Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выпускной квалификационной работы

Поиск

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Программирование в компьютерных системах

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Тольятти, 2019


Методические рекомендации печатаются по решению Методического Совета ЧУПО ТЭТК№ __ от ________ 201_г.

 

Составитель: Третьякова Т.И.

Рецензент:

Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы являются частью учебно-методического комплекса (УМК) для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах

Методические рекомендации определяют цели, задачи, порядок выполнения, а также содержат требования к лингвистическому и техническому оформлению выпускной квалификационной работы, практические советы по подготовке и прохождению процедуры защиты.

 

Методические рекомендации адресованы студентам очной и заочной формы обучения.

 

 


Уважаемый студент!

 

Выпускная квалификационная работа является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля Вашей учебной работы. Написание и защита выпускной квалификационной работы (далее ВКР) заключительный этап подготовки специалиста в системе среднего профессионального (педагогического) образования.

Выпускная квалификационная работа – это итоговая аттестационная самостоятельная учебно-исследовательская работа студента, выполненная им на выпускном курсе, оформленная с соблюдением необходимых требований и представленная по окончании обучения к защите перед Государственной аттестационной комиссией.

Выполнение ВКР направлено на приобретение Вами практического опыта по систематизации полученных знаний и практических умений, формированию профессиональных (ПК) и общих компетенций (ОК). Выполнение ВКР осуществляется под руководством преподавателя профессионального модуля. Результатом данной работы должна стать выпускная квалификационная работа, выполненная и оформленная в соответствии с установленными требованиями. Выпускная квалификационная работа подлежит обязательной защите. Защита выпускной квалификационной работы проводится с целью выявления Вашей готовности осуществлять основные виды профессиональной педагогической деятельности и соответствия уровня и качества подготовки выпускников Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования.

Настоящие методические рекомендации (МР) определяют цели и задачи,  порядок выполнения, содержат требования к лингвистическому и техническому оформлению ВКР и практические советы по подготовке и прохождению процедуры защиты. Подробное изучение рекомендаций и следование им позволит Вам избежать ошибок, сократит время и поможет качественно выполнить ВКР.

 Вместе с тем внимательное изучение рекомендаций, следование им и своевременное консультирование у Вашего руководителя поможет Вам без проблем подготовить, защитить выпускную квалификационную работу и получить положительную оценку. Консультации по выполнению ВКР проводятся как в рамках учебных часов в ходе изучения профессионального модуля, так и по индивидуальному графику.

 

Желаем Вам успехов!

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Выполнение письменной выпускной квалификационной работы выпускником учреждения СПО рассматривается как вид учебной работы по профессиональным модулям, должно выполняться в форме дипломной работы или дипломного проекта. Выполнение ВКР профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на его изучение.

Структура ВКР

ВКР состоит из пояснительной записки и программного продукта, разработанного в рамках данной работы. Пояснительная записка должна содержать следующие разделы:

- Титульный лист (приложение Д);

- Лист задания на ВКР (приложение Б);

- Содержание (приложение Е);

- Введение;

- Техническое задание на проектируемый объект, оформляемое в строгом соответствии с требованиями ГОСТов:

Пример оформления титульного листа технического задания к ВКР (приложение Ж).

Состав Технического задания на проектирование программного продукта (приложение З)

- Исследовательский раздел, в котором приводятся материалы по исследованию предметной области и самого предмета проектирования, по анализу вариантов решения поставленной задачи и выбору конкретного варианта по итогам технико-экономического обоснования;

- Проектно-технологический раздел состоит из проектной части, технологической части и экономической части.

Проектная часть - центральная, в которой раскрываются все аспекты проектируемого объекта.

Технологическая часть посвящена разработке технологии изготовления технического, программного или информационного продукта.

Экономическая часть содержит решения экономических аспектов разработки (расчет себестоимости продукта, маркетинговый поиск, сетевые графики разработки, предложение по рекламе и т.д.).

- Заключение;

- Список используемой литературы (приложение Г);

- Перечень условных обозначений, символов, терминов, сокращений (при необходимости);

- Приложение.

