Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I. Актуальность и важность данной проблемы для района.

Поиск

Раздел I. Актуальность и важность данной проблемы для района.

Подготовка обучающихся к работе над проектом

Для того чтобы сформировать у детей умения и навыки, которые необходимы при работе над социальным проектом, была организована инициативная группа из учеников 10 «а» класса. В ходе беседы, учебной деятельности были рассмотрены вопросы о структурной деятельности органов власти (на местах), о роли самоуправления и социальном проектировании подростков.

Выбор проблемы

Ученическое собрание 10 «а» класса рассмотрело три темы социально-значимых проектов:

1.Дизайн пришкольного участка.

2.Оформление зоны отдыха для первоклассников в фойе первого этажа.

3.Экскурсионный маршрут «Памятники природы Саракташского района».

В результате обсуждения было решено, что тема оформления зоны отдыха для первоклассников, слишком узка для социального проектирования, а дизайн пришкольного участка несвоевременен. Большинством голосов решили разработать экскурсионный маршрут.

 При обсуждении проблем исходили из таких критериев:

• значимость проекта для социума

• реальность ее решения и материальные затраты при ее выполнении.

Актуальность

Тема нашего проекта – Экскурсионный маршрут «Памятники природы Саракташского района». Разработка этой темы является одновременно и социальным заказом саракташской общественной районной организации "Саракташское землячество".

Жители России, в том числе Оренбургской области порой лучше знают природу за пределами своей страны, при этом с трудом называют природные объекты своей малой родины, представителей местной флоры и фауны.

 В год экологии наш химико-биологический класс участвовал в районном проекте «Природное наследие Саракташского района», результатом которого станет серия альбомов о 12 памятниках природы регионального значения. Также в год экологии встал вопрос и о создании экскурсии по данным объектам.

Анализ статей местной газеты «Пульс дня» показал, что информации по теме нашего проекта очень мало. О некоторых памятниках вообще никогда не писали в газете.

Мы решили, что необходимо устранить эти пробелы и разработать маршрут экскурсии по памятникам природы Саракташского района. Родители нас поддержали.

Цель проекта – разработка экскурсионного маршрута «Памятники природы Саракташского района.

Задачи:

1.Изучить и систематизировать материал о каждом объекте маршрута.

2.Составить альбом по каждому памятнику природы.

3.Разработать экскурсию.

4.Подготовить экскурсоводов.

5.Провести экскурсию

 

Сначала инициативная группа обратилась к директору школы Суховой Людмиле Александровне за поддержкой и помощью в разработке социального проекта.

Ответ директора заключался в готовности поддержать инициативу учащихся 10 «а» класса в разработке социального проекта «Экскурсионный маршрут «Памятники природы Саракташского района».

Проект реализуется путём прохождения трёх основных этапов:

1.Подготовительный этап (формирование команд, социологический опрос, подготовка к осуществлению проекта);

2.Основной этап (разработка и реализация «дорожных карт»);

3.Подведение итогов (обработка материалов, анализ выполненной работы, оформление портфолио, оценка своей деятельности).

Для удобства работы над проектом мы разделились на 5 команд: «Проектировщики», «Дипломаты», «Краеведы», «Дизайнеры» и «Экскурсоводы».

 

Конвенция о правах ребенка

Статья 31

Право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха.

Конституция РФ

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Статья 33

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Статья 44

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Закон РФ «Об образовании»

                                                       Статья 34

Обучающимся предоставляются академические права на:

22) развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;

                                     Работа группы дипломатов

Сбор информации по проблеме

Прежде чем приступить к реализации нашего проекта, мы решили собрать имеющуюся информацию по проблеме.

1) Социологические исследования.

Среди обучающихся 8-11 классов СОШ № 2 (243 человека) был проведен опрос, насколько хорошо ученики владеют информацией о памятниках природы Саракташского района. В результате проведенного исследования были установлены следующие факты:

1.Менее половины старшеклассников владеют полной информацией о памятниках нашего района.

