Всё, что было в прошлом   у истории нет предмета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Всё, что было в прошлом   у истории нет предмета



Всё, что было в прошлом             у истории нет предмета

В XIX веке считали, что история НЕ изучает прошлое. Предметом истории являются люди в прошлом.

В середине XIX века Марк Блок «Апология истории» (* апология – речь в защиту).

 

ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК – остатки человека и его время и пространства деятельности.

 

История говорит о прошлой жизни человечества.

 

ИСТОРИЯ В ОТЛИЧИЕ ОТ ФИЛОСОФИИ – конкретная наука, имеющая координаты места и времени.

 

История сначала затрагивала темы, связанные с политическими событиями.

 

Социология – статика                  История – динамика

 

социальная среда общества                   процесс

 

Социальная история

 

Объект исследования

 

ЧТО ТАКОЕ НАУКА? ЧТО ТАКОЕ НАУКА ИСТОРИЯ?

«НАУКА» – объективность


В XVIII веке Рене Декарт главные критерии


ЭКСПЕРИМЕНТОМ можно проверить

 

Историческое прошлое – это только следы прошлого.

Декарт и Бэкон – история как разновидность литературы.

ИСТОРИЧЕСКИЙ НИГИЛИЗМ – отрицание истории как науки по сравнению с естественными науками.

 

Во второй пол. XIX века история как наука + новый метод, новая концепция истории (к последней трети XIX века).

 

Агностицизм – познание мира невозможно целиком.

 

Позитивизм – история такая же позитивная наука, как и математика. Позитивно точных результатов можно добиться с помощью КРИТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ИСТОЧНИКА.

Леопольд фон Ранке (1795-1886) – «Историю нужно писать так, как было на самом деле»

1. Подлинность источника

2. Подлинность информации в источнике

3. Нарратив – повествование

 

XX век – концепция «История ножниц и клея».

ОФОРМЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

АНТИЧНЫЙ ИСТОРИЗМ

Геродот заложил фундаментальный принцип «сохранить память людей от времени».

 

Предмет истории – деяния великих людей.

 

Греческие историки:

 

Фукидид – современник, участник, свидетель описываемых событий.

 

ФАКТЫ НУЖНО ДОКАЗЫВАТЬ! Необходимо от констатации фактов перейти к поиску причин.

 

Интересуется «уроками истории» педагогическая добродетель. Воспитательная функция история. «История – наставница жизни».

 

Полибий – военная история, политическая, критическое отношение к источникам, поучающая и объясняющая история.

 

Римские историки:

История, прославляющая Рим («римский миф»);

История, прославляющая императора («императорский культ»);

 

Цицирон –  сближение истории с риторикой.

 

Цезарь – актёр, режиссер. История – инструмент, прославления себя.

 

Тит Ливий – подлинно национальная история от основания Рима до превращения в державу.

Публий Корнелий Тацит – история «без гнева и пристрастий». История – отрасль морали. Искажение истории (намеренное).

 

Плутарх – жизнеописание Плутарха. История философская, моральная.

 

 

ИСТОРИЯ КАК ДИСЦИПЛИНА. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ.

В истории нет дорог, есть только направления.

 

Историк не может знать всё хорошо.

 

Должна быть специализация на временном периоде или стране.

 

Необходимо «разделение труда»: историки-античники, историки-новисты, историки-медиевисты (средние века), историки-первобытники и т.д.

 

Пространственно-временная специализация: История Древнего Востока, История Древнерусского государства и т.д.

Тематическая классификация дисциплин: История религий, гендерная история и т.д.

 

Дисциплинизация исторического знания со временем.

 

Исторические субдисциплины: политическая история (история институтов власти, история партий, гражданского общества, дипломатии), социально-экономическая история.

Марк Блок и Люсьен Февр в 20-е годы XX века – «Школа анналов».
(по журналу «Анналы социально-экономической истории»

 

микроисторические исследования – история бизнеса, банка, финансовой системы

 

макроисторические исследования – история тенденций развития экономики

 

Интеллектуальная история «институциональная» – история общественных мыслей

                                                      

Историческая культурология (изучение языков культуры, сознания человека)

 

Теоретические дисциплины:

- теория методологии

- источниковедение

- историография

 

Специальные (вспомогательные) дисциплины:

Палеография (древнее письмо)

водяные знаки, орнаменты, стили письма и т.д.

