Господство разума как принцип беспорядка и неустройства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Господство разума как принцип беспорядка и неустройства.



Господство разума как принцип беспорядка и неустройства.

Человек разумный(Homo sapiens) — биологический термин для обозначения человека. Нас воспитывали, что разум – это главнейшее отличие человека от всех живых существ. Нельзя согласиться с таким упрощённым пониманием. Современная психология, подверженная материалистическим, бездуховным, безрелигиозным взглядам на строение и проблемы человеческой личности, пользуется только лишь достижениями человеческого рационального разума, отвергает разум духовный. Поэтому для нее неизбежны неполнота, излишняя механичность и схематичность понятий и суждений.

70 лет богоборчества породили в душе пустоту и беспросветную тоску.

(2) Воспитание — вскармливание, снабжение пищей и духовной и телесной. Взращивание в душе и разуме человека определенных установок (нравственных и интеллектуальных), принципов, убеждений, привычек и навыков.

Разумеется, что православное воспитание личности прежде всего стремится к нравственному совершенствованию, к познанию и исполнению заповедей, к обычаям и навыкам церковной жизни, к религиозному жизненному ритму. Все остальное воспитание и обучение должно освещаться именно воспитанием духовно-нравственным, только тогда образование принесет достойные добрые плоды и знания будут обращены на добрые дела.

Все это предполагает особую ответственность учителей и воспитателей и высокие требования к их нравственному уровню.

Рассмотрим понятие «разум», следуя плану:

1) Вступление

2) Определение – что такое разум

3) Сочетание ума и разума

4) Разум до падения.

5) Разум после падения.

6) Богопознание – первая область вторжения падшего разума.

7) Самопознание – вторая область вторжения падшего разума.

8) Отношения с другими людьми – третья область вторжения падшего разума.

9) Обуздание разума

10) Исцеление разума и возвращение его на подобающее место

11) Заключение

Библия

Прит.3:13 Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, -

Прит.4:5 Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих.

Прит.4:7 Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум.

Прит.7:4 Скажи мудрости: "Ты сестра моя!" и разум назови родным твоим,

Прит.16:22 Разум для имеющих его - источник жизни, а ученость глупых - глупость.

1Кор.1:19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.

Вступление.

Поскольку же Бог троичен: Ум, Разум и Дух, то это относится и к душе: она обладает умом, разумом и духом. Но не человек служит основой для объяснения Триединого Бога, но Триединый Бог – для объяснения человека. Такое объяснение является не просто психологическим и человеческим, но богооткровенным. Это значит, что только человек, находящийся в состоянии откровения, пережитом всеми святыми, может воспринять эту реальность. Хотя человек и обладает умом, разумом и духом, согласно троическому образу бытия, однако ум, разум и дух его – это не ипостаси, подобно Лицам Святой Троицы, но силы души. Следовательно, "эти три силы "нераздельны между собой", но не носят ипостасного характера".

 

 

Сочетание ума и разума.

Разумная сила (ενέργεια) души сочетается с умной, но они не тождественны между собою. Разум и ум имеют разные задачи.

Человеческое слово (θόγος) бывает как внутренним, так и произносимым. Оно произносится внутренне, но получает и внешнее выражение. Внешнее молчание не является свидетельством отсутствия внутреннего слова. Однако, изучив святоотеческие творения, можно с некоторой осторожностью утверждать, что слово внутреннее и произносимое, соединено с умом, в то время как разумная способность (λογική), связанная с мышлением (λογική) – это тот орган, посредством которого выражается слово. Таким образом, можно считать, что существует некое тонкое различие между словом и разумной способностью, равно как и между словом и мышлением. Преподобный Фалассий учит, что "отличительная черта разумности (του λογικου) есть подчинять себя разуму ((θόγω)" (Добр. Т.3. С.296). Разумный человек должен подчиняться разуму. Мышление, по словам Григория Паламы, не является глазом души. Глаз души – это ум, в то время как мышление делает мыслимыми чувственные и умопостигаемые вещи. Характерны его слова: "Слыша же о душевных очах, самым опытом познающих небесные сокровища, не подумай, что это мышление. Ибо оно делает и чувственное и равно умопостигаемое мыслимым посредством себя самой". Это значит, что не мышление, а ум человека познает небесные сокровища. Мышление просто делает мыслимым то, что на собственном опыте переживает ум. В уме открывается Бог, мышление же выражает этот опыт в словесной форме.

