Толкование блаженного Феофилакта Болгарского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского



Толкование блаженного Феофилакта Болгарского

На Послание к евреям святого апостола Павла.

Глава 11

Евр.11:1. Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.

Евр.11:2. В ней свидетельствованы древние.

Евр.11:3. Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.

Евр.11:4. Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; (Быт.4:3–5)

ею получил свидетельство, что он праведен, как освидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит (λαλεί) еще.

Евр.11:5. Верою Енох переселен был так, что не видел смерти (Ср. Быт.5:24); и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.

Евр.11:6. А без веры угодить Богу невозможно17;

Ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.

Евр.11:7. Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; (Быт.6) ею осудил он (весь) мир и сделался наследником праведности по вере.

Евр.11:8. Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие,

И пошел, не зная, куда идет.

Евр.11:9. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах

С Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования;

Евр.11:10. ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.

Евр.11:11. Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени,

И не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший.

Евр.11:12. И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.

Евр.11:13. Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались.

И говорили о себе, что они странники, и пришельцы на земле;

Евр.11:14. ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.

Евр.11:15. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться;

Евр.11:16. но они стремились к лучшему, то есть к небесному;

Посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.

Евр.11:17. Верою Авраам, будучи искушаем, (Быт.22) принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,

Евр.11:18. о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.

Евр.11:19. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.

Евр.11:20. Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.

Евр.11:21. Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова (Ср. Быт.48) и поклонился на верх жезла своего.

Евр.11:22. Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.

Евр.11:23. Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.

Евр.11:24. Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой,

Евр.11:25. и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение,

Евр.11:26. и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища;

Ибо он взирал на воздаяние.

Евр.11:27. Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского,

Ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.

Евр.11:28. Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.

Евр.11:29. Верою перешли они Чермное море, как по суше, – на что покусившись, Египтяне потонули.

Евр.11:30. Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.

Евр.11:31. Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем) 18, не погибла с неверными.

Евр.11:32. И что еще скажу?

Недостанет мне времени, чтобы повествовать

О Гедеоне (ср. Суд.6:11–26), о Вараке (ср. Суд.4:4–9), о Самсоне (ср. Суд.14–16) и Иеффае (ср. Суд.11–12), о Давиде (ср. 1Цар.16–31, 2Цар.1–24 и др.), Самуиле (ср. 1Цар.1–10) и (других) пророках,

Евр.11:33. которые верою побеждали царства, (ср. Суд.7) творили правду, получали обетования,

Заграждали уста львов,

Евр.11:34. угашали силу огня, избегали острия меча. укреплялись от немощи,

И уверенность в невидимом.

«Уверенность», то есть показание, обнаружение "невидимого». Ибо она делает то, что эти вещи созерцаются нашим умом, как существующие. Итак, если вера имеет такую силу, то зачем вы хотите на самом деле увидеть их, чтобы отпасть от веры? Ведь это есть не что иное, как отпадение от того, чем живы праведники. Ибо «праведный верою жив будет» (Авв.2:4; Рим.1:17).

Ею осудил он (весь) мир

То есть показал, что они достойны наказания, так как они, даже и видя, что строился в это время ковчег, не пришли в чувство, или не поверили, что будет потоп.

И жил в шатрах

Он населил землю настолько ему чужую, что не имел даже собственного дома, но жил в шатрах, что свойственно пришельцам, кои, не имея собственного участка, переходят с одного места на другое.

Ибо Он приготовил им город.

Он настолько не стыдится их, что считает их своими, что приготовил им город, которого они желали, город на небесах.

Ибо он взирал на воздаяние.

Очевидно, очами веры.

Евр.11:32. И что еще скажу?

Доведя речь до блудницы и достаточно пристыдив их качеством этого лица, потом ради краткости не перечисляет всех по отдельности, чтобы не показаться не знающим приличия: однако и не умалчивает совсем, но, казалось бы, прекращая речь, не оставляет без внимания. И таким образом, и не утомляет слушателя, и нисколько не хуже поучает тому, чего хочет, чрез перечисление большого количества лиц.

Творили правду,

Кто? Они же и Самсон. Они отразили врагов своих сородичей и единоплеменников, явившись, с одной стороны, человеколюбивыми по отношению к своим, с другой, – восстав на врагов, обижавших их. В этом и заключается свойство "правды» – воздавать каждому по достоинству.

Получали обетования,

Как например, Давид. Ибо говорит: «клялся Господь Давиду: от плода чрева твоего посажу на престоле твоем» (Пс.131:11). Чувственно это исполнилось на Соломоне, духовно же – на Господе Иисусе, Истинном Соломоне, мирном, самом Мире. Так толкуют имя Соломон, то есть мирный.

Заграждали уста львов,

Даниил (Дан.6;Дан.14) и Самсон.

Избегали острия меча.

Также три отрока, или вернее сказать – Илия – меча Иезавели (3Цар.2–18) и сам Давид – меча Саула.

Укреплялись от немощи,

Возвратившиеся из плена вавилонского: ибо они ничем не отличались от костей мертвецов, как сказано у Иезекииля (Иез.37:11–14). Но и немощный Езекия получил прибавление жизни (4Цар.20:1–11).

Иные же замучены были,

То есть обезглавлены, как Иоанн Креститель (Мф.14:3–11), как Иаков, сын Зеведеев (Деян.12:2). Некоторые, впрочем, мучение объясняли в смысле бичевания палками.

Не приняв освобождения,

То есть они могли бы не обличать тех, кого они обличали, и таким образом избавиться от наносимого им наказания, но они не пожелали этого.

И побои,

Многие из пророков, потом Петр и Иоанн (Деян.5:40–41).

А также узы и темницу,

Например, Иеремия (Иер.33:1) и Михей (3Цар.22:26), и впоследствии апостолы, например, Петр и Иоанн (см. Деян.5:18 и др.).

Умирали от меча,

Например, Михей и Захария, Иоанн Креститель и Иаков. Смотри, как одни по вере «избегали острия меча», другие же «умирали от меча». Таково значение веры; она совершает великие подвиги и терпит великие мучения, и при этом нисколько не думает, что страдает. Итак, почему вы, никогда еще не испытавшие ничего подобного, сетуете?

скитались в ми́лотях и козьих кожах,

Например, ученики Илии, – так они были нестяжательны. Так как евреи еще не имели такого понятия об апостолах, то после упоминания о них переходит к славному пророку, взятому на небо. Выражение «скитались» обозначает, что они подвергались преследованиям, и потому не оставались в одном месте. "Милоть" же – это кожа козы, или овцы.

Терпя недостатки,

Например, тот же самый Илия и Елисей. Ибо женщины питали их.

Скорби, озлобления;

Не мало скорбей доставляла Илии Иезавель, преследовавшая его.

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.162.87 (0.02 с.)