Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта



ОП 10 Экономика отрасли

Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

 

Для студентов очной и заочной формы обучения

 

 

 

Чайковский, 2018


ББК …..

………..

 

Методические рекомендации по выполнению курсового проекта

по учебной дисциплине ОП 10 Экономика отрасли по программе подготовки специалистов среднего звена 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта: учебно-практическое/методическое издание./ автор-сост. (Короткова С.Г. – Чайковский.: Чайковский индустриальный колледж, 2019. - …. с.

 

 

Утверждено

Экспертно-методическим

советом колледжа:

 

                                                   

Председатель экспертно-методического совета:

                                                   

Составитель: Короткова С.Г., преподаватель Чайковского индустриального колледжа                                             

 

Печатается по решению экспертно-методического совета

ГБПОУ «Чайковский индустриальный колледж»

 

 

© Короткова С.Г. автор-сост., 2018

© Чайковский индустриальный

колледж, 2018


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка 4
Цели и задачи курсовой работы (проекта) 5
Структура курсовой работы (проекта) 6
Порядок выполнения курсового проекта (работы) 7
Правила оформления курсовой работы (проекта) 29
Процедура защиты курсовой работы (проекта) 29
Приложения 33

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Курсовой проект – это практическая деятельность студента по изучаемой дисциплине   ОП. 10 Экономика отрасли.

Выполнение курсового проекта по дисциплинеОП.10 Экономика отрасли направлено на приобретение практического опыта по систематизации полученных знаний и практических умений, формированию профессиональных и общих компетенций.

Выполнение курсового проекта осуществляется под руководством преподавателя дисциплины ОП.10 Экономика отрасли. Результатом данной работы должен стать курсовой проект, выполненный и оформленный в соответствии с установленными требованиями.  Курсовой проект подлежит обязательной защите.

Настоящие методические рекомендации определяют цели и задачи, порядок выполнения, содержат требования к лингвистическому и техническому оформлению курсового проекта и практические советы по подготовке и прохождению процедуры защиты.

Подробное изучение рекомендаций и следование им позволит избежать ошибок, сократит время и поможет качественно выполнить курсовой проект.

Выполнение курсового проекта  рассматривается как вид учебной работы по дисциплине и реализуется в пределах времени, отведенного на её  изучение.

Консультации по выполнению курсового проекта проводятся как в рамках учебных часов в ходе изучения дисциплины, так и по индивидуальному графику.

Изучение рекомендаций, следование им и своевременное консультирование у руководителя поможет подготовить, защитить курсовой проект и получить положительную оценку.

 


1 Цели и задачи курсовой работы (проекта)

 

Задачи курсового проектирования

Задачи курсового проектирования:

- поиск, обобщение, анализ необходимой информации;

- разработка материалов в соответствии с заданием на курсовую работу (курсовое проектирование);

- оформление курсовой работы/проекта в соответствии с заданными требованиями;

- выполнение графической или реальной части курсовой работы/проекта;

- подготовка и защита (презентация) курсовой работы/проекта.

Структура курсовой работы

Структура курсовой работы

По содержанию курсовая работа носит экономический характер. По структуре курсовой проект состоит из пояснительной записки и практической части.

Пояснительная записка курсового проекта экономического характера включает в себя:

– титульный лист;

– задание;

– содержание (оглавление);

– аннотацию, с кратким содержанием работ, выполненных в курсовом проекте;

– введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируется цель;

– расчётную часть, содержащую расчеты капитальных вложений, прямых и косвенных затрат по объекту проектирования, калькуляцию себестоимости, расчёт доходов, прибыли, рентабельности проектируемых работ;

– заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов проекта;

– список литературы;

– приложения.

Рекомендуется, чтобы курсовой проект экономического характера был продолжением курсовых проектов конструкторского или технологического характера.

Практическая часть курсового проекта как конструкторского, так и технологического характера может быть представлена чертежами, схемами, графиками, диаграммами, наглядными изображениями, слайд-презентациями или другими продуктами творческой деятельности в соответствии с выбранной темой.