Все разделы проекта должны быть увязаны между собой так, чтобы ВКР представлял собой единое и законченное целое. Материал записки должен быть изложен грамотным техническим языком, а ее оформление – соответствовать ЕСКД и ГОСТ.

Рекомендуется типовая структура выпускной квалификационной работы (приложение Е).

Содержание разделов и тем

Введение

В этом разделе обосновывается актуальность выбранной темы ВКР. Для этого нужно указать объект исследования (область деятельности) и предмет исследования, проектирования (изучаемый процесс); определить цель исследования (например, прогнозирование результата) и задачи (конкретные этапы решения проблемы); кратко описать метод(ы) исследования, проектирования (способы получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных); определить научную новизну и практическую значимость исследования и разработки в целом.

Введение может содержать краткую аннотацию разделов пояснительной записки.

Техническое задание

Техническое задание является исходным документом для разработки и испытания изделия. Техническое задание разрабатывают на основе исходных требований заказчика, результатов выполненных научно-исследовательских работ, научного прогнозирования, экономических исследований, анализа передовых достижений и технического уровня отечественной и зарубежной техники, а также изучения патентной документации. В зависимости от темы дипломного проекта в состав технического задания некоторые разделы не включаются. Состав технического задания на проектирование программного продукта приведен в отдельном документе.

Исследовательский раздел

В исследовательском (аналитическом) разделе на этапе предпроектного исследования осуществляется анализ и моделирование бизнес-процессов, подлежащих автоматизации (иногда этот процесс называется структурным моделированием), а также формируются требования к будущему программному продукту. Обычно этот процесс проходит с участием потенциальных пользователей, являющихся экспертами в той или иной предметной области. В разделе приводятся материалы по исследованию предметной области и самого предмета (объекта) проектирования. Исследовательский раздел должен включать анализ объекта и его основные технико-экономические показатели. Для анализа действующей системы управления объектом и выявления ее недостатков рекомендуется построить модель предметной области в виде функциональной схемы (потоков данных) с использованием CASE-средств. Провести анализ, обосновать необходимость совершенствования действующей системы путем постановки и решения на ЭВМ конкретной задачи, разработки новой информационной или экономико-математической модели, позволяющих повысить эффективность производственно-хозяйственной деятельности анализируемого объекта и его системы управления.

Выводы, сделанные в аналитическом разделе проекта, должны быть использованы при принятии конкретных решений в специальном (проектном) разделе дипломного проекта.

Проектная часть

Проектная часть должна содержать проектные решения задачи проекта (или комплекса задач) сформулированной в аналитическом разделе.

Проектная часть должна описывать процедуру разработки проекта и включать:

- описание информационно-логической (инфологической) модели данных с её обоснованием по результатам анализа предметной области;

- описание информационной базы с использование известных моделей: реляционной, сетевой, иерархической;

- структуру управления программным продуктом (ПП) с указанием типа входного языка: меню, командный, табличный; алгоритмы решения функциональных задач.

Это центральный раздел пояснительной записки, в котором раскрываются все аспекты проектируемого устройства (блока) или программной системы (модуля). В разделе должно быть отражено умение разрабатывать схемы, программы и алгоритмы управления и обработки информации, а также умение количественно оценивать производительность программных систем и обеспечивать информационную безопасность. Алгоритмы работы отдельных модулей и программы в целом, выполненные по ГОСТ, могут быть представлены в графической части проекта.

При наличии в составе системы нестандартных компонентов (аппаратных или программных), как минимум, должны быть приведены требования к ним, логически продолжающие основные выводы исследовательского раздела и достаточные для последующей разработки этих компонентов. Могут быть приведены и более детальные сведения, например, алгоритмы работы модулей программного обеспечения или описания нестандартных протоколов взаимодействия. Рекомендуется также, если это целесообразно и возможно, показывать динамические аспекты функционирования проектируемой системы с точки зрения процессов, демонстрирующих механизмы параллелизма и синхронизации в системе и описывающие, главным образом, такие аспекты, как масштабируемость, производительность и пропускную способность системы. Наиболее приспособлены для этой цели средства языка UML.

