Тольятти, 20 18
Программа практики составлена на основании ФГОС ВПО/ФГОС ВО и учебного плана направления подготовки (специальности) 20.03.01 Техносферная безопасность
(код и наименование направления подготовки, специальности в соответствии с ФГОС ВПО/ ФГОС ВО)
Рецензирование программы практики:
Отсутствует
Программа практики одобрена на заседании кафедры «Управление промышленной и экологической безопасностью» (протокол заседания № 1 от «04» сентября 2018 г.).
Рецензент
_________________________ _____________ __________________
(должность, ученое звание, степень) (подпись) (И.О. Фамилия)
«___»________20___г.
Срок действия программы практики до «31» августа 2024 г.
Информация об актуализации программы практики:
Протокол заседания кафедры № ____ от «____»________________ 20___ г.
Протокол заседания кафедры № ____ от «____»________________ 20___ г.
Протокол заседания кафедры № ____ от «____»________________ 20___ г.
Протокол заседания кафедры № ____ от «___ _»_ _______________ 20 ___ г.
.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой «Управление промышленной и экологической
безопасностью»
(разработавшей РПД)
«___»________20___г. _________________ Л.Н.Горина
(подпись) (И.О. Фамилия)
Аннотация
Б2.В.01(У) Учебная практика ( практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности )
1. Цель и задачи практики
Цель - получение практических навыков выполнения функциональных обязанностей специалиста по охране труда, охране окружающей среды, пожарного караула и инспектора ГПН (Госпожнадзора)..
Задачи практики
Направленность (профиль) «Экоаналитика и экозащита»
Изучить:
Структуру службы охраны окружающей среды на предприятии. Назначение и основные направления деятельности экологической службы.
Применяемые на предприятии экологически безопасных технологий производства выпускаемой продукции;
Структуру отходов на предприятии, класс их опасности, способы утилизации.
Организацию обучения работающих специалистов приемам и методам экологически безопасного производства.
Место практики в структуре ОПОП ВО
Данная практика относится к блоку 2 «Практики» (вариативная часть).
Дисциплины, учебные курсы, на освоении которых базируется данная практика – «Введение в профессию».
Дисциплины, учебные курсы, для которых необходимы знания, умения, навыки, приобретаемые на данной практике: «Производственная безопасность», «Промышленная экология», «Охрана труда», «Пожаротушение».
Способ проведения практики
- стационарная;
Форма (формы) проведения практики
- непрерывно.
Место проведения практики
Промышленные предприятия г.о. Тольятти (отделы охраны труда, охраны окружающей среды, производственного контроля), структуры МЧС, научно- технический центр «Промышленная и экологическая безопасность».
6. Планируемые результаты обучения, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Формируемые и контролируемые компетенции | Планируемые результаты обучения |
владение компетенциями самосовершенствования (сознание необходимости, потребность и способность обучаться) (ОК-4); | Знать: компетенции совершенствования. |
Уметь: применять методы самосовершенствования. | |
Владеть: компетенциями самосовершенствования. | |
способность работать самостоятельно (ОК-8);
| Знать: виды самостоятельной работы. |
Уметь: работать самостоятельно. | |
Владеть: навыками организации самостоятельной работы. | |
способность использования основных программных средств, умением пользоваться глобальными информационными ресурсами, владением современными средствами телекоммуникаций, способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12); | Знать: основные программные средства. |
Уметь: пользоваться глобальными информационными ресурсами. | |
Владеть: современными средствами телекоммуникаций, способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач | |
способность принимать участие в инженерных разработках среднего уровня сложности в составе коллектива (ПК-1) | Знать: методы осуществления инженерных разработок среднего уровня сложности |
Уметь: принимать участие в инженерных разработках среднего уровня сложности в составе коллектива | |
Владеть: навыками работы составе коллектива | |
способность разрабатывать и использовать графическую документацию (ПК-2); | Знать: виды и назначение графической документации |
Уметь: разрабатывать и использовать графическую документацию | |
Владеть: навыками разработки графической документации | |
способность оценивать риск и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемой техники (ПК-3). | Знать: основные меры по обеспечению безопасности разрабатываемой техники |
Уметь: оценивать риск и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемой техники | |
Владеть: навыками оценки риска | |
способностью использовать методы расчетов элементов технологического оборудования по критериям (ПК-4) | Знать: методы расчетов элементов технологического оборудования по критериям |
Уметь: использовать методы расчетов элементов технологического оборудования | |
