Специфика объекта и субъекта в социально-гуманитарном познании. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика объекта и субъекта в социально-гуманитарном познании.



Объектом любой науки называется то, на что направлена де­ятельность исследователя и что противостоит ему в качестве объективной реальности. Объектом социально-гуманитарного по­знания является «человеческая реальность» во всей сложности и многообразии ее социального и исторического бытия. Помимо вне­шних объективации материальной культуры, многообразия об­щественных отношений, процессов духовной сферы в объект социально-гуманитарного познания вписан сам человек с его мышлением и сознанием, вовлеченный в общественные связи и коллективные формы деятельности. Очевидно, что такой объект не может быть исчерпывающе изучен на основе естественнона­учных дисциплин (анатомии, физиологии, биологии и пр.).

К главным характеристикам объекта социально-гуманитар­ного познания можно отнести: (а) «человекоразмерность»: так как человек, в котором тесно переплетены социальное и биологи­ческое, духовное и витальное, обладает возможностью вмеши­ваться в «естественный» ход социальных событий, то в объекте социально-гуманитарного познания переплетаются стихийное и сознательное, эмоциональное, рациональное и внерациональ-ное; (б) гетерономностъ (греч. heteros — другой) его природы и исключительную сложность, так как социокультурная действи­тельность всегда зависима от мышления и активности челове­ка, а неизбежность ошибок в мышлении участников социальных событий наделяет их чертами неопределенности и вариативно­сти; (в) уникальность, индивидуальность социально-гуманитар­ных событий и явлений, предстающих как ценность. М. Вебер говорил в этой связи о культурно-значимой индивидуальной действительности, к которой не применимы в полной мере про­цедуры обобщения и генерализации, широко используемые в ес­тественных науках; (г) континуальность: объект «растяжим» на многие поколения и разнообразные типы цивилизации, вклю­чает в себя как индивидуальное, так и социальное измерения.

Духовные ценности и моральные принципы, например, пере­даются из поколения в поколение; (д) изменяемость, т.е. к объек­ту социально-гуманитарного знания в полной мере применим принцип развития, который имеет специфику; (е) объект соци­ально-гуманитарного познания не может быть подвергнут экс­периментам, подобным естественнонаучным; (ж) ему свой­ственна «детерминация будущим», когда ожидаемое состояние объекта во многом определяет траекторию его развития в на­стоящем.

Указанные характеристики объекта социально-гуманитарного объекта обусловливают и специфику его познания: (а) человечес­кая субъективность не может быть элиминирована из социально-гуманитарного знания, оно должно учитывать включенность чело­века во все события и возможность его влияния на макросоциальные процессы. Поэтому социально-гуманитарное познание предпола­гает единство объективного и субъективного; (б) содержание соци­ально-гуманитарного знания должно постоянно изменяться, как бы «поспевая» за развитием своего объекта; (в) оно слабо поддается структурированию и типологизации, а также выражению в «точном» языке и категоризации. Для языка, на котором излагается содержа­ние социально-гуманитарного знания, характерны образность, сим­волизм, употребление метафор, а понятийный аппарат включает по­нятия антропологии, культурологии, психологии, социологии, политологии, социальной философии и пр.; (д) эмпирической ба­зой социально-гуманитарного познания могут выступать хроники, архивные материалы, вещественные археологические остатки про­шлого, документы, письма, надписи и пр.

Объект социально-гуманитарного познания как сложная систе­ма задает адекватные методы своего изучения, к которым можно отнести: объяснительные и интерпретационные подходы, пони­мающие методики, статистически-вероятностные методы, метод критического рационализма, провозглашающего бескомпромисс­ную критику существующего порядка вещей. Для социально-гу­манитарного знания не может быть «одной, единственно истин­ной теории» и «единственно истинного общественного режима», поэтому это знание предстает как множество конкурирующих те­орий и концепций.

В настоящее время широко распространено противопоставление закрытого и открытого обществ как двух типов организации социальной реальности. Основные характеристики закрытого об­щества: авторитарность, иерархия, система жестких предписаний, стабильность-застойность, принуждение, единообразное мышле­ние «сообщества единоверцев». В закрытом обществе доминиру­ют механизм давления, ориентация на манипулирование поведе­нием людей. Его развитие направлено на самосохранение и обеспечение ранее запрограммированного результата. В закрытом обществе взаимодействие людей осуществляется на основе над­личностных норм, усвоенных нерефлексивным образом. Закры­тое общество сравнивается с организмом, подвластным инстинк­ту, открытое — со свободным образованием, подчиненным разуму (А. Бергсон). В открытом обществе преобладающей тенденцией являются индивидуальные инициативы, интенсивность взаимо­действий и направленность к прогрессу. Совокупность ценностей открытого общества включает в себя условия достойного существо­вания, частную собственность, свободу, право, справедливость, консолидацию, равенство в правах.

2. Индивидуальный и коллективный субъект социально-гуманитарного познания

В общем плане под субъектом познания подразумевается активно действующий индивид или группа индивидов. В силу этого правомер­но говорить как об индивидуальном, так и о коллективном субъекте социально-гуманитарного познания. Субъект социально-гумани­тарного познания — это не пассивный наблюдатель, а участник по­знавательного процесса.

Категория «субъект» социально-гуманитарного познания включает в себя несколько уровней содержательной интерпрета­ции. Речь может идти: (1) об эмпирическом субъекте, т.е. реально действующем в истории человеке; (2) о коллективном субъекте, в качестве которого выступает то или иное научное сообщество;

(3) о трансцендентальном субъекте, понимаемом как «сознание вообще».