2.Только 52% правильно указали место некоторых памятников.

3.56% неправильно указали количество памятников природы Саракташского района.

Проведенное анкетирование показало:

 

 

 

2.) Интервью с инженером-экологом ГБУ "Экологическая служба Оренбургской области" Маслабойниковым Ю.В.

 

Интервью с Маслабойниковым Ю.В

Дата интервью – 27 сентября 2017 года

Место интервью – СОШ №2

ФИ корреспондента – Малахов Иван

ФИО респондента – Маслабойников Юрий Владимирович

Цель интервью: уточнение информации о памятниках Саракташского района регионального значения

– Добрый день! Наш класс работает над социальным проектом «Экскурсионный маршрут «Памятники природы Саракташского района». Мы решили уточнить некоторую информацию. Просим Вас ответить на вопросы.

1.Сколько памятников природы, находятся на территории Саракташского района?

  Ответ:  В Саракташском районе памятников природы регионального значения 12. Они занимают 1785,5 га, или 0,5% от площади района и нуждаются в повышенном внимании к ним, к их состоянию, к решению экологических проблем, связанных с природными ценностями своего края.

2.   Юрий Владимирович, каким образом поддерживается экологическое состояние памятников природы?

Ответ: У глав администрации сельских советов, на территории которых находятся данные памятники, есть охранное обязательство, и администрация сельского совета контролирует соблюдение правил, перечисленных в данном документе:

- не выпускать скот на территорию памятника

- не прокладывать дороги на территории памятника

- не производить строительства зданий на территории памятника

В настоящее время природные объекты находится в хорошем состоянии.

3. Как Вы считаете, необходим ли туристический маршрут для нашего района?

Ответ: Конечно, такие экскурсии очень нужны, потому как о существовании уникальных достопримечательностей на территории Саракташского района должен знать каждый житель нашей малой родины.

- Спасибо за интервью!

_________________________/ Маслабойников Ю.В. /

Раздел III. «Разработка собственного варианта решения проблемы»

Творческие группы Список участников Объём работы
1 «Проектировщики» Гумиров Данил, Халитов Рамиль, Якупова Алина, Ершакова Людмила 1.Определение объёма необходимых работ, 2.Составление плана и определение сроков проекта. 3.Изучение нормативно-правовой базы 4.Получение консультации у специалистов. 5.Произведение экономических расчетов и составление сметы бюджета проекта.  
2 «Дипломаты» Аблаева Амина, Халитова Элида, Галынина Екатерина, Бунина Мария, 1.Проведение опроса и обработка его результатов 2. Составление писем 3.Встречи с должностными лицами. 4.Установление сотрудничества с заинтересованными организациями.  
3 «Краеведы» Булдаков Никита, Заречнева Анжела, Малахов Иван, Козлова Ульяна 1.Сбор и анализ имеющейся информации в библиотеках, в краеведческом и школьном музеях. 2. Выезд на природные объекты.
4 «Дизайнеры» Масловский Влад, Михайлова Виктория, Батурина Екатерина, Субханов Линар. 1.Оформление альбомов, проекта и стендов. 2. Подготовка творческого отчёта.
5 «Экскурсоводы» Грунин Даниил, Исеноманова Акмарал, Ишмухаметов Рустам. 1.Изучение правил ведения экскурсии. 2.Знакомство с информацией, собранной «краеведами». 3.Разработка текста для экскурсии.

