

Отраслями энергетики являются электроэнергетика, теплоэнергетика, гидроэнергетика и атомная энергетика. К ведущей, включающей в себя все отрасли энергетики, относится электроэнергетика, охватывающая производство, передачу и распределение электрической энергии.

Теплоэнергетика занимается производством, передачей и распределением тепловой энергии.

Гидроэнергетика решает проблемы использования энергии водных ресурсов и преобразования энергии падающей воды в электрическую.

Атомная энергетика занимается преобразованием ядерной энергии в электрическую.

Отдельными отраслями энергетики можно считать автономную энергетику, включающую гелиоэнергетику и занимающуюся получением электрической энергии источниками энергии, не связанными с линиями электропередачи, и альтернативную (нетрадиционную) энергетику. Нетрадиционная энергетика включает в себя ветроэнергетику, решающую задачу преобразования энергии ветра, энергетику горячих источников Земли для теплофикации и получения электрической энергии, энергетику морей и океанов, занимающуюся преобразованием энергии морей и океанов в электрическую и другие виды энергии.

 

Глава III.1.   Основы энергетики

 

В настоящее время доля топливно-энергетического комплекса занимает более 40 % промышленного производства. В 1980 г. этот показатель был на уровне всего 12 % и это оценивалось как положительное явление.

 

III.1.1. Системы  энергоменеджмента

 

В современном мире энергоэффективность любой организации рассматривается как часть ее социальной ответственности перед обществом. Такой подход, в частности, демонстрирует новый глобальный стандарт ISO 26000: 2010 «Руководство по социальной ответственности». Из него следует, что организация, которая стремиться быть социально ответственной, должна осуществлять программы энергоэффективности, чтобы уменьшить энергопотребление зданий, производственных процессов, приборов и электронного оборудования, процесса транспортировки и предоставления услуг. Для этого необходимо идентифицировать источники энергии, воды и других используемых ресурсов, выполнять измерения, записи и вести отчетность в части, касающейся их существенного использования.

Ориентиром в данных вопросах становится новый международный стандарт ISO 50001: 2010 «Системы энергоменеджмента – Требования с руководством по использованию». Его публикация планируется на конец 2011 г., однако отечественный ГОСТ Р ИСО появится через 2 - 3 года, не ранее.

Не дожидаясь его официальной публикации и издания национальной версии, крупнейшие российские предприятия – лидеры отечественной металлургической и нефтехимической промышленности уже начали активно готовиться к внедрению системы энергоменеджмента на основе его требований. Это организации, где уже внедрены, как правило, интегрированные друг с другом и сертифицированые системы менеджмента качества        (ISO 9001), экологического менеджмента (ISO 14001), менеджмента профессионального здоровья и безопасности (OHSAS 18001).

В объединенной Европе процессы внедрения и последующей сертификации систем энергоменеджмента все больше расширяются. Так, по состоянию на начало 2012 г. европейскими организациями по сертификации (например, Det Norske Veritas, BSI, Lioyd ,s Register, TUV Nord, TUV Austria, DQS) было выдано 45 сертификатов соответствия на системы энергоменеджмента организациям самых различных секторов экономики. Следует отметить, что в Европе аналогичный стандарт EN 16001: 2009 был издан в июле 2009 г. Среди компаний, которые получили сертификаты по этому стандарту, такие как Siemens Ltd (Dublin), Audi (Ingolstadt), Bayer CropScience, LG Electronics India Pvt Ltd, telekom Austria (Vienna).

Система энергоменеджмента – это «набор взаимоувязанных друг с другом и взаимодействующих между собой элементов организаций, опирающихся на энергополитику, энергоцели, процессы и процедуры, и позволяющих достигать этих целей». Поэтому внедрение такой системы – это внедрение в организации совокупности элементов системы, описанных в стандарте ISO 50001.

Первым реальным шагом, которым должно сопровождаться решение высшего руководства о внедрении системы энергоменеджмента, будет назначение им уполномоченного представителя с дополнительными функциями энергоменеджмента. Можно предположить, что на практике ими будут назначаться лица из состава службы главного энергетика. Но не исключен вариант, по которому идут американские компании, вводя должность энергодиректора (Energy Director) и соответственно поднимая статус этой управленческой фигуры.

