G-20 в Осаке: саммит двусторонних встреч 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

G-20 в Осаке: саммит двусторонних встреч



 

Только что завершился двухдневный саммит G-20 в Осаке. Его уже успели окрестить «саммитом двухсторонних встреч» лидеров Большой двадцатки, которые проходили на полях форума. Наиболее важными из них были встречи российского президента Владимира Путина и американского президента Дональда Трампа, а также китайского лидера Си Цзиньпина с тем же Трампом. Общее количество двухсторонних встреч не поддается учету. Достаточно сказать, что российский президент также провел достаточно обстоятельные встречи с хозяином саммита премьер-министром Японии Синдзо Абэ, а также первыми лицами Германии (Ангела Меркель), Великобритании (Тереза Мей), Франции [Эммануэль Макрон), Южной Кореи (Мун Чжэ Ин). И это не считая многочисленных разговоров «на ногах», которые не были запланированы официальным протоколом. Были также малоформатные встречи. Так еще накануне саммита была встреча лидеров стран БРИКС, после которой прошли более узкие переговоры РИК (Россия, Индия, Китай).

Напомню, что Большая двадцатка родилась в конце 90-х годов и окончательно оформилась после финансового кризиса 2008 года как форум многостороннего сотрудничества. Сегодня саммит уже напоминает площадку, где решаются вопросы преимущественно двусторонних отношений государств. С многосторонним сотрудничеством в рамках G-20 в последние годы все больше проблем. Они уже начались на саммите G-20 в Брисбене (Австралия) в ноябре 2014 года на фоне резко ухудшившихся отношений России с Западным миром. После того как президентом США стал Дональд Трамп, начавший активно перестраивать свои отношения с Китаем, Европой и Россией, общие договоренности всех стран Большой двадцатки стали просто невозможными. На саммитах в Гамбурге (июль 2017 г.) и в Буэнос-Айресе (ноябрь-декабрь 2018 г.) итоговые коммюнике стали носить очень расплывчатый характер, содержали благие пожелания без каких-либо конкретных обязательств стран-участниц.

В полной мере эта особенность последних саммитов проявилась и на встрече в Осаке. Основные вопросы, обсуждавшиеся на форуме были следующими: международная торговля; цифровизация экономики и общества; миграция; экология.

На пленарных заседаниях саммита мировая торговля стояла на первом месте повестки. Были констатированы негативные моменты, связанные с усилением протекционизма. Политкорректные участники встречи предпочитали избегать словосочетания «торговая война». Одним из ключевых терминов выступлений и заключительных документов саммита стали слова «реформа ВТО». Не очень, правда, понятно, что скрывается за указанной «реформой». Видимо, это слово-эвфемизм, означающее, что страны-члены ВТО должны соблюдать устав организации. Америку в контексте темы ВТО почти не упоминали, но, очевидно, что именно она является главным нарушителем устава, начав в одностороннем порядке резкое повышение импортных пошлин на китайские товары. Более того, Трамп несколько раз за время своего пребывания в Белом доме высказывал сомнение в целесообразности членства США в ВТО и даже в целесообразности существования самой организации. Видимо, у каждого участника саммита свое представление о том, что такое «реформа ВТО». Может быть, у Трампа это означает: ликвидация ВТО.

Обсуждение темы цифровизации было еще менее конкретным. «Цифра» стала очень удобной «палочкой-выручалочкой» для заполнения времени на многих официозных заседаниях и форумах, когда участники хотят уйти от острых вопросов.

Впрочем, в рамках темы «цифры» был все-таки затронут один конкретный вопрос. Это вопрос создания более эффективной системы налогообложения крупных цифровых корпораций. Речь идет о многонациональных цифровых гигантах, таких как Facebook, Google, Amazon, Apple. Участники форума согласились, налогообложение цифровых корпораций должно осуществляться исходя из того, в каких странах они получают основную прибыль, а не из того, где территориально располагаются их головные офисы. Впрочем, следует понимать, что подобного рода конкретные предложения рождаются не на самих саммитах «Большой двадцатки», а готовятся загодя на встречах «финансовых двадцаток» (министров финансов и глав Центробанков G-20). Данное предложение было подготовлено на «финансовой двадцатке», которая проходила в японском городе Фукуока за три недели до саммита в Осаке.

