Несформированость общеучебных умений и навыков. Снижение учебной мотивации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Несформированость общеучебных умений и навыков. Снижение учебной мотивации.



Несформированость общеучебных умений и навыков. Снижение учебной мотивации.

Трудности учебной деятельности и снижение учебной мотивации могут быть связаны: 

• с несформированностью основных операций мышления, процессов памяти, распределения и концентрации внимания. 

• со слабой сформированностью организационных умений (умение самостоятельно выполнять задание по алгоритму, умение вести тетрадь, навыки самопроверки и самооценки).

 

Проблемы адаптации могут быть вызваны сменой учебных предметов, их новым – содержательным наполнением. Основным фактором, определяющим трудности новых условий – это появление предметного обучения, новых педагогов, многообразие учебных требований. Характерными признаками являются состояние непонимания, смысловая неопределенность, нервно-психическое напряжение. 

 

Рекомендуемый диагностический инструментарий

 

Наименование методики

Назначение

Рекомендации по применению
Схемы          экспертной оценки адаптированности ребенка к школе (для учителей и родителей) В.И.Чирковой 

Анализ динамики поведенческих, аффективных и социально-

психологических характеристик, позволяющих оценить

адаптированность школьника 

(1 класс)

Проводится путем заполнения педагогами (родителями) бланков с описанием основных параметров.  Анализ результатов- психологом и учителем. 
Методика определения школьной дезадаптации  (Л.М.Ковалева, Н.Н.Тарасенко)

Определение уровня дезадаптации младших школьников

(1 класс)

Экспертная оценка учителем с последующим анализом психологом
ГИТ              (Групповой интеллектуальный тест)

Выявляет уровень интеллектуального развития детей, в том числе 4-5 класса. Может использоваться для оценки эффективности школьного обучения, изучения причин неуспеваемости и др. (4-5 класс)

Проводится фронтально, возможен индивидуальный вариант  
Тест                структуры интеллекта Амтхауэра 

Выявление уровня интеллектуального развития обучающихся 8-9 классов. Диагностики уровня общих способностей в связи с проблемами учебной деятельности. 

Проводится фронтально, возможен индивидуальный вариант  
Диагностика        уровня сформированности общеучебных умений и навыков    школьников (методика М.Ступницкой)  

Выявление уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников: интеллектуальных,

организационных и коммуникативных 

(5 класс, 8 класс): Блоки «Интеллектуальные умения и навыки»; «Организационные

умения навыки»  

Проводится с учащимися в        форме        экспертного опроса        педагогов. По балльной   шкале определяется        уровень сформированности навыков. 
Карта наблюдений Т.Стотта

Выявление особенностей поведения учащегося (с использованием педагогом метода

С учащимися 5 класса 
  наблюдения и      фиксации  
  отдельных проявлений).  
 

Определение степени выраженности признаков учебной и социальной дезадаптации, 

 
Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению А.Прихожан

Диагностика познавательной активности, уровня мотивации достижения, состояния тревожности и гнева, связанных с ситуациями обучения.    

фронтально с учащимися подросткового возраста (10-15 лет)

 

Целесообразно выделить ряд психолого-педагогических рекомендаций для педагогов по проблемам работы с учащимися с трудностями сформированности интеллектуальных и организационных умений и навыков. 

В результате диагностики по методике М.Ступницкой по шкалам «Интеллектуальные умения и навыки», «Организационные умения и навыки» особого внимания психолога и педагогов требуют обучающиеся с низкими показателями [6]:   

 

Группа, баллы Статус Рекомендации учителям
 

Примеры коррекционно-развивающих программ для обучающихся:

1. Евграфова Т.А. Я не такой как все и все мы разные. Программа тренинга. // Вестник практической психологии образования. – № 3(4) июль-сентябрь 2005. – С.78-80.

2. Королева М, Бегунова Н. и др. Ничейная территория (тренинг развития самосознания, навыков социальной адаптации, развитие группового взаимодействия, адекватного выражения негативных чувств). - //Школьный психолог, 2007, № 13

3. Микляева А.А., Румянцева Л.В. Программа тренинга мотивации для школьников. - //Микляева А.А., Румянцева Л.В. «Трудный класс»: Диагностическая и

коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007. – С. 242-264 

4. Родионов В., Ступницкая М. Я и мы. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-ого класса // Школьный психолог, 2002, № 43 – С. 8-24

5. Савченко М. Тренинг «Уверенность» //Школьный психолог, 2005, №№ 2,3,4

6. Сомова Н.Л. В пятый класс – в первый раз. – СПб: «Каро», 2001. 

