При президенте Российской Федерации». И государственной службы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При президенте Российской Федерации». И государственной службы



И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ВЛАДИМИРСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Кафедра теории и истории государства и права

(наименование кафедры)

 

 

  УТВЕРЖДЕНА решением кафедры теории и истории государства и права Протокол от «25» июня 2020 г. № 10  

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

М1.Б.01 Философия права

(индекс и наименование дисциплины (модуля), в соответствии с учебным планом)

 

по направлению подготовки (специальности)

40.04.01 Юриспруденция

(код и наименование направления подготовки (специальности))

 

Правовое обеспечение государственного и муниципального управления

направленность(и) (профиль (и)/специализация(ии))

 

Магистр

квалификация выпускника

Очная, заочная

форма(ы) обучения

  2020  
год набора  

Автор–составитель:

Д.ю.н., профессор, профессор кафедры теории и

истории государства и права                                                                               А.В. Аверин

                                                          

 

Заведующий кафедрой теории и

истории государства и права                                                                           В.А. Чирикин


Содержание

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.. 4

1.1. Наименование дисциплины, цели и задачи ее изучения. 4

1.2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.. 4

2. Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы. 6

2.1 Место дисциплины в структуре образовательной программы.. 6

2.2. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических и астрономических часов, выделенных на аудиторную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся. 7

3. Содержание и структура дисциплины.. 7

3.1. Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием отведенного на них количества академических и астрономических часов и видов учебных занятий. 7

4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине. 10

4.1. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 10

4.2. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине 11

4.2.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.. 11

4.2.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описания шкал оценивания. 14

4.2.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.. 14

4.2.4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций. 22

5. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 24

5.1. Основная литература. 24

5.2. Дополнительная литература. 25

5.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы.. 25

5.4. Нормативные правовые документы.. 25

5.5. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины.. 25

5.6. Иные источники. 25

6. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 26

7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы.. 27

7.1. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.. 27

7.2. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине. 27

 


1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

1.1. Наименование дисциплины, цели и задачи ее изучения

Основной целью дисциплины «Философия права» является философско-правовое образование обучающихся факультета права, формирование методологической правовой культуры и развитие логического мышления. Особое внимание в реализации этой цели уделяется мировоззренческим, методологическим, гносеологическим и аксиологическим аспектам философско-правовых знаний.

Задачами учебной дисциплины является:

- выявить генезис и историю развития права, в том числе различных теорий понимания права;

- познать основные философско-правовые закономерности и философско-правовые категории, основания философско-правового осмысления правовой реальности, принципы профессионального мышления современного юриста, основы правовой культуры;

- усвоить современные учения о соотношении права и закона;

- изучить основные этапы становления и развития философии права.

Реализация этих задач осуществляется благодаря системному изложению программы курса, опорными проблемами которого выступают: анализ предмета философии права, ее функций, эволюции философско-правовой мысли. Важным направлением раскрытия проблем являются методологические принципы и методы философии права. Особое место здесь занимает генетический принцип, т.е. принцип правового детерминизма и диалектика его познания.

Современная концепция философии права раскрывается с помощью внутренней логики таких проблем, как: сущность права, взаимодействие естественно-правового и позитивистского начала; философско-правовой подход к познанию соотношения права и нравственности; понимание права как справедливости; познание диалектической природы правового государства и демократии; анализ правовой технологии как системы эффективного конструирования права; познание современных закономерностей развития цивилизаций, роль и место в этих закономерностях устойчивого развития и права.

1.2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 

Процесс изучения дисциплины «Философия права» направлен на формирование следующих компетенций:

Таблица 1.

