Занимательная экономика россии: «теневой» бюджет, к которому нет доступа даже у правительства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занимательная экономика россии: «теневой» бюджет, к которому нет доступа даже у правительства



 

Слово «теневой» сегодня очень популярно в российской лексике. Например: «теневой» рынок, «теневой» банкинг, «теневая» экономика. Т. е. то, что оказывается вне сферы контроля государства.

«Теневым» еще иногда называют то, что государство держит в секрете. Например, уже устоялось выражение «теневой бюджет» Российской Федерации, под которым понимается та часть официального бюджета, по которой статьи расходов находятся под грифом «секретно». Иногда такая секретность оправданна, она диктуется соображениями обеспечения национальной безопасности (военной, экономической, информационной). Так, в 2018 г. в бюджете Российской Федерации на засекреченные статьи приходилось 66 % всех госрасходов на национальную оборону и 38 % расходов на безопасность.

Но, кажется, чиновникам понравилось использовать гриф «секретно» для того, чтобы у общественности не возникало недоуменных вопросов по поводу некоторых правительственных решений и государственных расходов, которые явно не связаны с обороной и безопасностью. И, мягко выражаясь, попахивают коррупцией и бюджетными «распилами». Если судить по бюджету на 2018 году, то засекреченными оказались 7 процентов бюджетных расходов на экономику и почти 3,5 процента расходов на образование и медицину. В ноябре 2017 г. распоряжением председателя правительства Дмитрия Медведева госкорпорациям было внезапно даровано право по собственному усмотрению ставить гриф «секретно» на данные о закупках и заказах. Видимо, у общественности при изучении информации по закупкам возникало слишком много вопросов, неудобных для правительственных чиновников и их партнеров из государственных компаний. И речь идет не только о понятных нам закупках продукции предприятий оборонно-промышленного комплекса. Это могут быть весьма виртуальные госзаказы. Например, загадочные научные исследования в области национальной экономики, заказываемые различными министерствами и ведомствами. Казна выделяет на эти труды в общей сложности до 35 млрд, руб. в год. «При этом, — как отмечается в одной публикации по «теневому бюджету» России, — никто, кроме ведомственных заказчиков, не видит ни секретной, не открытой части многомиллиардных изысканий. Их просто не публикуют»[22].

В бюджете на 2019 год засекреченными оказались статьи, на которые приходится в общей сложности 17 % расходов (в абсолютном выражении — около 3 трлн, руб.) Экстраполируя тенденцию нынешнего десятилетия, эксперты говорят, что в начале следующего десятилетия этот показатель может составить от 21 до 25 %. Россия в ближайшее время может стать мировым чемпионом по секретности бюджетных трат.

Я не сторонник крайностей. Скажем, некоторые противники секретности бюджетных расходов ссылаются на США и называют цифры: там, мол, засекречено лишь 8 % военных расходов и каких-то 2 % всех расходов федерального бюджета. Но там ведь есть так называемый «черный бюджет», который часто вообще не принимается в расчет. В первую очередь, это неучтенные доходы и расходы Пентагона (министерства обороны), Центрального разведывательного управления (ЦРУ), других спецслужб. Особо секретный статус таких ведомств позволяет им заниматься финансовыми операциями в интересах так называемого «глубинного государства», а также обогащаться чиновникам этих ведомств.

Но я против другой крайности. Когда под видом секретности из-под контроля общественности, народных избранников (Государственной Думы), правоохранительных органов выводятся многие расходы и операции правительства. Создается идеальная почва для всяких злоупотреблений и нарушений закона. Я против такого «теневого» бюджета, который создается ради шкурных интересов правительственных чиновников и их «партнеров» из госкорпораций и прочего бизнеса.

Но Россия — уникальное государство. Помимо «теневого бюджета» в традиционном смысле (засекреченная часть официального бюджета) в России имеются еще какие-то таинственные «кошельки», имеющие статус казенных денег. Причем к этим «кошелькам» нет доступа даже у правительства. Эти «кошельки» нельзя сравнивать с «черными бюджетами» Пентагона или ЦРУ. Ведь об указанных американских «черных бюджетах» никто (за исключением узкого круга людей) не знает. А о российских казенных «кошельках» народ, народные избранники и чиновники правительства знают, но кто и как ими распоряжается, не знают.

