Гуманитарно-педагогический институт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гуманитарно-педагогический институт



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУ ВО «СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра «Психология»

Контрольная работа

по дисциплине: «Качественные и количественные методы исследования в психологии»

На тему: «Основные направления математики в психологии»

Студента группы П/м-20-1о

Ф.И.О Динисенко Наталья Васильевна

Проверил: Пономаренко Ирина Львовна,

Доцент, кандидат психол. наук

Количество баллов:____Оценка ECTS:___

Дата поступления на проверку_________

Севастополь – 2021

Содержание

Стр.

Введение……………………………………………………………………..

3
1. Развитие основных направлений математической психологии за рубежом……………………………………………………………. 5
1.1. Моделирование процессов научения и памяти………………….. 7
1.2. Теория измерений…………………………………………………… 8
1.3. Моделирование процессов принятий решений…………………. 9
2. Основные направления математической психологии, исследуемые российскими учеными……………………………… 10
2.1. Моделирование процессов принятия решения в различных условиях……………………………………………………………… 12
2.2. Теория измерений в психологии………………………………...... 13
2.3. Моделирование процессов обучения и памяти………………….. 14
2.4. Моделирование социального и группового поведения………… 15
2.5. Методологические работы в области математической психологии……………………………………………………………. 16
2.6. Применение аппарата синергетики в психологических исследованиях………………………………………………………... 17
2.7. Создание конкретных моделей психических процессов………... 17

Заключение………………………………………………………………….

18

Список использованных источников……………………………………

20

Введение

 

Математика, как инструмент в психологии, применяется для описания психологических явлений. Цель математической психологии - выявление средствами математического моделирования психических и социально-психологических закономерностей, закономерностей взаимодействия субъекта с окружающим миром. Математические методы используется для обработки и анализа эмпирических данных, моделирования явлений и процессов в целях обобщения и построения теории, прогнозирования результатов протекания психологических процессов.

Математическая психология – это область психологии, использующая математику в качестве инструмента исследования. Математическая статистика является необходимой составляющей математической психологии, к которой относятся: факторный анализ, дисперсионный, дискрименантный, кластерный анализ и др. Кроме этого к математической психологии относятся: теория игр для исследования процессов принятия решений и выбора; системы дифференциальных уравнений для исследования динамики социально-психологических исследований; сети Байеса для анализа психологических феноменов, характеризующихся высокой степенью неопределенности, например процессов принятия решений [3]. Математическая статистика позволяет исследовать статичные распределения социально-психологических феноменов и выявлять их зависимости, в то время как с помощью математического моделирования анализируются изменения этих феноменов, прогнозируется возможный вариант динамики.

В настоящее время значительно увеличилось количество исследований в области математической психологии. Это обусловлено спецификой теоретических и практических задач, возникающих перед современным обществом. Человек включен в многообразную, изменяющуюся внешнюю среду, живет в пересекающихся потоках информационных воздействий, и в этих условиях важно знать на уровне моделируемой закономерности, почему он обратил внимание именно на этот продукт, принял это решение и сделал этот выбор. Поэтому для углубления и расширения знаний в области психологии необходим выход на другой, качественно новый уровень исследования психологических феноменов. Данный переход возможен благодаря использованию в программе психологических исследований методов математического моделирования.

В большинстве современных исследований по математической психологии решаются такие актуальные теоретические задачи, как увеличение точности математических моделей для описания таких психологических феноменов, как восприятие, внимание, память, процессы принятия решений и выбора; поиск варианта модели, максимально соответствующего реальному явлению; прогнозирование динамики психологических явлений.

Во многих практикоориентированных исследованиях решаются такие актуальные практические задачи, как повышение эффективности обучения; продвижение продукции в маркетинге; исследования по созданию искусственного интеллекта.

Анализ современного состояния работ в области математической психологии необходим для выявления возможностей и преимуществ данных методов. Необходим анализ тенденций развития российской и зарубежной математической психологии, соотношения перспективных тем исследования, изучение актуальных решаемых психологических проблем и практических достижений в данной области знаний. Понимание современных тенденций развития математической психологии невозможно без предварительного исторического обзора, выявления основных российских и зарубежных традиций.

 

1. Развитие основных направлений математической психологии за рубежом

 

Первыми психологическими работами в этой области знания, не обозначенной как математическая психология, в которой авторы применяли количественные методы математического анализа психических явлений, были работы Г.Т. Фехнера, Г. Эббингауза еще в середине XIX века.

Г.Т. Фехнер является основателем психофизики, который применял математический аппарат для измерения порогов ощущений. Г. Эббингауз занимался изучением закономерностей запоминания, выявил математическую зависимость механической памяти от различных условий [6, с. 276].

В начале XX века исследователи отмечают лишь единичные работы в данной области психологии. Этот период можно охарактеризовать зарождением современной математической статистики, разработаны основы факторного анализа (Л.Л. Тэрстоун, Ч.Э. Спирмен, К. Спирмен), теория корреляций (К. Спирмен, К. Пирсон) и другие методы [5, с. 180].