Планируемые результаты обучения по дисциплине

Код компетенции Наименование компетенции Код этапа освоения компетенции (очная/заочная формы обучения) Наименование этапа освоения компетенции

ОК-1

осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношением к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания

Очная форма – ОК-1.1 Формирование профессионального правосознания и социальной значимости будущей профессии
Заочная форма – ОК-1.1 Формирование профессионального правосознания и социальной значимости будущей профессии сточки зрения законодательства о государственной службы и их пенсионном обеспечении

ОК-2

способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста

Очная форма – ОК-2.1 Совершенствование интеллектуального и общекультурного уровня на основе правовой культуры и этического кодекса юриста
Заочная форма – ОК-2.1 Совершенствование интеллектуального и общекультурного уровня на основе правового регулирования государственной службы и этического кодекса юриста

ОК-3

способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень

Очная форма – ОК-3.1 Совершенствование общекультурного уровня
Заочная форма – ОК-3.1 Совершенствование общекультурного уровня

ОК-4

способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения

Очная форма – ОК-4.1 Формирование делового общения с использованием русского и иностранного языков
Заочная форма – ОК-4.1 Формирование делового общения с использованием русского и иностранного языков

ОК-5

компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом

Очная форма – ОК-5.1   Формирование практических умений и навыков в организации исследовательских работ
Заочная форма – ОК-5.1 Формирование практических умений и навыков в организации исследовательских работ

 

В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы:

Таблица 2.

Планируемые результаты освоения образовательной программы

Код этапа освоения компетенции (очная/заочная) Результаты обучения
Очная форма – ОК-1.1

на уровне знаний: знать основные философско-правовые закономерности и философско-правовые категории, основные концепции правопонимания, методологические основы юридических исследований, своеобразие европейской и российской философии права, концепции ценности права, свободы, справедливости, равенства

на уровне умений: уметь дискутировать, обосновывать свои аргументы на семинарских занятиях и диспутах, использовать философско-правовые идеи в правоприменительной деятельности

на уровне навыков: владеть основными навыками философско-правового анализа, навыками применения норм и принципов права в нестандартных юридических ситуациях

Заочная форма – ОК-1.1
Очная форма – ОК-2.1

на уровне знаний: знать принципы профессионального мышления современного юриста, основные концепции правопонимания, методологические основы юридических исследований, своеобразие европейской и российской философии права, концепции ценности права, свободы, справедливости, равенства

на уровне умений: уметь использовать философско-правовые идеи в правоприменительной деятельности

на уровне навыков: владеть навыками применения норм и принципов права в нестандартных юридических ситуациях

Заочная форма – ОК-2.1
Очная форма – ОК-3.1

на уровне знаний: знать принципы профессионального мышления современного юриста, основы правовой культуры.

на уровне умений: уметь отстаивать и выражать свои мысли, обосновывать свои аргументы на семинарских занятиях и диспутах

на уровне навыков: владеть основными навыками философско-правового анализа, приемами методологий правовой науки.

Заочная форма – ОК-3.1
Очная форма – ОК-4.1

на уровне знаний: знать правила построения речи и основные принципы уважительного общения

на уровне умений: уметь составлять предложения с использованием понятийно-категориального аппарата юридической науки

на уровне навыков: владеть навыками выражения своих мыслей в юридической сфере

Заочная форма – ОК-4.1
Очная форма – ОК-5.1

на уровне знаний: знать основные культурные и моральные нормы этического поведения профессионального юриста в коллективе

на уровне умений: уметь грамотно, всесторонне и многогранно осуществлять исследовательские работы в юридической сфере

на уровне навыков: владеть навыками управленческой деятельности в процессе осуществления профессиональной деятельности юриста

Заочная форма – ОК-5.1

2. Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы.

2.1 Место дисциплины в структуре образовательной программы

«Философия права» является одной из дисциплин базовой части общенаучного цикла, входит в дисциплины раздела М1.Б.01. Для успешного изучения дисциплины обучающемуся необходимо иметь знания, умения и компетенции, сформированные в ходе изучения обязательного минимума содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра.

Приступающий к освоению дисциплины, должен уметь:

- толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты;

- обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;

- юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

- разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

- принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

- вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

- систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе

До начала изучения дисциплины «Философия права» у обучающегося должны быть сформированы следующие компетенции:

Содержание компетенции Требования

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

 

Знать: З1 - основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития: основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления;
Уметь: У1 - применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности; применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности; формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценки и анализа различных социально значимых тенденций, фактов и явлений, обобщать и использовать современную научную и общекультурную информацию
Владеть: В1 - навыками целостного подхода к анализу проблем общества; культурой мышления, навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения5 дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

 

Знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе изучения дисциплины «Философия права», имеют основополагающее методологическое значение для изучения дисциплин: «История политических и правовых учений», «История и методология юридической науки», «Сравнительное правоведение» и др.

