Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Патофизиология-2. Модуль «система крови».Стр 1 из 7Следующая ⇒
ПАТОФИЗИОЛОГИЯ-2. МОДУЛЬ «СИСТЕМА КРОВИ». ЦЕЛЬ модуля: на основе интеграции фундаментальных и клинических дисциплин сформировать знания о патофизиологии системы крови, практические навыки интерпретации клинико-лабораторных данных при заболеваниях крови, совершенствовать коммуникативные навыки общения в группе, правовые компетенции по знанию правил доклинических методов исследования, а также навыки самосовершенствования. Задачи патофизиологии-2 модуля ü сформировать знание этиологии и патогенеза анемического синдрома ü сформировать практические навыки интерпретации гемограмм и коагулограмм больных с заболеваниями крови ü развивать коммуникативные навыки ведения дискуссии при разборе теоретического материала ü развивать навыки самостоятельной работы с научной, учебной и справочной литературой, сайтами интернета при подготовке к занятиям и СРС по предложенным и инициативным темам
ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС Тема: Этиология и патогенез геморрагического синдрома. Цель: Усвоение вопросов этиологии и патогенеза геморрагического синдрома План лекции: 1. Этиология и патогенез геморрагического синдрома (вазопатии, тромбоцитопении, тромбоцитопатии, коагулопатии), Тезисы лекции Гемостаз – (лат. Haima – кровь, stasis - остановка) в дословном переводе – остановка кровотечения. В современном понимании гемостаз – «биологические процессы, обеспечивающие целостность стенок кровеносных сосудов и жидкое состояние крови, а также предупреждающие и купирующие кровотечения» (З.С.Баркаган). Формы нарушения гемостаза
Гемостаз – (haima – қан, stasis - тоқтау) туралап аударғанда – қан кетуді тоқтату. Гемостаз – деп қан тамырлары қабырғаларының бүтіндігін сақтауға, тамыр сыртына қан кетуді тоқтатуға, сол арқылы қансыраудан сақтандыруға және айналымдағы қанды тамыр ішінде сұйық күйінде ұстап тұруға бағытталған организмнің гомеостаздық тетіктерін айтады.
Гемостаздың бұзылу түрлері
Hemostasis - (haima - blood, stasis - stoppage) - сessation of bleeding Modern definition: " Hemostasis includes biological processes that secure intact vascular walls, maintain blood in a fluid, clot-free state in normal vessels and also prevent or stop bleeding inducing the rapid formation of a localized hemostatic plug at the site of vascular injury." (Z.S. Barkagan, 1980) Hemostasis disorders
Геморрагический синдром Патогенез:
Вазопатии - нарушение структуры и (или) функции стенки сосудов, приводящие к кровоточивости
Тромбоцитопении - ¯ количества тромбоцитов в единице объема крови (в норме 180-360х 109/л) (заболевания и синдромы, при которых кровоточивость обусловлена снижением количества тромбоцитов). По происхождению: наследственные и приобретенные
Тромбоцитопатии
- качественная неполноценность (дисфункция) тромбоцитов
Последствия тромбоцитопений и тромбоцитопатий:
Коагулопатии - геморрагический синдром в результате первичного нарушения коагуляционного механизма гемостаза (плазменных ферментных систем: свертывающей, противосвертывающей, фибринолитической). По происхождению: наследственные и приобретенные Механизмы развития коагулопатий:
