Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Несформированость общеучебных умений и навыков. Снижение учебной мотивации.
Несформированость общеучебных умений и навыков. Снижение учебной мотивации. Трудности учебной деятельности и снижение учебной мотивации могут быть связаны: • с несформированностью основных операций мышления, процессов памяти, распределения и концентрации внимания. • со слабой сформированностью организационных умений (умение самостоятельно выполнять задание по алгоритму, умение вести тетрадь, навыки самопроверки и самооценки).
Проблемы адаптации могут быть вызваны сменой учебных предметов, их новым – содержательным наполнением. Основным фактором, определяющим трудности новых условий – это появление предметного обучения, новых педагогов, многообразие учебных требований. Характерными признаками являются состояние непонимания, смысловая неопределенность, нервно-психическое напряжение.
Рекомендуемый диагностический инструментарий
Целесообразно выделить ряд психолого-педагогических рекомендаций для педагогов по проблемам работы с учащимися с трудностями сформированности интеллектуальных и организационных умений и навыков. В результате диагностики по методике М.Ступницкой по шкалам «Интеллектуальные умения и навыки», «Организационные умения и навыки» особого внимания психолога и педагогов требуют обучающиеся с низкими показателями [6]:
Примеры коррекционно-развивающих программ для обучающихся: 1. Евграфова Т.А. Я не такой как все и все мы разные. Программа тренинга. // Вестник практической психологии образования. – № 3(4) июль-сентябрь 2005. – С.78-80. 2. Королева М, Бегунова Н. и др. Ничейная территория (тренинг развития самосознания, навыков социальной адаптации, развитие группового взаимодействия, адекватного выражения негативных чувств). - //Школьный психолог, 2007, № 13 3. Микляева А.А., Румянцева Л.В. Программа тренинга мотивации для школьников. - //Микляева А.А., Румянцева Л.В. «Трудный класс»: Диагностическая и
коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007. – С. 242-264 4. Родионов В., Ступницкая М. Я и мы. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-ого класса // Школьный психолог, 2002, № 43 – С. 8-24 5. Савченко М. Тренинг «Уверенность» //Школьный психолог, 2005, №№ 2,3,4 6. Сомова Н.Л. В пятый класс – в первый раз. – СПб: «Каро», 2001.
В приложении 1 представлен методический материал для психолога и социального педагога к проведению консультаций, методических семинаров для педагогов, родительских собраний, по проблемам адаптации.
140-230 Ценности людей и Формирование ценностных Беглова Т. Ценности людей законы общества ориентаций, навыков и законы общества самоанализа поведения у //Школьный психолог, обучающихся среднего и 2002, № 32 старшего подросткового возраста. Тренинг Развитие навыков самопознания, Макартычева Г.И. самоопределения и самоорганизации, постановки Профилактика девиантного достижения жизненных жизненных целей среднего и поведения: тренинги для целей старшего подросткового подростков и их родителей. возраста. – СПб.: «Речь», 2007. – с .231-260
Данные программы могут быть реализованы с учащимися в процессе групповой профилактической работы. Работа с обучающимся с признаками социальной дезадаптации в условиях образовательного учреждения осуществляется социальным педагогом и на индивидуальном уровне. Цель программы индивидуально-ориентированного сопровождения: развитие позитивных поведенческих стереотипов личности и формирование на этой основе социально одобряемых форм поведения. Задачи: • развитие навыков социально одобряемого поведения, соблюдения общепринятых норм и правил; • расширение представления об эффективных способах взаимодействия с окружающими, прежде всего с родителями, педагогами и школьным коллективом; обучать навыкам самоконтроля и способам саморегуляции поведения.