2.2. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических и астрономических часов, выделенных на аудиторную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

очная форма обучения

Общая трудоемкость дисциплинысоставляет 3 зачетных единицы (108 академ. часов/ 81 астр. час). Курс рассчитан на 4 академ. часа (3 астр. часа) лекций, 16 академ. часов (12 астр. часов) практических занятий, 2 академ. часа (1,5 астр. часа) на консультацию, 36 академ. часов (27 астр. часов) на подготовку к экзамену и 50 академ. часов (37,5 астр. часов) самостоятельной работы.

Промежуточная аттестация знаний и умений проводится с помощью сдачи экзамена в первом семестре на 1 курсе.

заочная форма обучения

Общая трудоемкость дисциплинысоставляет 3 зачетных единицы (108 академ. часов/ 81 астр. час). Курс рассчитан на 6 академ. часов (4,5 астр. часа) лекций, 10 академ. часов (7,5 астр. часов) практических занятий, 2 академ. часа (1,5 астр. часа) на консультацию, 9 академ. часов (6,75 астр. часов) на подготовку к экзамену и 81 академ. час (60,75 астр. часов) самостоятельной работы.

Промежуточная аттестация знаний и умений проводится с помощью сдачи экзамена на 1 курсе.

Таблица 3.

Объем дисциплины

Вид учебных занятий и самостоятельная работа

Объем дисциплины, академ. час/ астр. час

Всего:

Семестр, курс1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Очная форма обучения

Самостоятельная работа обучающихся (СР)

50/37,5 50/37,5                      

Консультация

2/1,5 2/1,5                      

Промежуточная аттестация

Форма2 Э. Э.                       академ. час/ астр. час 36/27 36/27                      

Заочная форма обучения

Самостоятельная работа обучающихся (СР)

81/60,75 81/60,75                      

Консультация

2/1,5 2/1,5                      

Промежуточная аттестация

Форма Э. Э.                       академ. час/ астр. час 9/6,75 9/6,75                      

Таблица 4.