Финансовая двадцатка подготовила еще одно предложение, которое было включено в заключительное коммюнике. Речь идет о необходимости доведения до конца реформирования Международного валютного фонда, в первую очередь, о пересмотре квот стран-членов Фонда в соответствии с решениями 2010 и 2015 гг. Чтобы эти решения вступили в силу, нужна их ратификация странами-членами. Единственная страна, которая не ратифицировала пересмотр квот, — США. Они не желают этого делать, опасаясь утраты контроля над МВФ. Думаю, что резолюция, принятая в Осаке, не заставит Вашингтон провести ратификацию. Таких резолюций за последние годы на разных форумах принималось много, но «Васька слушает, да ест».

Тема миграции и беженцев не была центральной на саммите. Но в совместном коммюнике она нашла свое отражение. Лидеры стран G20 подчеркнули необходимость совместных действий для урегулирования проблемы массовой миграции. Конкретики, к сожалению, никакой.

Помимо «цифры» популярной «палочкой-выручалочкой» для «политкорректных» форумов становится тема экологии. Тема выигрышная в том плане, что большинство экологических проблем не решаются моментально, их можно назвать долгосрочными и сверхдолгосрочными. Этим вопросы экологии отличаются, например, от темы экономических и финансовых кризисов. Пожары кризисов надо тушить здесь и сейчас. На завтра отложить нельзя. На саммитах G-20 в 2008 году в Вашингтоне и в 2009 году в Лондоне было не до экологии, в мире бушевал финансовый кризис. И, надо отдать должное тогдашним саммитам, их решения по преодолению кризиса были предельно конкретными и единодушными.

А вот в Осаке весь второй день саммита был посвящен экологии. С жаром говорили о такой экологической угрозе, как пластиковые отходы. Все единодушно согласились с целью сократить до нуля выбросы пластиковых отходов к 2050 году. Уже почти ритуальной стала тема климата. Известно, что в Париже в декабре 2015 года проходила международная конференция по климату, на которой было соглашение по борьбе с климатическими изменениями. Оно предусматривает резкое сокращение выбросов так называемых «парниковых» газов (прежде всего, С02). Трамп, придя в Белый дом, сразу же заявил, что соглашение по климату «несправедливо» и «слишком обременительно» для Америки. Поэтому Вашингтон в соглашении участвовать не будет. И вот теперь на саммитах G-20 в Гамбурге, Буэнос-Айресе, а теперь и в Осаке начинается нытье лидеров некоторых стран (преимущественно европейских) по поводу того, что Парижское соглашение надо выполнять. Трамп на это нытье не реагирует. А президент Франции Эмманюэль Макрон на саммите в Осаке заявил, что не подпишет итоговое коммюнике, если в нем не будет упомянуто Парижское соглашение по климату, вступившее в силу в 2016 году. Соглашение было упомянуто, коммюнике Макрон подписал, но Трамп остался на своей твердокаменной позиции. От себя добавлю, что Парижское соглашение без Америки теряет свой смысл, ибо на США приходится, по разным оценкам, от 25 до 30 % всех эмиссий парниковых газов. Как выяснилось, из климатического соглашения хотят уже выйти и другие страны, например, Бразилия. Президент Франции Макрон пятницу на полях саммита беседовал с президентом Бразилии Жаиром Болсонару, пытаясь убедить его остаться в соглашении.

Можно видеть невооруженным глазом, что набор вопросов, обсуждаемых на саммите в Осаке, сильно отличается от тех реальных угроз и вызовов, с которыми сегодня, в 2019 году сталкивается мир. Это и взрывоопасная ситуация на Ближнем Востоке, это и резко усилившаяся гонка вооружений и возросшая угроза применения ядерного оружия, и Украина как очаг нестабильности в Европе, и экономические санкции США против России и других стран и т. п. Наконец, это угроза второй волны мирового финансового кризиса. Напомню, что Большая двадцатка для того и создавалась, чтобы предотвращать финансовые кризисы и ликвидировать их последствия. Конечно, в двухсторонних переговорах на полях саммита в Осаке все эти вопросы обсуждались. Но они почти не звучали на пленарных заседаниях. А это означает, что Большая двадцатка утрачивает свою эффективность. Некоторые ехидные критики последних саммитов G-20 говорят, что для того, чтобы «Большая двадцатка» возродилась, должен разразиться очередной мировой финансовый кризис.