Описание информационно-логической (инфологической) модели данных, построенной с помощью современных CASE-средств (например, ERWin); обоснование выбора типа СУБД, инструментальных средств разработки приложений и генерации отчетов. Инфологическая модель данных представляется в графической части проекта.

Специальный раздел проектов третьего типа должен содержать три вида описания программной системы:

- с точки зрения проектирования;

- с точки зрения процессов;

- с точки зрения реализации.

Первый вид описывает используемые классы, интерфейсы, объекты, их роли и другие элементы разработки. Статические аспекты этого вида должны быть представлены в графической части проекта.

Рекомендуется использовать для этого диаграммы классов и объектов на языке UML, поскольку стандарт ЕСПД (ГОСТ 19.701-90) в основном ориентирован на процедурное и структурное программирование и плохо приспособлен к современной методологии объектно-ориентированного программирования. Могут быть использованы другие способы графического представления структур данных и связанных с ними обработчиков, используемых в программе. В любом случае эти способы должны поддерживаться CASE-средствами, применяемыми при разработке проекта.

Динамические аспекты вида системы, с точки зрения проектирования, могут быть представлены схемами работы системы, схемами программ и данных, схемами ресурсов в соответствии с требованиями ЕСПД (ГОСТ 19.701-90). Более приспособлены для этой цели диаграммы UML: диаграммы взаимодействия, диаграммы действий, диаграммы последовательностей и диаграммы состояний (автоматные диаграммы). Необязательно, чтобы эти диаграммы присутствовали все, но их должно быть достаточно для понимания сути проекта.

Второй вид описывает нити и процессы, формирующие механизмы параллелизма и синхронизации в системе, и описывает, главным образом, масштабируемость, производительность и пропускную способность системы.

Для разработок, включающих один программный модуль, этот вид может быть представлен упрощенно или отсутствовать. В графической части он представляется диаграммами объектов с особым акцентом на активных классах, представляющих нити и процессы, и диаграммами деятельности (действий). Этот вид отражает, в числе прочего, взаимодействие с системными программными средствами, операционными системами и оболочками, а также обслуживающими сервисными программами. При оформлении по ЕСПД вид с точки зрения процессов может быть представлен схемами взаимодействия (ГОСТ 19.701-90).

Третий вид описывает компоненты и файлы, используемые для сборки и выпуска конечного программного продукта. Статические аспекты этого вида показываются в графической части проекта диаграммами компонентов, а динамические — диаграммами взаимодействия, состояния и действий. Вид, с точки зрения реализации, должен также отражать используемые методы и средства разработки алгоритмов и программ. Наилучшим решением для графического листа, особенно для проектов второго, третьего и четвёртого типов, является диаграмма развертывания на языке UML, показывающая, как программная система развертывается на аппаратных узлах. Привязка программных модулей к аппаратным узлам системы в этом случае должна быть описана в тексте пояснительной записки.

В проектном разделе проектов третьего типа разрабатываются макеты экранных форм в соответствии с Техническим заданием. Особое значение имеют отчеты, представляющие собой выходную документацию предприятия (например: накладные, счета-фактуры, бланки заявок и заказов, прайс-листы и т.п.).

В проектном разделе проектов третьего типа описываются требования к графическому интерфейсу приложения, учитывающие психофизические особенности человека (стиль и компоновка окон, цветовая гамма, шрифты, использование меню, подсказок, контекстно-зависимой справки и т.д.).

Технологическая часть

Технологическая часть должна быть посвящена примеру решения задачи на ЭВМ с привязкой к конкретному объекту. Эта часть должна содержать инструкции и рекомендации (документацию). При этом возможны два варианта организации процесса решения задачи на ЭВМ:

- постановка и решение задачи с использованием разработанных студентом-дипломником оригинальных инструментальных средств (математической модели алгоритмов, программы и схемы технологического процесса);

- постановка и решение задачи с использованием заимствованных (адаптированных) студентом типовых инструментальных средств.

