Санитарное просвещение представляет собой систему государственных, медицинских и общественных мероприятий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Санитарное просвещение представляет собой систему государственных, медицинских и общественных мероприятий.



Воспитание здорового ребенка возможно лишь при осуществлении единых требований воспитания в семье и в дошкольном учреждении. Цель санитарного просвещения родителей – создание в семье оптимального режима жизни ребенка.

Санитарное просвещение родителей должно идти параллельно с гигиеническим воспитанием ребенка в дошкольном учреждении. Такой параллелизм в действиях семьи и дошкольного учреждения поможет ребенку освоить новый навык и облегчит закрепление гигиенических знаний.

Санитарно-профилактическая работа с родителями. В работе с родителями решаются следующие задачи: 1. Повышение педагогической культуры родителей. 2. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания. 3. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

Для решения поставленных задач на начало каждого учебного года составляется перспективный план работы с родителями.

Формы и методы санитарно-просветительной работы с родителями многообразны. Организуются школы матерей, отцов, где занятия проводятся ежемесячно, а также очно-заочные школы, в которых часть материала изучается самостоятельно. С родителями каждой группы проводят беседы. Широко используются и индивидуальные собеседования с родителями, на которых даются рекомендации, разработанные врачом. Основные вопросы выносятся на родительские собрания. Эффективность санитарно-просветительной работы с родителями повысится, если в вестибюле дошкольного учреждения оформить «Уголок для родителей». Полезно организовывать выставки методической и научно-популярной литературы, памяток, брошюр, буклетов, предоставив родителям возможность брать книги домой для более глубокого изучения вопросов развития, воспитания и подготовки детей к школе.

 

 

11. В чем состоят гигиенические особенности воспитания детей в ДОУ?

 

К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и взрослыми.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Вначале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому. Дети среднего и старшего дошкольного возраста более осознанно должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Формирование навыков личной гигиены предполагает и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.

Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и поставить посуду, но и твердо усвоить, что перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.

Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь, поэтому необходимо постоянно поддерживать интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков с помощью поддержания определённых условий.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, их правильной последовательности.

В детских садах создаются условия, способствующие формированию и прочному закреплению навыков личной и общественной гигиены. В каждой группе обязательно наличие всех принадлежностей для умывания, мытья ног. Младший воспитатель или воспитатель постоянно следят за тем, чтобы умывальники всегда были снабжены тёплой водой, а в туалетных комнатах поддерживались чистота и порядок, имелись необходимые приспособления для хранения индивидуальных полотенец разного назначения (для рук, проведения закаливающих процедур). Старшие дошкольники должны иметь не только гигиенические навыки, но и необходимый минимум знаний и представлений в этой области, понимать значимость выполнения всех правил гигиены для охраны здоровья.

Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно, следует подобрать с учетом его возрастных возможностей. Размер мыла должен соответствовать руке ребенка; полотенце должно быть таким, чтобы малыш одним движением мог снять и повесить его; расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить кожи малыша, а ее размер должен соответствовать его руке.

Все предметы личной гигиены должны быть яркие, запоминающиеся, а удобная организация условий для гигиенических процедур должна побуждать детей к самостоятельным действиям.

В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. При этом можно использовать потешки, стишки и т. д. (см. Приложение)

А в старших группах большое значение приобретают учебные мотивы.

Однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы.

В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений.

Хорошо, если эти сведения дошкольники будут узнавать и закреплять в процессе чтения художественной литературы или во время рассказов по картинке, по прочитанному тексту сказок и т. п.

Гигиенические знания целесообразно закреплять и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим миром, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры, например: «Зимние развлечения», «Лето для здоровья», «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья». Можно выбрать такие, как «Семья», «Больница» и т. д.

Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе», «Доктор Айболит» К. Чуковского, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все навыки по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т. е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих их взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

А действия взрослых следует сопровождать оживленным разговором с ребенком: «Вот какой ты стал чистенький и красивый».