Содержание дисциплины

№ п/п Наименование тем (разделов) Содержание тем (разделов)
1 Предмет и методология философии права Междисциплинарные связи философии и юридической науки в сфере изучения права и государства: история государственно-правовой мысли и современность. Особенности предмета и методологии философских и юридических учений о праве и государстве. Философия права и государства как философская и как юридическая дисциплина, их соотношение, взаимодополнение и взаимовлияние. Теоретико-познавательное, общемировоззренческое и методологическое значение общей философии и философии права и государства для юридических исследований проблем права и государства. История и современные концепции философии права и государства как научно-познавательный итог, идейно-теоретическое достижение и плодотворный результат общих творческих усилий представителей философии и юриспруденции. Место и значение философии права и государства в системе философских и юридических наук
2 Теории понимания права Божественные и профетические теории права. Идеалистические теории права. Позитивистские теории права. Исторические теории права. Социологические теории права. Психологическая теория права. Американские реалистические теории права. Скандинавские реалистические теории права. Феноменологические теории права. Школа критических правовых исследований
3 Типология различных концепций правопонимания и понятия государства Основные типы правопонимания и понятия государства: легизм (юридический позитивизм и неопозитивизм), естественноправовой подход, либертарно-юридическая теория. Сравнительный анализ идей, свойств и характеристик основных типов правопонимания и понятия государства. Методология познания как критерий типологии правопонимания. Тип правопонимания (и соответствующего понятия государства) как исходная теоретико-методологическая основа определенной концепции философии права и государства и определенной концепции (школы, направления) юриспруденции. Проблема дуализма объектов (право и государство) и единство предмета (сущностное единство понятия права и соответствующего правового понятия государства) любой теоретически последовательной и непротиворечивой концепции юриспруденции и философии права и государства. Решение этой проблемы и преодоление данного дуализма объектов на понятийном уровне с позиций различных типов понимания (и понятия) права и государства
4 Формальное равенство как сущность и принцип права и государства Содержание и смысл принципа формального равенства. Абстрактно-всеобщий характер формального равенства. Формальное равенство как синтезированное триединство всеобщей равной меры свободы и справедливости. Формальное равенство и "фактическое равенство". Право и уравниловка
5 Право как всеобщая форма и равная мера свободы и справедливости Право как всеобщая и необходимая форма и равная мера свободы и справедливости. Воля в праве. Проблема свободы воли. Свобода воли и произвол. Согласование свободы одного субъекта со свободой других субъектов по общей норме правовой свободы. Структура и граница правовой свободы: управомочивания и запреты в праве. Одинаковая (всеобщая и равная) для всех правовая форма и мера справедливости как отрицание привилегий. Понятие и виды справедливости. Развитие идеи справедливости в философии права. Современные интерпретации идеи справедливости. Прогресс содержания правового равенства, свободы и справедливости в социально-историческом развитии человечества
6 Право и закон, их различение и соотношение Философско-правовая и юридико-теоретическая концепция различения и соотношения (совпадения или расхождения) права и закона как форма (и способ) трактовки различения и соотношения в правовой сфере объективной (независящей от воли законодателя, от произвола властей и т.д.) сущности и общеобязательного явления (в виде официально-властных установлений принудительного характера). Проблема соответствия или несоответствия закона как явления (официально-властных установлений, т.е. норм, правил, положений позитивного права) праву как сущности (требованиям принципа формального равенства). Формальная и материальная концепции закона. Правовой закон и правонарушающее (неправовое, правоотрицающее) законодательство. Концепции различения и соотношения права и закона: история и современность
7 Проблемы онтологии, гносеологии и аксиологии права и государства Философский и юридический анализ онтологических, гносеологических и аксиологических проблем права и государства. Взаимосвязи юридической онтологии (что есть право и государство?), гносеологии (как они познаются?) и аксиологии (в чем их ценность?). Позитивистские (легистские) концепции онтологии, гносеологии и аксиологии права и государства. Естественноправовые концепции онтологии, гносеологии и аксиологии права и государства. Либертарно-юридическая концепция онтологии, гносеологии и аксиологии права и государства
8 Права человека и права гражданина Право как форма бытия и осуществления свободы людей. Концепции прав человека и прав гражданина: история современность. Идеи естественных, прирожденных, неотчуждаемых прав и свобод человека. Концепция "октроированных" прав. Права человека и права гражданина: их различие и соотношение. Развитие института прав человека в современном мире. Направления динамики института прав человека.
9 Концепция общего блага Понятие "общее благо" как фундаментальная категория философии права и государства. Идея "общего блага" в философских и юридических учениях античности, средневековья, нового и новейшего времени. Общее благо, равенство и справедливость. Право и государство как формы выражения и утверждения общего блага. Согласование и компромисс интересов в концепции общего блага. Место и значение индивидуального блага в концепции общего блага. Философско-правовой анализ понятий "общее благо", "общая воля" и "воля для всех" в их различении и соотношении
10 Правовое государство Соотношение и взаимодействие права и государства: правовые формы организации и деятельности государства и государственные формы признания, выражения и защиты права. История идей и концепций правовой государственности. Законность и справедливость. Понятие современного правового государства как специальной конструкции правовой организации и функционирования публичной власти свободных людей. Правовое государство и государство законов ("государство законности"). Необходимые условия для формирования и утверждения правового государства. Гражданское общество и правовое государство. Анализ природы и основных характеристик правового государства. Основные компоненты современного правового государства: официально-властное признание, закрепление (в конституциях, декларациях, других официальных актах) и соблюдение прирожденных и неотчуждаемых прав и свобод человека, верховенства правового закона и принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Система сдержек и противовесов в условиях разделения властей. Формы согласованного взаимодействия различных властей. Развития института разделения властей.
11 Право и государство в системе социальной регуляции Различные виды социальных норм и формы социальной власти (авторитета). Социальные нормы (правовые, моральные, нравственные, религиозные, эстетические, корпоративные и т.д.) и соответствующие формы власти как средства социальной регуляции поведения людей, упорядочения их взаимоотношений. Общие черты и отличительные особенности этих социальных регуляторов, специфика их санкций. Место и роль права и государства в системе социальной регуляции. Особенности командно-административного типа социальной регуляции. Особенности правового (государственно-правового) типа социальной регуляции. Силовое и договорное регулирование. Право и экономика: генезис и соотношение. Соотношение и взаимодействие права с другими социальными нормами. Эстетика правового мышления, общения и регулирования. Правонарушающее законодательство. Право и мораль. Право и нравственность. Право и религия. Право и корпоративные нормы. Право и сила. Право и политика. Социальное государство. Историческая эволюция и смена ведущей роли различных видов социальных регуляторов (и норм) в соционормативной системе общества

