Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: «Февральская революция в России.Стр 1 из 12Следующая ⇒
Тема: «Февральская революция в России. От Февраля к Октябрю» Цель: Формирование представления причин Февральской революции 1917 года. Развитие патриотических чувств через изучение отечественной истории. Воспитание интереса к истории. Задачи: Образовательная: Дать характеристику основным событиям Февральской революции 1917 года и периода к становлению новой революции в октябре.. Развивающая: Развивать умения формулирования понятий, работать со схемами и таблицами; продолжать формировать умение работать с историческими источниками на базе печатных текстов; продолжать развивать умения говорения (монологическую речь, диалог, полилог), ведения дискуссии. Воспитательная: Воспитывать в обучающемся патриотизм и активную гражданскую позицию. Тип: изучение нового материала. Основные понятия (словарь занятия): Революция – коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности. Двоевластие – одновременное существование двух властей в одной стране, организации. Учредительное собрание – парламентское учреждение, которое должно было законодательно утвердить новую систему власти. Монархия – форма правления, при которой вся власть принадлежит одному человеку (монарху) и передается по наследству. План 1. Февральская революция в России 2. От Февраля к Октябрю. I. Причины февральской революции 1917 года. Национальный вопрос. Национальный вопрос занимал особое место в общественной жизни России. Царизм угнетал Финляндию. Ограничивалась конституция Финляндии, стеснялась свобода печати и собраний, арестовывались и ссылались в Сибирь депутаты финского Сейма, члены городских магистратов и другие финские деятели. Этими мерами власти рассчитывали подавить сепаратистское движение в Финляндии. Финское население резко относилось к русской правительственной власти. Царизм угнетал Польшу. В первые дни войны царское командование объявило, что русские войска несут польскому народу благую весть “примирения и объединения”. Но война не несла никакого примирения и объединения Польше, самоуправление, язык и религия по-прежнему стеснялись.
В июле 1915 г. царское правительство объявило, что Польше будет предоставлена автономия. Но дальше разработки планов автономии дело не продвигалось. Царь отложил провозглашение польской автономии на послевоенное время. Также притеснялись народности и на Украине. Закрывались периодические издания, выходившие на украинском языке, производилось изъятие украинских книг из библиотек, преследовались местные просветительские общества, запрещалось преподавание на украинском языке. Армения. После завоевания турецкими войсками Армении, армянское население обратилось за помощью к русской армии, надеясь тем самым получить автономию. Но русские войска в армянских областях, отвоеванных у Турции, вводило свои порядки. Была идея превратить Западную Армению в провинцию Российской империи, и был намечен план заселения этой территории русскими казаками. Армянские беженцы не пускались обратно на родину. Евреи. Еврейское население было обвинено в сочувствии Германии и в шпионаже. Поэтому прифронтовое еврейское население подлежало поголовному выселению. В заложники брались раввины и богатые евреи с той целью, чтобы за каждый случай измены вешать заложников. Все эти угнетения привели к созданию местных национальных движений, требованиями которых были: создание национальных школ, приобретение автономии, отмена национальных и религиозных ограничений и т.п. Условия для развертывания освободительной борьбы народов России сложились в годы войны неблагоприятно, так как территории Прибалтики, Украины, Белоруссии, Закавказья или входили в зону военных действий, либо составляли прифронтовую полосу. Здесь было сосредоточено огромное количество войск и введено военное положение, действовали законы военного времени и подавлялись малейшие проявления недовольства и протеста.
Переход к революции. Становление двоевластия. 26 марта царь приостановил сессию Государственной думы, но депутаты по примеру французских революционеров 1789г. решили продолжить дебаты. Перед ними встал вопрос: как реагировать на приближение восставших к Таврическому дворцу, где проходило заседание? Некоторые, соглашаясь с Милюковым, считали, что будет более достойным встретить их, ocтаваясь на своих местах. Вопреки мнению своих коллег Керенский бросился навстречу восставшим и приветствовал их приход. Этим порывом он сохранил союз народа и парламента. В то же время группа рабочих, активистов-меньшевиков и Военного комитета (К.Гвоздев, М.Бройдо, Б.Богданов), которые были только что освобождены из тюрьмы восставшими, вместе с двумя депутатами-меньшевиками (Н.Чхеидзе и М.Скобелев) и бывшим председателем Санкт-Петербургского Совета 1905 г. Хрусталевым-Носарем в одном из залов Таврического дворца создавали Совет рабочих депутатов. Под именем Временного исполнительного комитета Его руководители боялись ответных действий со стороны армии, царя и решили, что лучше не препятствовать думцам взять всю ответственность на себя. Вспоминая с ностальгией о советах 1905 г., члены-основатели Петроградского Совета хотели видеть его в соответствии с меньшевистской концепцией «пролетарской цитадели» в буржуазном государстве. Служащий интересам рабочего класса в борьбе против буржуазии, Совет должен был также стать на первом этапе самым прочным оплотом буржуазной революции против возврата к самодержавию. Эта концепция объясняет позицию руководителей Совета по отношению к думскому Комитету. За исключением Керенского все считали, что, так как революция еще не прошла «буржуазную фазу», деятельность министров- социалистов не принесет результатов и только дискредитирует революционное движение. Поэтому руководство Совета отказалось от участия в правительстве. Тем не менее, хотя угроза военных репрессий не была исключена, Исполком Совета все же решил признать законность правительства, сформированного Думой, и поддержать его. Это признание сопровождалось одним условием, которое являлось основой соглашения, касавшегося установления нового режима: Совет поддержит правительство лишь в той мере, в какой оно будет проводить одобренную им демократическую программу. За исключением большевиков, выдвинувших лозунг «Вся власть Советам!», и анархистов, все социалистические течения одобрили условия соглашения. Оно означало признание двух различных и антагонистических властей, подчинение цензовых классов правительству, а трудящихся и солдат — Совету. С одной стороны, образовался «лагерь» правительства, сословных учреждений (земства, городские думы) и «буржуазным партий (кадеты), с другой — силы «демократии» (Советы, ее диетические партии, анархисты, профсоюзы).
