Тема 1. Формирование аналитика: организация творческого труда, работа с фактами, качество анализа, развитие аналитических способностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Формирование аналитика: организация творческого труда, работа с фактами, качество анализа, развитие аналитических способностей



Тема 1. Формирование аналитика: организация творческого труда, работа с фактами, качество анализа, развитие аналитических способностей

Тезисы лекции

Согласно устоявшемуся мнению, интеллектуальная работа разделяется на рутинную и творческую.

Как считают ученые, для эффективного выполнения рутинной работы требуется бодрость, отсутствие отвлекающих внешних и внутренних факторов, стимул, хотя бы небольшой творческий интерес. Творческая работа требует состояния расположенности к ней, высшая форма которого - вдохновение.

Рекомендуется наблюдать за своим воображением и выяснять, какие факторы способствуют его работе.

 

Для творчества существенны следующие навыки:

- способность ловить случайно мелькающие ценные мысли, быстро находить им словесное выражение и выбрасывать из головы на бумагу;

- способность не задерживаться на уже выраженных мыслях, не позволять им препятствовать рождению новых идей, не вязнуть в частностях и не заниматься самолюбованием.

Планирование творческой работы возможно лишь в общих чертах: ценные мысли появляются по преимуществу не тогда, когда для них выделено время.

Свои идеи - даже очень необычные - полезно представлять кому-то для критики. Критиком не обязательно должен быть человек творческий и выдающегося ума: заурядные личности нередко являются знатоками некой узкой области, или не обделены здравым смыслом, или своими простыми замечаниями подсказывают что-то автору.

Можно от природы иметь хорошую память, быстрый ум и большую психическую выносливость и за счет этого достигать великих результатов - вопреки простоте своих интеллектуальных технологий. Можно, наоборот, обладать плохой памятью, флегматичным умом и быстрой утомляемостью, но зато обращать внимание на то, каким

образом функционирует интеллект, вырабатывать эффективные приемы работы и регулярными малыми усилиями из простых посильных кусочков собирать сложные интеллектуальные конструкции, представляющие значительную ценность. Этот второй подход доступен многим.

Не следует ожидать от себя ровной производительности: продуктивные периоды будут чередоваться с периодами слабости, лени, сомнений в своих способностях. Периоды спада надо терпеливо пережидать, заполняя их простой приятной работой и предвкушая новый подъем активности.

Работа аналитика – это работа со значительным творческим компонентом. Чего не следует делать перед тем, как начать творить в некоторой области, так это знакомиться со всеми достижениями в ней. Самое вредное для творчества - это подсознательно усвоить чужую парадигму мышления, уже исчерпавшую свои возможности.

Если много читать, легко стать экспертом, но не создателем нового. Обилие знаний сковывает воображение.

Пример: когда Альберт Эйнштейн ознакомился с тестами, по которым Томас Эдисон подбирал себе сотрудников, он заметил, что не может ответить на большинство вопросов (но знал, в каких справочниках можно найти соответствующие факты).

Основой знаний об обществе и его деятельности являются факты. Это, во-первых, поступки отдельных людей или больших социальных групп. Во-вторых, - материальные или духовные продукты человеческой деятельности. В-третьих, - мнения, суждения и оценки.

Предметом исследования аналитика становятся актуальные факты, явления, события, ситуации, которые могут изменить мотивацию дальнейших поступков аудитории. Ведь журналист нацеливается на познание сути факта, явления, события, ситуации, на анализ причин, условий, предпосылок их существования и развития. Выявив эти тенденции, он моделирует закономерности развития общества в целом, показывая типичные противоречия внутри комментируемого факта.

Однако, не стоит «молиться» на факт, как это делает множество авторов в различных книгах по журналистскому мастерству. Фактами можно доказать и опровергнуть все, что угодно. Особенно если использовать не все факты, относящиеся к рассматриваемому предмету. При исследовании сложных явлений нередко на всякий важный факт отыскивается другой факт - с противоположным смыслом. Также случаются ситуации, когда один и тот же факт применяется для обоснования противоположных позиций.