(2) ИНТЕЛЛЕКТ (от лат. intellectus — познание, рассудок). Мыслительная способность человека. Наличие И. закономерно предполагает в личности нравственную ответственность, поскольку интеллект может причинить много зла, напр., И., служащий фашизму или развращению людей. Напротив, интеллект, направленный на добро, является подобием и проводником Божественного разума.

Протоиерей Дмитрий Смирнов:

Человек – создание Божие. Создание разумное, и поэтому жизнь наша должна быть осмысленна. И в день Рождества каждому, кто ищет смысла жизни, а не хочет быть просто животным или растением, неплохо задуматься о том, что Христос приходил на землю и ради него тоже и что от этого главного мирового события просто так отмахнуться невозможно. Недаром святая Церковь перед Рождеством заповедует всем своим членам поститься, чтобы очистить чувства, ум, очистить совесть и постараться умом и сердцем объять эту удивительную тайну, войти в нее, решить для себя, чего они еще не сумели исправить в своей жизни в соответствии с Тем Словом, Которое с Неба пришло на землю.

РАЗУМ ДО ПАДЕНИЯ

 

 Обычно говорят, что человек есть разумное существо, имея в виду, что он обладает разумом и мышлением. Однако в святоотеческом богословии разумным считается не такой человек, который обладает лишь разумом и произносимым словом, но тот, кто разумом и "разумною силою ищет и исследует, как обрести Бога" и соединиться с Ним.

(Прит.9:10) - Началом мудрости является страх Божий и благоговейное познавание Бога: "познание Святаго - разум". Этот перевод следует предпочесть греческому: совет святых разум.

До падения разум в человеке имел правильное употребление, то есть ум ощущал Бога, был связан с Богом, а разум выражал жизненный опыт ума с помощью мышления, этого особого органа. "Чистый ум право смотрит на вещи; образованный упражнением разум – виденное полагает как бы пред очами других". Признаком разумного человека считается подчинение разуму, а также стеснение и порабощение тела, в то время как "укор для разумного – подчиняться неразумному и промышлять только об удовлетворении срамных похотей". Кроме того, для разумной души "пагубно оставлять Создавшего ее и раболепствовать телу".

(2) БЛАГОЧЕСТИЕ - устроение души и разума, при котором все поступки, все поведение человека имеют благой, т.е. основанный на Божественном нравственном законе мотив, и имеют целью принести благой плод, т.е. плод (результат), угодный Богу, всецело подчиняющийся Его воле. Такое устроение может быть достигнуто только непрестанной работой над собой, решимостью жить по заповедям и непременным постоянным деятельным участием в жизни Церкви — в Святых Таинствах. Любая попытка обрести благочестие вне Церкви (а значит: вне Тела Христова, поскольку Церковь является Его Телом) обречена на ложный путь иллюзорности и помещает человека в число тех, кто «предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся» (2 Тим. 3, 4-5). Следует добавить, что ложное благочестие обязательно искажает целостность личности и может быть причиной серьезного душевного повреждения.

РАЗУМ ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ.

Разум, не подчиненный "облагодатствованному" уму, является больным и создает великое множество нестроений в нашей жизни, в то время как, подчинившись уму, он становится здоровым и возвращается в свое естественное состояние. На достижение этой цели и направлен аскетический курс лечения Церкви.

Разумен тот, кто очищает свой ум, в котором открывается Бог, и в дальнейшем выражает этот внутренний опыт посредством слова и мышления. В противном случае человек неразумен и ничем не отличается от бессловесных животных. Конечно, такой человек обладает разумной способностью и разумом, однако, не будучи соединен с Богом, он является мертвым. Мертвая душа являет и омертвение разума.

После падения произошло омертвение души, в результате чего весь внутренний мир души утратил способность функционировать нормально, а все ее внутренние действия подверглись переменам. Ум человека был помрачен, покрыт страстями и оказался под властью непроницаемой тьмы. Разум, не имея возможности выражать опыт ума, отождествился с мышлением. Таким образом, разумное начало возвысилось над умом, и после падения оно господствует в человеке. В действительности это болезнь и разума, и разумной способности. Разумная способность приобрела гипертрофированные размеры и поработила ум. Гипертрофированное разумное начало сделалось источником величайшего нестроения в духовном организме. Именно там главным образом беснуется гордость и там – все проявления эгоизма, который и является главным источником нестроения. Характерны слова архимандрита Софрония о движениях разумного начала в человеке после падения и о нестроении, создаваемом ими во всем духовном организме. Поставляя себя на первое место, гордость ведет борьбу за преобладание над всем, и в этой борьбе ее главным орудием является ум-рассудок (Ratio).

