Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Декламационная лирика VII-VIСодержание книги
Поиск на нашем сайте
АРХИЛОХ ❖ Прославился своими ямбами, почему и сопоставлялся с Гомером. Его малоизвестная нам жизнь была бурной. Есть предание об его неудачном романе с Необулой, отец которой воспротивился этому браку. Рассказывают, что Архилох мстил ее отцу ямбами и довел его до отчаяния и самоубийства. В ямбах он выражал свою любовь к Необуле с большой страстью и волнением. В одном фрагменте он рисует себя жалким от страсти, как несказанные муки пронзают насквозь его кости. В другом стихотворении он рекомендует быть ко всему готовым. Еще в других ямбах он проклинает отъезжающего изменника-друга. ❖ Архилох поражает разнообразием своих ритмов, пользуется так называемым "паракаталоге" - исполнением, средним между пением и чтением, чем-то вроде мелодекламации или речитатива. ❖ В элегиях мы находим темы веселые, остроумные, жизнерадостные, наивные и отважные. Сам смеется над своей изменой, не страшится нареканий черни, любит наслаждения жизни, не боится судьбы и случайностей и рекомендует все перетерпеть, быть стойким и не унывать. ❖ В содержании лирики Архилоха, мы находим мораль в остроумной и блестящей форме. Поэт, "гуляка праздный", и страстный жизнелюбец. На нем, пожалуй, больше всего сказался переходный период от старинных и строгих форм жизни к новым, когда поэты, оторвавшись от старого, еще не успел примкнуть к новому и находится в состоянии вечного скитальчества. Ему же свойственна также и большая широта в выборе жанров (от гимнов до басен): он был известен эпиграммами, и в частности эпитафиями (надгробными надписями), писал гимны, басни, эротические стихотворения и эподы. ТИРТЕЙ Он писал “военные песни”. По совету оракула был приглашен спартанцами стать во главе их войск. Своими “воинственными элегиями” и “эмбатериями” (маршевая песня) Тиртей воодушевлял воинов и помог одержать победу над врагами. ФЕОГНИД ❖ Элегии Феогнида обращены к мальчику Кирну, которого поэт наставляет, говорит о благочестии, почтении к родителям и т. д. ❖ Также он пишет о непримиримой классовой ненависти аристократа к демократии. Люди от рождения делятся на «добрых», т. е. аристократов, и «подлых», которым свойственны все пороки, однако «подлые» богатеют и становятся у власти, между тем как знать разоряется, и «благородный» превращается в «низкого». Презрение аристократа к «черни» беспредельно: «Наступи ногой на бессмысленную чернь, бей ее острым бодцом, надень ей на шею тяжелое ярмо»; ему хотелось бы «испить черной крови» своих недругов. Его особенно возмущают браки между членами обедневших и богатыми горожанами, вследствие чего «тускнеет порода граждан». ❖ Однако приливы исступленной ненависти чередуются у Феогнида с мрачным отчаянием: он теряет веру в успех своего дела, жалуется на горесть изгнания и измену друзей. Песенная лирика - мелос VII-VI АЛКЕЙ ❖ Представитель эолийского мелоса (мелос - соединение поэзии, музыки и танцев, эолийский мелос отличался веселостью, подвижностью, силой самоуверенности) ❖ Алкею принадлежат песни с общественно-политической борьбой. Во время гражданской войны он представляет государство в виде корабля во время бури. Его политические песни удивляют остротой и агрессивностью. ❖ Помимо этого для Алкея характерно еще три темы - природа, вино и женщины. Весна для него полна многоголосных птиц, воспевается река Гебр, девушки, которые нежат водой свое тело. Он призывает забыться в вине, когда буря грозит потопить корабль. САПФО ❖ Открыла школу для обучения девушек наукам, пению и музыке ❖ Основной лирической темой у Сафо является любовь. Здесь целая симфония чувств и ощущений, доходящая до физиологических подробностей и самозабвения. ❖ Другая основная тема - природа, которая у Сафо тоже пронизана эротическими настроениями. Ветер, шатающий дубы на горах, - это страсть, которая низринулась бурей на сердце Сапфо. Любовь для нее и горька, и сладка. Ее, томимую страстью, постоянно язвит жало. Заходящие Плеяды навевают на нее