Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мировоззрение (концепция) практического психолога
|
||
Понимает сложность исследования человеческой индивидуальности и воздействия на нее, осознает невозможность многомерного ее описания в рамках одной концепции и поэтому стремится использовать в работе множество концепций. | Не имеет ясной концепция или имеет одну, содержание и хождение которой не рефлексирует и ясно не осознает. | ||
4. Культурная продуктивность практического психолога | |||
Способен к выработке множества идей и моделей поведения, как в своей культуре, так и в рамках других культур, что позволяет ему присоединиться к миру клиента, обрести понимание жизненного пути, отличного от собственного. | Действует только в рамках собственной культуры, которую он понимает лишь через содержание своей Я-концепции (часто неадекватной). | ||
5. Конфиденциальность | |||
Четко рефлексирует содержание получаемой психологической информации, умеет хранить профессиональные тайны. | Нарушает правила конфиденциальности, склонен к распространению конфиденциальной информации | ||
6. Ограничения в деятельности практического психолога | |||
Реально оценивает свои возможности и границы компетентности, готов к сотрудничеству с представителями смежных профессий и коллегами. | Работает без ограничений, берется за любую проблему, не желает работать с другими профессионалами, считает все свои действия правильными. | ||
7.Межличностное влияние в работе практического психолога | |||
Осознает и фиксирует взаимовлияние его и клиента, постоянно рефлексирует свои чувства, мысли, желания; учитывает результаты межличностного влияния. | Не понимает, не принимает и не учитывает межличностного влияния во взаимодействии с клиентом. | ||
8. Человеческое достоинство | |||
Уважение достоинства клиента – это аксиома. В частности, обеспечивает адекватность для клиента используемого психологического словаря. | Может демонстрировать неуважительное или даже оскорбительное отношение к клиенту, придает сверхзначимость своей профессии, занимает позицию «сверху», использует псевдонаучный жаргон, перегружая речь специальной терминологией. | ||
9. Обобщенная теория | |||
Активно рефлексирует содержание обобщенной теории, осваивает новые теории и подходы; иногда способен к выработке собственной концепции психологической помощи, открыт для восприятия альтернативных точек зрения. | Привязан к одному подходу, критично оценивает другие возможные точки зрения, принимает известный ему подход за единственно верный; не усваивает обобщенную теорию как личный способ мышления. | ||
10. Отношение к обобщенной теории
| |||
Видит в теории отражение реальности, которое может меняться в зависимости от изменения реальности клиентов, осознает факт существования в любой теории предмета и разных способов его описания. | Игнорирует способы мышления авторов разных теорий, не выделяет предмета теории и способов его описания, не соотносит свою теорию с другими. |
Принципиальные отличия психолога-профессионала от «психолога-любителя»:
1. Наличие теоретической базы у специалиста (систематизированные, обобщенные представления о психике и психологии).
2. Опора специалиста на метод научного познания (способность ориентироваться в многообразных научных проблемах и уметь находить их там, где обыватель их просто не способен распознать).
3. Использование специалистом специальных разработанных в психологии средств – методик, научно обоснованных и подтвердивших себя на практике конкретных способов деятельности, направленных на достижение определенной цели – научной, диагностической, формирующей (важно выбирать методики, адекватные поставленным задачам).
4. Особая ответственность психолога-профессионала (формирование чувства ответственности у консультируемых клиентов).
5. Психолог-профессионал поддерживает связь со своими коллегами, со смежными специалистами, бывшими сокурсниками, преподавателями (обмен опытом благодаря психологическим профессиональным сообществам).
6. Наличие у психолога-профессионала документа о высшем психологическом образовании (диплом служит знаком профессионализма).
7. Особый профессиональный такт и следование профессионально-этическим нормам у психолога-профессионала (уважение к личности клиента, создание условий для самостоятельного решения своих жизненных сложностей).
8. Способность к профессиональному развитию и саморазвитию психолога-профессионала (умение мобилизовываться для самостоятельного освоения знаний или новой методики, делать это осмысленно и систематизированно).
|
9. Развитая профессиональная гигиена труда у психолога-профессионала (сохранение своего психического и физического здоровья при оказании психологической помощи другим людям).
10. Осторожное и критичное отношение к существующим и нарождающимся в немалом количестве новым методам, которые претендуют на то, чтобы считаться психологическими, но не являющиеся таковыми (астрология, хиромантия и др.) Профессиональная психология должна удерживать свой предмет и свои научные критерии анализа.
