Лекция № 1. Государство и право 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция № 1. Государство и право



Содержание

 

Введение………………………………………………………………….5 стр.

 

Планы лекционных занятий……………………………………………..9 стр.

 

Тексты лекций…………………………………………………………..11 стр.

 

Планы семинарских занятий…………………………………………...61 стр.

 

Тематика контрольных работ (рефератов)……………………...…...116 стр.

 

Вопросы к зачету………………………………………………………117 стр.

 

Словарь юридических терминов и понятий……………………........118 стр.

 

Рекомендуемая литература…………………………..……………….156 стр.

 

 

Введение

 

 

Все чаще от студентов технических ВУЗов можно услышать такие слова: "Для чего мы изучаем основы права (правоведение), ведь мы же технари и должны изучать технические дисциплины, а не гуманитарные".

  Необходимо отметить, что одной из действенных мер государства по обеспечению законности и правопорядка демократическим путем является его деятельность по повышению правовой культуры каждого гражданина и всего общества. Право можно отнести к достижениям мировой цивилизации, так как в нем отразились общечеловеческая мудрость и умение решать конфликты и споры.

  Каждый человек должен уметь определять свое поведение в соответствии с предписаниями правовых норм - правил поведения.

  Правовая культура гражданина проявляется в знании им законодательства и, прежде всего Конституции РФ - основного закона государства.

  Происходящие преобразования в политике и экономике государства меняют систему ценностей, выдвигают вперед нравственные идеалы, поскольку именно нравственное воспитание выступает элементом для формирования у граждан адекватного отношения к добру и злу, уважения собственности, общества, государства, закона.

  Правовое воспитание как один из элементов нравственного воспитания снижает количество нежелательных поступков, прививает навыки правопослушания, сознательного соблюдения законов.

  Важнейший метод правового воспитания - это метод правового убеждения, состоящий из правовых ценностей и правовых знаний, из правовых потребностей.

  Цель правового воспитания – выработать у граждан установку на правомерное поведение, дать каждому необходимые знания о правах и свободах человека и гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации, о порядке защиты нарушенного права.

  Программа правового образования специалиста основывается на общих принципах цивилизованной системы правового регулирования и принципах правового воспитания. В числе таких принципов можно назвать принципы законности, гуманизма и социальной справедливости, равноправия граждан, неразрывной связи прав и обязанностей, индивидуальной ответственности за вину.

Исходя из этого можно сформулировать цель дисциплины: ознакомить студентов с важнейшими принципами правового регулирования, определяющими содержание российского права, дать понятие общей социальной направленности правовых установок, привить обучающимся навыки правильного ориентирования в системе законодательства. Законодательство Российской Федерации постоянно совершенствуется и меняется в соответствии с нормами Конституции, поэтому основными задачами предлагаемой дисциплины являются:

— ознакомление с важнейшими принципами правового регулирования, определяющими содержание норм российского права;                                                                                                                   — рассмотрение общих вопросов теории государства и права;                     — разъяснение наиболее важных юридических понятий и терминов;                                                                                                        — характеристика и подробный анализ основных отраслей российского права.

— развитие умения соотносить юридическое содержание с реальными событиями общественной жизни.

— выработка элементарных навыков юридического мышления.

Необходимо также иметь в виду, что в период рыночной экономики в Российской Федерации каждый инженер, участник производственного и товарного процесса должен быть знаком с действующим законодательством. Поэтому основы права (правоведение) должно быть обязательной учебной дисциплиной в каждом учебном заведении, разумеется, объем и направление юридической информации отличаются в зависимости от специальности экономиста, бухгалтера, инженера. Так для студентов технических вузов важно знать не только общие положения теории государства и права, но и такие отрасли права как: конституционное,  уголовное, семейное, экологическое, трудовое право и другие.

  Теория государства и права изучает проблемы возникновения, природы и сущности государства и права, их функционирования, роли и значения в обществе, тенденций развития и особенностей отражения в сознании людей, которые относятся к числу сложнейших и фундаментальных. Теоретическое осмысление этих проблем - объективная потребность и необходимое условие научного управления общественными процессами.

