Тема: «революция 1905-1907 гг. В Российской империи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «революция 1905-1907 гг. В Российской империи.



Тема: «Революция 1905-1907 гг. в Российской империи.

 Луганщина в годы российской революции 1905-1907 гг.»

Цель: Раскрыть причины возникновения революции 1905-1907гг, охарактеризовать этапы  и основные события революции. Через просмотр видеоролика и работу с документами помочь учащимся прочувствовать настроения людей и способствовать сопереживать людям.

Задачи:

Образовательная: Сформировать представление о том, что причины первой русской революции вытекают из особенностей социально – экономического и политического развития России в начале ХХ века; углубить знания о развитии революционного движения в России; показать какие изменения произошли в стране в ходе революции в политической и социально-экономической сферах.

Развивающая:

· Развитие умений сравнивать два потока в революции – либеральный и радикально-революционный; графически изображать ход революции; анализировать и оценивать исторические документы.

· Развивать логическое мышление, речь учащихся, память.

· Уметь обосновывать свою точку зрения;

Воспитательная: Формировать неравнодушное уважительное отношение к определённым этапам отечественной истории, патриотизма и гражданственности; воспитывать чувство товарищества, умение работать в малой группе, выслушивать мнение других. Повысить интерес к общественным наукам.

Тип: изучение нового материала

План

1. Революция 1905-1907 гг. в Российской империи.

2. Луганщина в годы российской революции 1905-1907 гг.

Революция 1905-1907 гг. в Российской империи.

Конец IX – начало XX веков – новый рубеж мировой истории: капитализм вступил в высшую, последнюю стадию своего развития – империализм. В новую эпоху противоречия, свойственные буржуазному обществу, предельно обострились, стали более глубокими, масштабными. Относительно спокойная полоса мировой истории последней четверти IX века сменилась эпохой «гораздо более конфликтной, порывистой, катастрофической…».

Это имело свое выражение в учащении международных конфликтов, войн, в росте социальной и политической напряженности внутри стран.

Начало XX в. было для России исключительно бурным. Объективная потребность безотлагательного решения многих экономических, политических и социальных вопросов вызвала кризис самодержавной власти и пробудила к активной деятельности все социальные группы и классы российского общества. Так страна подошла к революции.

Принято считать, что первая русская буржуазно-демократическая революция продолжалась в течение 2,5 лет – с 9 января 1905 г. по 3 июня 1907 г. Условно революцию можно разделить на несколько этапов.

Первый (9 января – сентябрь 1905 г.) – начало и развитие по восходящей линии

Второй (октябрь – декабрь 1905 г.) – кульминационная точка революции

Третий (январь 1906 г. – 3 июля 1907 г.) – нисходящее развитие, отступление революции

ПРЕДПОСЫЛКИ

Положение в России и без того напряженное в результате кризиса 1901—1903 гг. резко обострилось с начала 1904 г. Мощным катализатором взрыва общественного недовольства послужила неудачная русско-японская война. Вместо того, чтобы вызвать единение народа, война, чуждая непосредственным национальным интересам, с самого начала воспринималась русской общественностью как бессмысленный конфликт, результат некомпетентности власти. Как и в Крымскую войну, дух пораженчества овладел умами оппозиционеров.

15 июля 1904 г. министр внутренних дел Вячеслав К. Плеве был убит членом боевой организации эсеров Егором С. Созоновым. Сделав первую уступку общественному мнению Николай II назначил на его место генерала князя Петра Д. Святополк-Мирского. 16 сентября, при представлении ему чинов министерства, Святополк-Мирский произнес речь, в которой обещал в основу своей деятельности положить «искренно благожелательное и искренно доверчивое отношение к общественным и сословным учреждениям и к населению вообще». «Лишь при этих условиях, – говорил он, – можно получить взаимное доверие, без которого невозможно ожидать прочного успеха в деле устроения государства». Эта речь дала повод называть эпоху управления Министерством внутренних дел Святополк-Мирского эпохой доверия, а также «весной русской жизни». Грубые репрессии прекратились; многие административно высланные были возвращены, со многих снято запрещение общественной деятельности. 12 августа (по случаю рождения наследника), была объявлена довольно широкая амнистия. Реже производились политические аресты. Новый министр выражал готовность «применять законы либерально, однако не затрагивая основ существующего порядка». Такая программа, направленная на восстановление традиций либерализма Александра II и завершающая эру контрреформ, могла бы удовлетворить общество 20 годами раньше. Осенью 1904 г. она была заведомо устаревшей.