Чтобы не интриговать читателя, скажу, что я сейчас в первую очередь имею в виду «казенный кошелек» под названием «Роснефтегаз» (РНГ). Судя по названию, эта компания должна заниматься добычей нефти и газа, может быть, еще какими-то операциями, связанными с углеводородным сырьем. Однако, как выясняется после изучения имеющихся в открытом доступе документов, она сама непосредственно не занимается ни разведкой, ни добычей, ни транспортировкой, ни переработкой нефти и природного газа.

РНГ публиковала отчетность о своей деятельности до 2014 года включительно. Потому перестала. Штат РНГ по состоянию на 2014 год составлял всего… 10 человек. Можно предположить, что это некая виртуальная компания, которых в России тысячи, а в мире, наверное, миллионы. Компания, вписывающаяся в определение малого бизнеса. Но РНГ, согласно последнему отчету 2014 года имел, оказывается, чистую прибыль по РСБУ, равную 184 млрд. руб. А это означает, что компания РНГ, по российским меркам, относилась к разряду даже не крупного, а сверхкрупного бизнеса. Для сравнения: точно такая же прибыль в 2014 году была зафиксирована у нефтяного гиганта «ЛУКОЙЛ» (численность работников — 110 тыс. человек]. А компания «Татнефть» имела прибыль 97,7 млрд. руб. (при численности работников 76 тыс. человек]; «Норильский никель» — 77,2 млрд. руб. (численность — 82 тыс. человек) и т. д.

Последние пять лет РНГ не публикует открытых данных о своей деятельности и своем финансовом состоянии. В 2015 году РНГ стал непубличным акционерным обществом со 100-процентным участием государства. Видеть эту компанию можно, образно выражаясь, лишь в отраженном свете. Т. е. в финансовой и иной отчетности других компаний.

Секрет уникальности РНГ прост — это своеобразный государственный холдинг, которому принадлежат крупные пакеты акций известных российских компаний энергетического сектора экономики. Прежде всего, это публичное акционерное общество (ПАО) «Нефтяная компания «Роснефть»». До марта 2013 года РНГ принадлежало 75,16 % акций «Роснефти». В декабре произошла частичная приватизация «Роснефти» — 19,5 % акций было продано иностранцам (швейцарско-катарскому консорциуму). После этого доля РНГ в «Роснефти» стала равна 50 % + 1 акция.

Еще одна крупная часть активов РНГ — акции публичного акционерного общества (ПАО) «Газпром» (пакет величиной в 10,97 %).

Третьей энергетической компанией, акциями которой владеет РНГ, является «Интер РАО» (27,63 %).

Относительно акций других компаний, которые могут быть в портфеле РНГ, надежной информации нет. Когда-то (еще в прошлом десятилетии) РНГ владел 7 % Каспийского трубопроводного консорциума. Еще в 2014 году проскакивала информация, что РНГ владел 74,55 % ОАО «Росгазификация».

Главное, что нам сейчас интересно в рамках обсуждаемой темы, — РНГ является государственной компанией. И РНГ каждый год получает солидные дивиденды по своим акциям. Особенно значимы дивиденды от Роснефти и Газпрома. Ведь эти публичные акционерные компании являются лидерами российского бизнеса по всем основным параметрам — активам, оборотам, рыночной капитализации и что, особенно важно, по показателю прибыли. Чистая прибыль «Газпрома» по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) в 2018 году выросла в два раза по сравнению с 2017 годом и составила 1,46 трлн, рублей (23,7 млрд, долл.). Чистая прибыль, относящаяся к акционерам «Роснефти», за 2018 год превысила уровень показателя за аналогичный период 2017 года в 2,5 раза и составила 549 млрд. руб. (8,9 млрд. долл.). Чистая прибыль «Интер РАО» в 2018 году выросла на 20,9 % по сравнению с предыдущим годом, до 18,94 млрд. руб. (0,31 млрд. долл.).