 

ОПЕК+. В чьих интересах?

 

ОПЕК — аббревиатура, хорошо известная любому грамотному человеку. Она расшифровывается следующим образом: Организация стран — экспортёров нефти (англ. The Organization of the Petroleum Exporting Countries; сокращённо OPEC). Это международная межправительственная организация, созданная нефтедобывающими странами в целях контроля квот добычи на нефть. Часто рассматривается как картель. В состав ОПЕК входят 14 стран: Алжир, Ангола, Венесуэла, Габон, Иран, Ирак, Конго, Кувейт, Катар (с января 2019 вышел из альянса), Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Нигерия, Саудовская Аравия, Экваториальная Гвинея и Эквадор. Штаб-квартира расположена в Вене. Генеральный секретарь (с 1 августа 2016 г.) — Мохаммед Баркиндо.

Дата основания — сентябрь 1960 года. Начала функционировать с января 1961 года. Однако в первые годы была известна узкому кругу специалистов, поскольку на мировом рынке «черного золота» командовал нефтяной картель, называемый «семь сестер» (американские и английские компании). ОПЕК стала известной на весь мир в 1973 году, когда разразился так называемый энергетический кризис, который выразился в том, что в течение нескольких месяцев цены на «черное золото» на мировом рынке выросли в четыре раза. Все политики и эксперты почти в один голос заявили тогда, что это результат действий ОПЕК.

И с тех пор почти любые колебания цен на мировом рынке нефти связывают с действиями ОПЕК или отдельных ее членов.

Наша страна (сначала СССР, потом Российская Федерация) всегда была крупным экспортером «черного золота». С 1998 года стала наблюдателем в этой организации, но от членства воздерживалась. В конце 2016 года было заключено соглашение между Российской Федерацией и ОПЕК о сотрудничестве в деле регулирования цен на черное золото, которое начало действовать с 1 января 2017 г. Соглашение устанавливало лимит добычи для России, но было ограничено по времени (с возможностью пролонгации и пересмотра условий сотрудничества). Новая конфигурация получила название ОПЕК+. Подписание соглашения нашей страной диктовалось тем, что мы, будучи ведущим экспортером черного золота, можем повысить эффективность этого экспорта посредством повышения цен на нефть и пополнять нашу валютную кубышку. С тех пор соглашение ОПЕК+ несколько раз пролонгировалось (с некоторыми корректировками квот). Последнее соглашение действует в течение первого полугодия 2019 года.

На протяжении всего времени действия соглашения России с ОПЕК российские СМИ (за редкими исключениями) подавали его как весьма выгодную для нашей страны сделку. Мол, благодаря ОПЕК+ Российская Федерация сумела заработать дополнительные миллиарды и даже десятки миллиардов долларов. Да к тому же сберечь запасы «черного золота» в недрах. Лучше экспортировать меньше и дороже, чем больше и дешевле — вот простая логика российских сторонников ОПЕК+. Стали даже раздаваться призывы, что надо от сотрудничества с ОПЕК переходить к членству в указанной организации и совместно с Саудовской Аравией начать полноценно командовать мировых рынком «черного золота».

Голоса отдельных противников ОПЕК+ или сомневающихся были не слышны. А они были. И альтернативная точка зрения на ОПЕК+ прозвучала достаточно громко лишь в этом году. 11 февраля информационное агентство Neftegaz.RU. опубликовало интересную новость. Оказывается, еще в конце прошлого года глава Роснефти Игорь Сечин направил президенту РФ Владимиру Путину письмо с просьбой не допустить продления соглашения России с ОПЕК. Он назвал сделку по сокращению добычи нефти ОПЕК стратегической угрозой для России, полагая, что главным бенефициаром ОПЕК+ оказываются США.

