Национальное хозяйство Республики Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национальное хозяйство Республики Беларусь



Национальное хозяйство Республики Беларусь

 

      

 Производственная сфера                                                  Непроизводственная сфера

1. Промышленность                                                      1. ЖКХ

2. Строительство                                                                 2. Бытовое хозяйство

3. С/Х                                                                             3. Наука, культура, искусство

4. Рынок заготовок                                                      4. Здравоохранение, спорт

5. Торговля      

6. Связь

Отрасль – это совокупность самостоятельных организаций, характеризующихся:

единством экономического назначения выпускаемой продукции,

характером потребляемого сырья,

технической базой производства,

особенностью технических процессов,

профессиональным составом кадров.

 

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

1. Система образования - совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на достижение целей образования.

2. Целями образования являются формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося.

3. Компонентами системы образования являются:

3.1. участники образовательного процесса при реализации образовательных программ;

3.2. образовательные программы;

3.3. учреждения образования;

3.4. организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования;

3.5. иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;

3.6. индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;

3.7. государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы образования;

3.8. учебно-методические объединения в сфере образования;

3.9. организации, обеспечивающие проведение практических занятий, прохождение практики или производственного обучения обучающимися;

3.10. организации - заказчики кадров;

3.11. организации, направляющие работников для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых;

3.12. государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физические лица в пределах их полномочий в сфере образования.

4. Образование подразделяется на основное, дополнительное и специальное.

5. Система образования включает в себя систему дошкольного образования, систему общего среднего образования, систему профессионально-технического образования, систему среднего специального образования, систему высшего образования, систему послевузовского образования, систему дополнительного образования детей и молодежи, систему дополнительного образования взрослых, систему специального образования.

Рынок образовательных услуг
Сущность рынка образовательных услуг

Переход к рыночным отношениям в образовании обусловил необходимость формирования рынка образовательных услуг. Этому в значительной степени способствовало сокращение бюджетного финансирования образовательных учреждений, отмена централизованного распределения выпускников, а также предоставление вузам значительной правовой и организационно-экономической самостоятельности.

Рынок образовательных услуг представляет собой систему экономических отношений, которые складываются между производителями образовательных услуг, потребителями и посредниками по поводу производства, обмена и потребления образовательных услуг и продуктов.

 

 

Рынок образовательных услуг выполняет следующие функции:

обеспечивает конкурентоспособность образовательных услуг и дифференциацию их производителей;

• способствует сбалансированному воспроизводству и перераспределению высококвалифицированных кадров в условиях структурных изменений экономики;

• учитывает общественно необходимые затраты на производство образовательных услуг и определяет цены;

• создает условия для сбалансированного спроса и предложения на образовательные услуги.

Образовательная услуга

 

Большинство исследователей (не все) согласны с тем, что деятельность в сфере образования является деятельностью по оказанию услуг.

Образовательная услуга является продуктом образовательного производства. По существу, в образовательной услуге, как процессе, создается человеческий капитал через индивидуальное потребление трудового потенциала производителя и индивидуальное производство трудового потенциала потребителя.

Характеризуя образовательную услугу, можно сказать, что:

• учитель передает учащимся свои знания, умения и навыки,

используя для этого доступные ему средства, приемы и методы, преобразуя имеющуюся у него информацию в формы, необходимые и удобные для ее усвоения учащимися;

• учащиеся воспринимают передаваемые знания в меру своих способностей и особенностей восприятия, формируя у себя (заметим—индивидуально, каждый в отдельности) свое представление о передаваемых учителем знаниях, свои индивидуальные знания, умения и навыки, формируют свой, новый образ воспринимаемой информации.

В процессе передачи знаний от учителя к учащемуся происходит двойное преобразование информации: первый раз в процессе передачи учителем (от собственных представлений в формы, доступные для восприятия), второй—в процессе усвоения учеником, т.е. от доступных для восприятия форм к собственным представлениям учащегося. По оценкам специалистов по теории информации, каждое преобразование ведет к потере до 30% информации. Это означает, что собственные представления учащегося могут составить в итоге обучения менее 50% представлений учителя.

