Цель и приоритеты предстоящего пятилетия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель и приоритеты предстоящего пятилетия



Справочно.

Всего в работе форума примет участие 2,7 тыс. человек, представляющих все регионы Беларуси.

В ходе совещания по подготовке Всебелорусского народного собрания 28 декабря 2020 года Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко заявил, что сегодня, как и в период проведения первого Всебелорусского народного собрания в 1996 году, далеко не простое время для страны, подвергающейся сильному внешнему давлению. Однако это не станет препятствием для подведения итогов очередного пятилетнего этапа развития Беларуси и, как отметил Глава государства, откровенного разговора о том, чего достигли, что не получилось и по каким причинам. Участникам форума предстоит рассмотреть Программу социально-экономического развития на 2021–2025 годы, оценить те механизмы, с помощью которых предлагается обеспечить экономический рост и сохранить модель социального государства в сложнейших внешних условиях. Отличительной чертой народного собрания 2021 года будет являться обсуждение не только вопросов социально-экономического, но и общественно-политического развития Беларуси.

А.Г.Лукашенко обратил внимание на то, что все идеи, которые будут озвучены на предстоящем Всебелорусском народном собрании, обязаны служить одной цели – обеспечению благополучия белорусов. «Наши видение и предложения участникам собрания должны быть конкретными и отражать реальные проблемы и чаяния людей. Нам не нужны оторванные от жизни теории. Нужен ответ на существующие запросы общества. При этом следует изучить самый широкий спектр мнений и суждений наших граждан» – подчеркнул Глава государства.

Эти суждения и мнения аккумулировались на протяжении нескольких месяцев на диалоговых площадках, осуществлявших свою работу по всей стране. Такой формат выдвижения и обсуждения предложений по основным направлениям развития Республики Беларусь стал показательным примером наличия у нас в стране плюрализма мнений, необходимого для принятия правильных управленческих решений, выстраивания эффективного баланса между интересами государства и общества.

Итоги состоявшегося общественного диалога, а также кропотливой работы признанных специалистов в сфере народного хозяйства нашли свое отражение в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы, проект которой будет обсуждаться делегатами на Всебелорусском народном собрании и основные положения которой изложены ниже.


ДОСТИЖЕНИЯ ПЯТИЛЕТИЯ

Прошедшее пятилетие (2016–2020 гг.) оказалось сложным не только для Беларуси, но и для всего мирового сообщества. Несмотря на внешние вызовы и ограничения, нам удалось сохранить внутреннюю стабильность и не допустить обвала экономики. Главные достижения – рост уровня жизни населения, сохранение безопасности и суверенитета страны.

Белорусы стали жить лучше. В мировом рейтинге достижения 17 взаимосвязанных и неразделимых целей в области устойчивого развития, призванных преобразовать наш мир, Беларусь заняла 18 позицию среди 166 стран. По индексу человеческого капитала Всемирного банка мы вошли в ТОП-40, заняв 36 место из 174 государств по уровню производительности труда нового поколения работников.

Белорусы стали жить дольше. Ожидаемая продолжительность жизни сегодня составляет 74,5 года.

Каждому гражданину предоставлена возможность получить качественное образование. По индексу уровня образования республика сопоставима с передовыми европейскими странами и занимает 30 место из 189 государств.

Подтвердила свой высокий уровень белорусская медицина, прежде всего, педиатрия (особенно неонатология, кардиология, онкология, трансплантология). За прошедшие годы введено в эксплуатацию
69 поликлиник и больниц. По уровню развития медицины Беларусь занимает 59 позицию из 93 стран.

Инфляция уменьшилась до однозначных величин, ее уровень поддерживался в целевых значениях и относительно 2015 года снизился более чем в 1,5 раза. Повысилась доступность кредитов. Ставка рефинансирования уменьшилась более чем в 3 раза.

Уделено значительное внимание развитию бизнеса. Теперь предпринимательство вносит существенный вклад в экономику и обеспечивает более 40% экспорта товаров и 50% ВВП. В стране созданы благоприятные условия для развития частного сектора экономики.

