Обстоятельственные отношения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обстоятельственные отношения



Экзамен

Критерии выставления оценки на экзамене:

При семестровой аттестации студентов критериями выставления оценки на зачете выступает степень полноты освоения студентом основного содержания дисциплины, изученной в семестре:

– оценка 35–40 баллов выставляется студенту, обнаружившему всестороннее осознанное систематическое знание учебно-программного материала и умение им самостоятельно пользоваться, проявляющему творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала, умеющему свободно выполнять практические задания, освоившему основную литературу и знакомому с дополнительной литературой, рекомендованной программой, усвоившему взаимосвязь основных понятий дисциплины, в их значении для приобретаемой профессии;

– оценка 26–34 баллов выставляется студенту, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешно выполнившему предусмотренные программой задачи, усвоившему основную рекомендованную литературу, показавшему систематический характер знаний по дисциплине и способному к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учёбы и профессиональной деятельности; знания и умения студента в основном соответствуют требованиям, установленным выше, но при этом студент допускает отдельные неточности, которые он исправляет самостоятельно при указании преподавателя на данные неточности;

– оценка 15–25 баллов выставляется студенту, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объёме, необходимом для дальнейшего обучения и предстоящей работы по профессии, справляющемуся с выполнением заданий, предусмотренных программой, обладающему необходимыми знаниями, но допускающему неточности при ответе или выполнении заданий; студент показывает осознанное усвоение большей части изученного содержания и исправляет допущенные ошибки после пояснений, данных преподавателем;

– оценка 1–14 баллов выставляется студенту, обнаружившему существенные пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий; при этом студент обнаруживает незнание большей части изученного в семестре (экзаменуемого) материала, не справляется с решением практических задач и не может ответить на дополнительные вопросы преподавателя.

Вопросы к экзамену

- 4 курс, 1 семестр

1. Предмет и задачи синтаксиса. Единицы синтаксиса русского языка. Средства синтаксической связи и построения синтаксических единиц.

Предмет синтаксиса - изучение правил связывания слов и форм слов в словосочетания и предложения и анализ всех тех языковых единиц, в пределах которых эти правила реализуются.

2. Синтаксические связи и отношения.

Синтаксис в системе языка начинается там, где есть синтаксические отношения между элементами.

Синтаксические отношения делятся на предикативные и непредикативные. Предикативные отношения характерны для грамматической основы предложения: подлежащего и сказуемого.

Непредикативные отношения в свою очередь делятся на сочинительные и подчинительные (атрибутивные (определительные), объектные и обстоятельственные). Они могут возникать между компонентами всех синтаксических единиц.

Под влиянием синтаксических отношений элементы могут изменить некоторые свои свойства. Так, словоформа в космосе имеет лексико-грамматическое значение места. В словосочетании полеты в космосе (ср.: космические полеты) между словоформами полеты и в космосе возникают атрибутивные отношения, которые осложняют лексико-грамматическое значение словоформы в космосе.

 

3. Словосочетание как синтаксическая единица, его признаки, Другие сочетания слов. Страница 4

4. Форма и грамматическое значение словосочетаний. 4

5. Классификация словосочетаний по характеру главного и зависимого слова.  

ГЛАВНОГО И ЗАВИСИМОГО СЛОВА

Определительные отношения

зависимое слово – признак предмета красивый голос, юбка в клетку, комната брата

Объектные отношения

зависимое слово – предмет, на которое направлено действие написать письмо, послать за доктором, готовиться к борьбе, готовый к борьбе, готовность к борьбе, подарок сестре

Субъектные отношения

зависимое слово – субъект действия или состояния избалованный жизнью, опрокинутый ветром, обсуждение правительством, отъезд командира, появление автомобиля

Односоставные предложения

В русском языке существуют предложения, которые в своем составе имеют не два главных члена (подлежащее и сказуемое), а только один:

  • либо подлежащее;
  • либо сказуемое.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Односоставное предложение — это предложение, которое в своем составе имеет один главный член.