Со своей стороны Дума была готова пойти на уступки. Она продолжала опасаться реакции со стороны Николая II и еще сильнее «военной диктатуры» Совета. Действительно, восставшие солдаты только что по собственной инициативе добились принятия Советом Приказа № 1. Этот документ давал солдатам вне службы равные со всеми гражданские и политические права, аннулировал в воинском уставе все, что можно было счесть злоупотреблением властью. Он ввел избрание на уровне рот, батальонов и полков комитетов представителей рядовых солдат, подчинил части столичного гарнизона политической власти Совета и провозгласил, что решения Думы подлежат исполнению только в том случае, если не противоречат решениям Совета. Когда в ночь с 1 на 2 марта состоялась встреча руководителей Совета и Комитета, каждый лагерь переоценивал силы другого. Совет был уверен, что только Дума могла войти в контакт с генштабом и предотвратить всякую попытку контрреволюции. Члены же Комитета приписывали Совету такое влияние на революцию, каким он еще не обладал. Представители Совета (Суханов,
В достижении 1 марта компромисса между Государственной думой и Советом, несомненно, сыграла роль неуверенность относительно позиции Николая П и генерального штаба. Информированный за два дня до этого о серьезности положения, Николай II решил отправиться в Царское Село, приказав генералу Н. Иванову восстановить порядок в Петрограде. Но ни генерал, чьи войска отказались повиноваться, узнав, что весь столичный гарнизон перешел на сторону революции, ни царь, чей поезд железнодорожники направили в Псков, так и не достигли окрестностей Петрограда. В течение всего дня 1 марта царь находился в пути. Прибыв поздно вечером в штаб Северного фронта, он узнал о полной победе революции. Ночью Родзянко сообщил генералу Н.Рузскому, что отречение стало неизбежным. Династия могла еще быть спасена, если бы царь немедленно отрекся от престола в пользу своего брата великого князя Михаила Сообщение сразу о двух отречениях от престола (3 марта) означало окончательную победу революции — столь же неожиданную, как и ее начало. После отречений Николая и Михаила единственным законным органом центральной власти стало Временное правительство, пришедшее 2 марта на смену думскому Комитету. Создание Временного правительства явилось тем компромиссом, к которому были вынуждены прибегнуть Временный комитет и Петроградский Совет. Первый олицетворял собой умеренные силы общества, которые одни только к этому времени являлись более или менее организованной силой. Второй представлял реальную, но совершенно не организованную силу толпы и поэтому мог диктовать условия Комитету, но был не в состоянии организовать управление государством. В составе Временного правительства преобладали представители партии конституционных демократов (4 члена из 11), что в дальнейшем обусловило изменения во всех сферах жизни государства и общества в соответствии с программными установками кадетов. Председателем и одновременно министром внутренних дел стал глава всероссийской земской организации, монархист по убеждениям, князь Г.Е.Львов. Единственным представителем “революционной демократии” был министр юстиции эсер А.Ф.Керенский.
