Учебный вопрос № 3: Тактические свойства местности. Подразделение местности по условиям проходимости и защитные свойства местности, условия маскировки, наблюдения, ориентирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебный вопрос № 3: Тактические свойства местности. Подразделение местности по условиям проходимости и защитные свойства местности, условия маскировки, наблюдения, ориентирования.



ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник цикла - преподаватель цикла БиФП ЦПП ГУ МВД России

по Свердловской области

                                                                            майор полиции

                                           Д.Т. Халимов

     

 

 «_____»_________________ 2020 г.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для проведения самостоятельной работы

по учебной дисциплине «Тактико-специальная подготовка»

основной программы профессионального обучения

«Профессиональная подготовка граждан, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации», по должности служащего «Полицейский» (в период обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)

 

 

Тема 1. Топографическая подготовка сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации

 

Нижний Тагил

2020


Цели занятия:

Учебные: Ознакомить слушателей с координатными системами, применяемыми в органах внутренних дел МВД РФ, со способами ориентирования на местности, движением по азимутам и измерениями расстояний и высот по карте; ознакомить слушателей с местностью,  рельефом, растительным покровом, а также гидрографией топографических карт; изучить со слушателями тактические, маскирующие свойства местности, условия ориентирования и ведения огня, а также классификацию и разновидности местности, сущность измерений расстояний и площадей на топографических картах, а также виды условных знаков и общие правила чтения карт.

Развивающие:

- Способствовать развитию у слушателей познавательных интересов, проводить связь между изучаемых материалом и практической деятельностью ОВД.

Количество часов: 2 часа.

Вид занятий: самостоятельная работа.

Место проведения: аудитория.

Метод проведения: изучение учебной литературы.

Материальное обеспечение:

а) на занятие: методическая разработка, доска, мел, учебная крупномасштабная топографическая карта, компас, курвиметр.

б) на самоподготовку: рабочая тетрадь, литература:

 

Нормативные правовые акты:

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) [Электронный  ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ

«О чрезвычайном положении» [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы

«КонсультантПлюс».

4 Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ « О гражданской обороне» [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс».

5 Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы

«КонсультантПлюс».

6 Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» [Электронный       ресурс]    //    Доступ     из   справочной правовой системы

«КонсультантПлюс».

7 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

«Концепция общественной безопасности в Российской Федерации», утверждена Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 № Пр-2685 [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы

8 «КонсультантПлюс».

9 Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794

«О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

10 Приказ МВД России от 30 ноября 1993 г. № 511 «Об утверждении Нормативов по специальной подготовке сотрудников органов внутренних дел по защите от современных средств поражения» // [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

11 Приказ МВД России от 13 августа 2002 г. № 772

«О совершенствовании организации проведения комплексных оперативно- профилактических операций в системе МВД России» // [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

12 Приказ МВД России от 31 июля 2012 г. № 750дсп «Об установлении ограничений, связанных с применением сотрудниками полиции конкретных видов специальных средств» // Текст документа официально опубликован не был.

13 Приказ МВД России от 24 марта 2015 г. № 363дсп «Об организации деятельности территориальных органов МВД России и внутренних войск МВД России при возникновении чрезвычайных обстоятельств» // Текст документа официально опубликован не был.

14 Приказ МВД России от 24 марта 2015 г. № 364дсп «О некоторых вопросах обеспечения готовности к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств» // Текст документа официально опубликован не был.

15 Приказ МВД России от 4 октября 2019 г. № 682дсп «Об утверждении Наставления об организации деятельности по обеспечению безопасности граждан и общественного порядка при проведении публичных и массовых мероприятий» // Текст документа официально опубликован не был.

16 Приказ МВД России от 25 ноября 2019 г. № 879 «Об утверждении Наставления об организации в органах внутренних дел Российской Федерации деятельности по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах».

 

Основная литература:

1 Воронков Л.Ю. и др. Тактико-специальная подготовка: учебное пособие / Л.Ю. Воронков, С.И. Муфаздалов, А.Б. Смушкин. – Москва, 2018.

Литвин Д.В. Формирование у сотрудников полиции специальных навыков, необходимых для несения службы в экстремальных условиях: учебно- методическое пособие. (Гриф МВД России) / Д.В. Литвин, Р.С. Ахметов, А.И. Кузнецов, С.В. Украинский. – М.: ДГСК МВД России, 2016.

