Общая характеристика учебного модуля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика учебного модуля



«Народы России: дорога дружбы»

Учебный модуль «Народы России: дорога дружбы» дополняет и углубляет раздел социально-гуманитарной направленности «Человек и общество» предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)». Базовой идеей модуля «Народы России: дорога дружбы» является идея сохранения и приумножения духовного и культурного потенциала многонационального народа Российской Федерации на основе единства и дружбы народов, межнационального (межэтнического) согласия, российского патриотизма. Методологической основой концепции модуля является этнология (от древнегреч. έθνος — народ, племя) — наука о происхождении, расселении и функционировании народов-этносов, в предмете изучения которой значительное место уделяется этнической культуре и механизмам взаимодействия этносов.

Спецификой учебного модуля «Народы России: дорога дружбы» является направленность его содержания на формирование у выпускников начальной школы базового уровня этнологической грамотности, которая поможет им осознавать роль культурного многообразия человечества, бережно относиться к традициям своего и других этносов, уважать опыт прошлых поколений и современного им старшего поколения.

 Актуальность предлагаемого учебного модуля определяется его вкладом в формирование практических навыков этнокультурного общения, что позволит дополнить коммуникативную и социокультурную компетенции младших школьников важными для современной языковой и межэтнической ситуации этнокультурными компетенциями, востребованными в сфере межнационального общения.

Содержание учебного модуля «Народы России: дорога дружбы»  в полной мере раскрывает воспитательные возможности содержания учебного предмета «Окружающий мир», поскольку позволяет учителю демонстрировать обучающимся примеры проявления человеколюбия и добросердечности, любви к большой Родине (России) и малой родине,  создаёт условия для усвоения знаний основных норм, духовных и культурных традиций многонационального народа Российской Федерации, способствует формированию позитивного отношения к базовым ценностям российского общества.

Содержание учебного модуля «Народы России: дорога дружбы» способствует достижению личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, отражающих формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России. В соответствии с базовой идеей учебного модуля понимание обучающимися идеи единства российского народа не противоречит осознанию ими своей этнической и национальной принадлежности. Так, в результате освоения содержания раздела «Золотая книга российского народа» (в 4 классе) должно сформироваться представление о том, что общего у россиян больше, чем различий, и что объединяет их совместное историческое прошлое и участие в современной общественной, экономической и культурной жизни России.

Перечисленные выше метапредметные и личностные результаты освоения содержания учебного модуля «Народы России: дорога дружбы» коррелируют с  культурными ценностями различных этнических групп обучающихся, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России, социальными компетенциями и моделями поведения младших школьников, которые должны быть сформированы в результате реализации программы духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. Это расширяет возможности использования учебного модуля «Народы России: дорога дружбы» для практической реализации целей и задач воспитания, например в рамках инвариантных модулей Программы воспитания «Школьный урок» или «Курсы внеурочной деятельности»[4]. 

С учётом специфики учебного модуля «Народы России: дорога дружбы» его целями при получении начального общего образования в свете требований Стандарта являются  становление основ позитивной гражданской, этнической и глобальной идентичности на основе представления образа России как единого государства, целостность которого обеспечивается тесной взаимосвязью народов, проживающих на его территории и составляющих нацию наций, а также духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими основных норм, нравственных установок, национально-культурных традиций многонационального народа Российской Федерации, базовых ценностей российского общества.

 Достижение поставленных целей конкретизируется решением следующих задач:

· прививать детям любовь к большой Родине (России) и малой родине (месту, где человек родился или, откуда идут корни), к планете Земля в целом, включая бережное отношение к природе и человеку;

· воспитывать интерес и уважение ребёнка к родной для него этнической культуре и к культурам других народов России (мира); способствовать их восприятию как единства в многообразии;

· формировать межкультурные компетенции, понимание, что культура любого этноса находится в тесной взаимосвязи с другими культурами, включает в себя традиции и новации;

· способствовать воспитанию чувства сопричастности к происходящим в стране событиям, к совместному историческому прошлому и к современной жизни многонационального народа России;

· формировать систему знаний о мире и способах деятельности в нём, желание вносить личный вклад в сохранение и приумножение культурного наследия своего многонационального государства, своего этноса, мира в целом;

· развивать познавательную активность и критическое мышление учащихся;

· создать условия для раскрытия творческого потенциала младших школьников;

· освоить доступные способы изучения общества (с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

Примерная рабочая программа учебного модуля «Народы России: дорога дружбы» учитывает требование Стандарта по использованию в обучении технологий деятельностного типа: предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной и проектной работы; включение в процессы познания внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города, региона); формирование образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность.

Содержание учебного модуля «Народы России: дорога дружбы» включает информацию о правилах традиционных спортивных игр, о технологии создания традиционных жилищ, костюмов, сувениров, о традиционной музыке и пении российских этносов, поэтому ряд тем предполагает интеграцию с учебными предметами базового цикла — изобразительным искусством, технологией, физкультурой, музыкой, литературным чтением. С учебными курсами «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе учебный модуль «Народы России: дорога дружбы» объединяют такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Система планируемых личностных и метапредметных результатов всех этих курсов социально-гуманитарной направленности выявляет общность познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных действий, имеющих междисциплинарный характер и отражённых в программе «Формирование универсальных учебных действий».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.007 с.)