Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы работы в младших, средних, старших и разновозрастных отрядах.

Поиск

Традиционно в детских лагерях отряд формируется на основе одинакового возраста детей. Несмотря на это, в ряде лагерей существует практика применения разновозрастных отрядов – «солянок». Работать с такими очень просто, если заранее знать решение определенных трудностей. Простота заключается в том, что при хороших отношениях с отрядом, старшие дети помогают следить и работать с младшими, а младшие жалуются на старших. А сложность заключается в организации отрядных мероприятий. Просто не так уж много существует игр, в которые с удовольствием соглашаются играть и старшие, и младшие.

 Совместимость по возрасту:

7-10 лет (младший школьный возраст). Ведущая деятельность – учебная. Но учиться надоедает, они устают. Учебная деятельность сочетается с игровой. Т.к. считают себя взрослыми, нужны взрослые игры. Самооценка достаточно неустойчива и ориентирована на оценку взрослого. Обращая внимание на режимные моменты, они должны обязательно спать (днем тоже). Симптомынедосыпания: разбалансированное поведение, капризы, несговорчивость, отказ от еды, жалобы на тошноту и головную боль. У маленьких мальчиков (за исключением спортсменов) спать не престижно.

  10-12-13 лет (младшие подростки). Ведущая деятельность – общение. Наблюдается ориентация на сверстников, отказ от ценностей взрослых. Самооценка неустойчива. Представление о себе размыто, что осложнено бурным физическим ростом и физиологическими изменениями. Подросток боится быть как все и не таким как все одновременно. Характерна жестокость, несговорчивость, пытки уйти из-под контроля, отрицание, нереальные требования (нет оценки, анализа ситуации). Самое большое наказание – изолирование от сверстников. Самая худшая ситуация для разновозрастного отряда – 1-2 подростка. Некоторые подростки любят возиться с малышами. Важна благодарность, но нематериальная. Необходим контроль, т.к. возможен садизм или насилие, подросток может недостаточно ответственно относиться к вопросам безопасности.

14-16 лет (старшие подростки). Самооценка более устойчива и ориентирована на себя. Оценка ситуации более реальна. Но права осознаются больше, чем обязанности. Происходит осознание взрослости, более ответственно относятся к тому, что взяли на себя. Сами знают, что делают и что хотят. Однако ответственность за нежелательное развитие событий на себя брать отказываются. Экстернальность в области неудач. Если таких детей 1-2 в отряде, они будут считать малышами всех тех, кто младше их даже на 1-2 года.

Разновозрастные отряды строятся на романтической ритуалике, на тайне, которая так привлекала детей во все времена. Многие вожатые  подчеркивают, что работа в таком «мире» — это нетрадиционная  форма  деятельности, и она требует принципиально иных, по сравнению с традиционными, умений. У младших школьников и подростков разный режим дня. А питание, поощрения и наказания подбираются индивидуально по принципу «здесь и сейчас». Основные занятия в таких отрядах — игровая и трудовая деятельность, спортивные и общественно полезные дела, походы и экскурсии, занятия музыкой, живописью и народным творчеством.

 Возможно, система без возрастного формирования отрядов хороша для маленьких лагерей. Но в обычных и больших — ребят лучше делить по возрасту. Ибо чем больше у отряда общих интересов, тем более сплочённой и дружной он будет. В этом и заключается сложность – придумать универсальную программу для всех.

 

Методы педагогического взаимодействия в лагере.

Понятие «коллективное творческое дело» (КТД) и особенности его организации.

Коллективные творческие дела - это, прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.

Понятие «Коллективное Творческое Дело» (КТД) было введено в обиход Игорем Петровичем Ивановым, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые. Не всякое коллективное дело является КТД.

Отличительными признаками КТД могут стать:

  •  совместное создание (продумывание, проведение и анализ) дела;
  •  его социальный характер (для кого это нужно?);
  •  высокая мотивация создателей.

КТД - форма работы, которая направлена на:

  • развитие творческих способностей;
  •  развитие интеллектуальных способностей;
  •  реализацию коммуникационных потребностей;
  •  обучение правилам и формам совместной работы.

Типы КТД.Существует три основных типа КТД:

  •  Представление.
  •  Малое творческое дело (МТД).
  •  Большое творческое дело (БТД).

БТД требует предварительной подготовки, как от организаторов данного дела, так и от его участников. Как правило, организаторы дают задания участникам.

МТД не требует предварительной подготовки от участников - все задания, которые дают им организаторы, должны быть выполнимы непосредственно при проведении дела.

Представление вообще не подразумевает выдачи участникам заданий. Участников представления правильнее назвать зрителями.

Таким образом, при МТД и Представлении дело будет являться КТД только для его организаторов. Стоит особо подчеркнуть, что Представление - это тип КТД, а не его форма.

Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план: трудовой или общественной, познавательной или художественно-эстетической, спортивной или досуговой.

Виды и формы КТД.

Коллективные творческие дела отличаются друг от друга прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план. Но в каждом КТД решается целый "веер" (А.С.Макаренко) педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного, гражданского отношения к людям и окружающему миру. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

Трудовые КТД. Цель: обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радости, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость.

