Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимосвязь онтологической, гносеологической, антропологической, аксиологической проблем в философии.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Специфика философской традиции древней Индии,ее культурно-мировоззренческие основания. Философия как теоретическая дисциплина о мире и человеке практически одновременно возникает на Западе и на Востоке. Восточная мысль во многом сходна с античной.
7. Особенности философской мысли древнего китая, ее рационально-прагматическая направленность. Конфуцианство Легизм Феноменология Основоположником феноменологии как ведущего направления современной западной философии является Эдмунд Гуссерль (1859 – 1938), утвердивший философию как строгую и точную науку. С точки зрения Э. Гуссерля, все существовавшие в его время философские учения не соответствовали требованиям строгой научности. Все науки можно подразделить на два основных вида: эйдетические науки, к которым относятся логика, математика и философия, и фактуальные науки, которые обосновывают свои суждения ссылкой на факты, носящие случайный характер. Философские суждения не обладают ни точностью математических истин, ни чувственной наблюдаемостью истин физических и не должны обладать ими, так как философия является совершенно новым измерением, связанным со стремлением к чистому и абсолютному знанию. Подлинная философия, или трансцендентальная феноменология, в отличие от фактуальных наук, есть наука не о фактах, но о сущностях. Для Э. Гуссерля высший принцип философии ‑ не картезианско-кантовский принцип «я мыслю», а принцип «я могу», т.е. очевидная и делающая очевидным интуиция. Вывод: Только философия в ее феноменологическом варианте может сказать нечто по поводу человека как субъекта свободного выбора и оставить человеку свободу выхода к новым горизонтам. Только феноменология устанавливает связь с «жизненным миром», миром коммуникативной и смысловой интенциональности.
Философия постмодернизма. Постмодернизм (Современная реальность)оформился на рубеже 70-х гг. в широкую концепцию культуры. Постмодернизм рассматривается как современная общекультурная тенденция западного самосознания, оказывающая влияние на весь остальной мир. Представители: Роланд Барт и Рорти. Большинство исследователей приходят к убеждению, что постмодернизм связан с ощущением растерянности, с которым столкнулся человек современного (постиндустриального) общества. В обществе стала нарастать угроза самому существованию человечества в век свободы и демократии, успехов науки и техники, усиления мощи средств массовой информации, утрачены иллюзии о всемерном процветании общества и, как следствие, нарастает фальшь и пустота в человеческих отношениях. Именно изменения форм жизни, строительство больших городов современности, господство СМИ, приводят к тому, что в философии все чаще ведутся разговоры о «смерти субъекта или автора». Постмодернизм в качестве главного творческого принципа выдвигает радикальный плюрализм стилей и художественных программ, мировоззренческих моделей и языков культуры. В рамках данного направления утверждается то, что идея прогресса это «мертвый» миф западной культуры, происходит констатация исчерпанности творческих потенций запада, тиражирование уже однажды сказанного. Взаимосвязь онтологической, гносеологической, антропологической, аксиологической проблем в философии. Онтология – учение о бытие и о сущем. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего; соотношение между бытием и сознанием духа --- основной вопрос философии (об отношении материи, бытия, природы к мышлению, сознанию, идеям). Проблематика. Помимо разрешения основного вопроса философии онтология занимается изучением ряда других проблем Бытия. 1. Формы существования Бытия, его разновидности. 2. Вопрос о дискретности/непрерывности Бытия. 3. Имеет ли Бытие организующее начало либо цель, или развивается хаотически. Гносеология - теория познания, основная часть философии, рассматривающая условия и пределы возможности достоверного знания. Первая проблема гносеологии - выяснение природы самого познания, выявление основ и условий познавательного процесса. К условиям, при кот. возникает познавательный феномен, относятся: 1. природа (весь мир в его бесконечном многообразии свойств и качеств); 2. человек (мозг человека как продукт той же природы); 3. форма отражения природы в познавательной деятельности. Вторая проблема гносеологии - определение конечного источника знаний, характеристика объектов познания. Эта проблема распадается на ряд вопросов: Откуда черпает познание свой исходный материал? Что такое объект познания? Какие бывают объекты познания? Под объектом познания обычно понимается то, на что направлено познание - материальный мир (природный и социальный), окружающий человека и включенный в сферу деятельности людей и их отношений. Антропология (фил. учение о человеке). Ее вопросы – как возникло человечество, есть ли в нас врожденная человеческая сущность (от Бога или природы) либо мы ее формируем, постепенно становясь