В результате изучения конституционного права студенты должны иметь представление о современном состоянии и перспективах развития конституционного права России. Должны знать содержание основных понятий конституционного права, основ конституционного строя Российской Федерации, содержание основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными гуманитарными стандартами, систему федеральных органов государственной власти, федеративное устройство России, конституционные основы местного самоуправления, принципы избирательной системы Российской Федерации,
основополагающие правовые позиции, сформированные Конституционным Судом Российской Федерации.

  Основной задачей изучения предлагаемой дисциплины является формирование у студентов четкого представления о предмете, источниках и объектах экологического права, механизме эколого-правового регулирования и охраны окружающей природной среды.

  Целью преподавания отрасли - экологическое право в рамках данной дисциплины является формирование у студентов четкого представления о предмете, источниках и объектах экологического права, механизме эколого-правового регулирования и охраны окружающей природной среды, ознакомление студентов с современным состоянием природоохранного законодательства Российской Федерации (РФ) в связи с перестройкой социально-экономической системы страны, денационализации земли и других природных ресурсов. Предлагаемый курс служит тому, чтобы ускорить формирование экологического права путем обучения будущих специалистов, обеспечить теоретическое обоснование практики эколого-правового регулирования, привести в систему разрозненные элементы экологической отрасли права.

  Нельзя обойти стороной и трудовое право. Основной задачей изучения трудового права является получение студентами знаний о системе и содержании трудового законо­дательства и практики его применения. Изучение основных принципов, категорий и институтов трудового права; процесса реализации конкретных норм права на основе выявления юридически значимых обстоятельств и их подтверждения относимыми, допустимыми, достоверными, достаточными доказательствами; способов защиты трудовых прав субъектов отношений, входящих в предмет трудового права.

  Изучение трудового права должно содействовать формированию у студентов профессионального мышления, выработке умений и навыков по реализации норм трудового права, составлению правовых документов с использованием обстоятельств имеющих значение для принятия правового решения. 

  Защита нарушенных прав осуществляется правоохранительными органами, поэтому рассматриваться должна также деятельность судебных органов.

  Для учащейся молодежи представляют интерес сведения о семейном праве, поэтому этой отрасли права должно посвящаться отдельное занятие, в котором будут отражены положения, введенные новым Семейным кодексом, в частности поясняется понятие брачного договора, соглашения об уплате алиментов, специально выделены вопросы об ответственности родителей и других лиц в случае совершения ими противоправных действий в отношении несовершеннолетних.

  Особый интерес для студентов представляет уголовное право, в рамках которого должно быть рассмотрено понятие уголовного преступления и уголовной ответственности за совершение данного деяния.

Студент должен усвоить содержание выше приведенных тем, что предполагает изучение учебного и нормативного материала, а также вопросов к предложенным темам. Самостоятельная работа студента заключается в изучении рекомендованных нормативных источников, анализе основных положений, их обобщении в целях раскрытия содержания вопросов каждой темы. Закреплением самостоятельной работы студентов будут служить тестовые задания и задачи приведенные после плана семинарских занятий.

  Данный курс позволяет получить представление о системе права, оценить влияние правовых норм на жизнь человека, ознакомиться с основными отраслями права, сформировать правильное представление о системе государственных органов.

  Получение правовых знаний необходимо для формирования гармонически развитой личности, составляющей основу российского общества XXI века.

 

Планы лекционных занятий

 

 

План

 

1. Теория происхождения государства и права.

2. Понятие, принципы и признаки государства. Государственная власть (понятие и признаки).

3. Понятие, принципы и признаки права.

 

План

  1. Норма права (понятие, структура и классификация).
  2. Источники права.
  3. Система права.
  4. Основные правовые системы современности.

 

План

1.Функции государства.

2.  Форма государства.

 

Лекция № 4. Правоотношение

План

 

  1. Понятие и признаки правоотношения.
  2. Содержание правоотношения.
  3. Классификация правоотношений.
  4. Понятие и виды субъектов права. Правоспособность и дееспособность субъектов права.