   

План работы по реализации проекта

Мероприятия сроки Ответственные
1 Изучить нормативно – правовую базу август-сентябрь Команда «Проектировщики»
2 Провести социологический опрос   сентябрь Команда «Дипломаты»
3 Составить письма и обращения к официальным лицам   сентябрь-октябрь Команда «Дипломаты»
4 Встретиться с официальными лицами сентябрь-октябрь Команда «Дипломаты»
5 Работа в местном краеведческом музее и библиотеке сентябрь-декабрь Команда «Краеведы»
6 Выезд на природные объекты сентябрь-ноябрь Команда «Краеведы»
7 Разработать маршрут   декабрь Команда «Краеведы»
8 Нанести маршрут на карту   декабрь Команда «Краеведы»
9 Сфотографировать памятные места по маршруту экскурсии   Ноябрь-декабрь Команда «Краеведы»
10 Оформить альбомы Ноябрь-декабрь Команда «Дизайнеры»
11 Изучить правила проведения экскурсии, разработать текст экскурсии   декабрь Команда «Экскурсоводы»
12 Оформить портфолио и стенды январь Команда «Дизайнеры»
13 Провести экскурсии Май-июнь Команда «Экскурсоводы»

 

          

Раздел IV. «Реализация плана действий команды».

1.) Установление сотрудничества с заинтересованными организациями

На встрече с главой муниципального образования «Саракташский район» Б.Н. Жанбаевым

Участники проекта, председатель Совета депутатов района Сухова Л.А.,

 глава МО «Саракташский район» Жанбаев Б.Н.

 

С просьбой о поддержке инициативы и участии в совместной работе,

 обучающиеся школы обратились к В.П. Красновой, директору

 МБУ «Музейно-выставочный центр им. М.М. Чумакова».

Валентина Петровна выразила понимание и готовность оказать практическую помощь организаторам проекта.

Фотовыставка Толокнова В. «Памятники природы Саракташского района»

Работа в районном музее. Карта памятников природы Саракташского района.

 

Затем наша группа дипломатов отправилась в МБУК «Централизованная библиотечная система Саракташского района Оренбургской области»

Работа в районной библиотеке. Изучение литературных и документальных источников о памятнике природы.

 

Ознакомились с имеющейся информацией в школьной библиотеке.

Характеристика маршрута

Название маршрута «Памятники природы Саракташского района»
Направление Экологический
Продолжительность маршрута Многочасовой
Время действия маршрута Сезонный (лето, поздняя весна, ранняя осень)
Средства передвижения Комбинированный (автобус + пеший)
Протяженность маршрута 60 км
Продолжительность по времени  4-5 часов
Целевая аудитория Разновозрастная

 

Работа группы экономистов

            Нами разработан бюджет нашего проекта

Статья расхода Требуемая сумма Источник финансирования

Непосредственно экскурсии.

Затраты на бензин для школьного автобуса (ПАЗ 32053-70) 37рублей × 60км. = 2220 рублей   Спонсорская помощь Ген. директора ООО «Яр Мак строй» Меркулова К.Ю.
Затраты на зарплату водителя 100 рублей час ×5ч.=500 рублей   Бюджет РОО
Услуги экскурсоводов - -

                                                 Разовые выплаты

Оформление портфолио 550 рублей Касса класса
Вёрстка альбомов «Памятники природа Саракташского района» 375 рублей × 4 = 1500 рублей Сумма, вложенная учащимися 10 а класса, которые работали в летний период от Центра занятости Саракташского района.
Итого 4770 рублей  

Ожидаемый результат:

1.Во время реализации проекта предполагается вовлечение школьников, родителей, представителей власти, общественности в проект.

2.Расширение и углубление знаний учащихся в области природных памятников родного края;

 3.Возможность самореализации учащихся при выполнении проекта;

4.Формирование активной жизненной позиции.

5. Проведение экскурсии для односельчан.

 

Дальнейшее развитие проекта:

1.Экскурсия составлена с учетом детской аудитории, но возможно проведение экскурсии и со взрослым населением.

2.Альбомы станут дополнительным пособием для изучения географического и биологического краеведения в школах Саракташского района.

3.Тема экскурсии послужит основанием для разработки других экскурсионных маршрутов, с целью развития внутреннего туризма.

Продолжительность выполнения проекта:

 31 августа 2017 года-28 января 2018 года- первый этап

1 февраля-31 июня 2018 года - второй этап

Необходимая сумма для реализации проекта:

Затраченные средства на реализацию социального проекта «Экскурсионный маршрут «Памятники природы Саракташского района» 4770 рублей.

