Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Назовите признаки хорошо освоенных движений
Техническое действие может быть освоено (заучено, закреплено) спортсменами в разной степени. Освоенность движения — относительно самостоятельная характеристика технического мастерства, не зависящая от эффективности техники. Например, у учеников старших классов средней школы почерк, как правило, хуже, чем у учащихся 3-4ых классов (техника письма неэффективна, не удовлетворяет эстетическим и психологическим критериям — почерк некрасив и малоразборчив), однако бесспорно, что старшеклассники освоили технику письма лучше. Спортсмен может хорошо освоить то или иное действие, но с существенными ошибками в технике (его техника при этом будет неэффективна) и, наоборот, буквально с первых попыток выполнять движение правильно, хотя и недостаточно хорошо освоив его. Он может быстро забыть правильное выполнение и уже на следующем занятии быть не в состоянии повторить свои первые правильные попытки. Именно в связи с разной степенью владения движением издавна были введены понятия о двигательных умениях и двигательные навыки. Двигательное умение - это приобретенная способность выполнять движение. Под двигательным навыком понимают достаточно хорошо освоенное умение. Характеристика физиологических и психологических явлений, лежащих в основе двигательных умений и навыков дается в курсах физиологии и психологии. Здесь достаточно привести только биомеханическую характеристику освоенности движений, и в частности тех ее сторон, которые наиболее существенны для спортивно-технического мастерства. Спортсмен, хорошо освоивший какое-либо движение, выполняет его в стандартных, неизменных условиях с относительно малой дисперсией (разбросом, диапозоном отклонений) существенных характеристик. Конечно, если ему приходится выполнять движение несколько раз, то от попытки к попытке ни результат, ни тем более другие характеристики движения не остаются вполне постоянны.Однако при этом у квалифицированных спортсменов дисперсия спортивного результата и существенных характеристик движения в ответственные его фазы меньше, чем у неквалифицированных спортсменов; отклонения не выходят за допустимые пределы, при которых движение оказывается невыполненным или значительно снижается спортивный результат.
Особенно четко эти особенности технического мастерства спортсменов высокой квалификации проявляются в тех двигательных заданиях, где требуется воспроизвести определенный результат, обеспечить высокую точность (все виды стрельбы, броски в цель, прыжки в воду и т.п.). Если же стоит задача показать максимальный результат (легкая атлетика, спортивные локомоции и др.), то, судя по биомеханическим исследованиям, стабильность техники в процессе роста спортивного мастерства достигается раньше, чем ее высокая эффективность. Например, при повторном толкании ядра уже спортсмены 2 разряда имеют такой же разброс характеристик техники, как и мастерства спорта международного класса, хотя при этом технические ошибки у второразрядников очень велики. Овладев не вполне эффективной техникой. они воспроизводят ее стабильно. Освоенность техники у них хорошая, эффективность - нет. В подобном случае орошоая освоенность техники может мешать ее дальнейшему совершенствованию. По ходу движения происходит коррекция отклонений и ошибок, допущенных в каких-либо характеристиках движения или первых фазах движения. Например, если у квалифицированных баскетболистов при выполнении штрафного броска ноги начинают разгибание медленнее, чем следует, то разгибание рук произойдет быстрее. Внешне это выражается в отрицательной корреляции между скоростями разгибания ног и рук. При этом ошибка, допущенная вначале (недостаточная скорость разгибания ног), не вызывает ошибки в наиболее ответственной финальной характеристике движения - скорости вылета мяча. Хотя ноги начали движение медленнее, чем следует, руки исправили эту ошибку, и скорость вылета мяча не вышла за допустимые пределы. Если такой коррекции не происходит, то ошибка, допущенная вначале, приводит к появлению ошибки в результирующей характеристике движения. Например, у начинающих футболистов неточность в постановке опорной ноги при ударе по мячу вызывает резкое отклонение мяча от цели. У спортсменов-разрядников эта зависимость выражена меньше, футболисты-мастера умеют исправлять подобную первоначальную неточность по ходу выполнения удара.
Устойчивость техники. движения. Например, гимнаст, привыкнувший выполнять соскок с перекладины, находясь лицом в определеннцю сторону, нередко не может сделать его лицом в противоположенную сторону. Изменение инвентаря, погодных условий, опорных поверхностей может отрицательно сказаться на результате, если только спортсмен не был заранее к этому подготовлен. Автоматизированность характеризуется возможностью, выполнять движения, не фиксируя специально внимания на процессе выполнения. Человек, впервые в жизни севший в академическую лодку-одиночку, не может одновременно грести и выполнять какое-либо дополнительное умственное задание; его внимание полностью сконцентрировано на сохранении равновесия и технике гребли. Квалифицированные гребцы могут грести, выполняя умственную работу, их внимание занято техникой гребли лишь частично. О степени автоматизированности движений судят с помощью так называемого метода дополнительных заданий, который позволяет установить, насколько внимание спортсмена концентрируется на выполнении движения. Для этого определяют способность человека к переработке информации в спокойных условиях (например, наговаривают ему с магнитофона трехзначные числа, а он должен быстро решить, делится ли очередное число на три; подсчитывается общее число ошибок), а затем то же задание предлагают ему во время выполнения какого-либо движения. При этом посчитывают, насколько увеличивается число ошибок, а затем определяют степень автоматизированности движения.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.138.94 (0.006 с.) |