Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы формирования двигательного навыка
Овладение двигательным действием осуществляется в следующей методической последовательности. 1. Формирование у занимающихся положительной учебной мотивации. Мотивация — совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведение. Преподаватель должен побудить учеников к сознательному, осмысленному отношению в предстоящем овладении новыми двигательными действиями. 2. Формирование знаний о сущности двигательного действия. Знания формируются на основе наблюдения за выполнением действия и прослушивания сопровождающего показ комментария, цель которого — выделить в этом действии те элементы, от которых зависит успех его выполнения. Элементы двигательного действия и особенности условий, требующие концентрации внимания для успешного выполнения действий называются основными опорными точками (ООТ). Совокупность ООТ, составляющих программу действия, является ориентировочной основой действия (ООД). 3. Создание полноценного представления об изучаемом движении по каждой ООТ. Эти представления должны включать: 1) зрительный образ двигательного действия, возникаемый на основе наблюдения; 2) логический (смысловой) образ, основанный на знании, получаемом при рассказе, объяснении, анализе и т.д.; 3) двигательный (кинестезический) образ, создаваемый на основе уже имеющегося у ученика двигательного опыта 4. Освоение изучаемого двигательного действия в целом. К выполнению двигательного действия в целом приступают тогда, когда по каждой ООТ сформированы необходимые знания и представления. Для практического освоения техники двигательного действия нужны неоднократные повторения движений с установкой на лучшее разрешение двигательной задачи, устранение допущенных ошибок, с тем чтобы качественнее и быстрее осваивать движения. Двигательное действие, сформированное путем многократного повторения и доведенное до автоматизма, переходит в двигательный навык. Весь процесс обучения двигательным действиям включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики. 1. Этап начального разучивания. Цель — сформировать у занимающихся основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах.
Основные задачи: 1. Сформировать смысловое и зрительное представления о двигательном действии и способе его выполнения. 2. Создать двигательные представления по основным опорным точкам (элементам действия) путем освоения подводящих упражнений или структурных элементов изучаемого действия. 3. Добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах (на уровне первоначального умения). 4. Предупредить или устранить значительные искажения в технике двигательного действия. Используемые средства и методы: 1. Словесные методы: объяснение, инструктирование, самопроговаривание ориентировочной основы действия, взаиморазъяснение. 2. Наглядные средства и методы: демонстрация действия преподавателем; демонстрация наглядных пособий (рисунки, схемы, видеозаписи и др.). 3. Практические методы: имитационные и подводящие упражнения; целостный и расчленено-конструктивный методы выполнения упражнений. Ошибки обучения: 1) Лишние, ненужные движения. 2) Искажение пространственных параметров движения. 3) Отклонение от заданных временных и пространственно-временных параметров движений. 4) Излишние затраты мышечных усилий, скованность и закрепощенность движений. 5) Искажение общего ритма действий. Причины ошибок: 1) Недостаточная физическая, психологическая подготовленность к разучиванию действия. 2) Изъяны в информации, сообщаемой преподавателем. 3) Несовершенство методов передачи информации. 4) Искажение воспринятой информации обучающимися. 5) Неблагоприятные внешние условия выполнения действия. 6) Негативное влияние утомления. 7) Отрицательный перенос навыка. Действия педагога при появлении ошибок: вскрыть конкретную причину (а не частные следствия) и устранить ее; добиваться облегчения самоконтроля и его совершенствования. 2. Этап углубленного разучивания. Цель — сформировать полноценное двигательное умение. Основные задачи: 1. Уточнить действие во всех основных опорных точках как в основе, так и в деталях техники. 2. Добиться целостного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники.
3. Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основном звене. Используемые средства и методы: 1) Практическое воспроизведение действия методом целостного выполнения упражнения (занимает доминирующее место). 2) Словесные методы передачи знаний (самостоятельная работа с текстовыми источниками, взаиморазъяснение, анализ-проговаривание, аналитический разбор правил выполнения движения). 3) Методы идеомоторного упражнения (прокручивание действия в голове). 4) Средства и методы обеспечения наглядности. 5) Технические средства обучения (тренажеры, специальные устройства). Причины ошибок: 1) Расхождения между сформированными представлениями о действии и индивидуальным двигательным опытом, приобретаемым в процессе практического выполнения действия. 2) Нарушение меры нагрузки в преемственности эффекта занятий. 3) Форсированное увеличение скорости движений и степени силовых напряжений. 3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования. Цель — двигательное умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования. Основные задачи: 1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигательного действия. 2. Довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники. 3. Добиться выполнения двигательного действия в соответствии с требованиями его практического использования (максимальные усилия и скорости, экономичность, точность, рациональный ритм и т.д.). 4. Обеспечить вариативное использование действия в зависимости от конкретных практических обстоятельств. Используемые средства и методы: 1) Методы стандартного упражнения. 2) Вариативные методы выполнения упражнений. 3) Комбинированные разновидности методов упражнения (переменно-непрерывный, переменно-интервальный). 4) Игровой и соревновательный методы. Причины ошибок: 1) Чрезмерная концентрация внимания обучаемого и обучающегося за деталями техники движения. 2) Нарушение меры в использовании метода стандартного упражнения, и как следствие – чрезмерная стереотипизация навыка. 3) Нарушение меры в варьировании упражнений и условий их выполнения, в результате чего формируется недостаточно устойчивый навык. 4) Нарушение соответствия между условием двигательного действия и степенью развития двигательных качеств. Формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов. 1. Закон изменения скорости в развитии навыка. Навык формируется не только постепенно, но и неравномерно, что выражается в разной мере качественного прироста в отдельные моменты его становления. Неравномерность имеет две разновидности: а) в начале обучения происходит сравнительно быстрое овладение действием, а затем качественный прирост навыка замедляется. Это характерно при обучении легким действиям, когда ученик быстро схватывает основу действия и долго осваивает его детали; б) в начале обучения качественный прирост навыка незначителен, а затем он резко возрастает. Это характерно при обучении сложным действиям, когда внешне незаметные качественные накопления только с течением времени могут проявить себя в виде повышения уровня владения действием.
2. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка. Длительность задержки в развитии навыка обусловлена двумя причинами: а) внутренней, которая характеризуется протеканием незаметных приспособительных изменений в организме, которые лишь с течением времени переходят в заметные качественные улучшения навыка; б) внешней, вызванной неправильной методикой обучения или недостаточным уровнем развития физических качеств. Если причина появления задержки в развитии навыка определена правильно, то для ее преодоления потребуется только время (внутренняя причина) или существенное изменение средств, методов и методических приемов обучения (внешняя причина). 3. Закон угасания навыка. Он проявляется, когда длительное время не повторяется действие. Угасание навыка происходит постепенно. Вначале он не претерпевает качественных изменений. Затем теряется способность к точной дифференцировке движений, нарушаются сложные координационные отношения между движениями. Однако полностью навык не исчезает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повторений он быстро восстанавливается. 4. Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка. Совершенствование двигательного действия практически продолжается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического воспитания. 5. Закон переноса двигательного навыка. В физическом воспитании и спорте проявляется положительный и отрицательный перенос навыков. Положительный перенос — это такое взаимодействие навыков, когда ранее сформированный навык способствует, облегчает и ускоряет процесс становления нового навыка. Основным условием положительного переноса навыка является наличие структурного сходства в главных фазах (отдельных звеньях) этих двигательных действий (прыжок в высоту и прыжок в волейболе, баскетболе). Отрицательный перенос — это такое взаимодействие навыков, когда, наоборот, уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного навыка. Это происходит при сходстве в подготовительных фазах движений и в его отсутствии в основном звене (разбег в гимнастике и легкой атлетике). Отрицательное взаимодействие навыков можно в значительной мере снизить или вообще устранить, если указать основные опорные точки (ООТ), в которых нежелателен перенос.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.018 с.) |