2 Основы взрывобезопасности: учебное пособие / В.В. Баевкин, А.В. Земеров, С.В. Чичин. – Омск, 2018.

3 Памятка сотрудникам органов внутренних дел по тактике действий при нарушении общественного порядка и общественной безопасности в местах массового пребывания людей / памятка – М.: ДГСК МВД России, 2017.

4 Шахмаев М.М., Войлошников О.Д., Домбровский А.А. Тактические приемы и способы обеспечения при выполнении оперативно-служебных задач сотрудниками органов внутренних дел: учебно-практическое пособие. – Тюмень, 2017.

 

Дополнительная литература:

1 Алгоритмы безопасного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: памятка / В.А. Гаврилов. – Казань: КЮИ МВД России, 2017.

2 Памятка сотрудникам органов внутренних дел по правовым основам и порядку применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия: памятка / В.Л. Шапошников, П.А. Волков, А.И. Никулин. – Москва, 2018.

3 Патрак А.М. Топографическая подготовка: учебное пособие / А.М. Патрак и др. – М.: ЦОКР МВД России, 2007.

4 Пегушин А.А., Войлошников Д.К., Войлошников О.Д. Взрывные устройства, применяемые незаконными вооруженными формированиями в локальных конфликтах: учебное пособие. – Тюмень, 2012.

5 Шахмаев М.М., Войлошников О.Д., Домбровский А.А., Бакулин Н.П., Рустамов Р.А., Ясько В.В. Первоначальные действия территориальных органов МВД России (создаваемых функциональных групп) при возникновении террористической угрозы, совершении террористического акта: методические рекомендации / М.М. Шахмаев и др. – Тюмень, 2015.

Учебные вопросы:

1.Место и роль топографии в системе подготовки сотрудников органов внутренних дел.

2.Местность и ее значение в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Топографические элементы местности.

3.Тактические свойства местности

4.Подразделение местности по условиям проходимости и защитные свойства местности, условия маскировки, наблюдения, ориентирования.

5.Основные разновидности местности и их влияние на выполнение оперативно-служебных задач органами внутренних дел. Сезонные изменения местности.

6. Способы изучения местности при выполнении оперативно-служебных задач в том числе использование системы ГЛОНАСС.

7. Сущность и основные способы ориентирования на местности без карты. Выбор и использование ориентиров на местности. Понятия о небесной сфере. Полярная звезда. Определение сторон горизонта по солнцу и часам, Полярной звезде и Луне, по признакам местных предметов.

8. Компасы и приемы работы с ними. Определение сторон горизонта по компасу. Подготовка по карте данных для движения по азимутам. Сущность движения по азимутам. Изучение местности по карте. Выбор маршрута и ориентиров на участках маршрута. Определение магнитных азимутов направлений и расстояний между выбранными ориентирами

 

 

Учебный вопрос № 1: Место и роль топографии в системе подготовки сотрудников органов внутренних дел

       Топография – это специальная дисциплина, предметом изучения которой является разработка способов изучения местности, ориентирования на ней и производства полевых измерений. Она является разделом тактико-специальной подготовки сотрудников ОВД.

       Важнейшим источником получения данных о местности являются топографические карты. Для успешного чтения топографических карт требуется хорошая топографическая подготовка сотрудников ОВД. По итогам изучения данной дисциплины, сотрудники ОВД должны научиться пользоваться топографической картой и уверенно ориентироваться на незнакомой местности.

Топографиче­ские карты в ОВД предназначены для решения следующих задач: изучения мест­ности, ориентирования на ней, производства различных измерений, определения координат объектов, представляющих оперативный интерес, и осуществления целее указания; планирования и проведения специальных операций.

 

Учебный вопрос 2: Местность и ее значение в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Топографические элементы местности.

Топография тесно связана с другими предметами обучения, в частности, с огневой и специальной подготовкой. Многие вопросы топографии такие, как ориентирование на местности, выполнение полевых измерений при разведке противника и местности, подготовка данных для стрельбы, целеуказание и другие, являются составной частью этих дисциплин. Поэтому знания, полученные на занятиях по топографии, должны совершенствоваться в процессе изучения других дисциплин, на полевых занятиях и учениях, которые, как правило, проводятся на местности.