Уже вечереет. Быстро смеркается. Знойно. Тишина.

Предложение с одним главным членом обладает основным свойством этой синтаксической единицы русского языка — предикативностью, то есть способностью сообщить о чем-то происходящем в определенном временном плане или вне его.

В зависимости от того, словом какой части речи выражен главный член, предложения с одним главным членом делятся на две группы:

  1. односоставные предложения со сказуемым;
  2. односоставные предложения с подлежащим.

В группе односоставных предложений со сказуемым в роли главного члена выделяются следующие виды:

    1. определенно-личные предложения;
    2. неопределённо-личные предложения;
    3. обобщённо-личные предложения;
    4. безличные предложения.

Односоставные предложения с подлежащим в роли единственного главного члена являются номинативными или назывными.

 

11. Членимые и нечленимые, полные, неполные и эллиптические предложения.

В основе членимости предложения лежит возможность выделения в его структуре главных и второстепенных членов предложения как его структурно-семантических компонентов. В членимых предложениях выделяются либо субъект и предикат, соотносимые с подлежащим и сказуемым в двусоставном предложении, либо только предикат, соотносимый с главным членом односоставного предложения. Например: Осенний лес как волшебная сказка! Восхитительно! Соответственно в нечленимых предложениях нет членимости на члены предложения. Поэтому они не характеризуются по составу, структурному типу (наличие структурной схемы), распространенности / нераспространенности и т.д. Например: Ах! Да-да!

Нечленимые предложения состоят или из одного слова, отсюда традиционное название "слова-предложения", или из сочетаний частиц, модальных слов и междометий.
Среди нечленимых предложений различают утвердительные типа Да, Конечно, отрицательные типа Нет, Еще чего, вопросительные: Неужели? Разве?, побудительные: Давай, Вон! Ну! Тш-ш!, эмоционально-оценочные: Ура! Увы! Э-э-эх!
Среди нечленимых слов-предложений есть большое количество так называемых этикетных слов типа Спасибо, Пожалуйста, До свидания и т.п., которые некоторыми учеными рассматриваются в составе междометий. Слова-предложения употребляются в диалогической речи. Они свойственны только разговорному языку.

- Вы спите?
- Нет, - ответил гость (Ч.). Или

- Становитесь по местам. Пора. Луна восходит?
- Точно так (Ч.).
- А преконфузно, однако же, должно быть, если откажут.
- Еще бы! (Г.).

Нечленимые предложения следует отличать от некоторых односоставных и неполных предложений. Для этого следует быть внимательным к контексту. Например:
- Вон! Вон отсюда! (Т.). Здесь 2-ое предложение является односоставным, в котором роль главного члена (эквивалента сказуемого) выполняет междометие (оно употребляется в значении 'уходите!'), при котором есть распространяющий член - обстоятельство места. А 1-ое предложение имеет синкретичный характер. В изолированном виде по цели выказывания это побудительное простое предложение, по структуре нечленимое, выраженное междометием вон. Однако в данном контексте, поддержанное конструкцией Вон отсюда!, разбираемое предложение может быть охарактеризовано как односоставное, в котором позицию главного члена занимает междометие вон в функции сказуемого.

се типы простых предложений, кроме нечленимых, могут быть полными и неполными. Различают семантическую и структурную неполноту. Однако её не всегда можно однозначно определить. Поэтому проф. Л.Д. Чеснокова предлагает для разграничения полных и неполных предложений использовать понятие непрерывности синтаксических связей и отношений, которая создает "цепочку связей". Например: На север уехал один из нас, на Дальний восток - другой.
Большинство ученых полагают, что специфика неполных ПП обнаруживается лишь на фоне полных. Поэтому наиболее эффективным (хотя и достаточно критикуемым) считается известный приём "равнения" неполных ПП по полным. Неполные ПП чаще всего встречаются в диалогах, причём их неполнота в этом виде речи особенно ярко выражена. Например:

- За что это вы его благодарите? - заморгав, осведомился Бездомный.
- За очень важное сведение... - многозначительно подняв палец, пояснил заграничный чудак (М.Б.).