Литература, использованная при разработке методических рекомендаций: 1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Социальное здоровье России, 2007 2. Кривцова С.В. Учитель и проблемы дисциплины. – М.: Генезис, 2000. – 288 с. 3. Крылова Т.А. Психологическая поддержка учащихся при переходе в среднюю школу. - //Справочник заместителя директора школы, 2010, №№ 6, 7 4. Крылова Т.А., Струкова М.Л. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями «группы риска». – М.: НИИ «Школьные технологии», 2010, с.26-52 5. О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе: Письмо Минобразования РФ от 27.06.2003 N 28-51-513/16 6. Психологическое сопровождение учащихся на этапе адаптации к обучению в средней школе. – авт-сост. Афанасьева Н.В., Крылова Т.А., Загоскина Т.В. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2008 7. Региональная служба комплексного сопровождения в образовании Вологодской области. - Вологда: Издательский центр ВИРО, 2005. 8. Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ФЗ № 120 от 24.06.1999, в редакции от
03.12.2011 № 378-ФЗ)
Литература для педагогов и специалистов службы сопровождения (педагоговпсихологов, социальных педагогов): 1. Агеева Л.Г. Социально-психологическая дезадаптация современных подростков и ее причины. – Ульяновск: 2010 2. Голубева Ю. А. и др. Тренинг с подростками: программы, конспекты занятий. - Волгоград - Учитель, 2009. - 206 с. 3. Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков. - СПб.: Питер - 2006. - 160 с. 4. Емельянова Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. - СПб.: Речь, 2008. - 336 с. 5. Казанская В.Г. Подросток: социальная адаптация. – СПб.: Питер, 2011. 6. Карандашев В.Н., Крылова Т.А., Лисянская А.С. Курс комплексного развития младших школьников. Программа, занятия, дидактические материалы. – Серия Новые стандарты: учимся работать. Универсальные учебные действия (учебнометодическое пособие). - Волгоград: Учитель, 2011. – 303 с. 7. Коломинский Я.Л., Реан А.А. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2003 8. Корчуганова И.П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми «группы риска»: Методическое пособие. - СПб, 2006 9. Круглова Н.Ф., Панов В.И. Психодиагностика и коррекция структуры учебной деятельности младшего школьника. – М.: Изд-во МПСИ, 2004 10. Макартычева Г.И. Профилактика девиантного поведения: тренинги для подростков и их родителей. – СПб.: «Речь», 2007 11. Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс»: Диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007 12. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, профлакика. – СПб.: Речь, 2007 13. Монина Г.Б. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. – СПб.: Речь, 2002 14. Педагогическая психология. Хрестоматия // Сост. В.Н. Кандрашев, Н.В. Носова, О.Н. Щепелина. – СПб.: Питер, 2006. 15. Психологическое сопровождение учащихся на этапе адаптации к обучению в средней школе. – авт-сост. Афанасьева Н.В., Крылова Т.А., Загоскина Т.В. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2008 16. Рахманкулова Р. Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников // Школьный психолог, 2003. № 18. 17. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психолгия. – СПб.: Питер, 2002 18. Сомова Н.Л. В пятый класс – в первый раз. – СПб: «Каро», 2001 19. Фурманов И. А. Психология депривированного ребенка. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 319 с. 20. Чепракова Е.А. Разработка коррекционно-развивающих программ. - //Справочник педагога-психолога. Школа. – 2012, № 4
21. Шарапановская Е.В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков. – М.: Сфера, 2005
Приложение 1.
Приложение 2.
Социальная карта личности Состояние здоровья и развития: 1.1. Общая оценка здоровья учащегося (заполняется по данным медицинской карты): 1.2.Вредные привычки: • курение (не курит, курит эпизодически, систематически) • употребление спиртных напитков (не употребляет, употребляет эпизодически, систематически) • употребление токсических и наркотических веществ (не употребляет, употреблял однократно, эпизодически, систематически) 1.3. Состоит (не состоит) на диспансерном учете у врача по поводу __________________________________________________________________________ 2. Психологическая атмосфера в семье: 2. 1.Данные о родителях (лицах, их заменяющих): образование, профессия, место работы Семья ребенка: родительская, опекунская, приемная (подчеркнуть) _____________________________________________________________________________ Мать _____________________________________________________________________________ Отец _____________________________________________________________________________ (замещающие лица) ___________________________________________________________ 2.2.Другие члены семьи ________________________________________________________ 2.3. Тип семьи: А. благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера в семье положительная) Б. неблагополучная, в том числе: - педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания6 отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, с ним жестоко обращаются,.