К пояснительной записке прилагается отзыв руководителя курсового проектирования.

Объем пояснительной записки курсового проекта должен быть не менее 25 страниц печатного текста, объем графической части - 1,0 – 2,0 листа.

 

Структура курсовой работы

По содержанию курсовая работа носит практический характер. По объему курсовая работа должна быть не менее 20 страниц печатного текста.

По структуре курсовая работа практического характера включает в себя:

– содержание;

– введение, в котором подчеркивается актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы;

– основную часть, которая обычно состоит из двух разделов: в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы; вторым разделом является практическая часть, которая представлена расчетами, графиками, таблицами, схемами, результатами исследования и т. п.;

– заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы;

– список литературы;

– приложения.

Выбор темы

Распределение и закрепление тем производит преподаватель. При закреплении темы соблюдается принцип: одна тема – один студент (Приложение 1).

При закреплении темы обучающийся имеет право выбора по выполнению проекта по той или иной теме из предложенного списка. Перечень тем курсовых проектов, закрепленных за каждым студентом учебной группы составляется преподавателем, рассматривается на заседании совета отделения и утверждается приказом директора. После издания приказа обучающийся самостоятельно изменить тему не может.

3.2 Получение индивидуального задания

После выбора темы курсового проекта  преподаватель выдает индивидуальное задание установленной формы не позднее, чем за 2 месяца до выполнения курсового проекта.

П.1.2 Техническая характеристика грузового автомобиля/автобуса. Исходные данные.

При разработке курсового проекта студент должен изучить характеристику и возможные модификации транспортного средства, которое обозначено в задании как объект ремонта. Характеристика приводится в виде таблицы, в которой студент указывает основные параметры транспортного средства. После таблицы рекомендуется поместить компоновочную схему автомобиля с отображением его внешних габаритных характеристик. Исходные данные для расчета, выданные руководителем проекта, следует занести в табл. 1.

Таблица 1 – Исходные данные (пример заполнения)

Показатель Условное обозначение Единица измерения Данные для расчета
1. Марка автомобиля - - КамАЗ-4326
2. Длина ездки с грузом км 40
Коэффициент использования грузоподъемности - 0,95
Коэффициент использования пробега - 0,80
Время в наряде Тн ч 7,0
Коэффициент использования парка - 0,91
Объем перевозимого груза Q тыс. тн 840
Время простоя под погрузкой- разгрузкой на 1 ездку tп-р ч 0,15
Техническая скорость движения Vt км/ч 60
Категория эксплуатации - - II
Климат - - умеренный
Уровень рентабельности R % 20
Объем платных услуг от общего объема:   -
- ТО - 1   % 30
- ТО - 2   % 60
 и т.д.      

П. 2.1 Планирование работ по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.

Для определения количества ТО и ТР в первую очередь необходимо рассчитать технико-эксплуатационные показатели. Данные для расчетов берутся из исходных данных по личному варианту студента. Необходимо учитывать вид транспортного средства (грузовой/пассажирский):

- для пассажирского транспорта:

1. Среднесуточный пробег одного автобуса, км:

где  - эксплуатационная скорость движения, км/ч;

 -. время в наряде, ч.

2. Среднее количество рейсов на маршруте за сутки одного автобуса:

где  - коэффициент использования пробега автомобиля;

- средняя дальность поездки пассажира, км;

 - коэффициент сменности пассажиров на маршруте.

3. Количество перевезённых пассажиров за сутки одним  автобусом, пасс.:

где  - пассажировместимость автобуса (данные из технических характеристик), чел.;

 - коэффициент наполнения автобуса;

4. Пассажирооборот одного  автобуса за сутки, пасс-км:

,

5. Годовая производительность автобуса (пасс.) определяется по формуле:

где  - коэффициент использования парка;

Дк – количество календарных дней, дн. (365 дн.).

6. Списочное количество автотранспортных средств определяется исходя из заданного объема перевозок:

 

где:  - объем перевозок пассажиров в год, тн/пасс;

 - годовая производительность единицы транспортного средства, тн/пасс.