Пример: факт председательства Республики Казахстан в ОБСЕ в 2010 году одними аналитиками рассматривается как следствие амбициозного усиления внешней политики страны, другими – как возможность для ускорения демократизации власти и общества.

Восприятие факта индивидуумом зависит от уже имеющихся у этого индивидуума воззрений. В одном и том же явлении разные люди увидят разные факты. Вдобавок со временем выясняется, что некоторые факты – ложные (одни - вследствие ошибок, другие - вследствие лжи). Некоторые факты представляют собой не ложь, а некорректное выражение сути вещей.

Пример: некоторые информагентства сообщили о трагедии в горах близ Алматы, когда грузовик «КАМАЗ» сбил легковой автомобиль и врезался в остановку, в результате чего погибло более 10 человек. В данном случае слово «КАМАЗ» журналисты использовали, как нарицательное имя грузовика. Однако позже выяснилось, что это был грузовик китайского производства, чья тормозная система не предназначена для работы в горных условиях, а это сыграло огромную роль в понимании сути трагедии.

Скептически настроенные люди, критично настроенные к работе аналитиков, иногда говорят, мол, это человек, который использует 9 статей, чтобы сделать из них десятую статью. Это критика качества анализа. Действительно, в аналитической журналистике не счесть примеров того, как авторы, собрав коллекцию текстов, относящихся к той или иной проблеме, быстро формируют аналитические статьи путем выдергивания и частичного перефразирования («творческого переосмысления») фрагментов из разных источников. Некоторые источники указывают (для демонстрации своего знакомства с ними, и для того, чтобы подкреплять свои утверждения чужими мнениями), некоторые умалчивают (чтобы статья воспринималась как продукт собственных изысканий и размышлений). Между тем, если факты надежные, а источники качественные, и обработка их проведена аккуратно, то результат получается неплохой. При нехватке времени и отсутствии собственного оригинального и хорошо проработанного мнения это приемлемо в журналистике. Тем более, что во вполне доступных текстах изложено огромное количество мнений по огромному множеству вопросов. В аналитической журналистике часто не стоит «изобретать велосипед». Искусство правильно сделать выбор из чужих мнений - это уже немалая работа.

Пример: «Пусть не корят меня за то, что я не сказал ничего нового: ново уже само расположение материала». Блез Паскаль, «Мысли».

В отношении своего аналитического мышления различаются аналитики следующих типов:

- способные воздерживаться от укрепления в каком-нибудь мнении, если для этого нет достаточных оснований;

- способные менять мнение под влиянием корректных аргументов;

- склонные непроизвольно и некритично приобретать и менять мнение;

- склонные придерживаться однажды усвоенного мнения и проявлять безразличие к его критике.

Аналитику желательно иметь представление о множестве наук: математике, лингвистике, психологии, философии, менеджменте и т.д. С другой стороны, для аналитической работы область базового образования не имеет существенного значения. К примеру, лучшими аналитиками в гуманитарной области нередко оказываются «технари», а не исконные «гуманитарии».

Как же развить аналитические способности? Люди потребляют больше сведений, чем в состоянии обдумать. Для развития аналитических способностей полезно вести какие-нибудь исследования на основе общедоступных сведений. Эти исследования должны включать выявление структур, процедур, процессов, построение классификаций.

Пример: можно описывать развитие некоторого предмета (явления), его связь с другими предметами (явлениями), его особенности в различных местах его существования. Скажем, как появилась и развивалась рыночная экономика в Казахстане, как повлияла она на граждан страны, как она зависит (влияет) на политику, в каких городах (регионах) получила наибольшее развитие.

Предполагаемый результат исследования должен представлять некоторую ценность и иметь шанс на опубликование. Предмет (явление) исследования не обязательно должно быть уникально. Если добросовестно изучить какую-то частность и хорошо изложить результаты, к ним обязательно будет проявлен интерес.