В качестве аргументов, обосновывающих позицию руководителя Роснефти, он приводит следующие цифры и факты:

• доля российской нефти на мировом рынке падает. В 1990 г. она составляла 16,3 %, а сейчас она опустилась до 12 %;

• с 2007 г. добыча нефти в России выросла лишь на 10 %, в то время как в США, Бразилии и Ираке на 87 %, 50 % и 111 % соответственно;

• импортеры переключаются с российской нефти на другие сорта, перестраивают логистические цепочки.

Одним словом, российские нефтяные компании теряли свои позиции на мировом рынке, а сделка с ОПЕК лишь ускорила этот процесс. ОПЕК+ фактически создает возможности для американских компаний перехватывать ту долю мирового рынка нефти, которую Россия добровольно уступает, искусственно сокращая добычу и экспорт черного золота. Информационное агентство Neftegaz.RU. сообщает, что прямой рекомендации не продлевать соглашение с ОПЕК в письме не было, но вся логика письма подводила именно к такому выводу. Вместе с тем соглашение с ОПЕК было пролонгировано на следующие полгода.

«Утечка информации» взволновала аудиторию. Пресс-секретари Роснефти (М. Леонтьев) и Президента РФ [ Д. Песков), которым задавали вопросы в связи с откровениями Игоря Сечина, от комментариев отказались. Выяснилось, что и до письма Путину Сечин и его команда выражали опасения по поводу возможного укрепления позиций США на мировом рынке «черного золота». Особенно в связи со сланцевой революцией, которая началась в Новом Свете. Чрезмерное повышение цен на нефть создавало благоприятные условия для добычи сланцевой нефти, которая при более умеренных ценах была бы неконкурентоспособна.

Задним числом эксперты обратили внимание на то, что соглашение России с ОПЕК было подписано в декабре 2016 года, т. е. через месяц после победы на президентских выборах Дональда Трампа. Он еще в период предвыборной кампании заявлял, что, придя в Белый дом, первым делом начнет наращивать добычу «черного золота». А создание ОПЕК+ аккурат содействовало планам Трампа. Некоторые конспирологи даже утверждают, что заключению соглашения с Россией способствовала Саудовская Аравия — надежный союзник Вашингтона. Мол, Эр-Рияд обещал Москве, что они, мол, на паритетных началах будут царствовать и править в ОПЕК.

В июне текущего года переговоры Москвы с ОПЕК (фактически — с Эр-Риядом) по поводу нового полугодового соглашения вступили в завершающую фазу. Видимо, Игорь Сечин почувствовал, что его аргументы из декабрьского письма не сработали, и он решил прибегнуть к иному средству предотвратить сделку. Пресс-секретарь Роснефти получил карт-бланш на открытое озвучивание аргументов против ОПЕК+. В эфире «Вести ФМ» неделю назад Михаил Леонтьев прямо заявил, что ОПЕК+ в геостратегическом плане является «сдачей рынков и добровольной уступкой полного контроля за рынками нефти Соединенным Штатам». «Вот так получается, что весь политический, геополитический оппортунизм, идея которого сдаться и что-то получить, теперь наложился на апологетику соглашения ОПЕК+, которое в геоэкономическом, геостратегическом плане является сдачей рынков», — добавил представитель госкомпании.

Более того, пресс-секретарь Роснефти сделал сенсационное заявление: «ОПЕК и ОПЕК+, якобы, определяют уровень цен на нефть, хотя они ничего не определяют. Совсем. Определяют американцы, убирая с рынка объемы, которые они хотят. Если им не хватит объемов, они введут санкции еще против какой-то страны или войну устроят. Когда устроят? Когда им не хватит усилий ОПЕК+», — отметил пресс-секретарь «Роснефти».

Действительно, если мы посмотрим на санкции Вашингтона против Ирана, блокировавших 90 % экспорта нефти этой страны, то должны будем согласиться с жестким тезисом Михаила Леонтьева. Главным инструментом управления рынком становятся не квоты в рамках ОПЕК (или ОПЕК+), а экономические санкции Вашингтона.

Известно, что за продолжение сотрудничества с ОПЕК выступает министр энергетики Александр Новак. Выступающие за ОПЕК+ люди, по мнению Леонтьева, «работают объективно или субъективно на интерес тех, кто вводит санкции, тех, кто давит на Россию». Это явно камень Роснефти, брошенный в министра.

