Допуск к судовым работам. Судовые документы, регламентирующие меры безопасности при выполнении судовых работ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Допуск к судовым работам. Судовые документы, регламентирующие меры безопасности при выполнении судовых работ.



Лекция 3

Допуск к судовым работам. Судовые документы, регламентирующие меры безопасности при выполнении судовых работ.

Приказом Минтрудасоцзащиты РФ № 367н от 5 июня 2014 г. введены в действие «Правила по охране труда на судах морского и речного флота».

Правила содержат требования ко всем работам, проводимым на судне всеми службами, включая требования по ОТ при проведении пассажирских операций, требования охраны труда при работах на специализированных судах (танкер, газовоз, химовоз, контейнеровоз, паром, суда портофлота, некоторые другие типы судов).

Также целый раздел посвящен проектируемым, реконструируемым и вновь строящимся судам.

Новые Правила не отменяют «Правила техники безопасности на судах морского флота (РД 31.81.10-91 - в ред. извещения по охране труда Минтранса РФ от 18.04.1995 N 1-95)».

Некоторые положения Правил (организация охраны труда на судах).

Что должно быть на судне (перечень необходимых документов).

1) нормативно-техническая документация по охране труда;

2) учетно-отчетная документация: журнал учета осмотров и испытаний переносного электрооборудования, журнал осмотров и испытаний электросварочного и газосварочного оборудования;

3) документы контролирующих надзорных органов: сертификаты на штормтрапы, акты испытаний штормтрапов, предохранительных поясов и страховочных концов, карты специальной оценки условий труда, сертификаты соответствия организации работ по охране труда;

4) документация по обучению вопросам охраны труда: журналы регистрации инструктажа по охране труда, удостоверения, подтверждающие прохождение обучения и проверку знаний требований охраны труда, сертификат об окончании курсов по оказанию медицинской помощи для лица, назначенного ответственным за оказание медицинской помощи на судне.

На каждом судне должна находиться копия коллективного договора, заключенного работодателем (судовладельцем) с первичной профсоюзной организацией или иным представительным органом работников (при его наличии).

Суда, совершающие международные рейсы, валовой вместимостью 500 или более регистровых тонн должны иметь свидетельство о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве и декларацию о соблюдении трудовых норм в морском судоходстве.

Средства индивидуальной защиты.

За обеспечение членов экипажа СИЗ отвечает работник из комсостава, назначенное капитаном ответственным за организацию работ по ОТ на судне. Нормы выдачи СИЗ приведены в Межотраслевых правилах обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. N 290н. Также следует руководствоваться «Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 22 июня 2009 г. N 357н, и нормами коллективного трудового договора.

Обучение членов экипажа.

Обучение по охране труда для членов экипажа организуется в полном соответствии с действующим законодательством РФ. В целом по организации (судоходной компании) за обучение отвечает работодатель (судовладелец), непосредственно на судне – капитан судна. Комсостав проходит обучение не реже одного раза в три года.

Обучение членов экипажа безопасным приемам и методам работы проводят руководители судовых служб, фиксируя это как инструктаж на рабочем месте.

Вводный инструктаж проводится комсоставом; для разового посещения – членом комсостава (руководителем соответствующей службы) или членом экипажа, сопровождающим посетителей и обеспечивающим их безопасность.

Стажировка проводится для всех рядовых членов судовой команды со стажем по профессии менее года, а также для членов экипажа, не работавших на данном типе оборудования, энергетической установки, по данной технологии, либо при изменении характера работы, или при перерыве более одного года. Длительность стажировки на рабочем месте установлена от двух до десяти смен. Если руководитель судовой службы считает целесообразным допустить работника к работе без стажировки – об этом делается запись в журнале инструктажа по охране труда. В этом случае руководитель берет под личный контроль работу такого члена экипажа в течение до десяти вахт.

Инструктаж по электробезопасности (в Правилах – «первичный инструктаж по вопросам электробезопасности на судне») проводится электромехаником. Если в штатном расписании отсутствует такая единица – инструктаж проводит старший (главный) механик, или лицо, его замещающее.

Работы повышенной опасности

Любые работы вообще выполняются только с разрешения руководителя работ. Работы повышенной опасности требуют получения разрешения на проведение.