 

7.  Автомобиле-дни  пребывания на предприятии, а-дни:

,

8. Автомобиле-дни  в эксплуатации, а-дни:

9. Автомобиле-часы  работы на линии, а-ч.:

10. Количество ездок в год, ед.:

11. Общий годовой пробег, км:

12. Общий годовой пробег с пассажирами, км:

13. Годовой пассажирооборот, пасс-км:

- для  грузового транспорта:

1. Количество ездок с грузом за сутки одного автомобиля, ед.:

 

где V т – техническая скорость, км/ч;

 - длина ездки с грузом, км;

tп-р – время простоя под погрузкой и разгрузкой за ездку, час:;

 - коэффициент использования пробега автомобиля.

2. Среднесуточный пробег одного автомобиля, км:

3. Объём перевозок за сутки, тн:

,

где  - номинальная грузоподъемность автомобиля (данные из технических характеристик), тн

- коэффициент использования грузоподъемности,

 

4. Грузооборот за сутки, ткм:

5. Списочное количество автотранспортных средств определяется исходя из заданного объема перевозок:

 

где:  - объем перевозок груза в год, тн/пасс;

 - годовая производительность единицы транспортного средства, тн.

6.Автомобиле-дни пребывания на предприятии за год, а-дни:

7. Автомобиле-дни в эксплуатации за год, а-дни:

8. Автомобиле-часы работы на линии за год, а-ч.:

9. Количество ездок с грузом в год, ед.:

10. Общий годовой пробег, км:

11.  Годовой пробег с грузом, км:

12. Годовой грузоооборот,т/км:

По результатам расчетов заполнить таблицу (обратить внимание на вид транспорта).

Таблица 2 (а) - Производственная программа по эксплуатации ….. (пассажирское транспортное средство)

Наименование показателя Условное обозначение Единица измерения Марка пассажирского транспорта
1. Списочное количество автотранспортных средств Асп ед.  
2. Среднесуточный пробег км  
3. Среднее количество рейсов на маршруте за сутки n р ед.  
4. Количество перевезённых пассажиров за сутки Q сут пасс.  
5. Пассажирооборот одного автобуса за сутки Рсут. пасс.-км  
6. Годовая производительность одного транспортного средства W год пасс.-км  
7. Объем перевозок пассажиров в год Q год пасс.  
8. Автомобиле-дни пребывания на предприятии АДк а-дн.  
9. Автомобиле-дни в эксплуатации АДэ а-дн.  
10. Автомобиле-часы работы на линии АЧ а-ч  
11. Количество ездок в год N год ед.  
12. Общий годовой пробег км  
13. Общий годовой пробег с пассажирами км  
14. Годовой пассажирооборот пасс-км  

Таблица 2 (б) - Производственная программа по эксплуатации ….. (грузовое транспортное средство)

Наименование показателя Условное обозначение Единица измерения Марка грузового транспорта
1. Списочное количество автотранспортных средств Асп ед.  
2. Среднесуточный пробег км  
3. Количество ездок с грузом за сутки одного автомобиля n е ед.  
4. Объём перевозок за сутки Q сут тн  
5. Грузооборот за сутки Рсут. ткм  
6. Годовая производительность одного транспортного средства W год тн  
7. Годовой объем перевозок Q год тн  
8. Автомобиле-дни пребывания на предприятии АДк а-дн.  
9. Автомобиле-дни  в эксплуатации АДэ а-дн.  
10. Автомобиле-часы работы на линии АЧ а-ч  
11. Количество ездок с грузом в год N год ед.  
12. Общий годовой пробег км  
13. Общий годовой пробег с грузом км  
14. Годовой грузооборот ткм  

 

П.п 2.1.1 Расчет количества ТО и ТР на АТП. Годовой объем работ по АТП определяется в человеко-часах и включает объем работ по ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР, а также объем вспомогательных работ предприятия. На основе этих объемов определяется численность рабочих производственных зон и участков.

Расчет годовых объемов ЕО, ТО-1 и ТО-2 производится исходя из годовой производственной программы данного вида и трудоемкости обслуживания. Годовой объем ТР определяется исходя из годового пробега парка автомобилей и удельной трудоемкости ТР на 1000 км пробега.