Таким образом, вопросы, изучаемые топографией, имеют непосредственное отношение к практической деятельности ОВД при решении служебно-боевых и оперативно-боевых задач задач, а приобретенные навыки и знания по топографии способствуют достижению наибольшей эффективности при их выполнении.

Топография – это научная дисциплина, предметом которой является изучение способов измерения местности и изображение ее на бумаге в виде планов, карт и схем, изучение местности по ним, ориентирование на местности при подготовке и ведении специальных операций.

Топография (от греч. “topos” - место, местность и “grapho” - пишу):

1) научная дисциплина, изучающая методы изображения географических и геометрических элементов местности и создания на их основе топографических карт;

2) поверхность местности;

3) взаимное расположение ее пунктов, частей.

Топографическая карта - крупномасштабная общегеографическая карта, передающая с большой точностью и подробностью основные пригодные и социально-экономические объекты (рельеф, воды, растительность, населенные пункты, дорожную сеть и т.п.).

Топография учит:

- ориентироваться и совершать движение по незнакомой местности по карте и без карты;

- читать топографические карты, планы и т. д.;

- определять расстояния и координаты целей по карте, наносить цели на карту;

- составлять схемы местности.

Знание топографических карт, планов, различных схем и умение работать с ними является одним из основных требований к профессиональной подготовке сотрудников ОВД в современных условиях при организации практической деятельности по охране общественного порядка и проведении специальных операций.

Карта или план, на которые нанесены данные, характеризующие оперативную обстановку, используется широко не только для изучения местности и оценки оперативной обстановки, но и для организации службы во время проведения специальной операции и несения службы нарядами патрульно-постовой службы.

На оперативных и рабочих картах ГУМВД, УМВД, УМВДТ отражаются:

- границы обслуживаемой территории;

- дислокация подразделений ОВД;

- обобщенные данные о преступности;

- расчет сил и средств, используемых для охраны общественного порядка и т. д.

В Управлении на карте (плане) города условными знаками отражаются:

- дислокация подразделений ОВД и их границы;

- особо опасные преступники;

- данные о состоянии преступности с анализом по времени и месту совершения преступления;

- расчет сил и средств, используемых для охраны общественного порядка и т. д.

- маршруты патрулирования и стационарные посты;

- патрулируемые участки (зоны).

Рабочие карты (планы) могут вестись в отделах уголовного розыска, ГСБЭП и других подразделениях внутренних дел. На них отражается обстановка исходя из специфики работы этих аппаратов.

Решение руководителя специальной операции оформляется графически на карте (схеме) местности и представляет собой расчетно-обоснованный документ, утверждаемый старшим начальником.

В решении должны быть нанесены следующие основные элементы:

- исходная обстановка;

- сведения о преступниках;

- замысел операции;

- боевые задачи подразделения (групп боевого порядка, подразделения, свободного отряда;

- задачи соседей;

- организация взаимодействия;

- организация управления и связи.

Широкое внедрение разнообразной графической документации в практику работы ОВД и правильное ее ведение способствуют успешному решению поставленных задач в изучаемом районе местности.

Местностью называется какой-либо определённый участок земной по­верхности со всеми его неровностями и находящимися на нем предметами.

Понятие о местности слагается из двух её составных элементов: релье­фа и местных предметов.

Совокупность различных поверхностей и складок земной поверхности составляет рельеф местности, а различные объекты, расположенные на земной поверхности, независимо от того, созданы ли они природой или человеком, называются местными предметами.

Местные предметы, хорошо видимые при наблюдении на земле и с воздуха, и некоторые элементы рельефа местности называются ориенти­рами, так как служат для определения места при ориентировке на местно­сти. Ориентиры подразделяются на площадные, линейные и точечные.

- к площадным относятся населенные пункты, отдельные лесные массивы, рощи, озера и др., объекты, занимающие большую площади;

- к линейным относятся местные предметы и формы рельефа, имеющие большую протяженность при сравнительно небольшой их ширине – дороги, реки, каналы и т.д.;

- к точечным ориентирам относятся трубы фабрик и заводов, постройки башенного типа, перекрестки дорог, ямы и т.д., занимающие небольшую площадь. Эти ориентиры используются обычно для точного определения своего места положения, положения целей.