Аналитик должен заниматься анализом почти ежедневно – если не в связи с написанием статей по заказу редакции, то в связи с личными творческими планами. Всякую газету или книгу лучше читать с карандашом в руке. У него должна быть постоянная установка на то, чтобы по косвенным неброским проявлениям распознать что-нибудь скрытое и значительное; чтобы обнаружить ошибочность какого-нибудь распространенного мнения или авторитетного заявления; чтобы предложить неожиданный и эффектный выход из какой-нибудь трудной ситуации.

Тезисы лекции

 

Современный информационный рынок постоянно наращивает объем предложений, формирует конкурентные отношения между изданиями. В условиях борьбы за выживание каждое СМИ вынуждено заботиться о своей «аудиторной нише».

Аналитическая журналистика наполняет качественную прессу, которая приходит на смену «массовой», распознаваемой по стандартному набору ценностей и информации с разницей в стиле подачи материалов. Качественная журналистика отличается стремлением к аналитичности и проникновением в глубь событий и явлений действительности. Такая аналитика самоценна, она может являться средством заработка для СМИ.

Пример: хорошим ориентиром многие наблюдатели называют журнал «The Economist» - у него большой тираж и много рекламы, сочетающиеся с обилием серьезных аналитических материалов. В Казахстане много аналитики  можно увидеть в журналах «Эксперт-Казахстан» или «National Bussines».

Каковы критерии рыночного профессионализма аналитического журналиста и аналитического СМИ? Это рефлексивность (способность не догматически, а рассудительно отстаивать свою позицию), доверие и уважение к читателю (а не критика за то, что он не понимает законов, к примеру, «финансового рынка»), компетентность и непредвзятость.

Однако от многих журналистов можно услышать заявления о том, что время аналитической журналистики миновало, что большие, «заумные» материалы публика читать не станет. Но так говорят, чаще всего, чтобы скрыть неумение и нежелание писать на сложные темы.

Образовывать и просвещать население гораздо труднее, чем писать заметки после пресс-конференций. Нужно самим понимать происходящее так, чтобы быть способным объяснить это своим читателям и зрителям.

Надо читать учебники и справочники, специализированные журналы, вести многочасовые беседы с экспертами, чтобы выловить в их профессиональной абракадабре зерно, нужное и полезное читателю и зрителю.

Действительно, аналитика представлена далеко не во всех казахстанских СМИ. Аналитическая журналистика должна перестать быть неким элитарным собранием кучки экспертов, которые пишут весьма сложные и длинные статьи для столь же малой кучки продвинутых читателей. Нужно уметь отделять зерна от плевел. Например, автор/редактор жалуется на отсутствие потребителя, готового платить за аналитику, - непонятно, кокетство это или неумение выстроить бизнес-модель.

Причинами тому является не только низкое мастерство части журналистов, но и порой предрассудки, нежелание собственников СМИ поднимать «сложные» темы. Но спрос на аналитическую журналистику в Казахстане есть, особенно в пору политических кампаний, экономических кризисов и т.п. Иными словами, существует целевая аудитория, которая потребляет аналитический продукт. Но его, представленного в популярной, доходчивой форме, пока мало. Другая сложность в том, что рентабельных СМИ также немного.

Вопрос в том, если для СМИ сегодня очень важным стало зарабатывание денег, то насколько коммерчески обоснована аналитическая журналистика? Читательский спрос есть. На это, в частности, указывают высокие рейтинги воскресных информационно-аналитических передач на казахстанских каналах, приличные тиражи некоторых еженедельных газет.

Между тем, мировой опыт свидетельствует, что аналитическая журналистика, способная снабжать общество адекватными интерпретациями событий (и в чем-то даже определять повестку дней), возникает лишь при устойчивой структуре потребления. Но существование в Казахстане аналитической журналистики в чистом виде определить очень трудно. Часто аналитикой называют публицистику, пропаганду, слухи и сплетни, которые мимикрируют под аналитику.

Аналитическая журналистика с экономической точки зрения - это проблема не только журналистики, но и менеджмента СМИ. Он должен уметь продать издание благодаря наличию работающих в нем талантливых аналитиков. Решаема проблема самоокупаемости и прибыльности. Многие рекламодатели считают за честь размешать свои материалы в изданиях, где работают «маститые» эксперты.

