Понятие, Объекты, субъекты авторских прав. Соавторство и его виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, Объекты, субъекты авторских прав. Соавторство и его виды.



ГК РФ Статья 1255, 1258, 1259.

Авторское право – институт гражданского права. В объективном смысле авторское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по созданию и использованию произведений науки, литературы и искусства. В субъектив-ном смысле это права, принадлежащие создателю произведения.

Предмет регулирования:

а) имущественные и личные неимущественные отношения, связанные с созданием и ис-пользованием произведений науки, литературы, искусства – авторское право;

б) имущественные и личные неимущественные отношения, связанные с созданием и ис-пользованием фонограмм исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания – смежные права.

Сфера действия авторского права (ст. 1256 ГК):

1) Авторское право распространяется:

а) на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории РФ, независимо от гражданства авторов и их правопреемников;

б) на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами РФ, и признается за авторами – гр-ми РФ и их правопреемниками;

в) на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами РФ, и признается за авторами (их правопреемни-ками) – гр-ми др. гос-в и лицами без гр-ва в соответствии с международными дог-ми РФ.

2) Произведение считается опубликованным в РФ, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами РФ оно было опубликовано на территории РФ.

3) При предоставлении на территории РФ охраны произведению в соответствии с международными дог-ми РФ автор произведения определяется по закону гос-ва, на тер-ритории кот-го имел место юрид. факт, послуживший основанием для обладания автор-ским правом.

4) На территории РФ в соответствии с межд-ными дог-ми РФ осуществляется охрана произведений, кот. не перешли в общественное достояние в стране происхожде-ния произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия искл/ пр. на них и которые не перешли в общественное достояние в РФ вследствие исте-чения срока действия искл/пр. на них. При предоставлении охраны таких произведений срок действия иск/права на них на территории РФ не может превышать срока действия искл/ пр., установленного в стране происхождения произведения.

Объекты авторского права.

Объект авт/пр это результат интеллектуальной деятельности гр-на (не-скольких гр-н), творческим трудом которого(ых) создан такой результат, замысел которого(ых) воплощен в объективной форме и в отношении которого у гр-на (гр-н) возникают авторские права, включающие в себя исключительные (имущественные) права и неимущественные права. Объектами авт/права являются произведения в целом или часть произведения, включая его название. Объекты авторского права классифици-руются на: I) типичные произведения и II) нетипичные произведения.

I. Типичные:

1. Оригинальные произведения (обнародованные и необнародованные). Их особен-ность – самостоятельность, неподражаемость. Для возникновения, осуществления, за-щиты прав на них какой-либо регистрации не требуется (исключение – программы для ЭВМ, регистрация которых производится по желанию правообладателя). Сюда относят-ся:

а) литературные (худож-ные, научные, публицистика, письма, дневники, заметки, т. п.);

б) программы для ЭВМ. Под программой для ЭВМ понимается:

1)совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата;

2) подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы;

3) порождаемые программой аудиовизуальные отображения.

Особенности программы для ЭВМ:

1) охраняются как литерат. произ-ния (ч. 2 п. 1 ст. 1259 ГК);

2) могут быть созданы на любом языке и в любой форме;

3) могут быть как выпущены, так и не выпущены в свет, но должны быть пред-ставлены в объективной форме, независимо от их материального носителя.

в) драматические и музыкально-драматические, сценарные;

г) хореографические произведения и пантомимы;

д) музыкальные произведения с текстом или без текста;

е) аудиовизуальные (кино-, теле-, видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и др. кино- и телепроизведения);

ж) произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, ко-миксы и др. произведения изобраз. искусства;

з) произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства – это 2- или 3-х мерное произведение искусства, перенесенное на предметы практического пользования, включая произ-ния художествен-ного промысла или произ-ния, изготовленные промышленным способом и предназна-ченные для бытового использования, обладающие художественными и эстетическими качествами (ювелир., металлич. издения, игрушки, значки, сувениры и т. д.);

и) фотографические, а также произведения, полученные способами, аналогичными фото-графии;

к) географические, геологические и др. карты, планы, эскизы и пластические произ-ния, относящиеся к географии, топографии и к др. наукам.