Любая публичная акционерная компания делит полученную чистую прибыль на две кучки. Первая — на развитие компании (инвестиции в основной капитал, формирование резервов и т. д.). Вторая — дивидендные выплаты. По итогам 2018 года «Газпром» направил на выплату дивидендов 393,2 млрд. руб. «Роснефть» -274,6 млрд. руб. Учитывая долю РНГ в акционерном капитале указанных двух компаний, государственный холдинг должен был получить от первой компании 43,25 млрд. руб. дивидендов, а от второй — 137,30 млрд, руб. Итого — около 180 млрд, руб., или без малого 3 млрд. долл. США.

Еще раз обращу внимание на то, что государство (в лице Росимущества) является единственным владельцем Роснефтегаза. Поскольку РНГ не является производственной компанией, то можно предположить, что все получаемые этим государственным финансовым холдингом дивиденды перечисляются в бюджет. Дивиденды, полученные от ведущих компаний энергетического сектора государством в лице РНГ, — хорошая добавка к тем выплатам, которые эти компании вносят в государственную казну в виде налогов. Получается, что государственное участие в энергетике становится хорошим подспорьем для российского бюджета. Увы, это все в теории.

На днях российские СМИ, ссылаясь на бухгалтерскую отчетность компании РНГ в системе «СПАРК-Интерфакс», сообщили: государственный холдинг

«Роснефтегаз», получивший в полном объеме дивиденды от «Роснефти», «Газпрома» и «Интер РАО», в свою очередь, перечислил в бюджет по итогам 2018 года лишь 65,45 млрд, рублей. Т. е. почти в три раза меньше, чем получил. По нашим оценкам, в «Роснефтегазе» «застряло» почти 115 млрд, рублей.

Выясняется, что «Роснефтегаз» уже целый ряд последних лет выступает в качестве своеобразного посредника между энергетическими компаниями и государственным бюджетом. В свое время планировали такого посредника убрать, энергетические компании должны были напрямую направлять дивиденды государства как акционера в федеральный бюджет. Но затем от планов ликвидации РНГ отказались. И превратили компанию в «черный ящик». Теперь каждый год значительная часть дивидендов, перечисляемых в РНГ, там оседает (или застревает), не доходя до государственного бюджета. В результате к сегодняшнему дню в РНГ общий объем нераспределенной прибыли достиг 505 млрд, рублей. Можно сказать по-другому: государственный бюджет недополучил доходов на сумму 505 млрд. руб.

Кажется, «Роснефтегаз» окончательно выпал из правового поля Российской Федерации. РНГ превратился в какой-то офшорный фонд, находящийся в сфере мягкого (неформального) влияния Российской Федерации (а точнее отдельных таинственных лиц, приписанных к российской юрисдикции). Впрочем, некоторые эксперты отмечают, что связь фонда РНГ с Россией остается лишь в части получения им дивидендов от российских энергетических компаний. А вот активные свои операции фонд разворачивает не в сторону России, а в противоположную сторону. Так, на начало 2019 года 289 млрд, рублей «Роснефтегаза» были вложены в «краткосрочные финансовые активы». Известно также, что по итогам 2018 года РНГ кроме дивидендных перечислений от российских энергетических компаний получил 14 млрд, рублей процентных доходов (от размещения денег на депозитах) и 48 млрд, рублей «прочих доходов». Что это за «прочие доходы»? В каких банках РНГ размещает средства на депозитах? В какие бумаги инвестирует РНГ свои многомиллиардные средства? Вопросов много, ответов нет.

«Это компания (РНГ — В.К.) с особым статусом, потому что она ничего не делает, — высказался в интервью Bloomberg президент Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Объяснить, зачем нужен «Роснефтегаз», абсолютно невозможно с экономической точки зрения».