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения, например, назначить санитаров для систематической проверки у сверстников состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу. Навыки у детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях.

Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее, красивее; приятно обедать за чистым, красиво накрытым столом и т. д.).

Уже с двух лет ребёнок должен знать назначение носового платка, а не использовать его как предмет игры. Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению: находить носовой платок в кармане кофты, рубашке, штанов, и доставать его, разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман, обращая внимание на чистоту носового платка.

Конечно, не следует считать, что на третьем году жизни малыш становиться абсолютно самостоятельным. Потребуется еще много времени, чтобы навык опрятности перешел в привычку. Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность привычна. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, не большая расческа (по руке малыша, носовой платок, зубная щетка, мочалка для тела).

Любая гигиеническая процедура с маленьким ребенком проводиться аккуратно, осторожно, чтобы не испугать малыша, не вызвать не приятные ощущения. И когда, даже если ваш малыш научиться самостоятельно выполнять ту или иную процедуру не оставляйте его без присмотра.

Но мало вызвать желание, надо научить ребенка действовать соответствующим образом. Деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому необходимо больше уделять внимание показу как держать ложку, чашку, как двигать руками при умывании.

Показ, сопровождаемый объяснением, позволяет быстро перейти к словесным указаниям или требованиям. Следует учитывать, что маленькому ребенку трудно отказаться от своих желаний, трудно затормозить свои действия, ему гораздо легче что-то сделать, поэтому в своих требованиях надо стараться отвлечь ребенка от ненужного действия и переключить его на нужное.

Если постоянно пользоваться запретом: «Нельзя брызгаться водой, нельзя трогать вещи, нельзя бросать куклу», то у малыша уже в этом возрасте может развиться упрямство и своеволие. Ведь складывается понятие, что взрослые «мешают» ребенку интересно действовать: вертеть, крутить, двигать, стучать. А действовать ему просто необходимо, поэтому и нужно переключить малыша с ненужного действия на полезное.

Необходимо добиваться того, чтобы дошкольники выполняли все гигиенические нормы и правила с чувством удовлетворения от самого процесса или от его результатов.

Постепенно повышая требования к ребенку, необходимо проводить работу с семьей. Приглашать родителей в группу, показывать условия жизни их детей и приемы обучения. Чаще посещать ребенка дома, смотреть, какие условия созданы для развития самостоятельности у детей, а в индивидуальных беседах рассказать, чему уже научился их ребенок и что нужно продолжать закреплять дома.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей — первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические навыки - это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания.

 

12. Особенности протекания инфекционных болезней в детском возрасте.

Особенностью детей дошкольного возраста является их большая восприимчивость к инфекционным заболеваниям. В коллективе при тесном общении детей друг с другом возможность заражения увеличивается.
К острым инфекционным заболеваниям относятся корь, краснуха, ветряная оспа, коклюш, скарлатина, свинка, дифтерия, полиомиелит.


Определение инфекционного заболевания на ранней стадии


Ветряная оспа (ветрянка) - самое распространенное инфекционное вирусное заболевание у малышей. Общие симптомы: озноб, головная боль, потеря аппетита, повышение температуры. Специфический симптом - характерная сыпь: на коже и слизистых оболочках образуются мелкие пузырьки с прозрачным содержимым. Одновременно резко (до 39-39,5°С) повышается температура.
Краснуха - вторая по частоте заболеваемости вирусная инфекция. Общие симптомы недуга те же, что и у ветрянки. Специфические симптомы - увеличение лимфатических узлов (особенно заднешейных и затылочных) и мелкоточечная розовая сыпь. Сначала она появляется на лице, затем распространяется по всему телу. Отдельные горошины со временем не сливаются в единое поле. Если воспаления зудят и чешутся, их прижигают зеленкой.
Эпидемический паротит (свинка) - ребенок испытывает общую слабость, снижение аппетита, у него повышается температура тела. Специфическими симптомами считаются болевые ощущения в области ушей, сухость во рту, припухлость в области шеи.
Скарлатина тоже имеет общие симптомы, сходные с проявлениями прочих вирусных инфекционных болезней. Специфический симптом один - это ярко-красный язык с хорошо выраженными сосочками и мелкоточечная сыпь.
Корь заявляет о себе высокой температурой (до 40,5°С), кроме того, часто воспалены слизистые оболочки полости рта и верхних дыхательных путей и развивается гнойный конъюнктивит. Сыпь при кори - это мелкие белесые пятнышки, окруженные красной каймой. Высыпают они поэтапно в течение 3-4 дней в таком порядке: голова, туловище, ноги.


