Биологическая возрастная периодизация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Биологическая возрастная периодизация



 

Основу гигиенической оценки состояния здоровья детей и подростков составляют следующие показатели:

-      отсутствие или наличие хронических заболеваний в момент
обследования;

-      уровень достигнутого физического и психического развития
и степень его гармоничности;

-      степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;

-      особенности функционирования основных физиологических
систем организма.

Изучение состояния здоровья детского населения включает учет
хронических заболеваний, функционального состояния ведущих
систем организма, уровня и характера морфологического, функционального и психического развития, а также текущей заболеваемости. В соответствии с вышеперечисленными критериями в настоящее
время в Научно-исследовательском институте гигиены детей и подростков разработаны следующие группы здоровья детей и подростков:

-      1-я группа — здоровые с нормальными развитием и уровнем
функций;

-      2-я группа — здоровые, но имеющие функциональные
и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную иммунобиологическую сопротивляемость острым и хроническим заболеваниям;          

-     3-я группа - больные с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации со сниженными функциональными возможностями организма;

-    4-я группа — больные с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями;

-    5-я группа — больные с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Дети этой группы, как правило, не посещают детских учреждений, в связи с чем они часто не охвачены массовыми профилактическими медицинскими осмотрами. Одним из важнейших показателей состояния здоровья растущего
поколения является физическое развитие. Под термином «физическое развитие» детей и подростков понимается состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития. Физическое развитие отражает общий уровень
социальных и гигиенических условий жизни. Изучение физического
развития включается в любую программу оценки. Физическое развитие детей и подростков характеризуется сложным и многообразным комплексом следующих показателей:

-соматометрических (длина и масса тела, окружность грудной
клетки);     

-соматоскопических (форма грудной клетки, спины, стоп,
осанка, состояние мускулатуры, жироотложения, эластичность кожи, половое созревание);

-физиометрических, или функциональных (жизненная емкость
легких, сила сжатия кисти рук).

Обычно на практике измерение тела сводится к определению
трех основных признаков: роста, массы тела и окружности грудной
клетки. Полученные результаты измерения показателей сравнивают со
специально разработанными средними показателями этих признаков
для групп детей различного пола и возраста — возрастными стандартами физического развития. Понятно, что единых стандартов физического развития детей и подростков быть не может, поскольку в разных климатических поясах, в городах и сельской местности имеются
свои особенности. Именно поэтому сотрудник детских и подростковых учреждений для индивидуальной оценки физического развития
отдельных детей используют региональные стандарты.

       Для индивидуальной оценки физического развития детей и подростков применяют методы сигмальных отклонений (профиля физического развития), центильный, регрессионный (оценочных таблиц ), 
 комплексный и др.

 Оценка физического развития только по соматометрическим показателям не дает достаточной надежности в точности оценки состояния здоровья. Именно поэтому для более точной индивидуальной оценки физического развития целесообразно использовать ряд других показателей, характеризующих уровень биологического развития детей и подростков. Среди них погодовые прибавки роста, сроки
прорезывания постоянных зубов, степень полового созревания и др.

Под акселерацией понимают ускорение темпа роста и развития
организма детей и подростков по сравнению с темпом прошлых поколений (от лат acceleratio — ускорение). Суть ее состоит в том, что у
современного поколения этап биологического созревания завершается раньше по сравнению с предыдущим. В настоящее время в результате акселерации возрастные границы
показателей физического развития в составленных ранее таблицах,
используемых при оценке физического развития, оказались смещены. На каждом возрастном этапе современные дети и подростки
выше и крупнее сверстников прежних лет.

Ускорение физического развития ставит много практических вопросов. Прежде всего, важно установить, насколько акселерация соответствует психическому и умственному развитию. От этого зависят
возрастная готовность ребенка к школьному обучению, создание учебных программ, соответствующих возрастным возможностям детей. Следует отметить, что наряду с ускорением роста и развития детей
произошло и укрупнение размеров тела взрослых людей, и позднее
наступление климакса, увеличились продолжительность жизни, репродуктивный период, изменилась структура заболеваемости. В то же время в ряде районов земного шара имеются группы населения, у которых процессы роста и развития стабилизировались.
В странах Европы, Америки и России в настоящее время проявляется
тенденция к снижению темпов физического развития. Этот противоположный процесс называется децелерацией, т.е. происходит замедление процессов роста и развития.