В ОВД под понятием местность подразумевается определенный уча­сток земной поверхности со всеми её элементами (рельеф, населенные пункты, дорожная сеть, гидрография, растительный покров и грунт), на ко­тором предстоит выполнять оперативно-служебную или боевую задачу, успешное решение которой во многом зависит от хорошего знания этого участка как одного из элементов оперативной обстановки.

Местность является одним из объективных факторов при решении раз­личных служебных и боевых задач. Правильное использование местности сотрудниками милиции имеет важное значение для достижения успеха в борьбе с преступностью.

По своему характеру местность чрезвычайно разнообразна: на одних участках она может быть ровной, на других – гористой; в одних районах имеется густая дорожная сеть, в других – бездорожье. В зависимости от ус­ловий местности по-разному решаются и оперативно-служебные задачи сотруд­никами ОВД. В лесистой местности, например боевые действия, ведутся иначе, чем в степи, а на равнине – не так, как в горах.

Одна и та же местность может в зависимости от времени года по-разному влиять на действия сотрудников милиции. Например, лиственный лес, который летом служит хорошим местом для маскировки, зимой стано­вится менее пригодным для этой цели. Некоторые дороги, в сухую погоду способствующие быстрому передвижению сотрудников ОВД при первом же дожде становятся вязкими и тем самым сильно замедляют движение специальной техники и транспорта.

Таким образом, местность влияет на боевую деятельность сотрудников ОВД не только разнообразием расположения местных предметов и рельефа, но также своим состоянием в данное время.

Из этого, конечно, не следует, что при неблагоприятных условиях ме­стности невозможно вести успешные поисковые действия. Искусство умелого использования местности в большой мере помогает сотрудникам полиции успешно выполнять самые сложные служебно-боевые задачи.

Умело использовать местность при задержании и захвате преступников – это, значит, воспользоваться её свойствами в интересах решения служебно-боевой задачи.

Правильно учитывая условия местности, можно вы­брать хорошее естественное укрытие для сотрудников для наблюдения за преступниками, наметить наиболее выгодное расположение позиций, мак­симально использовать огневые средства и различные виды боевой техни­ки, выбрать наилучший маршрут для транспортных средств.

При известных условиях элементы рельефа, лес и различные предметы могут служить необходимым подспорьем для создания засад работниками милиции. Умелое исполь­зование защитных свойств местности будет составлять при решении различных задач одну из важнейших обязанностей руководителя операции.

 

Гора.


— возвышенность, имеющая, как правило, куполообразную или коническую
форму. Верхняя часть горы, называемая вершиной, может иметь вид купола
(куполообразная гора) или плоской ровной площадки (плато), или же заканчивается
острием (пик). Нижняя часть горы (основание) называется подошвой, а склоны от
вершины к подошве — склонами. По своей форме скат может быть ровный, выпуклый, вогнутый и волнистый. Ровный и вогнутый скаты просматриваются с вершины возвышенности до подошвы. Выпуклы и скат характерен наличием перегиба, который закрывает часть местности, создавая тем самым не просматриваемые участки при обзоре склона с вершины возвышенности.

Волнистым называют такой скат, который на своем протяжении переходит от ровного к выпуклому, затем к вогнутому, снова к ровному и т. д.; он представляет собой сочетание различных скатов.

 Волнистый скат создает неблагоприятные условия для обзора местности, так как наличие на нем перегибов не позволяет просматривать весь скат. В то же время такие перегибы склона часто создают благоприятные условия для скрытного передвижения и подхода к намеченному объекту.

В зависимости от крутизны скаты подразделяются на пологие (до 10°), средней крутизны (10—20°), крутые (20—30°), очень крутые (30—60°) и обрывистые (свыше 60°).
       Под крутизной склона (КС) понимается угол, образованный наклонной поверхностью склона и горизонтальной плоскостью (рис. 1). Величина этого угла обычно выражается в градусах, но может быть выражена и в любых других угловых мерах, например в тысячных. Крутизну склона можно определить как непосредственно на местности, так и по карте. Небольшую по высоте гору, у которой ясно выражены подошва, скаты и вершина, называют холмом. Высота холмов над окружающей местностью, как правило, не превышает 200 м.