2. Производные произведения (ст. 1260 ГК).

Их особенность: 1) они создаются на основе оригинальных произведений и зави-симы от них; 2) регулируются авт/правом независимо от того, являются ли объектами ав-торского права произведения, на которых они основаны. Сюда относятся:

а) переводы. Виды переводов: авторские, авторизованные, подстрочные, промежу-точные. Авторский перевод это произведение, созданное автором на 2-х или нескольких языках без оговорки о том, какой текст является оригинальным, а какой – переводным, и в этом случае оно считается оригинальным на каждом из этих языков. Авторизованный перевод – это произв-ние, созданное переводчиком, осуществившим перевод оригинального произ-ния, автор которого дал разрешение на такой перевод, просмотрел его и дал последующее одобрение или неодобрение. Подстрочный перевод – это перевод, сделанный слово в слово. Он не порождает прав авторства его создателя (существует и противоположная точка зрения). Промежуточный перевод – это перевод с оригинала на др. язык, который становится основой для создания языкового варианта. (Напр., оригинальное произведение на английском языке переведено на русский. Затем перевод на русском языке используется для перевода на узбекский язык. Поэтому перевод на рус-ском языке по отношению к английскому будет промежуточным, а по отношению к уз-бекскому – оригинальным).

б) обработки; в) аннотации; г) рефераты; д) резюме; е) обзоры; ж) инсцени-ровки; з) аранжировки и др. переработки произ-ний наук, литературы и искусства.

3. Составные произведения (п. 2–7 ст. 1260 ГК):

а) сборники в виде энциклопедий; б) сборники в виде антологий;

в) сборники в виде баз данных; г) атласы.

Особенность составных произ-ний: 1) защищаются авт/правом потому, что труд составителей сборника организовывает, отрабатывает, систематизирует или восстанав-ливает произведения, т. е. проводит определенную исследовательскую работу в целях установления подлинного текста произ-ния, опубликованного в различных вариантах, устранения ошибок и искажений; 2) регулируются авт/правом независимо от того, явля-ются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны.

II. Нетипичные, или нетрадиционные произведения:

а) произведения архитектуры, градостроительства; б) садово-паркового искусства;

в) проекты, чертежи, изображения и макеты указанных произ-ний.

Особенность нетипичных произ-ний: создаются на стыке разнородных видов творчества (напр., художественного и технического). Их создание – это синтез инженер-ного искусства, бионики, архитектуры, живописи, скульптуры, науки. Из-за своей нети-пичности мнения цивилистов разделились: одни считают, что эти объекты должны охра-няться авторским правом, другие – патентным.

Формы выражения произведений (как типичных, так и нетипичных):

а) письменная (рукопись, нотная запись и т. д.);

б) устная (публичное произ-ние, публичное использование, речь, доклад и т. д.);

в) звуко- или видеозапись (механическая, магнитная, цифровая и т. д.);

г) изображение (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, теле-, видео-,фотокадр и т.д.)

д) объемно-пространственная (скульптура, модель, макет, сооружение и т. д.).

Авт/ права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, про-цессы, системы, способы, решения технических, организационных, иных задач, откры-тия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах (п. 5 ст. 1259 ГК).

Не являются объектами авт/права:

а) официальные документы (законы, суд. решения и т.п.), их официальные переводы;

б) госуд. символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежн. знаки и т.п.), символы, знаки муниципальных образований;

в) произ-ния народн. твор-ва (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

г) сообщения о событиях и фактах, имеющие информацион. хар-р (п. 6 ст. 1259 ГК).

Субъекты авторского права.

Основания возникновения авт/права:

1) в силу факта его создания – на произведения науки, лит-ры, искусства. Для возникно-вения и осуществления авт/пр не требуется регистрации произведения или соблюдения иных формальностей. Автором счит-ся лицо, создавшее произ-ние. Для защиты этих прав обладатель авт/прав использует охранный знак, к-рый помещается на каждом эк-земпляре произ-ния и состоит из 3-х элементов:

a) латинской буквы «С» в окружности ©;

б) имени (наименования) обладателя исключ. авт/прав;

в) года первого опубликования произведения.