550 рублей (пятьсот пятьдесят) рублей были  выделены из кассы класса (которые заработали на осенней ярмарке, посвящённой юбилею школы), 1550 рублей (одна тысяча пятьсот пятьдесят) рублей были  на добровольной основе вложены учащимися 10 а класса, которые работали в летний период от Центра занятости Саракташского района, кроме того была оказана спонсорская помощь Генеральным директора ООО «Яр Мак строй» Меркуловым К.Ю.

Заключение

Выполняя проект «Экскурсионный маршрут «Памятники природы Саракташского района», мы узнали много нового, изучили экологическое состояние памятников природы, провели экономический расчет стоимости проекта, определили сумму средств. Наметили объем работ, которые можем выполнить собственными силами по реализации проекта.

Во время выполнения работы нам помогало большое количество людей: директора и учителя школ нашего района, официальные лица, родители, спонсоры.

 Проектом «Экскурсионный маршрут «Памятники природы Саракташского района» мы привлекли внимание общественности к изучению природных памятников родного края. В данный момент принято решение силами учеников создать виртуальную экскурсию «Памятники природы Саракташского района».


Приложение 1

Реестр

 памятников природы областного значения, расположенных на территории МО Саракташский район

 

№ п/п Название Дата установки Адрес местонахождения Охранные обязательства Краткое описание  
1 Андреевские Шишки Объявлен памятником природы Оренбургской области в соответствии с распоряжением главы администрации Оренбургской области от 21 мая 1998 г. № 505-р «О памятниках природы Оренбургской области» Охранное обязательство на памятник природы областного значения выдано МО Саракташский район, в лице главы МО Петровский сельский совет Барсукова А.А.  В 1,5 км к востоку от с.Андреевка. Геолого-геоморфологический, ландшафтный и ботанический памятник природы, площадь – 450,0 га. Цепочка из пяти шишкообразных эрозионно-останцовых холмов-гор с относительным превышением над поймой р.Ускалык от 160 до 210 м. Гора Длинная и Сергеевская расположены на правом берегу этой реки, а Часовная (382,9 м), Провальная и Марьевская – на левом. Цепь холмов вытянута меридионально на расстояние 6 км, диаметр каждой горы по подножию 0,7-1,0 км.
2 Гора Самбула Объявлен памятником природы Оренбургской области в соответствии с распоряжением главы администрации Оренбургской области от 21 мая 1998 г. № 505-р «О памятниках природы Оренбургской области» Охранное обязательство на памятник природы областного значения выдано МО Саракташский район, в лице главы МО Гавриловский сельский совет Сафронова Т.В. В 5 км к юго-востоку от с.Гавриловка. Геолого-геоморфологический памятник природы, площадь – 4,0 га. Холмс отметкой 191,5 м, подмывается рекой Сакмарой, при этом образуется обрыв высотой до 50 м и протяженностью до 1 км.  
3 Карстовое поле Печоры Объявлен памятником природы Оренбургской области в соответ-ствии с распоряжением главы админи-страции Оренбургской области от 21 мая 1998 г. № 505-р «О памятниках природы Оренбургской области» Охранное обязательство на памятник природы областного значения выдано МО Саракташский район, в лице главы МО Спасский сельский совет Спицина Вячеслава  Александровича. В 1,5 км к северо-западу от с.Спасское. Геолого-геоморфологический памятник природы Уникальные объекты природы, в т.ч. связанные с какими-то историческими событиями или лицами, выделяемые как природные особо охраняемые территории небольшого размера (горы, вулканы, пещеры, очень старое дерево и т.п.) с их окружением, а также геологические обнажения, имеющие научную ценность. площадь – 27,3 га.
4 Кондуровские венцы Объявлен памятником природы Оренбургской области в соответ-ствии с распоряжением главы админи-страции Оренбургской области от 21 мая 1998 г. № 505-р «О памятниках природы Оренбургской области» Охранное обязательство на памятник природы областного значения выдано МО Саракташский район, в лице ГКУ «Саракташское лесничество»   В 1,5 км к югу от ст.Кондуровка- геолого-геоморфологический, ландшафтно-ботанический памятник природы. Левобережный обрыв над поймой реки Сакмары протяженностью 3,3 км и высотой до 20-25 м. В плане линия обрыва сложная, состоит из циркообразных полуовалов (венцов) и разделяющих их углов. Всего насчитывается 7 венцов, они сформированы бывшими речными излучинами (меандрами).
5 Козьи Горы Объявлен памятником природы Оренбургской области в соответ-ствии с распоряжением главы админи-страции Оренбургской области от 21 мая 1998 г. № 505-р «О памятниках природы Оренбургской области» Охранное обязательство на памятник природы областного значения выдано МО Саракташский район, в лице главы МО Старосокулакский сельский совет Ельчанина Александра Сергеевича.   В 4 км к юго-западу от с.Старый Сокулак-ландшафтный памятник природы. Памятник природы охватывает фрагмент сохранившегося от сельскохозяйственного освоения природного ландшафта, играет важную роль в сохранении ландшафтного и биологического разнообразия.  