Снизилась административная и контрольная нагрузка на бизнес. В рейтинге «DoingBusiness 2020» Беларусь заняла 49 позицию среди 190 экономик мира.

Вступив в мировой клуб государств, использующих энергию «мирного атома», наша страна получила экологически чистый источник энергии, который снизит зависимость страны от углеводородного сырья.

Беларусь входит в тройку лидеров по экспорту калийных удобрений, обеспечивая седьмую часть мирового производства.

Наша страна полностью обеспечивает себя продовольствием. Производство сельскохозяйственной продукции на душу населения соответствует уровню развитых стран и по многим позициям превышает показатели, достигнутые в странах ЕС: по мясу – в 1,2 раза, молоку – в 1,7 раза, овощам – в 1,4 раза.

Сохранена уникальная для полноценной и разнообразной жизни людей окружающая природная среда. По индексу экологической эффективности Беларусь в мировом рейтинге занимает 49 позицию из 180 стран.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

Не все результаты совпали с нашими прогнозами на пятилетие. Рост ВВП, экспорта, инвестиций в силу объективных причин оказался ниже запланированного. Неблагоприятные внешние факторы не могли не затронуть нашу открытую экономику. В то же время благодаря принятому Главой государства решению не останавливать производства удалось заметно смягчить последствия эпидемии для предприятий и в целом для экономики. Ее снижение оказалось меньше, чем у наших основных партнеров.

Вместе с тем страна по-прежнему сильно зависима от внешних рынков, в первую очередь от поставок углеводородного сырья.

Высокая долговая нагрузка, отсутствие оборотных средств у предприятий не позволили провести в полном объеме их техническое перевооружение. Как следствие, сегодня мы отстаем от стран ЕС по уровню производительности труда, прежде всего в государственном секторе экономики.

Продолжает сохраняться бюрократизм в принятии решений на местах.

Среди социальных проблем – уменьшение демографического потенциала и старение населения. Наблюдается межрегиональная диспропорция по уровню доходов. Недостаточно развита социальная инфраструктура, особенно в сельской местности.

На решение этих и других проблем, создание комфортных условий жизни и работы на белорусской земле, будет направлена деятельность государства в новом пятилетии.

Устойчивый рост доходов

Одна из главных задач – обеспечить устойчивый рост реальной заработной платы и иных доходов населения.

В реальном секторе экономики рост зарплаты будет обеспечен в первую очередь ростом производительности труда и продажами на внутреннем и внешнем рынках. На это будут ориентированы бизнес-планы всех субъектов хозяйствования.

Повышение заработной платы в бюджетной сфере будет обеспечиваться за счет оптимизации структуры и численности работников бюджетных организаций, поэтапного увеличения базовой ставки и развития внебюджетной деятельности.

В 1,5–2 раза будет увеличена заработная плата отдельным категориям работников бюджетной сферы (учителя, преподаватели, врачи и средний медперсонал, работники сферы социального обслуживания, культуры и др.).

Размер минимальной заработной платы составит не менее 30% от средней заработной платы по стране.

Планируется сформировать эффективную многоуровневую пенсионную систему, что будет способствовать повышению ее устойчивости. При сохранении основной роли государства получат развитие корпоративные пенсионные программы нанимателей, профессиональное пенсионное страхование работников по условиям труда, частные пенсионные сбережения путем добровольного накопительного страхования пенсии.

Для стимулирования роста сбережений населения предстоит повысить привлекательность инструментов финансового рынка (банковские вклады, страховые накопления и др.) и усилить финансовую грамотность населения.

Соотношение среднего размера государственной пенсии по возрасту неработающего пенсионера и средней заработной платы работников будет поддерживаться на уровне не менее 40%.

Результатом реализации намеченных мер станет рост реальных располагаемых денежных доходов населения не менее чем в 1,2 раза.

Промышленный комплекс

Стратегия развития промышленного производства предусматривает его трансформацию в конкурентоспособный комплекс, оперативно реагирующий на мировую конъюнктуру и потребности внутреннего рынка. Целевой ориентир – увеличение производительности труда в промышленности в 1,3 раза.

