Декламационная лирика VII-VI 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Декламационная лирика VII-VI



АРХИЛОХ

❖ Прославился своими ямбами, почему и сопоставлялся с Гомером. Его малоизвестная нам жизнь была бурной. Есть предание об его неудачном романе с Необулой, отец которой воспротивился этому браку. Рассказывают, что Архилох мстил ее отцу ямбами и довел его до отчаяния и самоубийства. В ямбах он выражал свою любовь к Необуле с большой страстью и волнением. В одном фрагменте он рисует себя жалким от страсти, как несказанные муки пронзают насквозь его кости. В другом стихотворении он рекомендует быть ко всему готовым. Еще в других ямбах он проклинает отъезжающего изменника-друга.

❖ Архилох поражает разнообразием своих ритмов, пользуется так называемым "паракаталоге" - исполнением, средним между пением и чтением, чем-то вроде мелодекламации или речитатива.

❖ В элегиях мы находим темы веселые, остроумные, жизнерадостные, наивные и отважные. Сам смеется над своей изменой, не страшится нареканий черни, любит наслаждения жизни, не боится судьбы и случайностей и рекомендует все перетерпеть, быть стойким и не унывать.

❖ В содержании лирики Архилоха, мы находим мораль в остроумной и блестящей форме. Поэт, "гуляка праздный", и страстный жизнелюбец.

На нем, пожалуй, больше всего сказался переходный период от старинных и строгих форм жизни к новым, когда поэты, оторвавшись от старого, еще не успел примкнуть к новому и находится в состоянии вечного скитальчества. Ему же свойственна также и большая широта в выборе жанров (от гимнов до басен): он был известен эпиграммами, и в частности эпитафиями (надгробными надписями), писал гимны, басни, эротические стихотворения и эподы.

ТИРТЕЙ

Он писал “военные песни”. По совету оракула был приглашен спартанцами стать во главе их войск. Своими “воинственными элегиями” и “эмбатериями” (маршевая песня) Тиртей воодушевлял воинов и помог одержать победу над врагами.

ФЕОГНИД

❖ Элегии Феогнида обращены к мальчику Кирну, которого поэт наставляет, говорит о благочестии, почтении к родителям и т. д.

❖ Также он пишет о непримиримой классовой ненависти аристократа к демократии. Люди от рождения делятся на «добрых», т. е. аристократов, и «подлых», которым свойственны все пороки, однако «подлые» богатеют и становятся у власти, между тем как знать разоряется, и «благородный» превращается в «низкого». Презрение аристократа к «черни» беспредельно: «Наступи ногой на бессмысленную чернь, бей ее острым бодцом, надень ей на шею тяжелое ярмо»; ему хотелось бы «испить черной крови» своих недругов. Его особенно возмущают браки между членами обедневших и богатыми горожанами, вследствие чего «тускнеет порода граждан».

❖ Однако приливы исступленной ненависти чередуются у Феогнида с мрачным отчаянием: он теряет веру в успех своего дела, жалуется на горесть изгнания и измену друзей.

Песенная лирика - мелос VII-VI

АЛКЕЙ

❖ Представитель эолийского мелоса (мелос - соединение поэзии, музыки и танцев, эолийский мелос отличался веселостью, подвижностью, силой самоуверенности)

❖ Алкею принадлежат песни с общественно-политической борьбой. Во время гражданской войны он представляет государство в виде корабля во время бури. Его политические песни удивляют остротой и агрессивностью.

❖ Помимо этого для Алкея характерно еще три темы - природа, вино и женщины. Весна для него полна многоголосных птиц, воспевается река Гебр, девушки, которые нежат водой свое тело. Он призывает забыться в вине, когда буря грозит потопить корабль.

САПФО

❖ Открыла школу для обучения девушек наукам, пению и музыке

❖ Основной лирической темой у Сафо является любовь. Здесь целая симфония чувств и ощущений, доходящая до физиологических подробностей и самозабвения.

❖ Другая основная тема - природа, которая у Сафо тоже пронизана эротическими настроениями. Ветер, шатающий дубы на горах, - это страсть, которая низринулась бурей на сердце Сапфо. Любовь для нее и горька, и сладка. Ее, томимую страстью, постоянно язвит жало. Заходящие Плеяды навевают на нее любовные мечты, она беседует с наступающим вечером, с порхающей ласточкой; ее пленяет дремота однообразно шумящего ручья в саду нимф. Красавицу она сравнивает с меланхолической луной, перед которой меркнут все звезды. Сафо очень любит цветы, особенно розу. Резюме этого апофеоза любви и природы могут служить следующие стихи.