 

 

План

 

  1. Понятие и виды правомерного поведения.
  2. Понятие, признаки и виды правонарушений.
  3. Состав правонарушения.
  4. Понятие, признаки, принципы и виды юридической ответственности.
  5. Обстоятельства исключающие, смягчающие и отягчающие общественную опасность и противоправность деяния.

 

План

 

1. Конституционное право: понятие и источники.

2. Основы конституционного строя Российской Федерации.

3. Права и свободы человека и гражданина. Гарантии их осуществления.

4. Федеративное устройство России.

5. Органы государственной власти в Российской Федерации.

 

 

План

1.Понятие и принципы трудового права.

2. Трудовой договор.

3. Семейное право: понятие и принципы.

4. Заключение и расторжение брака. Имущественные отношения.

5. Наследственное право.

 

План

 

1.Общие положения международного права.

2. Общие положения экологического права.

Лекция №1

Тема: Государство и право

План

1). Теория происхождения государства и права.

2). Понятие, принципы и  признаки государства. Государственная власть (понятие и признаки).

3). Понятие, принципы и признаки права.

Литература:

 

1. Алексеенко В.А., Булаков О.Н., Зыкова И.В., и др. Правоведение. Учебник. – М.: КноРус, 2007.

2. Балашов А.И., Рудаков Г.П. Правоведение. Учебник. С-Пб.: Питер, 2008.

3. Бошно С.В. Правоведение. Учебник. – М.: Эксмо, 2004.

4. Бошно С.В, Теория государства и права. Учебник. – М.: Эксмо, 2007.

5. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. – М.: Омега-Л, 2008.

6. Гришаева Д.С. Правоведение (конспект лекций). – М.: Приор-издат, 2005.

7. Мархгейм М.В., Смоленский М.Б., Тонков Е.Е.. Правоведение. Учебник. – М.: Феникс, 2008.

8. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. – М.: Юристъ, 2006/

9. Собко В.В. Теория государства и права: Конспекты лекций. - Братск, 2001.                                                             

10. Яковлев А.И. Основы правоведения. Учебник. – М.:, 2008.

 

Лекция №2

Тема: Система права

План

1). Норма права (понятие, признаки, структура и классификация).                           2). Источники (формы) права.                                                                                             3). Система права.                                                                                             4). Основные правовые системы современности.

Литература:

1. Алексеенко В.А., Булаков О.Н., Зыкова И.В., и др. Правоведение. Учебник. – М.: КноРус, 2007.

2. Балашов А.И., Рудаков Г.П. Правоведение. Учебник. С-Пб.: Питер, 2008.

3. Бошно С.В. Правоведение. Учебник. – М.: Эксмо, 2004.

4. Бошно С.В, Теория государства и права. Учебник. – М.: Эксмо, 2007.

5. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. – М.: Омега-Л, 2008.

6. Гришаева Д.С. Правоведение (конспект лекций). – М.: Приор-издат, 2005.

7. Мархгейм М.В., Смоленский М.Б., Тонков Е.Е.. Правоведение. Учебник. – М.: Феникс, 2008.

8. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. – М.: Юристъ, 2006/

9. Собко В.В. Теория государства и права: Конспекты лекций. - Братск, 2001.                                                                 

10. Яковлев А.И. Основы правоведения. Учебник. – М.:, 2008.

Источники (формы) права.

                                                                                                 

Источники (формы) права – способ выражения государственной воли, юридических правил поведения.

Виды источников:

1. Правовой обычай – исторически сложившееся правило поведения людей, незафиксированное в законах, а содержащееся в их сознании и вошедшее в их привычку, в результате многократного повторения, приводящее к правовым последствиям.

«+» - исполняется добровольно.

  - доводится до людей в устной форме.

  - исходит от народа, поэтому отражает его интересы и потребности.

  - позволяет учитывать специфику общественных отношений.

«-» - неподвижность – неспособность быстро реагировать на изменяемые общественные отношения.

  - нигде не фиксируется.

  - небольшая сфера применения.

2. Юридический прецедент – судебное или административное решение по какому-либо делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении других похожих дел.

«+» - имеет ссылки на законодательство.

«-» - меньшая юридическая сила, чем у закона.

   - возможен произвол судьи.

3. Нормативно-правовой договор – соглашение между правотворческими субъектами, направленное на регулирование общественных отношений. Например, Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 года.