На самом раннем этапе высшим руководством организации должны быть определены область и границы самой системы энергоменеджмента: будет ли она охватывать все или лишь отдельные подразделения и процессы всей организации. Неизбежно встанет вопрос, реализовывать проект по внедрению системы собственными силами или привлекать аудиторские и/или консалтинговые организации. Наиболее подходящий вариант: совместная рабочая группа.

Фундаментом для внедрения могут стать элементы других систем менеджмента (при их наличии в организации): качества  (ISO 9001), экологии (ISO 14001), профессионального здоровья и безопасности (OHSAS 18001), а также уже разработанная ранее документация (рабочие процедуры, оперативные инструкции, стандарты, регламенты, положения, планы, программы). Учитывая, что отдельные элементы системы менеджмента совпадают, может имеет случай, что не придется разрабатывать новые документы, а будет достаточно просто откорректировать действующие.

Используя зарубежный опыт, отечественная практика идет по пути разработки сводного Энергоруководства (Energy Manual) как главного корпоративного стандарта для реализации энергополитики и внедрения системы энергоменеджмента. Его разработка предусмотрена действующим американским стандартом           ANSI/MSE 2000: 2008 подобно тому, как в рамках внедрения системы менеджмента качества (ISO 9001) в организации разрабатывается руководство по качеству (Quality Manual). Характер таких документов схожий – методический и справочный. Энергоруководство предназначено для обращения к нему со стороны лиц, участвующих во внедрении и последующем функционировании системы энергоменеджмента, а также в ее аудитах (и внутренних, и внешних).

Включение и учет в Энергоруководстве всех элементов системы энергоменеджмента облегчит ее аудит при сличении аудитором того, что требуется стандартом с тем, что организация «прописала для себя как руководство к действию». Поэтому, как и Руководство по качеству, Энергоруководство будет также носить уникальный характер для каждой организации.

Стандарт ISO 50001 будет формировать лишь требования, то есть «то, что должно быть», а из Энергоруководства должно следовать «как это сделано» в организации. Поэтому оно должно описывать элементы деятельности организации, с помощью или посредством которых она обеспечивает (или намерена обеспечивать) выполнение требований ISO 50001, а также какой персонал вовлечен в эту деятельность.

Энергоруководство будет давать ссылки на иные корпоративные стандарты, регламентирующие различные процедуры, в частности, энергопланирования, обеспечения необходимого уровня компетентности персонала, управления документацией, работы с фактическими и потенциальными несоответствиями, а также по принятию предупреждающих и корректирующих действий. Высшее руководство организации должно будет гарантировать доступность Энергоруководства для любого заинтересованного лица, но выполнение его норм не будет заменять безусловного соблюдения законодательных требований (прежде всего, нового Федерального закона № 261-Ф3 – «Об энергосбережении...»).

Заниматься вопросами энергосбережения и повышения энергоффективности России сегодня «подстегивает» федеральное законодательство, но энергоменеджмент – это выбор зрелых в управленческом плане компаний, требующий подготовленного и квалифицированного персонала, а также пристального внимания со стороны высшего руководства. Его ослабление после формальной сертификации системы энергоменеджмента грозит тем, что внедрение требований стандарта ISO 50001, а также достижение поставленных в энергополитике целей так и «останется на бумаге».

 

Таким образом, энергоменеджмент – выбор зрелых в управленческом плане компаний с подготовленным и квалифицированным персоналом.

 

III.1.2. Первичные энергоресурсы

 

Углеводородное сырье – это органические ресурсы, поэтому этот вид ресурса экономического развития страны необходимо использовать наиболее эффективно и рационально, что чрезвычайно важно для модернизации России. В табл. III.1 представлен энергетический баланс ряда стран, из которого видно, что углеводородные ресурсы энергетики являются основной экономики стран и, в частности, России (суммарный процент – 91,1 %).

 

Т а б л и ц а III.1

Структура энергетического баланса, %

 

Страна Нефть Газ Уголь АЭС ГЭС Прочие Итого
Россия 21,3 53,4 16,4 4,7 2,3 1,9 100,0
США 39,8 22,8 23,6 8,5 1,2 4,1 100,0
Япония 51,0 11,7 16,6 17,0 1,6 2,1 100,0
Страны ЕС 42,4 21,8 15,2 15,4 1,8 3,4 100,0
Канада 34,6 28,9 12,2 7,9 12,1 4,3 100,0

 