 

ФИНАНСИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Финансирование государственных учреждений образования, государственных организаций образования, обеспечивающих функционирование системы образования, программы развития системы образования, программ развития дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи и дополнительного образования взрослых осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, средств учредителей, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных законодательством.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

• Материально-техническая база учреждений образования формируется учредителями в соответствии с требованиями, установленными законодательством.

• 2. Материально-техническую базу учреждений образования составляют земельные участки, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и иное имущество.

• 3. В учреждении образования должны быть:

• 3.1. помещения, кабинеты, лаборатории, мастерские, площадки, снабженные мебелью, инвентарем, средствами обучения, необходимыми для организации образовательного процесса;

• 3.2. помещения для занятий физической культурой и спортом;

• 3.3. иное имущество в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами.

• 4. К средствам обучения относятся приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, компьютерные сети, аудиовизуальные средства и иные материальные объекты, необходимые для реализации образовательной программы.

• 5. В учреждении высшего образования должно быть общежитие.

• 6. Для организации образовательного процесса, в том числе прохождения практики, производственного обучения, может использоваться материально-техническая база базовых организаций учреждений профессионально-технического образования, учреждений среднего специального образования, учреждений высшего образования, а также иных организаций на основании договоров о целевой подготовке специалистов (рабочих, служащих).

• 7. Запрещаются действия (бездействие), приводящие к необоснованному сокращению или ухудшению материально-технической базы учреждений образования.

Финансирование образования.

Как известно из конституции РБ и конкретизирующего конституционные гарантии образовательного законодательства:

Все бесплатно должны обеспечиваться дошкольным воспитанием, общим средним образованием, и начальным профессиональным образованием

Бесплатным средним профессиональным образованием и высшим профессиональным образованием должны обеспечиваться те, кто прошел соответствующий конкурсный отбор на объявленных условиях.

Понятно, что бесплатным образование является для всех учащихся (их семей), но не для государства, которое и должно обеспечивать исполнение конституционных гарантий, оплачивая из государственных средств:

• Труд учителей и преподавателей

• Обслуживание, ремонт, обеспечение теплом и энергией учебных помещений

• Строительство зданий

• Приобретение для учебного процесса пособий, приборов, оборудования

Все это требует расходов, размеры которых определяются двумя основными группами факторов:

1) принятым порядком определения размеров средств, направляемых в систему образования и распределением этих средств между образовательными учреждениями

2) количественными параметрами системы образования и, соответственно потребностью в средствах для обеспечения ее нормального функционирования.

Мировая практика свидетельствует, что система образования имеет возможность нормально функционировать и развиваться, обеспечить, полное общее среднее образование для всех граждан страны, когда расходы на эти цели находятся на уровне 5-7% от ВВП с учетом, разумеется, конкретных условий и традиций каждой страны.

Применительно к сфере образования финансирование – это оплата образовательных услуг, оказываемых учащемуся, не самим учащимся или его семьей, а государством (или иным физическим или юридическим лицом), не получающим этой услуги. В данном случае покупателем услуги является финансирующее лицо, а получателем - учащийся.

Специфика сферы образования состоит в том, что целью и результатом ее функционирования является осуществление образовательного процесса.

Финансирование образования – это обеспечение финансовыми ресурсами образовательного процесса, осуществляемого образовательными учреждениями.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что финансирование образования не является каким-либо выражением отношений «купли-продажи», где есть встречное движение финансовых ресурсов и их материального или нематериального эквивалента в виде товара или услуги. Финансируя образование государство не покупает образовательные услуги, а обеспечивает деятельность своего структурного подразделения, производящего эти услуги для части населения безвозмездно.

Полное товарищество.

ПТ – товарищество, участники которого в соответствии с заключенными между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества.

Минимальное количество участников – двое. На момент регистрации должно быть сформировано 50% уставного фонда. Оставшаяся часть в течении года с момента регистрации.

Коммандитное товарищество.

КТ – товарищество, в котором наряду с полными участниками имеется один или несколько участников, которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества в пределах сумм, внесенных ими вкладов, и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Предприятие общество:

Унитарное предприятие.