❖ Писала Сапфо и гимны, из которых сохранился гимн к Афродите (где она просит богиню, уже не раз помогавшую ей, сжалиться над ней и помочь ей в любви). Другие гимнические отрывки посвящены Музам, Харитам, снова Афродите. Гимны Сафо тоже переполнены эротическим содержанием (см., например, плач по Адонису); в них больше реализма и даже бытовизма (например, ода на возвращение брата - молитва Афродите и нереидам о помощи ему; обращение к обиженной сменить гнев на милость).

❖ Сафо писала эпиталамии (песни после брачного пиршества перед спальней молодых), где обычно девушки жаловались на жениха, похищавшего их подругу, восхваляли жениха и невесту и желали им счастья.

❖ Писала Сафо также эпиграммы (дошло до нас три), элегии (ничего не дошло) и особенно песни к подругам, дошедшие в большом количестве. Темой их является совместная жизнь и работа в школе, взаимная любовь, ненависть и ревность. Одна ода - на разлуку с любимой подругой - обращает внимание своей утонченной чувственностью.

АНАКРЕОНТ

❖ Анакреонт является символом игривого, изящного и веселого эротизма. В нем уже нет той серьезности. Его сочинения состоят главным образом из любовных и застольных песен, хотя он писал также элегии, эпиграммы и гимны.

❖ Осовная тематика творчества - вино, любовь, веселье. Он в стихотворениях пишет о радостном упоении жизнью; изображает девицу под видом неопытной кобылки перед опытным наездником

❖ Анакреонт считает, что любовное безумие - это игры Эрота. О действиях Эрота он пишет: Как кузнец молотом, вновь Эрот меня ударил, И затем бросил меня в ледяную воду.

❖ Старость вносит в его поэзию и нотки грусти

СИМОНИД

❖ Представитель торжественной хоровой лирики

❖ Известен яркими эпиграммами, в которых он прославлял победы греков и их геройскую смерть в греко-персидской войне

❖ Писал в многих жанрах, но основная -”эпиникий” (победная ода)

ПИНДАР

❖ Представитель торжественной хоровой лирики

❖ Писал в разнообразных жанрах, но прославился “эпиникиями”, в которых был преемником Симонида. У Пиндара “эпиникий” достигает высшего расцвета.

❖ Обильно насыщает свои оды мифологией, элементами, касающимися победителя, прославление его рода, предков, общины, указание на место и характер состязания, где были одержаны победы

❖ Писал на заказ, за которые получал вознаграждения

❖ Стиль Пиндара выделяется своей торжественностью и пышностью, богатством изысканных образов и эпитетов, зачастую сохраняющих еще тесную связь с образной системой греческого фольклора.

КАЛЛИМАХ

❖ Литературная программа Каллимаха сводится к трем основным принципам: малая форма, борьба с банальностью, тщательная отделка деталей.

❖ Особенно восстает он против большого эпоса. Не распространяя своего отрицательного суждения на гомеровские поэмы, Каллимах возражает против попыток обновления большого эпоса; ученый александриец чувствует себя ближе к дидактическому стилю Гесиода.

❖ Поэтическая слава его основана была на «ученых» стихотворениях. Важнейшее его произведение — «Причины», сборник повествовательных элегий о возникновении различных празднеств, обрядов, наименований, об основании городов и святилищ.

❖ Противник больших поэм, Каллимах создает эпиллий, т. е. малый эпос, отвечающий требованиям его литературной программы.

ФЕОКРИТ

С его именем связан сборник идиллий (короткие поэмы), которые весьма разнообразны по жанру:

❖ Буколические (пастушеские стихотворения) - изображение жизни пастухов, обычно в виде состязания 2х пастухов

❖ Мимы (драматические сценки)

❖ Буколический мим (соединение двух предыдущих жанров) - любовная перебранка пастуха и пастушки

❖ Любовные стихотворения

❖ Соединение лирики и мифа

❖ Хвалебные песни

 

№20 Трагедия Эсхила «Прометей прикованный сюжет, образы, идеи.

 

  1. Сюжет

 

Твою ведь гордость, силу всех ремесл - огонь

Похитил он для смертных. За вину свою

Пускай теперь с богами рассчитается,

Чтоб наконец признал главенство Зевсово

И чтоб зарекся дерзостно людей любить. (власть)

 

К суровым этим скалам приковать решусь?

Увы, решусь. Ведь нет другого выхода:

Всего опасней словом пренебречь отца. (гефест)

 

Вот человеколюбья твоего плоды.

Что ж, поделом, ты бог, но гнева божьего

Ты не боялся, а безмерно смертных чтил. (гефест)

 

Я в ярме беды томлюсь

Из-за того, что людям оказал почет.

