Тема: изучение древесных растений Красной книги России и Нижегородской области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: изучение древесных растений Красной книги России и Нижегородской области



Цель: изучение разнообразия флоры и растительности России и Нижегородской области, необходимости поддержания популяций редких видов древесных растений.

Задачи: выявить состояние охраны дендрофлоры России и Нижегородской области в целом и редких, находящихся под угрозой исчезновения видов, занесенных в Красную книгу.

Задание: провести инвентаризацию видового состава древесных растений Красной книги Нижегородской области, РФ; изучить районы охраны в России редких и исчезающих видов древесных растений, провести контрольное распознание их по листьям.

Технология работы

Справочная информация: в аннотированном списке «Красная книга. Дикорастущие виды флоры РФ, нуждающиеся в охране», где приводятся справочные сведения по систематике, географии, степени редкости и мерам охраны, предлагаемым для редчайших видов флоры РФ. При этом особо подчеркнуто, что сохранение генофонда флоры земного шара, включая нашу страну, исключительно важно для разрешения многих экологических проблем, которые стоят перед человечеством сегодня или возникнут в будущем.

1. Изучите особенности растений, занесенных в Красную книгу РФ, Нижегородской области. Заполните таблицу 10.

Таблица 10 - Растения Красной книги

Вид Статус Особенности (обоснование охраны)

Красная книга РФ

     

Красная книга Нижегородской области

 

 

Требования к отчету

Представить результаты работы в виде заполненной таблицы 10 и вывода.

Вопросы для самопроверки

1. Приведите примеры древесных растений, занесенных в Красную книгу РФ.

2. Приведите примеры древесных растений, занесенных в Красную книгу Нижегородской области.

3. Обоснуйте необходимость их охраны в Нижегородской области.

 

Лабораторная работа № 22

Тема: Декоративные формы и сорта древесных растений

Каждому виду древесных растений во взрослом состоянии присущи свои типичные размеры; форма кроны; форма, размеры и окраска листьев. Эти характеристики приводятся в справочной литературе и учебниках при описании вида. Растениям свойственна внутривидовая изменчивость морфологических признаков. Отдельные экземпляры, резко отличающиеся по одному, а иногда двум или трем признакам от типичного растения, принято называть формой (forma), а в сокращении - f., например, туя западная с шаровидной кроной называется Thuja occidentalis L. f. globosa. Формы обычно размножаются вегетативно: черенкованием или прививкой. Если размноженные формы прошли сортоиспытание, то им присваивается ранг сортов или культиваров.

Для целей озеленения чаще всего выделяют следующие группы форм.

1. Габитуальные формы, отличающиеся по размерам и форме кроны. Они обычно обозначаются, следующими названиями: пирамидальная - piramidalis, fastigiata, stricta; колонновидная - columnaris; овальная - ovalis, ovularis; шаровидная - globosa; зонтичная - umbraculifera; плакучая - pendula; стелющаяся - prostrata.

2. Отклоняющиеся по форме листа от типичной: ланцетолистная или линейная - laceolata; нитевидная - filiformis, tenuifolius; широколистная - latifolius; рассеченнолистная - laciniatus; кудрявая (курчавая) - crispus; формы с листьями похожими на листья других видов: дуболистная - quer- cifolia, рябинолистная - sorbifolia, и др.; с крупными листьями - macrofilla; с мелкими листьями - microfilla; однолистная - monofilla.

3. Формы, отклоняющиеся по окраске листьев, побегов, цветков и плодов, иногда их называют колерными формами: желтая окраска - luteum; золотистая - auerum; белая - album; серебристая - argenteum; красная -rubrum; кроваво-красная - sanguineum; красноватая - rubens; - пурпурная - purpureum; темно-пурпурная - atropurpureum; - голубая, сизая - glaucum; фиолетовая - violacium; если лист имеет цветную кайму по краю листовой пластинки - marginatum (albo-marginatum, aureo-marginatum).

Иногда формы называют не по их морфологическим отличиям, а по имени автора или в честь кого-либо, например, Acer platanoides L. f. Drummondii Drumm. - клен остролистный с белоокаймленными листьями; Thuja occidentalis L. f. Hoveyi Hoopes - карликовое растение с яйцевидно- шаровидной кроной и со светло-зеленой хвоей (Друмонд и Ховей - имена собственные).

