Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Физиологические основы развития скоростных способностей.
Скоростные сократительные свойства мышц в большей мере зависят от соотношения быстрых и медленных мышечных волокон. В скоростно-силовых видах спорта, и у выдающихся спортсменов представляющие эти виды процент быстрых мышечных волокон значительно выше, чем у не спортсменов, а тем более чем у спортсменов высокой квалификации, тренирующих выносливость. По функциональным возможностям на сегодняшний день принято различать два типа мышечных волокон - "быстрые" (белые) и "медленные" (красные). Быстрые мышечные волокна способны развивать большую силу и скорость мышечного сокращения, но не приспособлены к длительной работе на выносливость, а медленные мышечные волокна, работают в медленном, но длительном режиме [3]. В красных мышечных волокнах преобладает процесс энергообеспечения анаэробного характера. А в белых (медленных мышечных волокнах) – аэробного (поэтому в них значительно выше кровеносных капилляров, выше содержание миоглобина, а также большая активность окислительных ферментов). У мышечных волокон, состав, прежде всего, обусловлен генетически, и тренировки на выносливость в какой-то степени увеличивают количество красных мышечных волокон. При выборе спортивной специализации главным фактором является наследственный. В пример можно привести бегуна на короткие дистанции, метателя и марафонца. У первых двух, соотношение быстрых волокон будет существенно выше, чем у третьего[25]. Хоть значимость генетического фактора велика, не стоит забывать о роли внешней среды. Известно что, скорость движения не обеспечивается одним фактором, а по сути является комплексным качеством человека, и это неоднократно было выявлено многочисленными исследователями. Различают три основные (элементарные) формы проявления скоростных способностей [4]: 1. латентное время двигательной реакции; 2. скорость одиночного движения (при малом внешнем сопротивлении); 3. частота движений (темп). На всем протяжении возрастного развития школьников прослеживаются элементарные формы проявления скорости, и в то же время они относительно друг друга независимы. Однако ряд есть исследователи, которые говорят о наличии взаимосвязи между некоторыми формами проявления скорости. Ю.А. Милутка (1998) увидел взаимосвязь между максимальным темпом в односуставных и многосуставных движениях. Ю.Н. Примаков (1989) обнаружил достоверную связь между результатами в беге на 30 м с частотой бега на месте и частотой движений рук, a JI.H. Жданов выявил взаимосвязь между показателями частоты в элементарных формах движений у школьников [30].
Скорость целостного акта только в некоторой степени характеризует скоростные способности человека, а при детальном разборе наиболее показательны элементарные формы скоростных способностей. Латентное время двигательной реакции служит показателем развитости и функционального состояния центральной нервной системы и периферического нервно-мышечного аппарата. Латентное время двигательной реакции, с физиологической точки зрения представляет собой сенсомоторную реакцию и складывается из отрезков времени, необходимых для протекания следующих процессов: 1) восприятие раздражителя рецепторами; 2) передача возбуждения от рецепторов к ЦНС; 3) «осознание» полученного сигнала в ЦНС и формирование ответа; 4) передача сигнала-ответа к мышцам; 5) возбуждение мышц и ответ определённым движением. На третьем этапе под воздействием тренировки происходит наибольшее улучшение, в то же время изменения на остальных этапах очень малы. С.И. Мануйлову удалось выявить, что время двигательной реакции правой и левой руки достоверно не различались. Время выполнения отдельного движения и величина преодолеваемого сопротивления – взаимосвязаны, так как первое зависит от другого. Поэтому выполнение максимально быстрых одиночных движений с малым сопротивлением служит для его определения в качестве характеристики скоростных способностей. Установлено, что между показателями быстроты отдельного движения правой и левой руки не обнаружено достоверных различий во всех исследуемых возрастах [26]. Стоит упомянуть что, частота движений связана с подвижностью нервных процессов в коре головного мозга, они вызывают напряжение и расслабление мышц и координирующих их работу. Полученные недостоверные величины коэффициентов корреляции между показателями максимального темпа движений, выполняемых разными сегментами тела, объясняется тем, что максимальная частота движений ограничивается не только подвижностью нервных процессов, но и эластичностью мышц, способностью их к расслаблению, подвижностью в суставах, уровнем владения техникой.
По мнению многих исследователей, таким образом, элементарные формы проявления скоростных способностей более или менее независимы друг от друга и это свойство наблюдается на всем протяжении возрастного развития школьников. Без сомнения, что результат от уроков физической культуры, занятий в спортивных секциях и самостоятельных занятий учащихся по заданиям учителя и тренера повысится, если педагоги будут знать, какие же возрастные периоды являются критическими в развитии скоростных способностей. Согласно данным З.И. Кузнецовой (1975) отмечаются следующие возрастно-половые отличительные черты в развитии скоростных способностей. С 10-12 лет развитие движений в беге происходит очень сильно. Сила мышц и скоростно-силовые качества больше всего интенсивно возрастают в результате на начальных этапах пубертатного периода. У девочек сила мышц спины и ног интенсивно возрастает с 9-10 лет и почти проходит после наступления менструации. У мальчиков четко выделяется два периода увеличения силы мышц ног: с9 до 11-12 лет и с 14 до 17 лет; прирост мышц рук заканчивается к 15 годам [16]. В значительной степени, среди актуальных проблем физического воспитания школьников в центре внимания такая специфическая проблема, как развитие у детей основных двигательных качеств, в том числе развитие быстроты движений [10]. Многие авторы исследовали проблему совершенствования методики развития физических качеств у юных спортсменов. Целым рядом авторов[1, 15, 24] осуществлены исследования, в которых разработаны вопросы развития физических качеств у школьников, не занимающихся спортом. Ряд авторов [14, 19, 22] утверждают, что от степени развития физических качеств зависит формирование двигательных навыков и становление двигательной функции ребенка.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.241 (0.005 с.) |