Рассудок, выступая со своими доводами, заповеди Христа, и среди них "Не судите, да не судимы будете" (Мф. 7:1), отвергает как безумие. Он говорит, что способность суждения составляет отличительное достоинство человека, в этой способности заключено его превосходство над всем миром; благодаря ей он только и может господствовать. Чтобы утвердить свой примат в бытии, он указывает на свои достижения, на свою культуру; он приводит множество доказательств, сильных своею самоочевидностью, показанных якобы в опыте исторической жизни, что ему и только ему принадлежит право решения, право установления, или констатации истины; он именует себя регулирующим бытие разумом.Безличный в законах своего функционирования, являющийся, по существу, лишь одним из выявлений жизни человеческой личности, одною из энергий личности рассудок в том случае, когда ему отводится первенствующее место в духовном бытии человека, последовательно доходит до того, что начинает уже бороться со своим источником, то есть личным началом. Восходя, как он мнит, до последних высот, нисходя, как ему кажется, до последних бездн, он стремится нащупать пределы бытия, чтобы всему дать собственное ему "определение", и, не достигая этой цели своей, ниспадает в изнеможение и решает: "Бога нет!" Потом, продолжая борьбу за преобладание, с дерзостью, а вместе и с тоскою говорит: "Если есть Бог, то как могу я согласиться, что этот Бог не я?" Не достигнув пределов бытия и приписав себе эту беспредельность, он восстает гордым восстанием и говорит: "Я исследовал все и нигде не нашел большего себя, следовательно, я Бог". И действительно, ум-рассудок, когда на нем и в нем сосредоточивается духовное бытие человека, царит и властвует в свойственной ему отвлеченной сфере настолько, что высшего себя не обретает и потому кончает признанием в себе божественного начала. Это последний предел рассудочного воображения и в то же время – последняя глубина падения и мрака".

Ни один мудрый человек, если он стоит далеко от Бога, не может обладать чистым разумом и разумным началом (λογικόν). Только святые являются по-настоящему разумными. Этот факт отмечает преподобный Григорий Синаит: "Настоящие разумные суть те, кои явились святыми через стяжание чистоты. Чистого разума (λόγον) никто из мудрых в слове не имел, потому что они от рождения разумную силу (το λογικόν) свою растлевают помыслами". Чтобы увидеть, как развратилась разумная способность (της λογικης) человека после падения и что она создает во всем нашем духовном организме, рассмотрим три области, в которые вторгается падший разум (λογική).

Обуздание разума

 Поскольку же в падшем человеке ум находится в глубокой тьме и разум служит единственным источником существования, то ясно, что для возвращения к бывшему прежде падения состоянию и достижения естественной жизни необходимо поменять термины местами, то есть вернуть ум и разум на их подлинные места, как это было описано выше. Разум должен быть обуздан, а ум – получить развитие, чтобы разум рождался от просвещенного ума, и в дальнейшем разумная способность (λογική) облекала в слова и предложения ведение ума.

 

 Важную роль в обуздании разума играет послушание воле Божией. Мы подвизаемся, чтобы не оказывать доверия собственному разумению и собственному мнению, этому истечению разума. Авва Дорофей говорит: "При всяком случавшемся со мною деле я никогда не желал ограждать себя человеческою мудростию, но что бы ни было я всегда делаю по силе моей и все предоставляю Богу". Мы избегаем доверять своему разуму и суждению. Недаром этот же святой написал целую главу под заглавием "О том, что не должно полагаться на свой разум". Диавол, обнаружив у человека некое желание или самооправдание, "тем под видом доброго вредит нам". Вместе с тем нам необходимо без рассуждения повиноваться воле Божией, согласно тому, что говорится в Писании и трудах отцов Церкви. Конечно, разум будет восставать и протестовать, однако его необходимо подчинить воле Божией. Поскольку же мы можем не знать воли Божией о столь многочисленных подробностях повседневной жизни, необходимо послушание духовному отцу, который может дать нашему духовному развитию нужное направление. По словам аввы Дорофея, "нет несчастнее и ближе к погибели людей, не имеющих наставника в пути Божием".

 

За помощью можно обратиться к труду святителя Иоанна Максимовича, митрополита Тобольского и Сибирского «ИЛИОТРОПИОН или сообразование человеческой воли с Божественной волей».