Потребитель аналитической журналистики - образованный читатель, бизнес-элита и политическая элита. Сама же аналитическая журналистика как продукт часто включает в себя обязательную информационную компоненту и имеет пересечения с другими жанрами. О качестве аналитического издания можно судить по качеству экспертизы - других формальных критериев нет. Поэтому аналитическая пресса представлена, прежде всего, специализированными изданиями, задающими на рынке тон. Как правило, их информация нацелена на лиц, принимающих решения (ЛПР) в соответствующей области. К тому же рекламодатели готовы оплачивать их привлечение в качестве аудитории.

Пример: в Казахстане и в других странах о том, что многие издания нацелены на аудиторию ЛПР, свидетельствуют сами их названия – «Я – Руководитель», «Совет директоров» и т.д.

Рентабельность специализированного издания определяется оборотами капитала в этой области. Деловой аналитический журнал может быть устойчиво рентабельным даже при умеренных тиражах (за счет высокой цены рекламных площадей), а гуманитарно-ориентированные СМИ часто вынуждены либо дотироваться, либо осваивать специфические смежные ниши, например, размещение пиар-статей. Эта доля оплачивается не потребителем, а заказчиком.

Заказчиком, как правило, выступают бизнес-структуры, чем, возможно, объясняется более экономизированная направленность аналитической журналистики и ее сравнительное равнодушие к интеллектуальной сфере.

Кроме того, наибольший прогресс на рынке аналитической журналистики Казахстана наблюдается в области экономического анализа еще и потому, что, в отличие от политики, более закрытой от общества, экспертам здесь легче называть вещи своими именами.

Государство, бизнесмены, а также иностранные организации продолжают дотировать СМИ, работающие с аналитикой. Однако дотируемые СМИ привлекательны для журналистов-аналитиков своей стабильностью, поэтому они выкачивают из рынка множество ресурсов, а независимые эксперты работают на грани рентабельности.

Аналитическая журналистика весьма затратна по ресурсам, а значит, ее перспективы зависят не только от помощи меценатов, но и от увеличения количества квалифицированных потребителей, знающего, какой журналистике доверять и хорошо платить за ее продукт.

Тезисы лекции

 

Если верить теории, то в постсоветской журналистике выделяется больше сорока жанров. Однако, журналисты, работающие в редакциях, как правило, не думают о тонкостях жанровых различий. В действительности они «видят» значительно меньшее количество жанров, чем в учебниках.

Да и в работе журналисты оперируют небольшим количеством жанров - в зависимости от конкретного издания их число может варьироваться. Что касается аналитической журналистики, то в данной лекции описываются именно те жанры, которыми наиболее часто пользуются журналисты.

Аналитические жанры – это широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования.

Аналитические жанры имеют дело с интерпретирующей информацией, и их методы ориентированы на основные логические операции: индукцию и дедукцию, установление причинно-следственных связей, синтез, анализ (как рассмотрение с разных сторон, разложение на детали и подробности, соотнесение общего с частным); и общенаучные процедуры: систематизация, классификация, группировка, типологизация и т.д.

Потребность в аналитических статьях особенно возросла в последнее время, когда люди сначала узнают новости по радио или по телевидению. Помимо того, что пишущие журналисты вообще копают глубже, чем радио- и телерепортеры, газетам следует также разъяснять значение событий и явлений.

Сложность структурной организации аналитических жанров заключается в том, что журналист, как правило, имеет дело с большой группой фактов, которые уже на начальной стадии их обработки требуют тщательного отбора, систематизации, группировки и классификации по различным основаниям, нахождения причинно-следственных связей между ними и т. д.

Именно на этом этапе творческого процесса решаются основные вопросы, связанные с единой организацией фактов в структурную ткань произведения. Целостность может быть достигнута при наличии определенной концепции, идеи или мысли.

Журналисту необходимо, прежде всего, выявить наиболее существенные факты для анализа, определить узловые моменты основной проблемы и выбрать метод предъявления фактологических данных. После этого становится возможным определение целесообразных пропорций между различными частями текста.