Перечень работ (неполный), требующий получения разрешения на проведение:

1) выполняемые на высоте и за бортом;

2) выполняемые в помещениях с недостатком кислорода или наличием вредных газов и паров, выполняемые с использованием изолирующих СИЗ;

3) связанные с нахождением в плохо вентилируемых закрытых помещениях, колодцах, тоннелях;

4) связанные с проверкой воздушной среды при вскрытии трюмов с различными (окисляющимися или токсичными) грузами;

5) выполняемые в междудонных отсеках, балластных, топливных, масляных танках, емкостях для хранения пресной воды;

6) связанные с электро- и газосварочными, огневыми работами (за исключением сварочных работ в специально оборудованных помещениях);

7) выполняемые в выхлопных трактах главных двигателей, в дымоходах и дымовых трубах котлов требуют оформления разрешения.

Разрешение выдается в письменном виде и содержит следующие сведения:

Наименование работы

Сведения об обеспечении СИЗ

ФИО и должность страхующего

Судовладелец (работодатель, руководитель предприятия) и его должностные лица обязаны обеспечить проведение обучения, инструктирование и проверку знания работниками плавающего состава действующих законодательных и нормативных актов, в том числе правил и инструкций по охране труда, а работники обязаны соблюдать правила, инструкции и другие нормативно-технические документы по охране труда, с которыми их ознакомили.

Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения, инструктажа и проверки знаний по охране труда работников плавающего состава возлагается на судовладельца, на судне - на капитана, непосредственное проведение инструктажей с обучением по охране труда и допуск к выполнению работ осуществляется начальниками судовых служб.

Контроль за своевременностью и качеством обучения и инструктажа по охране труда работников плавающего состава осуществляет служба (отдел) охраны труда или специалист, на которого возложены эти обязанности приказом судовладельца.

Программы обучения безопасности труда работников, выполняющих работы, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования, должны быть согласованы с соответствующими органами государственного надзора.

Обучение безопасности труда

2.1. Обучение работников плавающего состава судов охране труда проводится на предприятиях одновременно с профессионально-технической подготовкой в морских учебных заведениях или непосредственно на предприятии при:

2.1.1. Подготовке новых работников (вновь принятых работников, не имеющих профессии, получающих вторую или меняющих профессию);

2.1.2. Проведении различных видов инструктажа;

Повышении квалификации.

2.4. Практическое обучение безопасным методам и приемам труда осуществляется при производственном обучении под руководством мастера или инструктора, а на рабочем месте под руководством высококвалифицированного судового специалиста, имеющего необходимую подготовку.

Все работники плавающего состава, имеющие перерыв в работе по данному виду работ, должности, профессии более одного года, должны пройти обучение по охране труда до начала самостоятельной работы, а если есть необходимость, то и пройти практику для восстановления навыков выполнения работ.

Инструктаж по охране труда

Целевой.

Члены экипажа, участвующие в работах по зачистке трюмов, на самовыгрузке, креплении-раскреплении грузов и т.п., независимо от должности, опыта работы, специализации в обязательном порядке инструктируются по безопасным приемам труда старшим помощником капитана с записью в журнале учета инструктажей.

Вводный инструктаж проводится по установленному судовладельцем графику в кабинете охраны труда (специально оборудованном помещении) с использованием современных технических средств обучения (видеотехника, диапроектор и др.) и наглядных пособий (плакаты, натурные экспонаты и др.) согласно утвержденной судовладельцем программе, разработанной службой (отделом) охраны труда в соответствии с типовой программой (Приложение 3) с учетом условий производства и соответствующих им ГОСТ ССБТ, правил, норм и инструкций по охране труда.

О проведении вводного инструктажа делаются записи:

- в Журнале регистрации вводного инструктажа по охране труда (Приложение 4) с обязательными подписями инструктируемого и инструктирующего. Журнал хранится в службе (отделе) охраны труда;

- в документе о приеме на работу или Справке о прохождении вводного инструктажа по охране труда (Приложение 5), которые хранятся в отделе (службе) управления персоналом предприятия.

Если на судно направляется член экипажа для выполнения работ по совмещенной должности (профессии), то первичный инструктаж проводят с ним руководители всех служб, в работе которых участвует член экипажа, совмещающий должности.

Каждый член экипажа должен быть ознакомлен под роспись с инструкциями по охране труда, производственными инструкциями, технологическими картами, необходимыми по его профессии и выполняемым им видам работ.