6 Нос-гора Объявлен памятником природы Оренбургской области в соответ-ствии с распоряжением главы админи-страции Оренбургской области от 21 мая 1998 г. № 505-р «О памятниках природы Оренбургской области» Охранное обязательство на памятник природы областного значения выдано МО Саракташский район, в лице главы МО Желтинский сельский совет Скобелевой Галины Николаевны В 2,5 км к северо-востоку от с.Кондуровка- геологический (стратиграфический) и ландшафтный памятник природы. Гора имеет гребневидную форму, гребень образован пластом известняка курмаинской свиты ассельского яруса пермской системы.
7 Родник Белоглинка (Вонючий родник) Объявлен памятником природы Оренбургской области в соответ-ствии с распоряжением главы админи-страции Оренбургской области от 21 мая 1998 г. № 505-р «О памятниках природы Оренбургской области» Охранное обязательство на памятник природы областного значения выдано МО Саракташский район, в лице главы МО Желтинский сельский совет Скобелевой Галины Николаевны В 7 км к юго-востоку от пос.Белогорский. - гидрогеологический памятник природы. Редкий для области выход подземных сероводородных вод из гипсовой толщи кунгурского яруса перми. Гипсами на участке сложена внешняя часть ядра соляного купола, названного В.А.Гаряиновым (1980). Вода родника имеет бальнеологическое значение.  
8   Стог-гора Объявлен памятником природы Оренбургской области в соответ-ствии с распоряжением главы админи-страции Оренбургской области от 21 мая 1998 г. № 505-р «О памятниках природы Оренбургской области» Охранное обязательство на памятник природы областного значения выдано МО Саракташский район, в лице ГКУ «Саракташское лесничество»   В 2 км к юго-западу от с.Кондуровка. - геолого-геоморофологический памятник природы. Памятник известен был еще в средние века. Одна из легенд утверждает, что именно с нее наблюдал за переправой своего войска через Сакмару в 1391 году великий Тамерлан. Стог-гора представляет собой конусовидный холм высотой 16 м со склонами крутизной до 30-40°, который возвышается среди поймы р.Сакмары на правобережье этой реки.
9 Саракташская дубовая роща Объявлен памятником природы Оренбургской области в соответ-ствии с распоряжением главы админи-страции Оренбургской области от 21 мая 1998 г. № 505-р «О памятниках природы Оренбургской области» Охранное обязательство на памятник природы областного значения выдано МО Саракташский район, в лице ГКУ «Саракташское лесничество»   В 5 км к северу от с.Новоселки-- ландшафтно-ботанический памятник природы. Являясь крупным лесным массивом, памятник природы играет важное средообразующее и природоохранное значение, в нем сохраняется биологическое и ландшафтное разнообразие региона.
10 Туембетский рудник Объявлен памятником природы Оренбургской области в соответ-ствии с распоряжением главы админи-страции Оренбургской области от 21 мая 1998 г. № 505-р «О памятниках природы Оренбургской области» Охранное обязательство на памятник природы областного значения выдано МО Саракташский район, в лице главы МО Васильевский сельский совет Якимова Алексея Сергеевича. В 5 км к северо-западу от с.Васильевка. характеристика - историко-горнотехнический, археологический памятник природы. Группа старых горных выработок, в которых добывались медистые песчаники татарского яруса перми. Самой значительной среди выработок была штольня, вход в которую высотой 1,3 м ведет в зал размером 4х6 м.  
11 Урочище Красногоры   Объявлен памятником природы Оренбургской области в соответ-ствии с распоряжением главы админи-страции Оренбургской области от 21 мая 1998 г. № 505-р «О памятниках природы Оренбургской области» Охранное обязательство на памятник природы областного значения выдано МО Саракташский район, в лице главы МО Новочеркасский сельский совет. В 0,5 км к западу от с.Красногоры-- геолого-геоморфологический и историко-культурный памятник природы, Урочище – прежде всего историческая достопримечательность – место вторичной закладки г.Оренбурга, от которой сохранились остатки крепостных рвов и валов.
12 Яманское ущелье Объявлен памятником природы Оренбургской области в соответ-ствии с распоряжением главы админи-страции Оренбургской области от 21 мая 1998 г. № 505-р «О памятниках природы Оренбургской области» Охранное обязательство на памятник природы областного значения выдано МО Саракташский район, в лице главы В 5 км к юго-востоку от с.Новогафарово- геолого-геоморфологический, ландшафтно-ботанический памятник природы. Памятник наглядно демонстрирует ландшафтообразующую роль нижнепермских отложений при их глубоком расчленении и является местом произрастания редких видов кальцефитной флоры.