Задание 1. 1) По гербарным образцам изучить формы, выделяемые по окраске листьев и характеру листовой пластинки, назвать декоративные признаки, с помощью преподавателя привести название форм или культиваров. 2) После экскурсии с преподавателем в дендрарий, студенты самостоятельно выбирают 3 понравившиеся им формы по строению кроны. Название форм или культиваров дает преподаватель во время экскурсии. Студенты описывают размеры выбранных растений, форму кроны и другие морфологические признаки; дают рекомендации по использованию их в озеленении. Характерные морфологические признаки формы или культивара заносят в таблицу, приведенную ниже.

Таблица 11 - Декоративные формы деревьев и кустарников

№№ Название формы или культивара Высота растения, ширина кроны Декоративные признаки Рекомендации для использования в озеленении
1        

Требования к отчету

Представить результаты работы в виде заполненной таблицы 11 и вывода.

Лабораторная работа № 23

Тема: Интродуценты в лесном хозяйстве, полезащитном лесоразведении и озеленении

Введение в культуру новых видов, разновидностей и форм растений за пределами их естественного ареала называется интродукцией. Интродуцированные растения называют интродуцентами или экзотами, местные виды называют аборигенными. Интродуценты могут разводится семенами, черенками, а иногда сеянцами и саженцами. Наиболее эффективным, является семенной способ разведения интродуцентов, так как он позволяет сеянцам лучше адаптироваться к условиям новой среды. Интродукция оказывается успешной, когда условия среды соответствуют экологическим требованиям данного вида. Процесс приспособления растения к новым условиям среды называется акклиматизацией. Лучше акклиматизируются виды с широкой амплитудой экологической изменчивости.

В лесном хозяйстве желательна интродукция тех лесообразователей, которые могут: а) повысить производительность древостоев, б) сократить сроки выращивания, в) улучшить качество древесины.

Примерами успешной интродукции является введение в центральные и западные регионы России лиственницы Сукачева и даурской (Рощинский механизированный лесхоз под С.-Петербургом), запас древесины в 73-летних культурах составил 610 м /га. Для западных регионов России очень перспективным видом является лжетсуга Мензиса, ее древесина не повреждается корневой губкой, а по запасам на га в условиях Украины и Прибалтики она значительно обгоняет естественные сосновые и еловые древостой (в 60 лет дает от 800 до 1000 кбм./га).

Культуры интродуцированных видов и сортов тополя позволяют сократить сроки получения древесины для целлюлозно-бумажной промышленности до 20-40 лет.

Виды, образующие древесину с декоративной текстурой, карельская береза, клен ложноплатановый и сахарный с текстурой «птичий глаз» и «волнистой» древесиной, высоко ценятся при изготовлении мебели. Стоимость такой древесины в десятки раз превышает стоимость обычной древесины этих же видов.

Для полезащитного лесоразведения с давних пор используются следующие экзоты: гледичия трехколючковая, белая акация, айлант высочайший, вяз приземистый, ясень ланцетолистный, аморфа кустарниковая, различные виды и сорта тополей.

Особенно широко используется интродуценты в озеленении, на их долю приходится от 70 до 90 %, в то время как удельный вес местных видов составляет от 10 до 30 %. В настоящее время число экзотов, встречающихся в озеленении, достигает 500 видов, а число форм и культиваров превышает 10000. Особенно много новых форм и культиваров появилось в последнее время у частных фирм, торгующих посадочным материалом из Голландии, Германии и Польши. Но, следует отметить, что этот материал еще на прошел акклиматизацию в наших условиях, и по-видимому, через несколько лет из этих, вновь ввозимых, форм и сортов в культуре останется не более 5-10 %.

Задание 1. 1) После экскурсии с преподавателем в дендрарии, по объекту озеленения или по географическим культурам, студентам предлагается дать оценку 20-30 интродуцентам по ниже приведенной бальной шкале.

I. - очень хорошее - растение хорошо развито, достигает своих естественных размеров, цветет, плодоносит, не повреждается при низких температурах, имеет под пологом естественное возобновление.

II. - хорошее - несколько уступает по размерам в сравнении с растениями в естественных условиях, цветет, плодоносит, мало повреждается низкими температурами, естественного возобновления нет или слабое.

III. - удовлетворительное - заметно отстает в росте, цветет, но плоды часто недоразвиты, побеги и некоторые ветви систематически повреждаются низкими температурами.

IV. - неудовлетворительное - систематически вымерзают ветви, а в отдельные зимы растение вымерзает до корневой шейки, для сохранения требуется укрытие.