систематически наказывают, плохо осведомлены о его интересах, поведении вне школы) - нравственно неблагополучная (родители ведут асоциальный образ жизни, имеют судимости) - конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, конфликты между родителями, старшими членами семьи, родители повышенно раздражительны) 2.4. Характер взаимоотношений родителей с ребенком: _____________________________________________________________________________ Особенности учебной деятельности: 2.3. Успеваемость: отличная, хорошая, удовлетворительная, плохая 2.4. Отношение к учению: положительное, нейтральное, равнодушное, нейтральное 2.5. Интеллектуальные возможности учащегося: высокие, средние, низкие 2.6. Мотивы учебной деятельности: позитивный интерес к предметам, осознание необходимости учиться, стремление овладеть профессией, стремление к самоутверждению в группе сверстников, другие __________________________________________________________________________ 3. Социальный статус в группе: 3.3. Социальная позиция в коллективе: лидер, предпочитаемый, принятый, изолированный 3.4. С кем из группы наиболее близок, характер взаимного влияния (позитивное, нейтральное, негативное) 3.5. Взаимоотношения в классе: деловые, ровные, дружеские, теплые, нейтральные, конфликтные, ни с кем не общается 3.6. Стиль общения с окружающими: - доминантный (уверен в себе, стремится навязать свое мнение, нелегко признает свою правоту)
- недоминантный (застенчив, уступчив, легко признает себя неправым) - постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, открыт, полон внимания к окружающим - не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен 3.7. Отношение к общественному мнению: - активно-положительное (понимает критику, согласен с ней, недостатки стремится исправлять) - пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет) - безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения) - негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведения не меняет) 4. Направленность интересов: 4.3. К какой деятельности проявляет интерес: интеллектуальная, техническая, организаторская, художественная, спортивная 4.4. Читательские интересы: какую литературу предпочитает __________________________________________________________________________ 4.5. регулярность чтения (книг не читает, читает эпизодически, систематически) 5. Особенности сферы свободного общения: 5.1. Сколько времени уделяется уличному общению в течение недели _____________________________________________________________________________ 5.2. С кем имеет дружеские связи вне класса, какое влияние они оказывают на учащегося? _____________________________________________________________________________ 5.3. Постоянное или предпочитаемое место уличного общения _____________________________________________________________________________ 5.4. Содержание уличного общения: работа с техникой, посещение кино, игра на гитаре, прослушивание музыкальных записей, разговоры на разные темы, бесцельное времяпрепровождение, азартные игры, другое _____________________________________________________________________________ 6. Уровень самооценки: - адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, способности, возможности и достижения) - завышенная (некритичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения) - заниженная (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества и личные достижения) 7. Особенности поведения: 7.1.Отрицательные поступки (проступки), их проявление (эпизодически, систематически), характер (грубость, драки, прогулы, опоздания на занятия, нарушение дисциплины на уроках, отказ от выполнения требований педагогов) 7.2.Правонарушения учащегося (кражи, хулиганство и др.) 7.3.Отношение к своим проступкам: равнодушен, переживает, оправдывает, осуждает 7.4.Отношение к педагогическим воздействиям: с ожесточением, равнодушно, понимает и старается выполнить требования 7.5.Состоит (не состоит) на учете: в ОППН, другое ________________________________________________________________________
Несформированость общеучебных умений и навыков. Снижение учебной мотивации. Трудности учебной деятельности и снижение учебной мотивации могут быть связаны: • с несформированностью основных операций мышления, процессов памяти, распределения и концентрации внимания. • со слабой сформированностью организационных умений (умение самостоятельно выполнять задание по алгоритму, умение вести тетрадь, навыки самопроверки и самооценки).
Проблемы адаптации могут быть вызваны сменой учебных предметов, их новым – содержательным наполнением. Основным фактором, определяющим трудности новых условий – это появление предметного обучения, новых педагогов, многообразие учебных требований. Характерными признаками являются состояние непонимания, смысловая неопределенность, нервно-психическое напряжение.
Рекомендуемый диагностический инструментарий
Целесообразно выделить ряд психолого-педагогических рекомендаций для педагогов по проблемам работы с учащимися с трудностями сформированности интеллектуальных и организационных умений и навыков. В результате диагностики по методике М.Ступницкой по шкалам «Интеллектуальные умения и навыки», «Организационные умения и навыки» особого внимания психолога и педагогов требуют обучающиеся с низкими показателями [6]:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.54.63 (0.068 с.) |