Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Революцией мобилизованный и призванный.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Мне было 14 лет. Шла Первая мировая война, которую ещё называли империалистической войной с Германий 1914-1918 годов. Помню разговоры мужиков, часто приходивших к нам поговорить по-соседски, узнать политические новости. Отец выписывал газету «Копейка», иллюстрированное обозрение «Искра» и еженедельник «Родина». «Искра» состояла из фотографий людей привилегированного класса, царского дома, генералов, министров и прочих иже с ними. Много было снимков и заграничных, тоже людей господствующего класса. На отличной бумаге большого формата- размер нынешней «Правды», фотографии хорошие. По ним я в детстве узнавал о политической обстановке в России и за её пределами. Много говорили, упорно и уверенно о предательстве военного министра Сухомлинова, императрицы Александры Фёдоровны. Особенно много пересудов было о Распутине, сумевшем втереться в доверие царской семьи и ставшим всесильной фигурой. Говорили, что он конокрад, ловкий жулик, безграмотный мужик. А когда его убили, то крестьяне были этим довольны. Многие люди тогда связывали изменения в политике царского двора с убийством Распутина. Даже мы, мальчишки, чувствовали, что надвигаются какие-то большие перемены в общественной жизни России. Глухо доходили до села события в Петрограде, грозившие привести к свержению царя. И вот 28 февраля 1917 года по старому или 12 марта по новому стилю это свершилось. Новость быстро дошла и до села Перекопное. Кто-то из мальчишек в школе сообщил, что в Петрограде свершилась революция, и царя свергли. Это известие мы встретили с восторгом и сразу же приступили к делу. Прежде всего сняли в классе большой портрет Николая II и порвали его на клочки. Потом пошли в учительскую. Там никого не было. Мы сняли портрет со стены и тоже изорвали его на мелкие кусочки. Такие смелые наши шаги не вызвали протеста и осуждения у руководителей школы. Они растерялись и не знали, как надо поступать. А мы были решительными, революционными бунтарями. Начали сговариваться идти «громить» земского начальника как лицо, уполномоченное самим царём. Заведующий школой отговаривал нас не делать этого. А потом мы узнали, что тот из Перекопное уехал. О нём больше ничего не слышали, в селе он не появлялся. Занятия в школе не состоялись- всё бурлило, волновалось, не до учёбы было. А потом начались собрания, митинги, демонстрации. Мы, ученики школы, учёбу по существу забросили. Некогда было заниматься. Мы посещали все митинги и собрания, пели до срыва голоса «Варшавянку», «Марсельезу» и другие революционные песни- «Смело, товарищи, в ногу», «Вы жертвою пали», «Отречёмся от старого мира» и другие.
Расстановка классовых сил нам была непонятна. Мы представляли себе весь народ, все социальные группы и классы едиными. Богатеи вместе с нами ходили на митинги с красными бантами на груди. Популярны были офицеры, тоже с красными бантами, вместе со всеми певшие революционные песни и участвовавшие в демонстрациях. Потом пошли разговоры об Учредительном собрании, о выборах в него. Отец впервые для меня стал упоминать список №5- большевиков. Он говорил, что это- самая справедливая партия, потому что она за то, чтобы крестьянам отдать всю землю. Отец сам смутно разбирался в партиях и в расстановке классовых сил, но о большевиках отзывался положительно. Много говорили о социалистических революционерах. В селе имелись эсеры, которые вели активную пропаганду за свою партию, но результаты их были слабые. Они не создали эсеровской организации на селе. Большевики же, опираясь на бедноту, создали свою организацию и вели пропаганду за свою программу. Впервые я услышал имя Ленина. Всё было ещё для меня и моих товарищей неясно о борьбе партий. Мы не видели остроты этой борьбы и восприняли революцию как всеобщее благо. Подготовка к Октябрьской революции шла где-то для нас за кулисами. Мы продолжали переживать праздник обновления- революцию. Для нас она не являлась буржуазной, а была демократической. В этот год весной я окончил начальную школу. Дальше у нас учиться негде было: надо куда-то ехать. Решили меня и брата Ваню, вернувшегося домой и сменившего офицерскую форму на штатскую одежду, отправить учиться в село Дергачи. Там жила наша старшая сестра Настя. Муж её, Саша, работал в какой-то канцелярии. В Дергачах было реальное училище. Вот в него мы с Ваней и поступили. Я – в пятый класс, а брат- в старший, в последний. Простился я с Перекопным, с друзьями. Как-то внутренне я возмужал, повзрослел. Шура Катетов уехал в Саратов учиться. В нашей дружбе ничего не изменилось, но уже не было той детской близости и привязанности в отношениях, когда я безутешно плакал после того, как нас рассадили с Шурой за разные парты. У него уже были свои интересы и товарищи в Саратове, у меня- в Дергачах. Я продолжал его любить, ревновать к другим мальчишкам, с которыми он дружил, но это уже не было так трепетно, мы не переписывались с ним, не встречались целую зиму.