Воспитание и обучение детей и подростков осуществляется в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждениях дополнительного образования детей. В РФ принята 
3-ступенчатая система общеобразовательных учреждений:         

-      первая — начальное общее образование (4 года);        

-      вторая — основное общее образование (5 лет);

-      третья — среднее (полное) общее образование (2 года).         


Задача гигиенической оптимизации учебных занятий состоит в том, чтобы отодвинуть наступление утомления у основной массы
детей и предупредить быстрое снижение работоспособности и развитие переутомления. С этой целью рационально организуют каждое занятие, регламентируют их количество на протяжении дня, недели,
года, учебные занятия чередуют с отдыхом. До недавнего времени
многолетней практикой во всех классах школы были установлены
45-минутные уроки. Однако гигиенические наблюдения показали, что для учеников 1 -го класса такая продолжительность урока велика. В возрасте 5—7 лет дети могут сохранять активное внимание не более 15 мин, поэтому в 1-м классе продолжительность урока сокращена до 35 мин. По рекомендации гигиенистов, для учеников 1-го класса введены обязательные динамические занятия после второго урока. Для детей, начинающих учиться в 1-м классе с 6 лет, разработаны медицинские показания к отсрочке поступления в школу. Эти мероприятия уменьшают отсев шестилетних детей из первых классов и количество часто болеющих детей.

Предупреждение утомления — важная профилактическая задача в организованных коллективах детей всех возрастных групп. На начало учебного дня надо ставить предметы, основанные на словесном преподавании: русский язык, литературу, математику. К концу учебного дня, когда работоспособность снижена, целесообразно включать уроки, основанные на предметном восприятии; аппликацию, лепку, рисование, черчение. Уроки труда и физического воспитания следует проводить в середине учебного дня, используя их для переключения преимущественно с умственной на физическую работу.

Главным условием предупреждения утомления является строгое соблюдение рационального режима дня. Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, способствует интересу к учебной и творческой деятельности и нормальному развитию ребенка. При построении режима предусматриваются различные виды деятельности, их регулярность, оптимальная продолжительность, рациональное  чередование с отдыхом, пребывание на открытом воздухе, регулярное питание и полноценный сон.

  Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержании детских учреждений. Гигиенические требования по устройству и оборудованию строящихся и реконструируемых детских дошкольных учреждений (детских яслей, детских садов и объединенных дошкольных учреждений — яслей-садов) изложены в СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» и в Сан-ПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

При выборе участка для детских учебно-воспитательных учреждений необходимо руководствоваться следующими принципами:

-      здания детских учреждений должны быть расположены недалеко от места жительства большинства обслуживаемых детей;

-      расстояния от детских учебно-воспитательных зданий до промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог и магистралей должны соответствовать требованиям, предъявляемым к планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов;

-      выбранный участок должен быть достаточным по величине, с тем чтобы обеспечить наилучшие условия пребывания детей и выполнение всех основных режимных составляющих.

При проектировании и строительстве дошкольных учреждений должны соблюдаться следующие принципы:

-      групповая изоляция как в здании, так и на участке (каждая группа имеет свой набор помещений, площадок и пользуется отдельным входом);

-      обеспечение условий для двигательной активности детей (достаточная площадь участка);

-      создание благоприятного воздушно-теплового режима;

-      обеспечение естественного освещения, инсоляции зданий и участка;

-      достаточное озеленение земельного участка;

-      правильная организация рационального питания детей.

В СанПиН 2.4.2.2821-10 регламентируются показатели воздушно-теплового, светового и инсоляционного режимов школьных помещений, в учебных классах при одностороннем боковом естественном освещении коэффициент естественной освещенности (КЕО) должен быть не менее 1,5%, световой коэффициент (СК) — не менее 1:6. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, ориентация кабинета информатики — на север, северо-восток. Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять в учебных помещениях и кабинетах 18—24 ˚С, относительная влажность — 40-60%, скорость движения воздуха — не более 0,1 м/с.

Дошкольная и школьная мебель должна соответствовать росту и пропорциям тела детей и подростков. Учебные пособия должны соответствовать определенным гигиеническим стандартам. Соблюдение гигиенических требований к школьным учебникам и детским книгам обеспечивает оптимальные условия для работы органов зрения, и наоборот, мелкий шрифт, плохая печать влекут повышение внутриглазного давления, преждевременное утомление зрительного анализатора и служат основной причиной развития близорукости. Не меньшее значение имеют размеры и четкость шрифта, минимальная высота которого равна 1,75 мм в учебниках для старших классов и 2,1—2,4 мм в учебниках для младших классов. Для зрительного восприятия текста важно соблюдение определенного расстояния между отдельными буквами, словами, строками.