Общие правила профилактики
Общими правилами профилактики инфекционных заболеваний является, прежде всего, соблюдение правил детской гигиены. Необходимо тщательно мыть продукты перед приготовлением пищи, обязательно мыть руки перед приемом пищи и после посещения туалета, после прогулки на улице, после игр. Крайне необходимо проветривать жилые помещения, протирать пыль, мыть полы, не разрешать носить чужие вещи, пользоваться только личными средствами гигиены. Детей необходимо приучать к правильному здоровому питанию, выполнению физических упражнений, а также закаливать, чтобы повысить иммунитет.


Профилактика ОРВИ и гриппа
Профилактику острых респираторных вирусных инфекций (ОВРИ) у ребенка необходимо начинать с раннего детства. Прежде всего важно закаливание, так как это повышает способность организма сопротивляться вирусным инфекциям. Если у вас в семье есть заболевший член семьи, будь-то взрослый или ребенок, его необходимо изолировать, чтобы здоровый ребенок избежал заражения. Постоянное проветривание комнаты поможет уменьшить количество болезнетворных вирусов в помещении. Можно проводить облучение ртутно-кварцевой лампой, а также проводить влажную уборку. Рекомендуется ношение ватно-марлевой защитной повязкой, которую необходимо менять каждые 4 часа. Больной должен пользоваться индивидуальной посудой, полотенцем, мылом. Контакт ребенка с больным должен быть ограничен на период возможного заражения.
Вакцинация проводится не менее чем за 1 месяц до начала эпидемии и приводит к формированию иммунитета в отношении определенных серотипов вируса.
Профилактики желудочно-кишечных инфекций
Обращайте внимание на качество и правильное приготовление пищи. Кипяченая вода должна храниться в закрытой и чистой посуде. Сырые овощи и фрукты моют, а потом обдают кипятком. Обязательно приучите ребенка к постоянному мытью рук перед едой, после туалета, после контакта с землей.

13. Заболевания нервной системы и эндокринной системы в детском возрасте.

ЗАБОЛЕВАНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

 

Нервная система является самой уязвимой системой в организме. В процессе роста и развития ребенка она претерпевает существенные изменения. Критическими периодами для нервной системы являются возраста: период новорожденности, 1-2 года, 2-4 года, 6-8 лет, 12-16 лет. В период новорожденности мозговая ткань мало дифференцирована, нервные клетки расположены на поверхности мозга. С возрастом увеличивается поверхность головного мозга, клетки мигрируют в вещество мозга, увеличивается сеть мозговых сосудов. Только в 15-16 лет мозговые процессы приближаются к взрослому состоянию, а к 20 годам становятся как у взрослого. В периоды бурного роста происходит рассогласование нервной, эндокринной и сосудистой регуляции. Соматическое развитие в пубертатный период опережает нервно-психические процессы, что приводит к функциональным расстройствам нервной системы. В 12-16 лет отмечаются значительные поведенческие изменения: резкие, порывистые не только движения, но характерна и порывистость психологических процессов: конфликтность, взрывная реакция на замечания. Различные невротические проявления всегда присутствуют у детей, оставшихся без родителей. Среди неврозоподобных состояний наиболее часто встречаются невроз нарушения сна, заикание, энурез - недержание мочи, энкопрез - недержание кала, навязчивые действия.

