Законотворчество: понятие и стадии. Законотворчество-процесс, представляющий собой систему относительно завершенных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законотворчество: понятие и стадии. Законотворчество-процесс, представляющий собой систему относительно завершенных



На примере РФ

Законотворчество-процесс, представляющий собой систему относительно завершенных, самостоятельных и последовательно направленных на создание закона действий специальных субъектов.Стадии законотворческого процесса :1)законодательная инициатива – предоставленное строго определенным субъектам право на внесение в законодательные органы законопроектов или предложений по совершенствованию законодательства. Право внесения законопроекта или предложения должно соответствовать обязанности представительного органа рассмотреть законопроект или готовый текст будущего проекта. Правом законодат. инициативы обладают:а)Президент Рф б)Совет Федерации в) Депутаты Гос. Думы г)Правительство РФ д)представительные органы субъектов РФ е)Конст, Верховный и Высший Арбитражные Суды РФпо вопросам их ведения 2)обсуждение законопроекта - стадия, кот проходит на заседаниях палат представительного органа в несколько чтений:а)обсуждение концепции законопроекта(первое чтение)б)обсуждение пои существу, те постатейно или по разделам (второе чтение) в)обуждение законопроека в целом со всеми поправками(третье чтение)Возможно также и всенародное обсуждение законопроекта. Допускается внесение в законопроект поправок, измененийц или дополнений. По окончании обсуждения возможны либо принятие, либо отклонение, либо отправление законопроекта на доработку и повторное рассмотрение .3)принятие закона - стадия законодат деятельности, кот осуществляетсясогласно ст105 Конст РФна заседании Гос Думы. В ст 106 содержится четкий перечень вопросов, по кот после принятия требуется одобрение Советом Федерации. Принятие законов осуществляется путем голосования. 4)подписание закона осуществляется Президентом РФ. В случае несогласия с представленным законопроектом Президент Рф может наложить отлагательное вето и направить его на повторное рассмотрение в парламент 5)опубликование закона - заключит стадия,кот определяет момент вступления закона в юридич силу. Официальному опубликованию законы подлежат в течение семи дней со дня подписания президентом РФ

 

42.Систематизация нормативно правовых актов:понятие и виды Нормативно – правовые акты создаются различными правотворческими органами государства. Систематизация законодательства преследует цель стабилизации правопорядка, приведения нормативно – правового регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными делами в интересах личности. Систематизация нормативно – правовых актов (законодательства) – это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм. В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по особым системнымпризнакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты. В настоящее время используется три основные формы систематизациинормативно - правовых актов: I. Кодификация – это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно – правового акта, которая осуществляется путём глубокой и всестороннейпереработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений.    Кодификация законодательства характеризуется следующими признаками Во – первых, кодификационной деятельностью занимаются только компетентные правотворческие органы на основании конституционных или других законных полномочий; Во – вторых, в результате кодификации создаётся новый нормативно – правовой акт, включающий нормы, существенно отличающиеся от ранее действовавших; В – третьих, кодификационный акт является свободным актом, так как в нём сводятся воедино нормы, находившиеся ранее в различных актах, но регулировавшие одну и ту же область общественных отношений; В – четвёртых, кодификационный акт является основным среди актов, которые действуют в определённой сфере общественной жизни; В – пятых, нормативно – правовые акты, создаваемые в результате кодификации, рассчитано на длительное регулирование общественных отношений. Кодификация – это наиболее сложная и совершенная форма систематизации законодательства, имеющая правотворческий характер. Три основные виды кодификационных актов: 1.Основы законодательства – это нормативно – правовой акт, устанавливающий важнейшие положения определённой отрасли права или сфера государственного управления; 2.Кодекс – наиболее распространённый вид кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности (Уголовный кодекс, Таможенный кодекс и т.д.) 3.Устав, положение – это кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом или правительством) II. Инкорпорация представляет собой объединения в сборнике или собрание действующих нормативно – правовых актов в определённом порядке без изменения содержания. В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства: 1. При внешней обработке нормативно – правовые акты располагаются в определённом порядке: алфавитном, хронологическом или предметном, то есть достигается их внешняя упорядоченность. 2. Содержание нормативно – правовых актов, включаемых в инкорпоративные сборники или собрания законодательства, по существу не изменяются. Официальные инкорпорации – это упорядочение правовых норм путём издания компетентными органами сборников действующих нормативно - правовых актов. По своей юридической природе акт официальной инкорпорации являетсяформой опубликования действующих нормативно – правовых актов в обработанном и упорядоченном виде. Хронологическая инкорпорация – это такая форма систематизации, при которой упорядочение нормативно – правовых актов производится по времени их опубликования и вступления в законную силу. Систематическая инкорпорация представляет собой упорядочение действующих нормативно – правовых актов по предметному признаку, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности. Неофициальная инкорпорация – это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами без специальных на то полномочий правотворческих органов. III. Консолидация – это такая форма систематизации, при происходит объеденение нескольких нормативно – правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единой свободный нормативно – правовой акт без изменения содержания.Особенности консолидации состоит в том, что она содержит в себе некоторые черты кодификации и инкорпорации. По форме систематизации нормативно – правовых актов консолидация в большей мере примыкает к систематической инкорпорации. Она используется там, где отсутствует необходимость или возможность кодификации. В этих случаях консолидация выступает, как эффективное средство для объединения однородного нормативного материала, сокращение числа актов и улучшения формы правового регулирования.

 

43.Реализация права:понятие и формы Реализация права - это такое поведение субъектов общественных отношений, которое полностью согласуется с предписаниями правовых норм и исходит из них, это практическая деятельность людей по приобретению ииспользованию прав и выполнению юридических обязанностей. Осуществление права представляет собой процесс превращения юридических и идеальных моделей, отражающих необходимые для государства состояние, в практическую реальность, в действующую систему общественных отношений. Формы реализации права.Выделяются четыре основных формы реализации права:1) Осуществление (использование) представляют собой такую форм реализации права, когда участники правоотношений по своему усмотрению реализуют принадлежащие им права. Использование прав выражается в активной реализации возможностей, предоставляемых субъектам различных общественных отношений нормами права. В пределах данной формы реализации права происходит  осуществление субъективных прав участниками регулируемых с помощью права  отношений. Существует значительное различие в осуществлении прав гражданами и использованием правомочий государственными органами и должностными лицами. Использование и не использование субъективных прав гражданами является сугубо добровольным делом. Никто не может принуждать их к использованию ими своих прав и никто не может нести никакой ответственности за неиспользование этих прав. Осуществление   правомочий государственными органами и должностными лицами является не только правом, но и их обязанностью.2) Исполнение норм права – это такая форма их реализации, которая требует активного поведения субъекта права по осуществлению возложенных на него обязанностей. Это форма реализации права представляет собой не что иное, как реализацию обязывающих норм.  Исполнение обязательств выражается в совершении физическим илиюридическим лицом действий, предусмотренных нормой права.  Действия, связанные с выполнением обязательств, могут предусматриваться также в договорах и в индивидуальных актах,  в процессе правоприменения.3) Соблюдение норм права – это такая форма их реализации, которая заключается в воздержании субъекта права от совершения запрещенных правом деяний. Смысл состоит в воздержании от совершения действий, находящихся под запретом.4) Применение норм права – это форма их реализации, осуществляемая государством в лице своих органов применительно к конкретным случаям жизни. Например, в соответствии с нормами уголовного права суд выносит приговор подсудимому за совершение им преступления. Применение норм права является одной из важнейших форм реализации норм права.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.005 с.)