Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие, проблемы сознание. Природа сознания: аспекты, свойства.
Понятие «сознание» - одно из самых древних в философии. С помощью понятия «сознания» раскрывается способность человека отражать окружающий мир и себя в нём. Понятие «сознание» - исходное значение проявлений всех форм и проявлений в духовности. Сознание является объектом изучения философии, психологии, педагогики и других наук. Сознание – это специфический, невидимый, неосязаемый, невесомый и сверхсложный объект научного исследования. В истории философии выделяют четыре основных точки зрения по вопросу сознания: 1. Философский материализм (линия Демокрита). Сознание – это сложный исследовательский процесс, отражения человеком внешнего мира, который (процесс) включает в себя следующие элементы: 1) Ощущения, восприятия, представления; 2) Самосознание; 3) Чувства, эмоции; 4) Воля. Представители философского материализма считают, что сознание – это закономерное следствие эволюции живой природы; сознание вторично. 2. Философский идеализм (линия Платона). Сознание – это некая изначальная давность, присутствующая в мире; сознание – это субстанция (основа всех вещей и явлений); сознание – первично. 3. Гилозолизм. Вся материя, природа обладает сознанием, но в разной степени. 4. Вульгарный материализм. Во второй половине XIX века, группа естествоиспытателей (Гюхнер и др.) стали доказывать, что сознание и физиологические процессы, которые протекают в мозгу, тождественны. Сознание – это движение мозгового вещества, качество которого зависит от качества пищи. «Человек – есть, то, что ест». Большой вклад в изучение сознание внесли русские учёные: Павлов, Ухтомский и др. Учёные установили, что мозг – это сложная структура, которая вмещает в себя 40-50 млрд. клеток, каждая из которых имеет контакты с 10.000 соседних клеток. Гениальность человека зависит от гибкости и скорости этих контактов. Нормальный мозг способен вместить информацию равную 500 Британским Энциклопедиям, каждая из которых составляет 33 тома. Вес мозга, для нормального функционирования, равен 1000 граммов, а если меньше, то имеет место явление дебилизма. Мозг человека используется лишь на 5-7%. Учёные установили, какие участки мозга отвечают за те или иные виды деятельности человека: 1. Тыловая зона – аккумулирует чувства и создаёт связку;
2. Лобная часть – рассуждение, умозаключения, выработка плана дальнейших действий. 3. Верхняя височная – складирует информацию, которой мы регулярно пользуемся (память). Сознание – это продукт общественного развития 32. Сознание как субъективное образование. Самосознание. По вопросу о происхождении сознания существует две точки зрения. 1. Витализм – доказывает, что живое может возникнуть толь от живого, поэтому вопрос о происхождении сознания не рассматривается. Г. Гольц доказывал, что живое занесено на нашу планету с космической пылью. 2. Философский материализм – сознание возникает благодаря тому, что материя обладает таким универсальным всеобщим свойством, как отражение – воспроизведение в себе других предметов. Отражение в живой природе имеет активный характер, получает сведения о внешнем мире и изменяет сферу своего обитания. Формы отражения: 1. Элементарная (механическая, физическая, химическая); 2. Раздражимость – возникновение в месте с появлением жизни в простых формах. 3. Чувствительность как способность ощущать внешний мир. 4. Психическое отражение – возникает с появлением ЦНС. Характеристика сознания. 1. Сознание – субъективный образ объективного мира. 2. Сознание всегда и самосознание, т.е. выделение человеком себя из остального мира. 3. Ядром сознания является знания о внешнем мире (научное и ненаучное). Формула сознания: сознание = знание о мире + самосознание + отношение человека к внешнему миру. Функции сознания: 1. Познавательная; 2. Целеполагающая; 3. Регулятивная; 4. Сознание – способ трансляции социального опыта в ходе совместной деятельности. Творческая активность сознания выражается в непассивном восприятии мира. Активная роль сознания выражается в способности создания человеком второй природы. Язык и мышление. Язык и мышление человека имеют общее: они социальны по форме содержания. Отличия: 1. Мышлением имеет функцию познания мира. 2. Мышление динамичнее сознания, язык консервативнее. 3. Мышление – общечеловеческое средство, а язык национален. Самосознание Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а представления индивида о самом себе складываются в мысленный <образ Я>.
Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это не зеркально. Представление человека о самом себе далеко не всегда адекватно. Мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремится правильно осознать свои побуждения и субъективно достаточно искренен, далеко не всегда отражают его побуждения, реально определяющие его действия. Самопознание не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Обобщение практического знания человека о других людях является главным источником образования отношений к себе как личности. Всякое изменение жизненного положения человека в общественной, трудовой, личной жизни не только изменяет деятельность человека, но изменяет отношение человека к себе как к деятелю, как к субъекту этого положения. Следовательно, осознать себя - это значит осознать себя не только как психофизическое существо, но и первым делом как трудящегося, как семьянина, как отца, как воспитателя, как товарища, как часть коллектива.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.009 с.) |