"Выравняем" выделенное предложение по полному ПП:

За очень важное сведение... - Я его благодарю за очень важное сведение.
Это позволяет квалифицировать рассматриваемое высказывание как структурно и семантически неполное двусоставное предложение, в частности диалогическое неполное ПП, так как в данной реплике не реализована структурная схема двусоставного предложения: опущены компоненты N1Vf (подлежащее и сказуемое), а также не входящий в структурную схему, но тесно связанный со сказуемым компонент N2 (дополнение его). Пропуск такого количества членов предложения не затрудняет понимания, ибо они легко восстанавливаются (в памяти) из предшествующей реплики (текста). Внешне такие конструкции часто похожи на прерванные высказывания, но качественно отличаются от них тем, что отсутствующее в них уже было сказано раньше, существует в памяти и может быть легко вербализовано в виде конкретных слов - членов предложения, если это потребуется в речевой ситуации или в целях лингвистического эксперимента.
С контекстуально неполными предложениями, то есть с такими, неполнота которых обусловлена контекстом, возможен, в случае необходимости, такой же эксперимент.
Мы уже отмечали, что неполные ПП часто внешне очень похожи на односоставные предложения. Например:
Когда все уснули, Незнайка взял краски и принялся всех рисовать. Пончика нарисовал таким толстым, что он даже не поместился на портрете (Н.Н). Если считать выделенную предикативную единицу простым предложением (а это - с оговоркой - допустимо), то перед нами контекстуально неполное предложение, пропущенный член есть в предшествующем контексте - подлежащее Незнайка.
На реке вечереет. Становится зябко. Спускаюсь к реке, наполняю котелок (Матюшин).
Утром не умирают, утром живут, живут (А.Я. Яшин).
В выделенных предложениях нет подлежащих, они отсутствуют и в предшествующем контексте (или такого контекста нет), данные предложения - односоставные (определённо-личное и обобщённо-личное) с главным членом - сказуемым, форма которого в первой конструкции указывает на определённое лицо - производителя действия (Я спускаюсь:, наполняю), а во второй - на неопределённых лиц, а с учётом семантики всего предложения - на любое лицо (обобщенный субъект действия: Все утром не умирают,:живут).
К более сложным случаям относится распознание и квалификация ситуативных неполных предложений, в которых отсутствующий член восполняется обстановкой, ситуацией. Например:

Рой.
В нашем небольшом садике стоят голубой, розовый и зелёный ульи.
- Смотри хорошенько! - сказал я Саше. - Сегодня из голубого улья собирается выходить рой.
Я пошёл за водой на колодец и услышал звонкий крик:
- Дедушка! Скорее!
Над ульем шумели, клубом вились и кружились пчёлы (С.-М.).

В выделенном предложении сказуемое подсказывается ситуацией: иди или беги. Предложение следует квалифицировать как односоставное неполное, так как его структурная схема не реализована: отсутствует сказуемое, имеется лишь примыкающая к нему форма скорее.
Определённые трудности связаны и с выделением эллиптических предложений - неполных лишь по структуре, а семантически всегда достаточных. В таких конструкциях отсутствует сказуемое, в восстановлении которого нет необходимости, так как ПП понятно, семантически завершено и без сказуемого. Например:
Я приду позже, когда он проснётся, - продолжал голос. - Мне так хочется расспросить его про воздушный шар. А вдруг у него сотрясение мозга! (Н.Н.)
Предложение следует квалифицировать как эллиптическое, т.е. неполное по структуре, но полное по семантике. Если попытка восстановления сказуемого всё же предпринимается, то, как правило, возникает несколько вариантов: было, есть, случилось, произошло и т.п. Временной план подсказывается контекстом или ситуацией.
Эллиптические предложения следует отличать от двусоставных полных с составным именным сказуемым, состоящим из нулевой связки и именной части, выраженной существительным с предлогом, а также другим именем или именным сочетанием. Например:
Небо - без единого облачка (С.-М.). Это предложение нужно считать двусоставным полным, так как здесь реализована структурная схема

12. Актуальное членение предложения.