 

 

Основные направления:

ускоренное развитие высокотехнологичных производств: электроиндустрии и электротранспорта, биоиндустрии и фармацевтики, робототехники и приборостроения, производства композитных материалов;

расширение производственных мощностей на основе местных
сырьевых ресурсов
(с тавка будет сделана на увеличение глубины переработки сельскохозяйственного сырья, льна, кожи, древесины, торфа и других местных ресурсов);

наращивание потенциала традиционных производств на новой технологической базе;

Справочно.

Будет увеличен выпуск электробусов. Доля электротранспорта в общем объеме производства пассажирских транспортных средств составит не менее 30%.

Предполагается создать автомобильный и нефтехимический кластер ы.

Намечено ввести в эксплуатацию два крупных горно-обогатительных комплекса по производству хлорида калия, что будет способствовать расширению производственных мощностей по выпуску калийных удобрений
до 17 млн тонн в год в 2025 году и обеспечит лидирующие позиции Беларуси среди мировых производителей;

рациональное импортозамещение (планируется реализация проектов по освоению производства более 260 новых видов импортозамещающей продукции, из них порядка 25 принципиально новых для страны: электрогрузовиков, карьерных самосвалов на аккумуляторных батареях, роботов-челноков без кабины, электросамокатов и электровелосипедов и др.);

снижение затрат и повышение качества продукции (предусмотрено внедрение современных систем управления производством и продажами продукции, стимулирование внедрения ресурсосберегающего оборудования и техпроцессов. Предстоит освоить системы «Умного производства», включая роботизацию, передать вспомогательные бизнес-процессы сторонним организациям).

Устойчивая энергетика и энергоэффективность

В сфере энергетики основные усилия будут направлены на повышение энергетической самостоятельности страны. 

Уязвимость экономики от углеводородного сырья будет снижена за счет ввода БелАЭС, диверсификации топливно-энергетических ресурсов и стран-поставщиков, использования местных топливно-энергетических ресурсов, в том числе возобновляемых источников энергии.

Ввод БелАЭС при ее выходе на полную мощность позволит заместить порядка 4,5 млрд куб. метров газа в год.

Повышение уровня энергоэффективности будет также достигаться внедрением перспективных высокоэффективных технологий, оборудования и материалов, энерго- и ресурсосбережения, методов стандартизации.

Эффективное сельское хозяйство

Главная цель развития сельского хозяйства – повышение его конкурентоспособности при сохранении продовольственной безопасности страны.

В растениеводстве будут внедрены эффективные технологии выращивания сельскохозяйственных растений, повышена их урожайность путем использования интенсивных сортов, внесения минеральных удобрений. Продолжится работа по проведению защитных мероприятий в сельскохозяйственном производстве на загрязненных радионуклидами землях. Будет обеспечено нормативное состояние мелиоративных систем.

В животноводстве планируется увеличить численность поголовья высокопродуктивных племенных животных, повысить потенциал продуктивности сельскохозяйственных животных, расширить поставки на экспорт племенного скота. Предусматривается нарастить производство молока до 9,2 млн тонн, мяса – до 2,1 млн тонн в 2025 году.

Будет продолжена работа по техническому переоснащению животноводческих объектов, в том числе интеллектуальными роботизированными системами.

Пристальное внимание будет уделено повышению уровня кадровой обеспеченности, включая вопросы подготовки кадров сельскохозяйственного профиля и их закрепления на селе.

Эти и другие меры обеспечат прирост продукции сельского хозяйства за пятилетие на 14%, уровень рентабельности продаж сельхозпродукции составит в 2025 году не менее 10%. Объем экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья возрастет до 7 млрд. долларов США в 2025 году.

Лесное хозяйство

Эффективность ведения лесного хозяйства будет основана на качественном воспроизводстве лесов, сохранении их рекреационного и экологического потенциала при одновременном росте доходности от использования лесных ресурсов.