Владеть: навыками расчетов элементов технологического оборудования по критериям | |
способностью ориентироваться в основных методах и системах обеспечения техносферной безопасности, обоснованно выбирать известные устройства, системы и методы защиты человека и окружающей среды от опасностей (ПК-5) | Знать: основы обеспечения техносферной безопасности |
Уметь: ориентироваться в основных методах и системах обеспечения техносферной безопасности | |
Владеть: навыками выбора известных устройств, систем и методов защиты человека и окружающей среды от опасностей |
Основные этапы практики
Разделы (этапы) практики |
Организация практики, включающая собрание по практике для ознакомления с местом и временем консультаций во время практик, с содержанием отчета по практике, выдачей методических указаний. |
Подготовительный этап, включающий инструктаж по охране труда, пожарной безопасности, оформление пропусков на предприятие. |
Направленность (профиль) «Безопасность технологических процессов и производств. Производственный этап, включающий изучение характеристики производственного объекта, технологических карт выполнения основных технологических операций, состава перерабатываемого или получаемого сырья, виды предоставляемых услуг, производимых материалов и продуктов производства, идентификацию ОВПФ, коллективных и индивидуальных средств защиты, оформление документации: журналов вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте, карточек выдачи индивидуальных средств защиты, плана мероприятий по улучшению условий труда, пожарной и экологической безопасности. Направленность (профиль) «Пожарная безопасность». Основные показатели пожарной опасности технологических процессов и самих промышленных объектов, в том числе охраняемых, непосредственно на месте. Методика проведения разбора пожаров. Организация деятельности Государственной противопожарной службы МЧС России. Правила охраны труда в подразделениях ГПС МЧС России. Организация гарнизонной и караульной службы. Обязанности личного состава службы и караула. Пожарные автомобили. Пожарные рукава и рукавное оборудование. Ручные и пожарные лестницы. Средства пенного пожаротушения. Противопожарное водоснабжение. Общие сведения о пожаре и его развитие. Прекращение горения на пожаре. Боевой устав пожарной охраны. Особенности тушения пожара. Тактические возможности подразделения. Обязанности участников тушения пожара. Изучение районов выезда. Пожарная техника. Пожарные аварийно-спасательные и специальные машины. Противопожарная защита и тушение пожаров в зданиях повышенной этажности. Противопожарная защита и тушение пожаров в административных зданиях. Противопожарная защита и тушение пожаров в медицинских учреждениях. Установки пожаротушения автоматические. Эвакуация людей. Направленность (профиль) «Экоаналитика и экозащита» Знакомство со структурой службы охраны окружающей среды на предприятии. Назначение и основные направления деятельности экологической службы. Изучение применяемых на предприятии экологически безопасных технологий производства выпускаемой продукции; Структура отходов на предприятии, класс их опасности, способы утилизации. Знакомство с организацией обучения работающих специалистов приемам и методам экологически безопасного производства. Посещение санитарных лабораторий. Участие в проведении измерений содержания вредных веществ в воздухе, сточных водах. |
Обработка и анализ полученной информации, подготовка отчета по практике. |
Разделы (этапы) практики
На практике
Необходимые
Материально-технические
Ресурсы
Формы
Текущего
Контроля
Рекомендуемая литература (№)
Самостоятельная
Работа
Всего: 108
Вопросы к промежуточной аттестации
№ | Вопросы |
Структура органов по труду и охране труда. | |
Структура органов промышленной безопасности. | |
Структура органов экологической безопасности. | |
Структура органов пожарной безопасности и безопасности в ЧС и АС. | |
Трудовой кодекс Российской Федерации. | |
Федеральный закон о пожарной безопасности. | |
7. | Федеральный закон о промышленной безопасности. |
8. | Федеральный закон об охране окружающей среды. |
9. | Федеральный закон о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. |
10. | Нормативные акты в области техносферной безопасности. |
11. | Подходы к проектированию системы управления техносферной безопасностью. |
12. | Формулирование цели системы управления техносферной безопасностью. |
Полномочия работодателя и работников в системе управления техносферной безопасностью. | |
Права и обязанности работодателя и работников в системе управления техносферной безопасностью. | |
Должностные инструкции и инструкции по охране труда, пожарной безопасности, инструкции по безопасности. | |
Обучение специалистов по охране труда, пожарной безопасности, охране окружающей среды. | |
Обучение рабочих по охране труда, пожарной безопасности, охране окружающей среды. | |