УП – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, которое является неделимым и не может быть распространена по вкладам, в том числе между работниками предприятия. Учредительный договор – устав. На момент регистрации должно быть сформировано 50% уставного фонда, остальные в течение года с момента регистрации.

Совместные предприятия

СП – самостоятельный в организационном, финансовом и правовом смыслах субъект хозяйствования, образованный в форме взносов капиталов двух или более независимых друг от друга партнеров. Учредителями СП могут быть как юридическое, так и физическое лицо.

 

Национальное хозяйство Республики Беларусь

 

      

 Производственная сфера                                                  Непроизводственная сфера

1. Промышленность                                                      1. ЖКХ

2. Строительство                                                                 2. Бытовое хозяйство

3. С/Х                                                                             3. Наука, культура, искусство

4. Рынок заготовок                                                      4. Здравоохранение, спорт

5. Торговля      

6. Связь

Отрасль – это совокупность самостоятельных организаций, характеризующихся:

единством экономического назначения выпускаемой продукции,

характером потребляемого сырья,

технической базой производства,

особенностью технических процессов,

профессиональным составом кадров.

 

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

1. Система образования - совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на достижение целей образования.

2. Целями образования являются формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося.

3. Компонентами системы образования являются:

3.1. участники образовательного процесса при реализации образовательных программ;

3.2. образовательные программы;

3.3. учреждения образования;

3.4. организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования;

3.5. иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;

3.6. индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;

3.7. государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы образования;

3.8. учебно-методические объединения в сфере образования;

3.9. организации, обеспечивающие проведение практических занятий, прохождение практики или производственного обучения обучающимися;

3.10. организации - заказчики кадров;

3.11. организации, направляющие работников для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых;

3.12. государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физические лица в пределах их полномочий в сфере образования.

4. Образование подразделяется на основное, дополнительное и специальное.

5. Система образования включает в себя систему дошкольного образования, систему общего среднего образования, систему профессионально-технического образования, систему среднего специального образования, систему высшего образования, систему послевузовского образования, систему дополнительного образования детей и молодежи, систему дополнительного образования взрослых, систему специального образования.

Рынок образовательных услуг
Сущность рынка образовательных услуг

Переход к рыночным отношениям в образовании обусловил необходимость формирования рынка образовательных услуг. Этому в значительной степени способствовало сокращение бюджетного финансирования образовательных учреждений, отмена централизованного распределения выпускников, а также предоставление вузам значительной правовой и организационно-экономической самостоятельности.

Рынок образовательных услуг представляет собой систему экономических отношений, которые складываются между производителями образовательных услуг, потребителями и посредниками по поводу производства, обмена и потребления образовательных услуг и продуктов.

 

 

Рынок образовательных услуг выполняет следующие функции:

обеспечивает конкурентоспособность образовательных услуг и дифференциацию их производителей;

• способствует сбалансированному воспроизводству и перераспределению высококвалифицированных кадров в условиях структурных изменений экономики;

• учитывает общественно необходимые затраты на производство образовательных услуг и определяет цены;

• создает условия для сбалансированного спроса и предложения на образовательные услуги.

Образовательная услуга

 

Большинство исследователей (не все) согласны с тем, что деятельность в сфере образования является деятельностью по оказанию услуг.

Образовательная услуга является продуктом образовательного производства. По существу, в образовательной услуге, как процессе, создается человеческий капитал через индивидуальное потребление трудового потенциала производителя и индивидуальное производство трудового потенциала потребителя.

Характеризуя образовательную услугу, можно сказать, что:

• учитель передает учащимся свои знания, умения и навыки,

используя для этого доступные ему средства, приемы и методы, преобразуя имеющуюся у него информацию в формы, необходимые и удобные для ее усвоения учащимися;

• учащиеся воспринимают передаваемые знания в меру своих способностей и особенностей восприятия, формируя у себя (заметим—индивидуально, каждый в отдельности) свое представление о передаваемых учителем знаниях, свои индивидуальные знания, умения и навыки, формируют свой, новый образ воспринимаемой информации.