В результате запланированных на пятилетие мероприятий уровень лесистости повысится до 40,3% к 2025 году, объем заготовки древесины с 1 гектара покрытых лесом земель увеличится до 3,2 куб. метров.

Транспортный комплекс

Предстоит сформировать конкурентоспособный транспортный комплекс на основе развитой транспортной инфраструктуры, повысив ее безопасность и доступность.

Важными задачами являются расширение транзитного потенциала посредством развития международных транспортных коридоров и совершенствования сети логистических центров. С целью привлечения международных грузопотоков в Индустриальный парк «Великий камень» и особую экономическую зону «Бремино-Орша» предстоит завершить работы по возведению современной транспортно-логистической инфраструктуры.

В сфере железнодорожного транспорта предусматривается централизация управления железнодорожными перевозками. Намечен комплекс мер по электрификации и модернизации железнодорожной инфраструктуры. Общая протяженность электрифицированных железнодорожных путей составит не менее 25% от всей протяженности магистральных путей Белорусской железной дороги.

В сфере автомобильного транспорта предстоит сконцентрировать работу по отмене разрешительной системы для международных перевозок.

Планируется возвести и реконструировать более 500 км республиканских дорог. Для улучшения эксплуатационных характеристик мостовых сооружений на республиканских дорогах будет возведено и реконструировано 24 моста и путепровода.

Предусматривается модернизация наземной инфраструктуры воздушного транспорта и аэронавигационного оборудования. Планируется расширить географию полетов, включая открытие новых рейсов по трансконтинентальным направлениям. Получат развитие авиаперевозки из регионов.

В сфере водного транспорта намечены меры по реконструкции каналов и гидроузлов, запланировано строительство речного порта.

Во всех видах транспорта будет продолжена работа по обновлению и расширению парка транспортных средств современной, комфортабельной, безопасной и экологичной техникой.

Реализация намеченных мер увеличит объем грузооборота в 1,15 раза, пассажирооборота – 1,3 раза.

Потребительский рынок

Потребительский рынок будет ориентирован на увеличение объемов продаж товаров высокого качества и по доступным ценам, создание комфортной потребительской среды. Доля отечественных товаров увеличится до 63% в общем объеме розничного товарооборота, из них продовольственных – до 80%.

Основная задача развития рынка общественного питания – обеспечение территориальной доступности услуг. Будут созданы новые объекты общественного питания, в том числе с белорусской национальной кухней. Широкое развитие получит организация работы по доставке продукции собственного производства по заказам потребителей с использованием интернет-сети, кейтеринговых услуг (выездное обслуживание). Планируется развитие сети быстрого обслуживания при минимальной себестоимости услуг и переформатирования мобильных объектов с учетом спроса населения.

Туристическая индустрия

Основой для развития въездного и внутреннего туризма станет повышение конкурентоспособности туристических продуктов, продвижение национальных туристических брендов.

Главный вектор деятельности – формирование культуры отдыха в своей стране. Усилия будут сконцентрированы на популяризацию отдыха и оздоровление наших граждан, а также путешествий внутри страны.

Туриндустрия будет ориентирована на различные возрастные и социальные группы, индивидуальные потребности туристов.

Дальнейшее развитие получат агроэкотуризм, культурно-познавательный туризм, оздоровительные туры. Новыми точками роста станут развитие делового туризма, разработка инновационных туров и экскурсий исходя из требований «зеленой» экономики, формирование экологических туристских троп с учетом природного ландшафта и культурно-исторических особенностей регионов Беларуси.

Предстоит сформировать современную инфраструктуру индустрии гостеприимства. Планируется создать в каждой области не менее одного туристического информационного центра.

Главными результатами развития туристической индустрии станут рост экспорта туристических услуг, а также увеличение численности организованных туристов и экскурсантов – граждан Беларуси, отправленных по маршрутам тура в пределах страны – в 1,5 раза за пятилетие.

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

Дляорганизации полноценной цифровой трансформации предстоит сформироватьнормативную правовую базу и внедрить действенные инструменты управления процессами цифровизации экономики.