Инструктажи. Виды инструктажей по охране труда, пожарной безопасности, охране окружающей среды. | |
Оформление результатов обучения. Профессиональная подготовка и переподготовка в системе управления техносферной безопасностью. | |
Общие требования при планировании мероприятий в системе управления техносферной безопасностью. | |
Формулирования ограничений и критериев для определения эффективности мероприятий. | |
Идентификация опасностей и оценка риска. | |
Устранение опасности и(или) риски. | |
Ограничение опасности и (или) риски в их источнике путем использования технических средств коллективной защиты или организационных мер. | |
Минимизация опасности и (или) риски путем применения безопасных систем, а также меры административного ограничения суммарного времени контакта с вредными и опасными техногенными факторами. | |
Отходы отраслей экономики. | |
Промышленные и селитебные зоны. | |
Санитарно-защитные зоны и основы проектирования техносферных регионов. | |
Основные параметры количественного и качественного состава выбросов объектов техносферы. | |
Основные способы снижения негативного воздействия объектов техносферы на атмосферный воздух. | |
Виды источников выбросов и рассеивание примесей в атмосфере, расчет зон загрязнения и приземных концентраций. | |
Понятие ПДВ (предельно допустимый выброс) и ПДС (предельно допустимый сброс) и методы их определения. | |
Основные способы очистки сточных вод. | |
Основные характеристики твердых отходов - промышленные, бытовые, сельскохозяйственные. | |
Способы сбора, переработки и захоронения отходов. | |
Основные экологические показатели. | |
Оценка воздействия объекта техносферы на окружающую среду. | |
Сущность концепции устойчивого развития. | |
История создания государственной противопожарной службы. | |
Перечень нормативно-правовых актов и документов государственной пожарной службы. | |
Задачи государственной противопожарной службы. | |
Функции государственной противопожарной службы. | |
Принципы организации государственной противопожарной службы. | |
Полномочия противопожарной службы субъекта РФ. | |
Структура государственной противопожарной службы. | |
Личный состав государственной противопожарной службы. | |
Понятие о внутреннем и внешнем управлении для органов ГПС. | |
Понятия «орган управления ГПС», «подразделение ГПС», их виды. | |
Договорные подразделения федеральной противопожарной службы. | |
Мероприятия по предупреждению пожаров. | |
Роль органов местного самоуправления в обеспечении пожарной безопасности муниципальных образований. | |
Ведомственная и частная пожарная охрана. Характеристики. Отличия. | |
Добровольная и муниципальная пожарная охрана. Характеристики. Отличия. Организация деятельности добровольных пожарных дружин. | |
Пожарно-профилактическая деятельность государственной противопожарной службы. | |
Организационная структура, полномочия и функции органов государственного пожарного надзора. | |
Государственный пожарный надзор в системе обеспечения пожарной безопасности. | |
Положения гражданского законодательства Российской Федерации, регламентирующие надзорную деятельность в области пожарной безопасности. | |
Основные направления деятельности по организации и осуществлению государственного пожарного надзора. | |
Личный состав государственного противопожарного надзора. | |
Органы исполнительной власти и подведомственные им государственные учреждения, уполномоченные на осуществление федерального государственного пожарного надзора. | |
Права и обязанности главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору. | |
Категорирование помещений по взрывопожарной и пожарной опасности. | |
Виды и классификация оперативно-тактических действий пожарных подразделений. | |
Оперативно-тактические действия пожарных подразделений при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. | |
Общая и частная классификация пожаров. | |
Способы тушения пожаров. |
10. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
10.1. Паспорт фонда оценочных средств
№ п/п | Контролируемые разделы (этапы) практики | Код контролируемой компетенции (или ее части) | Наименование оценочного средства |
1 | Организация практики, включающая собрание по практике для ознакомления с местом и временем консультаций во время практик, с содержанием отчета по практике, выдачей методических указаний. | ОК- 4,8,12 ПК-1-5 | - |
2 | Подготовительный этап, включающий инструктаж по охране труда, пожарной безопасности, оформление пропусков на предприятие. | ОК- 4,8,12 ПК-1-5 | Журнал регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте. Журнал регистрации инструктажа по пожарной безопасности. |
3 | Производственный этап | ОК- 4,8,12 ПК-1-5 | Разделы отчета по практике |
4 | Обработка и анализ полученной информации, подготовка отчета по практике. | ОК- 4,8,12 ПК-1-5 | Отчет по практике |
10.2. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Задания на практику
Задание №1:Подготовительный этап.
- Пройти вводный, первичный инструктаж по охране труда в организации;
- Пройти инструктаж по пожарной безопасности в организации;
Критерии оценки:
- оценка «зачтено» выставляется студенту, если он прошел инструктаж по охране труда, пожарной безопасности в организации;
- оценка «не зачтено» он не прошел инструктаж по охране труда, пожарной безопасности в организации.
Задание №2: Производственный этап.
Критерии оценки:
Задание №3: Подготовка отчета по практике.
- Обработать и проанализировать полученную информацию;
- Подготовить отчет по практике.
Критерии оценки:
- оценка «зачтено» выставляется студенту, если он обработал и проанализировал полученную информацию, подготовил отчет по практике.
- оценка «не зачтено» он не обработал и не проанализировал полученную информацию, не подготовил отчет по практике.
Образовательные технологии и методические указания по выполнению заданий практики
Технология | Формы обучения | Методы обучения |
Технология модульного обучения – организация учебного процесса для полного овладения содержанием образовательных программ на основе независимых учебных модулей с учетом индивидуальных интересов и возможностей субъектов образовательного процесса. | Ознакомительная лекция. Семинар по защите отчета по практике | Самостоятельная работа. Консультация. |
Студент осуществляет сбор материала для отчета самостоятельно на месте прохождения практики и/или через информационно-правовые системы.
Результатом прохождения практики является сданный преподавателю отчет по практике.
Отчет оформляется в соответствии с действующим Положением об организации и проведении практики студентов Тольяттинского государственного университета и ГОСТ 2.105-95. Структурными элементами отчета по практике являются:
- титульный лист
-АННОТАЦИЯ
- СОДЕРЖАНИЕ;
- ВВЕДЕНИЕ
- ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ;
- ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ;
- Разделы, подразделы
-ЗАКЛЮЧЕНИЕ;
- СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ;
- Приложение.
АННОТАЦИЯ
Краткое описание содержания отчета.
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование), заключение, список используемых источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы отчета по практике.
При составлении отчета, состоящего из двух и более частей, в каждой из них должно быть свое содержание. При этом в первой части помещают содержание всего отчета с указанием номеров частей, в последующих - только содержание соответствующей части. Допускается в первой части вместо содержания последующих частей указывать только их наименования.
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Структурный элемент «Определения» содержит определения, необходимые для уточнения для установления терминов, используемых в отчете.
Перечень определений начинают со слов: «В настоящем отчете применяют следующие термины с соответствующими определениями».
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ
Структурный элемент «Обозначения и сокращения» содержит перечень обозначений и сокращений, применяемых в данном отчете по практике.
Допускается определения, обозначения и сокращения приводить в одном структурном элементе «Определения, обозначения и сокращения».
ВВЕДЕНИЕ
Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой научно-технической проблемы, основание и исходные данные для разработки темы, обоснование необходимости изучения элементов задания, Во введении должны быть показаны актуальность и новизна темы, связь данной работы с работами.
В отчете приводят данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненной практики.
Отчет должен содержать:
а) методы решения задач и их сравнительную оценку;
б) процесс теоретических и (или) экспериментальных исследований, включая определение характера и содержания теоретических исследований, методы исследований, методы расчета, обоснование необходимости проведения экспериментальных работ, принципы действия разработанных объектов, их характеристики;
в) обобщение и оценку результатов исследований, включающих оценку полноты решения поставленной задачи и предложения по дальнейшим направлениям работ, оценку достоверности полученных результатов и технико-экономической эффективности их внедрения и их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований, отрицательные результаты, приводящие к необходимости прекращения дальнейших исследований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заключение должно содержать:
- краткие выводы по результатам практики или отдельных ее этапов;
- оценку полноты решений поставленных задач;
- разработку рекомендаций и исходных данных по конкретному использованию результатов практики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Список должен содержать сведения об источниках, используемых при составлении отчета.