Студент должен обосновать выбор одного из этих вариантов и количественно учесть его в расчете экономии (или экономической эффективности). Расчет показателей эффективности необходимо вести по официально действующим методикам.

Если по причине режимности объекта, на котором выполняется дипломный проект, или коммерческой значимости его технико- экономических показателей нет возможности получить исходные данные для контрольного примера – решение задачи необходимо выполнять на условных данных.

Обязательным элементом этого раздела ВКР являются описание разработанного программного или технического средства и инструкция пользователя для работы с ним, а также результаты машинного эксперимента.

Технологическая часть проектов третьего типа должна быть посвящена технологии разработки, тестирования и отладки программного или информационного продукта, или технологии использования созданного продукта. Как подраздел в технологическую часть может входить руководство оператора по работе с системой и/или руководство по установке. В программных проектах желательно присутствие подраздела, связанного с тестированием и отладкой программного продукта.

Экономическая часть

Экономическая часть может содержать:

- технико-экономическое обоснование проектирования данного продукта;

- сравнительный технико-экономический анализ затрат по нескольким вариантам технического решения;

- расчет сметы затрат на проектирование, создание продукта;

- расчет себестоимости проектируемого продукта;

- расчет экономической эффективности внедрения продукта;

- расчёт показателей качества проектируемого продукта.

В экономической части дипломник должен показать знания экономико-организационных и правовых основ организации труда, организации производства и научных исследований. В этом разделе должно предлагаться решение экономических аспектов разработки (расчет себестоимости продукта, маркетинговый поиск, сетевые графики разработки, предложение по рекламе и т.д.). Конкретные вопросы, рассматриваемые в экономическом разделе, согласуются с руководителем проекта.

Заключение

Пояснительная записка должна содержать заключение с выводами, в которых оценивается проект, примененные в нем технические решения, полученные результаты, научная и практическая значимость, область применения, эффективность внедрения. Необходимо отметить состояние разработки: что реально воплощено в проекте, какие модули удалось, а какие не удалось довести до реализации. Следует уделить внимание возможности внедрения разработки в производство или в учебный процесс. Желательно также указать общий объем информационной части проекта: суммарный объем исходных текстов программ, разработанных модулей и прочее.

Список литературы

Библиографический список в ВКР – это выражение научной этики и культуры научного труда. Именно по нему члены ГЭК, присутствующие на защите, могут судить о степени осведомленности студента-выпускника о состоянии проблемы в теории и практике.

Приложения

В приложения выносится вся вспомогательная информация по проекту, такая как карты прошивки микросхем, перечни элементов к принципиальным схемам, спецификации к сборочным чертежам, листинги программных модулей, настройки сетевого и телекоммуникационного оборудования, стартовые и конфигурационные скрипты и т.п. Объем листингов, выносимых в приложения, не должен быть слишком большим. Должны быть показаны только модули или их части (например, заголовочные файлы), важные для понимания особенностей реализации. Листинг программы допускается печатать шрифтом до 8 пн. и оформлять в виде колонок.

4 Правила оформления и требования к пояснительной записке

Большое значение в работе над дипломным проектом имеет его оформление. К форме и оформлению дипломного проекта (пояснительной записки) предъявляются определенные требования, оговоренные ГОСТ 7.32-2001 и ГОСТ 2.105-95 (в ред. Изменения №1, введенного в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.06.2006 №117 - ст), приведённые ниже в данном методическом пособии в виде кратких выдержек из данных документов.

4.1 Правила оформления титульного листа

Тексту ВКР предшествует титульный лист, который заполняется студентом по установленной форме (приложения Д, Ж). На титульном листе студент должен поставить фамилии, инициалы и подписи: свои, руководителя проекта, заместитель директора по УМР. Номер страницы на титульном листе не проставляется, но входит в общую нумерацию.

4.2 Правила оформления задания на ВКР

Вслед за титульным листом помещается задание на ВКР (страница №2 пояснительной записки), пример заполнения которого приведен в приложение Б.

