Понятие, основные признаки и сущность государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, основные признаки и сущность государства.



 

Что такое гос-во в научной литературе не имеет однозначного решения. О понятии гос-ва ученые спорят на протяжении многих столетий. Вопрос о понятии гос-ва можно рассматривать в 2ух значениях: в широком и в узком смысле.

Гос-во в широком смысле. Это определенная страна, которая характеризуется наличием 3х основных признаков. 1) территория, 2) население, 3) публичная власть.

Гос-во в широком смысле это взятая в единстве территория, население и публичная т.е общественная власть. Широко распространено в западной лит-ре и у некоторых отечественных исследователей.

Гос-во в узком смысле это определенная орг-ия которая сущ-ет в той или иной стране в том или ином общ-ве, но с общ-ом не совпадает, одна из орг-ий сущ-их в общ-ве. Кроме гос-ва в общ-ве сущ-ют и др. орг-ии (религиозные, политические партии, различные общ-ые орг-ии). Понимание гос-ва как определенной орг-ии сущ-ей и функционирующей в общ-ве является наиболее распространенным в совр. отеч. ТГП.

Понимание гос-ва как определенной орг-ии не является в нашей науке единообразным. Нередко гос-во рассматривают как орг-ию публичной (политической) власти. Др. считают что гос-во это политическая орг-ия действующая и функционирующая в общ-ве (удачное определение).

Гос-во как политическая орг-ия сущ-ая и функ-ая в общ-ве обладает след-ми признаками:

1) гос-во опред-ая орг-ия т.е. объединение людей (не единственная орг-ия сущая в общ-ве).

2) гос-во политическая орг-ия которая носит политический характер и тесно с ней связана. Гос-во не единственная орг-ия в общ-ве, в общ-ве могут действовать и др, полит-ие орг-ии.

3) гос-во всеобъемлющая орг-ия, она в отличии от других полит-их орг-ий охватывает население всей страны. Люди проживающие на территории гос-ва его члены становятся гражданами или подданными.

4) гос-во это территориальная орг-ия, она объединяет юдей не по родственным связям как род или племя, а по признаку территорий.

5) гос-во это суверенная орг-ия т.к. суверенитет это свойство гос-ой власти, выр-ся в её верховенстве как внутри её так и за её пределами. Стоит над всеми др. орг-ми. Гос-во в своей деятельности не зависимо от др. орг-ий и стран.

6) гос-во как орг-ия обладает публичной (общ-ой властью), специальным аппаратом управления и принуждения. В гос-но организованном общ-ве публичная власть становится в центре у государства. Эта власть превращается в гос-ую власть. Публичная власть выр-ся в определенных органах, в аппарате управ-ия и принуждения.

7) гос-во орг-ия которая осущ-ет руководство общ-ом в чьих либо интересах. Гос-во будучи всеобъемлющей орг-ей обладает публичной властью становится оганом который осущ-ет руководство общ-ом. Гос-во превращается в официального представителя общ-ва и решает все основные задачи стоящие перед общ-ом. При этом гос-во осущ-ет руководство общ-ом в интересах либо народа, либо класса, либо какой то соц-ой группы.

Гос-во это всеобъемлющая суверенная политико-территориальная орг-ия, обладающая публичной властью, со спец-ым аппаратом управления и принуждения и осущ-ет руководство общ-ом в интересах либо народа в целом, либо класса, либо какой то соц-ой группы.

Сущность гос-ва. В понимание сущности гос-ва существуют два основных подхода классовый и надклассовый.

Классовый подход в понимании сущности гос-ва выражен в основном в марксистко-лениской теории гос-ва. Согласно марксистко-лениской теории, гос-во есть классовое явление. Оно всегда носит классовый характер, возникает в результате раскола общества на классы, существует только в классовом обществе и с исчезновением классов должно отмереть. Гос-во в марксистко-лениской теории выступает как орудие классового господства, как машина для подавления одних классов эксплуатируемых др. эксплуататорами.

Другой подход – надклассовый, выр-ся в различных не марксистских теориях гос-ва: теория правового гос-ва, теория плюралистической демократии, теория гос-ва благоденствия, теория элит, технократическая теория. Теории по разному раскрывают сущность гос-ва, но не одна из этих теорий не рассматривает гос-во как орудие классового господства.

В совр. отеч. ТГП вопрос о сущности гос-ва решается по разному. Многие исследователи исходят из того, что сущность гос-ва не следует рассматривать только с классовых или только с надклассовых позиций. По их мнению сущность гос-ва имеет две стороны: классовую и общесоциальную (общечеловеческую) сущность гос-ва – двуединая сущность.

В те или иные периоды истории на первый план выходит либо классовая либо общесоц-ая сторона сущности гос-ва. Согласно др. точке зрения гос-во носило классовый характер в прошлом. Совр-ое гос-во классовый характер утратило и из орудия классового господства превратилось в орудие соц-ых компромиссов.

Сущ-ют и др. взгляды. Небезынтересным представляется подход в характеристики сущности гос-ва, акцентирующий внимание на управленческую деятельность гос-ва. Согласно этому: сущность гос-ва выр-ся в том что гос-во есть орг-ия осущ-ая руководство и управление обществом. Это управление может выр-ся в разл-ых формах в том числе и в подавлении одних классов другими. 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.219 (0.005 с.)