Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. 3. Альтернативы культурного процесса 1960-1980 годов

Поиск

Содержание учебного материала

1.Культурный эффект "оттепели", ее социокультурное содержание. Особенности оппозиционного инакомыслия в эпоху "холодной войны" и политической "оттепели" 50-60 годов. Идеи и потенциал "отложенной литературы". Взаимодействие новых и старых имен в литературе (В.С. Гроссман, И.Г. Эренбург, В.П. Аксенов, В. Розов). Журналы "Новый мир" и "Октябрь" как отражение противоречивого "духа времени". Поэзия и авторская песня против тоталитарного мышления и тоталитарной культуры (Б.Ш. Окуджава, А.А. Галич, В.С. Высоцкий). "Идеологический негативизм" диссидентства: новые "западники" и новые "славянофилы" в споре об облике национальной культуры и судьбе России. А.И. Солженицын и "архипелаг" "лагерной литературы". Театр Ю.П. Любимова и О.П. Ефремова.

2.Культ научного знания, рекордов и открытий, технизация культуры. Школьная реформа 1958 года. Создание идеального героя в литературе и жизни. "Эффект Гагарина" для национального самочувствия 1960-х годов. Временность и незавершенность культурного обновления. Общественная и государственная реакция на влияние мировых культурных процессов в 1950-60 годы. Проблема оценки явления "шестидесятников".

3.Изменение общественной атмосферы и государственной культурной политики в 1970-80 годы. Выработка "виртуального языка" в культуре: мистификация, эвфемизм, иносказание, намек. "Бульдозерная выставка" 1974 года и альманах "Метрополь" 1978 года как формы духовного диссидентства. Особенности творческой эмиграции 70-80 годов, движение "неподписантов". А.Д. Сахаров. Проблема места и потенциала культуры в тоталитарном обществе. Эволюция и возможности "социалистического реализма". Монументализм и юбилейная литература. "Деревенская" тема советского романа. Писатели - "деревенщики", их роль в сохранении "учительной роли" литературы (В.Д. Дудинцев, В.Г. Распутин, Ю.В. Трифонов). Деятельность Д.С. Лихачева по сохранению культурного наследия.

4.Массовая культура советского общества. Страх как архетип тоталитарного сознания и его социокультурная символизация. Трансформация понятия смешного и диалектика героического. Истоки культуры "андеграунда". Эффект анекдота, авторской песни. Роль культуры как фактора сопротивления тоталитаризму, изживания его. Модель "внутренней эмиграции". Участие "андеграунда" в европейском культурном процессе. Архитектура – послевоенная – восстановление городов, мемориалы. 70-80-е г.г.- неофункционализм. 80-е г.г.- развитие местных (национальных) архитектурных школ.

Самостоятельная работа обучающихся

сбор и обобщение материалов из газет по теме

Тема 4.4. Слом советской ценностной основы культуры

Содержание учебного материала

1.Публицистическая «революция» конца 1980-х гг. Роль СМИ в сломе коммунистических мифов и выработке нового исторического сознания. «Кризис подписки» 1989 г. и закон о печати 1990 г. «Новая социальная» литература против коммунистических идеалов. Литература и кинематограф. Кризис поведенческих практик советских людей: экономическое поведение в «шоковой терапии», политический экстремизм, социальные деструкции.

2.Разрушение механизмов инкультурации. Судьбы «отложенной» культуры, андеграунда и диссидентства. Культура эмиграции и андеграунда в культурных поисках 2000-х гг.

Мотив "духовного покаяния" и культурного обновления в 1990-х годах. 

Тема 4.5.Альтернативные тенденции и явления новой культуры постсоветской России

Содержание учебного материала

1.Изменение визуальной среды городов и жизненного мира современного горожанина. Трансформация роли СМИ: от информации и просвещения к развлечению. Кризис публицистики в 2000-е гг. Судьба «сурового стиля» живописи и журналистики и появление «гламура».«Другая литература»: авторы и содержание. Потенциал «другой литературы» в контексте социальной функции массовой культуры. Ценностные истоки жанров «action», «Фэнтэзи», сказки и притчи. Смысловой потенциал римейка в музыке и литературе.

2.Антреприза в театре и римейк в драматургии. Изменение социально-просветительской роли кинематографа. Кино как массовое зрелище и досуг. Мультимедийное пространство в современной культуре. Роль классического наследия. Ретроспективные тенденции в культуре. Поиск новой национальной идеи.

Практические занятия

Охарактеризуйте современные ценностные модели культуры.

- Раскройте перспективы России в глобальном мировом культурном пространстве.