Нефтяные планы Америки воистину наполеоновские. Они намерены наращивать добычу и экспорт черного золота и далее. На месячной основе она уже добывает нефти больше, чем Россия и Саудовская Аравия. Ожидаемые приросты добычи черного золота явно будут перекрывать сокращения добычи в рамках ОПЕК и ОПЕК+. Значит, санкции будут вводиться и против других стран. А кто знает, может быть, даже против России и Саудовской Аравии? Некоторое увеличение поступления нефтедолларов в российскую казну в результате участия нашей страны в ОПЕК+ в дальнейшем может обернуться для нас серьезными потерями. Леонтьев об этом также сказал в передаче на «Вести ФМ»: «Это — та же логика, прикрытая великолепным фиговым листом якобы пополнения бюджета. Ну, графики посмотрите. Раньше мы могли сказать, что вся нефть, которая убирается с рынка ОПЕК+, то есть Россией и Саудовской Аравией, заменяется американской. Сейчас уже это не так. Сейчас американская добыча больше этой нефти. Зачем надо танкеры поджигать зажигалкой в заливе, щекотать рынок?».

Против пролонгации соглашения с ОПЕК выступают и другие российские нефтяные компании. Говорят, что, мол, в России давно уже не открывалось новых месторождений «черного золота». Представители российского нефтяного бизнеса говорят: «А зачем нам наращивание ресурсной базы, если ОПЕК+ диктует сокращение объемов добычи?»

Однако аргументы Роснефти и других нефтяных компаний, видимо, не сильно повлияли на позицию руководителя Министерства энергетики РФ господина Новака. Окончательно о решении по ОПЕК+ мы узнаем в начале следующего месяца: 1–2 июля в Вене будет проходить встреча стран-членов ОПЕК и России и решаться вопрос о продлении соглашения.

Впрочем, боюсь, что вопрос уже решен. 29 июня на полях саммита G-20 в Осаке прошла встреча В. Путина с наследным принцем Саудовской Аравии. Президент РФ Владимир Путин на пресс-конференции, отвечая на вопрос об итогах встречи с наследным принцем Саудовской Аравии, сообщил: «Что касается сегодняшней встречи с наследным принцем — да, действительно мы обсуждали возможность продления наших договоренностей с ОПЕК по поводу сокращения добычи. Хочу вас проинформировать — это, наверное, для рынка имеет значение определенное — мы договорились. Мы продлим наши договоренности, во всяком случае, мы будем поддерживать продление договоренностей — как Россия, так и Саудовская Аравия».

Что ж, за время существования Российской Федерации мы сдали позиции на многих мировых рынках. Остается еще их сдать на рынке «черного золота».

 

ЕЦБ и МВФ: смена караула

 

После майских выборов в Европарламент следующим важнейшим событием в Европейском Союзе должно стать назначение руководителей ключевых институтов ЕС. Процедура предполагает сначала определение списка кандидатур, а затем голосование по предложенным кандидатурам в Европарламенте. Первый шаг (определение кандидатур) предполагалось сделать на плановом саммите ЕС 20–21 июня. Однако тогда договоренности достичь не удалось. Пришлось созывать чрезвычайный саммит ЕС, который начался в воскресенье 30 июня в 21.30 и продолжался без малого сутки. Споры между главами государств и правительств 28 стран-членов ЕС были очень горячими, но наконец удалось достичь консенсуса по четырем ключевым позициям.

В «пакете» согласованных кандидатур на первом месте стоит Урсула фон дер Ляйен, рекомендованная на пост главы Европейской комиссии — важнейшего института ЕС. Эта дама в настоящее время является министром обороны ФРГ. Главой Евросовета предложено сделать Шарля Мишеля, нынешнего премьер-министра Бельгии. Жозеп Боррель, министр иностранных дел Испании, выдвинут кандидатом на пост высокого представителя ЕС по внешней политике и обороне. Четвертая позиция — президент Европейского центрального банка (ЕЦБ). На этот пост предложена Кристина Лагард, которая в настоящее время является исполнительным директором Международного валютного фонда (МВФ).

Если три упомянутые выше первые персоны фигурировали в списках возможных кандидатов, которые составляли эксперты еще до саммита ЕС, то имя Кристины Лагард для многих оказалось неожиданностью. Хочу подробнее остановиться на этой позиции.

