Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Схема развития временного коллектива ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
1 стадия. Ориентация — это стадия знакомства в самом широком смысле слова: с территорией лагеря, с людьми, которые работают и живут в лагере. Самое главное — знакомство с теми, кто будет жить, и отдыхать в одном отряде. В это время формируется чувство принадлежности к отряду, желание устанавливать отношения с другими детьми, что ведет к возникновению мелких групп, чаще – пар. Формирование отношений к друг другу часто происходит на основе прошлого опыта, внешней привлекательности и ассоциировании человека с собой или другими людьми, мнение о которых к этому моменту у ребенка сложилось. Так как первое мнение о человеке может быть ошибочным, вожатому важно создать условия, в которых ребята как можно больше бы узнали друг о друге, чтобы они стали друг другу интересны, не боялись открыться. Поведение детей зависимое – и от мнения большинства, и от взрослых. Иногда в отряде сразу возникает антилидер, который, как правило, противостоит взрослым. В этот период в отряде формируется система правил и традиций (часто негласных), происходит распределение симпатий и антипатий. Основной инициатор в это время – вожатый и воспитатель. Дети могут задумывать и осуществлять небольшие по объему дела, но с постоянной «оглядкой» на взрослого и большинство.
2 стадия. Конфликты. Это борьба за «раздел территории», борьба за власть. В это время неизбежны в отряде стычки, скрытые и явные конфликты, идет формирование микрогрупп в коллективе. Появляется соперничество между потенциальными лидерами. Все дети, как и все люди разные, и все претендуют в силу своих психофизиологических особенностей на различные роли в коллективе. Это редко происходит осознано, т.к. дети ещё не нашли себя, и для них нахождение в коллективе – очередная проба себя в определенной роли. На самом деле, не все дети стремятся к лидерству, не всем это надо, поэтому почти каждый находит свое место в коллективе, главное, чтобы оно его устраивало. Для того чтобы помочь детям в решении внутригрупповых конфликтов, вожатый посредством игр и ряда заданий обеспечивает процесс взаимодействия ребят друг с другом, чтобы таким образом они определили свои роли в данной группе людей. Очень важно, чтобы на этом этапе у ребят появились коллективные ценности, которые помогут направить развитие коллектива в нужное русло. Но не вожатый выбирает среди ребят лидера, а они это делают сами. Вожатый создает для этого условия: определяет ценности (хорошо/плохо); помогает ребятам осмыслить ситуацию и найти конструктивный выход из конфликтов; вырабатывает стиль совместной деятельности; не допускает появления «отверженных» в коллективе.
3 стадия. Доверие. Эта стадия характеризуется появлением привязанности, сплоченности, устанавливается более тесная эмоциональная связь друг с другом. На первый план выходит партнерство, взаимопонимание, взаимоподдержка. Важен баланс между детьми, которые с готовностью жертвуют своими установками, объединяя свои интересы с интересами других, и теми, кто испытывает сложности при сближении и очень осторожно соотносит свои и чужие установки. На этом этапе вожатый продолжает выступать в роли руководителя, носителя норм, но атмосферу в коллективе уже создают сами дети. Вожатый в этот период старается предложить ребятам как можно больше различных форм, чтобы каждый смог самоутвердиться в своей роли. На этой стадии очень успешны многие коллективные дела, потому что эмоциональный фон отряда можно охарактеризовать как теплый и приподнятый. Именно на этом этапе детский коллектив проводит большую часть смены. Он особенно благоприятен для их развития. 4 стадия. Самостоятельность. Детский коллектив может самостоятельно организовывать свою деятельность, возникающие проблемы. Крепко чувство «Мы» - чувство единения и взаимного доверия. Тесные межличностные контакты. На этой стадии необходимо направить ребят в созидательное русло, деятельность на благо окружающих людей, всего лагеря. В противном случае вы можете заметить появление фраз «Мы лучше всех! Только мы самые дружные, самые талантливые, самые-самые. 5 стадия. Расставание. Каждый коллектив рано или поздно распадается. Очень важно, чтоб этот распад был продиктован временем, а не желанием ребят. Нельзя допустить, чтобы распад произошел на более ранней стадии. Этот период характеризуется повышенной напряженностью, ребятам предстоит разлука со своими друзьями, они чувствуют это и переживают.
Грамотно провести распад группы могут далеко не все, и этому нужно уделить очень много внимания. Должны быть подведены итоги смены, сделаны акценты на достижениях и положительных результатах, необходимо поддерживать детей, создавать оптимистичный настрой (разлука – это повод для новой встречи),
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.10.246 (0.005 с.) |