Состав и Декларация о задачах нового правительства, как известно, были оговорены на встрече представителей Комитета и Совета и лишь после этого были опубликованы. Taк правительство с самого первого дня своего существования стало заложником Совета. Оно состояло в основном из организаторов Прогрессивного блока 1915 г., центром которого стали шесть фракций Государственной думы, ее большинство – от прогрессистов и кадетов до группы центра и националистов-прогрессистов. Основным требованием Прогрессивного блока, как известно, было создание кабинета «общественного доверия». При этом кадеты и октябристы, входившие в блок, отказались ради своего союза с более умеренными течениями от своего довоенного требования ответственности правительства перед Думой. По отношению к Временному правительству Советы представляли собой вторую власть. Петроградский Совет формально являлся городской общественной организацией и официально не претендовал на власть, но, объявив себя органом, представляющим «всю трудовую Россию», и получив поддержку масс, был реальной угрозой для правительства как института, действующего от имени народа и для народа. Состав Петросовета, возглавлявшийся меньшевиком Н.С.Чхеидзе, был в основном умеренным, эсеровско-меньшевистским. Большевиков в руководящем органе Совета было всего два. Такой состав Временное правительство объявило о своем намерении осенью 1917г. созвать От февраля к октябрю Центральные органы власти от Февраля до Октября 1917 г. Важнейшим фактором, влиявшим на развитие событий в России с Февраля 1917 г., являлась деятельность первого состава Временного правительства во главе с князем Г.Е. Львовым. В соответствии со своей Декларацией и опираясь на завоевания Февраля оно осуществило ряд демократических преобразований. Был принят закон о свободе собраний и союзов, упразднены цензура и другие репрессивные органы царского режима (полиция, жандармерия, каторга и т.д.). Вместо департамента полиции создано Главное управление по делам милиции. Реорганизованы структуры и руководящий состав других государственных органов. Объявлена политическая амнистия. В то же время был санкционирован арест Николая II, а также его министров и других представителей прежней администрации. По закону от 8 марта 1917 г. Совет министров и его канцелярия переименовывались во Временное правительство и его канцелярию. Министерство императорского двора и уделов было упразднено. При Министерстве внутренних дел во второй половине марта для руководства деятельностью комиссаров Временного правительства образуется Отдел по делам местного управления. При Временном правительстве было создано также Юридическое совещание, на которое возлагалась обязанность давать «предварительные юридические заключения» на мероприятия правительства. В апреле 1917 г. возник правительственный кризис, в мае было сформировано первое коалиционное правительство, которое по-прежнему возглавлял князь Г.Е.Львов. Новое правительство провело реорганизацию государственных органов власти. На базе отдела труда Министерства торговли и промышленности создаются Министерство труда и Министерство почт и телеграфов. С целью оказания помощи семьям убитых и искалеченных на войне было образовано Министерство государственного призрения. В конце июня при Временном правительстве учреждаются Экономический совет для выработки «общего плана организации народного хозяйства и труда», а также Главный экономический совет «для проведения отдельными ведомствами и учреждениями всех мероприятий по регулированию хозяйственной жизни страны». В конце марта было образовано Особое совещание по подготовке закона о выборах в Учредительное собрание. В июле 1917 г. формируется второе коалиционное правительство во главе с А.Ф. Керенским. Он, а также заместитель министра-председателя, министр финансов кадет Н.В. Некрасов, министр внутренних дел эсер Н.Д. Авксентьев, министр иностранных дел М.И. Терещенко и министр продовольствия народный социалист А.В. Пешехонов вошли в состав Комитета обороны. В начале августа упраздняется должность обер-прокурора Синода и образуется Министерство исповеданий. С 7 августа начала свое действие Всероссийская по делам овыборах в Учредительное собрание комиссия (Всевыборы). В конце августа Кабинет военного министра был преобразован в Военный кабинет министра-председателя — Верховного Главнокомандующего. После ликвидации выступления генерала Л.Г. Корнилова вместо правительства «до окончательного формирования кабинета» 1 сентября создается Директория из пяти членов — А.Ф. Керенский, М.И. Терещенко, А.М. Никитин, генерал А.И. Верховский и адмирал Д.Н.Вердеревский. Для решения вопроса о составе правительства в Петрограде 14 сентября начало работать Демократическое совещание, избравшее 21 сентября постоянно действующий Временный совет республики — Предпарламент. Через три дня Керенский сформировал третье коалиционное правительство. Тема: «Февральская революция в России. От Февраля к Октябрю» Цель: Формирование представления причин Февральской революции 1917 года. Развитие патриотических чувств через изучение отечественной истории. Воспитание интереса к истории. Задачи: Образовательная: Дать характеристику основным событиям Февральской революции 1917 года и периода к становлению новой революции в октябре.. Развивающая: Развивать умения формулирования понятий, работать со схемами и таблицами; продолжать формировать умение работать с историческими источниками на базе печатных текстов; продолжать развивать умения говорения (монологическую речь, диалог, полилог), ведения дискуссии. Воспитательная: Воспитывать в обучающемся патриотизм и активную гражданскую позицию. Тип: изучение нового материала. Основные понятия (словарь занятия): Революция – коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности. Двоевластие – одновременное существование двух властей в одной стране, организации. Учредительное собрание – парламентское учреждение, которое должно было законодательно утвердить новую систему власти. Монархия – форма правления, при которой вся власть принадлежит одному человеку (монарху) и передается по наследству. План 1. Февральская революция в России 2. От Февраля к Октябрю.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.8.110 (0.028 с.) |