любовные мечты, она беседует с наступающим вечером, с порхающей ласточкой; ее пленяет дремота однообразно шумящего ручья в саду нимф. Красавицу она сравнивает с меланхолической луной, перед которой меркнут все звезды. Сафо очень любит цветы, особенно розу. Резюме этого апофеоза любви и природы могут служить следующие стихи. ❖ Писала Сапфо и гимны, из которых сохранился гимн к Афродите (где она просит богиню, уже не раз помогавшую ей, сжалиться над ней и помочь ей в любви). Другие гимнические отрывки посвящены Музам, Харитам, снова Афродите. Гимны Сафо тоже переполнены эротическим содержанием (см., например, плач по Адонису); в них больше реализма и даже бытовизма (например, ода на возвращение брата - молитва Афродите и нереидам о помощи ему; обращение к обиженной сменить гнев на милость). ❖ Сафо писала эпиталамии (песни после брачного пиршества перед спальней молодых), где обычно девушки жаловались на жениха, похищавшего их подругу, восхваляли жениха и невесту и желали им счастья. ❖ Писала Сафо также эпиграммы (дошло до нас три), элегии (ничего не дошло) и особенно песни к подругам, дошедшие в большом количестве. Темой их является совместная жизнь и работа в школе, взаимная любовь, ненависть и ревность. Одна ода - на разлуку с любимой подругой - обращает внимание своей утонченной чувственностью. АНАКРЕОНТ ❖ Анакреонт является символом игривого, изящного и веселого эротизма. В нем уже нет той серьезности. Его сочинения состоят главным образом из любовных и застольных песен, хотя он писал также элегии, эпиграммы и гимны. ❖ Осовная тематика творчества - вино, любовь, веселье. Он в стихотворениях пишет о радостном упоении жизнью; изображает девицу под видом неопытной кобылки перед опытным наездником ❖ Анакреонт считает, что любовное безумие - это игры Эрота. О действиях Эрота он пишет: Как кузнец молотом, вновь Эрот меня ударил, И затем бросил меня в ледяную воду. ❖ Старость вносит в его поэзию и нотки грусти СИМОНИД ❖ Представитель торжественной хоровой лирики ❖ Известен яркими эпиграммами, в которых он прославлял победы греков и их геройскую смерть в греко-персидской войне ❖ Писал в многих жанрах, но основная -”эпиникий” (победная ода) ПИНДАР ❖ Представитель торжественной хоровой лирики ❖ Писал в разнообразных жанрах, но прославился “эпиникиями”, в которых был преемником Симонида. У Пиндара “эпиникий” достигает высшего расцвета. ❖ Обильно насыщает свои оды мифологией, элементами, касающимися победителя, прославление его рода, предков, общины, указание на место и характер состязания, где были одержаны победы ❖ Писал на заказ, за которые получал вознаграждения ❖ Стиль Пиндара выделяется своей торжественностью и пышностью, богатством изысканных образов и эпитетов, зачастую сохраняющих еще тесную связь с образной системой греческого фольклора. КАЛЛИМАХ ❖ Литературная программа Каллимаха сводится к трем основным принципам: малая форма, борьба с банальностью, тщательная отделка деталей. ❖ Особенно восстает он против большого эпоса. Не распространяя своего отрицательного суждения на гомеровские поэмы, Каллимах возражает против попыток обновления большого эпоса; ученый александриец чувствует себя ближе к дидактическому стилю Гесиода. ❖ Поэтическая слава его основана была на «ученых» стихотворениях. Важнейшее его произведение — «Причины», сборник повествовательных элегий о возникновении различных празднеств, обрядов, наименований, об основании городов и святилищ. ❖ Противник больших поэм, Каллимах создает эпиллий, т. е. малый эпос, отвечающий требованиям его литературной программы. ФЕОКРИТ С его именем связан сборник идиллий (короткие поэмы), которые весьма разнообразны по жанру: ❖ Буколические (пастушеские стихотворения) - изображение жизни пастухов, обычно в виде состязания 2х пастухов ❖ Мимы (драматические сценки) ❖ Буколический мим (соединение двух предыдущих жанров) - любовная перебранка пастуха и пастушки ❖ Любовные стихотворения ❖ Соединение лирики и мифа ❖ Хвалебные песни
№20 Трагедия Эсхила «Прометей прикованный сюжет, образы, идеи.