Индивидуальный субъект социально-гуманитарного познания — это, во-первых, участник познавательного процесса, который в ходе познания мира привносит в социально-гуманитарное знание личностную позицию, обогащает сокровищницу мировой культу­ры своеобразием личностного видения, продуцирует личностное знание. Не случайно все виды и формы гуманитарного знания свя­заны с именами их творцов, которые поднимаются до критичес­кого взгляда на происходящие в мире процессы, подвергают со­мнению «разумность действительности» и существующего порядка вещей, выходят за пределы устоявшихся традиций, канонов и обы­чаев.

Индивидуальным субъектом социально-гуманитарного позна­ния могут быть представитель любого этноса, ученый, мыслитель, литератор, художник, кинодраматург, а также лидер, руководитель, общественный деятель и пр. Тот, кто анализирует общественные процессы, выражает дух эпохи, цели и устремления существую­щего поколения и способен обеспечить содержательные прира­щения социально-гуманитарного знания (в различных его дис­циплинарных областях), и есть его субъект. В видимом случайном сцеплении событий и человеческих действий субъект социально-гуманитарного знания пытается отыскать закономерность. Объясняя ход и развитие социальной реальности, размышляя над уникальностью исторических ситуаций, он использует по­тенциал проективно-конструктивной функции мышления и мо­жет предложить ту или иную модель социального развития. По­скольку субъект социально-гуманитарного познания включен в жизненный мир, а потому может быть понят не как гносеологичес­кая абстракция, а как целостное, одновременно и познающее, и пере­живающее существо.

При характеристике индивидуального субъекта социально-гу­манитарного познания особого внимания заслуживает, во-пер­вых, ниша лидеров и разного ранга руководителей, т.е. лиц, пред­ставляющих то или иное социальное сообщество, выступающих от его имени и присваивающих себе право решающего голоса в создании образа социокультурной реальности. Так понятый ин­дивидуальный субъект может с наибольшей полнотой аккуму­лировать и с наибольшей убедительностью выражать идеи, на­строения, стремления людей, а также понимать и оценивать задачи своего времени, видеть новые общественные перспек­тивы и позитивные изменения. В этом контексте индивидуаль­ный субъект социально-гуманитарного познания к набору таких качеств, как активность, энергичность, волевое начало, готов­ность брать на себя ответственность за принятие решений, дол­жен присоединить также и патерналистские качества (патер — от лат. отец), стремиться к консолидации совместной деятель­ности. Его деятельность предполагает как наличие стройной программы действий, так и способность к быстрому реагирова­нию и успешным решениям, которые должны сочетаться с не­допустимостью скоропалительных максималистских действий. Именно здесь с наибольшей очевидностью проявляет себя ак­тивность субъекта социально-гуманитарного познания, совпа­дение субъекта познания и субъекта действия.

Во-вторых, отличительной особенностью субъекта социаль­но-гуманитарного знания является также то, что он обладает наи­более зрелой формой рефлексии по отношению как к индивиду­альным, так и к общечеловеческим проблемам бытия. Стремление понять суть эпохи, место человека в мире, его смысл и предназна­чение, метаморфозы истории и культуры — такая задача требует адекватных средств ее достижения. Поэтому богатый, образный и одновременно точный, аргументированный и убедительный дис­курс — необходимая составляющая внутренней лаборатории субъекта социально-гуманитарного познания.

В-третьих, субъект социально-гуманитарного познания, изучая свой объект, одновременно решает проблему собственной саморе­ализации, так как те произведения, которые выходят из-под его пера, свидетельствуют о потенциальных возможностях самого человека-творца истории и культуры, дают продолжение жизни его духа.

В-четвертых, он характеризуется использованием сложного взаимодействия высокой концентрации сознания, ориентирую­щегося на строгую логику и аргументацию, с одной стороны, и потенциала бессознательного, интуитивного миропостижения, с другой. Именно в сфере социально-гуманитарного знания про­являются и тесно переплетаются многообразные формы знания, не только научного, но и обыденного, художественного, религи­озного, игрового, а также различные формы когнитивных прак­тик и технологий.

В-пятых, для субъекта социально-гуманитарного познания чрезвычайно значимы подлинно гуманистические цели и ценнос­ти. Его мышление должно отличаться положительной и созида­тельной направленностью. Образ мира, который создают гумани­тарные науки, не должен тяготеть к эсхатологическому сценарию, а должен быть наполнен оптимизмом, пониманием значимости человеческих усилий для обеспечения возможностей прогрессив­ного развития всего человечества.

В-шестых, на ученом — представителе гуманитарного знания лежит великая миссия выступать экспертом в осуществлении гу­манитарного контроля в таких областях, как атомная энергети­ка, генная инженерия, клонирование, манипуляции человечес­кой психикой и т.д. Социально-гуманитарная наука берет на себя задачу обеспечения моральности современной науки в целом. Ученым в сфере социально-гуманитарного знания не безразлич­но счастье и благополучие человечества, они ратуют за обосно­вание подлинных культурных ценностей, понимают значимость чувств, переживаний, веры, идеалов в жизни человека.

В-седьмых, субъект социально-гуманитарного познания не может ориентироваться на методы естественных и технических наук, в частности, связанные с математизацией, и так как это приводит к редукции в формах механицизма, физикализма и био­логизма. Если в естествознании формой постижения объекта яв­ляется монолог (так как природа «молчит»), то субъект социаль­но-гуманитарного познания настроен на диалог (имеется в виду диалог текстов, культур, авторов, диалагичность понимания). Не существует «чистого языка наблюдений», субъект сам «делает» свой опыт, порождает и обогащает его, изменяя при этом ок­ружающую культурно-историческую реальность. В его компе­тенции - подчеркнуть значение искусства, литературы, нрав­ственности и духовности в жизни общества и в разрешении острых проблем человеческого существования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.01 с.)