Запланировано создание отраслевых и региональных цифровых платформ. В частности, в промышленности будут внедрены информационно-коммуникационные и передовые производственные технологии, базирующиеся на стыке технологий четвертой промышленной революции, вжилищно-коммунальном хозяйстве появится унифицированная информационная система учета потребления ресурсов и интеллектуального контроля зданий, получат развитие сервисы «умного дома», в 17 городах будет обеспечено использование элементов платформы «умный город».

Продолжится работа по внедрению технологий электронного правительства и элементов цифрового участия, что будет способствовать повышению качества государственного управления, в том числе на местном уровне.

Для создания развитой информационно-коммуникационной инфраструктуры планируется завершить строительство сети сотовой связи четвертого поколения (4G), внедрить сеть сотовой связи пятого поколения (5G), реализовать порядка 10 инфраструктурных проектов. Это позволит к концу 2025 года обеспечить охват не менее 99% населения услугами сотовой связи 4G и 5G.

Важный вектор – подготовка квалифицированных кадров для цифровой экономики. Для развития цифровых навыков белорусов будет создана образовательная платформа, разработаны программы обучения с использованием информационных технологий. На их базе будет осуществляться повышение «цифровой грамотности» населения.

РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Региональная политика будет направлена на повышение привлекательности для жизни, работы и бизнеса территорий, расположенных за пределами столицы и областных центров, продвижение сельского образа жизни. Будет обеспечен разносторонний подход к развитию регионов, оказаны точечные меры поддержки и стимулирования в зависимости от специализации и потенциала территорий.

Сильные центры будут способствовать ускоренному развитию прилегающих районов с постепенным вовлечением в общий территориально-хозяйственный комплекс. Так, например, в регионах появятся 13 кластеров, в том числе два IT-кластера, по одному – в сфере биотехнологий и «зеленой» экономики, аграрных биотехнологий, медико-фармацевтической промышленности, приборостроения и т.д.

В отстающих регионах акцент будет сделан на углубление использования местных ресурсов и компетенций, привлечение инвестиций в новые производства.

Предполагается расширить полномочия местной власти для поддержки создания новых предприятий и производств, в том числе предоставить им право самостоятельно определять меры в части распоряжения имуществом и земельными участками.

Реализация этих и других мероприятий позволит создать новые рабочие места, увеличить доходы населения, добиться положительных изменений в структуре региональной экономики.

В части создания комфортной и безопасной среды проживания в 2021–2025 годах будет сделан акцент на поддержку индивидуального жилья усадебного типа с объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. Планируется создать развитую инфраструктуру для велодвижения и средств персональной мобильности; имеющаяся инфраструктура будет адаптирована к стандартам доступности, в том числе для лиц с инвалидностью.

Комплексную застройку планируется осуществлять одним застройщиком, предусматривая размещение в жилых домах встроенных и пристроенных помещений общественного назначения. Появится возможность получения в собственность земельного участка для строительства индивидуального жилья. Также гражданам безвозмездно предоставят неиспользуемые земельные участки для строительства жилья на пустующих и брошенных территориях с условием наведения порядка как на самом участке, так и на прилегающей к нему территории.

Пристальное внимание будет уделено ценам на жилье. Средняя стоимость одного кв. метра жилья, строящегося с государственной поддержкой (без учета индивидуальных застройщиков), будет поддерживаться на уровне не выше средней заработной платы по стране.

В результате использования современных технологий строительства и развития финансовых инструментов (лизинг жилых помещений, жилищные строительные сбережения, ипотечное жилищное кредитование) уровень обеспеченности населения жильем в 2025 году составит не менее 28,5 кв. метров на человека.

Справочно.

Всего в работе форума примет участие 2,7 тыс. человек, представляющих все регионы Беларуси.