Искусственно созданные холмы называются курганами.

 

Хребет.


          — сочетание нескольких возвышенностей, вытянутых в одном направлении,
или одна такая возвышенность. Линия, которая соединяет наивысшие точки вдоль
хребта (или любой другой возвышенности) и от которой в противоположные стороны расходятся скаты, называется водоразделом или топографическим гребнем.

Котловина.


          — хорошо различимое на местности понижение, имеющее форму
замкнутой чашеобразной впадины. Место, откуда начинается понижение, называется окраиной котловины, а самая низкая часть котловины— дном. Небольшая котловина называется ямой.

 

Лощина.


          — вытянутое и понижающееся в одном направлении углубление местности.
          Линия, соединяющая низшие точки по дну лощины, называется водосливом. Лощины, расположенные на равнине или на пологом склоне горы и имеющие резко очерченные границы, от которых ко дну лощины идут крутые обрывистые скаты, называются оврагами.

Седловина.


          — пониженная часть хребта, расположенная между двумя соседними
вершинами. Седловина почти всегда является местом начала двух лощин, расходящихся в противоположных направлениях. В горной местности пути сообщения через хребты, как правило, идут через седловины. Такие седловины называются перевалами. Гора, хребет, котловина, лощина и седловина являются типовыми формами рельефа; вершина, дно котловины — характерными точками, а водослив и водораздел — характерными линиями рельефа. Эти точки и линии составляют как бы скелет (остов) рельефа, определяющий общий характер и взаимное расположение неровностей данной местности.

 

Населенные пункты.

— города, поселки городского и дачного типа, поселки сельского
типа (деревни, села), отдельные жилые постройки (дворы). Количество населенных
пунктов, их тип и рассредоточенность определяют степень обжитости данной
местности. Населенные пункты, являясь местом жительства и трудовой деятельности людей, одновременно являются местом сосредоточения производственных предприятий, социально-культурных объектов и других материальных и культурных ценностей. Во многих случаях населенные пункты являются узловыми пунктами путей сообщения.

Дорожная сеть.

—- железные дороги, автострады, шоссе, грунтовые улучшенные и
проселочные, полевые и лесные дороги, тропы. Степенью развитости дорожной сети и качеством дорог определяются условия проходимости данной местности и
возможности эффективного использования транспортных средств. Основными
техническими характеристиками дорог являются ширина проезжей части, материал
покрытия, качество дорожных сооружений через препятствия. Наиболее
распространенная ширина автомобильных дорог для двустороннего движения (кроме автострад) 6,5—7,5 м. По характеру покрытия автомобильные дороги делятся на дороги с твердым покрытием (шоссе, улучшенные грунтовые дороги) и дороги на естественном грунте (проселочные, полевые, лесные), Железные дороги
характеризуются шириной колеи, числом путей, количеством и типом станций. Эти
данные и определяют пропускную способность железных дорог.

Линии и сооружения связи.

— телеграфные и телефонные линии, радиостанции,
телефонные станции, телеграфные и радиотелеграфные конторы и отделения. Наличие средств связи позволяет быстро устанавливать и постоянно поддерживать сношения между населенными пунктами, организациями, учреждениями на большие расстояния. Передача посредством связи различного рода информации обеспечивает возможность своевременно ориентироваться в обстановке и событиях, отдавать распоряжения, представлять донесения, осуществлять руководство и управление.

Воды и сооружения при них.

— реки, каналы, озера, плотины, пристани, мосты,
паромы, створные знаки и т. п. Водные объекты, их наличие и характеристика, с одной стороны, определяют степень изрезанности местности препятствиями, а с другой — создают хорошие условия для водоснабжения и осуществления перевозок по водным путям. Основными показателями, характеризующими реку, являются ширина реки, скорость течения, грунт дна, глубина, а также подходы к реке. По ширине русла реки часто подразделяют на узкие (до 60 м), средние (60—300 м) и широкие (более 300 ж). Средняя скорость течения спокойных относительно небольших рек, протекающих по равнинной местности, около 0,5—0,6 м/сек, крупных равнинных рек — до 1 м/сек, горных рек — до 3—6 м/сек, а иногда и больше.