 

Вспомогательные дисциплины оказывают историку помощь при работе.

 

Специальные (например, нумизматика) = самодостаточность + помощь

 

ЯЗЫК ИСТОЧНИКА

Уровни понятий:

 

а) понятий, унаследованные от прошлого, встречающиеся в источниках исследуемой эпохи. Здесь слова не имеют эквивалента в современной жизни.

 

Калькирование термина

 

Но это не гарантирует отсутствие ошибок:

1) Изменение в сути вещей далеко не всегда ведут изменение в их названии.

 

Семантические мутации

2) Названия меняются во времени и пространстве без всякой связи с изменениями в вещах.

 

Исторические термины исчезают, появляются эквиваленты.

 

Новый опыт поражает новые слова.

(Варяги, норманы, скандинавы) – одно и то же.

 

3) Установлению единообразного словаря мешают политические или социальные условия.

(Парламент, Сейм, Рейхстаг, Генеральные Штаты, Кортесы)

 

Во Франции «парламент» – судебная власть

 

4) Одного калькирования недостаточно и необходимо толкование.

 

(В «Русской Правде» – смерды.

Карамзин писал, что смерды – свободные люди. Греков – смерды – аналог крестьянства (свободные + зависимые). Зимин – смерды – зависимые только от князя вотчинники. Романов – смерды – сначала свободные, потом зависимые).

 

5) Язык эволюционирует. Историк оперирует словами своего времени. ё

 

Можно ли использовать современную терминологию к исследуемому времени?

 

Всадник Понтий Пилат

 

«античная буржуазия»            искажение смысла

У каждого времени свой язык.

 

У истории существует специфика в обращении со словами.

 

Искажение смысла понятия, приклеивая терминологический язык из современного языка, мы тем самым классифицируем изучаемые нами явления.

 

«Историоризировать» – вписать в контекст своего времени.

 

Текст требует контекста.

КТО ТАКИЕ «МЫ» и «ОНИ»?

Функции истории:

В 1939 году Марк Блок «Язык истории».

Самоидентификационная

Выполнение историей своей социальной роли предполагает максимальное распространение в обществе знаний полученных историками.


История систематизирует (организует) память о прошлом.

 

Функция ностальгии

ЯЗЫК ИСТОРИИ

ПРИЧИНЫ и СЛЕДСТВИЯ

(Формирование самосознания американцев – идейная причина войны за независимость)

Следствие войны за независимость.

 

Наука не может однозначно ответить на все вопросы и выявить все причины.

 

ЧТО ТАКОЕ ЗАКОН?

 

Некие объективные связи, необходимые устойчивые, повторяющиеся, существенные отношения между явлениями.

 

Исторический закон – положение, выражающее всеобщий ход вещей.

 

Научное утверждение – высказывание, относительно того, что либо происходит с необходимостью.

 

Любые законы являются обобщениями, упрощениями реальности, в которых сглаживаются индивидуальные различия.

 

Закон должен развиваться во времени.

 

С научной точки зрения: любой закон дискуссионен.

С практической точки зрения: исторический закон полезен; с ним легче объяснять.

 

Раймон Арон сравнивал исторический закон с игрой в кости: с одинаковой вероятностью выпадает та или иная грань кубика.

 

А. Про – попытки найти исторические законы – иллюзии, и то них нужно отказаться.

 

История не является всецело детерминированной, в ней всегда есть доля случая.

 

«Предпочтительность шансов»

 

Закон – синтез общего и частного.

 

У многих законов скрытый характер.

 

Если условие А имеет следствие результат В, то в схожих обстоятельствах условие А, мало отличающееся от условия А вероятно, будет иметь следствием результат В, малоотличающийся от результата В.

 

ЕСТЬ ЛИ У РАДУГИ ЦВЕТА? ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ?