 


Приложение 2

1. Методика подготовки экскурсии.

1.Определить цель и характер экскурсии.

          2.Выявить литературу и источники по заданной теме, составить   библиографию.

     3.Отобрать материал по содержанию экскурсии.

1. Провести отбор экспонатов из фондов музея или объектов.

2. Изучить легенду экспоната (объекта).

3. Сформировать маршрут экскурсии.

4. Написать текст.

Внимание! Это важно!

Экскурсия состоит из трех частей: введение, основная часть, заключение. Во введении раскрывается цель экскурсии, значимость ее темы, называются основные вопросы, раскрывающиеся в ходе экскурсии. Вступление нужно, прежде всего, для того, чтобы расположить к себе людей, что существенно для начала всякого общения.  В основной части раскрываются основные вопросы: учитывается полнота раскрытия темы, четкость структуры, логические переходы между отдельными фрагментами экскурсии.  В заключении даются обобщающие выводы по теме экскурсии. Заключительная часть – это повод сконцентрировать восприятие на главном в содержании экскурсии, обобщить увиденное и, наконец, вызвать то эмоциональное состояние, с которым человек покинет музей.

Памятка экскурсовода.

1. Преодолевай волнение! Помни, что у всех бывают неудачи. Умный человек поймет и не осудит. Неудача – это тоже опыт!

2. Запомни, что речь экскурсовода – это, прежде всего, речь собеседника, а не информатора, поэтому надо говорить грамотно и с естественной интонацией.

3. При рассказывании смотри на кого-нибудь из группы. Перемещай взгляд и на других слушателей.

4. Не обрушивай на посетителей много дат и имен – человек очень скоро перестает эту информацию воспринимать!

5. Позволяй слушателю быть исследователем. Задавай время от времени вопросы слушателям, на которые сам и ответишь через несколько секунд.

6. Посещение музея – отдых. Найди время для шутки. Смех облегчает восприятие информации.