Таким образом, условия обучения и воспитания в дошкольных и общеобразовательных учреждениях имеют большое значение для здоровья детей, поскольку от благоустройства и санитарного состояния этих подразделений зависят во многом режим дня,  двигательная активность детей, организация питания, учебных занятий и отдыха, всестороннего физического воспитания и закаливания.(1)

В процессе роста и развития дети и подростки подвергаются
воздействию различных факторов среды обитания, многие из которых можно рассматривать в качестве факторов риска для здоровья.
Не являясь непосредственной причиной заболевания, эти факторы
обусловливают функциональные отклонения роста и развития, способствуют возникновению заболевания, его прогрессированию и
неблагоприятному исходу.

К биологическим факторам, формирующим здоровье ребенка,
относят состояние здоровья матери, осложненное течение беременности и родов, перинатальную патологию, генетические факторы. Генетические мутации вносят свой вклад в формирование наследственных болезней или определяют предрасположенность к ним.
Наследственные болезни и врожденные пороки составляют до 30%
случаев госпитализации детей. Особого внимания требуют многофакторные заболевания с наследственной предрасположенностью,
К ним относится значительная часть хронических соматических и
нервно-психических заболеваний взрослого человека: атеросклероз,
гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, ревматизм,
язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, сахарный
диабет, аллергические заболевания, шизофрения и др.

Факторы внешней среды, формирующие здоровье детей и подростков, обобщенно можно представить следующим образом:

*     факторы, формирующие уровень и качество жизни;

*     школьная среда;

*     качество объектов окружающей природной среды и климат.

 Среди социальных факторов выделяют такие, как неполная семья,
уровень образования родителей, психологический климат в семье,
вредные привычки родителей, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, материальная обеспеченность, нездоровое питание.

Факторы школьной среды определяют 12,5% заболеваемости в
начальных классах, а к окончанию школы их влияние удваивается,
достигая 20,7%.

В современной школе сформировались новые факторы, воздействующие на учащихся:

•     интенсификация образовательного процесса;

•     компьютеризация обучения;

•     применение новых форм обучения, в том числе с увеличением
продолжительности учебной недели;

•     существенное снижение двигательной активности, выраженная
гипокинезия;

•     учебный стресс.(2)

Физиолого-гигиеническими исследованиями обоснованы требования к организации занятий с использованием ПК. Непрерывная длительность с использованием ПК не должна превышать для учащихся 1-5 классов 15 мин, 5-7 классов — 20 мин, 8—9 классов — 25 мин,
10—11 классов — 30 мин на первом часу учебных занятий и 20 мин на втором часу. Оптимальное количество занятий с использованием ПК
в течение учебного дня для учеников 1—4 классов составляет 1 урок,
для учеников 5—8 классов — 2 урока, в 9-11 классах — 3 урока. Работа с ПК должна осуществляться в индивидуальном темпе и
ритме. После занятий следует проводить комплекс упражнений для
глаз и профилактики общего утомления.(2.1)

 

       ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ

Личная гигиена является системообразующим элементом формирования и обеспечения здорового образа жизни (ЗОЖ) каждого
человека. Это раздел гигиены, изучающий и разрабатывающий
нормы и правила (принципы) предупреждения заболеваний, сохранения и укрепления здоровья на индивидуальном уровне путем
соблюдения гигиенических требований в повседневной жизни и
деятельности.

Личная гигиена не только составляет основу ЗОЖ,
но и делает эффективными первичную и вторичную профилактику
разных заболеваний. При таком определении личную гигиену можно рассматривать
и как отрасль определенных знаний, и как предмет изучения. Довольно
распространенным является и другое представление о личной гигиене — как о сложившемся стереотипе поведения человека, характеризующемся определенными действиями и мерами, направленными
на сохранение и укрепление его здоровья. В любом случае личная
гигиена связана с общественной гигиеной.

Личная гигиена зародилась раньше общественной. Опасение за
личное благополучие, а его важнейшим составным элементом является собственное здоровье, сформировалось раньше заботы о здоровье общества. Для понимания необходимости заботы о здоровье
общества требуется определенный уровень социально-экономического развития и общественного сознания. Поэтому личная гигиена
длительное время оставалась основным направлением гигиены вообще. Вот почему советы древних и средневековых врачей (Гиппократа,
Авиценны, Парацельса и др.) адресовались каждому отдельному
человеку. Но так как этим советам могли следовать в основном представители имущего класса, то личная гигиена обслуживала главным
образом состоятельные слои общества.