13. Понятие о главных и второстепенных членах предложения. Синкретичные члены предложения. Детерминанты.

Главные члены предложения. Каждое предложение состоит из субъекта предложения и предиката. Они называются главными членами предложения. Подлежащее как структурно-семантический компонент предложения имеет следующие свойства: входит в структурную схему предложения; обозначает предмет речи; содержит «данное»; является струтурно независимым словом. Позицию подлежащего могут занимать все части речи, только часть их подвергается субстантивации. Особо следует выделить подлежащее, выраженное инфинитивом. Инфинитивное предложение – самое емкое отношении. Подлежащее может быть выражено фразеологизмом, цельным словосочетанием, рядом однородных членов. Предикат (сказуемое) – это главный член предложения, который обозначает приписываемое субъекту предложения действие, состояние, признак, бытийность, отношение и имеет грамматическое значение времени, наклонения, лица. Сказуемое может быть простым глагольным, составным глагольным, составным именным, сложным. Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в спрягаемой, безличной, инфинитивной формах: К1аьнко каьхат язду. Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного слова и инфинитива: К1аьнк каьхат язде воалл. В качестве вспомогательных слов выступают: а) глаголы (личные и безличные) со значением модального отношения к действию (указание на необходимость, желательность, возможность действия): деза, мага, ла;; б) глаголы, выражающие способы осуществления действия: г1ерта, кхоаде; г) глаголы, указывающие на эмоциональную оценку действия: деза, кхера и др. Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части, выраженной именем прилагательным в полной и краткой форме, существительным, предикативным наречием, числительным, местоимением, кратким страдательным причастием. Связка выражает грамматическое значение (наклонение, время, лицо), она может быть: а) отвлеченной, выражающей только модально-временные значения: быть, б) полузнаменательной, выражающей не только модально-временные значения, но и ослабленное лексическое значение: хила, хета; в) знаменательной, выражающейся глаголами движения, перемещения, положения в пространстве и времени, состояния). Сложное сказуемое. Это осложненное простое или составное сказуемое. Первый компонент в сложном сказуемом выражается кратким прилагательным или предикативным наречием со значением модального отношения к действию: кийча, раьза, къона, йиш йоацаш. В прошедшем и будущем временах, а также в сослагательном наклонении к таким сказуемым присоединяется соответствующая форма связки быть, которая ставится перед инфинитивом: должен был, был бы, буду поехать.

Виды обстоятельств

По значению, которое выясняется вопросами, обстоятельства делятся на следующие основные виды:

Виды обстоятельств

Вид Вопросы Пример
Времени когда? как долго? с каких пор? с какого времени? до каких пор? приеду летом, занимаюсь два года
Меры и степени насколько? в какой степени? сколько раз? как много? в какой мере? ошибся трижды, слишком страшный
Места где? куда? откуда? докуда? повернуть налево, вокруг дома
Образа действия как? каким образом? бегу быстро, появился внезапно
Причины почему? отчего? по какой причине? опоздал из-за пробок, сказал сгоряча
Сравнения как? льёт, как из ведра, разрисовал узорами
Условия при каком условии? принять при температуре, сделаю при необходимости
Уступки несмотря на что? вопреки чему? тренировался, несмотря на усталость, добрался, вопреки погоде
Цели зачем? для чего? с какой целью? пришёл поздравить, толкнул специально

Обстоятельства сравнения с союзами как, словно, будто, как будто называются сравнительными оборотами:

А сама-то величава, выступает, будто пава;
А как речь-то говорит, словно реченька журчит.
(А.С. Пушкин)

Сравнительные и деепричастные обороты, а также обстоятельства уступки с предлогом несмотря на выделяются запятыми:

Барсик, словно дикий зверь, готовился к нападению на клубок.