 

ЭКСКУРСИЯ

 - Добрый день! Мы приветствуем вас на экскурсии «Памятники природы Саракташского района».

Вначале небольшая викторина:

1.Какие природные объекты относят к памятникам природы?

2.Сколько памятников природы Саракташского района регионального значения вы знаете?

3.Какие памятники природы Саракташского района вам известны? Чем они уникальны?

 

1. В Саракташском районе памятников природы регионального значения 12. Они занимают 1785,5 га, или 0,5% от площади района и нуждаются в повышенном внимании к ним, к их состоянию, к решению экологических проблем, связанных с природными ценностями своего края.

Сегодня мы посетим четыре памятника природы нашего района – гора Самбула, Туембетский рудник, Саракташская дубовая роща, Карстовое поле Печоры. 

2. Мы направляемся к первому памятнику природы – горе Самбула. Он расположен в 5 км к юго-востоку от с. Гавриловка. Геолого-геоморфологический памятник природы, площадь – 4,0 га.

Склон холма (отметка 191,5 м) подмывается рекой Сакмарой, при этом образуется обрыв высотой до 50 м и протяженностью до 1 км. В обрыве

обнажены красноцветные конгломераты и песчаники татарского яруса перми и блюментальской серии триаса, вскрыт их контакт. В обрыве наблюдаются зияющие трещины, есть нависающие останцы выветривания (скала «Сфинкс»). Это один из наиболее высоких коренных обрывов над Сакмарой, с вершины открывается панорамный обзор на десятки километров сакмарской долины. В нижней части обрыва, по данным Г.И. Твердохлебовой, в отложениях верхнетатарского подъяруса найдены

кости батрахозавров: Chrоniosuchus mirabilis Vjusch., Kotlassia sp.

Гора Самбула является хорошей ландшафтно-видовой точкой и опорным геологическим разрезом триасовых и пермских отложений.

3.Второй памятник природы, который мы посетим, расположен в 5 км к северо-западу от с. Васильевка. Историко-горнотехнический, археологический памятник природы- Туембетский рудник, площадь – 16,8 га.

Группа старых горных выработок, в которых добывались медистые песчаники татарского яруса перми. Самой значительной среди выработок была штольня, вход в которую высотой 1,3 м ведет в зал размером 4х6 м. Из зала в глубь массива ведут два хода.В штольне поселилась колония летучих мышей. Отвал пустой породы около штольни занимает 200х150 м, его высота – до 2–3 м, его объем около 300 м3. В 100 м южнее штольни – отвалы шурфов и одной шахты, сами выработки завалились. Штольня обследовалась саратовским геологом В.А. Гаряиновым, ее длина составляет 49,5 м. В от выработок на отдельных штуфах песчаников и конгломератов содержатся налеты медной зелени (малахита). Основное оруденение было связано, видимо, с тонким прослоем конгломерата, который подстилался алевролитами. Примечательно, что выплавка меди производилась прямо на месте добычи. Среди обломков добытой породы был найден кусок металлургического шлака, что может быть свидетельством работ еще в бронзовом веке, т. к. в XVIII-XIX веках руду на месте добычи обычно не плавили. Прилегающая к руднику территория представляет собой типичный участок разнотравно-злаковой закустаренной степи.

4.Следующая наша остановка – Саракташская дубовая роща, расположенная в 5 км к северу от с. Новоселки. Ландшафтно-ботанический памятник природы, площадь – 758 га, из которых 263,0 га – генетический резерват. Это наиболее крупная дубрава у южной границы распространения дуба. Здесь произрастает также липа, клен остролистный, имеются насаждения сосны. В подлеске встречаются калина, рябина, шиповник. Обильно произрастают ягодники и лекарственные растения. В прошлом веке этот лесной массив служил источником топлива для местного завода. В насаждениях немало деревьев, имеющих возраст значительно больше 100 лет. В 1960-1970-е годы на части территории проводились рубки главного пользования (сплошные), в настоящее время – исключительно санитарные рубки. Этот памятник природы примечателен также большим разнообразием древесных пород. В резерват включена северо-восточная часть лесного массива, с преимущественно липовыми насаждениями. В пределах лесного памятника имеется немало родников. Один из них благоустроен, рядом построена беседка в которой, в тени леса, можно отдохнуть, выпить чистой, прохладной родниковой воды. Здесь обитают лось, косуля, заяц, барсук, волк, лиса, из птиц встречаются тетерев, куропатка и др. Являясь крупным лесным массивом, памятник природы играет важное средообразующее и природоохранное значение, в нем сохраняется биологическое и ландшафтное разнообразие региона.