Учебный вопрос № 7: Сущность и основные способы ориентирования на местности без карты. Выбор и использование ориентиров на местности. Понятия о небесной сфере. Полярная звезда. Определение сторон горизонта по солнцу и часам, Полярной звезде и Луне, по признакам местных предметов.

 

Ориентироваться на местности — это значит определить свое местоположение и направления на стороны горизонта относительно окружающих местных предметов и форм рельефа, найти указанное направление движения и точно выдержать его в пути. При ориентировании в боевой обстановке определяют также местоположение подразделения относительно своих войск и войск противника, расположение ориентиров, направление и глубину действий.

Сущность ориентирования составляет три основных элемента:

- опознавание местности, на которой находишься, по характерным ее признакам и ориентирам;

- определение мест положения (своего, наблюдаемых целей и других интересующих объектов);

- отыскание и определение нужных направлений на местности.

Все действия командира подразделения неизбежно связаны с ориентированием на местности. Без ориентирования немыслимы постановка боевых задач подразделениям и огневым средствам, целее указание, нанесение на карту результатов разведки противника и местности и управление подразделениями в ходе боя.

В основе ориентирования лежит умение выбирать на местности ориентиры и использовать их как маяки, указывающие нужные направления, пункты и рубежи.
Изучение и запоминание незнакомого участка местности следует всегда начинать с выбора трех-четырех наиболее приметных ориентиров. Надо хорошо запомнить их внешний вид и взаимное положение, чтобы в дальнейшем можно было по ним в любом пункте опознать местность и определить свое местоположение. При передвижении ориентиры выбирают по направлению пути, последовательно намечая их по мере выхода в новые районы.

 

Способы ориентирования на местности.

 

Способы ориентирования – это способы использования различных приемов техники ориентирования на местности и различных технических средств и местных предметов.
     Ориентироваться на местности можно различными способами:

по карте (аэрофотоснимку);

с помощью компаса (по сторонам горизонта);

по небесным светилам;

по местным предметам (по признакам местных предметов);

с помощью навигационной аппаратуры.

На практике все эти способы тесно переплетаются между собой и дополняют друг друга.

Командиры подразделений ориентируются преимущественно по карте. По ней они определяют свое местонахождение, опознают окружающие местные предметы и элементы рельефа и устанавливают местоположение наблюдаемых целей и других объектов.
       Сотрудникам ориентироваться приходится главным образом по ориентирам и с помощью компаса. Для выхода в нужный пункт командир указывает им азимут направления движения и ориентиры по маршруту движения. Эти данные командир подразделения готовит обычно по карте.

Азимут - угол между направлением на север и направлением на любой объект по ходу часовой стрелки. Азимут измеряется в градусах от 0 до 360. Азимут на север соответствует 0 градусов, на восток 90 градусов, на юг 180 градусов, на запад 270 градусов.

 

Ориентиры. Выбор и использование ориентиров

 

Ориентирами называются все местные предметы и формы рельефа, относительно которых определяют свое местоположение, положение целей (объектов) и указывают направление движения.

Ориентиры обычно выделяются среди других местных предметов своими размерами, формой, окраской и легко опознаются при обзоре окружающей местности.
     Ориентиры подразделяются на площадные, линейные и точечные.
К площадным ориентирам относятся населенные пункты, отдельные массивы леса, рощи, озера, болота и другие объекты, занимающие большие площади. Такие ориентиры легко опознаются и запоминаются при изучении местности.

Линейные ориентиры — это местные предметы и формы рельефа, имеющие большую протяженность при сравнительно небольшой их ширине, например дороги, реки, каналы, линии электропередач, узкие лощины и т. п. Они используются, как правило, для выдерживания направления движения.

К точечным ориентирам относятся трубы заводов и фабрик, постройки башенного типа, ретрансляторы, перекрестки дорог, путепроводы, пики горных вершин, ямы и другие местные предметы, занимающие небольшую площадь. Эти ориентиры используются обычно для точного определения своего местоположения, положения целей, указания секторов огня, полос наблюдения.
Выбор и использование ориентиров.