 

Основа истории – исторический факт.

 

М. Блок – «понятие в тексте должно быть доказано».

 

С XIX века (позитивисты) – абсолютизация исторического факта.

 

Прошлое непосредственно доступно для исследования, ибо оно дано в виде её «остатков».

 

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Появление гуманистов:

– рационалистический метод

– секуляризация исторического сознания

 

История в XV-XVI вв. очень популярна.

Разумное изучение истории.

 

С XVI века появляется история «учёная». Ещё субъективна, но вырабатывается метод поиска документов и проверки их подлинности.

II пол. XVI века – история цивилизаций

 

Люди эпохи Возрождения и Реформации заново открыли для себя Античность.

Их описания греко-римского мира было основано на новой концепции прошлого.

 

В этот период время – уже не считает исходящим от Бога элементом.

 

Помимо теологов историки (Томас Мор – юрист).

 

Библейская интерпретация времени развенчивается.

 

История – процесс с разрывами и чередованиями.

 

С XVI века – интерес к истории буржуазии.

 

По циклической концепции истории трансформацией человечества, а также ход истории является циклическим продуктом.

 

Однако в конечном итоге всё определяется за счет конкретных действий людей.

 

Появление «историозированного» понятия. Причины ищут в человеческих поступках         причинно-следственная идея изучения истории

Жан Баден – историк эпохи Возрождения

 

«История должна интересоваться только фактами».

 

Факты носят человеческий характер, ничего божественного.

 

Ла Поплиньер – гуманист, новые принципы изучения истории Франции. История – наука синтезная. Критикует провиденциализм.

 

Макс Барг – с эпохи Возрождения собственно возникает историческое сознание.

 

В XVI в. появляется эрудистская история. Своеобразная разделение труда, т.е. кто-то собирает историческое знание, кто-то описывает.

 

Появление историков-антикваров (собирание и публикация источников).

 

В XVII в. история отделяется и уходит на задний план.
Влияние скептицизма.

Кризис историографии. «Поэтическая история» близка к литературе.

 

Источник Цицирон. «История Франции» Франсуа Куперен.


История популяризировалась как «служанка политика».

 

Распространение антикваров.

Жан Мабильон – основатель дипломатии. Монах-бенедиктианец.

 

Критика исторических документов.

 

Ришар Симон – внутренняя критика документов.

 

«Историк должен пропускать через историко-филологическое сито».

 

Жак Бенинь Боссюэ – представитель провиденциализма.

 

История как разновидность литературы.

 

 

ИСТОРИЗМ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

ВЕК ТОРЖЕСТВА ИСТОРИИ

 

Философы занимаются историей, т.е. философский взгляд.

 

Появление «философии истории» (употребил Вольтер)             извлечение полезных истин из прошлого.


Диалектическое содержание в истории (Дидро)

 

«Историографическая революция» – повышается рационалистический подход к познанию мира.

 

Знание должно быть экспериментальным, в другом случае – мнение.

 

История – объясняющая, с философскими выводами.

«Специфика философии истории» (Иоганн Готлиб Фихте) 1809 г.

 

- История нужна философу для иллюстрации своих идей.

- Основной объект истории – настоящее

- Философ имеет полное право по своему усмотрению выбрать примеры из прошлого.

Развитие

Циклическое (Вико, Гибон) Линейное (Кондорсе)
«Мир прогрессировал от варварства до цивилизации» «Путь прогресса»
Движущие силы истории в человеческом сознании  

 

Вольтер – расширение круга тем/предметов для рассмотрения историей.

«Очерки о нравах»

«Век Людовика XIV»


Педагогическая ценность истории

Борьба с мракобесием

 

Не отказывается от теологической теории

«Первые сигналы атеизма»

 

 

 


История от истоков до настоящего момента

Всеобщая история


Работы не многотомные (Гегель)

 

Не вдаваться в детали – важнее глобальный охват истории

 

Из устанавливающей истории – в понимающую

 

Механизм (использование технических понятий в истории) – из-за технической революции.