5. Далее мы посетим Карстовое поле Печоры. Проезжая вниз по речке Дубовке от Дубовой роще к с. Спасскому наше внимание привлекут обнажённые гипсовые скалы, взгромоздившимися над карстовым провалом. Издали скалы напоминают разрушенный средневековый замок с проломом в мощной стене. На самом деле кажущийся пролом является входом в пещеру, теперь заполненную обломками разрушенного временем мощного гипсового залегания. Местные жители это обнажение называют, искажая слово, "Печеры". Карстовое поле включает в себя около 20 воронок, диаметром 10–35 м и глубиной 3–7 м. Воронки расположены на левом борту ложбины – левобережного притока руч. Дубовка. Днище ложбины при выходе ее на карстующиеся породы воронкообразно расширяется с 10 до 60 м. В восточном борту над этим расширением возвышается обрыв с останцами, сложенный гипсами кунгурского яруса перми с пологой плойчатой слоистостью. Гипсы выведены к поверхности в составе ядра Спасского диапирового поднятия. В некоторых карстовых воронках отмечаются водопоглощающие каналы, по которым поверхностные воды уходят в подземные полости. В 500 м ниже по ложбине, на левобережье руч. Дубовка расположен действующий карьер, в котором добывается кварцевый песок для строительных нужд. Песок относится к отложениям средней юры, которыми заполнена древняя карстовая западина. Таким образом, в урочище на расстоянии 500 м можно наблюдать и современный открытый и древний заполненный (погребенный) карст. Памятник необходимо сохранить как объект для изучения и наблюдения за процессами карстообразования.

Наша экскурсия окончена. Надеемся, она помогла вам увидеть, что наш край - край редкой красоты, исключительного многообразия пейзажей, неповторимого колорита местной природы.

Великий русский писатель Л.Н. Толстой говорил: «Счастье - это быть с природой, видеть её, говорить с ней», давайте же беречь это счастье».

Памятники природы – достопримечательные природные объекты, подлежащие охране. Однако проблемы охраны природы не решаются только созданием охраняемых территорий. На первый план в настоящее время выходит задача обеспечения охраны природы в процессе ее использования путем организации рационального природоиспользования.

 

Раздел I. Актуальность и важность данной проблемы для района.

Подготовка обучающихся к работе над проектом

Для того чтобы сформировать у детей умения и навыки, которые необходимы при работе над социальным проектом, была организована инициативная группа из учеников 10 «а» класса. В ходе беседы, учебной деятельности были рассмотрены вопросы о структурной деятельности органов власти (на местах), о роли самоуправления и социальном проектировании подростков.

Выбор проблемы

Ученическое собрание 10 «а» класса рассмотрело три темы социально-значимых проектов:

1.Дизайн пришкольного участка.

2.Оформление зоны отдыха для первоклассников в фойе первого этажа.

3.Экскурсионный маршрут «Памятники природы Саракташского района».

В результате обсуждения было решено, что тема оформления зоны отдыха для первоклассников, слишком узка для социального проектирования, а дизайн пришкольного участка несвоевременен. Большинством голосов решили разработать экскурсионный маршрут.

 При обсуждении проблем исходили из таких критериев:

• значимость проекта для социума

• реальность ее решения



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.149.55 (0.016 с.)