Пакет методик и материалов, используемых учителем-дефектологом, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пакет методик и материалов, используемых учителем-дефектологом,



Пакет методик и материалов, используемых учителем-дефектологом,

для проведения диагностики детей с ОВЗ.

 

Методические средства. Диагностические средства. Краткая аннотация Оцениваются следующие показатели Ограничения

Методические средства для оценки развития детей младенческого и ясельного возраста (от 0 до 2)

1.Оценка зрительного восприятия Исследование когнитивного развития. Важным условием применения методики является подбор игрового материала. В отношении детей с нарушениями зрения допустимо использование игрушек с световыми эффектами. Выготский Л.Г. Лурия А.Р. и др. Устойчивость зрительного прослеживания. Ограничения полей зрения. Уровень помощи взрослого. Методика не может быть использована для детей с тяжёлыми нарушениями зрения, с выраженными нарушениями аутистического спектра в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.
2.Нанизывание Предназначается для исследования особенностей общего моторного развития, развития зрительного восприятия и координации глаз-рука. В отношении детей с негрубыми нарушениями двигательной сферы допустимо использование более удобных для захвата колец (больших по размеру) и штырька.   Венгер А.Л., Пилюгина Э.Г. и др. Устойчивость зрительного прослеживания. Общемоторные навыки. Зрительное соотнесение по цвету. Внимание. Уровень помощи взрослого принятие задания. Отношение к результату своей деятельности. Методика может быть использована для детей с тяжёлыми нарушениями зрения (тотальная слепота, выраженная степень слабовидения), при этом оценивается не зрительное восприятие, а тактильные ощущения. Не используется данная методика с детьми с выраженными нарушениями аутистического спектра в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими, в том числе, при наличии тяжёлых форм ДЦП.
3.Сличение предмета и его изображения Методика основана на любимой детской игре в куклы. Предназначается для исследования особенностей когнитивного и речевого развития ребёнка. В отношении детей с нарушениями зрения допустимо использование картинок большего размера. Ребёнок сличает или не сличает изображение и игрушку. Принятие задания. Обучаемость. Отношение к своей деятельности. Понимание и использование речи.   Методика может быть использована для детей с тяжёлыми нарушениями зрения. Не используется данная методика с детьми с выраженными нарушениями аутистического спектра в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими
4.Знание частей тела. Изначально методика предназначалась для исследования детей с интеллектуальными нарушениями (С.Д.Забрамная и другие исследователи). Принятие задания. Ребёнок показывает 3,5,6 и более частей тела на себе. Ребёнок соотносит части тела на себе и на близком взрослом. Ребёнок может соотнести части тела на кукле. Обучаемость. Понимание обращённой речи и использование речи. Не используется данная методика с детьми с выраженными нарушениями аутистического спектра в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими

Примерные диагностические средства для оценки различных сфер психической деятельности ребёнка и его личности, используемые в работе с детьми раннего возраста (от 0 до 2-3 лет)

5.Сформированность произвольной регуляции двигательной активности Методика направлена на оценку особенностей формирования функций регуляции и простого программирования собственного поведения на уровне движений и действий с предметами. Количество удерживаемых ребёнком элементов в двигательной и/или действенной программе. Уровень зрелости функции произвольной регуляции. Количество повторений заданий и объём помощи взрослого. Дети с грубыми нарушениями движения и нарушениями коммуникации. Дети с нарушениями слуха могут выполнять подобные задания по показу.
6.Взаимодействие с матерью О.В. Баженова Проводится как с использованием различных материалов, так и методом наблюдения. Характер детско-родительского взаимодействия. Тип привязанности. Узнавание близкого взрослого и коммуникация с ним. Инициативность в общении. Методика не имеет ограничений.
7.Пирамидка. Методика включена в комплексную методику Е.А. Стребелевой. Обучаемость. Уровень помощи взрослого. Моторная ловкость. Скоординированность действий обеих рук. Принятие задания. Уровень практического ориентирования на величину, стратегия деятельности. Методика не может быть использована для детей с тяжёлыми нарушениями зрения, с выраженными степенями уо и ТМНР, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими.
8.Исследование развития конструктивной деятельности К этой серии относятся методики: Доски Сегена», «Почтовый ящик (Ящик Сегена)». Уровень практического ориентирования на величину, стратегия деятельности (пробы, ошибки, элементы зрительного соотнесения, наличие контроля ошибок). Принятие задания. Моторная ловкость. Обучаемость. Уровень помощи взрослого. Не может быть использована для детей с тяжёлыми нарушениями зрения, с выраженными степенями уо, ТМНР, в ситуации отсутствия коммуникации с окружающими

Примерные диагностические средства для оценки различных сфер психической деятельности ребёнка и его личности в работе с детьми младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет)

1.Оценка сформированности произвольной регуляции двигательной активности   Возможность совершать произвольные единичные движения, в соответствии с заданной инструкцией.   Не используется для детей с тяжёлыми двигательными нарушениями.
2.Запоминание двух групп слов Методика направлена на исследование скорости и объёма слухоречевого (зрительного для детей с нарушениями слуха) запоминания, влияния фактора интерференции при запоминании материала, проблем избирательности мнестических следов, возможностей удержания порядка предъявляемого материала. Объём запоминаемого материала. Особенности фонематического восприятия. Не может быть использована для детей с тяжёлым нарушением слуха, ТМНР.
3.Детская предметная классификация На каждом возрастном этапе для ребёнка наиболее важным, смыслообразующим будет выступать тот или иной признак предмета, на основе которого будет формироваться то или иное объединение этих предметов или их изображений. Такой детальный анализ системы формирования понятий в детском возрасте и лёг в основу подбора стимульного материала для детского варианта предметной классификации. Актуальный уровень обобщающих операций, и понятийного мышления, характерный для «спонтанной» познавательной деятельности ребёнка. Характер обобщающих операций. Наличие латентных выборов. Стратегия деятельности ребёнка. Не может быть использована при работе с детьми с тяжёлыми нарушениями зрения и грубыми нарушениями взаимодействия.
4. Методика «Шифровки» Дети с нарушением слуха хорошо используют невербальную инструкции «по подобию» при выполнении задания. Возможность выполнения задания- понимания инструкции. Удержания более сложного моторного алгоритма деятельности, возможности переключения внимания и его распределения. Наличие специфических трудностей (грубых нарушений регуляции) Не может быть использована для исследования слепых детей, ТМНР, при формах двигательных нарушений, когда ограничены функции моторики рук.  

Методики для оценки уровня овладения программным материалом дошкольного уровня образования

Пакет методик и материалов, используемых учителем-дефектологом,

для проведения диагностики детей с ОВЗ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.006 с.)