Вот уже пятый год «Роснефтегаз» эксперты называют «черной дырой» российской экономики. Это настолько непубличное акционерное общество, что даже государство как 100-процентный собственник в лице правительства не располагает никакой детальной информацией о деятельности РНГ. Хотя формально капитал компании принадлежит Росимуществу, но и это ведомство не может прояснить ситуацию. «Народные избранники» (депутаты Госдумы) вообще, судя по всему, «не в теме». Правоохранительные органы бездействуют. Конституционный суд, как всегда, делает вид, что ничего не происходит.

Если сейчас не навести порядка в системе государственных финансов, в том числе не поставить деятельность РНГ на законную основу (или вообще ликвидировать эту структуру), то мы сами не заметим, как у нас вместо государственного бюджета останутся одни частные «кошельки», которыми будут управлять чиновники-казнокрады.

 

S&P обнаружил в российской банковской системе «дыру» в 10 трлн. рублей

 

Только что международное рейтинговое агентство S&P опубликовало доклад на тему проблемных кредитов в странах СНГ. Конечно, наибольший интерес представляет анализ ситуации в банковском секторе Российской Федерации. С одной стороны, он свидетельствует о том, что состояние банковского сектора в нашей стране не улучшается. Несмотря на то, что Банк России уже на протяжении нескольких лет проводит работу по оздоровлению банковской системы. Работа сводилась к тому, что Банк России отзывал у банков лицензии, а затем происходила ликвидация «плохих» кредитных организаций. «Прополка» «банковских грядок» была весьма интенсивная. С середины 2013 года, когда Эльвира Набиуллина пришла в Центробанк в качестве руководителя и анонсировала кампанию по активному оздоровлению банков, было отозвано свыше 400 лицензий. К началу июня нынешнего года число действующих банков в Российской Федерации сократилось в два раза по сравнению с серединой 2013 года и составило всего 424. А еще в начале текущего десятилетия таких действующих банков было более тысячи. Руководители Банка России неоднократно обещали, что не сегодня-завтра «прополка» «банковских грядок» завершится и в России останутся лишь «хорошие» банки, «белые и пушистые». Набиуллина на съезде Ассоциации российских банков в марте 2017 года обещала, что «оздоровление» банковской системы завершится в 2019 году — максимум в начале 2020 года. Но что-то в это не верится. Российское рейтинговое агентство «РА Эксперт» прогнозирует, что к концу текущего года число банков сократится до 400, а к концу следующего — до 360.

И оценки, содержащиеся в докладе S&P, заставляют сомневаться, что «светлое будущее» в банковском секторе Российской Федерации наступит не сегодня-завтра. От себя добавлю, что при нынешней модели банковского дела, которая была создана в России еще более четверти века назад и которая сохраняется без каких-либо принципиальных изменений, «светлое будущее» не наступит никогда.

В подтверждение того, что кампания по оздоровлению банковской системы, проводимая Банком России, есть в лучшем случае «бег на месте», приведу некоторые цифры из доклада S&P. Прежде всего, это величина проблемных кредитов, находящихся на балансах российских коммерческих банков. Что такое проблемные кредиты? — В самом общем смысле это те кредиты, выполнение обязательств по которым у должника создает затруднения, происходит сбой в графиках платежей, иногда платежи вообще прекращаются. По методическим документам Банка России, это те кредиты, которые были реструктурированы либо обслуживаются с просрочкой, превышающей 90 дней. Проблемные кредиты российских банков в период 2013–2018 гг., согласно докладу S&P, занимали следующий удельный вес в общем портфеле выданных кредитов (%):

2013 г, — 12,9;

2014 г. — 13,8;

2015 г.-16,5;

2016 г. — 18,0;

2017 г.-17,5;

2018 г.-16,7

В абсолютном выражении величина проблемных кредитов в конце 2018 года составила 10,2 трлн. руб. (общая величина кредитного портфеля российских банков была равна 64 трлн. руб.). Получается, что каждый шестой рубль в кредитном портфеле российской банковской системы был «проблемным». Т. е. имелись признаки того, что каждый шестой рубль может быть не возвращен банкам полностью или частично.