Познавательные КТД. Цель: формировать потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость.

Художественные КТД. Цель: развивать художественно- эстетические вкусы детей и взрослых; укреплять тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям; пробуждать желание испробовать себя в творчестве; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека.

Спортивные КТД. Цель: развивать гражданское отношение к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества; вырабатывать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность.

Общественно-политические КТД. Цель: укрепить гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни (День знаний, День Конституции, Новогодний праздник, День Защитников Отечества, Международный женский день 8 Марта, День Победы).

Организаторские КТД. Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной -организаторской деятельности (газета-"молния", день рождения коллектива, "живая газета", журнал-эстафета, коллективное планирование, общий сбор, гайдаровская разведка, сбор-рождение коллектива, смотр дружбы, ЧТП(чередование традиционных поручений, эстафета дружбы).

Цель КТД.

Цель коллективного творческого дела – развитие творческого потенциала, коммуникативных качеств, самовыражение, самоутверждение, самореализация, а в итоге - гармоничное развитие личности, определение жизненного пути.

Основная задача – пробудить душу ребёнка, развивать заложенные природные творческие способности, научить общению, ориентированию в различных жизненных ситуациях, воспитывать элементарную культуру поведения, чувство милосердия и сострадания.

Коллективная творческая деятельность позволяет каждому обучающемуся проявлять и совершенствовать лучшие задатки и способности, расти нравственно и духовно.

Любое коллективное творческое дело даёт ребёнку возможность:

  • реализовать и развить свои способности;
  • расширить знания об окружающем мире;
  • приобрести навыки проектирования;
  • проявить организаторские умения;
  • закрепить коммуникативные навыки;
  • формировать способности к рефлексии (анализу и самоанализу);
  • освоить культурное пространство.

Коллективное творческое дело – это возможность проявить свою творческую активность, разбудить фантазию, научиться коллективно работать, проявить свои творческие способности. Оно направлено на достижение поставленной задачи, поиску различных решений, развитию творческих способностей детей.

11. Основные этапы подготовки КТД.

Организация КТД имеет следующие этапы:

1. Предварительная работа коллектива. Возникновение идеи и замысла. На этом этапе определяются цели и задачи, распределяются обязанности при подготовке дела (мероприятия) и назначаются ответственные за каждый участок.

2. Коллективное планирование. Можно проводить планирование в целом коллективе, а можно разделить детей на инициативные творческие группы. Каждая группа составляет свой план и выступает с предложением на общем обсуждении. В итоге формируется общее мнение всего коллектива.

3. Коллективная подготовка. Создание творческой группы. Задача этой группы собрать и организовать всё мероприятие, игровую программу и т.д., вовлекая в работу всех участников коллектива. На этом этапе проходит разработка и написание сценария, распределение ролей, подготовка и изготовление костюмов, реквизита, подборка музыкального оформления и оформления мероприятия в целом. Для продуктивной работы лучше всего разбить весь коллектив на маленькие группы и дать им конкретное задание для подготовки отдельных участков (блоков) мероприятия. Участников творческой группы можно назначить или войти в неё по желанию. Творческая группа создаётся только на период проведения данного мероприятия, после которого она распадается, что обеспечивает смену ролей и свежий взгляд на новое творческое дело.

4. Проведение КТД. Здесь важно перед началом мероприятия собрать всех участников, ещё раз проговорить план действий, успокоить их, настроить на творческий лад и зарядить положительными эмоциями. «И мы вместе!». В конце мероприятия обязательно общее фото на память для закрепления впечатлений, для участников программы, для зрителей - непосредственных участников совместного действа.

5. Коллективное подведение итогов. По окончании мероприятия, по горячим следам, педагог собирает всех участников действа и проводит аналитический разбор проведенной работы (можно использовать видеоматериал) для выявления ошибок и подведения итогов.

6. Подведение итогов и перспективное планирование. На этом этапе, в торжественной неформальной обстановке, вручаются награды и дипломы, составляется план творческих дел на следующий год.

Таким образом, формирование навыков поведения, умений взаимодействия, нравственное и социальное развитие обеспечиваются вовлечением всего коллектив в постоянную и разнообразную творческую деятельность.

Понятие «игра».

     Слово «игра» у древних греков означало действия, свойственные детям, дословно – предаваться ребячеству. У римлян – означало радость, веселье.

Игра – архаична (очень древнее явление). С точки зрения теории избытка сил Ф. Шиллера, Г. Спенсера, игра – это скорее наслаждение, связанное со свободным от внешней потребности проявлением избытка жизненных сил.

Игра с древних времен выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. Платон утверждал, что человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться, «...кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен еще в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-либо сооружения». Внутри игрового пространства всегда существует определенный порядок, действуют правила, о которых играющие условились заранее. Таким образом, в несовершенном мире и сумбурной жизни игра создает временное ограниченное совершенство. Она творит порядок, она есть порядок.

  Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра – это такое воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется ее социальная, собственно человеческая суть – ее задачи и нормы отношений между людьми.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.155.253 (0.012 с.)