Старое дерево, громко шелестя листвой, сильно пугало меня по ночам.

Футболисты, несмотря на моросящий дождь, продолжали играть.

Согласованное определение

Согласованное обособленное определение выражается:

§ причастным оборотом: Ребёнок, спавший у меня на руках, проснулся.

§ двумя и более прилагательными или причастиями:Ребёнок, сытый и довольный, быстро заснул.

Примечание:

Одиночное согласованное определение также возможно, если определяемое слово - местоимение, например:

Он, сытый, быстро заснул.

Несогласованное определение

Несогласованное обособленное определение выражается чаще всего именными словосочетаниями и относится к местоимениям или именам собственным. Примеры:

Как вы, с вашим умом, не поняли её замысла?

Ольга, в подвенечном платье, была необыкновенно хороша.

Несогласованное обособленное определение возможно как в позиции после, так и в позиции перед определяемым словом.
Если несогласованное определение относится к определяемому слову, выраженному именем нарицательным, то обособляется только в позиции после него:

Парень, в бейсбольной кепке, всё время оглядывался.

Структура определения

Структура определения может быть различной. Различаются:

§ одиночное определение: взволнованная девочка;

§ два-три одиночных определения: девочка, взволнованная и счастливая;

§ распространённое определение, выраженное словосочетанием: девочка, взволнованная полученным известием,…

1. Одиночные определения обособляются независимо от позиции относительно определяемого слова, только если определяемое слово выражено местоимением:

Она, взволнованная, не могла заснуть.

(одиночное обособленное определение после определяемого слова, выраженного местоимением)

Взволнованная, она не могла заснуть.

(одиночное обособленное определение перед определяемым словом, выраженным местоимением)

2. Два-три одиночных определения обособляются, если стоят после определяемого слова, выраженного именем существительным:

Девочка, взволнованная и счастливая, долго не могла заснуть.

Если определяемое слово выражено местоимением, то обособление возможно и в позиции перед определяемым членом:

Взволнованная и счастливая, она долго не могла заснуть.

(обособление нескольких одиночных определений перед определяемым словом - местоимением)

3. Распространённое определение, выраженное словосочетанием, обособляется, если относится к определяемому слову, выраженному существительным, и стоит после него:

Девочка, взволнованная полученным известием, долго не могла заснуть.

(обособленное определение, выраженное причастным оборотом, стоит после определяемого слова, выраженного существительным)

Если определяемое слово выражено местоимением, то распространённое определение может быть в позиции как после, так и до определяемого слова:

Взволнованная полученным известием, она долго не могла уснуть.

Она, взволнованная полученным известием, долго не могла уснуть.

Обособленные определения с добавочным обстоятельственным значением

Обособляются определения, стоящие перед определяемым словом, если они имеют добавочные обстоятельственные значения.
Это могут быть как распространенные, так и одиночные определения, стоящие непосредственно перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное и т.д.). В подобных случаях определительный оборот легко заменяется придаточным предложением причины с союзом потому что, придаточным предложением условия с союзом если, придаточным уступки с союзом хотя.
Для проверки наличия обстоятельственного значения можно использовать замену определительного оборота оборотом со словом будучи: если такая замена возможна, то определение обособляется. Например:

Сильно заболевшая, мать не могла ходить на работу.

(добавочное значение причины)

Даже заболевшая, мать ходила на работу.

(добавочное значение уступки)

Таким образом, для обособления важны различные факторы:

1) чем, какой частью речи выражено определяемое слово,
2) какова структура определения,
3) чем выражено определение,
4) выражает ли оно дополнительные обстоятельственные значения.

§3. Обособленные приложения

Приложение - это особый вид определения, выраженный существительным в том же числе и падеже, что и существительное или местоимение, которое оно определяет: попрыгунья-стрекоза, краса-девица. Приложение может быть:

1) одиночным: Мишка, непоседа, замучил всех;

2) распространённым: Мишка, страшный непоседа, замучил всех.

