Толкование блаженного Феофилакта Болгарского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского



Толкование блаженного Феофилакта Болгарского

На Послание к евреям святого апостола Павла.

Глава 9

Евр.9:1. И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное.

Евр.9:2. ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов (ср. Исх.10:22–25), и которая называется Cвятое.

Евр.9:3. За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых.

Евр.9:4. имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета,

Где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,

Евр.9:5. а над ним херувимы славы, (ср. Исх.25:18–20) осеняющие очистилище;

О чем не нужно теперь говорить подробно.

Евр.9:6. При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;

Евр.9:7. а во вторую – однажды в год один только первосвященник, не без крови,

Которую приносит за себя и за грехи неведения народа.

Евр.9:8. Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стои́т прежняя скиния.

Евр.9:9. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего,

Евр.9:10. и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления.

Евр.9:11. Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею,

Нерукотворенною, то есть не такового устроения,

Евр.9:12. и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище

И приобрел вечное искупление.

Евр.9:13. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, (ср. Лев.16, Числ.19.)

Евр.9:14. то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым9 принес Себя непорочного Богу,

очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!

Евр.9:15. И потому Он есть ходатай нового завета,

дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете,

призванные к вечному наследию10 получили обетованное.

Евр.9:16. Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя,

Евр.9:17. потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив.

Евр.9:18. Почему и первый завет был утвержден не без крови. (Ср. Исх.24:5)

Евр.9:19. Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом. (Исх.24:7)

Взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ, (Ср. Исх.24:8)

Евр.9:20. говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог. (Ср. Исх.24:8)

Евр.9:21. Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные. (Ср. Исх.40:9–11; Лев.8:30)

Евр.9:22. Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.

Евр.9:23. Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное

Лучшими сих жертвами.

Евр.9:24. Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,

Евр.9:25. и не для того, чтобы многократно приносить Себя,

Как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;

Евр.9:26. иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира;

Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.

Евр.9:27. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,

Евр.9:28. Так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих,

во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского

И святилище земное.

"Земным» называет его потому, что дозволялось входить в него и в одном и том же здании известно было место, где стояли иудеи, назореи, прозелиты и эллины. Так как оно было доступно и язычникам, то и называет его "земным" (κοσμικόν – мирским).

Евр.9:5. а над ним

То есть над ковчегом.

Осеняющие очистилище;

«Очистилищем» назвал крышку ковчега, как ты более точно узнаешь об этом из самого Писания, и, прельщаемый словами некоторых, не подумай, что это – что-нибудь иное. Конечно, он этим указал на Христа, Который сделался умилостивлением за наши грехи. Запечатлел все, что было в Ветхом Завете, и утвердил.

Не без крови,

После того, как назвал крест жертвой, и без огня, и без дров, и не часто приносимой, показывает, что и ветхозаветная жертва была такова; ибо однажды приносилась с кровью. Некоторые спрашивали, каким образом в книге Исход написано: да кадит над золотым жертвенником, который, очевидно, находился во Святая Святых, «да кадит Аарон фимиамом сложенным благовонным рано»; «На нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда приготовляет лампады, будет курить им» (Исх.30:7–8), так что каждый день дважды входил первосвященник во Святая Святых с тем, чтобы кадить над тем местом, – где находился золотой жертвенник. Итак, как апостол говорит здесь, что этот первосвященник входил однажды в год? И решают, что однажды в год первосвященник входил с кровью, с фимиамом – дважды в день. Однако ты знай, что они напрасно сомневались и по неведению: не в золотой кадильнице Аарон кадил фимиамом дважды в день, но над золотым жертвенником, последний же находился не в Святая Святых, но в средней скинии; в ней же светильник и трапеза: тогда как с золотой кадильницей он входил во Святая Святых действительно однажды в год. Ибо иное – кадильница, и иное – жертвенник. Я указал на это недоумение для того, чтобы читающий эти слова, услышав о сомнении от других, не был введен в заблуждение, подумав, что оно – здраво.

Однажды вошел во святилище

То есть на небо.