В стволе нартека искру огнеродную

Тайком унес я: всех искусств учителем

Она для смертных стала и началом благ.

И вот в цепях, без крова, опозоренный,

За это преступленье отбываю казнь. (прометей)

 

Сегодня,в оковах железных томлюсь,

Но время придет, и правитель богов

Попросит меня указать и раскрыть

Тот заговор новый, который его

Державы лишит и престола. (прометей)

 

Прометей рассказывает хору, что старшие боги, Титаны, боролись с младшими богами, Олимпийцами, он знал, что силою Олимпийцев не взять, и предложил помочь Титанам хитростью; но те, надменно полагаясь на свою силу, отказались,

другие же владычества

Над божествами не желали Зевсова, -

Тогда титанам, неба и земли сынам,

Помочь советом добрым я хотел. Но мой

Совет отвергли. (прометей)

 

И тогда Прометей, видя их обречённость, перешёл на сторону Олимпийцев и помог им одержать победу. Поэтому расправа Зевса со своим бывшим другом и союзником стала казаться ещё более жестокой.

 

И, видя это, я почел за лучшее

По доброй воле и в союзе с матерью

Пойти на помощь Зевсу. (прометей)

 

Дальше он рассказывает о том, за что разгневался на него Зевс:

 

Едва успевши на престол родительский

Усесться, сразу должности и звания

Богам он роздал, строго между ними власть

Распределил. А человечьим племенем

 Несчастным пренебрег он. (прометей)

 

Я племя смертное

От гибели в Аиде самовольно спас. (прометей)

 

 Не нужно больше злобные и резкие

Бросать слова: их Зевс, хоть высоко сидит,

Услышать может, и тогда покажется

Тебе забавой нынешняя боль твоя.

Так не упорствуй в гневе, бедный мученик,

А постарайся выход из беды найти (океан)

 

Сердце мне терзает боль,

Когда я вижу, как меня унизили.

Ведь кто же, как не я, всем этим нынешним

Богам в удел назначил и почет и власть? (Прометей)

 

Прометей рассказывает хору, сколько доброго он сделал для людей. Они были неразумны, как дети, — он дал им ум и речь. Они томились заботами — он внушил им надежды. Они жили в пещерах, пугаясь каждой ночи и каждой зимы, — он заставил их строить дома от холода, объяснил движение небесных светил в смене времён года, научил письму и счету, чтобы передавать знания потомкам. Это он указал для них руды под землёй, впряг им быков в соху, сделал телеги для земных дорог и корабли для морских путей. Они умирали от болезней — он открыл им целебные травы. Они не понимали вещих знамений богов и природы — он научил их гадать и по птичьим крикам, и по жертвенному огню, и по внутренностям жертвенных животных.

“одну ты истину

Запомни: все искусства -- Прометеев дар.”

 

Вот, вижу, Аргус, сын Земли.

Долой, долой!

Вот он опять, пастух тысячеглазый,

По пятам за мною, во взгляде -- ложь. (ио)

 

Сны приходили, и виденья вкрадчиво

Шептали мне: "О девушка счастливая,

Зачем хранишь ты девственность? Высокого

Сподобишься ты брака. Воспылал к тебе

Сам Зевс желаньем и Киприды сладкий труд

Делить с тобою хочет.

Инах дождался, твердый получил приказ

Прогнать меня, чтоб, отчий дом и родину

Покинув, я скиталась на краю земли.

А не прогонит -- огнеглазой молнией

Ударит Зевс, и сгинет весь Инахов род.

Отец, несчастный сам, меня, несчастную,

Прогнал с порога дома.

И тотчас облик мой, как и душа моя,

Преобразился, -- видите рога? (ио)

 

Прометей рассказывает Ио, какие дальнейшие скитания предстоят ей по Европе и Азии, сквозь зной и холод, среди дикарей и чудовищ, пока не достигнет она Египта. А в Египте родит она сына от Зевса, а потомком этого сына в двенадцатом колене будет Геракл, стрелок из лука, который придёт сюда спасти Прометея.

 

Там от безумья Зевс тебя и вылечит,

К тебе рукою прикоснувшись ласково,

И ты родишь Эпафа темнокожего,

Дитя прикосновенья. И землею всей,

Что Нил поит широкий, будет править он. (прометей)

 

Тут и сбудется

Проклятье Крона полностью, которое,

С престолом расставаясь, произнес отец.