Уверенное ориентирование на местности во многом зависит от правильного выбора ориентиров. Так, для выдерживания направления движения днем выбирают ориентиры, которые могут быть легко опознаны еще при подходе к ним, например постройки башенного типа, отдельные деревья, т. е. точечные ориентиры. Однако ночью такие ориентиры слабо различаются издали, поэтому при ограниченной видимости используются в основном линейные и площадные ориентиры. Таким образом, при выборе ориентиров необходимо всегда учитывать условия, в которых подразделение будет действовать на местности.

В боевой обстановке наряду с определением своего местоположения и направления движения ориентиры используются для целее указания, управления подразделением и огнем в бою. Они назначаются старшим начальником. В необходимых случаях командиры подразделений выбирают дополнительные ориентиры. В качестве ориентиров в этом случае выбираются наиболее устойчивые местные предметы и формы рельефа, например высоты, насыпи, развилки дорог и т. п., которые могут сохраниться на поле боя.

Ориентиры выбираются по возможности равномерно по фронту и глубине, чтобы обеспечить быстрое и точное указание местоположения цели. Выбранные ориентиры нумеруются справа налево и по рубежам от себя в сторону противника. Каждому ориентиру для удобства запоминания кроме номера дается условное наименование, соответствующее его внешним отличительным признакам, например: высота плоская, желтый обрыв, дом с красной крышей. Номера и наименования ориентиров, назначенных старшим начальником, не изменяются. По ориентирам командир подразделения ставит задачи подчиненным, например: «Наблюдать в секторе: справа ориентир один - куст, слева ориентир два – камни» (см. рис).

 

Учебный вопрос № 8: Компасы и приемы работы с ними. Определение сторон горизонта по компасу. Подготовка по карте данных для движения по азимутам. Сущность движения по азимутам. Изучение местности по карте. Выбор маршрута и ориентиров на участках маршрута. Определение магнитных азимутов направлений и расстояний между выбранными ориентирами

 

Тест по теме №1

Местность – это

1) определённый участок земной поверхности

2) определённый участок земной поверхности со всеми его неровностями и находящимися на нем предметами.

3) определённый участок земной неровностями и находящимися на нем предметами.

 

Рельеф местности составляет:

1) различные типы земной поверхности.

2) различные объекты, созданные природой или человеком

3) совокупность различных поверхностей и складок земной поверхности

Способы изучения местности

1) по топографической карте

2) по описаниям

3) по аэрофотоснимкам

4) все вышеперечисленные

В чем измеряется азимут

1) в градусах

2) в метрах

 

Ориентиры определяется по:

1) по углу обзора

2) по линейным

3) по масштабу

 

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник цикла - преподаватель цикла БиФП ЦПП ГУ МВД России

по Свердловской области

                                                                            майор полиции

                                           Д.Т. Халимов

     

 

 «_____»_________________ 2020 г.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для проведения самостоятельной работы

по учебной дисциплине «Тактико-специальная подготовка»

основной программы профессионального обучения

«Профессиональная подготовка граждан, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации», по должности служащего «Полицейский» (в период обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)

 

 

Тема 1. Топографическая подготовка сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации

 

Нижний Тагил

2020


Цели занятия:

Учебные: Ознакомить слушателей с координатными системами, применяемыми в органах внутренних дел МВД РФ, со способами ориентирования на местности, движением по азимутам и измерениями расстояний и высот по карте; ознакомить слушателей с местностью,  рельефом, растительным покровом, а также гидрографией топографических карт; изучить со слушателями тактические, маскирующие свойства местности, условия ориентирования и ведения огня, а также классификацию и разновидности местности, сущность измерений расстояний и площадей на топографических картах, а также виды условных знаков и общие правила чтения карт.

Развивающие:

- Способствовать развитию у слушателей познавательных интересов, проводить связь между изучаемых материалом и практической деятельностью ОВД.

Количество часов: 2 часа.

Вид занятий: самостоятельная работа.

Место проведения: аудитория.

Метод проведения: изучение учебной литературы.

Материальное обеспечение:

а) на занятие: методическая разработка, доска, мел, учебная крупномасштабная топографическая карта, компас, курвиметр.

б) на самоподготовку: рабочая тетрадь, литература:

 

Нормативные правовые акты:

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) [Электронный  ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлю



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1631; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.205.223 (0.141 с.)