 

 В приложении 1 представлен методический материал для психолога и социального педагога к проведению консультаций, методических семинаров для педагогов, родительских собраний, по проблемам адаптации. 

                                                                       

140-230

Ценности людей        и Формирование ценностных Беглова Т. Ценности людей законы общества        ориентаций,        навыков и законы      общества самоанализа    поведения у //Школьный психолог, обучающихся        среднего   и 2002, № 32 старшего   подросткового возраста.

Тренинг Развитие навыков самопознания, Макартычева Г.И. самоопределения и самоорганизации, постановки Профилактика девиантного достижения жизненных жизненных целей среднего и поведения: тренинги для целей старшего подросткового подростков и их родителей.

                                                         возраста.                                               – СПб.: «Речь», 2007. – с

.231-260

 

Данные программы могут быть реализованы с учащимися в процессе групповой профилактической работы. 

Работа с обучающимся с признаками социальной дезадаптации в условиях образовательного учреждения осуществляется социальным педагогом и на индивидуальном уровне. 

Цель программы индивидуально-ориентированного сопровождения: развитие позитивных поведенческих стереотипов личности и формирование на этой основе социально одобряемых форм поведения.

Задачи:

• развитие навыков социально одобряемого поведения, соблюдения общепринятых норм и правил;

• расширение представления об эффективных способах взаимодействия с окружающими, прежде всего с родителями, педагогами и школьным коллективом;  обучать навыкам самоконтроля и способам саморегуляции поведения.

 

Литература, использованная при разработке методических рекомендаций:

1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Социальное здоровье России, 2007 

2. Кривцова С.В. Учитель и проблемы дисциплины. – М.: Генезис, 2000. – 288 с.    

3. Крылова Т.А. Психологическая поддержка учащихся при переходе в среднюю школу. - //Справочник заместителя директора школы, 2010, №№ 6, 7

4. Крылова Т.А., Струкова М.Л. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями «группы риска». – М.: НИИ «Школьные технологии», 2010, с.26-52 

5. О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе: Письмо Минобразования РФ от 27.06.2003 N 28-51-513/16

6. Психологическое сопровождение учащихся на этапе адаптации к обучению в средней школе. – авт-сост. Афанасьева Н.В., Крылова Т.А., Загоскина Т.В. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2008

7. Региональная служба комплексного сопровождения в образовании Вологодской области. - Вологда: Издательский центр ВИРО, 2005.

8. Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ФЗ № 120 от 24.06.1999, в редакции от

03.12.2011 № 378-ФЗ)

 

Литература для педагогов и специалистов службы сопровождения (педагоговпсихологов, социальных педагогов):

1. Агеева Л.Г. Социально-психологическая дезадаптация современных подростков и ее причины. – Ульяновск: 2010

2. Голубева Ю. А. и др. Тренинг с подростками: программы, конспекты занятий. - Волгоград - Учитель, 2009. - 206 с.

3. Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков. - СПб.: Питер - 2006. - 160 с.

4. Емельянова Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. - СПб.: Речь, 2008. - 336 с.

5. Казанская В.Г. Подросток: социальная адаптация. – СПб.: Питер, 2011. 

6. Карандашев В.Н., Крылова Т.А., Лисянская А.С. Курс комплексного развития младших школьников. Программа, занятия, дидактические материалы. – Серия Новые стандарты: учимся работать. Универсальные учебные действия (учебнометодическое пособие). - Волгоград: Учитель, 2011. – 303 с.

7. Коломинский Я.Л., Реан А.А. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2003

8. Корчуганова И.П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми «группы риска»: Методическое пособие. - СПб, 2006

9. Круглова Н.Ф., Панов В.И. Психодиагностика и коррекция структуры учебной деятельности младшего школьника. – М.: Изд-во МПСИ, 2004

10. Макартычева Г.И. Профилактика девиантного поведения: тренинги для подростков и их родителей. – СПб.: «Речь», 2007

11. Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс»: Диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007

12. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, профлакика. – СПб.: Речь, 2007

13. Монина Г.Б. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. – СПб.: Речь, 2002 

14. Педагогическая психология. Хрестоматия // Сост. В.Н. Кандрашев, Н.В. Носова, О.Н. Щепелина. – СПб.: Питер, 2006.