В настоящее время, как известно, президентом ЕЦБ является итальянец Марио Драги, который на этом посту находится с ноября 2011 года. На этой должности он сменил француза Жан-Клода Трише, который занимал пост с 2003 года. 31 октября нынешнего года истекает положенный восьмилетний срок пребывания Марио Драги на посту президента, устав ЕЦБ не допускает пребывания на должности в течение еще одного срока. Кстати, следует обратить внимание, что руководители ЕК, Евросовета, представитель ЕС по внешней политике и обороне, да и другие высокопоставленные начальники ЕС назначаются на пятилетний срок, а президент ЕЦБ — на 8 лет. Все указанные кандидатуры должны проходить через процедуру голосования в Европарламенте (ожидается в середине июля). Плюс к этому по кандидатуре президента ЕЦБ еще необходимо решение Совета управляющих ЕЦБ (впрочем, можно ожидать, что оно будет формальным).

Удивительно, но в европейской прессе, охочей до всяких версий, почему-то тема преемника Марио Драги активно не обсуждалась. Правда, иногда перебирались имена руководителей некоторых Центробанков. Вспоминали главу Бундесбанка Йенса Вайдмана, бывшего главу центрального банка Финляндии Эркки Лииканена и его нынешнего главу Олли Рена, а также президента Банка Франции Франсуа Виллеруа де Гало. Но тут же эксперты признавали, что по тем или причинам указанные лица вряд ли окажутся в кресле президента ЕЦБ. По сравнению с другими институтами ЕС Европейский центральный банк наиболее закрытый, по поводу кандидатуры руководителя приходилось «гадать на кофейной гуще».

Итак, президенту ЕЦБ Марио Драги остается до окончания срока менее четырех месяцев. Еще до появления новости о кандидатуре Кристины Лагард эксперты предсказали, что нынешний президент ЕЦБ, проявлявший на протяжении всех предыдущих лет большую осторожность, в оставшиеся месяцы может пойти на принятие очень радикальных решений. Последние три заседания ЕЦБ под руководством Драги, которые пройдут в июле, сентябре и октябре, неожиданно стали рассматриваться как возможность для возвращения к сверхмягкой («голубиной»] денежно-кредитной политике, которую ЕЦБ обещал сворачивать с этого года.

В частности, аналитики ожидают, что ЕЦБ понизит процентные ставки. По депозитам они уже отрицательны, составляют минус 0,4 %, а ключевая ставка равна нулю. Эксперты предсказывают, что к осени ключевая ставка ЕЦБ может стать отрицательной (как например, у Банка Японии]. А по депозитам она может опуститься до минус 0,8 %. При Марио Драги ЕЦБ проводил политику количественного смягчения (с 2015 года], формально она была завершена к 1 января нынешнего года. Европейским Центробанком было скуплено государственных долговых бумаг на сумму 2,6 трлн, евро (примерно 3 трлн. долл. США]. Эксперты ожидают, что уже летом ЕЦБ возобновит скупку государственных облигаций стран-членов еврозоны и продолжит накачивать европейскую экономику деньгами. Сейчас ЕЦБ может выкупать не более 33 % долгов каждого правительства, но Драги недавно намекнул, что правила могут измениться. Как отмечают аналитики, повышение лимита до 50 % позволит ЕЦБ докупить облигаций еще на 1 трлн. евро. Наблюдатели обращают внимание на то, что Марио Драги своими недавними заявлениями о возобновлении и даже усилении «голубиной» денежно-кредитной политики синхронизирует курс ЕЦБ с курсом ФРС США. С середины прошлого месяца четко обозначился разворот американского Центробанка в сторону сверхмягкой денежно-кредитной политики.

Длительное проведение «голубиной» политики любым Центробанком действует разрушительно на экономику. Ожидаемая резкая либерализация политики ЕЦБ в последние месяцы пребывания Марио Драги на своем посту означает, что может на непродолжительное время возникнуть некая видимость экономического оживления в Европе, но затем наступит тяжелое «похмелье». А наступит оно тогда, когда Кристина Лагард заступит на вахту в ЕЦБ. «Пространство для маневров у будущего президента, кто бы им ни стал, будет очень ограниченным», — заявил 30 июня на страницах «WSJ» Юрген Штарк, до 2011 года занимавший должность старшего экономиста ЕЦБ[6].