Самое же небесное

Подразумевается то, что принадлежит Церкви, нам.

Лучшими сих жертвами.

Так как наши лучше иудейских и лучше настолько, насколько небо лучше земли, – и действительно, им обещаны земные блага, а наше наследство – небо, – то, по всей справедливости, наши священнодействия достойны лучшей и более величественной жертвы, Крови Сына Божия, очищающей нас более совершенно. Таким образом, смерть Христа произошла не только для утверждения завета, но и для совершения истинного очищения, очищения души. О благодеяниях же смерти он напоминает потому, что многим она казалась бесчестной, и особенно крестная смерть.

Евр.9:24. Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,

Иудеи очень превозносились своим храмом; ибо нигде на земле не было такого храма ни по красоте, ни по великолепию. Так как иудеи увлекались телесным, то Бог повелел соорудить его великолепнейшим образом. Поэтому к нему приходили даже с концов земли (Деян.2:5–10). Что же делает Павел? Как поступил он по отношению к жертвам и ниспроверг их, противопоставив им смерть Христа, так и здесь, противопоставив храму небо, показывает различие. Прочие архиереи входили «в рукотворенное святилище», которое было «по образу истинного устроенное», то есть было образом неба. Ибо оно было «истинное» святилище. Христос же вошел в самое небо, хотя все наполняет и везде присутствует; но Павел говорит это в отношении к человеческой сущности. Различие же показывает не только для этого, но и чтобы показать, что наш Первосвященник – ближе к Богу. Ибо ветхозаветные первосвященники видели Бога чрез символы, Христос же созерцает Самого Бога, явившись «пред лице Божие». И это сказано по снисхождению Его, по Его человеческой природе. Что значит: "за нас"? Вошел, говорит, с жертвой, могущей умилостивить Отца, а также примирить нас с ангелами: ибо и те враждебно относились к нам, как врагам Господа их. Посему ныне является "за нас"; "ныне" обозначает, что Он вошел, как Первосвященник; ибо вошел ради нашего примирения.

С чужою кровью;

И в этом превосходство. Тот – «с чужою кровью», тельцов и козлов, Христос же – со Своею собственной.

Чтобы подъять грехи многих,

Как на Литургии мы возносим грехи и говорим: волею и неволею мы согрешили, прости, то есть мы прежде вспоминаем о грехах, а потом просим прощения, – так и Сам Он сказал Отцу: «за них Я посвящаю Себя» (Ин.17:19). Или: вознес грехи, то есть снял их с людей и принес к Отцу, чтобы Он отпустил их. Почему же сказал "многих", а не всех? Потому, что не все уверовали. Смерть Его соответствовала погибели всех, и, насколько от Него зависит, Он умер за всех. Вознес же грехи не всех, потому что они сами не желали этого. Посему они сделали для себя смерть Сына Божия бесполезной, что и достойно ужаса. Так объясняет святой Иоанн Златоуст. Я нашел у него на следующее место в Евангелии: «и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:28) заметку, объясняющую это выражение: «"многих» – вместо: «всех», ибо и «все – многие"".

во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.

Он умер, говорит, подъяв грехи наши и принесши их Отцу, чтобы изгладить их, ради чего Он и умер. Ибо Тому, Кто не знал греха, Отец вменил грех, так как Он, Христос, усвоил Себе наше естество. «Во второй раз явится», не нося на Себе уже более грехов и не имея нужды ради них во второй смерти, но как Судия «для ожидающих Его во спасение», то есть верующим в Него и ожидающим пришествия Его: очевидно, и живущим достойно спасения. Конечно, Он придет не только для спасения, но и для наказания неверующих и грешников, но апостол сказал только радостное.

* * *

8

«То есть принесение собственного Его тела в жертву за наши грехи» – по другому чтению блж. Феофилакта.

9

У блж. Феофилакта читается: «Духом вечным».

10

У блж. Феофилакга читается: «вечной жизни и наследию».

*****

По славянски "отнюдь", в русском переводе – "почти". – Прим. ред.

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.126.5 (0.014 с.)