15. Психологическое сопровождение учащихся на этапе адаптации к обучению в средней школе. – авт-сост. Афанасьева Н.В., Крылова Т.А., Загоскина Т.В. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2008

16. Рахманкулова Р. Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников // Школьный психолог, 2003. № 18.

17. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психолгия. – СПб.: Питер, 2002 

18. Сомова Н.Л. В пятый класс – в первый раз. – СПб: «Каро», 2001

19. Фурманов И. А. Психология депривированного ребенка. - М.: ВЛАДОС, 2004. -

319 с.

20. Чепракова Е.А. Разработка коррекционно-развивающих программ. - //Справочник педагога-психолога. Школа. – 2012, № 4

21. Шарапановская Е.В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков.

– М.: Сфера, 2005

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

Приложение 2.

 

Социальная карта личности Состояние здоровья и развития:

1.1. Общая оценка здоровья учащегося (заполняется по данным медицинской карты):

1.2.Вредные привычки: 

• курение (не курит, курит эпизодически, систематически)

• употребление спиртных напитков (не употребляет, употребляет эпизодически, систематически) 

• употребление токсических и наркотических веществ (не употребляет, употреблял однократно, эпизодически, систематически)

1.3. Состоит (не состоит)    на   диспансерном      учете у     врача по   поводу

__________________________________________________________________________ 2. Психологическая атмосфера в семье:

2. 1.Данные о родителях (лицах, их заменяющих): образование, профессия, место работы

Семья     ребенка:    родительская,    опекунская,    приемная     (подчеркнуть)

_____________________________________________________________________________ Мать

_____________________________________________________________________________ Отец

_____________________________________________________________________________

(замещающие лица) ___________________________________________________________ 2.2.Другие члены семьи ________________________________________________________ 

2.3. Тип семьи: 

А. благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера в семье положительная) Б. неблагополучная, в том числе:  

- педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания6 отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, с ним жестоко обращаются,.систематически наказывают, плохо осведомлены о его интересах, поведении вне школы) 

- нравственно неблагополучная (родители ведут асоциальный образ жизни, имеют судимости) 

- конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, конфликты между родителями, старшими членами семьи, родители повышенно раздражительны) 2.4. Характер взаимоотношений родителей с ребенком: 

_____________________________________________________________________________ Особенности учебной деятельности:

2.3. Успеваемость: отличная, хорошая, удовлетворительная, плохая 

2.4. Отношение к учению: положительное, нейтральное, равнодушное, нейтральное

2.5. Интеллектуальные возможности учащегося: высокие, средние, низкие 

2.6. Мотивы учебной деятельности: позитивный интерес к предметам, осознание необходимости учиться, стремление овладеть профессией, стремление к самоутверждению в группе сверстников, другие

__________________________________________________________________________

3. Социальный статус в группе:

3.3. Социальная позиция в коллективе: лидер, предпочитаемый, принятый, изолированный

3.4. С кем из группы наиболее близок, характер взаимного влияния (позитивное, нейтральное, негативное)  

3.5. Взаимоотношения в классе: деловые, ровные, дружеские, теплые, нейтральные, конфликтные, ни с кем не общается 

3.6. Стиль общения с окружающими:

- доминантный (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, нелегко признает свою правоту)

- недоминантный (застенчив, уступчив, легко признает себя неправым) 

- постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, открыт, полон внимания к окружающим

- не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен

3.7. Отношение к общественному мнению: 

- активно-положительное (понимает критику, согласен с ней, недостатки стремится исправлять)

- пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет) 

- безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения) - негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведения не меняет) 4. Направленность интересов:

4.3. К какой деятельности проявляет интерес: интеллектуальная, техническая, организаторская, художественная, спортивная

4.4. Читательские интересы: какую               литературу предпочитает

__________________________________________________________________________

4.5. регулярность чтения (книг не читает, читает эпизодически, систематически)

5. Особенности сферы свободного общения:

5.1. Сколько времени    уделяется уличному общению в     течение    недели _____________________________________________________________________________

5.2. С кем имеет дружеские связи вне класса, какое влияние они оказывают на учащегося? _____________________________________________________________________________

