Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Национальное хозяйство Республики БеларусьСтр 1 из 2Следующая ⇒
Национальное хозяйство Республики Беларусь
Производственная сфера Непроизводственная сфера 1. Промышленность 1. ЖКХ 2. Строительство 2. Бытовое хозяйство 3. С/Х 3. Наука, культура, искусство 4. Рынок заготовок 4. Здравоохранение, спорт 5. Торговля 6. Связь Отрасль – это совокупность самостоятельных организаций, характеризующихся: единством экономического назначения выпускаемой продукции, характером потребляемого сырья, технической базой производства, особенностью технических процессов, профессиональным составом кадров.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ 1. Система образования - совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на достижение целей образования. 2. Целями образования являются формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося. 3. Компонентами системы образования являются: 3.1. участники образовательного процесса при реализации образовательных программ; 3.2. образовательные программы; 3.3. учреждения образования; 3.4. организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования; 3.5. иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность; 3.6. индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность; 3.7. государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы образования; 3.8. учебно-методические объединения в сфере образования; 3.9. организации, обеспечивающие проведение практических занятий, прохождение практики или производственного обучения обучающимися; 3.10. организации - заказчики кадров; 3.11. организации, направляющие работников для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых;
3.12. государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физические лица в пределах их полномочий в сфере образования. 4. Образование подразделяется на основное, дополнительное и специальное. 5. Система образования включает в себя систему дошкольного образования, систему общего среднего образования, систему профессионально-технического образования, систему среднего специального образования, систему высшего образования, систему послевузовского образования, систему дополнительного образования детей и молодежи, систему дополнительного образования взрослых, систему специального образования. Рынок образовательных услуг Переход к рыночным отношениям в образовании обусловил необходимость формирования рынка образовательных услуг. Этому в значительной степени способствовало сокращение бюджетного финансирования образовательных учреждений, отмена централизованного распределения выпускников, а также предоставление вузам значительной правовой и организационно-экономической самостоятельности. Рынок образовательных услуг представляет собой систему экономических отношений, которые складываются между производителями образовательных услуг, потребителями и посредниками по поводу производства, обмена и потребления образовательных услуг и продуктов.
Рынок образовательных услуг выполняет следующие функции: обеспечивает конкурентоспособность образовательных услуг и дифференциацию их производителей; • способствует сбалансированному воспроизводству и перераспределению высококвалифицированных кадров в условиях структурных изменений экономики; • учитывает общественно необходимые затраты на производство образовательных услуг и определяет цены; • создает условия для сбалансированного спроса и предложения на образовательные услуги.
Образовательная услуга
Большинство исследователей (не все) согласны с тем, что деятельность в сфере образования является деятельностью по оказанию услуг. Образовательная услуга является продуктом образовательного производства. По существу, в образовательной услуге, как процессе, создается человеческий капитал через индивидуальное потребление трудового потенциала производителя и индивидуальное производство трудового потенциала потребителя. Характеризуя образовательную услугу, можно сказать, что: • учитель передает учащимся свои знания, умения и навыки, используя для этого доступные ему средства, приемы и методы, преобразуя имеющуюся у него информацию в формы, необходимые и удобные для ее усвоения учащимися; • учащиеся воспринимают передаваемые знания в меру своих способностей и особенностей восприятия, формируя у себя (заметим—индивидуально, каждый в отдельности) свое представление о передаваемых учителем знаниях, свои индивидуальные знания, умения и навыки, формируют свой, новый образ воспринимаемой информации. В процессе передачи знаний от учителя к учащемуся происходит двойное преобразование информации: первый раз в процессе передачи учителем (от собственных представлений в формы, доступные для восприятия), второй—в процессе усвоения учеником, т.е. от доступных для восприятия форм к собственным представлениям учащегося. По оценкам специалистов по теории информации, каждое преобразование ведет к потере до 30% информации. Это означает, что собственные представления учащегося могут составить в итоге обучения менее 50% представлений учителя.
ФИНАНСИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Финансирование государственных учреждений образования, государственных организаций образования, обеспечивающих функционирование системы образования, программы развития системы образования, программ развития дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи и дополнительного образования взрослых осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, средств учредителей, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных законодательством. • МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ • Материально-техническая база учреждений образования формируется учредителями в соответствии с требованиями, установленными законодательством. • 2. Материально-техническую базу учреждений образования составляют земельные участки, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и иное имущество. • 3. В учреждении образования должны быть: • 3.1. помещения, кабинеты, лаборатории, мастерские, площадки, снабженные мебелью, инвентарем, средствами обучения, необходимыми для организации образовательного процесса; • 3.2. помещения для занятий физической культурой и спортом; • 3.3. иное имущество в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами. • 4. К средствам обучения относятся приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, компьютерные сети, аудиовизуальные средства и иные материальные объекты, необходимые для реализации образовательной программы.
• 5. В учреждении высшего образования должно быть общежитие. • 6. Для организации образовательного процесса, в том числе прохождения практики, производственного обучения, может использоваться материально-техническая база базовых организаций учреждений профессионально-технического образования, учреждений среднего специального образования, учреждений высшего образования, а также иных организаций на основании договоров о целевой подготовке специалистов (рабочих, служащих). • 7. Запрещаются действия (бездействие), приводящие к необоснованному сокращению или ухудшению материально-технической базы учреждений образования. Финансирование образования. Как известно из конституции РБ и конкретизирующего конституционные гарантии образовательного законодательства: Все бесплатно должны обеспечиваться дошкольным воспитанием, общим средним образованием, и начальным профессиональным образованием Бесплатным средним профессиональным образованием и высшим профессиональным образованием должны обеспечиваться те, кто прошел соответствующий конкурсный отбор на объявленных условиях. Понятно, что бесплатным образование является для всех учащихся (их семей), но не для государства, которое и должно обеспечивать исполнение конституционных гарантий, оплачивая из государственных средств: • Труд учителей и преподавателей • Обслуживание, ремонт, обеспечение теплом и энергией учебных помещений • Строительство зданий • Приобретение для учебного процесса пособий, приборов, оборудования Все это требует расходов, размеры которых определяются двумя основными группами факторов: 1) принятым порядком определения размеров средств, направляемых в систему образования и распределением этих средств между образовательными учреждениями 2) количественными параметрами системы образования и, соответственно потребностью в средствах для обеспечения ее нормального функционирования. Мировая практика свидетельствует, что система образования имеет возможность нормально функционировать и развиваться, обеспечить, полное общее среднее образование для всех граждан страны, когда расходы на эти цели находятся на уровне 5-7% от ВВП с учетом, разумеется, конкретных условий и традиций каждой страны.
Применительно к сфере образования финансирование – это оплата образовательных услуг, оказываемых учащемуся, не самим учащимся или его семьей, а государством (или иным физическим или юридическим лицом), не получающим этой услуги. В данном случае покупателем услуги является финансирующее лицо, а получателем - учащийся. Специфика сферы образования состоит в том, что целью и результатом ее функционирования является осуществление образовательного процесса. Финансирование образования – это обеспечение финансовыми ресурсами образовательного процесса, осуществляемого образовательными учреждениями. Необходимо еще раз подчеркнуть, что финансирование образования не является каким-либо выражением отношений «купли-продажи», где есть встречное движение финансовых ресурсов и их материального или нематериального эквивалента в виде товара или услуги. Финансируя образование государство не покупает образовательные услуги, а обеспечивает деятельность своего структурного подразделения, производящего эти услуги для части населения безвозмездно. Полное товарищество. ПТ – товарищество, участники которого в соответствии с заключенными между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества. Минимальное количество участников – двое. На момент регистрации должно быть сформировано 50% уставного фонда. Оставшаяся часть в течении года с момента регистрации. Коммандитное товарищество. КТ – товарищество, в котором наряду с полными участниками имеется один или несколько участников, которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества в пределах сумм, внесенных ими вкладов, и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Предприятие общество: Унитарное предприятие. УП – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, которое является неделимым и не может быть распространена по вкладам, в том числе между работниками предприятия. Учредительный договор – устав. На момент регистрации должно быть сформировано 50% уставного фонда, остальные в течение года с момента регистрации. Совместные предприятия СП – самостоятельный в организационном, финансовом и правовом смыслах субъект хозяйствования, образованный в форме взносов капиталов двух или более независимых друг от друга партнеров. Учредителями СП могут быть как юридическое, так и физическое лицо.