4. Нормативно-правовой акт – юридический письменный документ, содержащий нормы права, обладающий высшей юридической силой, чем другие источники.

Все нормативно-правовые акты по степени юридической силы делят на две категории:

1.   Законы:

 а) Конституции (в государстве действует как правило одна (общефедеральная) Конституция) – основной закон страны, главный источник права, обладающий наивысшей юридической силой, принимаемый и изменяемый в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения. Например, Конституция РФ 1993 года, Конституция США 1787 года.

 б) Федерально-конституционные законы – акты, принимаемые по вопросам, неразрывно связанным с конституцией РФ. Например, федерально-конституционный закон «Об арбитражных судах в РФ».

 в) Федеральные законы – акты текущего характера. Например, Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».

 г) Законы субъектов РФ – акты, принимаемые законодательными органами субъектов, которые имеют силу только на территории субъекта. Например, закон Иркутской области «Об областном бюджете на 2008 год».

  2.  Подзаконные акты:

 а)Указы и распоряжения президента РФ. Например, указ Президента РФ «О неотложных мерах по улучшению финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений основного общего пользования», распоряжение Президента РФ «О введении чрезвычайного положения на территории Российской Федерации».

 б) Постановления и распоряжения правительства. Например, постановление Правительства РФ «О списке запрещенных к свободной продаже лекарственных средств», распоряжение Правительства РФ «О плане мероприятий по реформированию электроэнергетики на 2005-2006 годы».

 в) Приказы, инструкции, решения министерства, федеральных агентств, ведомств, различных федеральных комиссий. Например, инструкция МВД «О замене и получении паспортов», приказ МВД об утверждении «Наставления по работе дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения».

 г) Решения и распоряжения законодательных органов власти субъектов. Например, решение Законодательного собрания Иркутской области «Об отклонении инициативы ангарской городской Думы о придании Ангарску статуса городского округа», распоряжение председателя Законодательного собрания Иркутской области «О назначении на должность».

 д) Решения, постановления и распоряжения органов исполнительной власти субъектов (решения администрации Иркутской области). Например, решение Администрации Иркутской области «О проведении торгов или предоставлении земельного участка без проведения торгов»», постановление  Администрации Иркутской области «О лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Иркутской области», распоряжение Администрации Иркутской области «Об установлении базовой величины средней рыночной стоимости строительства одного квадратного метра для расчета ставки арендной платы»,  

 е) Нормативно-правовые акты муниципальных органов (городов). Например, постановление мэра города Братска «О введении в городе режима чрезвычайной ситуации», решение Думы города Братска «Об исполнении бюджета города Братска за 2008 год», постановление администрации муниципального образования города Братска «Об утверждении стоимости месячного проездного билета».

 ж) Локальные нормативные акты. Например, правила внутреннего трудового распорядка Братского деревообрабатывающего завода.

Вышеперечисленные нормативные акты находятся в вертикальной подчиненности, т.е. нижестоящие акты не могут противоречить вышестоящим. Это значит, например, что законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. Федеральные законы не могут противоречить федерально-конституционным законам, а последние не могут противоречить Конституции РФ В случае противоречия нижестоящие акты утрачивают юридическую силу, т.е подлежат отмене. Такой же пример можно привести и с подзаконными актами.

К другим источникам права можно отнести:

- правила, принимаемые организациями, предприятиями, учреждениями. Например, руководство по эксплуатации какой-либо бытовой техники).

-  общие принципы права. Например, принцип доброй совести, который говорит о том, что если стороны заключили какой-либо договор между собой, то они обязуются его исполнить.

-  правосознание судьи. Например, в том случае, когда общественное отношение не может быть урегулировано законом или другими источниками права, то судья будет рассматривать дело на основе своего опыта, своих правовых убеждений.

-  референдум - всенародное голосование граждан по какому-либо важному для страны вопросу.

-  религиозные тексты. Например, в странах мусульманской правовой семьи.

3). Система права                                                                                             

Система права – совокупность всех норм права, находящихся в устойчивой и постоянной зависимости.