В сентябре – октябре 1904 г. в Париже состоялось нелегальное совещание революционных и либеральных партий Российской империи, а 6 ноября 1904 г. в Санкт-Петербурге открылся I земский съезд. На нем была принята программа, состоявшая из 11 пунктов. Она повторяла основные требования либерального движения и настаивала на созыве, впервые в России, «свободно избранных представителей народа». Иными словами, речь шла о созыве национального собрания — органа абсолютно несовместимого с самодержавным режимом. Вслед за съездом прошла так называемая «банкетная кампания» – ряд банкетов, организованных «Союзом освобождения» (левые либералы) – собравшая тысячи людей. Кульминацией этой кампании стал банкет, состоявшийся в столице в день годовщины восстания декабристов, около 800 участников которого провозгласили необходимость немедленного созыва Учредительного собрания. В ответ на эту волну протестов 14 декабря был издан указ, в котором перечислялись предполагаемые реформы, правительство обещало также смягчить цензуру, однако основной вопрос о создании выборного органа власти обходило молчанием. Два дня спустя, появилось правительственное сообщение, официально предостерегавшее против любых выступлений, способных нарушить общее спокойствие.

Итак, к концу 1904 г. в России сложилась революционная ситуация. В наличии было и массовое недовольство правительством, и неспособность правительства адекватно реагировать на сложившуюся ситуацию и, наконец, консолидировавшаяся оппозиция. Революция, однако, началась абсолютно стихийно и застала врасплох как власти, так и оппозиционеров.

ПОДЪЕМ РЕВОЛЮЦИИ 1905 Г.

С января по октябрь 1905 г. движение протеста против существующего строя ширилось и набирало силу по двум параллельным направлениям. Первый путь – путь либеральных реформ избрали соседние слои общества, интеллигенция и часть представителей высших слоев, ориентирующихся на политические модели западноевропейских стран и мечтающих о мирной революции, проводимой легальными путями, в итоге которой на смену самодержавию должна была прийти конституционная монархия. Второй путь объединял самые разнородные слои с плохо сформулированными устремлениями и самые разнообразные формы социального протеста: от крестьянских антипомещичих бунтов и смут до Советов, неизвестной доселе формы организации. Оба направления так и не слились воедино, несмотря на робкие и запоздалые попытки либералов «идти в народ» или на некоторые успехи эсеровской пропаганды в крестьянской среде. Как бы то ни было, революционная лихорадка охватывала умы: всего лишь за несколько месяцев идеи о всеобщих выборах, о созыве Учредительного собрания, о гарантии личных свобод, – распространились в самых широких кругах общественности. Эта «революция в умах» была, несомненно, самым глубоким и значительным изменением, которое повлекли за собой события 1905 г.

Отправной точкой революции можно считать стачку рабочих Путиловского завода. Она продолжалась с 3 по 8 января 1905 года.

3 января 1905 г. 12 тыс. рабочих Путиловского завода прекратили работу в знак протеста против увольнения четырех своих товарищей. Стачка мгновенно распространилась на все предприятия Санкт-Петербурга, и 8 января уже насчитывалось более 200 тыс. бастующих. «Собрание русских фабрично-заводских рабочих» – мощная официальная профсоюзная организация во главе со священником Георгием Гапоном стала центром притяжения всех недовольных. Выдвинувшийся в лидеры бастующих, Гапон предложил составить петицию-прошение, которую народ должен отнести своему государю.

Утром 9 января 1905 г. народ устремился к Зимнему дворцу. 150 тыс. мужчин, женщин и детей несли иконы и хоругви, пели псалмы и «Боже, царя храни!». Их встретили ружейные выстрелы, войска стреляли в народ, началась невероятная паника, в давке и от выстрелов погибло около 1000 человек, около 5000 были ранены. События «Кровавого воскресенья» вызвали поистине ошеломляющий отклик. В стране началась революция.