Избыток антикоагулянтов: - избыточное введение гепарина; - избыточное образование гепарина (лейкозы, коллагенозы). Активация фибринолиза:
Дефицит прокоагулянтов: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема № 1. «АНЕМИИ» (3 час) Цели занятия: Формирование знаний этиологии и патогенеза анемического синдрома, практических навыков анализа гемограмм, лейкограмм, совершенствование коммуникативных навыков работы в группе
Задачи обучения: · Сформировать знания по этиологии и патогенезу анемий, лейкоцитозов и лейкопений · Сформировать практические навыки анализа гемограмм больных с различными видами анемий а также интерпретации изменений лейкоцитарной формулы при лейкоцитозах и лейкоцитопениях · Совершенствовать коммуникативные компетенции при работе в группе Основные вопросы темы: 1. Анемии, определение, качественные изменения эритроцитов при анемиях. Принципы классификации анемий. 2. Этиология и патогенез постгеморрагических анемий. 3. Гемолитические анемии, этиология, патогенез внутри и внесосудистого гемолиза эритроцитов, изменения в периферической крови при наследственных и приобретенных гемолитических анемиях. 4. Патогенез анемий при дефиците железа, витамина В12 и фолиевой кислоты. 5. Апластические анемии, этиология, патогенез нарушения кроветворения и клинических проявлений. 6. Особенности возникновения анемий у детей раннего возраста и подростков 7. Лейкоцитоз, определение, классификация. Характеристика отдельных видов лейкоцитозов. Изменения в лейкоцитарной формуле при нейтрофильном лейкоцитозе. Понятие о нейтрофильном ядерном сдвиге влево. Виды ядерного сдвига влево. 8. Лейкоцитопении, определение, классификация, патогенез. Понятие об агранулоцитозе (гранулоцитопении), причины возникновения, значение для организма Методы обучения и преподавания: Дискуссия по вопросам темы, работа в малых группах: анализ гемограмм, тестирование Примерный хронометраж занятия
Практическая работа Задание № 1. |
Проанализировать гемограммы и сделать заключение по ним. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гемограмма № 1. Эритроциты ……….3.0х1012 /л Гемоглобин ……….81г /л Ц.П. ……….? Лейкоциты ……….7,5х109/л Лейкоцитарная формула: Эозинофилы ……….2% Базофилы ……….0% Нейтрофилы: метамиелоциты ……….0%
палочкоядерные ……….4% сегментоядерные ……….54% Лимфоциты ……….37% Моноциты ……….3% В мазке крови: анизоцитоз, пойкилоцитоз эритроцитов, микросфероцитоз. Ретикулоциты – 7% |
Гемограмма №2. Эритроциты ……….2,2х1012 /л Гемоглобин ……….81г /л. Ц.П. ……….? Тромбоциты……….290х109/л Лейкоциты……….14х109/л Лейкоцитарная формула: Эозинофилы ……….4% Базофилы ……….0% Нейтрофилы: метамиелоциты ……….4% палочкоядерные ……….12% сегментоядерные……….58% Лимфоциты ……….16% Моноциты……….6% В мазке крови: анизоцитоз (макроцитоз), пойкилоцитоз эритроцитов, полихроматофильные эритроциты, нормобласты, эритроциты с базофильной пунктацией | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гемограмма №3 Эритроциты ……….3,6х1012 /л Гемоглобин ……….95г /л. Ц.П. ……….? Тромбоциты……….280х109/л Лейкоциты……….16х109/л Лейкоцитарная формула: Эозинофилы ……….3% Базофилы ……….1% Нейтрофилы: метамиелоциты ……….2% палочкоядерные ……….9% сегментоядерные ……….64% Лимфоциты ……….18% Моноциты……….3% В мазке крови: анизоцитоз (макроцитоз), пойкилоцитоз, ретикулоцитоз-4%, полихроматофилы, единичные нормобласты.