2) При отсутствии доказательств иного автором произ-ния счит-ся лицо, указанное в кач-ве автора на оригинале или экземляре произведения;

3) при опубликовании произ-ния анонимно или под псевдонимом (за исключением, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) автором счит-ся издатель, имя или наименование кот-го обозначено на произ-нии при отсутствии доказательств иного. Данное правило действует, пока подлинный автор произ-ния не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Субъекты авт/пр.:

1) автор – одно физическое лицо; 2) два или более физических лица – соавторы;

3) переводчики и авторы др. производных произ-ний (аранжировок, др.переработок);

4) составители сборника или иного составного произ-ния;

5) авторы аудиовизуального произ-ния; 6) автор служебного произ-ния;

7) правообладатель программы для ЭВМ; 8) иностранные гр-не, лица без гражданства;

9) наследники автора и др. правопреемники; 10) издатели;

11) изготовитель (продюсер) аудиовизуального произ-ния;

12) федеральный орган исп/вл. по интел/соб.

13) организации, осуществляющие коллективное управление авт-ми и смежн/правами.

1) Автор

1)Автор произведения – дееспособное или недееспособное лицо (ст. 26 ГК – н/л в возрасте от 14 до 18 осуществляют авт/пр. самостоятельно, за н/л в возрасте от 6 до 14 лет сделки, за исключением перечисленных в п. 2 ст. 28 ГК, совершают их родители, усыновители, опекуны), творческим трудом которого создано данное произведение и которое указано в качестве автора на экземпляре произ-ния, если не доказано иное (ст. 1257 ГК). Автору принадлежит интеллектуальное право, которое состоит из имуще-ственных (исключительных), личных неимущественных и иных прав (ст. 1226 ГК).

2) Соавторы

Признаки соавторства (ст. 1258 ГК):

а) совместный труд нескольких лиц. Совместный труд не следует смешивать с со-трудничеством. Напр., подборка материала, составление схем, считка написанного авто-ром не порождает соавторства. Соавторство это такой самостоятельный вид творческой деятельности, в результате кот-го создается единое произведение, но состоящее из от-дельных произведений разных авторов (напр., учебник гр/пр. под ред. Сергеева, Толсто-го). Для соавторов не требуется, чтобы они обязательно участвовали во всех стадиях со-здания произ-ния в целом. Соавтор может приступить к работе на любом этапе создания целого произ-ния;

б) создание коллективного произведения. Целостность произ-ния достигается по-средством единого плана, темы, сюжета, содержания, внутренней формы. Каждый из ав-торов может воплощать свои замыслы с использованием слов, звуков и т.д. (напр., созда-ние песни – слова, музыка);

в) принадлежность авт/пр на произведение в целом всем создавшим его авторам. Авт/пр принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произ-ведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет само-стоятельное значение. Часть произведения считается самостоятельной, если она может быть использована независимо от др. частей целого произ-ния.

Виды соавторства: 1) нераздельное; 2) раздельное.

При нераздельном соавторстве произ-ние предст/собой неразрывное целое, части кот-го не имеют самостоятельного научного, литер-го или художественного значения (рассказ, карикатура и т.п.). Соавторам принадлежит авт/пр на все произ-ние в целом. Ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование произ-ния.

При раздельном соавторстве произведение является целостным, но его части имеют самостоятельное научное, художественное и т.д. значение. Авт/пр на произ-ние в целом принадлежит всем соавторам. Но каждый из них вправе использовать созданную им часть по св. усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением м/ж соавторами (п. 1, 2 ст. 1258 ГК).

Обоим видам соавторства присуще:

1) форма соглашения – письменная, подписывается всеми соавторами. При отсут-ствии письменного соглашения и в случае возникновения спора соавторы вправе исполь-зовать свидетельские и письменные доказательства (напр., переписка соавторов);

2) существ. условиями могут быть: последовательность указания имен, порядок использования произ-ния, порядок распределения гонорара и т.д. Доходы от совместного использования произв-ния распределяются поровну, если иное не предусмотрено согла-шением (п. 3 ст. 1229, п. 3 ст. 1258 ГК);

3) каждый из соавторов вправе самостоятельно защищать свои права (п. 4 ст. 1258 ГК).