4.3 Правила оформления содержания ВКР

Третьей страницей пояснительной записки является содержание ВКР. В содержании приводятся заголовки разделов, глав, параграфов и т.д. с указанием страниц всех частей проекта. При этом заголовки и их рубрикационные индексы должны быть приведены в строгом соответствии с текстом. Рекомендуется в тексте пояснительной записки использовать заголовки не более 4-х уровней и использовать средства Microsoft Word для формирования автоматического содержания ВКР.

4.4 Правила оформление текста пояснительной записки

Общий объем ВКР должен составлять не менее 50 и не более 60 страниц без приложений, причём первый и второй раздел пояснительной записки должны в среднем составлять 25-30 страниц каждый и 60 страниц в совокупности.

Текст пояснительной записки должен быть напечатан 14 шрифтом, Times New Roman, через полтора интервала на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги формата А4 размером 210х297 мм. Контуры букв и знаков должны быть без ореола и расплывающейся краски. Насыщенность букв должна быть ровной в пределах строки, страницы и всей пояснительной записки. Страницы пояснительной записки должны иметь поля: левое - 30 мм, правое – 10 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм.

Все страницы работы должны соответствовать оглавлению и быть пронумерованы последовательно арабскими цифрами. Номер страницы проставляют в центре верхней части листа без точки. Нумерация страниц должна быть сквозной от титульного листа до последнего листа текста.

В тексте пояснительной записки следует использовать единообразие элементов оформления, например, использовать один и тот же тип кавычек «Пример» или “Пример”.

Пояснительная записка не должна содержать помарок, карандашных исправлений, пятен, трещин и загибов.

В тексте пояснительной записки не допускается:

– применять обороты разговорной речи, техницизмы, профессионализмы;

– применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

– применять произвольные словообразования;

– применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, соответствующими государственными стандартами, а также в данном документе;

– сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в головках и боковиках таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки.

Так же в тексте пояснительной записки, за исключением формул, таблиц и рисунков, не допускается:

- применять математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин (следует писать слово «минус»);

- применять знак «диаметр» для обозначения диаметра (следует писать слово «диаметр»). При указании размера или предельных отклонений диаметра на чертежах, помещенных в тексте документа, перед размерным числом следует писать знак «диаметр»;

- применять без числовых значений математические знаки, например > (больше), < (меньше), = (равно), >= (больше или равно), <= (меньше или равно), /= (не равно), а также знаки № (номер), % (процент).

Наименования команд, режимов, сигналов и т.п. в тексте следует выделять кавычками, например: «Сигнал + 27 включено».

Сокращение слов, кроме разрешенных ГОСТ 2.316 и общепринятых (например, ТЗ, ТУ, ОЗУ, ПЗУ, АЛУ и др.), не допускаются. При необходимости сокращенного обозначения следует, после заключения на ВКР привести список принятых сокращений.

4.4.1 Правила оформление глав параграфов, пунктов, подпунктов

Разделы пояснительной записки должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.

Не разрешается размещать заголовки и подзаголовки в нижней части страницы, если на ней не помещается более 2-3 строк последующего текста.

При оформлении отдельных глав дипломного проекта следует помнить, что каждая глава должна начинаться с новой страницы.

Названия глав, параграфов, пунктов, подпунктов следует начинать с абзацного отступа от нулевого табулятора (1,25 см) и их можно выделять более жирным шрифтом, чем основной текст, при этом цифры, указывающие их номера, не должны выступать за границу абзаца. Подчеркивания наименований глав, параграфов не допускаются. Расстояние между заголовками глав, параграфов и последующим текстом составляет полуторный интервал. Названия глав, параграфов должны соответствовать их наименованию, указанному в содержании дипломного проекта.

В случае если текст в заголовке умещается на одной строке, то текст следует выравнивать по левому краю. Если же текст в заголовке не умещается на одной строке, то текст на следующих строках следует начинать от нулевого табулятора, а весь заголовок выравнивать по ширине, например:

Содержание

Введение

Хххххххх ххххххххх

Ххххххххххххххх

Ххххххххххххх хххххххххх

Заключение

4.4.2 Правила оформления списков

При оформлении пояснительной записки допускается использовать следующие виды списков.