В недели, последовавшие за Кровавым воскресеньем, страну захлестнула первая волна революционных событий: в большинстве городских центров России забастовочное движение охватило рабочих, особенно железнодорожников, металлургов, текстильщиков.

Чтобы избежать волнений в день юбилея отмены крепостного права и умерить возмущение либералов, Николай II подписал 18 февраля рескрипт. В нем предлагалось привлекать «избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений». В тот же юбилейный день был подписан указ, разрешающий подавать петиции и приглашающий «частные лица и организации» доводить до сведения центральной власти свои предложения по улучшению государственной деятельности и благосостояния народа. Следуя букве указа, профессиональные объединения интеллигенции, городские думы, земские собрания, даже отдельные граждане стали засылать правительство обращениями, резолюциями, просьбами, предложениями, широко публикуемыми на страницах прессы, все более и более бесстрашной. В истории государства это был первый случай столь откровенной свободы слова.

13-27 апреля 1905 г. в Лондоне состоялся III съезд РСДРП на котором был избран ЦК во главе с Лениным и приняты решения об организации вооруженного восстания и свержении царского правительства, создании Временного правительства и др. Параллельно шла консолидация либералов. Преподаватели университетов, журналисты, учителя, адвокаты, писатели, врачи, земские служащие организовывались в профессиональные союзы. 8-9 мая в Москве представители различных организаций объединились в так называемый Союз союзов. Эта организация представляла собой радикальное крыло русского либерализма она выступала за созыв Учредительного собрания, избранного всеобщим голосованием. Своей конечной целью руководители этого движения считали создание конституционно-демократической партии.

С приходом весны (конец февраля – март) вновь вспыхнули крестьянские волнения. Беспорядки возобновились в Курской, Черниговской, Воронежской, Орловской, Пензенской и Саратовской губерниях.

Периоды активизации Крестьянских выступлений в ходе революции были тесно связаны с земледельческим циклом. Они бунтовали до посевной (февраль – март), летом и после уборочной (ноябрь – декабрь). Крестьянское движение развивалось в противофазе с рабочим. Здесь наивысшие пики – январь (последствия 9 января), май – июнь (приурочено к 1 мая) и сентябрь – октябрь (всеобщая политическая стачка).

С приближением 1 мая возобновились волнения в рабочей среде. В мае – июне страну захлестнула новая волна забастовок. Требования рабочих были по традиции в основном экономическими: сокращение рабочего дня, повышение заработной платы, медицинское страхование. Несмотря на слабость забастовочного движения весной 1905 г., оно все же способствовало созданию новой структуры, а именно Советов, которым суждено было сыграть в будущем важную роль.

Первый Совет возник в Иванове-Вознесенске. Во время стачки 12 мая – июль 1905 г. рабочие всех предприятий города выдвинули своих делегатов для ведения переговоров с начальством. Таким образом, было избрано 15 делегатов, объединившихся в Совет делегатов Иваново-Вознесенска. Он взял на себя руководство стачкой, организовал курсы по ликвидации политической неграмотности, следил за поддержанием в городе образцового порядка. Рождение первого Совета явилось важным этапом рабочего движения, появилась новая самобытная форма организации рабочих.

Волнения охватили также значительную часть армии и, особенно, флота. 14-25 июня на самом современном судне российского Черноморского флота – броненосце «Князь Потемкин-Таврический», происходит восстание. После 11 дней плавания по Черному морю «Потемкин» вынужден был сдаться румынским властям в Констанце. Конечно, это восстание было результатом не столько политической агитации нескольких матросов, сколько реакцией на свирепую дисциплину, произвол офицеров и общую моральную усталость экипажа.