|
Гемограмма № 4. Эритроциты ……….3,02х1012 /л Гемоглобин ……….72г /л Ц.П. ……….? Ретикулоциты ……….4% Тромбоциты ……….400х109/л Лейкоциты ……….9х109/л Лейкоцитарная формула: Эозинофилы ……….1% Базофилы ……….0% Нейтрофилы: метамиелоциты ……….0% палочкоядерные ……….4% сегментоядерные……….63% Лимфоциты ……….25% Моноциты ……….7% В мазке крови анизоцитоз, пойкилоцитоз, мишеневидные эритроциты | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гемограмма № 5. Эритроциты ……….1,8х1012 /л Гемоглобин ……….54г /л. Ц.П. ……….? Тромбоциты……….94х109/л Лейкоциты……….3,2х109/л Лейкоцитарная формула: Эозинофилы ……….0% Базофилы ……….0% Нейтрофилы: метамиелоциты ……….0% палочкоядерные ……….0% сегментоядерные ……….26% Лимфоциты ……….63% Моноциты ……….11% В мазке крови: анизоцитоз, пойкилоцитоз, ретикулоциты – 0,1%. |
Гемограмма № 6. Эритроциты ……….3,8х1012 /л Гемоглобин ……….68г /л. Ц.П. ……….? Тромбоциты……….280х109/л Лейкоциты……….4,5х109/л Лейкоцитарная формула: Эозинофилы ……….2% Базофилы ……….1% Нейтрофилы: метамиелоциты ……….0% палочкоядерные ……….4% сегментоядерные……….56% Лимфоциты ……….30% Моноциты ……….7% В мазке крови: гипохромия, значительная количество микроцитов, пойкилоцитов, анулоцитов, ретикулоциты – 0,1% | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гемограмма № 7. Эритроциты ……….1,44х1012 /л Гемоглобин ……….66г /л Ц.П. ……….? Тромбоциты……….120х109/л Лейкоциты……….2,8х109/л Лейкоцитарная формула: Эозинофилы ……….5% Базофилы ……….0% Нейтрофилы: метамиелоциты ……….0% палочкоядерные ……….1% сегментоядерные……….43% Лимфоциты ……….48% Моноциты……….3% В мазке крови: выраженный анизоцитоз (макроцитоз), пойкилоцитоз, мегалоциты, мегалобласты, эритроциты с базофильной зернистостью и другие патологические включения, большие гиперсегментированные нейтрофилы, ретикулоциты-0,4% |
Гемограмма № 8. Эритроциты ……….2,9х1012 /л
Гемоглобин ……….52г /л Ц.П. ……….? Ретикулоциты ……….5% Тромбоциты……….280х109/л Лейкоциты……….3,8х109/л Лейкоцитарная формула: Эозинофилы ……….0,5%
Базофилы ……….0% Нейтрофилы: метамиелоциты ……….0% палочкоядерные ……….0,5% сегментоядерные……….70% Лимфоциты ……….27% Моноциты……….2% В мазке крови: анулоциты, пойкилоциты, базофильная пунктация эритроцитов, содержание железа в сыворотке крови увеличено | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание № 2. |
Проанализировать лейкоцитарные формулы при различных видах лейкоцитозов и лейкоцитопений, сделать заключение (таблица № 1). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В заключении указать:
1. Вид лейкоцитоза, лейкоцитопении.
2. Наличие ядерного сдвига гранулоцитов.
3. Абсолютное или относительное изменение видов лейкоцитов.
4. Заболевание, при котором встречается данное нарушение.
5. Патогенез изменений в лейкоцитарной формуле
таблица №1
Лейкоцитарная формула
К-во лейкоцитов в 1л крови | Базо-филы | Эози-нофи-лы | Нейтрофилы | Лим-фоци-ты | Моно-циты | |||
Мие-лоци-ты | Мета-миело-циты | Палоч-коядер-ные | Сег-менто-ядер-ные | |||||
4 - 9 х 109/л | 0-0,08 х 109/л | 0,1-0,35 х 109/л | - | - | 0,18-0,4 х 109/л | 3-5,5 х 109/л | 1,8-2,5 х 109/л | 0,2-0,6 х 109/л |
0-1% | 1-5% | - | - | 3-5% | 51-67% | 21-35% | 4-8% | |
Изменения в лейкоцитарной формуле | ||||||||
№1. 15х109/л | - | 1% | - | 2% | 15% | 65% | 13% | 4% |
№2. 11х109/л | - | 16% | - | - | 2% | 56% | 21% | 5% |
№3. 7х109/л | 5% | 2% | - | - | 5% | 60% | 22% | 6% |
№4. 10х109/л | - | 2% | - | - | 3% | 45% | 46% | 4% |
№5. 9х109/л | - | 2% | - | - | 2% | 51% | 24% | 20% |
№6. 1х109/л | - | - | - | - | - | 30% | 61% | 9% |
№7. 16х109/л | - | 1% | 3% | 5% | 16% | 55% | 13% | 7% |
№8. 12х109/л | - | - | - | - | 6% | 60% | 25% | 9% |
№9. 3,4х109/л | - | 1% | - | - | 2% | 45% | 44% | 8% |
Глоссарий
Анемия – қанның бірлік көлемінде гемоглобин мен (немесе) эритроциттердің сапалық өзгерістерімен сипатталатын жағдай.