Как этих бед избегнуть, из богов никто

Сказать не может Зевсу. Только я бы мог. (прометей)

 

И страшного паденья не спасется Зевс:

Непобедимо сильного противника,

Врага на диво сам себе готовит он. (прометей)

 

Отец велит о браке том, которым ты

Здесь похвалялся, браке, что владычества

Его лишит, поведать не намеками,

А ясно и подробно (Гермес)

 

 Пока с меня он мерзких не сорвет цепей.

Пускай он мечет огненные молнии,

Пусть белокрылым снегом сыплет, громы пусть

На Землю рушит, все перевернет вверх дном -

Ничем он не добьется, чтобы выдал я,

Кто тот, который у него отнимет власть.(прометей)

 

  1. Образы

Прометей. Его главные черты — это стремление к независимости, верность собственным принципам и героическая смелость. Он знает, что за помощь, оказанную людям, его ждут жестокие наказания от богов, но, тем не менее, все равно делает добро для человечества. «Добровольно, добровольно я совершил это», — говорит он. Независимость героя показывает сцена его диалога с океанидами, когда Прометей, несмотря на уговоры смириться и покориться Зевсу, отказывается изменить своим идеалам. Глубоко характер героя раскрывает также его реплика из диалога с Гермесом: «Я никогда не променяю своего несчастья на твое рабское прислужничество». Прометей остается верным своему слову до самой смерти: когда тиран низвергает его под землю, тот умирает непокоренным, «несломленным».

Зевс — герой-антагонист Прометея, жестокий деспот и рутинёр. Его главные слуги носят «говорящие» имена — Власть и Насилие, и являются «отражением» личности их повелителя. «Всегда ты безжалостна и полна гнева», — так характеризуется в пьесе Власть. Образ Зевса раскрывается также с помощью других действующих лиц.

Гефест предстает перед читателем добрым, но малодушным и сломившимся под властью деспота богом.

Океан – подлым ренегатом, заботящимся только о собственном благополучии.

Гермес – низким рабом, беспрекословно, как собака, исполняющим любую волю своего хозяина.

  1. Идеи

Необходимо бороться с жестокой и несправедливой властью, которая лишь подавляет подданных, а стимулирует страну к развитию. Прометей — это образ революционера своего времени, бунтаря, способного низвергнуть тиранию, пусть и ценой собственной жизни. Его жертва не пропала даром, он внес свою лепту в развитие человечества, то есть вдохновил угнетенных на борьбу с угнетателем.

По мнению автора, иногда для того, чтобы достичь этой высокой цели, нужно пройти через мучительные страдания, но в итоге прогресс всегда побеждает. Главная мысль Эсхила заключается в том, что Зевс, внешне «победивший» Прометея и свергнувший его в Тартар, в идейном плане проигрывает непокоренному, верному своим идеалам титану.

№21 Трагедия Эсхила «Агамемнон»: сюжет, образы, идеи

  1. Сюжет

 

О свет в ночи, хвала тебе, сулящему

             Сиянье дня и хороводы в Аргосе!

             Ведь это праздник истинный - такая весть!

             Огонь! Огонь!

             Спешу сказать супруге Агамемнона,

             Чтоб с ложа встала, чтобы криком радостным

             Весь огласила дом и этот свет благой

             Благодарила. Ибо вестник огненный

          Уведомляет ясно: Илион погиб.

 

 

Знамение:

В небе цари кораблей увидали крылатых царей:

             Черный орел впереди, позади белоснежный орел

             Выплыли разом над кровлей дворца одесную,

             Логово заячье сверху приметили, камнем

             Рухнули вниз, у зайчихи беременной

             Клювами чрево вспороли, сожрали приплод.

Понял он знаменья смысл и мудрое слово промолвил:

             "Время такое придет,

             Рухнет, поверженный, город Приама.

             Все, что в троянских ларях береглось,

          Взыщет без жалости Мойра.

"О заступница диких чад!

             Сосунков-детенышей львицы грозной,

Если знаменье доброе, то исполни,

             Если нет - оберни ты его удачей.

 

Славить Зевса песнею победной -

             Это значит мудрым быть.

 

 Не ведал робости Агамемнон.

             Увы, от первого преступленья

             Родится дерзость у человека.

             Он решился дочь убить,

             Чтоб отплыли корабли,

             Чтоб скорей начать войну

             Из-за женщины неверной.

Ни воплями, ни мольбой дочерней,

             Ни молодой красотою нежной

         240 Вождей военных не тронет дева.

             Отец молитву свершил и слугам

             Велел схватить ее, в плащ закутать,

             Как козочку, на алтарь повергнуть,

             Наклонить лицом вперед

             И, чтоб дома своего

             В этот миг не прокляла,

             Рот зажать ей, да покрепче!

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.089 с.)