В процессе передачи знаний от учителя к учащемуся происходит двойное преобразование информации: первый раз в процессе передачи учителем (от собственных представлений в формы, доступные для восприятия), второй—в процессе усвоения учеником, т.е. от доступных для восприятия форм к собственным представлениям учащегося. По оценкам специалистов по теории информации, каждое преобразование ведет к потере до 30% информации. Это означает, что собственные представления учащегося могут составить в итоге обучения менее 50% представлений учителя.

 

ФИНАНСИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Финансирование государственных учреждений образования, государственных организаций образования, обеспечивающих функционирование системы образования, программы развития системы образования, программ развития дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи и дополнительного образования взрослых осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, средств учредителей, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных законодательством.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

• Материально-техническая база учреждений образования формируется учредителями в соответствии с требованиями, установленными законодательством.

• 2. Материально-техническую базу учреждений образования составляют земельные участки, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и иное имущество.

• 3. В учреждении образования должны быть:

• 3.1. помещения, кабинеты, лаборатории, мастерские, площадки, снабженные мебелью, инвентарем, средствами обучения, необходимыми для организации образовательного процесса;

• 3.2. помещения для занятий физической культурой и спортом;

• 3.3. иное имущество в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами.

• 4. К средствам обучения относятся приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, компьютерные сети, аудиовизуальные средства и иные материальные объекты, необходимые для реализации образовательной программы.

• 5. В учреждении высшего образования должно быть общежитие.

• 6. Для организации образовательного процесса, в том числе прохождения практики, производственного обучения, может использоваться материально-техническая база базовых организаций учреждений профессионально-технического образования, учреждений среднего специального образования, учреждений высшего образования, а также иных организаций на основании договоров о целевой подготовке специалистов (рабочих, служащих).

• 7. Запрещаются действия (бездействие), приводящие к необоснованному сокращению или ухудшению материально-технической базы учреждений образования.

Финансирование образования.

Как известно из конституции РБ и конкретизирующего конституционные гарантии образовательного законодательства:

Все бесплатно должны обеспечиваться дошкольным воспитанием, общим средним образованием, и начальным профессиональным образованием

Бесплатным средним профессиональным образованием и высшим профессиональным образованием должны обеспечиваться те, кто прошел соответствующий конкурсный отбор на объявленных условиях.

Понятно, что бесплатным образование является для всех учащихся (их семей), но не для государства, которое и должно обеспечивать исполнение конституционных гарантий, оплачивая из государственных средств:

• Труд учителей и преподавателей

• Обслуживание, ремонт, обеспечение теплом и энергией учебных помещений

• Строительство зданий

• Приобретение для учебного процесса пособий, приборов, оборудования

Все это требует расходов, размеры которых определяются двумя основными группами факторов:

1) принятым порядком определения размеров средств, направляемых в систему образования и распределением этих средств между образовательными учреждениями

2) количественными параметрами системы образования и, соответственно потребностью в средствах для обеспечения ее нормального функционирования.

Мировая практика свидетельствует, что система образования имеет возможность нормально функционировать и развиваться, обеспечить, полное общее среднее образование для всех граждан страны, когда расходы на эти цели находятся на уровне 5-7% от ВВП с учетом, разумеется, конкретных условий и традиций каждой страны.

Применительно к сфере образования финансирование – это оплата образовательных услуг, оказываемых учащемуся, не самим учащимся или его семьей, а государством (или иным физическим или юридическим лицом), не получающим этой услуги. В данном случае покупателем услуги является финансирующее лицо, а получателем - учащийся.

Специфика сферы образования состоит в том, что целью и результатом ее функционирования является осуществление образовательного процесса.

Финансирование образования – это обеспечение финансовыми ресурсами образовательного процесса, осуществляемого образовательными учреждениями.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что финансирование образования не является каким-либо выражением отношений «купли-продажи», где есть встречное движение финансовых ресурсов и их материального или нематериального эквивалента в виде товара или услуги. Финансируя образование государство не покупает образовательные услуги, а обеспечивает деятельность своего структурного подразделения, производящего эти услуги для части населения безвозмездно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.071 с.)