Цусимская трагедия знаменовала собой окончательное поражение России в войне с Японией. Брожение масс нарастало. Собравшиеся в Москве на чрезвычайный съезд земские деятели единогласно проголосовали за обращение «К обществу», в котором еще раз провозглашалось требование выборов представительного собрания в рамках конституционной монархии. 6 июня делегация земцев представила Николаю II петицию с перечислением основных требований либералов. Спустя две недели Николай II, принимая представителей от консерваторов, вновь подтвердил неукоснительную приверженность старым принципам. Новый земский съезд (6-8 июля) признал, что попытка компромисса 6 июня провалилась, и разработал проект конституции, используя вековой опыт государств Западной Европы.

В последние дни июля состоялся еще один важный съезд — I Всероссийский крестьянский съезд; на него прибыли около 100 делегатов из 22 губерний. Этот съезд выступил с решительными резолюциями: в отношении аграрных реформ речь шла об отмене частной собственности на землю и экспроприации землевладельцев (с компенсацией или без, в зависимости от конкретного случая), в области политической требовались избрание путем всеобщих выборов Учредительного собрания, реформа кабального налогообложения крестьян, отмена сословной иерархии.

6 августа Николай II подписал указ об учреждении Государственной думы. На деле это было совещательное собрание, в чьи обязанности входили лишь «предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений», не касаясь основных законов империи.

Указ от 6 августа вызвал всеобщее возмущение оппозиции. Вместо ожидаемого успокоения страна пришла в крайнее возбуждение во время предвыборной кампании. Думу предполагалось избрать в январе 1906 г., а пока политическая борьба вспыхнула с новой силой. Единственным выигрышем властей стал раскол либеральной оппозиции на сторонников и противников бойкота выборов.

В течение лета напряженность постепенно падала, однако в сентябре рабочее движение внезапно вновь усилилось. 19 сентября началась самая крупная всеобщая забастовка, какую когда-либо знала страна. Первыми забастовали типографские рабочие Москвы, потребовавшие пересмотра тарифных ставок. В течение нескольких дней забастовки солидарности охватили многие московские предприятия, а затем распространился слух о том, что делегаты Союза железнодорожников арестованы. Тогда Союз призвал к стачке все железные дороги страны. Так из экономической забастовка переросла в политическую, так как речь шла теперь уже о защите прав профсоюзов, и превращалась в испытание самодержавия на прочность. Забастовка охватила 120 городов России и огромное количество фабричных и станционных поселков. Забастовочное движение в стране, все больше подчинявшееся влиянию революционных партий, слилось в единую Всероссийскую политическую стачку.

Видя остроту положения, Николай II решил поставить свою подпись под текстом, подготовленным Витте на основе меморандума. Манифест об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 г., сводился, по сути, к трем обещаниям:

· Даровать народу гражданские свободы на основе незыблемых принципов: неприкосновенности личности, свободы совести, свободы слова, свободы собраний и организаций.

· Не откладывая выборы в Думу, обеспечить участие в них тех слоев населения, которые, согласно указу от 6 августа, были лишены права голоса; новый законодательный орган должен был впоследствии разработать принцип всеобщих выборов.

· Ввести за непременное правило, что ни один закон не может войти в силу без согласия Думы, дабы избранники народа смогли на деле участвовать в контроле за законностью действий государя.

Манифест позволил самодержавию добиться двух положительных результатов:

1) Он успокоил финансовые круги, от которых зависела выдача кредитов России. Французское, британское и германское правительства приветствовали появление Манифеста, видя в нем залог конституционного режима, который наконец-то приведет Россию на путь парламентаризма.

2) Манифест завершил раскол оппозиции. Умеренные либералы, удовлетворившись первой победой, поддержали Манифест (ноябрь 1905 г.– возникновение «Союза 17 октября»). Что же касается радикального крыла, которое как раз оформлялось в партию кадетов, то оно приняло Манифест настороженно. Социалисты-революционеры и социал-демократы всех оттенков вовсе отказались от компромиссов с самодержавием.

Силы оппозиции разделились. В то время как либералы отдавали приоритет политической борьбе, рабочие все более отдалялись от идей либеральной оппозиции, которые разделяли в начале 1905 г., и выдвигали лозунг социальной революции.

Вынужденное временно пойти на уступки, царское правительство в дальнейшем сумело сыграть на расколе оппозиционных сил.