Анемия – состояние, характеризующееся уменьшением содержания гемоглобина и (или) эритроцитов в единице объема крови с возможными качественными изменениями эритроцитов
Anemia - is a reduction in hemoglobin (Hb) and/or erythrocyte content of blood with possible qualitative changes of erythrocytes.
MCV - зритроциттердің орташа көлемі =77-93fl. Есептеу формуласы: Гематокрит л/л / 1л-дегі эритроциттер саны Nano(n) = 10-9, pico (p)= 10-12, femto (f)= 10-15
MCV - средний объем эритроцита =77-93fl Формула подсчета Гематокрит л/л /содержание эритроцитов в 1л Nano(n) = 10-9, pico (p)= 10-12, femto (f)= 10-15
Mean corpuscular volume (MCV) =77-93fl = PCV in L/L / RBC count/L
MCH – эритроциттегі гемоглобиннің орташа саны е =27-32pg = Hb / л / 1л-дегі эритроциттер саны. Бұл көрсеткіш эритроциттегі гемоглобиннің орташа санын көрсетеді. Ол түстік көрсеткішке сәйкес келеді. ТК = Hb x3 / эритроцит санының алғашқы 3 саны.
MCH - среднее содержание гемоглобина в эритроците =27-32pg = Hb / л / содержание эритроцитов в 1л Этот показатель определяет среднее содержание гемоглобина в отдельном эритроците. Он аналогичен цветовому показателю. ЦП = Hb x3 / первые три цифры содержания эритроцитов
MCH - Mean corpuscular hemoglobin =27-32pg = Hb / L / RBC count/L CI – color idex = Hb x 3/ first 3 letters of RBC content
MCHC –эритроциттегі гемоглобиннің орташа деңгейі - эритроциттің гемоглобинге қаныққандығын көрсетеді және гемоглобин санының жасуша көлеміне қатынасын сипаттайды = Hb / л / гематокрит л/л
MCHC -cредняя концентрация гемоглобина в эритроците - отражает насыщение эритроцита гемоглобином и характеризует отношение количества гемоглобина к объему клетки. = Hb / л / гематокрит л/л
MCHC - Mean corpuscular hemoglobin concentration = 30-35g/dl = Hb / L / PCV in L/L
Анизоцитоз – эритроцит мөлшерінің (диаметр) өзгеруі
Анизоцитоз - изменение размера (диаметра) эритроцитов
Нормоцит тер - 7.2-8 мкм
Микроцит тер - 7.0 мкм-ден кіші
Макроциттер - 8,0 мкм-ден үлкен
Мегалоцит тер - 12 мкм-ден үлкен
Нормоциты - 7.2-8 мкм
Микроциты - меньше 7.0 мкм
Макроциты - более 8,0 мкм
Мегалоциты - более 12 мкм
Anisocytosis – is variation in size
Normocytes have 7.2 - 8.0 mm in diameter
Microcytes have less than 7 mm in diameter and are present in iron-deficiency anemia, thalassemia, spherocytosis
Macrocytes have more than 8.0 mm in diameter and are found in hemolytic and acute posthemorrhagic anemia
Megalocytes have more than 12.0 mm in diameter and are classically found in megaloblastic anemia
Пойкилоцитоз - эритроциттер пішінінің өзгеруі
Пойкилоцитоз - изменение формы эритроцитов
Poikilocytosis is variation in shape
Анизохромия – эритроциттер түсінің өзгеруі
Анизохромия – изменение окраски эритроцитов
Anisochromasia is variation in staining
Дерттік кірілімдер:
ü Базофильді түйіршіктену –рибосома мен митохондрийдің бөлшектері
ü Жолли денешігі – ядро қалдықтары
ü Кебот жүзігі – ядро қабығының қалдықтары
ü Гейнц денешігі – құрылымы өзгерген гемоглобин бөлшектері
Патологические включения:
ü базофильная пунктация – агрегаты рибосом и митохондрий
ü тельца Жолли – остатки ядра,
ü кольца Кабо – остатки ядерной оболочки,
ü тельца Гейнца - глыбки денатурированного гемоглобина,
Pathological insertions:
ü Punctate basophilia or basophilic stippling is diffuse basophilic granularity in the cell is seen in lead poisoning, infections, aplastic anemia (aggregates of ribosomes and mitochondria)
ü Jolly bodies – are purple nuclear remnants that are present in megaloblastic anemia and after spleenectomy
ü Kabo (Kebot) rings – are nuclear membrane remnants
ü Heinz bodies are masses of denatured Hb
Мембранопати ялар - тұқымқуалайтын гемолиздік анемиялар, олардың негізінде эритроциттердің мембранасында ақаулар болуы жатыр (микросфероцитоз, овалоцитоз, стоматоцитоз)
Мембранопатии - наследственные гемолитические анемии, в основе которых лежат дефекты мембраны эритроцитов (микросфероцитоз, овалоцитоз, стоматоцитоз)
Membranopathy hereditary hemolytic anemia caused by membrane disorders (microspherocytosis, ovalocytosis, stomatocytosis)
Энзимопати ялар - тұқымқуалайтын гемолиздік анемиялар, олардың негізінде гликолиз, глюкозаның пентозды-фосфаттық тотығу жолының, глютатион жүйесінің ферменттерінің жеткіліксіздігі жатыр.
Энзимопатии – наследственные гемолитические анемии, в основе которых лежит дефицит ферментов гликолиза, пентозо-фосфатного пути окисления глюкозы,системы глютатиона
Enzymopathy hereditary hemolytic anemia caused by enzyme deficiencies
Гемоглобинопати ялар - тұқымқуалайтын гемолиздік анемиялар, олардың негізінде глобин тізбегіндегі аминқышқылдарының бірізділігінің бұзылуы немесе глобин тізбегінің синтезі бұзылуы жатыр.
Гемоглобинопатии - наследственные гемолитические анемии, в основе которых лежит нарушение структуры гемоглобина, обусловленное нарушением последовательности аминокислот в глобине, либо нарушением синтеза цепей глобина
Hemoglobinopathy hereditary hemolytic anemia caused by abnormal Hb structure due to altered amino acid sequence in globin molecule, or altered synthesis of globin chains.
Лейкоцитоз – қанның бірлік көлемінде лейкоциттер санының 9x109/л-ден артық көбеюі.
Лейкоцитоз – увеличение лейкоцитов в единице объема крови более 9x109/л
Leukocytosis is an increase in circulating leukocytes above 9x109/L
Нейтрофилдердің ядролық солға жылжуы – жас нейтрофилдердің көбеюі, лейкопоэздің белсенділігінің артқандығын білдіреді.
ü Гипорегенерациялық ядролық солға жылжу – таяқшаядролы нейтрофилдердің көбеюі (5%-дан артық)
ü Регенерациялық ядролық солға жылжу – таяқшаядролы нейтрофилдердің және метамиелоциттердің көбеюі
ü Гиперрегенерациялық ядролық солға жылжу – жас нейтрофилдердің – миелоциттердің, промиелоциттердің, тіпті миелобластардың пайда болуы, бұл анэозинофилиямен қабаттасады, іріңді-сепсистік аурулардың қолайсыз ағымын көрсетеді.
Ядерный сдвиг нейтрофилов влево – увеличение молодых форм нейтрофилов, свидетельствует об активации лейкопоэза.
ü Гипорегенеративный ядерный сдвиг влево – увеличение содержания палочкоядерных нейтрофилов (свыше 5%)
ü Регенеративный ядерный сдвиг влево – увеличение палочкоядерных нейтрофилов и появление метамиелоцитов
ü Гиперрегенеративный ядерный сдвиг влево – появление более молодых форм нейтрофилов – миелоцитов, промиелоцитов и даже миелобластов, часто сопровождается анэозинофилией, указывает на неблагоприятное течение гнойно-септических заболеваний
“Shift- to- left” is the term used for elevation in blood juvenile granulocytes – band forms, metamyelocytes, myelocytes. It reflects activation of leucopoiesis.