Система права состоит из трех элементов:

1. Норма права -  регулирует одну сторону общественного отношения.

2. Институт права – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида. Например, институт собственности в гражданском праве. В этот институт входят все нормы гражданского права регламентирующие право собственности конкретных субъектов на определенное имущество. Среди других институтов можно назвать: институт уголовной ответственности, институт купли-продажи и другие. 

3. Отрасль права – совокупность правовых норм институтов, регулирующих однородные общественные отношения. Например, конституционное право, уголовное право, семейное прав, гражданское право.

Определенный вид однородного общественного отношения входящего в отрасль, регулирует подотрасль права – обособленная часть отрасли. Например, конституционное право включает такие подотрасли как: муниципальное, электоральное право. Гражданское право включает такие подотрасли как: вещное, авторское, наследственное право и т.д.

 

Лекция №3

План

1).Функции государства.

2).  Форма государства.

 

Литература:

1. Алексеенко В.А., Булаков О.Н., Зыкова И.В., и др. Правоведение. Учебник. – М.: КноРус, 2007.

2. Балашов А.И., Рудаков Г.П. Правоведение. Учебник. С-Пб.: Питер, 2008.

3. Бошно С.В. Правоведение. Учебник. – М.: Эксмо, 2004.

4. Бошно С.В, Теория государства и права. Учебник. – М.: Эксмо, 2007.

5. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. – М.: Омега-Л, 2008.

6. Гришаева Д.С. Правоведение (конспект лекций). – М.: Приор-издат, 2005.

7. Мархгейм М.В., Смоленский М.Б., Тонков Е.Е.. Правоведение. Учебник. – М.: Феникс, 2008.

8. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. – М.: Юристъ, 2006/

9. Собко В.В. Теория государства и права: Конспекты лекций. - Братск, 2001.                                                                 

10. Яковлев А.И. Основы правоведения. Учебник. – М.:, 2008.

Функции государства.

Функции государства – основное направление его деятельности, выражающее сущность и назначение государства, его цели и задачи по управлению обществом в определенных формах и методах.

Три точки зрения на вопрос о функциях государства:

1). Государство выполняет только генеральную функцию, т.е. обеспечивает нормальные условия человеческого существования. Сюда относятся:

- природные условия (обеспечение жизни и здоровья человека);

- социальные условия (свобода творчества, образования);

- экономические условия (частная собственность);

- политические условия (свобода слова, мысли, печати)

Форма государства.

Форма государства – это организация государственной власти, выраженная в трех элементах:

а) в форме правления;

б) в форме государственного устройства;

в) в форме государственного режима.                                                 

Форма правления - раскрывает способ организации государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимоотношения между собой и с населением и степень участия населения в их формировании.

Существуют две формы правления:

а). Монархия

б). Республика

Монархия – это такая форма правления, при которой власть принадлежит единоличному главе государства (королю, царю, императору), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

Монархия бывает двух видов:

1. Абсолютная монархия (Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ).

Признаки:

- монарх является единственным, высшим органом государства.

- воля монарха – источник права и закон.

- монарх контролирует исполнительные органы и осуществление правосудия

Ограниченная монархия.

При ограниченной монархии власть распределена между монархом и другим или другими органами государства.

Бывает двух видов:

а) Дуалистическая монархия (Марокко, Иордания и др.).

Признаки:                                                                                                               - в таком государстве существует конституция и парламент.

- правительство назначается монархом и несет перед ним ответственность.

-монарх обладает правом вето.                                                                    б) Парламентарная монархия (Япония, Англия, Швеция и другие).

  Признаки:

- существует конституция и парламент.

- правительство формируется парламентом и несет перед ним ответственность.

- монарху либо запрещается участвовать в управлении делами государства и применять право вето (Япония), либо монарх лишен властных полномочий на основе обычая (Англия).

Республика – это такая форма правления, при которой высшие государственные органы избираются, либо формируются специальными представителями учреждений.

Признаки:

- выборность на определенный срок и сменяемость высших органов государственной власти.

- обязательность решений верховной государственной власти.

- осуществление государственной власти от имени народа.

- возможность юридической ответственности органов государственной власти.

Виды республик:

1. Президентская (США, Бразилия и другие).