Первый вид – нумерованный список.

Список начинается с вводного предложения, в конце которого ставится двоеточие. Нумерованные пункты списка начинаются с абзацного отступа и обозначаются арабскими цифрами, после которых ставится точка. Предложение в нумерованном списке начинается с заглавной буквы, в конце которого ставится точка. В случае если текст в пункте списка не умещается на одной строке, то текст на следующих строках пункта следует начинать от нулевого табулятора, например:

Ххххххх ххххххххххх.

4. ….

Второй вид – маркированный список.

Список начинается с вводного предложения в конце, которого ставится двоеточие. Маркированные пункты списка начинаются с абзацного отступа и обозначаются символом «-». Предложение в маркированном списке начинается с маленькой буквы, в конце которого ставится точка с запятой. В случае если текст в пункте списка не умещается на одной строке, то текст на следующих строках пункта следует начинать от нулевого табулятора, например:

Ххххххх ххххххххххх.

4. …

4.4.3 Правила оформления формул

При написании в тексте формул, значения символов и числовых коэффициентов должны быть приведены непосредственно под формулой, с новой строки в той же последовательности, в какой они приведены в формуле. Первая строка расшифровки начинается с абзацного отступа словом «где» без двоеточия после него, например:

                               ,                      (4.1)

где

N1 – установленная мощность компьютера 1;

N2 – установленная мощность компьютера 2;

T1 – время работы компьютера 1;

T2 – время работы компьютера 2;

Кисп 1– коэффициент использования компьютера 1 по мощности;

Кисп 2– коэффициент использования компьютера 2 по мощности;

Цэл – стоимость 1кВт электроэнергии.

 тыс. руб.

 Если в тексте есть ссылки на формулы, то формулам необходимо присвоить порядковые номера, которые проставляются на уровне формулы арабскими цифрами в круглых скобках. Номер равняется по правому краю страницы. Причем первый знак обозначает номер главы, а последующие номер формулы в пределах главы как показано на примере выше.

При написании формул, не помещающихся по ширине печатного листа, их разделяют на две, три и более строк. Перенос допускается только на знаках равенства, сложения, вычитания, деления и умножения. При переносе вышеуказанные знаки повторяются в конце и начале строк. Ссылки в тексте на ту или иную формулу следует давать по типу: «в формуле 4.1».

При приведении цифрового материала должны использоваться только арабские цифры, за исключением общепринятой нумерации кварталов, полугодий, которые обозначаются римскими цифрами. Если в тексте необходимо привести ряд величин одной и той же размерности, то единица измерения указывается только после последнего числа.

Требования и правила выполнения графической части дипломного проекта

4.5.1 Правила оформления рисунков

Все иллюстрации - не таблицы, именуются рисунками, которым присваивается последовательная нумерация арабскими цифрами в пределах главы.

Все рисунки должны иметь полные наименования. Номер и наименование рисунка записывается в строчку под его изображением, например: «Рисунок 1.1 - Схема взаимосвязи программных модулей и информационных массивов при оперативном учете материалов», например:

 

Рисунок 1.1 - Схема взаимосвязи программных модулей и информационных массивов при оперативном учете материалов

Ссылки на рисунки даются по типу: «(рисунок 1.2)». Рисунки следует размещать сразу после ссылки на них в тексте. Если на одной странице есть ссылки сразу на несколько рисунков, или рисунок не помещается на данной странице, то в этом случае их размещают вслед за этой страницей в порядке нумерации. Место, освободившееся на странице, в случае переноса рисунка на следующую страницу, следует заполнить текстом, следующим за рисунком. Подобный перенос текста допускается в пределах текущей главы пояснительной записки. Рисунки размещаются таким образом, чтобы их можно было рассматривать без поворота листов, т.е. разбиение рисунков не допускается.