Важно не просто предъявить читателю факты, а проиллюстрировать их в контексте той проблемы, которую журналист пытается рассмотреть.

Как соотносятся информация и жанр? Информация может быть сырой, минимально улучшенной и тщательнейшим образом, скрупулезно аналитически обработанной. Результаты, резонансы от такой информации подчас несопоставимые.

Пример: Возьмем кусок глины. Он имеет небольшую ценность – им можно замазать щели, заровнять неровности и т.д. С другой стороны, вдохновившись, можно вылепить из этого куска кружку, чашку или скульптуру. Стоимость такого куска глины будет уже совсем иная.

Чем сложнее задача стоит перед автором, тем сложнее методы, технологии ее реализации: глубина разработки темы, многообразие внутренних связей между фактами и явлениями, объем и композиция материала, характер общения с аудиторией, приемы аргументации, авторское «Я», богатство языковых и стилистических средств.

Жанры аналитической журналистики не являются застывшим, жестким набором технологий. Меняется жизнь вокруг, корректируются функции журналистики, развиваются технические возможности. Очень многое в творческом процессе зависит и от индивидуальных особенностей, от личности автора.

Пример: Несколько  поваров будут варить солянку по одному рецепту из кулинарной книги, а получится у каждого повара разное по вкусу блюдо (но это будет именно солянка).

 

Иметь представления о жанрах аналитической журналистики важно и в смысле профессионального общения: если редактор поручает кому-то написать статью, то и начальник, и автор должны представлять себе одно и то же.

Настраиваясь на контакт с читателем, мы делаем ставку не только на упрямые факты, но и на форму, выбирая наиболее адекватную, лучше всего подходящую для решения той или иной задачи.

Аналитические жанры показывают неочевидные, часто скрытые процессы, которые стоят за событийной картиной. Аналитические жанры, безусловно, требуют тщательной работы на всех этапах творческого процесса, больших временных и душевных затрат.

Для подготовки выступления в новостных жанрах обычно достаточно бывает эмпирических методов (общение, наблюдение, работа с документами). В аналитике же более значим теоретический этап. Это когда автор возвращается из командировки, с места события, и принимается за собранный материал.

 В процессе такой работы тоже приобретаются новые знания, но они будут преимущественно выводного характера. Давая определения основным рабочим понятиям, сопоставляя цифры и факты, исследуя их причинно-следственные связи, проводя аналогии, предпринимая исторические экскурсы, журналист проявляет сущность явлений, вскрывает их корни.

Практика убедительно показывает, что в разные исторические периоды востребуется в большей мере то один, то другой жанр.

Пример: в 1980-90-е годы в советских и постсоветских СМИ был распространен аналитический жанр «докторальной публицистики», когда профессора, доктора наук делились с читателями своим видением той или иной проблемы. В 2000-х годах большую популярность обрел западный стиль написания информационно-аналитических статей.

 

В постсоветской журналистике исследователями выделяются следующие жанры аналитической журналистики: аналитический отчет, аналитическая корреспонденция, аналитическое интервью, аналитический опрос, аналитический опрос, беседа, комментарий, социологическое резюме, анкета, мониторинг, рейтинг, рецензия, статья, журналистское расследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версия, эксперимент, письмо, исповедь, рекомендация, аналитический пресс-релиз.

Краткая характеристика некоторых аналитических жанров:

Корреспонденция – жанр, предметом которого выступает отдельно взятое, социально значимое событие, изложение которого дается журналистом детализировано. Журналист не обязательно должен являться непосредственным свидетелем произошедшего, он может воссоздавать картину по рассказам очевидцев или документам.

Некоторые исследователи (например, А. Тертычный) выделяют две группы корреспонденций – информационные и аналитические. Однако даже в информационной допускают присутствие «элементов оценки, предписания, прогноза».

Колонка – жанр, недавно получивший широкое распространение. В газетно-журнальную практику она пришла вместе с модой на западные формы подачи аналитики. На полосе колонку легко распознать формально. Тексты колумнистов (так на западный манер называют авторов колонок) выходят регулярно, на одном и том же месте, имеют, как правило, постоянный объем до 200 строк.