человеческой личностью; в чем смысл труда, игры, любви, жизни и смерти; возможны ли свобода и бессмертие и др. Перечень проблем велик, поэтому выделяют самостоятельные разделы – праксиологию (учение о деятельности людей) и аксиологию (учение о ценностях, смысле жизни). Аксиология – наука о ценностях. В группе аксиологических проблем философии рассматриваются следующие вопросы: что такое ценность; имеет ли она объективный хар-р, не зависимый от человека и человечества, либо она субъективна; существуют ли вечные ценности, либо они приходящие. Аксиология является частью практической философии. Аксиология занимается исследованием природы ценностей, исследованиями типологии ценностей, путей и средств познания ценностей. Подведем итог: в чем заключается специфика философских проблем? Это поисковые задачи, поставленные о бесконечно сложном и непрерывно развивающемся объекте. Проблемы философии носят предельно широкий характер и являются вечными. Слова Сократа «Я знаю, что я ничего не знаю» показывают, что чем глубже и шире мы познаем мир и себя самих, тем больше встает еще непознанного. Но главное – философствуя, человечество становится мудрее. 4. Философские категории и универсалии культуры. Рефлексивность и критичность как фундаментальные характеристики философии. В универсалиях культуры аккумулирован исторический опыт поколений людей по осмыслению в целостной, обобщенной форме тех явлений действительности, с которыми человек соприкасается в своем бытии и от которых зависит его жизнь. Среди категорий культуры можно выделить группу базисных, универсальных категорий, в которых выражены необходимые свойства процессов мира. Эти характеристики реальности выявляются и познаются в историческом развитии практической деятельности. Исторически сложилась также группа категорий (универсалий) культуры, выражающих свойства субъекта деятельности, его отношения с другими субъектами, включая общество в целом, ценности жизни, сущность и структуру общения, этическое и эстетическое измерения совместной деятельности и др. Это категории: человек, общество, труд, добро, красота, долг, совесть, справедливость, свобода, вера. Универсалии (категории) культуры характеризуют место человека в мире, в системе социальных отношений, особенности, суть и значение духовной жизни, ценностные ориентации, смысл существования человека. Категории (от греч. kategoria – высказывание, свидетельство) – формы представления в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления. Благодаря философской рефлексии над универсалиями культуры складывается язык философии как функционирующая и развивающаяся совокупность ее категорий. Философские категории выступают в качестве инструментов мышления, применимых для познания самых глубоких сущностных связей любой сферы реальности. Использование философских категорий в научном познании направляет деятельность исследователя на раскрытие необходимых, закономерных свойств и связей объектов науки, достижение истинного знания о них.При помощи языка философии человек имеет возможность познавать и понимать мир в его целостности, единстве всех его явлений и процессов, их интегративных свойств, взаимного, совместного развития различных сфер реальности. 5. Взаимосвязь философии и науки, искусства, морали, религии. Философия и наука. Общее: ставится задача достижения истины, т.е. адекватного воспроизв-я реальности. Как и наука, ф. ищет истину, выявляет закон-ти, выражает результат исследования через систему понятий, категорий. Сходство ф. и искусства состоит в том, что в их произведениях широко представлен эмоц.-личностный компонент, они всегда индивидуальны. Между ф. и искусством общее то, что само познание и воспроизведение мира, не носит характер жесткой нормативности, что характерно для науки. Философия и искусство преподносят свой материал в свободной форме, в отличие от науки. Различия: ф. воздействует на разум, интеллект, искусство – на чувства. Если философ выражает проблему с помощью понятий, абстракций, обращаясь к тонкости ума, то деятель искусства выражает проблему через художественные образы, пробиваясь к нашему разуму через пробужденные им чувства. И ф., и наука, и религия, и искусство создают свою картину мира, дополняя друг друга. Религия и ф.: близки проблема человека и бытия в мире, мировоззренческая наполненность. Ф. и религия стремятся ответить на вопросы о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира, источнике добра и зла. Различия: фил-е творчество ориентировано на поиск нового, религия основывается больше на традициях, консервативна. Ф. критична, пытается удивить. Религия опирается на авторитет, как главный источник знаний, исторический текст, который надо декодировать, расшифровать. Однако религия требует беспрекословной веры, в ней вера выше разума, в то время как философия свои истины доказывает, апеллируя к разуму, к разумным доводам. Философия всегда приветствует любые научные открытия, как условия расширения наших знаний о мире.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.154.133 (0.008 с.) |