Для конкретных условий нормативы трудоемкостей ТО и ТР корректируются соответствующими коэффициентами: к1,к2, к3, к4, к5 (Приложение 2 - 6).

  Число капитальных ремонтов (N КР):

Количество ТО-2 (N ТО-2):

 

L Ц – пробег автомобиля за цикл, км;

L КР – норма пробега до капитального ремонта, км;

L ТО-2 – норма пробега автомобиля до ТО-2 (приложение 7);

Результирующий коэффициент корректирования периодичности (Крез) ТО определяется:

 

Крез = К1 К3

К1 – коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации;

К3 – коэффициент, учитывающий климатический район.

КоличествоТО-1 (N ТО-1):

LТО-1 - пробег автомобиля до ТО-1 (приложение 7);

Количество ЕО (N ЕО):

NЕО = ДЭЦ

где ДЭЦ - количество дней эксплуатации за цикл:

Для расчета числа технических воздействий на автомобиль за год вводится коэффициент перехода от цикла к году, или коэффициент цикличности (ηц):

,

где L Г – годовой пробег автомобиля;

ДРАБ – число рабочих дней в году;

ДЭЦ – число дней эксплуатации в цикле.

Годовое число технических обслуживаний и ремонтов на один списочный автомобиль рассчитывается:

N Г.ТО-2 = N ТО-2  ηц

N Г.ТО-1 = N ТО-1  ηц

N Г.ЕО = N ЕО ηц

Тогда число технических воздействий на весь парк автомобилей определенной марки в год определяется по формулам:

Σ N Г.ТО-1 = N Г.ТО-1 Асп

Σ N Г.ТО-2 = N Г.ТО-2  Асп

Σ N Г.ЕО = N Г.ЕО  Асп

Расчет надбавок и доплат

Все виды и размеры надбавок и доплат стимулирующего характера предприятия определяют самостоятельно в пределах средств на оплату труда.

Доплаты за неблагоприятные условия труда.

Расчет доплат выполняется отдельно для ремонтных рабочих занятых на ТО – 2 и ТР по формуле:

ДТО-2небл. ус тр= (С ср ТО-2 * 166,3 * Пнебл. * Nнебл.рр *12) / 100,

 где Сср ТО-2 – среднечасовая тарифная ставка ремонтного рабочего, занятого  в ТО- 2 принимается по данным таблицы 7.

Пнебл – процент доплат за неблагоприятные условия труда, в расчете принимаем 8 %.

Nнебл.рр – количество работников занятых на работах неблагоприятного условия труда, в расчете принимаем для ТО и ТР - 10 %.   

12 – количество месяцев в году.

ДТРнебл. ус тр= (С ср ТР * 166,3 * Пнебл. * Nнебл.рр *12) / 100,

где С ср ТР - среднечасовая тарифная ставка ремонтного рабочего занятого в ТР, принимается по данным таблицы 7

∑ Д небл. ус тр= ДТО-2небл. ус тр + ДТРнебл. ус тр

 Доплаты за руководство бригадой бригадиром, не освобожденным от основной работы.

Расчет должен выполняться отдельно для ремонтных рабочих занятых на ЕО, ТО и ТР по формуле

Дбр = Дмесбр * Nбр*12,

где Дмесбр– доплата за руководство бригадой за месяц;

Nбр – количество бригадиров соответствующих числу бригад.

 где Смес.I – минимальная месячная тарифная ставка рабочих I разряда.

Смес.I определяется по формуле:

Пбр – процент доплат за руководство бригадой: при численности до 10 чел. – 20 %,

    при численности свыше 10 чел. – 25 %, при численности свыше 25 чел. – 35 %.

Дбр ТО-2 = Дмесбр ТО-2  * Nбр*12;

Дбр ТО-1 = Дмесбр ТО-1  * Nбр*12

Дбр ЕО = Дмесбр ЕО  * Nбр*12;

ДбрТР = Дмесбр ТР  * Nбр*12

∑ Дбр = Дбр ТО-2 + Дбр ТО-1 + Дбр ЕО + ДбрТР

Премии за перевыполнение количественных показателей и качества работы:

Пр = (ФЗП пов/100)*40, 

где 40 – процент премии.