Твою ведь гордость, силу всех ремесл - огонь Похитил он для смертных. За вину свою Пускай теперь с богами рассчитается, Чтоб наконец признал главенство Зевсово И чтоб зарекся дерзостно людей любить. (власть)
К суровым этим скалам приковать решусь? Увы, решусь. Ведь нет другого выхода: Всего опасней словом пренебречь отца. (гефест)
Вот человеколюбья твоего плоды. Что ж, поделом, ты бог, но гнева божьего Ты не боялся, а безмерно смертных чтил. (гефест)
Я в ярме беды томлюсь Из-за того, что людям оказал почет. В стволе нартека искру огнеродную Тайком унес я: всех искусств учителем Она для смертных стала и началом благ. И вот в цепях, без крова, опозоренный, За это преступленье отбываю казнь. (прометей)
Сегодня,в оковах железных томлюсь, Но время придет, и правитель богов Попросит меня указать и раскрыть Тот заговор новый, который его Державы лишит и престола. (прометей)
Прометей рассказывает хору, что старшие боги, Титаны, боролись с младшими богами, Олимпийцами, он знал, что силою Олимпийцев не взять, и предложил помочь Титанам хитростью; но те, надменно полагаясь на свою силу, отказались, другие же владычества Над божествами не желали Зевсова, - Тогда титанам, неба и земли сынам, Помочь советом добрым я хотел. Но мой Совет отвергли. (прометей)
И тогда Прометей, видя их обречённость, перешёл на сторону Олимпийцев и помог им одержать победу. Поэтому расправа Зевса со своим бывшим другом и союзником стала казаться ещё более жестокой.
И, видя это, я почел за лучшее По доброй воле и в союзе с матерью Пойти на помощь Зевсу. (прометей)
Дальше он рассказывает о том, за что разгневался на него Зевс:
Едва успевши на престол родительский Усесться, сразу должности и звания Богам он роздал, строго между ними власть Распределил. А человечьим племенем Несчастным пренебрег он. (прометей)
Я племя смертное От гибели в Аиде самовольно спас. (прометей)
Не нужно больше злобные и резкие Бросать слова: их Зевс, хоть высоко сидит, Услышать может, и тогда покажется Тебе забавой нынешняя боль твоя. Так не упорствуй в гневе, бедный мученик, А постарайся выход из беды найти (океан)
Сердце мне терзает боль, Когда я вижу, как меня унизили. Ведь кто же, как не я, всем этим нынешним Богам в удел назначил и почет и власть? (Прометей)
Прометей рассказывает хору, сколько доброго он сделал для людей. Они были неразумны, как дети, — он дал им ум и речь. Они томились заботами — он внушил им надежды. Они жили в пещерах, пугаясь каждой ночи и каждой зимы, — он заставил их строить дома от холода, объяснил движение небесных светил в смене времён года, научил письму и счету, чтобы передавать знания потомкам. Это он указал для них руды под землёй, впряг им быков в соху, сделал телеги для земных дорог и корабли для морских путей. Они умирали от болезней — он открыл им целебные травы. Они не понимали вещих знамений богов и природы — он научил их гадать и по птичьим крикам, и по жертвенному огню, и по внутренностям жертвенных животных. “одну ты истину Запомни: все искусства -- Прометеев дар.”
Вот, вижу, Аргус, сын Земли. Долой, долой! Вот он опять, пастух тысячеглазый, По пятам за мною, во взгляде -- ложь. (ио)
Сны приходили, и виденья вкрадчиво Шептали мне: "О девушка счастливая, Зачем хранишь ты девственность? Высокого Сподобишься ты брака. Воспылал к тебе Сам Зевс желаньем и Киприды сладкий труд Делить с тобою хочет. Инах дождался, твердый получил приказ Прогнать меня, чтоб, отчий дом и родину Покинув, я скиталась на краю земли. А не прогонит -- огнеглазой молнией Ударит Зевс, и сгинет весь Инахов род. Отец, несчастный сам, меня, несчастную, Прогнал с порога дома. И тотчас облик мой, как и душа моя, Преобразился, -- видите рога? (ио)
Прометей рассказывает Ио, какие дальнейшие скитания предстоят ей по Европе и Азии, сквозь зной и холод, среди дикарей и чудовищ, пока не достигнет она Египта. А в Египте родит она сына от Зевса, а потомком этого сына в двенадцатом колене будет Геракл, стрелок из лука, который придёт сюда спасти Прометея.