По прогнозным оценкам специалистов Института энергетических исследований РАН РФ потребление в энергии по регионам мира будут возрастать (рис. III.1). Угроза нарастания региональных энергетических диспропорций проявляется в увеличении числа стран и крупных регионов, развитие которых не обеспечено собственными энергоресурсами. Если в 1990 г. такие страны производили 87 % мирового ВВП, то в начале XXI в. – уже 90 %. Основной частью прогнозных энергоресурсов располагают Северная Америка и страны СНГ, им же принадлежит большая часть разведанных запасов (следом идут зона Персидского залива и Австралия). Особенно резко возросла зависимость от импорта энергии наиболее быстро развивающихся стран – Китая, Индии и др. В частности, Азия уже сегодня 60 % своих потребностей в нефти обеспечивает за счёт импорта, а к 2020 г. импорт должен будет покрывать до 80 % спроса [14].

 

 

Рис. III.1. Прогноз потребности в энергии по регионам мира

 

Отдельно нужно сказать о проблеме энергетической бедности. Беднейшие слои населения во многих странах не имеют доступа к экологически чистой и экономически приемлемой энергии, в том числе и к электричеству. Если существующие тенденции сохранятся, в 2030 г. электричеством не смогут пользоваться 1,4 млрд. человек, всего на 200 млн. меньше, чем сегодня.

Наличие существенных разведанных запасов газа и нефти в России, позволяет осуществлять экспортные поставки углеводородного сырья. Экспорт только газа из России в 2000 г. составил 195 млрд м3 и по прогнозным оценкам к 2015 г. может возрасти до 281 млрд м3. Основная доля экспорта газа приходится на страны западной Европы, на долю северной Америки и США приходится немногим более 20 % и 18 % соответственно.

Распределение мировых запасов нефти приведены в табл. III.2. С февраля 2010 г. начались поставки нефти в Японию, а с 2009 г. осуществляются поставки сжиженного газа с Сахалинских месторождений. Япония импортирует нефть и газ (из России это пока 7 % от общего импорта), в основном, из стран Среднего Востока и из Юго-Восточной Азии. Газовоз из Сахалина идет 2 - 3 дня, а из Среднего Востока 1 - 2 недели, поэтому экспортные поставки углеводородного сырья из России оцениваются японскими экономистами как перспективные.

Т а б л и ц а III.2

Количественные оценки мировых запасов нефти *

 

  Страна   Добыча, млн. баррелей в день Запасы, млрд. баррелей На сколько лет хватит (при нынешних темпах добычи)
Саудовская Аравия 10,8 264,1 67
Иран 4,3 137,6 88
Ирак 2,4 115,0 131
Кувейт 2,8 101,5 99
Венесуэла 2,6 99,4 105
ОАЭ 3,0 97,8 89
Россия 9,9 79,0 22
Ливия 1,8 43,7 66
Казахстан 1,6 39,8 68
Нигерия 2,2 36,2 45

*   количественные оценки указаны без учета новых разведанных запасов

 

Также имеются наиболее крупные запасы нефти и в Европе, по данным на 2011 г., в частности:

- Норвегия (включая норвежские территории на юге Атлантики) оцениваются в 6,8 млрд. баррелей;

- Великобритания (без британских зарубежных территорий) –    3,1 млрд. баррелей;

- Дания (включая Гренландию и Фарерские острова) –           1,2 млрд. баррелей;

- Румыния – 0,6 млрд. баррелей;

 - Италия – 0,5 млрд. баррелей;

- Турция – 0,3 млрд. баррелей;

-Албания – 0,2 млрд. баррелей.

Правительством России разрабатываются меры по стимулированию нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) по производству качественного топлива и, соответственно, на рост глубины нефтепереработки. По прогнозным оценкам годовая динамика производства основных нефтепродуктов в РФ должна составить: бензин – 0,5 %; дизтопливо – 3,9 %; мазут (топочный) – 8,2 %; авиакеросин – 6,3 %.

Но основные инвестиции нефтяных компаний в течение 10 последних лет были направлены и пока направляются в до΄бычу нефти, ввиду «сверхблагоприятной» экспортной конъюнктуры. Это снижало темпы реконструкции российских НПЗ. В результате, по данным исследования ИА INFOLine «Нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность России» на 2010 г., износ основных фондов на многих отечественных НПЗ уже достиг 70 - 80 %, а в структуре выпуска нефтепродуктов по-прежнему преобладает мазут (продукт низкого передела).