Приложение, как одиночное, так и распространённое, обособляется, если относится к определяемому слову, выраженному местоимением, независимо от позиции: и до, и после определяемого слова:

Он, отличный врач, очень помог мне.

Отличный врач, он очень помог мне.

Распространённое приложение обособляется, если стоит после определяемого слова, выраженного существительным:

Мой брат, отличный врач, лечит всю нашу семью.

Одиночное нераспространённое приложение обособляется, если определяемое слово - существительное с пояснительными словами:

Он увидел своего сына, малыша, и тут же заулыбался.

Любое приложение обособляется, если стоит после имени собственного:

Мишка, сын соседа, отчаянный сорванец.

Обособляется приложение, выраженное именем собственным, если служит для уточнения или пояснения:

А устроил пожар на чердаке сын соседа, Мишка, отчаянный сорванец.

Обособляется приложение в позиции перед определяемым словом - именем собственным, если при этом выражается добавочное обстоятельственное значение.

Архитектор от Бога, Гауди, не мог задумать обычный собор.

(почему? по какой причине?)

Приложение с союзом как обособляется, если выражается оттенок причины:

В первый день у меня, как у новичка, всё выходило хуже, чему у других.

Примечание:

Одиночные приложения, стоящие после определяемого слова, не выделяемые при произношении интонационно, не обособляются, т.к. сливаются с ним:

В темноте подъезда я не узнал Мишку-соседа.

Примечание:

Обособленные приложения могут пунктуационно оформляться не запятой, а тире, которое ставится, если приложение особенно подчёркивается голосом и выделяется паузой.

Скоро Новый год - любимый праздник детворы.

§4. Обособленные дополнения

Обособляются дополнения, выраженные существительными с предлогами: кроме, помимо, сверх, за исключением, включая, исключая, вместо, наряду с. В них передаются значения включения -исключения или замещения. Например:

Никто, кроме Ивана, не знал ответа на вопрос учителя.

«ЕГЭ-навигатор»: эффективная подготовка онлайн

§6. Обособление сравнительных оборотов

Сравнительные обороты обособляются:

1) с союзами: как, словно, точно, будто, что, чем, нежели и др., если имеют значения:

§ сравнения: Дождь полил, будто из решета.

§ уподобления: Зубы у неё были, как жемчуг.

2) с союзом как и:

Маша, как и все остальные, подготовилась к экзамену хорошо.

Сравнительные обороты не обособляются, если:

1. носят фразеологический характер:

Пристал словно банный лист. Дождь лил как из ведра.

2. имеют значение обстоятельства образа действия (сравнительный оборот отвечает на вопрос как?, часто его можно заменить наречием или существительным в Т.п.:

Мы ходим как по кругу.

(Мы ходим (как?) как по кругу. Можно заменить сущ. в Т.п.: кру´ гом)

3) оборот с союзом как выражает значение «в качестве»:

Дело не в квалификации: он мне не нравится как человек.

4) оборот с как входит в часть составного именного сказуемого или тесно связан со сказуемым по смыслу:

Сад был как лес.

О чувствах он писал как о чём-то очень для него важном.

 

21. Обращение, его виды, способы выражения. Вокативные предложения, именительный представления.

22. Вводные слова и словосочетания, их разряды. Вводные предложения.

Вводными называются слова, грамматически не связанные с членами предложения (т.е. не связанные с ними по способу согласования, управления или примыкания), не являющиеся членами предложения и выражающие отношение говорящего к высказываемой мысли, характеризующие способ ее оформления и т.п. Вводным словам присуща интонация вводности, выражающаяся в понижении голоса и более быстром их произнесении по сравнению с остальной частью предложения и в своеобразной безударности.