Конечно, Банк России может себя успокаивать тем, что в других странах бывает еще более высокая доля проблемных кредитов. Например, у некоторых стран ближнего зарубежья этот показатель за 2018 год был следующим (%): Азербайджан — 19,0; Казахстан — 27,5; Украина — 52,8. Кстати, подозреваю, что по показателю относительного уровня проблемных кредитов Украина — «впереди планеты всей». Такой высокий уровень фактически свидетельствует, что банковской системы на Украине нет или почти нет. Но, думаю, это слабое утешение для Банка России. Из европейских стран более высокий уровень проблемных кредитов в таких странах как Греция и Италия (последних данных нет, но на середину текущего десятилетия показатели у этих стран были равны соответственно 34 и 20 %).

Но, думаю, руководителям Банка России может стать очень грустно, когда они будут сравнивать нашу страну с такими, как США или Япония. Там этот показатель не превышает 2 %. А меньше 1 % он в таких странах и юрисдикциях, как Сингапур, Гонконг, Канада, Макао. Более низкий чем, чем в России показатель в следующих странах ближнего зарубежья (2018 год, %): Грузия — 5,8; Армения — 6,4; Узбекистан — 8,5; Беларусь — 12,5.

Но самое удивительное заключается в том, что, несмотря на шумную и эффектную кампанию Банка России по «оздоровлению» кредитной системы страны, показатель относительного уровня проблемных кредитов не демонстрирует никакого явного снижения. Да, конечно, показатель 2018 года несколько снизился по сравнению с рекордным 2016 годом. Но если 2018 год сравнивать с первыми годами (2013–2015), то мы должны признать, что происходит даже не бег на месте, а бег в обратную сторону. Вместо обещанного оздоровления мы видим, что сегодняшняя банковская система по сравнению с той, какая была в 2013 году, стала еще более больной. В докладе S&P даются прогнозные оценки показателя уровня проблемных кредитов на 2019 и 2020 гг.: 16,0 и 15,5 % соответственно. Также надо учесть, что в абсолютном выражении величина проблемных кредитов росла на протяжении всего периода 2013–2018 гг. Как видим, эксперты S&P кардинального перелома в лучшую сторону не видят.

Еще одним неприятным для российских банков моментом, на который обращают внимание авторы доклада, является то, что проблемные кредиты не имеют полного обеспечения. Процент покрытия, согласно документам, составляет лишь 60 %. Реально — меньше. Оценки залогов могут быть завышены, а процедуры банкротства и взыскания заложенного имущества в России считаются неэффективными. В докладе приводятся такие сравнительные цифры. В России при дефолте компании или кредитной организации удается вернуть в среднем 42 % долга. В Западной Европе аналогичный показатель выше — 76 %. Это достигается за счет использования таких методов, как реорганизации и реструктуризации компаний-должников и последующая продажа «живого» бизнеса. В России происходит «убийство» должника: компания проходит процедуру ликвидации с последующей распродажей активов. Отсюда и потери, равные в среднем 58 % суммы долга.

Давайте прикинем. Если по 40 процентам нынешних проблемных кредитов обеспечения нет, то в абсолютном выражении это равно 4 триллионам рублей. Гигантская сумма. Для сравнения: расходная часть бюджета РФ на 2019 год определена в 18 трлн. руб. Т. е. очевидные потери по проблемным кредитам эквивалентны 22 % годовых расходов нынешнего российского бюджета. А если учесть, что даже по так называемым «обеспеченным» кредитам полного покрытия не ожидается, то реально потери могут составить не 4 триллиона рублей, а более значительные. Вероятно, в районе 6 трлн. руб. А это уже треть годового бюджета РФ. Вот таковы реальные плоды «оздоровления» банковской системы, проходящего под руководством Банка России в течение шести лет.

И напоследок. Международное рейтинговое агентство S&P в своем докладе ставит диагноз перманентной болезни банковской системы Российской Федерации: главная причина сохранения недопустимо высокого уровня плохих долгов заключается в неудовлетворительной работе банковского надзора ЦБ РФ. Очевидно, что давно уже пора «оздоравливать» сам Центробанк.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.026 с.)