Неврозы - основной источник патологического развития характера, ведущий фактор трудновоспитуемости и правонарушений, развития различных соматических заболеваний. Это обратимые состояния, если своевременно уделить им внимание.

Нашими эмоциями управляет вегетативная нервная система, центром которой является ее отдел - гипоталамус. Это часть подкорковой зоны, которая первой реагирует на все вредоносные факторы: алкоголь, лекарства, вирусы и т.д., это самая чувствительная область нервной системы, начиная с внутриутробного периода. Различные отделы гипоталамуса несут ответственность за чувство насыщения, полового развития, терморегуляции, сна, состояние кожи и т.д. При поражении этого отдела алкоголем, наркотическими веществами, вирусами развиваются различные патологические состояния, такие как булемия - отсутствие чувства сытости, гиперсексуальность, проявляется склонность к бродяжничеству, характерны грубость, мстительность, агрессивность. Эмоциональная неустойчивость - характерное состояние для детей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации.

 

В настоящее время самой распространенной проблемой среди детского и подросткового возраста, которая приводит к нарушениям поведения и трудностям в обучении является гиперактивное расстройство поведения с дефицитом внимания. Причиной этому являются минимальные мозговые дисфункции, которые являются последствием перинатального повреждения головного мозга. Перинатальные поражения нервной системы объединяют различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод перечисленных выше вредоносных факторов во время беременности, во время родов и в первые дни после родов. Патогенными факторами также могут быть заболевания матери во время беременности, токсикозы, инфекции, интоксикации, нарушение обмена веществ, акушерская патология (узкий таз, неправильное положение плода и т.д.). Помимо этого определенную роль играют химические вещества, излучение. Установлена роль генетических факторов. Имеет значение время воздействия вредоносного фактора на плод.

Проявления минимальных мозговых дисфункций можно объединить в несколько состояний:

- расстройства развития речи

-расстройства развития школьных навыков

-расстройства развития двигательных функций

-поведенческие и эмоциональные расстройства

На практике часто наблюдается сочетание вышеперечисленных симптомов.

По современной международной классификации болезней гиперактивное расстройство с дефицитом внимания характеризуется несоответствием нормальным возрастным характеристикам, снижением адаптационных возможностей, нарушением внимания, гиперактивностью и импульсивностью. Первые симптомы появляются в возрасте до 7 лет, сохраняются постоянно на протяжении длительного времени, как минимум 6 месяцев. Эти проявления сохраняются в различных ситуациях и в различной обстановке (дома, в школе).

Основные признаки невнимательности:

-ребенок не может удерживать внимание на деталях, допускает ошибки из-за небрежности

-с трудом сохраняет внимание во время заданий, игр

-складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь

-не может справиться до конца с предложенным ему заданием

-сопротивляется выполнять школьное и домашнее задание, требующее умственного напряжения

-часто теряет вещи

-отвлекается на посторонние стимулы

-проявляет забывчивость

Гиперактивность характеризуется:

-беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится

-часто встает в классе во время уроков

-проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, пытается куда-нибудь залезть

-не может играть тихо и спокойно

-находится в постоянном движении

-часто болтлив

Проявления импульсивности характеризуются:

-отвечает на вопросы, не задумываясь и не дослушав их до конца

-с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях

-мешает другим, пристает к окружающим во время беседы или игры

 

Может быть сочетание всех трех проявлений данного синдрома или преобладание какого-либо из них. Этот синдром встречается чаще у мальчиков, чем у девочек. Данный диагноз считается обоснованным лишь в тех случаях, кода наблюдаемые у ребенка симптомы характеризуются значительной степенью выраженности, постоянством и сочетаются друг с другом. Отдельные и временные характеристики в поведении детей, даже если они имеют сходства, не могут считаться основанием для данного диагноза. Это может быть на фоне болезни, в ситуациях протеста или когда ребенок хочет привлечь к себе внимание, т.е. когда имеют место психологические конфликты, психотравмирующие факторы. Все эти симптомы проявляются и при психических расстройствах.