 Заработная плата ремонтных рабочих за отработанное время:

ФЗП от.в.= ФЗП пов +∑ Д небл. ус тр+ ∑ Дбр + Пр

Заработная плата за неотработанное время: ФЗП неот.в.= (ФЗП от.в / 100)* Пнеот.в.,

где 

Пнеот.в- процент заработной платы за неотработанное время.

Пнеот.в = [ Д о*100/ (Д к – Д в – Дпр – Д о)] + 1,

где

Д о – продолжительность оплачиваемого отпуска, 28 дн.

Д к – количество календарных дней в году, 365 дн.

Д в – количество воскресных дней (принимается согласно производственному календарю за текущий период);                       

Дпр – количество праздничных дней, (принимается согласно производственному календарю за текущий период);                       

                  

Пример расчета:

Пнеот.в = [ 24*100/ (365 – 52 – 10 – 24)] + 1 = 9,6

 Фонд заработной платы ремонтных рабочих:   

ФЗП = ФЗП от.в + ФЗП неот.в

Полученные расчеты занесем в таблицу 8.

Таблица 8 - Фонд заработной платы по видам воздействий

Вид воздействия Повременная зарплата, руб. (ФЗПпов) Доплаты за неблагоприятные условия труда, руб. (Днебл.усл.) Доплаты за руководство бригадой, руб. (Дбр) Премии, руб. (Пр) Фонд з/п основной, руб. ФЗПосн
ЕО          
ТО-1          
ТО-2          
ТР          
Итого          

Отчисления на социальные нужды:

Осоц = (ФЗП * Псоц.от.) / 100,

где Псоц.от – процент отчислений на социальные нужды, 30 %.

Итого фонд заработной платы ремонтных рабочих с отчислениями на социальные нужды:

ФЗП с.отч. = ФЗП + Осоц, руб.

Планирование полной себестоимости одного обслуживания

Полная себестоимость является основой для установления цены услуг, оказываемых сторонним организациям.

Полная себестоимость складывается из прямых затрат (цеховые расходы) на выполнение ТО и ТР и косвенных затрат (общехозяйственные расходы) на содержание предприятия, управления и прочих расходов.

Прежде всего, рассчитаем полную себестоимость ТО-1, проводимых в АТП по каждой марке автомобиля.

К прямым затратам относятся:

· Затраты на материалы и запасные части;

· Затраты на заработную плату;

· Отчисления на социальные нужды;

· Амортизационные отчисления;

Косвенные расходы Зоб. хоз.ТО-1 рассчитываем по формуле:

Зоб. хоз.ТО-1 .

Отчисления на социальные нужды Осоц.ТО-1 рассчитываем по формуле:

Осоц.ТО-1 =

Амортизацию основных производственных фондов АопфТО-1, обслуживающих ТО-1, рассчитываем по формуле:

АопфТО-1 =

10 % - доля амортизации основных фондов, обслуживающих процесс ТО-1.

Долю амортизации основных фондов, обслуживающих процесс ТО-2, принять 20 %.

Полная себестоимость одного ТО-1 (SТО-1) рассчитываем по формуле:

SТО-1 =

Расчет себестоимости одного ТО-2, ТР и ЕО рассчитываем аналогично ТО-1.

Косвенные расходы Зоб. хоз.ТО-2 рассчитываем по формуле:

Зоб. хоз.ТО-2 .

Амортизацию основных производственных фондов АопфТО-2 рассчитываем по формуле:

АопфТО-2 =

Долю амортизации основных фондов, обслуживающих процесс ТО-2, принять 20 %.

Полная себестоимость одного ТО-2 (SТО-2) рассчитываем по формуле:

SТО-2 =

Косвенные расходы Зоб. хоз.ТР рассчитываем по формуле:

Зоб. хоз.ТР .