4.5.2 Правила оформления таблиц

Таблицы, в пояснительной записке, применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Текст в таблицах, в случае если таблицы содержат много текста, допускается печатать 12 шрифтом через одинарный интервал. Таблицы также последовательно нумеруются арабскими цифрами в пределах главы. Над левым верхним углом таблицы, от нулевого табулятора, помещают надпись: «Таблица 1.1 – Название таблицы» с указанием ее порядкового номера, пример:

 

 

Таблица 1.1 – Название таблицы

Этапы выполнения работы Срок выполнения
1 2 3

В случае если таблица не помещается на одной странице, её следует разбить на части, причем на следующей странице над продолжением в правом верхнем углу помещают надпись: «Продолжение таблицы 1.1» и переносят «шапку» таблицы (вариант 1) или строку с номерами столбцов (вариант 2). При использовании 2-го варианта номера столбцов указываются под «шапкой» в начале таблицы, например:

Продолжение таблицы 1.1

Этапы выполнения работы Срок выполнения
     

 

или

Продолжение таблицы 1.1

1 2 3
     
     

4.6 Правила оформления списка использованной литературы

Принцип группировки библиографической информации в списке использованной литературы приведен в приложение Г.

Список использованной литературы содержит библиографическую информацию о рассматриваемых или рекомендуемых документах, является составной частью справочного аппарата дипломной работы и помещается после заключения.

Документы, включаемые в список, описываются в соответствии с правилами библиографического описания по ГОСТ 7.1-2003 (размещен на сайте Российской книжной палаты: http://www.bookchamber.ru/gost.htm), пример такого описания приведен в приложение Г.

В зависимости от включённых в список материалов и их количества применяют ту или иную систему группировки библиографических описаний:

- алфавитную;

- в порядке первого упоминания документов в тексте.

Автор выбирает сам способ группировки, учитывая особенности своей работы. Для студенческих работ рекомендуется алфавитная группировка.

Алфавитное расположение сведений о документах применяется для небольших по объему работ по узкому вопросу. Описания располагаются в строгом алфавите фамилий авторов или заглавий книг и статей (если фамилия автора не указана). Не рекомендуется в одном алфавите смешивать разные алфавиты (русский, латинский и др.). В этом случае список состоит из двух частей: библиографическое описание документов на русском языке, далее - библиографическое описание документов на иностранных языках.

Работы одного автора группируют по алфавиту их названий, авторов-однофамильцев - по алфавиту инициалов авторов. При перечислении нескольких работ одного автора его фамилию и инициалы указывают каждый раз.

Принцип расположения сведений о документах в порядке очерёдности упоминания или цитирования документов в тексте. В случае применения подобного принципа ссылки на использованные источники следует приводить в тексте в квадратных скобках, сразу после цитируемого текста из использованного источника. В соответствии с ГОСТ 7.1-2003 сведения об источниках следует располагать в порядке появления ссылок на источники в тексте пояснительной записки. Недостатком данного принципа заключается в том, что такой список не включает сведения обо всех использованных документах, потому что не все использованные по теме документы упоминаются в тексте.

Сведения об источниках нумеруются арабскими цифрами без точки и печатаются с абзацного отступа.

Количество источников в списке литературы зависит от степени разработанности темы. Примерное количество для дипломной работы 20 – 30 источников.

Примеры библиографического описания документов приведены в приложение Г.

4.7 Правила оформления приложений

Приложение оформляют как продолжение пояснительной записки на последующих её листах. В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием сверху страницы по центру слова «Приложение». Приложение должно иметь заголовок, который записывают с абзацного отступа с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Е, 3, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность, например:

Приложение Г

(название приложения)

Технология ввода входной информации и решения задачи

(заголовок приложения)

Если в документе одно приложение, оно обозначается «Приложение А».

Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения, например: «Рисунок А.3 – Название рисунка» или «Таблица А.1 – Название таблицы».

Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

Приложение А

Пример оформления перечня тем выпускных квалификационных работ

 

                                                                                                                 Утверждаю:

  Зам. директора по УМР
   
  _____________/Е.Е. Черногорцева/
  «____»____________2018г.                                                          
   

Примерный перечень т



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.54.136 (0.014 с.)