Дети с гиперактивностью и дефицитом внимания отличаются от сверстников высокой двигательной активностью уже в первые два года жизни. Их невозможно удержать от постоянных перемещений по дому, они повсюду забираются и все хватают руками. Ребенок постоянно оказывается в опасной ситуации, часто получает травмы, если его оставить без присмотра.

С возрастом ребенок остается чрезвычайно подвижным, его избыточная активность всегда бесцельна и не соответствует требованиям конкретной обстановки. Но оказавшись в новой обстановке с незнакомыми людьми, его гиперактивность тормозится на фоне волнения.

Наиболее выраженная гиперактивность наблюдается в дошкольном и младшем школьном возрасте. В дальнейшем это проявляется неусидчивостью, суетливостью, беспокойством в виде таких проявлений, как: что-то крутит в руках или трясет ногой. Импульсивность проявляется в ходе событий, которые не совпадают с желанием ребенка, он ломает игрушки, обижает детей. Эти дети не могут учиться на собственных ошибках. Не смотря на постоянные наказания со стороны взрослых, ситуации эти повторяются изо дня в день. У таких детей часто бывает энурез, энкопрез.

Но надо отметить, что у таких детей все же существует избирательная заинтересованность, когда они могут часами уделять время любимому занятию.

После 7-9 лет гиперактивность ослабевает. Но импульсивность и нарушение внимания сохраняются на весь период школьного обучения. Для подростков с данным синдромом характерны несамостоятельность, безответственность. Трудности в организации и выполнении поручений. Многих подростков отличают безрассудное поведение, сопряженное с неоправданным риском, трудности в соблюдении правил поведения, неподчинении требованиям взрослых. Они склонны к вовлечению в подростковые группировки, совершению правонарушений, употреблению наркотиков и алкоголя.

Все эти симптомы сохраняются и в зрелом возрасте у 20-30% пациентов, трансформируются и проявляются рассеянностью, забывчивостью, отсутствием навыков планирования, частой сменой работы, проблемами в семейной жизни, конфликтностью и т.д.

Раннее выявление гиперактивного синдрома с дефицитом внимания и проведение коррекционных мероприятий с применением эффективных современных методов позволяет достичь значительных результатов. К таким мероприятиям относятся:

-медикаментозные методы лечения. Обратившись к специалисту, ребенку будут назначены препараты, необходимые для улучшения мозговых процессов

-особое внимание должно быть уделено организации режима дня и особенно физической деятельности и закаливанию. К сожалению, многие забывают об этом и часто недооценивают значение физической деятельности для развития ребенка.

Организации режима дня вашему вниманию будет предложена отдельная тема.

-методом коррекции может служить эстетическое воспитание ребенка. Музыкотерапия в виде музыкально-ритмических занятий или прослушивание музыки перед сном: музыкальный ритм изменяет деятельность нервной системы, создает радостное настроение, воспитывает активное внимание.

 

 

Следующей важной проблемой являются расстройства школьной адаптации. Институтом мозга человека РАН им. Н.П.Бехтеревой были обследованы в 2009 году 336 детей с явлениями школьной дезадаптации в возрасте 7-14 лет. Из них у 49,7% были выявлены тревожные расстройства. Эти явления, как говорилось ранее, чаще проявляются у детей с минимальными мозговыми дисфункциями, примерно у половины таких детей стоит этот диагноз, и особенно его проявления, связанные с синдромом гиперактивности и дефицита внимания. Второй по распространенности причиной школьной дезадаптации являются неврозы и неврозоподобные синдромы. На третьем месте стоит умственная отсталость, аффективные расстройства. Т.е. зная диагноз ребенка, вы сможете вовремя и правильно подготовить ребенка к школе, правильно определить его маршрут обучения.