Амортизацию основных производственных фондов АопфТР, обслуживающих ТР, рассчитываем по формуле:

АопфТР =

Долю амортизации основных фондов, обслуживающих процесс ТО-2, принять 65 %.

Полная себестоимость одного ТР (SТР) рассчитываем по формуле:

SТР =

Амортизацию основных производственных фондов АопфТР, обслуживающих ЕО, рассчитываем по формуле:

АопфЕО =

5 % - доля амортизации основных фондов, обслуживающих процесс ЕО.

Полная себестоимость одного ЕО (SЕО) рассчитываем по формуле:

SЕО =

Полученные расчеты сведем в таблицу 9.

Таблица 9 - Калькуляция полной себестоимости выполнения ТО и ТР для автомобилей ……. (марка)

№ п/п

Элементы затрат

Сумма затрат, руб.

ТО-2 ТО-1 ТР ЕО Итого
1 Материалы и запасные части          
2 Заработная плата          
3 Отчисления на социальные нужды          
4 Амортизационные отчисления          

ИТОГО: цеховая себестоимость

         
5 Косвенные расходы          

ИТОГО: полная себестоимость

         

 

П/п

Элементы затрат Стоимость, руб.

1

Материалы и запасные части  

2

Заработная плата  

3

Отчисления на социальные нужды  

4

Амортизационные отчисления  

Итого: производственная себестоимость

 
5

Косвенные расходы

 

Итого: полная себестоимость

 
       

Себестоимость одного человеко – часа составляет:

Далее, необходимо определить себестоимость и цену одной услуги.

Таблица 15 – Виды работ выполняемых на ………… участке

Виды работ Времени на единицу объема работы, чел.-ч. Себестоимость выполняемых работ, руб. Стоимость услуг, руб.
1.      
2.      
3.      
     
     

Тариф за выполнение единицы ремонта, руб.:

                                                                             

где, Ц i – тариф за выполнение единицы ремонта;

Si – полная себестоимость выполнения одного ремонта;

Ri – норма прибыли по видам ремонта,

Стоимость услуг по ремонту (замена порога) с учетом налога на добавленную стоимость (НДС), руб.:

где, ЗНДС – налог на добавленную стоимость, руб.;

где, ННДС – ставка налога на добавленную стоимость, 18%.

Далее сопоставить стоимость услуг конкурирующих предприятий с вашей стоимостью. 

Например, Стоимость замены порога автомобиля ВАЗ-2109, согласно данным официального сайта автосервиса «Питстоп» http://avtoservispitstop.ru/price производителя, составляет от 5500 рублей одна сторона (сварочные работы).

Доходы (выручка) от выполнения услуг по ……….., руб.:

Где N – количество услуг за год                                                                 

Затраты на выполнение услуг по …………, руб.:

                                      

Прибыль от выполнения услуг по ……….., руб.:

        

Срок окупаемости:

                                                        (58)

 срок окупаемости оборудования, год

капитальные вложения (стоимость оборудования и инструмента);

П – прибыль, руб.

Таким образом, срок окупаемости оборудования составит …..лет (месяцев).

3.4.3 Содержание и структурные элементы КП по теме: «Экономическое обоснование организации ……… участка (например, электротехнического участка) в условиях СТО»:

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ

  1.1 Годовой объем работ
  1.2 Производственная программа СТО.

2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО УЧАСТКА

  2.1 Расчет размера инвестиций для организации участка
  2.2 Расчет трудоемкости операций на участке
  2.3 Расчет затрат на организацию  электротехнического участка
  2.4 Экономическая эффективность организации  электротехнического участка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

4 Правила оформления курсовой работы

Правила оформления курсовых работ определяются Методическими рекомендациями для обучающихся «Требования к оформлению учебных работ», которые размещены в общем доступе на официальном сайте колледжа в разделе «Студентам».

Согласно порядку выполнения курсовых работ  перед защитой каждая курсовая работа проходит нормоконтроль с целью проверки соответствия оформления материалов курсовой работы (проекта), установленным требованиям.

Приложение 1

Примерная тематика курсовых работ/проектов

по ОП.10 «Экономика отрасли» 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.21 с.)