 

Натуралистический взгляд

Идея прогресса (Иоганн Готфрид Гердер, Джамбаттиста Вико,Мари Жан Антуан Никола Кондорсе)

 

 


движение народа по пути прогресса

 

Расцвет парадигматической истории (сочинения Вольтера, Шарля Луи Монтескье)

История не самоценна.

Оформление истории как науки происходит в XIX веке.

Историческое сознание – совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности, о своём прошлом и прошлом всего человечества.

 

Историческое познание – форма отражения исторической действительности.

 

 

КАКУЮ РОЛЬ В ИСТОРИИ СЫГРАЛ НОС КЛЕОПАТРЫ. ИСТОРИЧЕСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ И СЛУЧАЙНОСТИ.

 

История не знает сослагательного наклонения. (Никаких «если бы ….»)

«Нереализованные исторические возможности» (альтернатива)

 

Йорн Рюзен

вид событий, происшествий, который не укладывается в первоначально заданную направленность интерпретации.

 

то, что лежит вне горизонтов ожидания.

 

Случай – то, что человек не может предвидеть. То, что не соответствует человеческим намерениям.

 

В древности о случае Еврипид «Многое боги нежданно дают».

 

Существуют две точки зрения

Всё в истории детерминировано: на всё есть причины. Случайность – мера невежества. Историю делают люди. Но вместе с человеком (творцом истории) всегда есть: природа, случай, рок, Бог, фортуна

Случайность – совокупность сложных причин.

 

*Могли бы исторические события быть другими, если бы они были?

 

Единственное, чему учит история – воображаемый опыт        в мысленном допущении, что ряд событий мог иметь другой ход, нежели имеет в действительности.

 

Поль Лакомб, Раймон Арон «Для объяснения того, что было, нужно задаться вопросом, «а что было бы?»

 

 


интеллектуальная процедура

 

Контрафактное моделирование – метод истории

«А что могло бы быть?»

 

(«Американское экономическое чудо» (из-за железных дорог)

(послед. треть XIX в.)

 

Фогель (60-70-е годы) – контрафактное моделирование. Создал модель развития экономики США.

 

Без ж/д       ВВП снизился до 3,5%

 

Нужно учитывать все детали для точности

 

«Развитие исторической науки – постоянный ответ на вызовы случайности»

 

Человечество постоянно создают модели смысла, значений.

 

Законы жизни и существования исторических возможностей.

 

 

необходимо исследовать корни исторических значений, причины выбора вариантов.

 

На прошлое мы смотрим через настоящее.

«ретроспективная иллюзия фатальной предопределенности» Франсуа Фюре

«Событие, произошедшее сегодня, должно было произойти именно так, потому что этому событию предшествует ряд других событий».

 

Они взаимосвязаны       как цепочка

 

НО! Упускаются из виду нереализованные исторические возможности

 

Любое явление современности, пользуясь ретроспекцией, можно обосновать тем или иным событием в прошлом.

Исторический миф (нацистская история)

 

Ретроспективный метод (Феодализм XI в.)

 

М. Блок «Выбираются основные черты и рассматриваются по шкале времени в глубь веков».

 

Варианты развития ситуации полезны в историографии.

 

Историки иногда «зауживают» горизонты ожидания людей прошлого.

(нужно учитывать «горизонты» в историописании)

 

Возможно 2 разрешения: одна сторона поддерживает категорически 1 решение.

 

Задача в описании события прошлого так, как будто результат его ещё неизвестен.

 

«Эффект напряженности» (о войне 1812 года)

 

«Эффект ожидания» – история об упущенных возможностях.

 

Футурология – многочисленные «бы» в истории вполне реальны.

 

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ

Это любые остатки человеческой деятельности.

 

Геродот включил в свои книги всё, что слышал, не важно, правда это была или вымысел.

 

В Средние века – с большим интересом тяготеют к письменным источникам.

 

Критика источников

Методология позитивизма (письменные источники – исторические источники).


С помощью критического анализа позитивисты старались добиться объективности.

 

«Как было на самом деле».