С Шурой Шурыгиной тоже отношения у меня изменились. Я уехал из Перекопного, она тоже покинула село. Мы не переписывались и с ней. К концу учения, когда все разъехались, как-то в наших с ней отношениях наступил холод. Она начала от меня отходить, смущать не вызванными с моей стороны, непонятными поступками, капризами. Уехала, не порадовав меня ни признанием своим в любви, ни обещанием любить меня и в разлуке. Я всё это воспринял без больших переживаний и продолжал любить Шуру. Но боли не испытывал от того, что мы разъехались. В наших чувствах наступило что-то новое. У меня, по крайней мере, они к ней сохранились, но утратили трепетность ожидания встречи, записки. В своих отношениях к ней как-то повзрослел, посерьёзнел. Учебный год в Дергачах 1918-1919 года прошёл быстро и бесполезно. Нам задавали уроки, которые мы не учили. Нас спрашивали- мы не отвечали. Нам ставили двойки- мы не огорчались. Учителя махнули на нас рукой и представили нам полную свободу. Мы приходили в училище к 9 утра. Уроки проходили без пользы. Уходили домой, обедали и снова в училище. Вот тут было интересно. В большом зале реального училища мы устраивали буйные игры, затевали возню, играли в чехарду, проводили кулачные полюбовные схватки. Всё дрожало, ревело, гремело, пыль стояла столбом. Иногда показывался из своей квартиры при училище заведующий- старичок в современной тужурке, он смущённо смотрел на нас и тихо уходил, чувствуя своё бессилие приостановить шабаш. Потом мы шумные игры сменили танцами. В зале стояло пианино, хорошо на ним играл студент Ларин. Вот мы и танцевали до темноты. Ламп не было. Потом мы шли домой, когда уже совсем становилось темно. Много читал я, но книги были уже другие- приключенческие, авантюрного жанра, захватывающая дешёвка, детектив вроде «Картуша». Помню, Ваня старался осмеять увлечение этой литературой, стыдил меня. Но я был захвачен страшными приключениями, и до меня не доходили его язвительные замечания о пустоте этих книг. В конце концов, Ваня махнул на меня рукой как на безнадёжно пустого человека. Комсомола в школе, да и в селе, не было. Никто с нами не работал по идейно-политическому воспитанию. Началась Гражданская война, но она проходила где-то далеко. Время посуровело, от романтической восторженности первых месяцев февральской революции ничего не осталось. Мы продолжали по инерции принимать революцию, но уже октябрьскую, глубоко не вникая в существо социалистической революции, плохо разбираясь в политике. Но Ленина уже считали вождём. Его авторитет был непререкаем. Всё, что происходило в жизни, мы принимали, как необходимость. Но сами ещё не созрели для активной сознательной борьбы за идеалы социалистической революции. Кончился учебный год. Наступила весна 1919 года. Я приехал домой. Шура Катетов в Саратове, Шура Шурыгина в Иванове. Я её не забыл, продолжал любить. Но не мог увидеть, не знал о её отношении ко мне, переживал всё это больно и сладко. И вот я неожиданно уехал на фронт. Уральские казаки восстали против Советской власти. Прославленный герой Гражданской войны В.И.Чапаев вёл с ними ожесточённую борьбу. Война проходила уже не где-то далеко от нас, а вблизи- в Новоузенске, Александров-Гае, Пугачёве, уральских степях. Положение на фронте было тяжёлое. Белое казачество наступало, грозило соединиться с белочехами, с Колчаком и захватить Саратов. Время было тревожное, боевое. О подвигах В.И.Чапаева ходили легенды. Я уже повзрослел, многое стал понимать. И меня стало охватывать чувство романтизма боевой жизни. Я уже начал мечтать о своём участии с борьбе с белогвардейцами. Но как, когда? Ничего неясно для меня. И вот в июне 1919 года, когда уральские казаки захватили Пугачёв и продвигались по железнодорожной ветке к Саратову, объявили мобилизацию конных подвод в нашем селе для отправки на уральский фронт. Было призвано 45 человек. Я под мобилизацию не попадал, но попросился ехать за соседа. Тот дал мне лошадь с телегой. Отец меня не отговаривал. Так я стал одним из обозников, поехавших на фронт на уральский фронт.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.008 с.) |