Types of shift-to left:
ü Hyporegenerative shift to left (elevation band-forms)
ü Regenerative shift to left (elevation of band forms and appearance of metamyelocytes)
ü Hyperregenerative shift to left (band forms, Metamyelocytes, myelocytes, myeloblasts). Reflects unfavorable course of septic diseases
Нейтрофилдердің ядролық оңға жылжуы – лейкоциттердің дегенерациялық белгілерімен қосақтасатын көпбөлшектенген нейтрофилдердің пайда болуы және таяқшаядролы нейтрофилдердің саны азаюы.
Ядерный сдвиг нейтрофилов вправо – появление гиперсегментированных нейтрофилов в сочетании с признаками дегенерации лейкоцитов и уменьшением содержания палочкоядерных нейтрофилов
“Shift-to-right” is appearance of hypersegmented granulocytes, absence of juvenile granulocytes, it reflects inhibition of leucopoiesis.
Лейкопения – қанның бірлік көлемінде лейкоциттер санының 4x109/л-ден азаюы..
Лейкопения (лейкоцитопения) - уменьшение количества лейкоцитов в периферической крови ниже 4,0 х 109/л
Leukopenia - is a decrease in the peripheral white cell count (less than 4x109/L).
Агранулоцитоз - қанда гранулоциттердің (нейтрофилдердің 0,75 х109/л) кенеттен азаюымен сипатталатын синдром. Лейкоциттердің жалпы саны 1,0x109/л-ден аз.
Агранулоцитоз - синдром, характеризующийся резким снижением гранулоцитов (нейтрофилов ниже 0,75 х109/л) в крови. Общее количество лейкоцитов ниже
Agranulocytosis - is severe neutropenia (less than 0,75 х109/L), when the total white cell count is reduced to 1,0x109/L.
ЛИТЕРАТУРА:
Основная:
1. Патофизиология учебник + СД. Литвицкий П.Ф. – 4-е изд. – М., ГЭОТАР-МЕД., 2008. – С. 309-324.
2. Патофизиология//Под ред. Новицкого В.В., Гольдберга Е.Д., Уразовой О.И.– М., ГЭОТАР-МЕД., 2т. 2009.- С. 27-97
3. Патологическая физиология//Под ред. Зайко Н.Н., Быця Ю.В. - Москва: МЕДпресс-информ, 2004 – С. 351-397
4. Патофизиология. Основные понятия.: учебное пособие. Ефремов А.В.– М., 2008.– С. 83-106
Дополнительная:
5. Нурмухамбетов А.Н. Патофизиология в схемах и таблицах – Кітап, 2004 – С.178-190.
6. Руководство по гематологии//Под ред. А.И Воробьева.- М.: Ньюдиамед, 2007.-1275 с.
7. Шиффман Ф. Дж. Патофизиология крови. Пер. с англ. – М. – СПб: ЗАО «Издательство Бином», «Невский Диалект», 2007 – С.71-145.
8. Л.А. Кузьмина. Гематология детского возраста. М.: 2001.- 400 с.
КОНТРОЛЬ (выполнение тестовых заданий)
Варианты тестовых заданий составлены на основе сборника «Тестовые задания по патологической физиологии»./под ред Т.П. Ударцевой и Н.Н. Рыспековой. -Алматы, 2007.-С. 243-280
Примерный хронометраж занятия
№ | Этап занятия | Время |
1 | Организационная часть. Перекличка, знакомство с целями и задачами занятия, раздача демонстрационного материала | 5 мин |
2 | Дискуссия по вопросам 1-4 | 25 мин |
3 | Выполнение задания 1 | 20 мин |
4 | Перерыв | 10 мин |
5 | Дискуссия по вопросам 6-7 | 50 мин |
6 | Перерыв | 10 мин |
7 | Дискуссия по вопросу 8 | 30 мин |
8 | Тестирование | 10 мин |
9 | Подведение итогов занятия, оценивание компетенций | 10 мин |
Практическая работа
Задание № 1. | Проанализировать гемограммы больных с различными видами лейкозов |
При анализе гемограмм пользоваться следующим алгоритмом:
1. Обратить внимание на общее количество лейкоцитов. Обозначить лейкоз по этому признаку
2. Отметить соотношение бластных и зрелых клеток, указать наличие или отсутствие элементов всех стадий созревания лейкоцитов
3. Охарактеризовать наличие изменений со стороны красной крови и тромбоцитов.