 

Таким образом, преслушание – это смерть, а послушание – жизнь. Характерны замечания преподобного Иоанна Лествичника о послушании:

"Послушание есть совершенное отречение от своей души, действиями телесными показуемое; или наоборот, послушание есть умерщвление членов телесных при живом уме. Послушание есть действие без испытания, добровольная смерть, жизнь чуждая любопытства, беспечалие в бедах... безбедное плавание, путешествие спящих. Послушание есть гроб собственной воли и воскресение смирения... Послушание есть отложение рассуждения и при богатстве рассуждения... потому что послушание есть неверование себе самому во всем добром, даже до конца жизни своей" (Леств. 4:3-5).

Послушание – это умерщвление собственной воли, собственного разума, но не ради того, чтобы достичь умерщвления страсти, а ради ее преображения.

Вместе с обузданием разума мы стремимся через покаяние и подвижническую жизнь в Церкви очистить свой ум, чтобы он был просвещен нетварной энергией Божией. Это достигается трезвением, молитвой – главным образом так называемой умной или сердечной

молитвой – и всей деятельной и созерцательной жизнью. С помощью всех предписаний, содержащихся в православном предании, ум приобретает благодать, оживает, возвышается, возвращается на свое место и в дальнейшем наделяет благодатью и разум. Таким образом разум становится служителем "облагодатствованного" ума, и человек возвращается к своему естественному состоянию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Из всего сказанного ясно, что падший человек подчиняется могуществу и власти разума как в своих отношениях с Богом, так и общаясь с ближним, и даже пытаясь познать самого себя. Господство разума, на котором зиждется вся западная культура, лежит в основании всякого внутреннего и внешнего нестроения. Будучи членами Православной Церкви, мы пытаемся восстановить нормальное положение дел. Цель наша двойственна. Мы боремся за то, чтобы, с одной стороны, ограничить власть разума, а с другой – открыть свой ум.

(4, стр. 130) Цель /идеал/ личности - самостоятельно выработанное или усвоенное человеком представление о возможно более адекватном, полном гармоничном воплощении в жизни преобладающих у него (у его типа) основных эндопсихических склонностей или способностей (КАА – умений, возможностей, сил и талантов) при помощи соответсвующих им экзо-категорий (КАА – категорий природы, искусства, религии, социальной психики…).

(2) По православному учению, главенствующая и управляющая сила человеческого разума –

УМ.

«Разумен тот, кто подчинил чувства разуму. Умный человек столь же выше разумного, сколько разумный выше чувственного. Умный человек — тот, у кого ум господствует над разумом...» (свт. Николай Сербский).

Президент Международной Академии развития человека Вячеслав Михайлович Бронников:

по уровню сознания мы находимся ниже, чем люди в древности. Раньше человека воспитывала община, а теперь - идеология, которой забивают ум с раннего детства, считая то, чему я учу, запрещенными знаниями.

Что касается здоровья, то и народная, и официальная, и суперсовременная квантовая медицина должны работать вместе, потому что энергетика человека неотделима от его физического тела. Только тогда люди действительно будут вылечиваться, а не заменять одни болезни другими, что сейчас нередко происходит в больницах.

 

Неотделима от сознания и вера. В зависимости от уровня духовного развития человека существует 4 вида веры.

 

Атеистическая - вера в безверие; на ней развивается ребенок, когда щупает все предметы, задает многочисленные вопросы, пытается все проверить.

 

Потребительская вера - ею заражены 90 % людей. Человек уже знает о том, что есть Бог, но у него отсутствуют серьезные знания о духовном мире, и поэтому его молитва всегда содержит слово «дай», он все время что-то просит у Бога. А Бог и есть ВСЕ, что он может еще дать? Пойдите и возьмите, ведь у Бога только наши руки! Но на самом деле, потребительская вера - это вера роста, это нормально и ничего в ней плохого нет.

 

Третий вид веры - вера в самопожертвование. Люди, которые слишком фанатично воспитаны на духовных традициях, говорят: «Бог, возьми мою рубашку! Бог, возьми мои ценности! Бог, возьми мою жизнь! Бог, возьми все!». А зачем Богу все? Он и так - ВСЕ. Впрочем, такие качества тоже необходимы в определенных экстремальных ситуациях, когда нужно пожертвовать собой ради какой-то цели. Просто во всем надо знать меру.

 

И четвертый вид веры - это вера в свое предназначение. Например, взяв в руки карандаш, мы не спутаем его с лопатой, потому что знаем, для чего предназначен карандаш и для чего - лопата. При этом понятия не имеем, для чего рождены мы, а ведь познание своего предназначения - это самое главное в жизни, и невыполнение его - во всех религиях - самый главный грех. А познание это складывается из этапов, ничего не приходит сразу.