Поэтому глубина переработки нефти в России, по данным Минэкономразвития РФ, в 2010 г. составила 71,2 % против 71,9 % в 2009 г. Для сравнения: в регионе ЕС этот показатель достигает      86 - 88 %, в США и Норвегии – 89 - 92 %, а в большинстве стран – членов ОПЕК – минимум 75 %. Даже в ряде стран бывшего СССР (Туркмения, Узбекистан, Беларусь, Грузия) этот показатель выше, чем в РФ.

Благодаря своим экономическим и экологическим показателям газ является самым распространенным альтернативным топливом в мире. России, как стране, обладающей богатейшими запасами углеводородов и развитой научно-производственной базой, необходимо самым активным образом развивать это направление. Причина популярности газа вполне очевидна – доступность сырья и относительно невысокие энергозатраты на производство топлива. Как следствие – довольно низкая себестоимость в сравнении с другими «альтернативами», которые зачастую являются продуктами переработки природного газа (диметилэфир и водород) или иным способом включают его в свой производственный цикл.

Планируется, что к 2012 г. уровень утилизации попутного нефтяного газа будет доведен до 90 %, так что видится целесообразность увеличения количества потребителей углеводородного газа внутри страны.

Газ как топливо представляется двумя основными разновидностями – компримированный природный газ (КПГ) и сжиженный углеводородный газ (СУГ).

Прогноз динамки на 2030 г. мирового потребления сжиженного углеводородного газа относительно 2001 г. должен составить:

- моторное топливо – 25 %;

- нефтехимия – 9,0 %;

- отопление – 19 %;

- индустрия – 10,0 %;

- агропромышленный комплекс – 3,0 %.

К 2030 г. эта общая потребность составит около 66,0 % относительно 2001 г. (30,7 %).

Значительная доля газа и его производных, а также продуктов НПЗ потребляется автомобильным транспортом.

Приверженность стран к стратегии «20-20-20» подтверждается на различных межправительственных встречах. Суть этой стратегии заключается в сокращении к 2020 г. выбросов углекислого газа на      20 % по сравнению с 1990 г., увеличении доли альтернативных источников энергии до 20 % от всего энергопотребления и повышение на 20 % энергоэффективности. Единая Европа хочет иметь единый рынок, единую энергетическую стратегию и скоординированную энергетическую политику как ключевой инструмент реализации этой стратегии.

Россия является крупнейшим поставщиком первичной энергии в ЕС, в этом ее преимущество и, как оказалось, недостаток. После транзитного кризиса, Евросоюз все более открыто заявляет о необходимости снижения энергетической зависимости от России.

Динамика транзита российского газа, через западный регион бывшего СССР приведена в приложении 6.

Понятно, что в ближайшее десятилетие доля России в физическом виде в экспортном балансе ЕС существенно не упадет, но процентная доля будет неуклонно снижаться. Конкуренция на европейском рынке ужесточается и видимо следует проявлять большую гибкость в отношениях с ЕС. России приходится разворачиваться на восток – развивать внутренний рынок и пытаться прорваться на рынки Китая и азиатско-тихоокианского региона (АТР).

Нефть и газ в настоящее время являются наиболее ценными продуктами, добываемыми на подводных месторождениях континентального шельфа. Общая площадь осадочных бассейнов, с которыми связаны месторождения нефти и газа в пределах континентального шельфа, составляет около 20 млн км2, причем по прогнозам некоторых специалистов эта цифра возрастает до           50 - 80 млн км2. Площадь континентального шельфа РФ составляет               6,2 млн км2. Около 4 млн км2 являются перспективными на нефть и газ. Стратегические ресурсы шельфа Северного Ледовитого океана приведены в [19]. Извлекаемые ресурсы углеводородов на континентальном шельфе РФ составляет около 100 млрд. т, в том числе более 13,5 млрд. т нефти и около 73 трлн. м3 газа. Основной объем ресурсов (около 66,5 %) приходится на шельфы северных морей (Баренцево и Карское моря). В настоящее время на шельфе России выявлено более 20 крупных перспективных нефтегазоносных бассейнов, открыто 36 месторождений, в том числе уникальные газовые месторождения (Штокмановское, Русановское, Ленинградское) в Западной Арктике и несколько крупных месторождений нефти на северо-восточном шельфе Сахалина. Установлены подводные продолжения более, чем 10 ранее открытых на суше месторождений нефти и газа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.80.187 (0.094 с.)