4. Сделать общее заключение по гемограмме.
Гемограммы:
№ 1 Гемоглобин - 76 г/л Эритроциты - 2,8х1012/л Ретикулоциты - 0,3% Лейкоциты - 12,8х109/л Миелобласты - 97% Промиелоциты - 0,5% нейтрофилы сегментоядерные-2,5% | № 2 Гемоглобин - 58 г/л Эритроциты - 3,1х1012/л Лейкоциты - 81х109/л Миелобласты - 4% Промиелоциты - 12% Миелоциты - 14,5% Метамиелоциты - 10% Палочкоядерные - 8% Сегментоядерные - 37,5% Эозинофилы - 5% Базофилы - 9% Лимфоциты - 0% Моноциты-0% |
№ 3 Гемоглобин - 82г/л Эритроциты - 3,1х1012/л Ретикулоциты - 0% Тромбоциты - 10,6х109/л Лейкоциты -1,5х109/л Лимфобласты-78% Лимфоциты-14% Моноциты-8% | № 4 Гемоглобин - 64 г/л Эритроциты - 2,05х1012/л Лейкоциты - 84х109/л Миелобласты - 95,5% (лимфобласты?) Эозинофилы - 0% Базофилы - 0% Реакция на пероксидазу положительная |
№ 5 Гемоглобин - 18 г/л Эритроциты - 0,78х1012/л Лейкоциты - 288х109/л Миелоциты - 0% Метамиелоциты - 0% Палочкоядерные - 1% Сегментоядерные - 2% Эозинофилы - 1% Базофилы - 0% Лимфоциты - 95% Моноциты - 1% В большом количестве тельца Боткина-Клейна-Гумпрехта | № 6 Гемоглобин - 99 г/л Эритроциты - 3,8х1012/л Лейкоциты - 2,8х109/л Миелобласты - 31% Промиелоциты - 1% Миелоциты - 0% Метамиелоциты - 0% Палочкоядерные - 4% Сегментоядерные - 10% Эозинофилы - 22% Базофилы - 0% Лимфоциты - 30% Моноциты - 2% |
№ 7 Гемоглобин - 120 г/л Эритроциты - 4,25 х1012/л Лейкоциты - 2,7 х109/л Миелоциты - 0% Метамиелоциты - 0% Палочкоядерные - 1,5% Сегментоядерные - 8,5% Эозинофилы - 0,5% Базофилы - 0% Лимфоциты - 7% Моноциты - 4,5% Бластные клетки-78% Цитохимические реакции отрицательные | № 8 Гемоглобин-40 г/л Эритроциты-0,99 х1012/л Тромбоциты-12,2 х109/л Лейкоциты-9,3 х109/л Миелоциты-0% Метамиелоциты-0% Палочкоядерные-2% Сегментоядерные-10% Эозинофилы-0% Базофилы-0% Лимфобласты-62% Лимфоциты-20% Моноциты-6% |
Глоссарий
Лейкоз – системное заболевание кроветворной ткани опухолевой природы с первичным поражением красного костного мозга.
Острые лейкозы – в красном костном мозге и периферической крови преобладают бластные клетки
Хронические лейкозы в красном костном мозге и периферической крови преобладают созревающие и зрелые клетки
Leukemias are malignant neoplasms of the hematopoietic cells characterized by diffuse replacement of the bone marrow by neoplastic cells.
Acute: replacement of the marrow with very immature cells (blasts)
Chronic: replacement of the marrow with well differentiated (mature) leukocytes
Лейкемический провал (Hiatus leukemicus) - отсутствие промежуточных форм созревания лейкоцитов при наличии бластных и зрелых лейкоцитов.