Вернемся к Кристин Лагард. Согласно источникам, близким к Елисейскому дворцу, на кандидатуре Лагард настоял лично президент Франции Эммануэль Макрон. По его мнению, она весьма успешно справилась с обязанностями в Международном валютном фонде, которым руководит с 2011 года. «Ее работа во главе МВФ свидетельствует о том, что у нее есть все необходимые качества, чтобы справиться с валютной политикой и одновременно вызвать доверие рынков», — обосновал свой выбор французский лидер. Эксперты говорят, что Макрон при этом заручился поддержкой канцлера ФРГ Ангелы Меркель, пообещав в свою очередь поддержать назначение министра обороны Германии Урсулы фон дер Ляйен на пост главы Еврокомиссии. Франция очень довольна. Все прекрасно понимают, что ЕЦБ в системе управления ЕС, может быть, даже более влиятельный институт, чем Еврокомиссия.

Европейцы порядком устали от нынешнего президента ЕЦБ Марио Драги. Хотя он итальянец, но даже далекие от финансов и политики люди воспринимают Драги как проамериканского чиновника. А также лоббиста интересов американского банка Голдман Сакс, в котором он в свое время занимал высокие посты. Но не стоит обольщаться, что Кристин Лагард на посту президента ЕЦБ будет проводить решения, выгодные Франции и всей Европе. Она будет ровно таким же проамериканским чиновником. Формально она француженка, но только формально. Большую часть своей сознательной жизни она провела в Новом Свете. Четверть века (с 1981 по 2005 гг.) она работала адвокатом в Чикаго в одной из крупнейших в мире юридических и консалтинговых фирм — «Baker & McKenzie». Там она сделала головокружительную карьеру, в 1999 году стала первой женщиной, возглавившей эту организацию.

Под руководством Лагард адвокатское подразделение со штаб-квартирой в Чикаго удвоил свой оборот и заработало в 2004 году более 1 млрд. долл. У Лагард абсолютно американские манеры, американская хватка. Время 2005–2011 гг. она провела во Франции, занимая высокие должности в органах государственной власти. Сначала она — министр-делегат по внешней торговле (2005–2007 гг.], затем — министр сельского хозяйства и рыболовства Франции (2007–2008], наконец — министр экономики и промышленности (2008–2011]. Ее пребывание на министерских постах сопровождалось разными скандалами и рождением анекдотов. Находясь на посту министра экономики, она заявила публично: «Если бензин слишком дорог, французам нужно пересесть на велосипеды». Журналисты сравнили её с Марией-Антуанеттой, которой приписывают фразу «У народа нет хлеба? Так пусть едят пирожные». Кристин Лагард с ее американской бесцеремонностью французы окрестили Мадам Бестактность (фр. Lagaffe — «бестактность», созвучно фамилии Lagarde].

В 2011 году она вернулась в США, заняв кресло директора МВФ. Мы помним, что предшественником Лагард в Фонде был Доминик Стросс-Кан, который проявлял недопустимую независимость по отношению к США как «главному акционеру» МВФ, за что и поплатился. Стросс-Кан отзывался о Лагард со скепсисом: «Для описания наших отношений с мадам Лагард слово «уважение» вряд ли подходит. Она некомпетентна, это всего лишь красивый фасад».

Во вторник председатель Евросовета Дональд Туск на пресс-конференции по итогам экстренного саммита ЕС в Брюсселе заявил, что Кристин Лагард будет «очень независимым» главой Европейского центрального банка. Подобное заявление выглядит как издевка. Свою «независимость» она уже в полной мере показала, находясь на посту директора МВФ. Она была на постоянной связи с Минфином США, который диктовал, что она должна говорить и какие решения проводить. При Лагард нормальная работа Фонда была фактически парализована. Даже либерально настроенные экономисты вынуждены признавать, что в текущем десятилетии МВФ находится в состоянии перманентного кризиса.