Самостоятельная работа обучающихся

Рассмотрение одной из молодежных субкультур по т. 3.7.»Альтернативные тенденции и явления новой культуры постсоветской России» Презентация.


3. Общие методические рекомендации по выполнению контрольной работы

1. Выбор варианта контрольной работы

 Выбор варианта контрольной работы зависит от теоретической и практической подготовки студента, накопленного опыта и имеющегося практического материала у студента.

Выбранный вариант согласовывается с преподавателем в период сессии.

 

Планирование

После выбора варианта контрольной работы перед студентом встает задача планирования будущей работы. Совместно с преподавателем студент обсуждает варианты плана контрольной работы, который должен раскрыть теоретическое и практическое содержание в рамках изучаемых тем, составить список литературы.

 

Работа с литературой

1. Работа с литературой по выбранной теме связана с изучением специальной литературы по теоретическим основам истории отечественной культуры.

В работе над контрольной используются следующие источники:

- первоисточники и общая литература, относящаяся к рассматриваемой теме;

- учебники и учебные пособия;

- энциклопедии, словари, справочники;

- материалы газет, журналов;

- специальные работы по указанной теме;

- книги, статьи, методические работы преподавателей колледжа.

2. Составление библиографического списка. Контрольная работа должна опираться на достаточно обширный материал. Поэтому при составлении библиографического списка по теме контрольной работы студент должен использовать имеющиеся в библиотеке систематические, предметные и алфавитные каталоги, а также различные библиографические справочные указатели.

3. Изучение литературных источников. Руководствуясь составленным списком литературы, студент приступает к ее изучению. Следует начинать изучение с работ общего характера, а затем уже переходить к литературным источникам, освещающим частные вопросы. Изучение источников по теме работы имеет своей целью не только общее ознакомление с литературой по теме контрольной работы, но и углубленное изучение конкретных научных трудов. Таким образом, проводя анализ источников по теме выполняемой контрольной работы, студент должен выяснить какие концепции и гипотезы имеются на сегодняшний день, что доказано, что является спорным, а что совершенно не исследовано. Этот этап работы формирует у студентов навыки работы с научной литературой, способствует расширению кругозора и повышению теоретической подготовки по курсу в целом.

4. Обработка и систематизация информации. При работе с литературными источниками студент должен уметь выделить наиболее важные теоретические положения, сопоставить различные точки зрения по одному и тому же вопросу, выразить собственное отношение относительно тех или иных концепций и идей.

Обработка информации предполагает следующие этапы работы:

- ознакомление с текстом конкретного источника, проникновение в его общую смысловую структуру;

- выделение главных смысловых компонентов текста;

- отбор и систематизация наиболее важных сведений, подбор цитат;

- составление «связок» в соответствии с логикой изложения материала

 

4. Правила оформления списка литературы

Список составляется в алфавитном порядке, источники нумеруются. При описании книги указываются ее выходные данные (указание автора, полного названия, места издания, года издания, количество страниц в книге).

 

Книги с одним автором:

Рябков, В. М. Историография функций культурно-досуговых учреждений (вторая половина XX – начало XXI вв.): учебное пособие / В. М. Рябков; МГУКИ. – Москва: МГУКИ, 2010. – 212 с. – ISBN 987-5-9772-0162-9. – Текст: непосредственный.

При наличии сведений об издании:

Кузьмина, С. Ф. История русской литературы XX века: Поэзия Серебряного века: учебное пособие / С. Ф. Кузьмина. – 2-е изд. – Москва: Флинта: Наука, 2009. –396 с. – ISBN 978-5-89349-622-2. – ISBN 978-5-02-033000-9. – Текст: непосредственный.

При наличии серии:

Алешина, Л. С. Ленинград и окрестности: справочник-путеводитель / Л. С.Алешина. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Искусство; Лейпциг: Эдицион,1990. – 479 с.: ил. – (Памятники искусства Советского Союза). – ISBN 5-210-00125-3. -Текст:непосредственный.

Без издательства:

Симоненко, В.Е. Схемы разводки в русских народных хорах и хороводах:графическое пособие/ В. Е. Симоненко. – Санкт-Петербург: [б. и.], 1998. – 11 с.: ил. – Текст: непосредственный.

Книги с двумя авторами:

Бунатян, Г. Г. Прогулки по рекам и каналам Санкт-Петербурга: путеводитель / Г.Г. Бунатян, М. Г. Чарная. – Санкт-Петербург: Паритет, 2007. – 254 с. – ISBN

978-5-93437-164-8. – Текст: непосредственный.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.185 (0.007 с.)