5.3. Постоянное      или предпочитаемое место уличного общения

_____________________________________________________________________________

5.4. Содержание уличного общения: работа с техникой, посещение кино, игра на гитаре, прослушивание музыкальных записей, разговоры на разные темы, бесцельное времяпрепровождение, азартные игры, другое

_____________________________________________________________________________

6. Уровень самооценки:

- адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, способности, возможности и достижения)

- завышенная (некритичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения)

- заниженная (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества и личные достижения)

7. Особенности поведения:

7.1.Отрицательные поступки (проступки), их проявление (эпизодически, систематически), характер (грубость, драки, прогулы, опоздания на занятия, нарушение дисциплины на уроках, отказ от выполнения требований педагогов)

7.2.Правонарушения учащегося (кражи, хулиганство и др.) 

7.3.Отношение к своим проступкам: равнодушен, переживает, оправдывает, осуждает

7.4.Отношение к педагогическим воздействиям: с ожесточением, равнодушно, понимает и старается выполнить требования

7.5.Состоит      (не      состоит)      на      учете:      в      ОППН,      другое

________________________________________________________________________

 

 

Несформированость общеучебных умений и навыков. Снижение учебной мотивации.

Трудности учебной деятельности и снижение учебной мотивации могут быть связаны: 

• с несформированностью основных операций мышления, процессов памяти, распределения и концентрации внимания. 

• со слабой сформированностью организационных умений (умение самостоятельно выполнять задание по алгоритму, умение вести тетрадь, навыки самопроверки и самооценки).

 

Проблемы адаптации могут быть вызваны сменой учебных предметов, их новым – содержательным наполнением. Основным фактором, определяющим трудности новых условий – это появление предметного обучения, новых педагогов, многообразие учебных требований. Характерными признаками являются состояние непонимания, смысловая неопределенность, нервно-психическое напряжение. 

 

Рекомендуемый диагностический инструментарий

 

Наименование методики

Назначение

Рекомендации по применению
Схемы          экспертной оценки адаптированности ребенка к школе (для учителей и родителей) В.И.Чирковой 

Анализ динамики поведенческих, аффективных и социально-

психологических характеристик, позволяющих оценить

адаптированность школьника 

(1 класс)

Проводится путем заполнения педагогами (родителями) бланков с описанием основных параметров.  Анализ результатов- психологом и учителем. 
Методика определения школьной дезадаптации  (Л.М.Ковалева, Н.Н.Тарасенко)

Определение уровня дезадаптации младших школьников

(1 класс)

Экспертная оценка учителем с последующим анализом психологом
ГИТ              (Групповой интеллектуальный тест)

Выявляет уровень интеллектуального развития детей, в том числе 4-5 класса. Может использоваться для оценки эффективности школьного обучения, изучения причин неуспеваемости и др. (4-5 класс)

Проводится фронтально, возможен индивидуальный вариант  
Тест                структуры интеллекта Амтхауэра 

Выявление уровня интеллектуального развития обучающихся 8-9 классов. Диагностики уровня общих способностей в связи с проблемами учебной деятельности. 

Проводится фронтально, возможен индивидуальный вариант  
Диагностика        уровня сформированности общеучебных умений и навыков    школьников (методика М.Ступницкой)  

Выявление уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников: интеллектуальных,

организационных и коммуникативных 

(5 класс, 8 класс): Блоки «Интеллектуальные умения и навыки»; «Организационные

умения навыки»  

Проводится с учащимися в        форме        экспертного опроса        педагогов. По балльной   шкале определяется        уровень сформированности навыков. 
Карта наблюдений Т.Стотта

Выявление особенностей поведения учащегося (с использованием педагогом метода

С учащимися 5 класса 
  наблюдения и      фиксации  
  отдельных проявлений).  
 

Определение степени выраженности признаков учебной и социальной дезадаптации, 

 
Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению А.Прихожан

Диагностика познавательной активности, уровня мотивации достижения, состояния тревожности и гнева, связанных с ситуациями обучения.    

фронтально с учащимися подросткового возраста (10-15 лет)

 

Целесообразно выделить ряд психолого-педагогических рекомендаций для педагогов по проблемам работы с учащимися с трудностями сформированности интеллектуальных и организационных умений и навыков. 

В результате диагностики по методике М.Ступницкой по шкалам «Интеллектуальные умения и навыки», «Организационные умения и навыки» особого внимания психолога и педагогов требуют обучающиеся с низкими показателями [6]:   

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.54.63 (0.068 с.)