В ходе совещания по подготовке Всебелорусского народного собрания 28 декабря 2020 года Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко заявил, что сегодня, как и в период проведения первого Всебелорусского народного собрания в 1996 году, далеко не простое время для страны, подвергающейся сильному внешнему давлению. Однако это не станет препятствием для подведения итогов очередного пятилетнего этапа развития Беларуси и, как отметил Глава государства, откровенного разговора о том, чего достигли, что не получилось и по каким причинам. Участникам форума предстоит рассмотреть Программу социально-экономического развития на 2021–2025 годы, оценить те механизмы, с помощью которых предлагается обеспечить экономический рост и сохранить модель социального государства в сложнейших внешних условиях. Отличительной чертой народного собрания 2021 года будет являться обсуждение не только вопросов социально-экономического, но и общественно-политического развития Беларуси.

А.Г.Лукашенко обратил внимание на то, что все идеи, которые будут озвучены на предстоящем Всебелорусском народном собрании, обязаны служить одной цели – обеспечению благополучия белорусов. «Наши видение и предложения участникам собрания должны быть конкретными и отражать реальные проблемы и чаяния людей. Нам не нужны оторванные от жизни теории. Нужен ответ на существующие запросы общества. При этом следует изучить самый широкий спектр мнений и суждений наших граждан» – подчеркнул Глава государства.

Эти суждения и мнения аккумулировались на протяжении нескольких месяцев на диалоговых площадках, осуществлявших свою работу по всей стране. Такой формат выдвижения и обсуждения предложений по основным направлениям развития Республики Беларусь стал показательным примером наличия у нас в стране плюрализма мнений, необходимого для принятия правильных управленческих решений, выстраивания эффективного баланса между интересами государства и общества.

Итоги состоявшегося общественного диалога, а также кропотливой работы признанных специалистов в сфере народного хозяйства нашли свое отражение в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы, проект которой будет обсуждаться делегатами на Всебелорусском народном собрании и основные положения которой изложены ниже.


ДОСТИЖЕНИЯ ПЯТИЛЕТИЯ

Прошедшее пятилетие (2016–2020 гг.) оказалось сложным не только для Беларуси, но и для всего мирового сообщества. Несмотря на внешние вызовы и ограничения, нам удалось сохранить внутреннюю стабильность и не допустить обвала экономики. Главные достижения – рост уровня жизни населения, сохранение безопасности и суверенитета страны.

Белорусы стали жить лучше. В мировом рейтинге достижения 17 взаимосвязанных и неразделимых целей в области устойчивого развития, призванных преобразовать наш мир, Беларусь заняла 18 позицию среди 166 стран. По индексу человеческого капитала Всемирного банка мы вошли в ТОП-40, заняв 36 место из 174 государств по уровню производительности труда нового поколения работников.

Белорусы стали жить дольше. Ожидаемая продолжительность жизни сегодня составляет 74,5 года.

Каждому гражданину предоставлена возможность получить качественное образование. По индексу уровня образования республика сопоставима с передовыми европейскими странами и занимает 30 место из 189 государств.

Подтвердила свой высокий уровень белорусская медицина, прежде всего, педиатрия (особенно неонатология, кардиология, онкология, трансплантология). За прошедшие годы введено в эксплуатацию
69 поликлиник и больниц. По уровню развития медицины Беларусь занимает 59 позицию из 93 стран.

Инфляция уменьшилась до однозначных величин, ее уровень поддерживался в целевых значениях и относительно 2015 года снизился более чем в 1,5 раза. Повысилась доступность кредитов. Ставка рефинансирования уменьшилась более чем в 3 раза.

Уделено значительное внимание развитию бизнеса. Теперь предпринимательство вносит существенный вклад в экономику и обеспечивает более 40% экспорта товаров и 50% ВВП. В стране созданы благоприятные условия для развития частного сектора экономики.

Снизилась административная и контрольная нагрузка на бизнес. В рейтинге «DoingBusiness 2020» Беларусь заняла 49 позицию среди 190 экономик мира.

Вступив в мировой клуб государств, использующих энергию «мирного атома», наша страна получила экологически чистый источник энергии, который снизит зависимость страны от углеводородного сырья.

Беларусь входит в тройку лидеров по экспорту калийных удобрений, обеспечивая седьмую часть мирового производства.