Рецензия - как жанр выделяется по следующим содержательным признакам: она имеет строго заданный предмет исследования (произведение искусства, публицистики, науки) и направление его анализа (идея произведения, ее актуальность и способы выражения).

Как будет воплощено содержание рецензии, целиком зависит от автора.

Статья – жанр, характеризующийся широтой анализируемого материала, обобщение которого дает автор. Если в корреспонденции журналист освещает конкретное явление, то в статье он исследует целую социальную ситуацию или процесс, то есть несколько групп фактов и явлений, тесно взаимосвязанным между собой.

Обозрение и обзор прессы - призваны, во-первых, давать панораму событий, и только во-вторых – отыскивать связывающие их нити. Предмет обозрения – осмысление системы событий какой-либо сферы общественной жизни, ограниченных тематическими и (или) пространственно временными рамками.

Обозрения – своего рода итог определенного периода жизни, что вызывает необходимость четкой периодичности их выхода; еженедельные, ежемесячные и т. п. Близко к обозрению примыкают такие жанры, как обзор редакционной почты и обзор СМИ.

Вопросы по данному блоку

1. Понятие жанра, трудности в определении понятия.

2. Типология аналитических жанров, их общая характеристика.

3. Особенности функционирования жанров на современном этапе, мода на жанры: причины и условия возникновения.

4. Сегодняшнее состояние аналитических жанров в российской журналистике, федеральной и региональной.

5. Комментарий и колонка как жанры аналитической журналистики.

6. Корреспонденция как жанр аналитической журналистики.

7. Статья как жанр аналитической журналистики.

8. Обозрение как жанр аналитической журналистики.

9. Рецензия как жанр аналитической журналистики

 

Тезисы лекции

    Журналистику иногда называют аналитической разведкой для масс. У СМИ действительно есть потенциал разведывательной деятельности (архивы, сети информаторов, благоприятная репутация и т.д.). Но этот потенциал малоэффективен без аналитиков - людей, способных грамотно и убедительно оформлять различные идеи и факты.

Прогнозирование - сложный процесс научного предвидения, который особенно необходим в аналитической деятельности журналиста. Прогноз – это важнейший элемент, используемый в любых аналитических материалах.

 

Несколько методов прогнозирования:

- метод экспертных оценок (желательно мнение нескольких независимых экспертов);

- сценарный метод (сценарии – публикации, отражающие жизнь какого-то объекта, позволяющие выдвинуть гипотезы прогностического характера);

- метод экстраполяции (перенос выводов о какой-то части явления на другую часть, проекция тенденций, присутствующих в прошлом и настоящем, на будущее);

- метод аналогии.

Сначала журналист-исследователь занимается созданием обоснованного представления о наметившихся тенденциях развития какого-либо явления. Затем - учитывает соподчиненность и взаимосвязанность выявленных фактов.

После этого он пытается выявить все возможные варианты развития ситуации. И, наконец, предлагает единственный, по его мнению, план дальнейших действий.

Таким образом, прогнозирование всегда начинается с разработки программы исследований.

Журналист предварительно знакомится с результатами исследований, проводившихся ранее. Он определяется с объектом и предметом своего наблюдения, выявляет проблемы и намечает цели исследования.

Отличительной чертой журналистской аналитики является то, что журналист не ставит перед собой задачу всестороннего изучения явления.

Он лишь показывает его самые актуальные стороны на сегодня, стремится направить внимание аудитории на важные новые факты, показать их причинно-следственные связи и подсказать возможные пути решения проблемы.

Иногда журналист может предвосхищать события, готовить общество к их неизбежности. И все же, из текста должно быть хорошо видно, что прогноз носит вероятностный характер.

Задачи прогнозирования событий таковы:

- исследовать возможность наступления некоторого события;

- выявить возможные последствия предполагаемого события.

События различаются по тому, как люди стремятся их предотвратить или отдалить, вызвать или приблизить. Много событий не зависят от деятельности людей.