Там от безумья Зевс тебя и вылечит, К тебе рукою прикоснувшись ласково, И ты родишь Эпафа темнокожего, Дитя прикосновенья. И землею всей, Что Нил поит широкий, будет править он. (прометей)
Тут и сбудется Проклятье Крона полностью, которое, С престолом расставаясь, произнес отец. Как этих бед избегнуть, из богов никто Сказать не может Зевсу. Только я бы мог. (прометей)
И страшного паденья не спасется Зевс: Непобедимо сильного противника, Врага на диво сам себе готовит он. (прометей)
Отец велит о браке том, которым ты Здесь похвалялся, браке, что владычества Его лишит, поведать не намеками, А ясно и подробно (Гермес)
Пока с меня он мерзких не сорвет цепей. Пускай он мечет огненные молнии, Пусть белокрылым снегом сыплет, громы пусть На Землю рушит, все перевернет вверх дном - Ничем он не добьется, чтобы выдал я, Кто тот, который у него отнимет власть.(прометей)
Прометей. Его главные черты — это стремление к независимости, верность собственным принципам и героическая смелость. Он знает, что за помощь, оказанную людям, его ждут жестокие наказания от богов, но, тем не менее, все равно делает добро для человечества. «Добровольно, добровольно я совершил это», — говорит он. Независимость героя показывает сцена его диалога с океанидами, когда Прометей, несмотря на уговоры смириться и покориться Зевсу, отказывается изменить своим идеалам. Глубоко характер героя раскрывает также его реплика из диалога с Гермесом: «Я никогда не променяю своего несчастья на твое рабское прислужничество». Прометей остается верным своему слову до самой смерти: когда тиран низвергает его под землю, тот умирает непокоренным, «несломленным». Зевс — герой-антагонист Прометея, жестокий деспот и рутинёр. Его главные слуги носят «говорящие» имена — Власть и Насилие, и являются «отражением» личности их повелителя. «Всегда ты безжалостна и полна гнева», — так характеризуется в пьесе Власть. Образ Зевса раскрывается также с помощью других действующих лиц. Гефест предстает перед читателем добрым, но малодушным и сломившимся под властью деспота богом. Океан – подлым ренегатом, заботящимся только о собственном благополучии. Гермес – низким рабом, беспрекословно, как собака, исполняющим любую волю своего хозяина.
Необходимо бороться с жестокой и несправедливой властью, которая лишь подавляет подданных, а стимулирует страну к развитию. Прометей — это образ революционера своего времени, бунтаря, способного низвергнуть тиранию, пусть и ценой собственной жизни. Его жертва не пропала даром, он внес свою лепту в развитие человечества, то есть вдохновил угнетенных на борьбу с угнетателем. По мнению автора, иногда для того, чтобы достичь этой высокой цели, нужно пройти через мучительные страдания, но в итоге прогресс всегда побеждает. Главная мысль Эсхила заключается в том, что Зевс, внешне «победивший» Прометея и свергнувший его в Тартар, в идейном плане проигрывает непокоренному, верному своим идеалам титану. №21 Трагедия Эсхила «Агамемнон»: сюжет, образы, идеи
О свет в ночи, хвала тебе, сулящему Сиянье дня и хороводы в Аргосе! Ведь это праздник истинный - такая весть! Огонь! Огонь! Спешу сказать супруге Агамемнона, Чтоб с ложа встала, чтобы криком радостным Весь огласила дом и этот свет благой Благодарила. Ибо вестник огненный Уведомляет ясно: Илион погиб.
Знамение: В небе цари кораблей увидали крылатых царей: Черный орел впереди, позади белоснежный орел Выплыли разом над кровлей дворца одесную, Логово заячье сверху приметили, камнем Рухнули вниз, у зайчихи беременной Клювами чрево вспороли, сожрали приплод. Понял он знаменья смысл и мудрое слово промолвил: "Время такое придет, Рухнет, поверженный, город Приама. Все, что в троянских ларях береглось, Взыщет без жалости Мойра. "О заступница диких чад! Сосунков-детенышей львицы грозной, Если знаменье доброе, то исполни, Если нет - оберни ты его удачей.
Славить Зевса песнею победной - Это значит мудрым быть.
Не ведал робости Агамемнон. Увы, от первого преступленья Родится дерзость у человека. Он решился дочь убить, Чтоб отплыли корабли, Чтоб скорей начать войну Из-за женщины неверной. Ни воплями, ни мольбой дочерней, Ни молодой красотою нежной 240 Вождей военных не тронет дева. Отец молитву свершил и слугам Велел схватить ее, в плащ закутать, Как козочку, на алтарь повергнуть, Наклонить лицом вперед И, чтоб дома своего В этот миг не прокляла, Рот зажать ей, да покрепче!
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.156.26 (0.013 с.) |