В XX веке исторический источник – фундамент для исторического исследования.

 

Источниковедение – наука об источниках.

 

Понятие «источник» различается в отечественной и зарубежной науках:

 

В отечественной традиции: источник и исследования

 

В зарубежной традиции: источник первичный и источник вторичный (исследование)

 

Выделение как неких этапов:

1.Эвристический поиск («открытие»)

2. Внешняя критика (проверка подлинности, достоверность сведений)

3. Этап интерпретации (установка целей и авторский замысел)

 

Возможна ложь, ошибки.

«Константинов дар» (VI в.) – подложный дарственный акт Константина Великого римскому папе Сильвестору I. грамота, написанная от имени Константина Великого, первого христианского римского императора (правил в 306—337 годах), и адресованная папе римскому Сильвестру (понтификат — 314—335 годы). В «Даре» Константин рассказывает, как он, еще будучи язычником, заболел проказой и исцелился лишь после того, как Сильвестр крестил его. В благодарность за это Константин даровал папе первенство среди всех христианских святителей, своего коня, любимый Латеранский дворец, город Рим, всю западную половину империи и корону. Сильвестр от короны отказался, и Константин удалился с нею из Рима в построенный им город Константинополь, откуда стал править Восточной Римской империей, оставив Западную Сильвестру.

Карта Винланда (XX в.) – карта мира неизвестного происхождения. Возможно, старейшая карта на которой изображена Америка – в виде большого острова Винланд к западу от Гренландии. Обнаружили поддельные чернила.

Задача интерпретации: установить значение, которые сам автор придавал источнику – насколько автор мог достоверно изложить информацию.

 

4. Внутренняя критика

(Расклад на составляющие, затем представление обобщенного материала).

 

Сложности:

- в языке источника

- в необходимости реконструировать происхождение источника

- в учитывании места происхождения источника, его традиции, функции, правил.

Любой текст требует контекста времени, места учреждения и т.д.

Использование максимально широкого круга источников:

- Прямые

- Косвенные

 

Чего нет в источнике – то и должно быть раскрыто.

 

«Невольные проговорки» свидетельства в источниках личного содержания.

 

Историк может дистанцироваться от того смысла, который вкладывали в документ современники, и ему будет важна не фактическая достоверностьсведений в документе, а детальная.

(Во Франции незамужние беременные женщины могли написать заявление на соблазнителя. Главное – нормы морали).

 

Классификация исторических фактов:

 

(теоретико-познавательная)

 

1. Экзистенциальные (философско-литературное направление мысли) (от «существовать»)

было / не было? (Куликовская битва была)

 

2. Темпоральные (временные)

Когда? В каких хронологических пределах? Раньше или позже?

 

Куликовская битва была после битвы на Калке, но до Грюнвальдской битвы.

 

Лакографические

Где? Куликовская битва была на Куликовом поле, которое расположено у впадения р. Непрядвы в Дон.

 

4. Квантитативные (количественные)

Сколько? На Куликовом поле участвовало от 200 до 300 тысяч человек.

 

Эммануэль Ле Руа Ладюри

Тенденция к сужению хронологических рамок при попытках написать тотальную историю.

Такое исследование носило описательный характер.

 

Лев Гумилёв – история, этнология, философия, лингвистика

«Миром двигает страсть».

Каждый учёный найдет в таких работах недочёты в своих областях.

всё, что было в прошлом             у истории нет предмета

В XIX веке считали, что история НЕ изучает прошлое. Предметом истории являются люди в прошлом.

В середине XIX века Марк Блок «Апология истории» (* апология – речь в защиту).

 

ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК – остатки человека и его время и пространства деятельности.

 

История говорит о прошлой жизни человечества.

 

ИСТОРИЯ В ОТЛИЧИЕ ОТ ФИЛОСОФИИ – конкретная наука, имеющая координаты места и времени.

 

История сначала затрагивала темы, связанные с политическими событиями.

 

Социология – статика                  История – динамика

 

социальная среда общества                   процесс

 

Социальная история

 

Объект исследования

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.43.122 (0.189 с.)