Вводные слова могут относиться или ко всему предложению в целом, или к отдельным его членам. Ср.: К счастью, никто меня не заметил (Т.); - ...Наше ветхое судно наклонилось, зачерпнулось и торжественно пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте (Т.). В последнем случае вводное слово ставится непосредственно рядом с тем членом предложения, к которому оно относится.

Отношение говорящего к содержанию высказывания, его оценку, добавочные эмоциональные и экспрессивные оттенки значения выражают не только отдельные слова, но и словосочетания вводного характера. Например: Вронский, к ужасу своему, почувствовал, что он сделал скверное, непростительное движение (Л. Т.); В самом деле, ничего съестного в деревне мой кучер не нашел (Т.).

По выражаемому ими значению вводные слова и сочетания подразделяются на несколько разрядов.

1. Большую группу составляют вводные слова и словосочетания с модальным значением, выражающие оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п.): конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, очевидно, без всякого сомнения, вероятно, по всей вероятности, по сути дела, разумеется, само собой разумеется, может быть, должно быть, наверное, пожалуй, по-видимому, действительно и др. Например: На другой день к обеду, действительно, все сборы были кончены (Акс.); Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека (Т.).

2. Оценку сообщаемых фактов с точки зрения их обычности выражают вводные слова бывает, случается, как водится, как всегда, по обыкновению, по обычаю и др. Например: По окончании игры спорили, как водится, довольно громко (Г.); Я, например, случалось, иду по улице и натыкаюсь на людей (Дост.).

3. Эмоциональную оценку сообщаемого дают вводные слова и словосочетания, выражающие чувства говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п.): к счастью, к радости, к удовольствию, к сожалению, к несчастью, к удивлению, к изумлению, к огорчению, к прискорбию, к досаде, странное дело, неровен час, чего доброго, как нарочно и др. Например: Но, как на беду, в это время подвернулся губернатор (Г.); Руки мои, к страшной моей досаде, слегка дрожали, горло сохло (Т.).

4. На связь мыслей, последовательность изложения указывают вводные слова и словосочетания во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с другой стороны, наконец, наоборот, напротив, однако, в общем, в частности, кстати, кстати сказать, итак, следовательно, значит, кроме того, например, так, таким образом и др. Например: Стало быть, вы не хотите перейти во владение Троекурову (П.); Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой (Л. Т.).

5. Многие вводные слова и словосочетания указывают на приемы и способы оформления мыслей, на экспрессивный характер высказывания: словом, одним словом, короче говоря, вообще говоря, иначе говоря, так сказать, другими словами, лучше сказать, грубо выражаясь, мягко выражаясь, по правде говоря, между нами говоря, смешно сказать, сказать по совести и др. Например: Признаться сказать, ни в какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища (Т.); Словом, стал дед Щукарь кучером и конюхом одновременно (Шол.).

6. Ряд вводных слов и словосочетаний указывает на источник сообщаемого: по словам, по сообщению, по мнению, по слухам, по сведениям, по-моему, по-твоему и т.п., дескать, мол, по моим расчетам, с точки зрения, как известно и др. Например: По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути (Гонч.); Знаешь что, Митя, по-моему, тебе нравится эта девушка (Сим.).

7. Особую группу составляют вводные слова и словосочетания, обращенные к собеседнику или к читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому, внушить определенное отношение к излагаемым фактам: видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), пойми, поймите, вообразите себе, извините, простите, пожалуйста, сделайте милость, помнишь (ли), помните (ли), помилуйте, послушайте, согласитесь, заметьте себе, позвольте и др. Например: Одичаешь, знаете, если будешь все время жить взаперти (Г.); Растолкуйте мне, пожалуйста, что за чудеса такие (Т.).

Вводные слова могут указывать оценку меры того, о чем сообщается (самое большее, самое меньшее, по крайней мере и т.п.), а также иметь другие значения, выражающие отношение говорящего к высказываемой им мысли.