Признаки:

- президент является главой государства и главой исполнительной власти.

- президент формирует правительство, которое несет перед ним ответственность.

- президент обладает правом отлагательного вето.                                           2. Парламентская   (Германия, Италия и другие).

Признаки:

- правительство формируется парламентом, обладающим большинством мест в парламенте и несет перед парламентом ответственность.                      - предусмотрена должность президента, но главным лицом государства считается премьер-министр. 

3. Смешанная (Франция, Россия и другие).

Сочетает в себе признаки двух вышеперечисленных видов республик.

Признаки:

- двойная ответственность правительства – перед правительством и перед президентом.

- сильная президентская власть (широкий круг полномочий – например, является главой государства, назначает главу правительства и т.д.) и контроль со стороны парламента (контроль за деятельностью премьера и правительства через утверждение бюджета страны, вынесение вотума недоверия указанным органам).

Форма государственного устройства – это территориальная или национально-территориальная организация государства. Другими словами это вопрос о том, из каких частей состоит государство, каково их правовое положение.

Виды форм государственного устройства:

1. Унитарное государство – простое, единое государство, которое не и имеет в своем составе других государств или государственных образований. (Англия, Япония, Франция и др.).

Признаки:

 - в таком государстве одна конституция, одно гражданство и единая территория.

 - территория государства может делится на административные единицы (регионы, округа).

 - руководство страны осуществляет единые, общие для всей страны высшие органы власти.

 - в таком государстве единая денежная система.

 - в международных отношения и руководстве вооруженными силами участвуют центральные органы власти.

 - небольшая территория.

2. Федеративное государство – сложное союзное государство, составные части которого (субъекты федерации) обладают статусом государств или государственных образований.

(Россия, Германия, США и др.)

Признаки:

 - субъекты федерации могут делиться на административные единицы (регионы, округа).

 - в таком государстве может быть несколько конституций, несколько гражданств, несколько органов государственной власти.

 - в таком государстве 2 вида нормативно-правовых актов (федеральные законы, законы субъектов федерации).

 - субъекты федерации не имеют права самостоятельного, одностороннего выхода из состава союза

3. Конфедерация – союз самостоятельных и независимых государств. В настоящее время конфедераций не существует. Однако раньше такую форму государственного устройства имели США, Швейцария, Сенегамбия.

Признаки:

 - государства, образовавшие союз, имеют право самостоятельного выхода из состава союза.

 - несколько денежных систем.

 - нет единой территории.

 - нет единого пространства.

 - имеется единый бюджет, который формируется на добровольной основе.

 - государства объединяются в союз только для достижения экономических или военных целей.

 - имеются общие органы государственной власти.

Конфедерация – переходная форма на пути объединения нескольких унитарных государств в одно федеративное или наоборот.

Форма государственного режима – совокупность способов, методов, средств осуществления государственной власти.

Виды государственных режимов:

Демократический режим

Признаки:

 - господство закона во всех сферах общественной жизни.

 - установление и обеспечение прав и свобод граждан.

 - многопартийность.

 - подотчетность государственных органов избирателям.

 - осуществление власти от имени народа.

 - разделение власти на три ветви.

Лекция № 4.

Тема: Правоотношение

План

1). Понятие и признаки правоотношения.

2). Содержание правоотношения.

3). Понятие и виды субъектов права. Правоспособность и дееспособность субъектов права.

4). Классификация правоотношений.

 

Литература:

 

1. Алексеенко В.А., Булаков О.Н., Зыкова И.В., и др. Правоведение. Учебник. – М.:КноРус, 2007.

2. Балашов А.И., Рудаков Г.П. Правоведение. Учебник. С-Пб.: Питер, 2008.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2008.

4. Гришаева Д.С. Правоведение (конспект лекций). – М.: Приор-издат, 2005.

5. Марченко М.Н., Дерябина Е.М.. Правоведение. Учебник. – М.: Проспект, 2008.

6. Петров И.В., Жаботинский М.В., Агибалова В.О. Гражданское право. – М.: Закон и право, 2008.