“hiatus leukemicus ” – absence of intermediate forms of neutrophil maturation in the presence of blast cells and matured leukocytes
Филадельфийская хромосома – транслокация участка хромосомы с 9 на 22, активируется abl-bcr онкоген
Philadelphia chromosome - t(22; 9) ® activation of abl-bcr oncogen
Лейкоз –біріншілік сүйек қызыл кемігінің зақымдануынан қатерлі өспе ретінде дамитын қан түзу тіндерінің жүйелі ауруы
Жедел (жіті) лейкоздар – сүйектің қызыл кемігімен шеткері қанда бластық жасушалардың басым болуы.
Созылмалы лейкозда – сүйектің қызыл кемігі мен шеткері қанда жетілудегі және жетілген жасушалардың басым болуы.
Лейкемиялық үзік (үңгір) – бластық және жетілген лейкоциттер анықталғанда аралық жетілудегі жасушалар түрлерінің болмауы
Филаделфиялық хромосома – 9 -ші хромосоманың бір бөлшегінің 22 ші хромосомаға транслокациясы, abl-bcrонкоген белсенділінеді.
ЛИТЕРАТУРА:
Основная
1. Патофизиология: Учебник под/ред Литвицкого П.Ф.–. С. 318-341.
2. Патологическая физиология: Учебник п/р Н.Н.Зайко и Ю.В.Быця. – 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 373-397.
3. Патофизиология: Учебник для мед.вузов под/ред В.В. Новицкого и Е.Д. Гольдберга О.И. Уразовой- М.: ГЭОТАР-МЕД, 2т.-2009.-С. 63-97, 112-144
4. Патофизиология. Основные понятия: Учебное пособие под/ред А.В. Ефремова М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008, С. 92-106, 116-119
Дополнительная
1. Шиффман Ф. Дж. Патофизиология крови. Пер. с англ. – М. – СПб: ЗАО «Издательство Бином», «Невский Диалект», 2007. С. 123-145; 247-253; 335-349
2. Руководство по гематологии//Под ред. А.И Воробьева.- М.: Ньюдиамед, 2007.-1275 с.
3. Л.А. Кузьмина. Гематология детского возраста. М.: 2001.- 400 с.
КОНТРОЛЬ
Варианты тестовых заданий составлены на основе сборника «Тестовые задания по патологической физиологии»./под ред Т.П. Ударцевой и Н.Н. Рыспековой. -Алматы, 2007.-С. 270-293
Занятие № 3 СРСП (4 часа)
Задачи обучения
· Сформировать практические навыки интерпретации клинико-лабораторных данных при анализе коагулограмм, изучении мазков крови, решении ситуационных задач,
· Совершенствовать компетенцию саморазвитие при выполнении СРС
Форма проведения
Работа в малых группах: кейс-стади, работа с обучающими программами по темам: «Анемии», «Лейкоцитозы и лейкопении», «Лейкозы», «Нарушение гемостаза», изучение мазков крови, кейс-стади.
Практическая работа
Задание № 1. | Изучить под микроскопом картину крови при острой токсико-гемолитической анемии. |
Методика: Найти в мазке крови под иммерсией анизоциты, пойкилоциты, отметить эритроциты с базофильной зернистостью и патологическими включениями (тельца Жолли, кольца Кабо), молодые клетки (полихроматофилы).
Задание № 2. | Изучить под микроскопом картину крови при железодефицитной анемии. |
Методика: Найти в мазке крови под иммерсией явления анизоцитоза и пойкилоцитоза эритроцитов.
Задание № 3. | Изучить под микроскопом мазки крови больных с острым и хроническим миело- и лимфолейкозом |
Методика: Под иммерсионным увеличением в мазках крови отметить общее количество лейкоцитов в поле зрения, соотношение зрелых и незрелых форм лейкоцитов. Отметить наличие молодых и созревающих форм лейкоцитов. Сделать заключение о виде лейкоза
Задание № 4. | Указать анемии, при которых отмечаются следующие качественные изменения эритроцитов. |
|
| ||||
| ||||
|
|
Задание 5. Решение ситуационных задач.
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.4 (0.31 с.)