 

Чтобы возвыситься, надо унизиться, надо понять, что - да, мы потеряли знания.

И произошло это не потому, что люди такие плохие. Это нормально на данном этапе перехода от человека разумного к человеку сознательному. Вначале надо было потерять, чтобы найти знания заново. На пути к глобализации мы обязаны мыслить уже не в пределах одной семьи, города или даже страны, а в масштабах Земли или даже Космоса.

Так что надо понять свое предназначение, оно создает имя человека, а имя - свою цену.

Надо срочно восстанавливать то, что потеряно и переводить в более высокое качество. Именно этим, развитием человека, мы и занимаемся. Не образованием, не лечением, а именно - развитием.

Мы же учим детей создавать свое имя. Например, мой сын уже в восемнадцать лет добился того, чего люди часто не достигают за всю жизнь; он учится в институте, уже объездил полмира, к его мнению прислушиваются врачи и ученые.

- Ваши курсы стоят дорого, и далеко не каждый может себе позволить заплатить такую сумму...

- Это я вам дам деньги, а не вы мне, как ни парадоксально! Потому что я научу вас их зарабатывать, покажу, как деньги делаются. Я могу дать такую информацию, которая сразу же поможет вам решить многие проблемы относительно вашего здоровья и развития. Например, если вы устаете, вы просто неразвитый человек. А сейчас во всем мире самая распространенная болезнь - это хроническая усталость. А ведь это в первую очередь отражается на материальном состоянии.

Так вот, я могу сделать из каждого человека отличного специалиста в той области знаний, которой он занимается. Мы гарантируем качество развития человека.

…………….. Метод критикуется представителями Русской православной церкви. Председатель комиссии РАН по лженауке академик Эдуард Кругляков назвал метод Бронникова откровенным мошенничеством ……..

 

Господство разума как принцип беспорядка и неустройства.

Человек разумный(Homo sapiens) — биологический термин для обозначения человека. Нас воспитывали, что разум – это главнейшее отличие человека от всех живых существ. Нельзя согласиться с таким упрощённым пониманием. Современная психология, подверженная материалистическим, бездуховным, безрелигиозным взглядам на строение и проблемы человеческой личности, пользуется только лишь достижениями человеческого рационального разума, отвергает разум духовный. Поэтому для нее неизбежны неполнота, излишняя механичность и схематичность понятий и суждений.

70 лет богоборчества породили в душе пустоту и беспросветную тоску.

(2) Воспитание — вскармливание, снабжение пищей и духовной и телесной. Взращивание в душе и разуме человека определенных установок (нравственных и интеллектуальных), принципов, убеждений, привычек и навыков.

Разумеется, что православное воспитание личности прежде всего стремится к нравственному совершенствованию, к познанию и исполнению заповедей, к обычаям и навыкам церковной жизни, к религиозному жизненному ритму. Все остальное воспитание и обучение должно освещаться именно воспитанием духовно-нравственным, только тогда образование принесет достойные добрые плоды и знания будут обращены на добрые дела.

Все это предполагает особую ответственность учителей и воспитателей и высокие требования к их нравственному уровню.

Рассмотрим понятие «разум», следуя плану:

1) Вступление

2) Определение – что такое разум

3) Сочетание ума и разума

4) Разум до падения.

5) Разум после падения.

6) Богопознание – первая область вторжения падшего разума.

7) Самопознание – вторая область вторжения падшего разума.

8) Отношения с другими людьми – третья область вторжения падшего разума.

9) Обуздание разума

10) Исцеление разума и возвращение его на подобающее место

11) Заключение

Библия

Прит.3:13 Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, -

Прит.4:5 Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих.

Прит.4:7 Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум.

Прит.7:4 Скажи мудрости: "Ты сестра моя!" и разум назови родным твоим,

Прит.16:22 Разум для имеющих его - источник жизни, а ученость глупых - глупость.

1Кор.1:19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.

Вступление.

Поскольку же Бог троичен: Ум, Разум и Дух, то это относится и к душе: она обладает умом, разумом и духом. Но не человек служит основой для объяснения Триединого Бога, но Триединый Бог – для объяснения человека. Такое объяснение является не просто психологическим и человеческим, но богооткровенным. Это значит, что только человек, находящийся в состоянии откровения, пережитом всеми святыми, может воспринять эту реальность. Хотя человек и обладает умом, разумом и духом, согласно троическому образу бытия, однако ум, разум и дух его – это не ипостаси, подобно Лицам Святой Троицы, но силы души. Следовательно, "эти три силы "нераздельны между собой", но не носят ипостасного характера".

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.051 с.)