Не признаются соавторами: 1) гр-не, оказавшие автору технич., консультационное, организационное или материальное содействие;

2) гр-не, способствовавшие оформлению прав на использование произ-ния;

3) гр-не, осуществлявшие контроль за выполнением работы над произ-нием (ч. 2 п. 1 ст. 1227 ГК).

3) Переводчики и авторы др. производных произв-ний

Переводчик имеет авт/пр на созданное произ-ние при условии соблюдения им прав автора произ-ния, подвергшегося переводу. Авт/пр переводчиков не препятствует иным лицам делать свои переводы того же произ-ния.

4) Составители сборника или иного составного произ-ния

Автор составного произ-ния имеет искл/пр. на это произ-ние (исключение – когда искл/пр. были переданы издателю или другим лицам либо перешли к издателю или др. лицам по иным основаниям, предусмотренным законом (абз. 2 п. 7 ст. 1260 ГК). Автор произведения, помещенного в каком-либо составном произведении, вправе использовать св. произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено договором с создателем составного произведения (п. 5 ст. 1260 ГК). Если составитель включает в сборник произ-ния, имеющие своих авторов (ведь сборник может включать и произв-ния, перешедшие в народное достояние), то требуется письменное согласие авто-ра. Издательство заключает: а) трудовое соглашение с составителем, включившим в сборник оригинальные, ранее не опубликованные произ-ния, б) издательские договоры – с авторами таких произ-ний. Расчет с авторами опубликованных произ-ний проводится после фактического выхода сборника из печати.

5) Авторы аудиовизуального произ-ния

а) режиссер-постановщик; б) автор сценария; в) композитор–автор музыкального произ-ния (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального про-из-ния (п. 2 ст. 1263 ГК).

Каждый автор произ-ния, являющегося составной частью аудиовиз/произ-ния, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и др.), сохраняет искл/пр. на св. произ-ние (исключение – данное искл/ пр. было передано изготовителю или др. лицам либо перешло к изготовителю или др. лицам по иным основаниям, предусмотренным законом (п. 5 ст. 1263 ГК).

Право композитора: получить вознаграждение за использование его произ-ния при публичном исполнении аудиовизуального произ-ния либо сообщении в эфир или по ка-белю (п. 3 ст. 1263 ГК).

6) Автор служебного произ-ния

Право авторства на произ-ние науки, литературы, искусства принадлежит автору.

Ограничены следующие права:

а) право на обнародование произ-ния, т. к. работодатель поручает автору создание про-из-ния в определенных целях. Отказ автора дать согласие на обнародование произ-ния приравнивается как нарушение труд. обяз-тей. Автор не может препятствовать обозначе-нию на тит. листе или в выходных данных наименования или официального символа ор-ганизации, в которой он работает;

б) право на использование произ-ния. По общему правилу данное право принадлежит работодателю. Поэтому автор не вправе без согласия работодателя передавать произ-ние для использования 3-м лицам, а работодатель имеет такое право.

Право на использование произ-ния может принадлежать автору, если:

1) в трудовом или ином д-ре м/ж автором и работодателем это предусмотрено;

2) если работодатель в теч. 3 лет со дня предоставления в его распоряжение служ/произ-ния не начнет его использовать либо

3) не передаст данное право др. лицу или

4) не сообщит автору о сохранении произведения в тайне. Автор во 2–4 случаях имеет также право на вознаграждение. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты опред-ся д-ром м/ж работодателем и работником, а в случае спора – судом.

Если право на использование принадлежит автору, то в д-ре м/б определен порядок использования произ-ния, м/ж быть указано, что раб-тель приобретает права только на использование в служ. целях; м/ж быть закреплен срок действия прав раб-ля, м/б указано имя работодат-ля и т.д. (ст. 1295 ГК).