Октябрьский манифест не смог ограничить революционные выступления и разрядить обстановку, особенно накалившуюся в последние месяцы 1905 г. Как только закончилась всеобщая забастовка в Санкт-Петербурге и в Москве (21 октября), вспыхнул мятеж в Кронштадте (26-27 октября). Следом за ним другой – в Севастополе (11-15 ноября).

Истолковав Манифест 17 октября как снятие всех запретов и под влиянием эсеровских решений II съезда крестьян (6-10 ноября, Москва), подтверждавших принцип национализации земли, стали бунтовать крестьяне. Кульминационной точки их волнения достигли в ноябре – декабре 1905 г. Движение охватило главным образом Симбирскую, Курскую, Черниговскую и особенно Саратовскую губернии. В ряде мест были разгромлены все помещичьи усадьбы. Правительство вынуждено было прибегнуть к суровым мерам – послать карательные войска, – чтобы остановить беспорядки, однако летом 1906 г. они возобновились.

В конце ноября рабочие волнения в стране вспыхнули с новой силой. Идея Ленина о необходимости вооруженного восстания для вступления в следующий этап революции, проникала все глубже в сознание масс. Совет решил, что пришло время действовать, и назначил на 7 декабря начало всеобщей политической забастовки и восстания, которое должно было свергнуть царскую власть. Однако Совету не удалось, как в октябре, остановить работу жизненно важных отраслей. Не было на этот раз и поддержки либеральных партий и других (кроме рабочих) слоев населения. Восстание (9-18 декабря 1905 г.), ставшее почти исключительно большевистским предприятием, было обречено. Несмотря на неудачу, революционеры сочли, что итоги восстания не были только отрицательными. Если еще год назад рабочее движение было «политически аморфным и лишенным классового сознания», то опыт, приобретенный в ходе восстания, полностью преобразил его, окончательно убив в рабочих патриархальные иллюзии и лояльность по отношению к монархии. Подавление московского восстания (а так же подобных восстаний на юге страны) означало начало спада революции.

Петиция рабочих

Меры против нищеты народной:

Передача земли народу и отмена выкупных платежей;

 Отмена косвенных налогов, замена подоходным;

 Прекращение войны по воле народа.

Меры против бесправия русского народа:

Возвращение пострадавших за политические и религиозные убеждения;

 Предоставление прав и свобод личности;

 Всеобщее обязательное народное образование;

 Равенство перед законом.

Меры против гнёта капитала над трудом:

Отмена института фабричных инспекторов;

 Учреждение постоянных комиссий выборных рабочих;

 Восьмичасовой рабочий день и нормальная рабочая плата.

Выделяется 3 этапа революции:

I этап. (9 января - сентябрь 1905 г.) – начало и развитие революции.

II этап. (октябрь-декабрь 1905 г.) – высший подъем революции

III этап. (январь 1906-3 июля 1907 гг.) – поражение революции.

Тема: «Революция 1905-1907 гг. в Российской империи.

 Луганщина в годы российской революции 1905-1907 гг.»

Цель: Раскрыть причины возникновения революции 1905-1907гг, охарактеризовать этапы  и основные события революции. Через просмотр видеоролика и работу с документами помочь учащимся прочувствовать настроения людей и способствовать сопереживать людям.

Задачи:

Образовательная: Сформировать представление о том, что причины первой русской революции вытекают из особенностей социально – экономического и политического развития России в начале ХХ века; углубить знания о развитии революционного движения в России; показать какие изменения произошли в стране в ходе революции в политической и социально-экономической сферах.

Развивающая:

· Развитие умений сравнивать два потока в революции – либеральный и радикально-революционный; графически изображать ход революции; анализировать и оценивать исторические документы.

· Развивать логическое мышление, речь учащихся, память.

· Уметь обосновывать свою точку зрения;

Воспитательная: Формировать неравнодушное уважительное отношение к определённым этапам отечественной истории, патриотизма и гражданственности; воспитывать чувство товарищества, умение работать в малой группе, выслушивать мнение других. Повысить интерес к общественным наукам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.141.228 (0.048 с.)