Национальное хозяйство Республики Беларусь
Производственная сфера Непроизводственная сфера 1. Промышленность 1. ЖКХ 2. Строительство 2. Бытовое хозяйство
3. С/Х 3. Наука, культура, искусство 4. Рынок заготовок 4. Здравоохранение, спорт 5. Торговля 6. Связь Отрасль – это совокупность самостоятельных организаций, характеризующихся: единством экономического назначения выпускаемой продукции, характером потребляемого сырья, технической базой производства, особенностью технических процессов, профессиональным составом кадров.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ 1. Система образования - совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на достижение целей образования. 2. Целями образования являются формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося. 3. Компонентами системы образования являются: 3.1. участники образовательного процесса при реализации образовательных программ; 3.2. образовательные программы; 3.3. учреждения образования; 3.4. организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования; 3.5. иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность; 3.6. индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность; 3.7. государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы образования; 3.8. учебно-методические объединения в сфере образования; 3.9. организации, обеспечивающие проведение практических занятий, прохождение практики или производственного обучения обучающимися; 3.10. организации - заказчики кадров; 3.11. организации, направляющие работников для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых; 3.12. государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физические лица в пределах их полномочий в сфере образования. 4. Образование подразделяется на основное, дополнительное и специальное. 5. Система образования включает в себя систему дошкольного образования, систему общего среднего образования, систему профессионально-технического образования, систему среднего специального образования, систему высшего образования, систему послевузовского образования, систему дополнительного образования детей и молодежи, систему дополнительного образования взрослых, систему специального образования. Рынок образовательных услуг Переход к рыночным отношениям в образовании обусловил необходимость формирования рынка образовательных услуг. Этому в значительной степени способствовало сокращение бюджетного финансирования образовательных учреждений, отмена централизованного распределения выпускников, а также предоставление вузам значительной правовой и организационно-экономической самостоятельности. Рынок образовательных услуг представляет собой систему экономических отношений, которые складываются между производителями образовательных услуг, потребителями и посредниками по поводу производства, обмена и потребления образовательных услуг и продуктов.
Рынок образовательных услуг выполняет следующие функции: обеспечивает конкурентоспособность образовательных услуг и дифференциацию их производителей; • способствует сбалансированному воспроизводству и перераспределению высококвалифицированных кадров в условиях структурных изменений экономики; • учитывает общественно необходимые затраты на производство образовательных услуг и определяет цены; • создает условия для сбалансированного спроса и предложения на образовательные услуги. Образовательная услуга
Большинство исследователей (не все) согласны с тем, что деятельность в сфере образования является деятельностью по оказанию услуг. Образовательная услуга является продуктом образовательного производства. По существу, в образовательной услуге, как процессе, создается человеческий капитал через индивидуальное потребление трудового потенциала производителя и индивидуальное производство трудового потенциала потребителя. Характеризуя образовательную услугу, можно сказать, что: • учитель передает учащимся свои знания, умения и навыки, используя для этого доступные ему средства, приемы и методы, преобразуя имеющуюся у него информацию в формы, необходимые и удобные для ее усвоения учащимися; • учащиеся воспринимают передаваемые знания в меру своих способностей и особенностей восприятия, формируя у себя (заметим—индивидуально, каждый в отдельности) свое представление о передаваемых учителем знаниях, свои индивидуальные знания, умения и навыки, формируют свой, новый образ воспринимаемой информации. В процессе передачи знаний от учителя к учащемуся происходит двойное преобразование информации: первый раз в процессе передачи учителем (от собственных представлений в формы, доступные для восприятия), второй—в процессе усвоения учеником, т.е. от доступных для восприятия форм к собственным представлениям учащегося. По оценкам специалистов по теории информации, каждое преобразование ведет к потере до 30% информации. Это означает, что собственные представления учащегося могут составить в итоге обучения менее 50% представлений учителя.
ФИНАНСИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Финансирование государственных учреждений образования, государственных организаций образования, обеспечивающих функционирование системы образования, программы развития системы образования, программ развития дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи и дополнительного образования взрослых осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, средств учредителей, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных законодательством. • МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ • Материально-техническая база учреждений образования формируется учредителями в соответствии с требованиями, установленными законодательством. • 2. Материально-техническую базу учреждений образования составляют земельные участки, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и иное имущество. • 3. В учреждении образования должны быть: • 3.1. помещения, кабинеты, лаборатории, мастерские, площадки, снабженные мебелью, инвентарем, средствами обучения, необходимыми для организации образовательного процесса; • 3.2. помещения для занятий физической культурой и спортом; • 3.3. иное имущество в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами. • 4. К средствам обучения относятся приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, компьютерные сети, аудиовизуальные средства и иные материальные объекты, необходимые для реализации образовательной программы. • 5. В учреждении высшего образования должно быть общежитие. • 6. Для организации образовательного процесса, в том числе прохождения практики, производственного обучения, может использоваться материально-техническая база базовых организаций учреждений профессионально-технического образования, учреждений среднего специального образования, учреждений высшего образования, а также иных организаций на основании договоров о целевой подготовке специалистов (рабочих, служащих). • 7. Запрещаются действия (бездействие), приводящие к необоснованному сокращению или ухудшению материально-технической базы учреждений образования. Финансирование образования. Как известно из конституции РБ и конкретизирующего конституционные гарантии образовательного законодательства: Все бесплатно должны обеспечиваться дошкольным воспитанием, общим средним образованием, и начальным профессиональным образованием Бесплатным средним профессиональным образованием и высшим профессиональным образованием должны обеспечиваться те, кто прошел соответствующий конкурсный отбор на объявленных условиях. Понятно, что бесплатным образование является для всех учащихся (их семей), но не для государства, которое и должно обеспечивать исполнение конституционных гарантий, оплачивая из государственных средств: • Труд учителей и преподавателей • Обслуживание, ремонт, обеспечение теплом и энергией учебных помещений • Строительство зданий • Приобретение для учебного процесса пособий, приборов, оборудования Все это требует расходов, размеры которых определяются двумя основными группами факторов: 1) принятым порядком определения размеров средств, направляемых в систему образования и распределением этих средств между образовательными учреждениями 2) количественными параметрами системы образования и, соответственно потребностью в средствах для обеспечения ее нормального функционирования. Мировая практика свидетельствует, что система образования имеет возможность нормально функционировать и развиваться, обеспечить, полное общее среднее образование для всех граждан страны, когда расходы на эти цели находятся на уровне 5-7% от ВВП с учетом, разумеется, конкретных условий и традиций каждой страны. Применительно к сфере образования финансирование – это оплата образовательных услуг, оказываемых учащемуся, не самим учащимся или его семьей, а государством (или иным физическим или юридическим лицом), не получающим этой услуги. В данном случае покупателем услуги является финансирующее лицо, а получателем - учащийся. Специфика сферы образования состоит в том, что целью и результатом ее функционирования является осуществление образовательного процесса. Финансирование образования – это обеспечение финансовыми ресурсами образовательного процесса, осуществляемого образовательными учреждениями. Необходимо еще раз подчеркнуть, что финансирование образования не является каким-либо выражением отношений «купли-продажи», где есть встречное движение финансовых ресурсов и их материального или нематериального эквивалента в виде товара или услуги. Финансируя образование государство не покупает образовательные услуги, а обеспечивает деятельность своего структурного подразделения, производящего эти услуги для части населения безвозмездно.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.071 с.) |