Под школьной дезадаптацией понимают нарушения приспособления личности ребенка к условиям обучения в школе. Наиболее часто эти проявления регистрируются в начале обучения в 1 классе, при переходе из младшей школы в среднюю в 5 классе, при окончании средней школы в 7-9 классах.

В настоящее время рассматриваются 3 основных компонента школьной дезадаптации:

-когнитивный, который проявляется в неуспеваемости, недостаточности знаний и навыков

-личностный, т.е. определяющий отношение к обучению

-поведенческий, который проявляется в нарушении поведения в школе

Дополнительно к этим компонентам можно добавить психоневрологический, к проявлениям которого относятся тревожные расстройства, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, тики, головные боли, астенические расстройства. Данные патологические состояния могут выступать как в качестве причины школьной дезадаптации, так и являться следствием ее появления.

Одним из наиболее частых проявлений школьной дезадаптации является возникновение тревожных расстройств. Тревога представляет неприятное эмоциональное состояние и проявляется чувством неопределенности, ожиданием плохих событий, предчувствиями. Это патологические состояния. Развитие их происходит при взаимодействии психологических, биологических и средовых факторов. Факторы риска включают родительскую тревожность, "тревожный" темперамент ребенка с тенденцией к замкнутому стилю поведения, травматические, негативные и стрессовые события в жизни ребенка. Поведение таких детей характеризуется робостью, застенчивостью, подавлением эмоций в обществе незнакомых людей или в непривычной обстановке. Причинами тревожности могут быть негативные требования к ребенку, неадекватные, чаще завышенные требования, несовпадения между ожиданиями взрослых и достижениями ребенка.

Проявляются тревожные состояния в виде жалоб на постоянную нервозность, мышечное напряжение, дрожь, потливость, сердцебиение, головные боли, головокружение, боли в животе. У детей младшего школьного возраста тревожные состояния часто сочетаются с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, у старших - с развитием страхов, депрессий, формированием низкой самооценки, склонностью к суициду.

Если родитель в течение всей дошкольной жизни ребенка принимает активное участие в его воспитании, знает особенности его характера, он не будет предъявлять завышенных требований к ребенку, будет любить ребенка таким, какой он есть. Необходимо поддерживать ребенка, особенно, если это ребенок из детского дома, не злиться на его неудачи, а учить тому, с чем он возможно никогда не был знаком на протяжении всей своей жизни вне семьи.

Огромную роль в формировании нервных связей играет общение ребенка с окружающим миром при помощи взрослых. Основным качеством, которое надо проявлять взрослым при воспитании детей является терпение. И еще надо помнить, что поощрение ребенка дает больший результат, чем наказание.

 

Следующей актуальной проблемой, с которой часто приходится сталкиваться, воспитывая ребенка, является проблема нарушения мочеиспускания. Энурез отнесен к категории психических и поведенческих расстройств и определяется как стойкое непроизвольное мочеиспускание днем и, или ночью, не соответствующее физиологическому возрасту ребенка.

Известно, что мальчики в 2 раза чаще страдают энурезом, чем девочки. От времени появления выделяют первичный и вторичный энурез. При первичном энурезе ребенок с первых лет жизни не имеет длительных, в течение 3-6 месяцев, периодов, когда он просыпался сухим. В большинстве случаев первичный энурез проявляется только ночью. Вторичный энурез - состояние, когда ребенок начинает снова мочиться в постель после значительного периода ремиссии в течение не меньше 3 месяцев. При вторичном энурезе отмечается связь с различными урологическими, неврологическими, психическими или эндокринными заболеваниями. Чаще распространен первичный энурез и также чаще ночной, чем дневной. Для возникновения энуреза основой являются неврологические расстройства, задержка созревания нервной системы, анатомо-функциональные изменения со стороны моче-выводящих органов, инфекции моче-выводящих путей.