7) Правообладатель программы для ЭВМ

8) Иностранные гр-не, лица без гражданства

В законе закреплен территориальный принцип, кот-рый содержится и в законода-тельстве др. стран: признаются и охраняются авт/пр иностранных гр-н на те их произ-ния, которые обнародованы на территории России либо не обнародованы, но находятся на ее территории в какой-либо объективной форме. Охрана авт/пр иностранных гр-н на произ-ния, обнародованные или находящиеся в объективной форме за пределами РФ, осуществляются в соответствии с международными договорами России, в т. ч. междуна-родными конвенциями. Согласно Всемирной конвенции об авт/пр, а территории РФ охраняются все произ-ния гр-н стран-участниц Всемирной конвенции, а также любые произ-ния, впервые опубликованные на их территории после 27.07.1973 г., когда СССР присоединился к Всемирной конвенции.

9) Наследники и др. правопреемники автора

Наследование может осуществляться по: завещанию, закону, наследственному до-говору. К наследникам не переходят следующие неимущественные права на произ-ние:

а) право авторства; б) право на имя.

К наследникам переходят следующ. неимущ/пр.:

а) право на обнародование произ-ния; б) право на отзыв произ-ния; в) право на непри-косновенность произ-ния.

Обнародование наследниками произ-ния. Наследники могут заключать д-ры с орга-низациями-пользователями. Если при подготовке произ-ния к выпуску в свет возникнет необходимость доработать произ-ние, ее проводят либо наследники, либо с их письмен-ного согласия специалисты. Д-р с организацией-пользователем составляется в письмен-ной форме, подписывается всеми наследниками – с одной стороны, с другой – данной орг-ей. Основанием для заключения д-ра явл. свид-во о праве на наследование. Гонорар

от произ-ния делится м/ж наследниками исходя из содержания завещания, а при отсут-ствии завещания – в равных долях.

Если наследником явл. государство, то входящее в наследственную массу ис-ключ/пр. на произ-ние прекращается, а произ-ние передается в обществ. достояние (п. 2 ст. 1283 ГК).

Др. правопреемниками автора являются юр/лица. Основания правопреемства: а) договор с автором или его наследниками; б) создание автором произ-ния в порядке служебного задания; в) завещание автора. Объем прав определяется законом либо дого-вором.

Объем прав правопреемников по поводу неимущ/прав и имущественных тот же, что и у наследников.

10) Издатель

Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжа-ющихся сборников научных трудов, газет, журналов и др. периодич-х изданий принад-лежит право использования этих изданий. Он вправе при любом использовании такого издания указывать свое наименование или требовать его указания.

11) Изготовитель (продюсер) аудиовиз/ произ-ния

Продюсер – лицо, организовавшее создание сложного объекта, который включает в себя несколько охраняемых результатов интел/деят-ти (кинофильм, иное аудио-виз/произ-ния, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, единая технология).

Права:

1) использовать результаты интел/деят-ти на основании д-ра об отчуждении искл/пр. ли-бо лиценз/д-ра, кот-ые заключаются продюсером с обладателями искл/пр. Условия ли-ценз/д-ра, ограничивающие использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта, недействительны (п. 1, 2 ст.1240 ГК);

2) при любом использовании аудиовиз/произ-ния указывать св. имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовиз/произ-ния считается лицо, имя или наименование кот. указано на этом произ-нии (п. 4 ст. 1263 ГК).

При использовании результата интел/деят-ти в составе сложного объекта за автором такого результата сохраняются право авторства и др. личные неимущ/права на такой ре-зультат (п. 3 ст. 1240 ГК).

12) Федеральный орган исп/вл. по интел/соб-ти

Осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере авт/пр. и смежных прав.

13) Организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами

Это некоммерческие орг-ции, на которые правообладателями (авторами, исполните-лями, изготовителями фонограмм и иными обладателями авт-ких и смежн/прав) возлага-ется управление принадлежащими им правами на коллективной основе. Они создаются на основе членства в следующих случаях:

а) когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено;

б) когда ГК РФ допускается использование объектов авт-ких и смежн/прав без согласия обладателей соотв-щих прав, но с выплатой им вознаграждения.

Данная орг-ция действует на основании устава. Полномочия у орг-ции возникают в соответствии с договором о передаче полномочий по управлению правами, заключаемым орг-цией с правообладателем в письменной форме (ст. 1242 ГК).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.056 с.)