Изучение интеллекта является актуальной в это время областью исследования. Л.Л. Тэрстоуном и Ч.Э. Спирменом разработаны теоретические модели интеллекта на основе экспериментальных данных [5, с. 183].

В середине XX века наблюдается увеличение количества работ в данной области, в это же время стал использоваться сам термин «математическая психология» в научных исследованиях [16]. Интенсивное развитие работ по математической психологии связано с исследованиями В. Эстеса, Р. Буша, Ф. Мостеллера и др., которые разработали модели для описания процесса научения. Для этого они использовали математический аппарат вероятностных процессов, теории игр, теории полезности [3].

 

В это время активно развивается и направление исследований, начатое Г.Т. Фехнером в области психофизики. Появляется множество математических моделей по психофизике, например С. Стивенса, В. Таннера, Дж. Светса, Д. Грина. С. Стивенс продолжал исследования Г.Т. Фехнера, выявил степенной характер зависимости между силой ощущения и интенсивностью раздражителя.

В. Таннер, Дж. Светс, Д. Грин разработали концепцию, получившую название теории обнаружения сигнала, в основе которой статистическая теория принятия решений [5, с. 293].

В середине XX века продолжаются исследования Л.Л. Терстоуна по изучению интеллекта, создаются различные психодиагностические методики. М.Т. Льюис занимался в основном педагогической психологией, тестологией и проблемами развития интеллекта ребенка, разработал тест, измеряющий интеллект человека [9, с. 104].

В середине 50-х годов XX века возникла Европейская Ассоциация математической психологии, которая существует и сегодня, проводит ежегодные конференции, на которых представляются основные результаты исследований в области моделирования социально-психологических явлений и процессов. Ведущим журналом, в котором представлены основные результаты исследований в данной области, является «Журнал математической психологии», выпускаемый в США с 1963 г.

На основе анализа работ, опубликованных в «Журнале математической психологии» и других научных изданиях с середины XX века, выполнен обзор основных направлений исследований в области математической психологии. Среди зарубежных исследований выделяются три основных направления: моделирование процессов обучения и памяти; теория измерений; моделирование процессов принятия решений [1].

 

Теория измерений

 

Измерение, заключающееся в приписывании объектам числовых значений, отражающих меру наличия исследуемого свойства, лежит в основе применения математических методов и моделей в любой науке, в том числе и психологии. Объектами измерений являются все исследуемые психологические феномены: восприятие, память, способности, интеллект и т.д.

Общая концепция измерения была впервые сформулирована Д. Скоттом и П. Суппесом. Дальнейшее развитие данного направление математической психологии получило в работах С. Стивенса, П. Суппеса, Дж. Зиннеса, Д. Льюиса, Е. Галантера, А. Тверского. С. Стивенс создал свою систему шкальных типов, основываясь на понятиях эмпирической операции и математической структуры. П. Суппес и Дж. Зиннес переосмыслили теорию классификации С. Стивенса в терминах классов числового приписывания. А. Тверский ввел понятие реляционной системы, которое широко используется в теории измерений [16].

В настоящее время данное направление математической психологии не утратило своей актуальности, и получило продолжение в работах М. Ли, А. Педерсена, С. Рекшепа и др. М. Ли исследует возможности применения формул Байеса к моделям многомерных измерений. А. Педерсен вывел и доказал теорему о продолжении и численном представлении теории сравнительного ожидания. С. Рекшеп исследует модели полезности, широко применяемые в математической психологии [13, с. 214].

Заключение

 

Математическая психология представлена большим количеством исследований по разным направлениям, как за рубежом, так и в России. Следует отметить большое количество различных направлений математической психологии за рубежом, а, следовательно, широкий спектр исследуемых психологических явлений и процессов. Анализ работ в России показывает, что происходящее расширение объекта исследования, интенсивное развитие междисциплинарных исследований приводит к возрождению интереса к методологическим и теоретическим проблемам математической психологии.

За последние годы отмечается интенсивный рост количества работ по проблемам математической психологии, а математические модели усложняются и описывают все более широкий класс экспериментальных условий: от простых условных рефлексов до социальных явлений. Появляется большое количество работ, направленных на решение практических вопросов: моделирование процессов принятия решений и выбора в различных условиях; оптимизация обучения, усвоения нового материала; создание искусственного интеллекта, проблемы инженерной психологии и т.д. Более раннее появление математической психологии как самостоятельной дисциплины (области знания) за рубежом дало преимущество при развитии и внедрении теоретических исследований в практику. Практическая направленность, запрос на решение актуальных проблем общества отличает все современные зарубежные исследования.

Такие направление математической психологии, как моделирование процессов обучения и памяти, моделирование процессов принятия решений и выбора, появились одними из первых и активно развиваются в настоящее время. Причем ежегодно публикуется большое количество работ по этим темам российских и зарубежных ученых.

Анализ специфики развития основных направлений математической психологии за рубежом и в России позволяет сделать вывод о том, что первые, традиционные направления сохранились и продолжают активно развиваться, кроме того в последнее время появилось несколько новых направлений исследований.

 

 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУ ВО «СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра «Психология»

Контрольная работа

по дисциплине: «Качественные и количественные методы исследования в психологии»



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.012 с.)