5.6. Все члены судовой команды, имеющие стаж работы по данной профессии до 1 года, в том числе выпускники профтехучилищ, мореходных школ и колледжей, учебных центров, курсовых комбинатов, после первичного инструктажа на рабочем месте должны в течение первых двух - десяти смен (в зависимости от квалификации работника и характера работ) пройти стажировку под руководством лиц, назначенных приказом по судну.

Такую стажировку проходят и члены экипажа, имеющие стаж работы по специальности более 1 года, если они ранее не работали на данном типе судового оборудования, энергетической установке, по данной технологии или изменился характер работы.

5.7. Члены экипажа допускаются к самостоятельной работе после проверки теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы, стажировки в соответствии с пунктом 5.6 настоящего Положения и записями в Журнале регистрации инструктажа по охране труда (Приложение 15).

5.8. Если руководитель судовой службы считает целесообразным допустить члена экипажа к работе без стажировки, он делает запись "без стажировки" в графах 11, 12 Журнала регистрации инструктажа и расписывается в графе 13 Журнала. В этом случае руководитель берет под личный контроль работу такого члена экипажа в течение до десяти вахт.

Повторный инструктаж по типовой программе (Приложение 16) проводится индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное судовое оборудование, установки или работающих по одной технологии в пределах общего рабочего места, судовой службы.

7.1. Внеплановый инструктаж проводят:

- при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений и дополнений к ним;

- по требованию, предписанию органов государственного и ведомственного надзора и контроля по охране труда;

- при изменении технологического процесса, изменении варианта работы, с выполняющими новую работу или изучающими новую тему при проведении практических занятий, замене или модернизации оборудования и приспособлений, ремонтных работах, а также других факторах, влияющих на безопасность труда (например, перед швартовными работами);

- при нарушении работающими или учащимися требований безопасности труда;

- по указанию судовладельца, капитана, руководителя судовой службы;

- при перерывах в работе более чем на 30 календарных дней.

7.2. Внеплановый инструктаж проводят лица, проводящие первичный инструктаж, либо по их указанию непосредственные руководители работ (помощники капитана, механики).

7.3. Внеплановый инструктаж проводят индивидуально или с группой членов экипажа одной профессии на рабочем месте или в оборудованном для этого помещении.

Объем и содержание инструктажа определяют в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

7.4. Внеплановый инструктаж проводят незамедлительно, но во всех случаях не позже чем через пять суток после имевшего место нарушения требований безопасности труда на производстве или получения указания вышестоящего руководителя или органов надзора, а также информации о происшедших несчастных случаях на других судах или предприятиях морского транспорта.

Инструктаж, связанный с изменением правил, инструкций по охране труда, производственных процессов, заменой оборудования, перерывом в работе или из-за других факторов, влияющих на безопасность труда, должен быть проведен до начала работы в изменившихся условиях.

7.5. Член экипажа судна, нарушивший инструкцию по охране труда, не должен допускаться к выполнению самостоятельной работы до прохождения внепланового инструктажа и проверки знаний.

Для членов экипажа, нарушивших инструкцию по охране труда, внеплановый инструктаж и проверка знаний должны проводиться, как правило, в их нерабочее время.

8.1. Целевой инструктаж проводят при:

- выполнении работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузочно-разгрузочные работы, уборка и очистка помещений, трюмов судна, разовые работы вне судна и т.п.);

- ликвидации последствий аварии, пожара, стихийного бедствия, катастрофы;

- проведении субботников, воскресников (по конкретным видам работ);

- проведении экскурсий на судне;

- производстве работ, на которые оформляются наряды-допуски, разрешения и другие документы;

- организации массовых культурных и спортивных мероприятий на судне и вне его.

ПЕРЕЧЕНЬ СУДОВЫХ РАБОТ, К КОТОРЫМ ПРЕДЪЯВЛЯЮТСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ (ПОВЫШЕННЫЕ) ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

Работы, связанные с нахождением в плохо вентилируемых закрытых помещениях, колодцах, тоннелях, работы по проверке воздушной среды при вскрытии трюмов с различными (окисляющимися или токсичными) грузами. Работа в изолирующих СИЗ.

Взрывные работы.

Лекция 3

Допуск к судовым работам. Судовые документы, регламентирующие меры безопасности при выполнении судовых работ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.35.77 (0.042 с.)