Поведением дамы на руководящих постах очень удобно управлять. Во французских судах лежат дела на Кристин Лагард. Находясь на посту министра экономики и промышленности, согласно материалам следствия, она допустила незаконную растрату бюджетных денег на сумму более 400 млн. евро. Споры идут лишь по вопросу о том, был ли со стороны министра умысел (участие в сговоре) или же была проявлена халатность. Дело несколько раз открывалось и вновь закрывалось. Не трудно понять, что в таком положении дама вряд ли будет перечить тем, кто дает ей команды с более высоких этажей власти.

А как будет жить МВФ, если Кристина Лагард уйдет из этой организации? Срок ее пребывания на посту директора Фонда заканчивается 5 июля 2021 года. Т. е. она может за два года до истечения срока покинуть кресло директора. Кристин Лагард уже успела заявить о сложении с себя полномочий главы фонда в связи с выдвижением на пост президента ЕЦБ. Вчера исполнительный совет МВФ отреагировал на заявление Лагард следующим решением: «Мы, члены исполнительного совета МВФ, приняли к сведению выдвижение директора-распорядителя МВФ Кристин Лагард на должность председателя ЕЦБ. Мы принимаем решение госпожи Лагард временно отказаться от своих обязанностей в МВФ на период выдвижения. Мы полностью доверяем первому заместителю управляющего директора Дэвиду Липтону в качестве исполняющего обязанности директора-распорядителя МВФ». Дэвид Липтон занял пост первого заместителя директора-распорядителя МВФ 1 сентября 2011 года. До этого он исполнял обязанности специального советника директора-распорядителя фонда. Дэвид Липтон — американец. До своего прихода в МВФ Липтон работал в качестве специального помощника президента США и старшего директора по международным экономическим вопросам в Национальном экономическом совете США и Совете национальной безопасности при Белом доме.

Никаких предположений о кандидатуре нового директора МВФ эксперты пока не озвучивали. Но понятно, что им не будет тот же Липтон, поскольку он американец. По неписанному правилу на посту должен находиться европеец. Кристина Лагард была одиннадцатым директором. Первый директор Фонда Камилль Гутт (Camille Gutt) был бельгийцем (находился на посту в 1946–1951 гг.]. Из последующих десяти директоров двое были шведами, один немец, один голландец, один испанец. А французов было аж пять: Пьер-Поль Швейцер (Pierre-Paul Schweitzer; 1963–1973], Жак де Ларозъер (Jacques de Larosiere; 1978–1987), Мишель Камдессю (Michel Camdessus; 1987–2000), Доминик Стросс-Кан (Dominique Strauss-Kahn; 2007–2011),

Кристин Лагард (Christine Lagarde; 2011–2019). Завесь период активной деятельности Фонда (1946–2019 гг.), равный 73 годам, французы занимали кресло директора МВФ на протяжении 44 лет. Можно сказать, что должность директора-распорядителя Фонда — «французская». Велика вероятность, что преемником Лагард также будет француз.

Сколько времени может потребоваться для назначения преемника Лагард? — Думаю, что окончательное назначение нового директора Фонда случится лишь после официального назначения Лагард на пост президента ЕЦБ, а, оно, судя по всему, может произойти еще летом. Как показывает опыт МВФ, процедура отбора кандидата на пост директора-распорядителя Фонда занимает 1–1,5 месяца. Скорее всего, окончательно имя преемника Лагард станет известно в августе.

Пост президента ЕЦБ очень непростой. Но, следует признать, что должность директора-распорядителя МВФ была еще более сложной. Во время нахождения Лагард на этой должности Фонд стал переживать острейший кризис, связанный с тем, что реформы организации (прежде всего, пересмотр квот стран-членов) блокировались ее «главным акционером» — Соединенными Штатами. Именно во времена Лагард Фонд под давлением всего того же «главного акционера» пустился во все тяжкие — грубые нарушения правил своей работы (наиболее ярко это проявилось на решениях по выдаче кредитов Украине). Думаю, что дама несказанно рада, что у нее появилась возможность сменить кресло руководителя Фонда на кресло руководителя ЕЦБ.

Впрочем, не стоит переоценивать роль Лагард в управлении Фондом. Она лишь исполняла команды, которые получала от «главного акционера». Видимо, в ЕЦБ она также будет выполнять представительские функции, выполняя команды незримых «акционеров» Европейского центрального банка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.033 с.)