В качестве вводных слов употребляются или специально предназначенные для этой цели слова (впрочем, дескать, пожалуйста, итак, следовательно и др.), или слова различных частей речи в случаях выражения ими указанных выше значений (подавляющее количество вводных слов). Ср.: К удивлению мальчиков примешивался испуг (не вводное слово, член предложения). - К удивлению Пети, в участке не было ни воров, ни пьяниц, ни босяков (Кат.) (вводное слово, выражающее эмоциональную оценку сообщения).

Не будучи синтаксически связаны с членами предложения, вводные слова тем не менее в некоторых случаях выполняют конструктивную роль и являются необходимыми для структуры предложения. Например: Он примет взвод, а может, роту (Щип.). В этих случаях функция вводных слов близка к функции союзов (разделительных, противительных, присоединительных и др.).

Так, повторяющееся вводное слово может (может быть, возможно) служит для выражения разделительных отношений. Например: Я не знаю, где зарыты Опанаса кости: может, под кустом ракиты, может, на погосте (Багр.) (ср. то ли...то ли).

Вводные слова однако, впрочем, напротив и т.п. служат для выражения противительных отношений. Например: Погода была ветреная, ветер, однако, не совсем был попутный (Гонч.) (ср. а ветер...; ветер же...).

Вводное слово правда может выполнять функцию уступительного союза. Например: Правда, обед его состоял из двух или трех блюд, изготовленных отставным солдатом, но шампанское лилось рекою (П.) (ср. хотя... но...).

По морфологическому своему выражению вводные слова в своем подавляющем большинстве соотносятся или с именами, или с глаголами, или с наречиями.

1. Вводные слова именного типа выражаются:

а) именами существительными (без предлога или с предлогом), например: правда, словом, без сомнения, к счастью, на беду, по преданию;

б) именами прилагательными (субстантивированными), например: в общем, между прочим, самое главное;

в) местоимениями (в сочетании с предлогом), например: кроме того, напротив того.

2. Вводные слова наречного типа соотносительны с наречиями, например: вероятно, видимо, несомненно, вернее, короче, кстати, наконец.

3. Вводные слова глагольного типа выражаются:

а) личными формами глагола, например: видишь ли, представьте себе, думаю, полагаем, говорят, рассказывают (вводные конструкции этого типа стоят на грани между вводными словами и вводными предложениями, так как слова типа думаю, полагаем могут рассматриваться как односоставные определенно-личные предложения, а слова типа говорят, рассказывают - как односоставные неопределенно-личные предложения);

б) инфинитивами или инфинитивными сочетаниями, например: видать, признаться, кстати сказать, по правде сказать;

в) деепричастиями (в сочетании с наречием или именем существительным), например: точнее говоря, мягко выражаясь, правду говоря, по совести говоря.

317.

Вводные предложения

Значения, присущие вводным словам и словосочетаниям, могут выражаться целыми предложениями, которые сохраняют интонационные особенности вводных конструкций. Например: Буран, мне казалось, все еще свирепствовал (П.); Он ехал теперь к Яузскому мосту, где, ему сказали, был Кутузов (Л. Т.); Но если б, клянусь вам любовью моей, я десять имела таких сыновей, я всех бы их биться послала (Р. Ландис).

По своей структуре вводные предложения могут быть:

1) двусоставными предложениями, например: Вы, я думаю, привыкли к этим великолепным картинам (Л.);

2) односоставными (чаще всего неопределенно-личными или безличными), например: ...И этот голос чудно-новый, ей мнилось, все еще звучал (Л.); Сама же барыня - говорили о ней - не умеет отличить буженину от телятины... (М. Г.).

Вводные предложения могут присоединяться к основному предложению или без помощи союзов (примеры см. выше), или при помощи союзов (союзных слов), например: Как выражаются моряки, ветер крепчал (Ч.); Дело-то, если говорить по порядку, начинается с каторги (Кор.); Она была красивая и, что еще важнее, умная женщин

 

23. Вставные конструкции, их структурные и семантико-стилистические виды, группы по способам включения в текст.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.115 с.)