Приложения
В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной практикой, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть.
В приложения могут быть включены:
- промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты;
- таблицы вспомогательных цифровых данных;
- протоколы испытаний;
- описание аппаратуры и приборов, применяемых при проведении экспериментов, измерений и испытаний;
- заключение метрологической экспертизы;
- инструкции, методики, разработанные в процессе выполнения НИР;
- иллюстрации вспомогательного характера.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
12.1. Обязательная литература
№ п/п | Библиографическое описание | Тип (учебник, учебное пособие, учебно-методическое пособие, практикум и др.) | Количество в библиотеке |
1. | Собурь С. В. Пожарная безопасность предприятия [Электронный ресурс]: Курс пожарно-технического минимума: учеб.-справ. пособие / С. В. Собурь. - 17-е изд., перераб. - Москва:ПожКнига, 2017. - 479 с.: ил. - ISBN 978-5-98629-079-9 | Учебно-справочное пособие | ЭБС "IPRbooks" |
2. | Еременко В. Д. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учеб.пособие / В. Д. Еременко, В. С. Остапенко. - Москва: РГУП, 2016. - 368 с. - ISBN 978-5-93916-485-6. | Учебное пособие | ЭБС «IPRbooks» |
3. | Занько Н. Г. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учебник / Н. Г. Занько, К. Р. Малаян, О. Н. Русак; под ред. О. Н. Русака. - Изд.17-е, стер. - Санкт-Петербург: Лань, 2017. - 704 с.: ил. - (Учебники для вузов.Специальная литература). - ISBN 978-5-8114-0284-7. | Учебник | ЭБС "Лань" |
4. | Данилина Н. Е. Производственная безопасность [Электронный ресурс]: электрон. учеб.-метод. пособие для студентов оч. формы обучения / Н. Е. Данилина, Л. Н. Горина; ТГУ; Ин-т машиностроения; каф. "Управление пром. и экол. безопасностью". - ТГУ. - Тольятти: ТГУ, 2017. - 155 с. - Библиогр.: с. 151-155. - ISBN 978-5-8259-1141-0. | учеб.-метод. пособие | Репозиторий ТГУ |
5. | Производственная безопасность [Электронный ресурс]: учеб.пособие / Т. С. Титова [и др.]. - Москва: УМЦ ЖДТ, 2016. - 414 с.: ил. - ISBN 978-5-89035-916-2. | Учебное пособие | ЭБС «IPRbooks» |
6. | Мельников В. П. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учебник / В. П. Мельников. - Москва: КУРС: ИНФРА-М, 2017. - 400 с. - ISBN 978-5-906818-13-3. | Учебник | ЭБС "ZNANIUM.COM" |
7. | Широков Ю. А. Техносферная безопасность: организация, управление, ответственность [Электронный ресурс]: учеб.пособие / Ю. А. Широков. - Санкт-Петербург: Лань, 2017. - 408 с.: ил. - (Учебники для вузов.Специальная литература). - ISBN 978-5-8114-2510-5. | Учебное пособие | ЭБС "Лань" |
8. | Угарова Л. А. Охрана труда [Электронный ресурс]: электрон. учеб.-метод. пособие для студентов оч. формы обучения / Л. А. Угарова, Л. Н. Горина; ТГУ; Ин-т машиностроения; каф. "Управление пром. и экол. безопасностью". - ТГУ. - Тольятти: ТГУ, 2017. - 241 с. - Библиогр.: с. 219-220. - Прил.: с. 221-241. - ISBN 978-5-8259-1129-8. | учеб.-метод. пособие | Репозиторий ТГУ |
9. | Дмитренко В. П. Экологическая безопасность в техносфере [Электронный ресурс]: учеб.пособие / В. П. Дмитренко, Е. В. Сотникова, Д. А. Кривошеин. - Санкт-Петербург: Лань, 2016. - 524 с.: ил. - (Учебники для вузов.Специальная литература). - ISBN 978-5-8114-2099-5. | Учебное пособие | ЭБС "Лань" |
10. | Карпенков С. Х. Э
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.169 (0.013 с.) |