Наша страна полностью обеспечивает себя продовольствием. Производство сельскохозяйственной продукции на душу населения соответствует уровню развитых стран и по многим позициям превышает показатели, достигнутые в странах ЕС: по мясу – в 1,2 раза, молоку – в 1,7 раза, овощам – в 1,4 раза.

Сохранена уникальная для полноценной и разнообразной жизни людей окружающая природная среда. По индексу экологической эффективности Беларусь в мировом рейтинге занимает 49 позицию из 180 стран.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

Не все результаты совпали с нашими прогнозами на пятилетие. Рост ВВП, экспорта, инвестиций в силу объективных причин оказался ниже запланированного. Неблагоприятные внешние факторы не могли не затронуть нашу открытую экономику. В то же время благодаря принятому Главой государства решению не останавливать производства удалось заметно смягчить последствия эпидемии для предприятий и в целом для экономики. Ее снижение оказалось меньше, чем у наших основных партнеров.

Вместе с тем страна по-прежнему сильно зависима от внешних рынков, в первую очередь от поставок углеводородного сырья.

Высокая долговая нагрузка, отсутствие оборотных средств у предприятий не позволили провести в полном объеме их техническое перевооружение. Как следствие, сегодня мы отстаем от стран ЕС по уровню производительности труда, прежде всего в государственном секторе экономики.

Продолжает сохраняться бюрократизм в принятии решений на местах.

Среди социальных проблем – уменьшение демографического потенциала и старение населения. Наблюдается межрегиональная диспропорция по уровню доходов. Недостаточно развита социальная инфраструктура, особенно в сельской местности.

На решение этих и других проблем, создание комфортных условий жизни и работы на белорусской земле, будет направлена деятельность государства в новом пятилетии.

ЦЕЛЬ И ПРИОРИТЕТЫ ПРЕДСТОЯЩЕГО ПЯТИЛЕТИЯ

Главная цель предстоящего пятилетия – обеспечение социальной стабильности в обществе и рост благосостояния граждан за счет качественного роста экономики, наращивания социального капитала, создания комфортных условий для жизни, работы и самореализации.

В основе этого – рост доходов, равновесные цены, эффективная занятость, доступное жилье, безопасный транспорт, доступные и высокотехнологичные услуги в здравоохранении и образовании.

Политика государства будет направлена на укрепление экономики и ее последующий устойчивый рост через повышение производительности труда и создание новых рабочих мест, стимулирование внутреннего потребления и наращивание экспорта.

Среди ключевых задач – сокращение зависимости экономического роста от углеводородного сырья, увеличение экспортного потенциала за счет высокотехнологичных товаров, запуск нового инвестиционного цикла.

Основными результатами достижения поставленной цели станут:

рост ВВП в реальном выражении в 2025 году – не менее чем в 1,2 раза к уровню 2020 года;

повышение ожидаемой продолжительности жизни до 76,5 лет;

рост инвестиций в основной капитал более чем в 1,2 раза к уровню 2020 года;

наращивание объемов экспорта товаров и услуг до 50 млрд. долларов США в 2025 году;

увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения за пятилетие в 1,2 раза, включая рост пенсионного обеспечения выше уровня инфляции.

Приоритеты развития:

счастливая семья – это укрепление традиционных семейных ценностей, в основе которых находятся здоровая семья, физическое и духовное благополучие, воспитание молодежи, обеспечение активной старости, забота о старшем поколении;

сильные регионы – это комфортные и безопасные условия жизни и труда, качественная и доступная социальная инфраструктура, высокая мобильность, инвестиции в новые производства и производительная занятость;

интеллектуальная страна – это образование и обучение, развитие науки, поддержка изобретательства и рационализаторства, раскрытие творческого потенциала. Это образовательная система нового типа, способная отвечать на вызовы современного социально-технологического уклада;

государство-партнер – это укрепление диалога и взаимного доверия между государством и обществом, государством и человеком, государством и бизнесом. Усилия будут направлены на формирование социальной стабильности и благополучие народа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.085 с.)