Наиболее популярной гипотезой возникновения энуреза является задержка созревания нервной системы. Задержка темпов созревания центральной нервной системы и развитие энуреза являются следствием раннего органического поражения головного мозга, связанного с патологией беременности и родов. Обычно таким детям ставят диагноз перинатального поражения центральной нервной системы гипоксического и травматического генеза. Под влиянием гипоксии (недостаточного кислородного снабжения) возникают нарушения мозгового кровообращения, которые сохраняются длительное время после рождения и являются одной из причин формирования органической патологии и нарушениями психомоторного развития. Клиническими проявлениями этого состояния являются поражения вегетативной нервной системы, о чем говорилось ранее, и в том числе нейрогенные дисфункции мочевого пузыря. Так, довольно распространенными являются сочетания энуреза с гиперактивностью, энуреза и нарушений поведения у детей и подростков. В норме к 3-4 годам или даже раньше у ребенка должен сформироваться волевой контроль мочеиспускания, в этот же период родители активно формируют у ребенка навыки опрятности. Таким образом, развитие волевого контроля мочеиспускания зависит от родительских усилий и является одним из этапов психического развития детей. Имеет значение и характер сна. Чаще всего эпизоды ночного энуреза отмечаются на границе стадий сна. Считается, что во время заполнения мочевого пузыря, при переходе глубокого сна в поверхностный, импульсации от мочевого пузыря оказывается недостаточно для пробуждения ребенка, что и завершается мочеиспусканием в постель в сонном состоянии. Имеет значение и наследственная предрасположенность к этому заболеванию.

Хочется подчеркнуть влияние психологических факторов и стресса в прогрессировании энуреза. В исследованиях последних лет показано, что не психопатология ведет к энурезу, а напротив, энурез приводит к поведенческим аномалиям и проблемам социальной адаптации, причем нарушения поведения у детей 5 лет и старше отмечаются вне зависимости от частоты энуреза. Установлен несомненный факт, что после излечения энуреза у детей наблюдаются положительные психологические изменения.

Чтобы выбрать тактику лечения энуреза, необходимо обратиться к врачу. В последние годы наиболее эффективными считаются два основных направления терапии: коррекция поведения и медикаментозная терапия. Считается, что такие методы, как ограничение приема жидкости, частые пробуждения для опорожнения мочевого пузыря, гипноз не имеют никаких научных доказательств пользы от их применения.

Важную роль в лечении энуреза играет мотивационная терапия, которая направлена на установление позитивных отношений между ребенком и родителями. Родителям необходимо помочь избавиться от чувства вины ребенка. Необходимо убедиться, что сам ребенок уже созрел и готов избавиться от этого недуга. Время отхода ко сну должно быть спокойным, рекомендуется чтение сказок или разговор на нейтральную тему. Перед тем как лечь в постель, ребенок должен обязательно помочиться, его постель должна быть достаточно жесткой. При очень глубоком сне спящего ребенка рекомендуется несколько раз перевернуть во сне. Следует сократить потребление продуктов, содержащих кофеин, таких как шоколад, чай, кофе, газированные напитки. Родителям не следует акцентировать внимание на неудачах, но не забывать похвалить ребенка, когда ему удается не помочиться в постель.

Выбор медикаментозной терапии остается за врачом.

Частым вариантом дисфункций мочевого пузыря является нестабильный мочевой пузырь, что проявляется синдромом частого дневного мочеиспускания, стрессовым недержанием, недержанием мочи при смехе и т.д. Причиной указанного типа может также являться перинатальная энцефалопатия. Терапия должна быть комплексной с применением средств, нормализующих обменные процессы в центральной нервной системе, седативных препаратов, физиотерапии и благоприятного эмоционального комфорта, созданного ребенку.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.062 с.)