Описание растений ведется по следующей форме:

Таблица 12 - Оценка интродуцентов

№ пп Название семейства и вида Область естественного распространения Жизненная форма, морфолог, признаки Бальная оценка
1 Буковые - Fagaceae Дуб красный - Quercus rubra Сев. Америка Дерево 1 величины, листья с острыми лопастями и др. I
         

Из растений, получивших высокую бальную оценку, студенты выбирают 3-7 и проводят более подробное описание с рекомендациями по применению данного вида в лесном хозяйстве, озеленении или полезащитном лесоразведении. Описание растений ведется в форме ниже следующей таблицы.

 

Таблица 13 - Виды, рекомендуемые для использования

№ пп Название семейства и вида Область естественного распространения Характерные декоративные признаки Рекомендации для использования
         

 

В рекомендациях по использованию следует указать:

1) требовательность к условиям внешней среды (светолюбие, степень засухоустойчивости, дымо- и газоустойчивости и др);

2) где и как рекомендуется использовать данное растение (лесные культуры, защитные посадки, объекты озеленения).

Требования к отчету

Представить результаты работы в виде заполненных таблиц и выводов.

 


ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Абаимов В.Ф. Дендрология. М.: Издательский центр «Академия», 2009.

2. Воронина, В.П. Дендрология [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.П. Воронина, Е.А. Литвинов. - Электрон. дан. - Волгоград: Волгоградский ГАУ, 2015.

3. Булыгин Н.Е., Ярмишко В.Т. Дендрология. М.: МГУЛ, 2001.

4. Пчелин, В.И. Дендрология [Электронный ресурс]: - Электрон. дан. - Йошкар-Ола: ПГТУ (Поволжский государственный технологический университет), 2007.

5. Степановских А.С. Экология. – М.: ЮНИТЦ-Дана, 2003.

Дополнительная литература

6. Алехин В.В. География растений/ В.В. Алехин, Л.В. Кудряшов, В.С. Говорухин. –М.: Учеб-педагог. Изд-во, 1961.

7. Воронов А.Г. Геоботаника. М., 1973.

8. Гроздов Б.Д. Дендрология. М., 1960.

9. Деревья и кустарники СССР. М.-Л., 1949-1962. Т. 1-6.

10. Лапин П.И. и др. Интродукция лесных пород. М., 1979.

11. Леса СССР. М., 1966-1970. Т. 1-5.

12. Лесная энциклопедия. М., 1985-1986. Т. 1-2.

13. Мамаев С.А. Формы внутривидовой изменчивости древесных растений. М., 1972.

14. Мелехов И.С. Лесоведение. М., 1980.

15. Мильков Ф.Н. Природные зоны СССР. М., 1977.

16. Петров А.П., Дорожкин Е.М. Дендрологический атлас. Екатеринбург, 2002.

17. Соколов С.Я., Связева О.А. География древесных растений. М., 1972.

18. Соколов С.Я. и др. Ареалы деревьев и кустарников СССР. Л., 1977, 1986. Т. 1-3.

Определители и лабораторные практикумы

19. Петров А.П. Лабораторный практикум по дендрологии. Свердловск, 1991.

20. Мамаев С.А. Определитель деревьев и кустарников Урала. Екатеринбург, 2000.

21. Чепик Ф.А. Определитель деревьев и кустарников. М., 1985.

22. Бессонова Т.П. Методические указания к самостоятельной работе студентов II курса по дендрологии. Свердловск, 1991.

23. Бессонова Т.П. Методические указания по выполнению научно- исследовательской работы по дендрологии «Фенологические наблюдения над древесными растениями». Екатеринбург, 1993.

24. Петров А.П. Атлас ареалов древесных растений. Екатеринбург, 1993.

25. Петров А.П. Дендрология. Методические указания для лабораторных занятий. Екатеринбург, 2010

26. Петров, А.П. Дендрология. Контрольные измерительные материалы. Методические указания для экзаменационного тестирования студентов очной формы обучения, специальности 250100 «Лесное дело», 250201 «Лесное хозяйство», 250203 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» / А.П.Петров. – Екатеринбург, 2010. – 32 с.

 

 

Мариничев Евгений Александрович

Мариничева Татьяна Владимировна

Абрамова Наталья Ивановна

Клишина Людмила Ивановна

 

 

Дендрология

Учебно-методическое пособие

для выполнения лабораторных работ бакалавров

по направлению подготовки 35.03.01 - Лесное дело

 

 

Авторская редакция

 

 

Подписано в печать _______________ Формат 60х84 1/16

Печать офсетная. Печ. л. 2. Тираж 200 экз. Заказ_________

 

Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия 603107, г. Н.Новгород, проспект Гагарина, 97
Типография Нижегородской ГСХА

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.238.70 (0.025 с.)