Основы формирования двигательного навыка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы формирования двигательного навыка



Овладение двигательным действием осуществляется в следую­щей методической последовательности.

1. Формирование у занимающихся положительной учебной мотивации.

Мотивация — совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятель­ности личности, ее поведение.

Преподаватель дол­жен побудить учеников к сознательному, осмысленному отношению в предстоящем овладении новыми двигательными действиями.

2. Формирование знаний о сущности двигательного действия. Знания формируются на основе наблюдения за выполнением дей­ствия и прослушивания сопровождающего показ комментария, цель которого — выделить в этом действии те элементы, от кото­рых зависит успех его выполнения. Элементы двигательного действия и осо­бенности условий, требующие концентрации внимания для

ус­пешного выполнения действий называются основными опорными точками (ООТ). Сово­купность ООТ, составляющих программу действия, является ори­ентировочной основой действия (ООД).

3. Создание полноценного представления об изучаемом движении по каждой ООТ. Эти представления должны включать:

1) зрительный образ двигательного действия, возникаемый на основе наблюдения;

2) логический (смысловой) образ, основанный на знании, получаемом при рассказе, объяснении, анализе и т.д.;

3) двигательный (кинестезический) образ, создаваемый на ос­нове уже имеющегося у ученика двигательного опыта

4. Освоение изучаемого двигательного действия в целом. К выполнению двигательного действия в целом приступают тогда, когда по каждой ООТ сформированы необходимые знания и представ­ления.

Для практического освоения техники двигательного действия нужны неоднократные повторения движений с установкой на лучшее разрешение двигательной задачи, устранение допущен­ных ошибок, с тем чтобы качественнее и быстрее осваивать движения.

Двигательное действие, сформированное путем многократно­го повторения и доведенное до автоматизма, переходит в двига­тельный навык.

Весь процесс обучения двигательным действиям включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.

1. Этап начального разучивания.

Цель — сформировать у занимающихся основы техники изучаемого движения и добиться его выполне­ния в общих чертах.

Основные задачи:

1. Сформировать смысловое и зрительное представления о двигательном действии и способе его выполнения.

2. Создать двигательные представления по основным опорным точкам (элементам действия) путем освоения подводящих упраж­нений или структурных элементов изучаемого действия.

3. Добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах (на уровне первоначального умения).

4. Предупредить или устранить значительные искажения в тех­нике двигательного действия.

Используемые средства и методы:

1. Словесные методы: объяснение, инструктирование, самопроговаривание ориентировочной основы действия, взаиморазъяснение.

2. Наглядные средства и методы: демонстрация действия преподавателем; демонстрация наглядных пособий (рисунки, схемы, видеозаписи и др.).

3. Практические методы: имитационные и подводящие упражнения; целостный и расчленено-конструктивный методы выполнения упражнений.

Ошибки обучения:

1) Лишние, ненужные движения.

2) Искажение пространственных параметров движения.

3) Отклонение от заданных временных и пространственно-временных параметров движений.

4) Излишние затраты мышечных усилий, скованность и закрепощенность движений.

5) Искажение общего ритма действий.

Причины ошибок:

1) Недостаточная физическая, психологическая подготовленность к разучиванию действия.

2) Изъяны в информации, сообщаемой преподавателем.

3) Несовершенство методов передачи информации.

4) Искажение воспринятой информации обучающимися.

5) Неблагоприятные внешние условия выполнения действия.

6) Негативное влияние утомления.

7) Отрицательный перенос навыка.

Действия педагога при появлении ошибок: вскрыть конкретную причину (а не частные следствия) и устранить ее; добиваться облегчения самоконтроля и его совершенствования.

2. Этап углубленного разучивания.

Цель — сформировать полноценное двигательное умение.

Основные задачи:

1. Уточнить действие во всех основных опорных точках как в основе, так и в деталях техники.

2. Добиться целостного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники.

3. Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основ­ном звене.

Используемые средства и методы:

1) Практическое воспроизведение действия методом целостного выполнения упражнения (занимает доминирующее место).

2) Словесные методы передачи знаний (самостоятельная работа с текстовыми источниками, взаиморазъяснение, анализ-проговаривание, аналитический разбор правил выполнения движения).

3) Методы идеомоторного упражнения (прокручивание действия в голове).

