Физиологические основы развития скоростных способностей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физиологические основы развития скоростных способностей.



Скоростные сократительные свойства мышц в большей мере зависят от соотношения быстрых и медленных мышечных волокон. В скоростно-силовых видах спорта, и у  выдающихся спортсменов представляющие эти виды  процент быстрых мышечных волокон значительно выше, чем у не спортсменов, а тем более чем у спортсменов высокой квалификации, тренирующих выносливость.

По функциональным возможностям на сегодняшний день принято различать два типа мышечных волокон - "быстрые" (белые) и "медленные" (красные). Быстрые мышечные волокна способны развивать большую силу и скорость мышечного сокращения, но не приспособлены к длительной работе на выносливость, а медленные мышечные волокна, работают в медленном, но длительном режиме [3].

В красных мышечных волокнах преобладает процесс энергообеспечения анаэробного характера. А в белых (медленных мышечных волокнах) – аэробного  (поэтому в них значительно выше кровеносных капилляров, выше содержание миоглобина, а также большая активность окислительных ферментов). У мышечных волокон, состав, прежде всего, обусловлен генетически, и тренировки на выносливость в какой-то степени увеличивают количество красных мышечных волокон. При выборе спортивной специализации главным фактором является наследственный. В пример можно привести бегуна на короткие дистанции, метателя и марафонца. У первых двух, соотношение быстрых волокон будет существенно выше, чем у третьего[25].

Хоть значимость генетического фактора велика, не стоит забывать о роли внешней среды.

Известно что, скорость движения не обеспечивается одним фактором, а по сути является комплексным качеством человека, и это неоднократно было выявлено многочисленными исследователями. Различают три основные (элементарные) формы проявления скоростных способностей [4]:

1. латентное время двигательной реакции;

2. скорость одиночного движения (при малом внешнем сопротивлении);

3. частота движений (темп).

На всем протяжении возрастного развития школьников прослеживаются элементарные формы проявления скорости, и в то же время они относительно друг друга независимы. Однако ряд есть исследователи, которые говорят о наличии взаимосвязи между некоторыми формами проявления скорости. Ю.А. Милутка (1998) увидел взаимосвязь между максимальным темпом в односуставных и многосуставных движениях. Ю.Н. Примаков (1989) обнаружил достоверную связь между результатами в беге на 30 м с частотой бега на месте и частотой движений рук, a JI.H. Жданов выявил взаимосвязь между показателями частоты в элементарных формах движений у школьников [30].

Скорость целостного акта только в некоторой степени характеризует скоростные способности человека, а при детальном разборе наиболее показательны элементарные формы скоростных способностей.

Латентное время двигательной реакции служит показателем развитости и функционального состояния центральной нервной системы и периферического нервно-мышечного аппарата.

Латентное время двигательной реакции, с физиологической точки зрения представляет собой сенсомоторную реакцию и складывается из отрезков времени, необходимых для протекания следующих процессов:

1) восприятие раздражителя рецепторами;

2) передача возбуждения от рецепторов к ЦНС;

3) «осознание» полученного сигнала в ЦНС и формирование ответа;

4) передача сигнала-ответа к мышцам;

5) возбуждение мышц и ответ определённым движением.

На третьем этапе под воздействием тренировки происходит наибольшее улучшение, в то же время изменения на остальных этапах очень малы. С.И. Мануйлову удалось выявить, что время двигательной реакции правой и левой руки достоверно не различались.

Время выполнения отдельного движения и величина преодолеваемого сопротивления – взаимосвязаны, так как первое зависит от другого. Поэтому выполнение максимально быстрых одиночных движений с малым сопротивлением служит для его определения в качестве характеристики скоростных способностей.

Установлено, что между показателями быстроты отдельного движения правой и левой руки не обнаружено достоверных различий во всех исследуемых возрастах [26].

Стоит упомянуть что, частота движений связана с подвижностью нервных процессов в коре головного мозга, они вызывают напряжение и расслабление мышц и координирующих их работу. Полученные недостоверные величины коэффициентов корреляции между показателями максимального темпа движений, выполняемых разными сегментами тела, объясняется тем, что максимальная частота движений ограничивается не только подвижностью нервных процессов, но и эластичностью мышц, способностью их к расслаблению, подвижностью в суставах, уровнем владения техникой.

По мнению многих исследователей, таким образом, элементарные формы проявления скоростных способностей более или менее независимы друг от друга и это свойство наблюдается на всем протяжении возрастного развития школьников.

Без сомнения, что результат от уроков физической культуры, занятий в спортивных секциях и самостоятельных занятий учащихся по заданиям учителя и тренера повысится, если педагоги будут знать, какие же возрастные периоды являются критическими в развитии скоростных способностей. Согласно данным З.И. Кузнецовой (1975) отмечаются следующие возрастно-половые отличительные черты в развитии скоростных способностей.

С 10-12 лет развитие движений в беге происходит очень сильно. Сила мышц и скоростно-силовые качества больше всего интенсивно возрастают в результате на начальных этапах пубертатного периода. У девочек сила мышц спины и ног интенсивно возрастает с 9-10 лет и почти проходит после наступления менструации. У мальчиков четко выделяется два периода увеличения силы мышц ног: с9 до 11-12 лет и с 14 до 17 лет; прирост мышц рук заканчивается к 15 годам [16].

В значительной степени, среди актуальных проблем физического воспитания школьников в центре внимания такая специфическая проблема, как развитие у детей основных двигательных качеств, в том числе развитие быстроты движений [10].

Многие авторы исследовали проблему совершенствования методики развития физических качеств у юных спортсменов. Целым рядом авторов[1, 15, 24] осуществлены исследования, в которых разработаны вопросы развития физических качеств у школьников, не занимающихся спортом. Ряд авторов [14, 19, 22] утверждают, что от степени развития физических качеств зависит формирование двигательных навыков и становление двигательной функции ребенка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.241 (0.005 с.)