 

Таблица 5.

Структура дисциплины

№ п/п

Наименование тем (разделов)

Объем дисциплины, академ. час./ астр. час.

Форма текущего контроля успеваемости3, промежуточной аттестации

Всего

Очная форма обучения

Семестр

Тема 1 Предмет и методология философии права 6/4,5 1/0,75     5/3,75 Н, О Тема 2 Теории понимания права 8/6 1/0,75   2/1,5 5/3,75 Н, Док Тема 3 Типология различных концепций правопонимания и понятия государства 6/4,5 1/0,75     5/3,75 Н, О Тема 4 Формальное равенство как сущность и принцип права и государства 7/5,25     2/1,5 5/3,75 Н, Док Тема 5 Право как всеобщая форма и равная мера свободы и справедливости 7/5,25     2/1,5 5/3,75 Д Тема 6 Право и закон, их различение и соотношение 8/6 1/0,75   2/1,5 5/3,75 Н, О Тема 7 Проблемы онтологии, гносеологии и аксиологии права и государства 6/4,5     2/1,5 4/3 Н, О Тема 8 Права человека и права гражданина 5/3,75     1/0,75 4/3 Н, О Тема 9 Концепция общего блага 6/4,5     2/1,5 4/3 Н, Док Тема 10 Правовое государство 6/4,5     2/1,5 4/3 Н, О Тема 11 Право и государство в системе социальной регуляции 5/3,75     1/0,75 4/3 Н, О

Консультация

2/1,5          

Промежуточная аттестация

36,27         Э.

Всего:

108/81 4/3   16/12 50/37,5  

Заочная форма обучения

Тема 1 Предмет и методология философии права 9/6,75 2/1,5     7/5,25 Н, О Тема 2 Теории понимания права 9/6,75 2/1,5     7/5,25 Н, Док Тема 3 Типология различных концепций правопонимания и понятия государства 7/5,25       7/5,25 Н, О Тема 4 Формальное равенство как сущность и принцип права и государства 9/6,75     2/1,5 7/5,25 Н, Док Тема 5 Право как всеобщая форма и равная мера свободы и справедливости 9/6,75     2/1,5 7/5,25 Д Тема 6 Право и закон, их различение и соотношение 9/6,75     2/1,5 7/5,25 Н, О Тема 7 Проблемы онтологии, гносеологии и аксиологии права и государства 9/6,75     2/1,5 7/5,25 Н, О Тема 8 Права человека и права гражданина 10/7,5     2/1,5 8/6 Н,О Тема 9 Концепция общего блага 8/6       8/6 Н, Док Тема 10 Правовое государство 10/7,5 2/1,5     8/6 Н, О Тема 11 Право и государство в системе социальной регуляции 8/6       8/6 Н, О

Консультация

2/1,5          

Промежуточная аттестация

9/6,75         Э.

Всего:

108/81 6/4,5   10/7,5 81/60,75  

Примечание: 3 – формы текущего контроля успеваемости: наблюдение (Н), опрос * (О), доклад* (Док), дискуссия * (Д).

*Занятие проводится с использованием интерактивных форм

4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине.

4.1. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Трудоемкость самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Философия права» по очной форме обучения составляет - 50 академ. ч. (37,5 астр. ч.), по заочной – 81 академ. ч. (60,75 астр. ч.).

Таблица 6.

Вопросы для самостоятельного изучения

Темы

Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

Таблица 7.

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.067 с.)