Тема 3. Профессиональная этика психолога
В Приложении представлен Этический кодекс психолога Российского Психологического Общества
Основные этические принципы работы психолога:
1. Принцип ненанесения ущерба клиенту
2. Принцип профессиональной компетентности (не перекладывай сложные психологические методики неподготовленным специалистам и сам используй методики, которыми в должной степени владеешь).
3. Принцип конфиденциальности.
4. Принцип добровольности участия клиента в психологических процедурах.
5. Принцип объективности и беспристрастности
6. Принцип уважения своих коллег по работе, их права на профессиональное творчество и самостоятельный выбор методов работы.
7. Принцип уважения себя как человека и как специалиста.
Основные этические проблемы в профессиональной деятельности психолога:
1. Проблема власти над сознанием клиента (психолог входит в доверие к клиенту, принимая за него важнейшие жизненные решения);
2. Проблема самокрасования психолога на работе (перед клиентами и даже перед коллегами);
3. «Соблазн» следования «методическим модам» (психолог приобретает и осваивает новомодные методики, которые не всегда являются апробированными и действительно лучшими);
4. Проблема платности психологических услуг, проблема «денег-подарков» (брать или не брать деньги с клиента, какие психологические услуги могут или должны быть платными);
5. Проблема близких отношений психолога с клиентом (корректное построение отношений с детьми и подростками, недопущение неформальных отношений);
6. «Соблазн» работать с полной отдачей, забывая о своих личных интересах и здоровье – «синдром эмоционального сгорания» (психогигиена труда);
7. Проблема «интересного» и «скучного» клиента (психолог обязан пересилить себе первоначальную неприязнь к клиенту и попробовать организовать с ним диалог);
8. Проблема «раннего прозрения клиента» (психолог не должен и не обязан поддерживать клиента, имеющего негативные намерения);
9. Проблема «позднего прозрения» клиента (не следует говорить в глаза всем подряд только то, что думаешь – это неэтично и непрофессионально, для каждого человека должна быть своя правда);
10. «Прозрение» самого психолога (если психолог почувствовал, что кризис разочарования в своей профессии не преодолим, то лучше признаться в этом и сменить профессию);
11. Неверие в возможности клиента самому разрешить свою психологическую проблему («оправдание» недопустимого превращения клиента в «пассивный объект» своих воздействий);
12. Работа без должной теоретической и методической подготовки(психолог берется за решение сложных проблем, не имея для этого ни опыта, ни квалификации);
|
13. Проблема критериев оценки эффективности психологической помощи (оценить истинный эффект помощи бывает затруднительно, так как помощь в решении сложных психологических проблем часто предполагает отсроченный эффект);
14. Отсутствие в стране на данный момент ее развития идеалов личностного и профессионального самоопределения (отсутствие ответа на вопрос – кто может выступать образцом для подражания, что затрудняет психологам оказывать полноценную помощь самоопределяющимся клиентам);
15. Проблема «сапожника без сапог» (у многих психологов имеется немало собственных психологических проблем, что наталкивает на вопрос – имеют ли они право помогать другим людям, сами не разобравшись до конца со своими проблемами);
16. Проблема неизбежности профессиональных «секретов» психолога-практика от клиента, от администрации и даже от своих коллег (не следует рассказывать обовсех нюансах своей работы клиентам, администрации и коллегам-психологам).
Тема 4. Психологи как профессиональная общность
Профессионалы – не только психологи, но и представители многих других профессий организуют сообщества (союзы, ассоциации, объединения), действующие как общественные организации и служащие главным образом целям профессионального общения, обмена опытом, выработки стратегий и тактик профессионального развития, выявлению резервов и перспектив. Эти сообщества различны по масштабам, объединяя как всех профессионалов, так и профессионалов определенного региона, либо определенного направления.
Крупнейшая международная организация психологов – Международный союз психологической науки – The International Union of Psychogical Science, основанный в 1951г. и в настоящее время объединяющий психологов 54 стран (национальных психологических ассоциаций). В составе этого Союза Россию представляет Российское психологическое общество при Президиуме Российской академии наук, о котором речь ниже. Международный союз организует всемирные психологические конгрессы, последний из которых прошел с 23 по 28 июля 2016 года в г. Иокогама (Япония) – там состоялся XХХI Международный психологический конгресс, в котором приняло участие более 8 тысяч специалистов из более чем 150 стран мира. Помимо национальных ассоциаций, в Союз входят различные международные объединения специализированной направленности, например, Международная ассоциация прикладной психологии, Европейская ассоциация экспериментальных социальных психологов, Европейская ассоциация психологии личности, Международное общество изучения развития поведения и ряд других. Наряду с всемирными психологическими конгрессами, Союз организует и конференции по специальным тематикам.
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.013 с.)