4) Средства и методы обеспечения наглядности.

5) Технические средства обучения (тренажеры, специальные устройства).

Причины ошибок:

1) Расхождения между сформированными представлениями о действии и индивидуальным двигательным опытом, приобретаемым в процессе практического выполнения действия.

2) Нарушение меры нагрузки в преемственности эффекта занятий.

3) Форсированное увеличение скорости движений и степени силовых напряжений.

3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования.

Цель — двигательное умение перевести в навык, обладающий возможно­стью его целевого использования.

Основные задачи:

1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигатель­ного действия.

2. Довести до необходимой степени совершенства индивиду­альные черты техники.

3. Добиться выполнения двигательного действия в соответствии с требованиями его практического использования (максимальные усилия и скорости, экономичность, точность, рациональный ритм и т.д.).

4. Обеспечить вариативное использование действия в зависи­мости от конкретных практических обстоятельств.

Используемые средства и методы:

1) Методы стандартного упражнения.

2) Вариативные методы выполнения упражнений.

3) Комбинированные разновидности методов упражнения (переменно-непрерывный, переменно-интервальный).

4) Игровой и соревновательный методы.

Причины ошибок:

1) Чрезмерная концентрация внимания обучаемого и обучающегося за деталями техники движения.

2) Нарушение меры в использовании метода стандартного упражнения, и как следствие – чрезмерная стереотипизация навыка.

3) Нарушение меры в варьировании упражнений и условий их выполнения, в результате чего формируется недостаточно устойчивый навык.

4) Нарушение соответствия между условием двигательного действия и степенью развития двигательных качеств.

Формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов.

1. Закон изменения скорости в развитии навыка.

Навык формируется не только постепенно, но и неравномерно, что выражается в разной мере качественного прироста в отдельные моменты его ста­новления. Неравномерность имеет две разновидности:

а) в начале обучения происходит сравнительно быстрое овла­дение действием, а затем качественный прирост навыка замедля­ется. Это характерно при обучении легким действиям, когда ученик быстро схватывает основу действия и долго осваивает его детали;

б) в начале обучения качественный прирост навыка незначи­телен, а затем он резко возрастает. Это характерно при обучении сложным действиям, когда внешне незаметные качественные накопления только с тече­нием времени могут проявить себя в виде повышения уровня вла­дения действием.

2. Закон «плато» (задержки) в развитии навыка.

Длительность задержки в развитии навыка обусловлена двумя причинами:

а) внутренней, которая характеризуется протеканием незамет­ных приспособительных изменений в организме, которые лишь с течением времени переходят в заметные качественные улучшения навыка;

б) внешней, вызванной неправильной методикой обучения или недостаточным уровнем развития физических качеств.

Если причина появления задержки в развитии навыка опреде­лена правильно, то для ее преодоления потребуется только время (внутренняя причина) или существенное изменение средств, ме­тодов и методических приемов обучения (внешняя причина).

3. Закон угасания навыка.

Он проявляется, когда длительное время не повторяется действие. Угасание навыка происходит по­степенно. Вначале он не претерпевает качественных измене­ний. Затем теряется способность к точной дифференцировке движений, на­рушаются сложные координационные отношения между движе­ниями. Однако полностью навык не исче­зает, его основа сохраняется сравнительно долго, и после повто­рений он быстро восстанавливается.

4. Закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка.

Совершенствование двигательного действия практически продолжается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического воспитания.

5. Закон переноса двигательного навыка.

В физическом воспита­нии и спорте проявляется положительный и отрицательный пе­ренос навыков.

Положительный перенос — это такое взаимодействие навыков, когда ранее сформированный навык способствует, облегчает и ускоряет процесс становления нового навыка. Основным услови­ем положительного переноса навыка является наличие структур­ного сходства в главных фазах (отдельных звеньях) этих двига­тельных действий (прыжок в высоту и прыжок в волейболе, баскетболе).

Отрицательный перенос — это такое взаимодействие навыков, когда, наоборот, уже имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного навыка. Это происходит при сходстве в подго­товительных фазах движений и в его отсутствии в основном звене (разбег в гимнастике и легкой атлетике). Отрицательное взаимодействие навыков можно в значитель­ной мере снизить или вообще устранить, если указать основные опорные точки (ООТ), в которых нежелателен перенос.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.018 с.)