События могут определяться многими факторами: достижениями человеческого ума, упорством, ошибками, злым умыслом, случайными стечениями обстоятельств и т.д.

Пример: на территории одного из регионов Казахстана спецслужбами были задержаны несколько человек, подозреваемых в распространении экстремистской литературы. С точки зрения закона и определения события – это злой умысел.

 

Возможность события обычно определяется не одним, а несколькими

факторами. При многошаговом прогнозировании взаимосвязанных событий полезна некоторая нормализация представления событий и их отношений.

Пример: возможные отношения между двумя событиями, войной и миром.

- взаимоисключение: если мир, то не война, если война, то не мир;

- взаимообусловленность: если война, то и мир, если мир, то и война;

- взаимное способствование: мир подтолкнет к войне, война подтолкнет к миру;

- взаимное препятствование: мир отдалит войну, война отдалит мир;

- односторонняя обусловленность: если война, то мир;

- одностороннее исключение: если война, то не мир, и т.д.

 

Прогнозирование делится на тактическое и стратегическое. В первом случае – это выяснение последствий деятельности, которая предпринимается или может быть предпринята при существующих тенденциях, при нынешнем раскладе ресурсов и

мнений.

Тактическое прогнозирование опасно для журналиста-аналитика тем, что является краткосрочным, то есть легко проверяемым, и можно быстро испортить себе репутацию (в том числе и под влиянием изменившегося расклада).

Пример: перед выборами депутатов Мажилиса Республики Казахстан большинство журналистов-аналитиков писало о том, что в парламент обязательно попадет одна из оппозиционных партий. Однако этого не произошло – мнение избирателей в день голосования оказалось более консервативным, чем представлялось ранее.

 

Чтобы не допускать ошибок, надо, насколько возможно, писать о нескольких предполагаемых вариантах событий, напоминать о том, что неопределенность неизбежна, заявлять о необходимости подготовки к неблагоприятным (благоприятным) исходам, советовать управлять событиями, а не приспосабливаться к ним.

Стратегическое прогнозирование - это выяснение будущих ситуаций с учетом возможного изменения внешних условий, тенденций, а также устройства, мировосприятия и возможностей различных субъектов.

Стратегическое прогнозирование может быть только комплексным и глобальным - даже если предпринимается не ради получения общей картины будущего, а ради прояснения некоторой удаленной во времени частности.

Что обычно выясняют с помощью стратегического прогноза? Это развитие естественной среды (климат, экология и т.д.), искусственной среды (уровень жизни, технологии и т.д.), будущее населения (численность, распределение и т.д.), социальную организацию общества (идеологии, массовые движения, новые государства и т.д.).

Пример: статья об изменениях в образе жизни казахстанцев к 2030 году (как улучшится экономическое положение страны, какие проекты будут осуществлены, какая идеология будет популярна, на сколько миллионов человек увеличится население и т.д.).

 

При составлении стратегических прогнозов для написания статей следует иметь в виду, что большинство проблем, затрудняющих жизнь общества, вполне может быть решено. Причем не только посредством привлечения каких-то дополнительных ресурсов или созданием каких-то технических средств, основывающихся на новых открытиях и технологических достижениях, а всего лишь сменой представлений о том, какие давно известные подходы должны быть использованы для решения этих проблем.

Пример: «Все новое – это хорошо забытое старое». Власти города Алматы, страдающего от избытка автомобилей на дорогах, приняли решение развивать экологически чистый велотранспорт (строить велодорожки, велокорты и т.д.). Между тем, во времена СССР многие алматинцы уже передвигались по городу на велосипедах.

 

Аналитику никогда нельзя забывать о том, что ресурсами любого общества, как правило, можно распоряжаться значительно эффективнее, чем это делается.

 

Вопросы по данному блоку:

 

В периодической печати найдите прогнозную аналитическую статью. Проанализируйте ее по плану

1. О чем эта статья, в чем ее суть?

2. Какие источники использовал автор при написании статьи?

3. Насколько логично выстроена статья?