7. Правоведение: Учебник / Под ред. Е.С. Кувшинова, Н.И. Хлюпина.-М.: ВЛАДОС, 2003

8. Правоведение. Учебник / Под ред. А. В. Малько. М.: КноРус, 2007.      

9. Сергеев А.П., Толстой Ю.К., Елисеев И.В. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. – М.: ТК Велби, 2002.

10. Собко В.В. Теория государства и права: Конспекты лекций.-Братск, 2001.                                                                 

 

Признаки:

1. Общественный характер, т.к. оно представляет собой двухстороннюю конкретную связь между лицами.

2. Возникают на основе закона.

3. Связь между лицами посредством прав и обязанностей.

4. Возникает по поводу какой-либо ценности.

5. Это волевое отношение, так как для его возникновения необходима воля хотя бы одной стороны (например, в отношениях преступления и наказания).

6. Охраняется государством.

 

Содержание правоотношения.

 

Правоотношение состоит из 3-х элементов:

1. Субъективные права и юридические обязанности (содержание правоотношения).

Объекты.

Субъекты.

Юридическое содержание правоотношения – возможность или необходимость определенных действий, а также необходимость воздерживаться от запрещенных действий.

Фактическое содержание правоотношения – сами действия субъектов, в которых реализуются права и обязанности.

Субъективное право – мера возможного поведения человека, позволяющая ему удовлетворять свои интересы.

Структура субъективного права:

-возможность определенных действий.

- возможность требовать определенного поведения от обязанного лица.

- возможность обращаться в суд за защитой своих требований.

Юридическая обязанность – мера необходимого поведения, установленная для удовлетворения чужих потребностей. Обязанность - это  гарантия осуществления права.

Структура обязанности:

 - необходимость определенных действий.

 - необходимость реагировать на требования уполномоченного лица.

 - необходимость нести ответственность за исполнение этих требований.

Объект правоотношения – то, на что направлены права и обязанность субъектов.

Виды объектов:

1. Материальные блага (вещи, имущество).

2. Нематериальные благо (жизнь, здоровье, честь и достоинство).

3. Продукты духовного творчества (научные изобретения, компьютерные программы, произведения искусства).

4. Результаты действий субъектов (строительство какого-то объекта, перевозка какого-то товара).

5. Ценные бумаги и документы (акции, дипломы).

 

Виды дееспособности:

1. Ограниченная дееспособность – ею обладают лица до 6 лет. Сделки от их имени могут совершать только их родители, усыновители или опекуны.

2. Частичная дееспособность – облают лица от 6 до 18 лет. Лица в возрасте от 6 до 14 лет могут самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки (покупка продовольственных товаров в магазине), могут самостоятельно распоряжаться средствами, полученными от родителей. Другие сделки от их имени могут совершать только их родители, усыновители или опекуны. Лица в возрасте от 14 до 18 лет вправе осуществлять указанные выше сделки, а также могут самостоятельно распоряжаться свои заработком, стипендией и иными доходами, осуществлять права автора произведения науки, литературы и искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности, вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими. Другие сделки они могут совершать только с письменного согласия своих законных представителей- родителей, усыновителей или попечителя.

3. Полная дееспособность – наступает с 18 лет. Лицо праве самостоятельно совершать любые сделки.

Эмансипация – признание человека полностью дееспособным, которое осуществляется органами опеки и попечительства при согласии родителей, а при отсутствии такого согласия – по решению суда.

Условия эмансипации:

достижение возраста 16 лет

наличие самостоятельного дохода на основе постоянной работы по трудовому договору или от осуществления предпринимательской деятельности

согласие законных  представителей.

Человек может стать полностью дееспособным автоматически при вступлении в брак до 18 лет. Если человек расторгает брак до 18 лет он не теряет полную дееспособность.

Ограниченно дееспособными могут быть признаны граждане, которые вследствие злоупотребления алкоголем или наркотическими средствами ставят свою семью в трудное для жизни положение. Такие лица вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки.

Недееспособными признаются граждане, которые вследствие психического расстройства не могут понимать характера своих действий и руководить ими.

Ограничить человека в дееспособности или признать его недееспособным может только суд. Суд также может снять установленные ограничения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.52 (0.508 с.)