Научно-техническая революция послужила толчком к бурному развитию промышленности и связанными с этим изменениями
характера общественного труда, росту городского населения, внутренней и внешней интеграцией рабочей силы и т.д. Все эти преобразования обусловили необходимость решать гигиенические проблемы не только отдельно взятой личности, но и общества в целом.
Требовался своеобразный «ренессанс» гигиенических достижений
Древней Греции и Древнего Рима, игнорируемых в эпоху мракобесия
и инквизиции Средневековья, а также поиск принципиально новых
подходов к сохранению здоровья людей. Такие поиски не только не запрещались, но и всячески поощрялись,
поскольку бурно разживающийся класс буржуазии и капиталистов терпел огромные убытки вследствие высокой заболеваемости рабочих.
Особенно высока была инфекционная заболеваемость. Помимо чисто
экономического ущерба, это coздaвaло реальную угрозу для жизни
и здоровья самих капиталистов и их семей. В этой связи приобрели
актуальность научные работы в сфере общественной гигиены.

Русские ученые-гигиенисты, прежде всего А.П.Доброславин,
Ф.Ф. Эрисман, В,А. Субботин и др., изучая условия труда и быта рабочих и крестьян, убеждались, что рекомендации относительно личной
гигиены эти слои населения выполнить не в состоянии. Вот почему
прозвучали знаменитые слова Ф.Ф. Эрисмана: «Лишите гигиену ее
общественного характера, и вы нанесете ей смертельный удар, превратите ее в труп, оживить который вам никоим образом не удастся».Поэтому в России гигиена с самого начала ее научного становления формировалась как гигиена общественная, как социально-биологическая дисциплина и социальная практика.

Что касается
личной гигиены, то она развивалась главным образом в противоэпидемическом направлении. На нее перестали смотреть как на науку
о правильной здоровой жизни. Она превратилась в набор правил и
рекомендаций по поводу соблюдения элементарной чистоты.

Особую выраженность такой взгляд на личную гигиену приобрел
в армии. Мытье рук, уход за полостью рта, помывка, смена белья,
подгонка обмундирования и снаряжения, так называемое закаливание - вот основное содержание личной гигиены. Постепенно такое
понимание распространилось и на военную гигиену как научную
дисциплину. В привитии перечисленных навыков и контроле за их
выполнением как гражданские, так и военные врачи видели свою
гигиеническую задачу (Кошелев Н.Ф., 1982).

 Такое толкование понятия личной гигиены в России и трудности
реализации ее научно обоснованных установок населением и отдельной личностью не могли не сказаться на общей и гигиенической
культуре российского общества. Стоит ли удивляться тому, что даже
с появлением предпосылок для практической реализации правил
личной гигиены всем населением страны оно оказалось не только
не готово рационально распоряжаться материальным достатком в
целях оздоровления, но и часто использует его во вред здоровью
(переедание, употребление спиртных напитков и т.п.). В обществе
сформировалась своеобразная неготовность к восприятию истинных
установок и цели личной гигиены, причем в настоящее время ситуация изменилась в худшую сторону. В связи с этим с особой остротой встает проблема гигиенического
воспитания населения, формирования осознания необходимости гигиенического благополучия, что в итоге предполагает приобщение к ЗОЖ как важнейшему компоненту жизни человека в целом.(1)

           

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ 
 И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. 
 ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Всемирная организация здравоохранения 
считает, что здоровье людей на 50-51% зависит
от образа жизни, на 17—20% — от социальных
и природных условий, на 17—20% — от особенностей наследственности человека и на 8-9% —
от деятельности служб здравоохранения. Самая большая группа факторов риска – первая группа,
обусловлена нездоровым образом жизни (злоупотребление алкоголем, курение, применение
наркотических веществ, неправильное питание,
чрезмерное употребление лекарств, психоэмоциональные стрессы, гиподинамия и др.).(2)

Образ жизни в философско-социологическом понимании охватывает совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом в единстве с условиями жизни.

В гигиеническом толковании образ жизни — это совокупность
гигиенических норм и правил, реализуемых в укладе жизни человека.
При этом подразумевается, что это понятие комплексное, включающее
в себя социальные, экономические, биологические, медицинские,
этические и психологические аспекты. В философском, и
в гигиеническом понимании ЗОЖ подчеркивается его социальная,
т.е. общественная, сущность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.121.242 (0.026 с.)