4. Использовано тактическое или стратегическое прогнозирование?

5. Какие полезные предложения, решающие проблему, имеются в статье?

6. Какие вопросы, поднятые в статье, остались без ответа?

7. Что можно было бы спросить у автора

 

Тезисы лекции

Отношение журналиста к собственной аналитической статье может значительно поменяться в течение короткого времени всего лишь из-за того, что пройдет творческое возбуждение, препятствующее выработке адекватной оценки.

В связи с этим, если позволяет время, не следует торопиться отдавать в публикацию статью. В ней, прочитанной, как говорится, на свежую голову, журналисты обычно делают поправки, часто существенные, а иногда статью приходится переделывать.

Бывает, что о многих важных предметах (явлениях) журналисты выражаются гладко, эрудированно, остроумно, эффектно, но не по существу. Оформленные в таком стиле тексты внушают уважение к их авторам, но практически бесполезны для читателя, то есть на их основе невозможно получить ясную картину событий.

Некоторые аналитики выбирают указанный стиль, чтобы удерживаться на плаву при любом повороте событий, некоторые на другой стиль попросту не способны.

Каковы же основные качества корректной статьи? Это практическая направленность, минимальный объем, ясность формулировок, определенность, достоверность и точность имеющихся данных, проверенность фактов, обоснованность выводов, зрелость мнений, своевременность и уместность, соответствие целям.

Ясность формулировок достигается, прежде всего, использованием распространенных однозначно понимаемых терминов. Надо избегать редких слов, особенно если они имеют более употребительные синонимы.

Факты сами по себе малополезны, если не дополняются обобщениями, оценками, практическими выводами. Зрелое мнение существует уже в течение некоторого времени, оно выдержало критику и влияния, освободилось от слабых мест, обросло аргументами.

Определенность – это степень четкости и устойчивости некоторого качества. Если точность - характеристика отражения некоторого качества, то определенность – характеристика самого качества.

Пример: в статье написано о том, что известный казахстанский экономист считает себя сторонником рыночных методов развития экономики страны, однако иногда публично он поддерживает плановые методы государственного контроля. В данном утверждении журналиста имеет место малая определенность самоидентификации и высокая точность отражения ее наблюдателем.

 

Достоверность – это степень соответствия сведений. Между тем, достоверные сведения могут быть неточными, а точные - недостоверными.

Пример: Если президент США Барак Обама прибудет с визитом в Астану 15 декабря 2011 года, то сообщение «Обама, если решится ехать в Казахстан, то будет в Астане 15 декабря 2011 года» является точным, но недостоверным. В свою очередь, сообщение «Обама будет в Астане в один из дней декабря 2011 года» является достоверным, но неточным.

 

В аналитической журналистике существует процедура проведения анализа с целью установления подлинности, проверки истинности информации, и проверки теоретической концепции на научность. Эту процедуру называют верификацией (от лат. verus – «истинный» и facio – «делаю»).

Суть заключается в том, что информация (предположение, гипотеза) может быть верифицирована, то есть его истинность может быть доказана как с помощью опыта, так и с помощью связного логического доказательства.

Существуют определенные технологии верификации информационных сообщений. Все они формировались применительно к системе традиционных коммуникаций. В числе этих антидезинформационных технологий:

- надежность: авторитет информационного источника (известной персоны, печатного органа, канала СМИ, книги или издательства, живого свидетеля, репортажа с места события);

- достоверность: гарантия подлинности (печатный текст массовых и научных изданий с их фильтрами редакционного отбора, рецензирования, ответственностью автора и редактора, репутацией, официальный документ с печатями и резолюциями, фотодокумент, киносъемка и т.п.);

- прозрачность (авторизованность, прослеживаемость) информационных коммуникаций, и т.д.

Любой дееспособный человек (не только журналист-аналитик) воспринимает в реальности отдельные ее фрагменты и высказывает свои суждения по их поводу. После этого он (сознательно или неосознанно) производит процедуру верификации: сопоставляет с реальными событиями (наблюдениями), с другими высказываниями (в том числе с друг



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.124 с.)